ВВЕДЕНИЕ
Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма. У человека рано начинают проявляться определенные, свойственные ему черты стиля реагирования на окружающий мир. Эти психологические особенности во многом определяются врожденными свойствами его нервной системы. [2]
Перед современной школой стоит много задач, связанных с образованием и воспитанием школьников. Среди них наиболее важными являются обеспечение успешности обучения учащихся, использование таких образовательных технологий, которые будут способствовать сохранению и укреплению их здоровья, оказанию помощи в решении вопросов профессионального самоопределения на этапе профильного обучения. [3] Психологами подчеркивается важность использования психофизиологических и нейропсихологических знаний в деятельности общеобразовательных школ, учета психофизиологических и индивидуально-психологических особенностей учащихся. [4]
В нашей исследовательской работе принимали участие подростки. По мнению психологов, именно подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов развития ребенка, в этом возрасте значительно повышаются риски проявления отклонений в психологическом здоровье. В подростковом возрасте учащиеся начинают интересоваться психологией, хотят больше узнать о себе задумываются о выборе будущей профессии. В связи с этим мы решили провести экспериментальное исследование. [5]
Актуальностьисследования состоит в том, что в период профильного обучения начинает возрастать интерес в изучении психологии. Исследование факторов, влияющих на успешность обучаемости в школе, я считаю актуальным. Поняв, какие факторы оказывают отрицательное, а какие положительное воздействие на успеваемость, можно снизить или повысить, соответственно, это влияние.
Проблема:положение детей и подростков в России в настоящее время является весьма тревожным: растут проблемы в сфере семейной жизни, наблюдается самоустранение семьи от воспитания детей, социальное сиротство, бродяжничество, что определенным образом отражается на психике подростка. Остро обозначается проблема трудоустройства подростков, растет количество правонарушений и преступлений, распространяются такие негативные явления, как алкоголизм, наркомания, проституция.
Стало очевидным, что решение проблемы подготовки подрастающего поколения к жизни, к новым социальным условиям возможно лишь на программно-целевой основе с объединением усилий всех заинтересованных субъектов воспитания – семьи, школы, внешкольных образовательных учреждений, общественных организаций.
Гипотеза: мы полагаем, что существует определенная связь между типом ВНД, характером пальцевых узоров, ведущим каналом восприятия, индивидуально-психологическими свойствами личности подростков и их успеваемостью.
Объект исследования: психофизиологические особенности и индивидуально-психологические свойства личности.
Предмет исследования: связь психофизиологических особенностей с индивидуально-психологическими свойствами личности и успеваемостью у подростков.
Цель:выявить некоторыепсихофизиологические особенности подростков (тип ВНД, ведущее полушарие, ведущий канал восприятия, характер дерматоглифических узоров) и определить их связь с индивидуально-психологическими свойствами (экстраверсия, интроверсия, нейротизм, коммуникативные склонности) и успеваемостью.
Задачи:
- провести оценку психофизиологических особенностей у подростков: типа ВНД, ведущего полушария, ведущего канала восприятия, характера дерматоглифических узоров.
- провести оценку индивидуально-психологических свойств у подростков: экстраверсию, интроверсию, нейротизм, коммуникативные склонности.
- сопоставить между собой изучаемые показатели с типом ВНД, характером дерматоглифических рисунков, ведущим каналом восприятия и успешностью обучения.
Методы:
- теоретический метод анализа и обобщения полученной информации.
- психологический эксперимент.
- эмпирический метод сбора данных, их обработки и интерпретации.
- психодиагностические методы: тесты Павлова, Айзенка и В.А. Синявского с Б.А. Федоришиным, методики «Горизонтальная восьмерка» К. Юнга и «Пальцевых узоров» А.В. Власова
Практическая значимость: результаты проведенной работы будут интересны педагогам школы, школьному психологу для организации тренингов на развитие разных сторон личности подростков и проведения профориентационной работы, и ученикам - в плане ознакомления со своими психологическими особенностями.
Организация исследования: работа выполнялась на базе МАОУ Гимназия №1 г. Рузы, в исследовании приняли участие учащиеся 10-11-х классов (16-17 лет).
БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА
Личность человека неповторима. Человек обладает определенными, присущими только ему психофизиологическими и психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни.
Типы высшей нервной деятельности
Важной психофизиологической характеристикой человека является тип высшейнервной деятельности (ВНД). Тип ВНД - это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. И.П. Павлов считал, что люди отличаются между собой по одному важному параметру – по соотношению между первой и второй сигнальной системами. Первая сигнальная система – это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира; вторая сигнальная система – это вербальные (словесные) сигналы, на основе которых мир воспринимается через рассуждения, создание абстрактных понятий. Поэтому он ввел понятие о специфических человеческих типах ВНД, выделив три основных – художественный, мыслительный и смешанный. [2]
Для художественного типа характерно образно-эмоциональное мышление: познавательные процессы и творческая деятельность преимущественно ориентированы на яркие художественные образы. Они отличаются необычайной яркостью зрительного и слухового восприятия картины мира.
Мыслительный тип характеризуется резким превалированием деятельности второй сигнальной системы над деятельностью первой. Люди этого типа способны к глубокому познанию действительности, что дает им возможность теоретического предвидения, прогнозирования дальнейшего развития изучаемых явлений. Их отличает способность к построению причинно-следственных связей, отвлеченному мышлению.
Смешанный тип характеризуется относительной сбалансированностью деятельности первой и второй сигнальных систем. Этот тип выражается гармоничным сочетанием образно-эмоционального и отвлеченно-словесного мышления. И.П. Павлов говорил про этих людей, что у них работа обеих систем соединена в должной мере. [6.4]
Пальцевые узоры
Особенности нервной системы человека, тип его темперамента и другие индивидуально-психологические качества можно определить не только традиционными психологическими методами, но и визуальными средствами. Этому способствует использование данных, полученных в результате исследований кожного рисунка кисти человека, пальцевых узоров, что является областью специальной отрасли знаний – дерматоглифики. [6.2]
Пальцевые узоры достаточно легко классифицировать в рамках трех групп. Самые распространенные из них – петли (Loop), чуть реже встречаются завитки (Whorl), и наиболее редкие – простые дуги (Arch). На основании дерматоглифических признаков, которые, по мнению специалистов, отражают индивидуальную организацию нервной системы человека, можно строить предположения о ее особенностях, а, следовательно, и о поведении человека. [6.3]
Было установлено, что у лиц с сильной и уравновешенной нервной системой на пальцевом узоре чаше встречаются «петли», у лиц с сильной и подвижной нервной системой – «завитки», а у лиц со слабой нервной системой – «дуги». К сожалению, в этой закономерности присутствует элемент погрешности, не позволяющий отследить конкретный палец, да и полученные значения (больше 50%) очень расплывчаты.
Развитие личности наиболее полно отражает направление от левой руки к правой, учитывая при этом тип узора от самого сложного к самому простому: завиток – петля – дуга. Три варианта развития личности наводят нас на мысль о том, что узор папиллярных линий маркирует своеобразную постоянную врождённых свойств высшей нервной деятельности, указательный палец – лишь место нахождения этого универсального генетического маркера, который в свою очередь, является структурной единицей темперамента. [6.2]
Асимметрия мозга
Одной из важных психофизиологических особенностей человека является функциональная асимметрия мозга - сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между правым и левым полушариями. Считается, что такие глобальные процессы, как речь, абстрактное мышление, планирование, выполнение осознанной деятельности, в большей степени находятся под контролем левого полушария, а процессы образного восприятия, подсознательные процессы, процессы принятия творческих и нестандартных решений, адаптация к среде в целом - правого полушария. [1]
«Левополушарный» человек хуже решает образно-пространственные задачи, менее чутко воспринимает интонации, мелодии. Он словоохотлив, имеет богатый словарный запас, хорошее абстрактное мышление, любит классифицировать предметы и явления. У него преобладают положительные эмоции. У «правополушарного» же снижены речевые способности. Он хуже классифицирует, охотнее объясняется мимикой и жестами, чем речью. У него преобладает образное мышление и отрицательный эмоциональный фон.
Левое полушарие – «формальный логик», распознающий ложные высказывания от истинных, орган рефлексии, сознания и регуляции произвольных действий и когнитивного обучения, опирающегося на принципы сознательности и развития мыслительных способностей, интеллекта обучающихся; оно живет прошлым и будущим, но не сегодняшним днем. Поскольку данное полушарие – «орган сознания», постольку оно ответственно за чувство «мы», социальную систему значимостей. С функционированием левого полушария связывают положительные эмоции и чувство юмора.
Правое полушарие ответственно за подсознательные процессы, аналоговую переработку информации, непроизвольную регуляцию поведения. Оно производит непрерывные преобразования информации, оценку симметрии, структурированности, сложности объекта, имеет дело не с фигурой, а с фоном, обеспечивая тем самым не концентрацию, а распределение внимания. Данное полушарие является хранителем непрерывной картины мира, непроизвольной, эмоциональной памяти; оно мыслит интуитивно, чувственно, образно, осуществляя проверку гипотез, имеет дело с актуальным временем, действиями «здесь и сейчас», все воспринимает всерьез – это полушарие обиды и депрессии. [6.9]
Темперамент
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, его деятельность и общение, особое место принадлежит темпераменту. Темперамент - индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия. [2]
Темперамент следует строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.
Характерными особенностями темперамента являются:
1) сравнительно целостное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи и др.);
2) свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (темперамента), адекватны основным типам ВНД. [6.7]
Всего существует четыре типа темперамента: флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик.
Флегматический темперамент. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое дело до конца. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие. Однако следует развивать недостающие ему качества: большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерический темперамент. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают довольно интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты и несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются. Неуравновешенность, свойственная холерику, связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы, и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе.
Сангвинический темперамент. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают данное состояние, и сангвиник теряет интерес к делу, появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее.
Меланхолический темперамент. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и вовсе ее прекращение. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (так как заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у них тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.
Знание темперамента, особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо в учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; так, в темпераменте человека зачастую соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко. [6.8]
Психофизиологические способы адаптации человека к окружающему миру
По мнению Г. Айзенка всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсия-интроверсия и нейротизм.
Первый из этих факторов представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайняя полоса которой соответствует ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия).
Экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения и высокая социальная адаптированность. Интровертам же присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации.
Нейротизм - состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Этот фактор также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом - чрезвычайно нервозные, неустойчивые и плохо адаптированные. [6.5]
Проведение исследований и анализ результатов
Исследовательская работа проводилась на базе МАОУ Гимназии №1 г. Рузы среди учащихся 10-11-х классов.
Методики
На данном этапе были использованы следующие психодиагностические методики:
1) Исследование психофизиологических особенностей:
- определение типа ВНД по И.П. Павлову; [6.4]
- определение ведущего полушария и ведущего канала восприятия при помощи методики «Горизонтальная восьмерка» К. Юнга; [6.1]
2) Исследование индивидуально-психологических свойств личности:
- определение типа темперамента и развития личности при помощи пальцевых узоров указательных пальцев по А.В. Власову; [6.2]
- опросник Г. Айзенка, направленный на оценку экстраверсии, интроверсии, нейротизма; [6.5]
- оценка коммуникативных склонностей В.В. Синявского, Б.А. Федоришина. [6.6]
Описание всех методик подробно представлено в приложении.
Обратимся к полученным результатам.
Методика определения типа ВНД по И.П. Павлову
(Рис. 1. Данные о типах ВНД у испытуемых)
Из рис. 1 видно, что в группе обследованных встречаются все 3 типа ВНД: художественный, мыслительный, смешанный. Чуть меньше половины испытуемых (43%) имеет мыслительный тип ВНД и примерно столько же – художественный (40%). На долю смешанного типа приходится 17%.
Методика «Горизонтальная восьмерка»
Д ругое же название методики – Мандала «Горизонтальная восьмерка». Она является символическим выражением целостности и гармонии мозга. В теории Юнга носит название «Магические круги». Данная методика позволяет определить основной тип восприятия (модальность) человека и предположить функциональную специализацию полушарий, что нам и удалось выполнить. [6.1] Эти данные отражены на рис. 2 и 3.
(Рис. 2. Результаты оценки функциональной специализации полушарий)
Результаты свидетельствуют, что примерно у половины испытуемых ведущим является правое полушарие (43%); у 37% - левое полушарие. У 20% испытуемых был обнаружен равнополушарный тип специализации. Некоторые расхождения в показателях между тестом И.П. Павлова и «Горизонтальной восьмерки» может быть связано с различным характером предъявляемых заданий и продолжающемся в этом возрасте формировании мозговых систем и специализации полушарий. (Рис. 3. Данные о типах восприятия (модальности))
Из рис. 3 видно, что все три типа модальности примерно в равной степени присутствуют у испытуемых, однако доминирующим является зрительный канал восприятия (37%), что может быть связано с характером учебной деятельности подростков, когда основной поток информации им приходится усваивать через визуальный анализатор.
Методика определения пальцевых узоров и развития личности
В 2010 году А.В. Власовым разработана антропологическая методика определения типа темперамента и развития личности с помощью дерматоглифики, суть которой заключается в следующем: используя результаты изучения левого и правого указательных пальцев определяется тип узора папиллярных линий на этих пальцах и определяется тип темперамента и развитие личности. [6.2] (Рис. 4, 5) (Рис. 4. Результаты оценки пальцевых узоров у испытуемых)
Рис. 4 показывает, что у обследованных учащихся встречались все типы дерматоглифического рисунка (петли, завитки, дуги), причем большинство имело смешанный тип, а именно петля – завиток. Данное замечание говорит о преобладании типа темперамента смешанный вариант сангвиника. Также довольно встречаемыми были дуги, что говорит о наличии типа темперамента чистого варианта холерика.
( Рис. 5. Результаты определения развития личности)
Результаты рис. 5 показывают, что у большинства испытуемых отсутствует развитие личности. Более подробная информация изложена в приложении 3.
Методика определения экстраверсии-интроверсии, нейротизма по Г. Айзенку
При помощи методики Г. Айзенка мы оценили такие характеристики личности испытуемых, как экстраверсия, интроверсия, нейротизм и эмоциональная стабильность (рис. 6, 7).
(Рис. 6. Результаты оценки экстраверсии-интроверсии у учащихся)
Данные рис. 6 показывают, что в группе обследованных большинство является экстравертами (73%) и лишь 27% - интроверты. Показатели экстраверсии-интроверсии характеризуют такие особенности личности как общительность, импульсивность, двигательную активность. Типичный экстраверт не имеет строгого контроля эмоций и нуждается в постоянном эмоциональном подкреплении извне. Интроверт более склонен к самоанализу и значительно спокойнее.
При изучении нейротизма выяснилось, что большая часть испытуемых (39%) имеет средний уровень нейротизма. Ровно столько же имеют очень высокий и высокий уровни. Показатель нейротизма определяет эмоциональную устойчивость и лабильность нервной системы. Данную характеристику личности иногда связывают со способностью к адаптации. Высокие значения нейротизма свидетельствуют о низкой способности к адаптации, низкие, - напротив, о высокой.(Рис. 7. Результаты оценки нейротизма)
Методика оценки коммуникативных склонностей по В.В. Синявскому, Б.А. Федоришину
Исследование коммуникативных склонностей (рис. 8) показало, что большинство испытуемых (46%) имеет ниже среднего и низкий уровень развития изучаемого качества. Чуть меньшее количество испытуемых (40%) имеет высокий и очень высокий уровень развития коммуникативных склонностей. Данные результаты могут быть обусловлены повышенной тревожностью и эмоциональностью или же страхом отвержения, который блокирует активность в общении. (Рис. 8. Результаты оценки коммуникативных склонностей)
Анализ взаимосвязи по типу ВНД
На следующем этапе нашей работы мы провели анализ взаимосвязи выявленных индивидуально-психологических свойств и психофизиологических характеристик. В зависимости от типа ВНД мы сформировали две группы: с мыслительным и художественным типами и сравнили между ними такие показатели как успеваемость, экстраверсия, нейротизм и коммуникативные склонности (рис. 9). Сравнивая показатели между двумя группами, можно отметить, что учащиеся с художественным типом ВНД в среднем имеют более высокую успеваемость, однако не такие высокие показатели коммуникативных склонностей (среднее значение в группе испытуемых с художественным типом соответствует среднему уровню, а в группе испытуемых с мыслительным типом - высокому уровню развития коммуникативных склонностей).(Рис. 9. Средние данные об индивидуально-психологических свойствах личности и успеваемости в группах учащихся с разным типом ВНД)У учащихся с мыслительным типом ВНД выявлен низкий уровень нейротизма, а в группе с художественным типом ВНД - средний уровень нейротизма. Показатель экстраверсии-интроверсии хотя и был несколько выше в группе испытуемых с мыслительным типом ВНД, в то же время вычисленные его средние значения в обеих группах находились в диапазоне «умеренной экстраверсии».
Анализ взаимосвязи по признаку пальцевых узоров
Для выяснения взаимосвязи отдельных психологических характеристик и успешности обучения в школе с характером дерматоглифического рисунка мы разделили испытуемых на четыре группы в соответствии с особенностями пальцевого узора и проанализировали изучаемые показатели в этих группах. Результаты представлены в таблице 1. Данные таблицы показывают, что самая низкая успешность овладения предметами как математического, так и гуманитарного цикла характерна для испытуемых второй группы, у которых преобладающими пальцевыми рисунками были завитки. Также во второй группе отмечается низкий уровень нейротизма, в то время как в остальных - средний.
Пальцевый рисунок |
Средний балл по дисциплинам математического блока |
Средний балл по дисциплинам гуманитарного блока |
Коммуникативные склонности |
Экстраверсия-интроверсия |
Нейротизм |
Доминирует сочетание петля-завиток |
4 |
4,2 |
0,6 (средний уровень) |
16 (выраженная экстраверсия) |
11 (средний уровень) |
Доминируют дуги |
4,1 |
4,2 |
0,58 (средний уровень) |
15 (выраженная экстраверсия) |
8 (низкий уровень) |
Встречаются одновременно петли, завитки, дуги |
4,1 |
4 |
0,75 (высокий уровень) |
18 (выраженная экстраверсия) |
13 (средний уровень) |
(Таблица 1)
По показателю экстраверсии-интроверсии различий между группами не выявлено, средние баллы этой шкалы находятся в диапазоне значений «выраженная экстраверсия». Самый высокий показатель коммуникативных склонностей характерен для третьей группы, у испытуемых которой встречаются все три пальцевых узора: петли, завитки и дуги.
Анализ взаимосвязи в зависимости от успеваемости
Нам также было интересным посмотреть, как выражены разные показатели у учащихся с разной успешностью обучения. С этой целью всех испытуемых мы разделили на две группы: «хорошисты», имеющие средний балл по всем предметам 4,0 и выше, и «троечники», средний балл которых был менее 4,0.При анализе показателей выяснилось, что по средним значениям коммуникативных склонностей, экстраверсии-интроверсии и нейротизма эти группы не различались, в то же время в группе «хорошистов» основная масса учащихся имела в качестве ведущей модальности зрительный канал восприятия и ведущим левым полушарием, а в группе «троечников» оказались учащиеся с ведущим кинестетическим каналом восприятия и ведущим правым полушарием. А.Л. Сиротюк обращает внимание на то, что традиционное обучение в школах ориентировано на левополушарное мышление, логико-математический и вербальный интеллект. Результаты ее исследований свидетельствуют, что наиболее успешными учащимися в современной системе образования являются дети с ведущим левым полушарием, что также характерно и для наших результатов.
ВЫВОДЫ
Учебно-исследовательская работа была направлена на изучение психофизиологических свойств (тип ВНД, функциональная специализация полушарий мозга, ведущая модальность, характер дерматоглифического рисунка) и индивидуально-психологических свойств личности подростков (экстраверсия-интроверсия, нейротизм, коммуникативные склонности).
Полученные данные позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Выявлена определенная связь между типом ВНД и показателями нейротизма коммуникативных склонностей и успеваемостью учащихся: подростки с художественным типом ВНД имеют более высокую успеваемость. При этом для учащихся с мыслительным типом ВНД характерны низкий уровень нейротизма и высокие показатели коммуникативных склонностей
2. Обнаружена взаимосвязь характера дерматоглифического рисунка и некоторых индивидуально-психологических свойств личности: обладатели одновременно трех пальцевых узоров (петель, завитков и дуг) имеют самый высокий показатель коммуникативных склонностей.
3. Подростки с ведущей зрительной модальностью и преобладанием дуг среди других пальцевых узоров имеют более высокую успеваемость.
4. Подростки, имеющие в качестве ведущей модальности кинетический канал восприятия, чаще оказываются в числе «троечников».
5 Полученные данные можно использовать в школе для оптимизации процесса обучения и воспитания, подготовки и проведения психологических мероприятий, решения вопросов профессионального самоопределения.
6. Знание подростками своих психофизиологических особенностей и индивидуально-психологических свойств будет способствовать формированию у них психологической культуры отношений: умению общаться и работать с людьми, регулировать свое поведение, правильно воспринимать и понимать других людей
ЛИТЕРАТУРА
В.М. Мосидзе, Р.С. Рижинашвили, З.В. Самадашвили, Р.И. Турашвили; [АН ГССР, Ин-т физиологии]. Функциональная асимметрия мозга – Тбилиси: Мецниереба, 1977.
Милнер, П. Физиологическая психология / Пер. с англ. О. С. Виноградовой; – Москва: Мир, 1973.
Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982.
Сиротюк, А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / А. Л. Сиротюк. – М.: Творческий Центр Сфера, 2007.
Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Филип Райс, Ким Долджин; пер. с англ. под науч. ред. Е. И. Николаевой. - 12-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2010.
Ресурсы интернета:
Деннисон. Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка» в диагностической и развивающей работе. [Электронный ресур] URL: https://sensint.ru:8443/articles/mandala-yunga-gorizontalnaya-vosmerka-v-diagnosticheskoy-i-razvivayushchey-rabote (05.01.22) .
Дерматоглифика и тип темперамента. [Электронный ресурс] URL: https://hirologos.com/dermatoglyfika/64-new-derm/433-dermatoglifika-i-tip-temperamenta.html . (05.01.22)
Определение типа темперамента по узорам папиллярных линий указательных пальцев [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/36/4105/ (06.01.22)
Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности [Электронный ресурс] URL:https://studme.org/384771/meditsina/uchenie_pavlova_tipah_vysshey_nervnoy_deyatelnosti (13.01.22)
Личностный опросник Айзенка [Электронный ресурс] URL: https://www.delendik.com/wp-content/uploads/2019/10/Test-Temper.pdf (13.01.22)
«Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС) [Электронный ресур] URL: https://kbmk.org/uploads/kolledj/vosp_rabota/20170830_izuch_grup_vzaimod.pdf (13.01.22)
Психология. Обсуждение [Электронный ресур] URL: https://studexpo.ru/90212/psihologiya/obsuzhdenie (20.01.22)
Реферат: Темперамент как индивидуальное свойство личности [Электронный ресур] URL: https://www.bestreferat.ru/referat-150103.html (20.01.22)
Функциональная асимметрия головного мозга и способности [Электронный ресур] URL: https://psy.wikireading.ru/2422 (20.01.22)