Я доброволец-волонтер

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я доброволец-волонтер

Гозалян Н.Э. 1
1МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном г.Пятигорска
Слащева Е.А. 1
1МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном г.Пятигорска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Кто людям помогает – не тратит время зря,

 Прекрасными делами наполнится земля!

 Свободные минуты вы отдаете всем,

 Кто в помощи нуждается, не требуя взамен

 Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.

 Ваш выбор несомненен – да, волонтеры вы!

   Волонтёрское движение, волонтёрская работа, волонтёры… С этими словами и их понятиями  я встретилась совсем недавно, когда стала заниматься конным спортом. Меня очень увлекла эта тема, я решила исследовать её шире, изучить теоретические основы и практическую деятельность волонтёрского движения. Как известно, в наши дни всё больше и больше и взрослых, и подростков начинают вести здоровый образ жизни. Тысячи людей отказываются от употребления алкоголя, курения табака. Мужчины и женщины, юноши и девушки занимаются спортом, увлекаются живописью и музыкой. Кроме того, люди начинают задумываться о своём духовном здоровье, о своём нравственном статусе, о своей гражданской позиции и об умении творить добро не только для себя, а и для других людей, животных, то есть творить благо, заниматься благотворительностью. Теперь граждане думают о бездомных детях, об одиноких стариках, о больных и бедных , они помогают этим людям безвозмездно, не требуя платы взамен. А это и есть волонтёрская добровольная работа. Добровольная работа делает людей добрее, мудрее и сострадательнее.

В прошлом году я стала волонтером в конно-спортивном клубе «…..», расположенном недалеко от моего города Пятигорска. Я с детства очень люблю лошадей и очень давно хотела заниматься конным спортом. Узнав, что есть конный клуб, я упросила маму съездить покататься. В клубе мне очень понравилось и мы записались на занятия, а потом стали и волонтерами. Я с увлечением начала познавать новый мир, открывшийся передо мной. Тогда же я впервые услышала такие термины – « волонтер», «иппотерапия». Их произнес тренер, когда в конюшню привезли мальчика в инвалидной коляске. К моему огромному удивлению, мальчика посадили верхом на лошадь и он стал выполнять различные упражнения. Мне стало интересно: «А что это он делает такое?» Тут я и услышала, что это занятие по иппотерапии. В ответ на мой недоуменный взгляд тренер пояснил, что иппотерапия – это лечение с помощью специально обученной лошади.

Представьте себе мое изумление: лошадь ЛЕЧИТ?! Не таблетки, не уколы, а ЛОШАДЬ!

Придя домой, я решила побольше узнать о заинтересовавшем меня виде лечения. Почему люди привозят детей на конюшню, а не в тренажёрный зал? Что же действеннее – занятия на тренажёре или на живой лошади? Почему людей, работающих в клубе, называют волонтерами? У меня появились множество вопросов, на которые в Интернете, как бы не искала, я не наша ответов...

Так появилось это исследование- «Иппотерапия».

Актуальность исследования заключается в том, что особенно важным в применении иппотерапии является реабилитация людей с ограниченными физическими возможностями. Иппотерапия - это лечение без боли и страха, лечение с удовольствием, практически не имеющее противопоказаний. Участие нас детей в волонтёрской деятельности, способствует развитию навыков творческого мышления (оценивать и анализировать любую точку зрения, взаимодействовать и общаться, что так актуально в мире, где господствует изобилие гаджетов и прочее техническое достижение. Необходимо так же отметить, что в нашей стране практически не изучен эффект от участия детей в волонтёрской деятельности, что лишний раз подтверждает актуальность темы нашего исследования.

Цель исследования:

- узнать больше информации о лошадях, их поведении и роли в оздоровлении человека.

Гипотеза исследования: иппотерапия оказывает позитивное влияние на развитие ребенка и возможности социальной реабилитации и адаптации.Дети-члены клуба, участвуют в волонтёрской деятельности.

Объект исследования: конный клуб города Лермонтова, занимающийся социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями. Процесс участия детей в волонтёрской деятельности.

Предмет исследования: процесс развития социальной реабилитации и адаптации средствами верховой езды.

Практическая значимость исследования состоит в том, что привлечение внимания к применению лошадей для лечения больных способствует популяризации данного метода лечения, тем самым способствует увеличению количества лошадей - «лекарей».

Задачи:

1.Проанализировать научные статьи, материалы по изучению волонтёрской деятельности.

2. Узнать о повадках лошадей, узнать что такое «лечение лошадью»;

3.Поучаствовать в волонтёрском движении, описать свои исследования- наблюдать за ходом лечения ребёнка, больного ДЦП; провести интервью с работником Клуба.

Методы исследования:

Теоретический анализ научной литературы по теме исследования.

Наблюдение, анализ и сравнение.

Анкетирование.

Интервью.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.1 КТО ТАКОЙ ВОЛОНТЁР ?

Прежде чем преступать к своему исследованию« иппотерапия», я сначала изучила само слово волонтёр (доброволец) для детального изучения темы исследования.  Волонтёр (или доброволец, если на наш лад) произошло отлатинского voluntarius, что дословно означает «желающий»«доброволец». Происхождения слова говорит о том, что волонтёр – это человек с открытой душой и сердцем, безвозмездно оказывающий помощь тем, кто в ней нуждается.

Волонтёрская деятельность разнообразна и мне очень интересна, но удивительно, что раньше под волонтёрами понимались люди, которые принимали активное участие в военных действиях (первое упоминание о военных волонтёрах появилось в 1920 году во Франции).

Развитие волонтёрского движения проследить трудно, поскольку раньше не фиксировали действия такого рода. Но нам, людям, всегда было свойственно помогать близким, друзьям и соседям.

Подводя итог данной главы можно сказать, что в процессе изучения различных источников и знакомясь с историей развития волонтёрского движения, я пришла к выводу, что волонтёры - это люди, которые готовы потратить свои силы и время на пользу обществу и государству. Труды и старания волонтёров не оплачиваются, а волонтёром может быть любой желающий без каких-либо возрастных ограничений.

1.2. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Изучая историю развития волонтёрства у нас в стране, мне удалось понять, что движение стало зарождаться в 80-х годах, но оно существовало и ранее просто имело другое название. Например, службы сестёр милосердия, тимуровское и пионерское движения. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г. тимуровские команды вели работу при дворцах пионеров и других внешкольных учреждений. Только в РСФСР (родители рассказывали, что таким сокращённым названием можно было назвать нашу страну с 1917 по 1991 годы) насчитывалось более 2 000 000 миллионов тимуровцев. Они брали шефство над госпиталями, семьями солдат и офицеров, помогали собирать урожай, ухаживали за могилами погибших Воинов.

В повести Аркадия Гайдара "Тимур и его команда" описано, как ребята- добровольцы по своей доброй воле помогали тем семьям, чьи родственники были в армии во время Великой Отечественной войны. Волонтёрское движение сегодня развивается очень быстро (по данным Росстата число волонтёров в 2017 году составило около 1 500 000 миллиона человек)и этому способствовали большие спортивные события в нашей стране- Олимпийские игры в Сочи, которые не могут обойтись без участия хороших и добрых волонтёров. Сегодня движение развивается в различных направлениях и мне удалось выделить основные из них:

• Культурное волонтёрство – помощь в музеях и библиотеках;

• Социальное волонтёрство – помощь детям сиротам, людям с инвалидностью, бездомным, пенсионерам и т. д. ;

• Медицинское волонтёрство - помощь в больницах;

• Спортивное волонтёрство – помощь при организации крупных спортивных событий;

• Экологическое волонтёрство - помощь животным, в приютах для животных, зоопаркам и заповедникам.

Мое исследование о волонтерстве могло зайти даже в тупик, потому как в интернете и в печатных изданиях множество различной информации, но было трудно проверить её, верна она или нет. Но тут на помощь пришёл человек (точнее его высказывание) мнению которого в наших семьях доверяют и который точно нас не обманет, всегда скажет настоящую правду о волонтёрском движении в нашей стране: «Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу, нашу память и культуру нашего народа, восстанавливают имена погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий». Это слова нашего президента- Владимира Владимировича Путина. Пожалуй, именно эти слова могут охарактеризовать итоги моей главы.

2. Иппотерапия

Лошадь – животное удивительное, отличающееся добродушием, благородством, чуткостью. Оно может стать человеку преданным другом. Люди с древних времён стали замечать, что общение и прогулки с лошадьми позитивно влияют на психическое и физическое состояние. Поэтому восстановление и лечение человека с помощью лошадей стали широко использоваться в медицине.

Hippo в переводе с греческого языка означает «лошадь». Поэтому метод лечения с участием лошадей под руководством инструктора назвали иппотерапией. В России эта методика официально признана в медицине.

Ещё Гиппократ положительно отзывался о верховой езде, называя её «природными упражнениями».( Приложение 1) В период первой мировой англичане применяли верховую езду для восстановления солдат, имеющих различные последствия травм опорно-двигательного аппарата. Последние 30-40 лет иппотерапия бурно развивается. Сегодня центры открыты в 45 странах мира

Такое бурное развитие этого метода лечения в Северной Европе началось после случая исцеления посредством иппотерапии одной датчанки. Лиз Хартел была спортсменкой (конный спорт). Но произошло несчастье – довольно редко возникающее заболевание полиомелит приковало спортсменку к инвалидному креслу. Но занятия на лошади она прекращать не стала. И посредством ЛВЕ действительно произошло чудо: бывшая спортсменка не только смогла выздороветь и вернуться в спорт, но и опять принимать участие в соревнованиях. Но каково было всеобщее удивление, когда ею была завоевана Серебряная медаль во время Олимпийских игр в Хельсинки!

В России иппотерапия стала развиваться с 1991 года. В настоящее время центры иппотерапии существуют в Москве, Воронеже, Пензе, Самаре, Волгограде, Санкт-Петербурге, Ульяновске и других городах, по России их количество уже более 30.

Во время занятий на лошадях задействованы и душа и тело человека, так как включаются в движение почти все группы мышц. Курс занятий с лошадьми продолжается не меньше шести недель. Сначала длительность занятий около 10 минут, постепенно её увеличивают до 30-60 минут. Приходить на иппотерапию надо два или три раза в неделю. При тяжёлых недугах занятия продолжаются от 2 до 5 лет. Занятия проводит психолог – иппотерапевт или врач – иппотерапевт, а так же конюх, который помогает управляться с лошадью. Иппотерапевты должны любить лошадей и иметь отличные навыки верховой езды.

Главным показателем при отборе лошадей, годящихся в иппотерапевты, становится их характер. Лошадей выбирают послушных, спокойных и дружелюбных. Не подходят для занятий упрямые, пугливые, нервные, кусающие особи. Ещё один не менее важный показатель – выносливость и физическое здоровье, ведь во время прохождения занятий лошадь должна нести на себе инструктора и пациента. Обучение лошади длится два или три года.

2.1 Польза иппотерапии для души.

Установлено, что лошади имеют мощное биополе, они легко делятся положительной энергией с людьми. Поэтому, иппотерапия очень полезна грубым, вспыльчивым и агрессивным, а также суетливым и сильно подвижным людям. Регулярные сеансы иппотерапии делают их более спокойными. Углубленные в себя и замкнутые люди, общаясь с добрыми и доверчивыми лошадьми, раскрепощаются и начинают испытывать желание общаться с окружающими. Это уменьшает заторможенность, чувство тревоги, избавляет от страхов, помогает приспособиться к окружающему миру. Лошади являются своеобразным связующим звеном между внутренним и внешним миром пациента, помогая ему общаться с другими людьми на равных.

Простое  поглаживание кожи скакуна дает потрясающий лечебный эффект. (Приложение 2) Между животным и человеком возникает ни с чем несравнимое чувство единения, лошадь передает свою энергию человеку. Мы испытываем приятные ощущения, перебирая роскошную гриву коня, при этом улучшается душевное состояние и настроение.

Общение, уход за лошадками и верховая езда помогают человеку снять привычное напряжение, избавиться от тревожности и снять стресс. Ещё иппотерапия помогает развить внимательность, чуткость, преодолеть страхи, обрести уверенность в себе и своих силах. Во время прогулки человек и лошадь – равноценные партнеры, а иногда даже друзья. Верховая езда развивает чувство ответственности за партнера.

2.2 Польза иппотерапии для тела.

Работа мышц при езде шагом, такая же, как при быстрой ходьбе, а при галопе – как во время бега. Циркуляция крови в организме наездника увеличивается в 6-9 раз! Во время верховой езды лошадь передает всаднику от 90 до 110 движений каждые 60 секунд. Сидя верхом в седле, человек пребывает в неустойчивом положении и постоянно воспринимает толчки от скакуна – это обеспечивает массаж всех внутренних органов.  Во время езды верхом все группы мышц всадника попеременно расслабляются и сокращаются. Кроме того, при езде верхом наездник должен постоянно контролировать центр тяжести, при этом усиленно работает его вестибулярный аппарат (отвечающий за координацию движения). Все это обязывает держать идеальную осанку.

 Множество интенсивных толчков от корпуса движущегося коня заставляют активно работать мышцы живота и спины всадника. В результате, образовывается “корсет” из мышц, который сохраняет здоровым позвоночник.

 Еще один важный лечебный фактор иппотерапии достигается за счет разнообразных движений, которые совершает ездок. Так, выполняющий физические упражнения человек совершает движения только в 2 направлениях: вправо-влево и вперед-назад, а при верховой езде прибавляется также направление вверх-вниз, что очень полезно для организма.

 Такая встряска приводит мышцы в тонус, нормализует работу всех внутренних органов

  В обычной жизни, в особенности – в крупных городах – у людей практически нет возможности смотреть вдаль, из-за чего у тысяч человек развивается близорукость. А конные прогулки позволят уменьшить риск возникновения данного заболевания.

  При глухоте и слепоте методы иппотерапии также незаменимы. Сам процесс верховой езды, психологический контакт лошади и человека, необходимость держать равновесие обостряют работу действующих органов чувств и в некоторой степени восполняют нехватку внешней информации.

  При заболеваниях кожи и мышц важно то, что температура тела у здоровой лошади – от 37,5 до 38,5°С. Человек чувствует приятное, живое тепло лошади.

  После операций на суставах (в особенности – на тазобедренном) также очень полезны верховые прогулки.

  Иппотерапия применяется для лечения людей с такими заболеваниями как аутизм – невозможность взрослого или ребенка общаться с другими людьми, параличах, заболеваниях костей, черепно-мозговых травмах, инсультах

Пока не существует четкого научно обоснованного объяснения, как на больных воздействует общение с лошадьми. Однако очевидно, что всаднику – здоровому или не очень, приходится активно развивать чувство равновесия, учиться владеть мышцами рук и ног.

Верховая езда приводит в порядок давление и работу сердца, помогает избавиться от лишнего веса, справляется с проблемами позвоночника и всего костно – мышечного аппарата, приводит в порядок нервы, а так же лечит внутренние органы.

2.3 Противопоказания.

Верховая езда противопоказана при гемофилии (заболевании, при котором не происходит свертывания крови), хрупких костях, травмах позвоночника, искривлениях поясничного отдела позвоночника и обострениях любых хронических заболеваний внутренних органов человека.

Но на каждой ли лошади можно проводить занятия иппотерапией? Я взяла интервью у специалиста по иппотерапии ВСТАВИТЬ

Спросила у неё, любая ли лошадь пригодна к занятиям иппотерапии. Вот что она мне ответила:

«Нет, не на каждой лошади можно проводить занятия по иппотерапии. Подойдут лишь специально обученные, не слишком высокие и не очень молодые животные. Нежелательна мягкая походка, так как она не дает нужный импульс пациенту. Так же лошадь должна быть спокойной, неэнергичной. Выбирая лошадь для занятий иппотерапией, необходимо достоверно убедиться, что она спокойно реагирует на прикосновения ко всем частям тела, не препятствует сидящему на ней всаднику поворачиваться в разные стороны, ложиться на круп, наклоняться к шее, садиться задом наперёд. Так же лошадь должна хорошо понимать голосовые команды и слушаться их беспрекословно»

В течение летних каникул я три раза в неделю, как волонтер, ухаживала за лошадьми, помогала и наблюдала за тем, как проходят занятия по иппотерапии и могу подтвердить, что иппотерапия на живой лошади действительно помогает. Я видела, как мальчик, который не мог держать голову и из-за этого не мог посещать бассейн, как ему рекомендовали врачи, через два месяца занятий верховой ездой поплыл – у него окрепли мышцы спины и он смог держать голову над водой! Я радовалась вместе со всеми, когда после трех месяцев регулярных занятий ребенок, который сначала даже сидеть не мог сам, проехал 15 минут на лошади, сидя и держась 1 рукой! Я была свидетельницей тому, как неговорящая девочка произнесла свои первые слова, сидя на лошади... Сколько было слез и радости у её бабушки, не описать словами! А еще лошадь забирает у больного ребенка всю негативную энергию и помогает ей «уйти в землю». Про негативную энергию я заметила по себе. Позанималась полчаса или больше и обо всех проблемах и болячках забыла.

Заключение

В результате своего исследования я узнала много новой информации о волонтерах и лошадях, об особенностях их поведения и об их органах чувств, многообразии пород и мастей.

Благодаря лошадям люди открыли новое направление в лечении разных болезней, с которыми очень трудно справиться. Проведя исследование возможностей КЛУБА для иппотерапии, я пришла к выводу, что в нем можно развивать этот особый вид лечения – лечение лошадьми. В хозяйстве имеются все условия для содержания лошадей и их выездки. Самое главное - есть подходящие для иппотерапии лошади, которые подходят по всем показателям: характеру, возрасту, росту. Проводятся занятия по обучению верховой езде с детьми и взрослыми. Уже сегодня взрослые и дети могут общаться с лошадками, даря им свою любовь и получая хорошее настроение, бодрость, заряжаться от них энергией и здоровьем. Но для развития иппотерапии необходимы еще и специально обученные специалисты - психолог – иппотерапевт или врач – иппотерапевт. Надеюсь, что мне через несколько лет удастся получить одну из этих профессий.

При этом хочется отметить, что в клубе не только занимаются лечением детей, а еще помогают пожилым и бездомным людям, устраивают совместные акции, передают одежду и еду, потому что все члены клуба-волонтеры , так или иначе общаются между собой и делают волонтерство неотъемлемой частью своей жизни.

Опыт работы в волонтёрском движении оцениваю, как положительный, показывающий эффективность многих используемых форм и возможность их применения. Волонтёрское движение, как гарант того, что я должна расти честной, открытой, готовой на бескорыстную помощь. Помогая другим, мы дети-волонтёры, даём себе возможность почувствовать себя взрослыми и нужными. Проявляя заботу о детишках, мы видели, как они благодарны нам. Планируем и дальше продолжить волонтёрское движение, а полученный опыт обогащать и тиражировать.

 

Литература:

1.  Интернет-ресурсы:

1.1 Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» // http://ktoeslineya.ru/

1.2 Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/

1.3 http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер

1.4 http://vol.sochi2014.com/

2.Зотова А.А. Удивительные лошади «Иппотерапия» // Старт в науке. – 2019. № 5-3.

3. Гурвич.П.Т. «Какие заболевания лечат верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №1 за 2007 г.

4. Спинк Д. «Развивающая лечебная верховая езда». - МККИ, Санкт-Петербур

5. Смолянинов А.В. «Иппотерапия для детей». - М. Остров Надежды, 2010 г.

1.5. https://www.paddock.ru/

1. 6. https://e-koncept.ru/

Приложение 1

Приложение 2

Просмотров работы: 140