Психоэмоциональное состояние выпускников

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Психоэмоциональное состояние выпускников

Аракелян Д.А. 1
1МАОУ СШ №137
Чекина М.А. 1
1МАОУ СШ №137
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире ментальное здоровье играет большую роль в жизни человека. Всё больше людей интересуется своим здоровьем в том числе и психологическим.

Современные подростки не исключение. Давно известно, что зумеры больше других поколений заботятся о своем психическом здоровье. И на то есть причины — представления о поколении Z часто связывают со стрессом, тревогой и депрессией. Все эти проблемы занимают первые позиции среди важных поводов для переживаний у зумеров от 13 до 17 лет. И именно на этот возрастной промежуток у подростков выпадает важный и сложный экзаменационный период. Именно поэтому мною была взята тема для изучения «Психоэмоциональное состояние школьников»

Актуальность моего проекта состоит в том, что школьники во время обучения испытывают стресс. А в период экзаменов напряжение усиливается.

Мой проект направлен на то, чтобы выявить уровень стресса учащихся школы 137, узнать их страхи касаемо экзамена и составить банк предложений от учащихся для стабилизации их эмоционального состояния.

Цель: изучить психоэмоциональное состояние выпускников и выявить негативно влияющие на них факторы и составить банк предложения от учащихся для снижения стресса в образовательной организации;

Задачи:

1.Изучить различную литературу по данной проблеме;

2.Выяснить причины и признаки стресса;

3. Изучить факторы экзаменационного стресса у выпускников;

4. Выявить подверженность к экзаменационному стрессу выпускников;

5.Проанализировать данные опроса;

6. Разработать рекомендации по уменьшению страха на экзамене;

7. Составить банк предложений от учащихся 137 школы по улучшению психологической обстановки в школе;

Объект исследования - психоэмоциональное состояние выпускников.

Предмет исследования - учащиеся 9-х классов.

Методы исследования:

- систематизация и анализ литературных источников;

- анкетирование;

- аналитические методы (анализ опросов);

Теоретическая часть

Что такое стресс?

Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а так же соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом.

Таким образом, это определение отражает то, что на каждое требование среды организм реагирует особым напряжением. Стресс воспринимается происходящим и возникает в момент наиболее сильной реакции, выходящей из-под контроля. Проблема стресса заключается в том, что подобное проявление может быть выражено неординарно, сдержанно или вовсе не проявляться. При этом, стресс является одной из наиболее распространенных причин неблагополучия, страданий и неудач любого человека, потому, что современный стиль жизни – это постоянная спешка, нервы, эмоции. Ганс Селье подчеркивал, что не надо этого бояться, стресс является обязательным компонентом жизни человека. Он может как снижать, так и повышать устойчивость организма. Стресс проявляется и в любви, и в творчестве, безусловно, приносящих удовольствие и защищающих от ударов жизни.

Иногда он полезен и даже необходим, особенно когда требуется немедленная или краткосрочная реакция, например, в потенциально опасных обстоятельствах. Ваше тело реагирует на стресс, увеличивая частоту сердечных сокращений и дыхания, а также снабжая мышцы кислородом.

Однако, если эта физиологическая реакция сохраняется и уровень стресса остается высоким дольше, чем необходимо, это может нанести ущерб здоровью.

Однако в большинстве случаев люди не обращают внимания на стресс, в то время как он наносит им тяжелый урон. Вот почему важно знать, каковы его признаки, а также в чем заключается влияние на организм.

Истоки и причины стресса

Истоки стресса находятся не в психике, а в мозге человека и он в одинаковой степени возникает у детей и у взрослых. У человека, попавшего в некомфортную ситуацию, которая так же может плохо для него закончиться, мозг автоматически начинает выстраивать защиту, т.е. происходит адаптация человека к изменяющимся условиям.

Однако если сильные переживания не проходят в течение длительного времени, это может привести к психологическим и физиологическим неприятным последствиям для человека.

Стресс может негативно отражаться на функционировании всех органов и систем, приводить к комплексным биохимическим и физиологическим нарушениям, например, повышенной утомляемости, снижению иммунитета, изменению массы тела, частым проявлениям недомоганий. Очень часто в такой период у людей ощущаются затруднения при дыхании, боли в сердце, напряжение в мышцах, неприятные ощущения при работе пищеварительных органов и т.д.

При этом надо всегда помнить, что особенно опасны эмоциональные проявления стрессового напряжения, поскольку они затрагивают разнообразные стороны психики, эмоциональный фон и придают пессимистический оттенок. При продолжительном действии стресса может развиться депрессия, раздражительность, агрессия, гнев, появление аффективных состояний. Психологический стресс обусловлен субъективными и объективными причинами.

К субъективным причинам можно отнести: • несоответствие ожидаемых и реальных событий; • стрессовые напряжения, развивающиеся от навязывания родительских программ, усложняющих жизнь ребенку и делая его поведение неадекватным; • стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия; • несоответствие виртуального и реального миров; • стрессовые ситуации, связанные с убеждениями личности и неадекватными установками (на пессимизм или оптимизм, религиозными или политическими); • невозможность реализации собственной актуальной потребности (сюда можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности, уважении, самореализации); • неправильная коммуникация (в т.ч. критика, негативные предубеждения, неправомерные требования и т.д.); • неадекватная реализация условных сигналов.

К объективным причинам развития стрессовых ситуаций можно отнести: • условия жизни и работы (домашние проблемы, тяжелая работа и т.д.); • взаимоотношения с другими людьми (близкими, коллегами по работе и незнакомыми людьми); • экономические факторы; • политические факторы; • чрезвычайные ситуации и обстоятельства (серьезные заболевания, криминал, природные и социальные чрезвычайные обстоятельства).

Субъективные и объективные причины стрессовых ситуаций могут привести к таким реакциям организма, как, например нарушение психомоторики, которое проявляется в дрожании рук, дрожании голоса, изменение ритма дыхания, нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции.

К возникновению стресса может привести элементарное нарушение режима дня, сокращение сна, работа в ночное время, отказ от полезных привычек, неадекватные способы избавления от стресса. При этом часто наблюдаются профессиональные нарушения, т.е. увеличивается количество ошибок на работе, проявляющаяся в низкой продуктивности рабочей деятельности, хроническая нехватка времени, ухудшение точности при выполнении требуемых усилий.

Причины и источники стресса у подростка

Подростки разные и стресс может быть вызван различными факторами. В данном возрасте можно выделить некоторые общие причины возникновения стресса.

1 причина: Физиологические изменения

Если изменения в теле, происходящие в результате физиологического созревания происходят раньше или позже, чем у сверстников, вероятность стресса увеличивается.

2 причина: Стресс от учебы

Многие переживают по поводу своей успеваемости, боятся, что не будут соответствовать ожиданиям родителей и учителей, и не хотят отставать от своих одноклассников. Неумение распределять свое время и большой объем заданий также отягощает стресс, который связан со школьной жизнью

3 причина: Социальный стресс

Подростки большое внимание уделяют своей социальной жизни. Они проводят большую часть своего времени со сверстниками, и процесс поиска себя в подростковом сообществе временами может быть связан с попаданием в стрессовые ситуации. Буллинг (школьная травля) и прочее агрессивное поведение не редкость в подростковой среде и являются очевидными источниками стресса. Но также к непростым жизненным задачам подросткового периода можно отнести столкновение с межличностными конфликтами, переживание первых романтических чувств и т.д. Оценка и отношение со стороны сверстников – дополнительный источник неприятных переживаний. В попытках установить и поддерживать дружеские отношения, подростки часто выходят из своей зоны комфорта для того, чтобы сблизиться с другими людьми.

4 причина: Разногласия в семье

Все, что происходит с членами семьи, отражается на душевном состоянии подростка. Нереалистичные надежды, напряженные отношения среди братьев и/или сестер), болезни близких родственников, и финансовые сложности в семье – все это способно резко повысить уровень стресса в жизни подростка

5 причина: События в мире

Перестрелки в школах, теракты, глобальные катастрофы, пандемия волнуют родителей, но также могут быть источниками стресса у подростков. Все события, которые попадают в их поле зрения, в стране или в мире, заставляют подростка рефлексировать на разные темы, в том числе думать о своей личной безопасности и безопасности своей семьи.

6 причина: Травматические события

Смерть члена семьи или друга, несчастные случаи, болезнь или продолжительное эмоциональное/физическое насилие может сильно повлиять на уровень стресса у подростка.

7 причина: Перемены в жизни

Как и взрослые, подростки крайне чувствительны к переменам. Переезд, переход в новую школу, и перемены в семейной жизни (включая развод или появление новых членов в семье) могут спровоцировать повышение уровня стресса у подростка. Не имея опыта и навыка адаптации к жизненным изменениям, подобные перемены могут оказаться трудным испытанием для подростка

В подростковом возрасте к самым распространённым источникам стресса относят:

1) школу (83%),

2) поступление в престижный ВУЗ или сам процесс выбора, чем заниматься после школы (69%)

3) финансовую ситуацию в семье (65%)

Каждый проживает стресс по-разному. После стресса подросток может быть чересчур эмоциональным или же наоборот замкнутый в себе, молчаливый, отстранённый. Некоторые из признаков стресса вы можете видеть на экране.

Стресс плохо влияет на людей. Уровень стресса у подростков примерно совпадает с уровнем стресса у взрослых. При этом, подростки не только с трудом определяют, что их уровень стресса выше нормы, но также они недооценивают воздействие стресса на их собственное психическое и физическое здоровье.

Реакция человеческого организма на стресс

 

В нормальных условиях, в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс – даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются – вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее – готовность противостоять.

Остановимся более подробно на такой причине стресса, как эмоциональные нагрузки, ситуации конкурса или испытания, т. е. ситуации экзамена .

Стресс перед экзаменом обычно проявляется в двух видах реагирования. К ним относится:

Активное реагирование. Перед нервным событием у части школьников происходит учащение пульса, повышается давление.

Пассивное реагирование. У некоторых школьников, наоборот, от страха снижается общая активность организма. У них падает давление, замедляется ритм сердца, ослабляется мышечный тонус.

Причины экзаменационного стресса

Рассмотрим откуда берется экзаменационный стресс.

Причин экзаменационного стресса несколько: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками или компьютером, также нарушения режима сна и отдыха.

Но главный фактор, провоцирующий возникновении экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания. Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний школьника, но и его психологической устойчивости.

Практическая часть

Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса среди подростков, поэтому я провела исследование с целью выявления экзаменационного стресса среди школьников.

Я взяла 33 респондента из выпускных классов и провела среди них опросы.

Для проведения исследования я использовала:

1) психологическое тестирование на выявление уровня стресса;

2)Опрос на выявление экзаменационных страхов и предложения учащихся;

Первый опрос показал мне, что все учащиеся испытывают стресс в процессе обучения от низкого до высокого. Ни у одного из респондентов не выявлено полного отсутствия стресса.

Самостоятельно со стрессом могут справиться 88 процентов из опрошенных, что является достаточно большим показателем. Однако, нельзя не замечать и тех, кому необходима поддержка и помощь со стороны.

Результаты опроса показывают, что справиться со стрессом самостоятельно учащимся бывает сложно.

Следующий опрос был проведён с целью узнать, что больше всего пугает выпускников на экзаменах для того, чтобы понять, что больше всего ставит учащихся в ситуацию стресса;

В результате анализа данных, выяснилось, что большинство учащихся боится допустить ошибку при выполнении работы (70 процентов учащихся);

21 процент учащихся боится не успеть сделать все задания;

9 процентов заполнить бланк неверно.

Какие рекомендации можно предложить учащимся в этом случае:

А. Допустить ошибки: уделять больше времени подготовке, решать больше пробных вариантов (решать те задания, в которых чаще всего появляются ошибки), не бояться задавать вопросы учителям;

Б. Заполнить бланк неверно: Здесь я могу дать рекомендации, как ученикам, так и учителям. Быть внимательными при заполнении, просить помощи у организатора экзамена. Учителям: провести тренировки по заполнению бланков ответов;

В. Не успеть сделать все задания: засекать время при выполнении заданий, рассчитывать на каждое задание определённое время, делать сначала лёгкие задания, а затем сделать акцент на более сложные задания;

Предложения учащихся

Так как основным участником образовательного процесса является ученик. Именно их я и спросила, что им помогло бы справиться со стрессом и улучшить психологическую обстановку в школе. Проанализировав их ответы, я составила банк предложений от учащихся для администрации по улучшению психологической обстановки в школе;

Неожиданно, но многие выпускники высказывались о профессиональной психологической поддержке в образовательной организации. Несмотря на то, что в любой школе или гимназии есть психолог, для многих подростков бывает сложно обратиться к психологу индивидуально.

Также учащиеся высказывались о необходимости морально поддержки от учителей школы и разделении школы на профили. В принципе, профильное образование всё больше становится популярным в образовательной среде.

Некоторые высказывались о создании в школе мест для релаксации и отдыха, а также предлагали заменить громкие звонки на музыку, на переменах включать джаз или любую другую музыку, обеспечить большую безопасность в связи с январскими событиями, сделать перемены длиннее;

Проанализировав уровни стресса учащихся школы №137, я сделала вывод: все ученики испытывают стресс от низкого до высокого, полного отсутствия стресса нет ни у одного из учащихся.

Каждый пытается справиться с напряжением самостоятельно, но это для подростков это зачастую тяжело.

Я составила банк предложений от учащихся для администрации по улучшению психологической обстановки в школе.

Заключение

В ходе своей работы я изучила такое понятие как стресс, изучила его причины и признаки на примере подростков

Так как целью данной работы, было, изучить психоэмоциональное состояние выпускников и выявить негативно влияющие на них факторы и составить банк предложения от учащихся для снижения стресса в образовательной организации.

Была проделана следующая работа:

Была изучена литература по темам: стресс, причины и признаки стресса, проявления стресса у подростков;

Был проведён социологический опрос выпускников на выявление уровня стресса; опрос на выявление экзаменационных страхов; предложения учащихся для снижения экзаменационного стресса;

Проанализированы данные опроса школьников;

Были сделаны следующие выводы:

В современном мире стресс является большой составляющей жизни как взрослого человека, так и подрастающего поколения. И, хотя, в стрессе можно выделить и положительные черты. Продолжительный стресс плохо влияет на самочувствие человека, что может привести к негативным последствиям.

Чаще всего подростки испытывают стресс в ситуации конкурса или испытания, т. е. ситуации экзамена, которая чаще всего встречается на их пути в данном возрасте.

На примере школы № 137 можно сказать все ученики испытывают стресс перед экзаменами от низкого до высокого, полного отсутствия стресса нет ни у одного из учащихся.

Учащиеся пытаются справиться с напряжением самостоятельно, но это для подростков это зачастую тяжело. Больше всего школьников пугает ошибиться при выполнении заданий экзамена, меньше всего ошибиться в организационной части. Однако каждая из ситуаций ставит ученика в стрессовую ситуацию.

Я составила банк предложений от учащихся по улучшению их психоэмоционального состояния в образовательном учреждении. Которые разделила на группы: психологическая поддержка в школе, моральная поддержка учителей, профили, комнаты для отдыха, другое.

Проанализировав данные предложений, хочу сделать вывод, что все пожелания возможно реализовать в жизни.

Список используемой литературы:

1.Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.

2.https://www.brdgb.ru/attachments/article/129/стресс_%20враг%20или%20друг_%20я%20учусь%20владеть%20собой.pdf

Приложение 1

Внимательно прочтите предложенные вопросы, примерьте их на себя и укажите степень вашего согласия или несогласия: да или нет.

1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.

2. Больше всего на свете я боюсь получить "двойку".

3. Я готов на все, чтобы получить "пятерку".

4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.

5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.

6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.

7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.

8. Мне трудно выступать перед классом.

9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.

10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.

11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.

12. Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь.

За каждый утвердительный ответ начисляется 1 балл. Сложите набранные баллы.

Ответь на следующие 6 вопросов (первые 4 вопроса с выбором ответа, на 5-6 ответьте самостоятельно) :

1)Чего вы боитесь больше всего на экзамене?

А. Допустить ошибки;

Б. Заполнить бланк неверно;

В. Не успеть сделать все задания;

2)Умеете ли Вы справляться со стрессом самостоятельно?

А. да Б. нет

3) Справиться со стрессом вам скорее сложно?

А. да Б. нет

4) Справиться со стрессом вам скорее легко?

А. да Б. нет

5)Как школа может вам помочь справиться со стрессом?

6)Какую помощь вы хотели бы получить от школы, учителей, администрации?

Приложение 2

1. Психологическая поддержка: - устраивать профилактические беседы с психологом, социальным педагогом;

- возможность сходить к психологу и поговорить с ним о проблемах;

- сеансы с психологом, чтобы он помогал побороть внутренний страх;

- оказывать психологическую поддержку

2. Поддержка от учителей:

- желание получать моральную поддержку со стороны учителей;

- понимание со стороны учителей и больше их участие в жизни ученика;

- относиться с пониманием к загруженности учеников в выпускных классах;

3. Профили: - проще было бы готовиться к экзамену, если в расписании больше предметов которые я сдаю;
-уменьшить нагрузку по не профильным предметам;

-было бы здорово, если бы больше внимания уделялось сдаваемым предметам;

- уменьшить критерии по предметам, которые я не сдаю

4. Комната для отдыха:

-создать в школе место, где можно было бы отдохнуть и снять стресс;

- комнату где можно было расслабиться;

- место, где возможно были бы какие-либо антистресс игры;

- иметь возможность в школе где-нибудь в тишине отдохнуть;

5. Другое:

- заменить громкие звонки на музыку;

- на переменах включать джаз или любую другую музыку;

- обеспечить большую безопасность в связи с январскими событиями;

- сделать перемены длиннее;

Просмотров работы: 558