Движение наставничества в школе

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Движение наставничества в школе

Иванидзе К.Н. 1
1МБОУ СОШ №6
Марковская С.В. 1
1МБОУ СОШ №6, г.Мытищи
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

В третьем классе я занималась организацией наставничества в нашем классе. Мои одноклассники разделились на две группы: наставники и стремящиеся. Ребята, которые учились успешно, помогали разобраться в учебном материале тем, кто в этом нуждался. Занятия мы проводили после уроков. Необходимую помощь оказывал наш классный руководитель. Всем участникам эти занятия очень понравились. К концу года выяснилось, что успеваемость у стремящихся повысилась, они стали увереннее отвечать на уроках. Улучшились отношения между одноклассниками, мы все сдружились, стали лучше понимать друг друга. Наставники тоже отметили, что стали лучше понимать материал, увереннее себя чувствовать на публике, когда нужно было, например, выступить с докладом.

Для себя я тоже извлекла ценные уроки. Я поняла, что мне нравится работа организатора, у меня это получается. Мне кажется, я стала более ответственной, серьезной, мне уже не страшно выступать перед классом.

Другие ребята тоже были за то, чтобы продолжать занятия. Вот почему в этом году мы решили не только продолжить движение наставничества, но и расширить его, взяв под опеку учеников из 2 класса. Классный руководитель 2-е класса положительно отнеслась к нашей идее, согласовала этот вопрос с родителями второклассников. Считаю, что с научной точки зрения важно будет исследовать, какая форма наставничества окажется в итоге более результативной: в кругу своих сверстников или с учениками младших классов.

Прошлогодние итоги движения «Наставничество» показали, что организация такой взаимной помощи в классе на регулярной основе - очень важная и актуальная задача. Ведь для нас, детей, учеба – это не только учебники и онлайн-платформы. Огромное значение имеет личное общение учителя с учениками и учеников между собой. Вопрос ученической взаимопомощи меня очень интересует. В рамках проекта я решила сопоставить результативность движения наставничества между детьми одного возраста – и наставничества старших над младшими школьниками. Причем рассмотреть не только уровень успеваемости, но и другие изменения, например, характера, волевых качеств, групповой сплоченности.

Учеников, которые взяли на себя роль наставников, в рамках проекта мы продолжали называть «Помощниками», а тех, кто принимал помощь наставников – «Стремящимися».

Цель исследования: сопоставление результативности движения наставничества в группах одного возраста – и разновозрастных группах, при занятии старших школьников с младшими.

Цель исследования раскрывалась в следующих задачах:

Подготовка и организация движения наставничества в 4 и 2 классе;

Вовлечение учащихся в движение наставничества;

Сравнение успеваемости до и после реализации движения наставничества в разных группах;

Сопоставление результативности, анализ проблем и перспектив движения наставничества.

Исследование включало в себя три этапа.

Первый этап – подготовительный, он длился 2 недели. На нем были реализованы следующие подзадачи:

Ознакомить ребят с историей наставничества из литературных и сетевых источников, рассказать о трудностях, с которыми мы столкнулись в прошлом году, с тем, чтобы предупредить их;

Провести во 2 и 4 классе анкетирование по выявлению характера трудностей в освоении основных учебных дисциплин;

4) Подготовить раздаточный учебный материал по русскому языку и математике для занятий с 2 и 4 классом.

Провести мониторинг для организации пар «помощник – стремящийся», составить списки участников проекта; составить расписание занятий.

Основной этап исследования представлял собой реализацию проекта «Наставничество» и длился 6 месяцев. На основном этапе выполнялись следующие подзадачи:

Организовать занятия наставников со своими подопечными на регулярной основе;

Провести итоговое анкетирование Наставников и анкетирование Стремящихся;

Определить, какое влияние оказал проект как на тех, кто помогал, так и на тех, кому помогали.

Третий этап – аналитический, он завершал исследование и длился 2 недели. На этом этапе полученные данные подверглись количественной и качественной обработке: информация была представлена в виде таблиц и диаграмм, были сформулированы выводы. Результаты были представлены участникам исследования (одноклассникам и ученикам 2-е класса) в виде презентации.

Объект исследования – наставничество как общественное движение.

Предмет исследования – изменения, которые происходят с учениками в ходе участия в проекте «Движение наставничества».

 Методы исследования: беседа, наблюдение, подготовка и проведение занятий, анкетирование,  дискуссия с последующим анализом полученных данных.

В качестве выборки выступили учащиеся 4 класса «Д» и 2 «Е» МБОУ СОШ №6 (г. Мытищи). Всего в исследовании приняли участие 28 человек (из них 12 второклассников).

Гипотеза: занятия с второклассниками окажутся более результативными, чем со своими сверстниками.

II. Организация движения наставничества

1. История наставничества

Оказывается, наставничество имеет тысячелетнюю историю. Еще в первобытном обществе взрослые члены племени обучали детей всему, что нужно для выживания. Особенно ярко это проявлялось в обрядах инициации. При этом подростки отделялись от дома и семьи и с помощью наставников получали новые, священные знания, к которым у детей младшего возраста не было доступа, а также опыт самостоятельной жизни. В чем-то это похоже на современную школу: учителя ведь тоже являются наставниками, которые вводят нас в мир научного мышления.

В Европе наставничество известно со времен Древней Греции. Ментор, персонаж поэмы Гомера «Одиссея», был наставником сына Одиссея Телемаха. Именно поэтому в западной традиции вместо слова «наставничество» применяется термин «менторство». При этом тот, кому оказывается помощь, называется «протеже». Наставниками для прихожан и учеников-монахов были также святые старцы в традиции христианства.

Наставничество в течение многих лет существовало в СССР, чаще в форме шефской помощи, когда старшеклассники брали шефство над младшими школьниками, помогали им в учебе и проведении школьных мероприятий, а в наше время оказалось незаслуженно забытым.

Я изучила материалы об эксперименте, который проводился в Белгородской области. В 2019 году там стартовал проект, который называется «Дети-Наставники». В его рамках реализуется несколько направлений:

шефство над детьми сиротами и детьми, которые находятся под опекой;

шефство старшеклассников над учениками начальных классов;

проведение мероприятий по профессиональной ориентации;

разработка сценариев интерактивных игр для школьников, связанных с профессией.

В целом я заметила, что литературы, посвященной опыту наставничества в современной российской школе, мало. И мне совсем не встретилось описание конкретного опыта наставничества внутри одного класса.

Чаще встречалось описание техник наставничества, связанных с взрослыми людьми. Такие формы наставничества всегда предполагают, что есть старший – и младший, руководитель – и подчиненный. В нашем проекте и помощники, и стремящиеся – ученики, поэтому между участниками процесса не возникает «барьер власти», ученик не боится признаться в своем незнании. Наставник, в свою очередь, тоже не все знает, он даже не обязательно отличник по данному предмету.

Авторы литературы о наставничестве согласны в том, что роль наставника не сводится к передаче знаний, она предполагает также моральную поддержку, личный пример, дружеское взаимодействие между участниками процесса. Наставник должен, во-первых, помогать своему подопечному в решении учебных задач; во-вторых, своим личным примером мотивировать на успешную учебу; в-третьих, отмечать и радоваться каждому успеху своего подопечного.

2. Организация занятий

В ходе классного часа, посвященного организации проекта, выяснилось, что часть детей предпочли бы заниматься в качестве наставников с второклассниками, а не сверстниками. Мотивировали они тем, что с второклассниками легче готовиться к занятиям. Ведь учебный материал уже хорошо знаком. Как и в прошлом году, были некоторые ребята, которые объективно нуждаются в помощи, но от нее отказываются. Причина отказа, на мой взгляд, такая: психологически они не готовы увидеть в роли учителя своего одноклассника. Другой проблемой стала нехватка свободного времени у ребят, которые отлично учатся и готовы помочь другим. Обычно они занимаются в различных кружках и их время расписано по минутам. Тем не менее, нам удалось составить график занятий, разбить желающих участвовать в проекте на пары «помощник – стремящийся». Всю работу по проведению занятий было решено фиксировать письменно, для этого были заведены тетради и выбран ответственный за их ведение. В тетрадь вносилась следующая информация:

Фамилия, имя Стремящегося;

Учебный предмет;

Фамилия, имя Помощника;

Дата проведения занятия;

Подпись Помощника;

Подпись Стремящегося.

3. Входное анкетирование учащихся

На первом этапе проекта мы провели анкетирование в 4 и 2 классах. В анкете участвовало 26 четвероклассников и 30 второклассников. В результате анкетирования (Приложение 1) выяснилось, что наибольшие трудности у учеников как 2, так и 4 классов вызывают следующие предметы (некоторые учащиеся отметили 2 предмета): русский язык – 57%; математика – 31%; английский язык –31%; окружающий мир – 15% (Рисунок 1).

А) Входное анкетирование четвероклассников

В рамках предмета «Русский язык» выяснилось, что 69% учеников испытывают трудности с орфографией; 46% затрудняются при разборе предложения по составу, столько же – при выполнении фонетического разбора слова. 50% детей признали, что испытывают трудности при определении падежа существительного, еще 42% - при разборе слова по составу. На диаграмме представлено примерное соотношение основных трудностей русского языка у 4 класса (Рисунок 2).

В рамках предмета «Математика» выяснилось, что около 35% четвероклассников испытывают трудности при выполнении арифметических действий над многозначными числами, особенно при делении в столбик. 35% затрудняются при решении задач. Поэтому я решила, что больше внимания при подготовке заданий нужно уделять именно задачам, а среди задач – тем, что связаны с нахождением долей и частей, потому что этот вопрос тоже оказался для ребят сложным. На диаграмме представлено примерное соотношение трудностей ребят 4 класса при изучении математики (Рисунок 3).

Б) Входное анкетирование второклассников

По предмету «Русский язык» основные трудности ребят из 2 класса оказались связаны с пониманием и пересказом текста (37%), умением отвечать на вопросы по содержанию (13%). Затрудняются также ребята с определением частей речи (25%), нахождением главных членов предложения (17%). На диаграмме представлено примерное соотношение трудностей второклассников при изучении русского языка (Рисунок 4).

На вопросы, касающиеся изучения математики, ответы распределились так: испытывают трудности при работе с геометрическими фигурами 16%, при измерении отрезков, сложении и вычитании и при решении задач – по 8% соответственно. Результаты представлены на диаграмме (Рисунок 5). То есть в целом математика дается ребятам легче, чем русский язык.

4. Подготовка учебно-методических материалов

Опыт показал мне, что для того, чтобы занятия приносили пользу, к ним нужно тщательно готовиться. Я проанализировала анкеты ребят и определила самые проблемные темы. С помощью учителя нашла соответствующую учебную литературу (сборники нестандартных и занимательных заданий по русскому языку и математике) и на ее основе распечатала и заламинировала карточки с заданиями по соответствующим темам. Эти карточки ребята получали на занятиях. Такие же карточки, но соответствующие программе второго класса, были подготовлены для 2-е класса. Кроме того, мои одноклассники сами придумывали задачи по математике, иногда с юмором, необычные, непохожие на то, что мы читаем обычно в учебниках. По совету учителя некоторые занятия для второго класса проводились в интерактивной форме на онлайн платформе Leaning.org: игровой формат всегда вызывает у детей больший интерес, чем обычные занятия. Я подготовила и провела также интеллектуальную викторину по математике для второго класса: ученики разделились на две команды и с азартом решали задачи, отвечали на вопросы.

Занятия в рамках проекта «Движение наставничества» проходили после основных уроков, на внеурочных занятиях. Дети рассаживались парами – Помощник и Стремящийся. Второклассники садились обычно за круглый стол, дежурные раздавали тетради, мы отмечали присутствующих, а потом дети делились на пары наставник - стремящийся.

Еще в начале года я задумалась над символикой проекта, которая помогла бы еще больше сплотить и мотивировать участников. Мы разработали дизайн и подготовили значки для всех участников, их надевали дети в начале занятия. Мы также внесли в занятия игровой соревновательный момент: за выполнение тематических тестов в конце занятия ученики получали красивые наклейки. Второклассники были очень рады!

В конце первого полугодия провели заключительное в 2021 году занятие. Оно было праздничным, торжественным. Мы провели занимательную викторину. Все наставники и стремящиеся были награждены грамотами и призами. Каждый из ребят второго класса смог поделиться своими впечатлениями от проекта: рассказать, что проект ему дал, как он сам изменился, рад ли возможности заниматься с наставниками.

III. Сопоставительный анализ результатов проекта

Общая характеристика участников проекта

Прежде чем сравнить результаты, я бы хотела остановиться на анализе ответов второклассников и четвероклассников на некоторые вопросы входной анкеты, которые не касались непосредственно учебы. Как оказалось, 67% ребят из 4-го класса с удовольствием учатся в школе. Во втором классе положительно на этот вопрос ответили 95%, то есть намного больше. Думаю, это неудивительно: в четвертом классе учиться сложнее. Противоречивое отношение к школе у тех ребят, которым трудно дается учеба. Четвертый класс более осознанно относится к учебе, ребята видят причины своих проблем в собственной лени, рассеянности, недостатке времени. Некоторые видят проблему в том, что не понимают новый материал из-за пропусков по болезни. Большинство ребят из обоих классов объективно оценивают свою успеваемость, т.е. она соответствует оценкам в журнале. Лишь 55% четвероклассников ответили «да» на вопрос «любят ли они читать», тогда как во втором классе все ребята ответили «да». Четвертый класс предпочитает читать фантастику, художественные рассказы, энциклопедии, книги о животных. А второклассники читают преимущественно сказки, стихи, веселые рассказы. За участие в проекте высказалось 67% четвероклассников и 78% второклассников (Рисунок 6).

Анализ итогового анкетирования помощников

Сравнительный анализ анкетирования помощников в конце первого полугодия 2021-2022 учебного года проводился по нескольким параметрам, причем сравнивались результаты помощников, работавших со своими одноклассниками – и тех, кто занимался с второклассниками. Результаты представлены на диаграмме (Рисунок 7).

Отношение к учебе заметно улучшилось у большинства помощников, как у работавших с 2 классом (72%), так и у занимавшихся с одноклассниками (85%). И та, и другая группа отметила, что повысилась успеваемость на уроках, причем у занимавшихся с 4 классом результаты оказались выше, чем у наставников 2 класса. 86% ребят, занимавшихся с 2 классом, отметили, что стали увереннее в себе, при этом среди занимавшихся с 4 классом это отметили лишь 55%. Терпению, самообладанию научились 55% из тех, кто занимался с 2 классом, и 12% тех, кто занимался с одноклассниками. 30 и 25% ребят соответственно отметили, что стали более ответственными. Лучше стали понимать материал, который объясняли стремящимся, 40% тех, кто занимался с одноклассниками – и 10% тех, кто занимался с 2 классом. Кроме того, 86% ребят в обеих группах отметили, что продолжают общаться со своими подопечными помимо занятий, многие сдружились. 14% тех, кто занимались с 2 классом отметили, что роль учителя им понравилась. 72% в обеих группах заметили, что им стало легче выступать на публике, и что улучшились в целом отношения с одноклассниками. Таким образом, по ряду параметров занятия с 2 классом оказались для помощников полезнее в плане развития таких качеств, как самообладание, уверенность в себе, ответственность, а с точки зрения учебы полезнее заниматься со своими сверстниками (лучше понимание материала и успеваемость).

Анализ итогового анкетирования стремящихся

Сопоставительный анализ результатов анкетирования стремящихся (Рисунок 8) показал, что по всем выявляемым параметрам лучшие результаты дали второклассники: у 91% из них улучшилось отношение к учебе против 55% у 4 класса; у 73% повысилась успеваемость против 25% у 4 класса; 82% стали увереннее в себе против 28% четвероклассников; 73% стали активнее на уроках против 18% у 4 класса. Большинство ребят как 2 (91%)¸так и 4 класса (80%) довольны своим участием в проекте.

Почему же так резко отличаются результаты 2 и 4 классов? Я думаю, здесь несколько причин. Во-первых, учебный материал в начале второго класса намного проще, чем в 4 классе, поэтому успеваемость в целом выше, что показало и входное анкетирование. Во-вторых, младшие школьники, в отличие от 4 класса, более оптимистичны и не совсем объективно оценивают свои успехи. В третьих, сработал психологический фактор: второклассникам было лестно заниматься с 4 классом, они очень старались и получили, поэтому, высокие результаты. Наконец, для слабого ученика изменить привычное отношение к учебе, поверить в свои силы, как оказалось, намного сложнее в 4 классе, чем во втором.

Если подвести итог, занятия с второклассниками оказались результативнее в плане развития социальных и нравственно-волевых качеств у помощников и повышения успеваемости у их подопечных. Но с точки зрения усвоения учебного материала большую практическую пользу наставникам дают занятия со сверстниками. Занятия с одноклассниками, как оказалось, очень важны для развития коммуникативных и нравственно-волевых качеств у стремящихся.

Обсуждение результатов проекта в классе

Кроме анкетирования, мы провели классный час, на котором обсудили результаты проекта. Помощники отметили, что получили новый интересный опыт, смогли ощутить себя почти взрослыми, несущими ответственность за другого человека. Многие говорили, что эта работа сделала их терпимее к недостаткам других, спокойнее и внимательнее. Помощники отметили, что стали лучше понимать учебный материал, потому что в процессе объяснения яснее понимали детали. Они также указали, как сложно бывало порой мотивировать своего подопечного, заставить сконцентрироваться на учебе.

В свою очередь, стремящиеся указали, что общая работа помогла им сдружиться с одноклассниками, сделала спокойнее и целеустремленнее.

Классный руководитель отметила, что у стремящихся уменьшилась тревожность, они стали больше общаться с одноклассниками. Также она указала, что успеваемость у большей части стремящихся стала лучше, что отражают оценки в электронном журнале.

Но выявились и некоторые негативные моменты. Мои одноклассники отметили, что я часто слишком контролировала процесс обучения, не давала помощникам возможности самостоятельно подобрать материал для занятий. Поэтому иногда дети получали задания, не соответствующие зоне их ближайшего развития. Я эти замечания учту на будущее. Некоторые помощники заявили, что я веду себя слишком властно, и что это отбивает у них желание заниматься наставничеством. Признаться, мне было сложно это выслушивать. Я поняла, как сложно руководителю: ведь нужно каждую минуту балансировать между полным контролем и свободой своих подопечных. На мне ведь лежала ответственность за проведение занятий, поэтому я старалась все тщательно подготовить, я всегда была в напряжении. Поэтому контроль и организация необходимы во всяком деле. Но при этом важно сохранять хорошие отношения со всеми ребятами. Это было для меня очень важным уроком.

Выводы

Анализ полученных в ходе исследования результатов позволил сформулировать следующие выводы:

1. Наставничество как учебное движение позволяет сплотить класс, повысить успеваемость и развить значимые личностные качества всех его участников, как стремящихся, так и наставников;

2. Движение наставничества имеет свои особенности при проведении в одном классе и при формировании разновозрастных пар. Занятия с учениками младше себя помогает наставникам развить такие качества, как уверенность в своих силах, самообладание, терпение, социальную активность, чувство ответственности.

3. Движение наставничества в рамках одного класса позволяет улучшить результативность обучения, повысить успеваемость как стремящихся, так и наставников, поскольку в процессе объяснения материала дети начинают лучше его понимать, а необходимость ясно изложить вопрос помогает развить логическое мышление и речь наставников.

4. Движение наставничества во всех его формах благотворно влияет на психологических климат в детском коллективе, способствует установлению доверительных отношений и формированию чувства социальной ответственности.

Выдвинутая мной гипотеза оказалась не до конца верной: в каких-то отношениях занятия с 2 классом действительно эффективнее: второклассники охотнее занимаются и лучше усваивают материал, форма занятий для них интересная и новая, поэтому и результативность выше. Наставникам тоже интереснее и проще заниматься со 2 классом, ведь материал уроков им хорошо знаком. Но с точки зрения пользы для наставников гораздо эффективнее занятия со сверстниками, когда они должны понятно и просто объяснить достаточно сложный материал, а для этого должны сами в него погрузиться, хорошо понять. Иначе говоря, для развития уверенности в себе, чувства ответственности, ораторских способностей для нас, четвероклассников, полезнее занятия с младшими школьниками. А для лучшего усвоения материала, глубокого его понимания и для сплочения коллектива класса полезнее занятия со своими одноклассниками.

Поэтому я считаю, что в каждом классе необходимо проводить такую работу, поскольку это влияет не только на желание ребят лучше учиться, но и на их внутренний мир, их отношение к школе, учителям, одноклассникам, а самое главное, к самим себе. Это могло бы стать не разовым проектом, а системной частью образования как младших, как и старших школьников.

Во втором полугодии мы продолжим работу с учениками 2 и 4 класса, а следующем году я бы хотела организовать наставничество не для слабоуспевающих, а, наоборот, для наиболее мотивированных и умных ребят. Мы могли бы совместно готовиться к олимпиадам и конкурсам, работать над исследовательскими проектами. У меня уже есть опыт работы над проектами, я и другие ребята могли бы поделиться этими знаниями с одноклассниками.

Литература

https://bel-ru.turbopages.org/bel.ru/s/news/society/24-08-2019/nastavnichestvo-i-shefstvo-planiruyut-vernut-v-shkoly-belgorodskoy-oblasti

Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986, 1986. – 176 с.: ил.

Витвар О.И. Современное содержание и способы развития педагогического наставничества в системе общего образования РФ – интернет-журнал «Грамота», №4 2019 г.

Долгушева А.М., В.М. Кадневский, Е.И. Сергиенко. Наставничество как педагогический феномен – Вестник Омского университета, 2013, №4, с. 264-268.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН., Росскийский фонд культуры; - 2-е изд., испр. И доп. – М.: АЗЪ, 1994. – 928.

Сухмлинский В.А. Разговор с молодым директор школы. – 2-е изд. – М. Просвещение, 1982. – 206 с.

Сухомлинский В.А. О воспитании. (Сост. и автор вступит. очерков С.Соловейчик). Изд. 2-е. М., Политиздат, 1975

Щетинин М.П Объять необъятное: записки педагога:. – М.: Педагогика. 1986. – 176 с.

Иллюстрации

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6. Общая характеристика участников проекта

Рисунок 7. Результаты анкетирования помощников

Рисунок 8. Результаты анкетирования стремящихся

Приложения

Приложение 1

Анкета по выявлению причин неуспеваемости учащихся

1.Фамилия, имя­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________________________

2.По каким предметам тебе трудно учиться?

3.Как ты думаешь, почему?

4.В чём именно тебе трудно разобраться самому?

5.Как ты относишься к школе, к учителям?

6.Ты любишь или не любишь учиться? (подчеркни)

7. Сколько времени тратишь на уроки?

 Спасибо за участие в анкетировании!           

Приложение 2

Анкета наставника

1.Фамилия, имя­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________________________

2. Кто у тебя был стремящимся?

3.По каким именно предметам ты помогал стремящемуся?

4. Каких успехов добился твой стремящийся?

5. Чему тебя научил твой стремящийся?

6. Расскажи, что изменилось у тебя после того, как ты стал наставником?

7. Готов ли ты дальше продолжать выполнять роль наставника?

8. Как ты относишься к школе, к учителям?

9.Ты любишь или не любишь учиться? (подчеркни)

10. Сколько времени тратишь на уроки?

        Спасибо за участие в анкетировании!          

Приложение 3

Анкета Стремящегося

1.Фамилия, имя­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________________________________________

2. Кто твой наставник?

3. По каким предметам ты занимался со своим наставником?

4. Какие у тебя возникали основные трудности?

5. Как у тебя получилось с ними справиться?

6. Изменилось у тебя отношение к учебе? Если да, то как именно?

7. Изменилось у тебя отношения к жизни класса? Если да, то как именно?

8. Готов ли ты дальше заниматься с наставником?

9. Готов ли ты своим одноклассникам помочь в каких –то вопросах?

Спасибо за участие в анкетировании!

Просмотров работы: 182