Введение
Актуальность. Школьное телевидение является важной внутришкольной учебной площадкой, позволяющей выявлять способных и творческих детей, а также является стартом для профессионального самоопределения. Работа над созданием телевизионных программ позволяет учащимся проявить себя как индивидуально, так и в групповых формах работы, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического. Вместе с тем появляется возможность показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение.
Работа с информацией является одним из главных универсальных навыков, который должен приобрести учащийся за время обучения в школе. Именно этот навык успешно приобретается в освоении основ журналистской деятельности. Юные корреспонденты учатся искать, анализировать, структурировать информацию в зависимости от редакционного задания.
Цель проекта: создать телевизионную студию на базе БМА СОШ «Лицей №7», способствующую формированию творческой личности, которая может социально и профессионально самоопределиться через включение в социально значимую деятельность.
Задачи проекта:
выяснить, какова роль телевидения в современной школе;
выявить особенности школьного телевидения;
разобраться со структурой и этапами создания школьной телестудии;
изучить теоретические и практические основы двух главных телевизионных жанров: репортажа и интервью;
подготовить и провести репортаж о музее БМА ОУ «Лицей №7»;
подготовить и провести интервью с директором школы.
Гипотеза. Создание школьного телевидения позволит реализовать два ресурса: социальную активность подростков и реализацию принципа межпредметной интеграции его знаний и имеющегося жизненного опыта на новом, телекоммуникационном уровне.
Объект исследования – направления телевизионной журналистики.
Предмет исследования – организация телевизионной деятельности в образовательном учреждении.
Методы
1. Изучение информации по поставленной проблеме.
2. Проведение репортажа и интервью.
3. Сбор и анализ информации.
4. Организация фото и телесъемки.
В своей работе мы обращаемся сначала к теоретическим основам телевизионной журналистики, описываем роль и особенности телевидения как средства массовой информации. Мы изучили этапы создания телестудии, рассмотрели её структуру. Изучив основы журналистской деятельности, мы решили начать с двух телевизионных жанров: репортажа и интервью. Это долгосрочный проект, который, мы в дальнейшем надеемся продолжать.
§1. Роль телевидения в современной школе
В июле 2017 г. министр просвещения О.Ю. Васильева заявила о том, что с сентября того же года в школах запускается проект «ТАСС детям». Речь идёт о создании в каждой школе собственного телевидения, которое, по замыслу министра, будет состоять из двух частей: официальной и альтернативной. В первую из них войдут обязательные репортажи: новости федерального и мирового значения, а также сюжеты воспитательного содержания. Это будет общая программа для всей России. Вторую часть отдадут детям под видеоролики о жизни именно их школы, конкретного учебного заведения. Эту вторую часть и нужно будет создавать каждой школе.
В каждой школе должно быть своё школьное телевидение. Ведь дети, которые будут участвовать в работе телестудии, с огромным удовольствием и интересом освоят основы телевизионной журналистики, познакомятся с жанрами, законами построения телесюжетов. Со временем начинающие телерепортёры научатся работать с видеоаппаратурой и с видеофайлами. Участие в творческом создании телепередач, фильмов будет способствовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию и воспитанию учащихся, произойдёт развитие их организаторских, ораторских способностей.
Школьное телевидение будет развивать активность, самостоятельность учащихся в процессе исследования, сбора, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих большую воспитательную и познавательную ценность. Это проект, который объединит всех участников учебного процесса и создаст единое информационное пространство школы.
Деятельность школьного телевидения, дает самые широкие возможности творческой самореализации и позволяет в комплексе решить целый ряд важных задач:
Создается школьное телевидение для самоорганизации наиболее активных и талантливых детей. Общая работа коллектива объединяет школьников независимо от того, в каком классе они учатся, чем занимаются в свободное время и т.п.
Школьники получают возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности: административно-организаторской, редакторской, журналистской, дикторы и т.д.
Работа в школьном телевидении стимулирует самообразование: от повторения правил правописания к освоению специальных компьютерных программ. Школьное телевидение предоставляет возможность попробовать себя в роли ведущего, монтера эфиров.
Школьное телевидение будет тесто работать с Пресс-центром школы (школьная газета), компьютерным клубом. Вокруг их создается широкий круг толерантного неформального общения, в которое, кроме школьников, включаются учителя, родители.
Реализация этапа проекта «Школьное телевидение» способствует превращению образовательного процесса в результативную созидательную творческую работу.
Проект «Школьное телевидение» позволяет сохранить для истории традиции и лучшие моменты школьной жизни.
Школьное телевидение имеет ряд отличий от телевидения в традиционном понимании. В работе школьной телестудии участвуют новички, не имеющие представления об этой работе, есть много вариантов, какую взять тему, и эта тема может быть любой, но касающейся школьной жизни. Из всех жанров телевизионной журналистики чаще всего будет использоваться информационный. А начало будет положено репортажами и интервью.
Системное внедрение в работу школы новых информационных технологий открывает возможность качественного усовершенствования учебного процесса и позволяет вплотную подойти к разработке информационно-образовательной среды обладающей высокой степенью эффективности обучения. Мы предполагаем, что подобную функцию может выполнить общешкольный проект "Школьная телестудия".
Творческий по своей сути этот проект нацелен на соединение учащихся, расположенных к техническим и гуманитарным наукам в едином русле образовательной деятельности. Проект "Школьное ТВ" ‒ единый общешкольный проект, в котором, в том или ином качестве, будут принимать участие все школьники. Эти обстоятельства следует учитывать при верстке программ школьного телевидения. Иными словами, программный продукт школьного ТВ, по нашему представлению, должен быть неразрывно связан со школьной учебной программой, построен на ее основе, иметь возможность расширять и дополнять ее.
Таким образом, внедрение проекта "Школьное телевидение" способствует превращению рутинного учебного процесса в результативную созидательную творческую работу. Внедрение проекта "Школьное телевидение" в образовательную практику школы наверняка потребует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, организационно-методических, учебно-методических, кадрового обеспечения, информационных, дидактических и психолого-педагогических.
§2. Организация школьной телестудии.
В данном параграфе мы опишем структуру телевизионной студии и выделим этапы, которые мы прошли, чтобы её создать.
Этап 1. Планирование создания телевизионной студии.
Идея о развитии телевизионной журналистики возникла в рамках работы пресс-центра нашего лицея. Школьные газета и радио уже функционируют, пришла очередь развития телевизионного направления. Инициатором создания пресс-центра является учитель русского языка и литературы Молочкова Анна Владимировна. Но большой интерес к журналистской деятельности проявляют и ученики. Медиа является востребованным направлением освоения начальных профессиональных навыков.
Этап 2. Создание рабочей группы по организации работы школьного телевидения
Творческий штаб был создан на базе 7 «В» класса, который проявил интерес к развитию телевизионного направления в нашей школе.
Этап 3. Изучение опыта организации телевизионного вещания
Были организованы несколько занятий творческого актива телестудии, чтобы изучить основы телевизионной журналистики. Мы разбирали основные понятия, функции и формы работы этого направления журналистики.
Этап 4. Набор в телестудию.
В штаб телевизионной студии могут войти все желающие, которые хотели бы попробовать себя в качестве телерепортёра, корреспондента, оператора, режиссёра и др. В нашем классе вызвалось несколько ребят и начали осваивать основы тележурналистики.
Этап 5. Разработка сетки вещания.
Необходимо заранее запланировать предстоящие телевизионные формы с учётом подготовительной работы и сроков для реализации.
Этап 5. Создание индивидуальных и групповых телепроектов;
Между участниками телестудии были распределены задания для того, чтобы подготовить два материала: репортаж о минералогическом музее нашего лицея и интервью с директором. Для их подготовки требуются редакторы, режиссёры, операторы, репортёры.
Этап 6. Подготовка технических средств для съёмок;
Так как наша телестудия только начала свою работу, то технически пока она оснащена слабо. Съёмка происходит с помощью профессионального фотоаппарата. Видео обрабатывается на компьютере. Но в дальнейшем планируется совершенствование материальной базы нашей студии.
Этап 7. Размещение материала, налаживание обратной связи.
Главным информационным носителем для телевизионных роликов является сайт нашего лицея. Именно этот источник информации является, на наш взгляд, наиболее удачным, т.к. достаточно широкий охват аудитории. Также ролики размещаются в соцсетях, например, «В контакте».
Важным этапом создания телестудии является подготовка документации. В пакет документов входят положение о школьном ТВ; анкета участника рабочей группы; алгоритм участия в работе; определение сроков выхода программ. На данном этапе официальным оформлением документации занимаются старшеклассники, разрабатывая единый кодекс для СМИ нашего лицея.
Также мы планируем осваивать новые телевизионные жанры. В ближайшем будущем выйдет первый выпуск лицейских новостей.
Школьные новости планируется выпускать в эфир ежемесячно. В них каждый ученик школы может рассказать об интересном проекте, познакомить всех с важной, на его взгляд, информацией, дать возможность зрителям стать очевидцами и непосредственными участниками школьных мероприятий. Телевизионные эфиры будут размещаются на сайте лицея.
Телестудия БМА СОШ «Лицей №7» организована на базе 7 «В» класса. Пока в состав организаторов и участников входят 5 человек. В последующем планируется подключать ребят из этого же и других классов.
Структура телестудии «Седьмой канал»
Должность |
Фамилия/Имя |
Функциональные обязанности |
Главный редактор |
Молочкова А. В. |
Координация деятельности телестудии |
Корреспонденты |
Дождиков В., Цирульников Е. |
Проведение интервью и репортажей |
Дикторы |
Матюхин Я., Савина Л. |
Проведение новостного эфира |
Сценаристы |
Дождиков В., Цирульников Е |
Написание сценариев репортажей и интервью |
Оператор |
Дмитриев М., Тихомиров А. |
Видео- и фотосъёмка |
Для производства качественного программного продукта требуется создание полноценной творческой команды. Естественно, что все это следует создавать постепенно, по мере расширения объема вещания. От единичных телевизионных проектов (1-2 передачи в месяц) в течение года планируется перейти к еженедельным телевизионным эфирам.
§3. Интервью: подготовка и проведение
Р.А. Борецкий в книге «Информационные жанры телевидения» более четверти века назад разработал классификацию жанров телевидения. В том числе он выделил несколько уровней, из которых два основных:
- информационно-публицистические жанры;
- художественно-публицистические (постановочно-игровые) жанры.
К первой группе Р.А. Борецким были отнесены информационное выступление в кадре, комментарий, обзор, репортаж, интервью, беседа, дискуссия, пресс-конференция. Во вторую группу вошли документальные кино- и видеофильмы, а также жанр очерка.
Интервью – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, «направляет» беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы.
Основные разновидности телевизионного интервью: протокольное, информационное, проблемное интервью (дискуссия), интервью-портрет, интервью-анкета.
Мы провели информационное интервью. Оно даёт возможность из первых уст получить развёрнутые сведения об интересующем вопросе. Мы решили начать именно с него, т.к. имеем представление об этом жанре. У нас было большое желание подготовить и провести интервью. Мы решили взять наше первое интервью у директора нашей школы – Лидии Ивановны Архиповой.
Темой интервью было подведение итогов первого полугодия и освещения учебных и внеучебных мероприятий на предстоящие полгода.
Сценарий школьного интервью.
Место действия: БМА ОУ “Лицей №7» им. А.А. Лагуткина
Собеседник: Архипова Лидия Ивановна, директор БМА ОУ «Лицей 7».
Ведущий журналист: Дождиков Владислав
Операторы: Тихомиров Андрей, Дмитриев Максим
Редактор: учитель русского языка и литературы А. В. Молочкова
Цели: сформировать систему начальных знаний, умений и навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации учащихся.
Задачи:
· воспитывать чувство гордости за школу;
· сформировать навыки работы с информацией;
· развить творческие способности учащихся;
· развить коммуникативные качества личности.
Характер интервью: заранее подготовленное
Речь журналиста |
В кадре |
Добрый день, дорогие лицеисты! В эфире «7 канал». Мы рады вас приветствовать. Сегодня нам представилась отличная возможность встретиться директором нашего лицея, Лидией Ивановной, чтобы подвести итоги прошедшего полугодия и узнать, какие интересные события ждут нас впереди. |
Действие происходит в кабинете директора. В помещении находится директор, журналист, оператор. Съёмка журналиста. |
Добрый день, Лидия Ивановна. Первое полугодие уже позади. Каким оно было для нашего лицея? Какие значимые события Вы хотели бы отметить? |
В кадре сначала журналист и директор. Потом только Лидия Ивановна. |
Лидия Ивановна, какие достижения учеников и педагогов за прошедшие полгода стали самими значительными на Ваш взгляд? |
В кадре сначала журналист и директор. Потом только Лидия Ивановна. |
К сожалению, третью четверть пришлось начать в формате дистанционного обучения. Как в целом отразились ограничительные меры на жизни лицея? Удалось ли педагогам и лицеистам адаптироваться к изменившимся условиям? |
В кадре сначала журналист и директор. Потом только Лидия Ивановна. |
Несмотря на все трудности, наш лицей продолжает жить полной жизнью. Какие мероприятия ждут нас во втором полугодии? |
В кадре сначала журналист и директор. Потом только Лидия Ивановна. |
В заключение нашей встречи что бы Вы хотели пожелать ученикам и педагогам? |
В кадре сначала журналист и директор. Потом только Лидия Ивановна. |
Лидия Ивановна, спасибо большое за интересную беседу. Мы желаем Вам здоровья, сил, успехов и надеемся, что предстоящие полгода будут для нашего лицея событийными и успешными. |
В кадре журналист и директор. |
А мы прощаемся с вами, дорогие телезрители. С вами был Владислав Дождиков. До новых интересных встреч! |
В кадре журналист |
§3. Репортаж: подготовка и проведение
Репортаж является информационным жанром, который освещает определённую тему. Мы решили обратиться к этому жанру, чтобы рассказать об одной из достопримечательностей нашего лицея – минералогическом музее. Мы хотим познакомить телезрителей с экспонатами этого музея.
Сценарий школьного репортажа
Место действия: минерологический музей БМА ОУ “Лицей №7» им. А.А. Лагуткина
Ведущий репортёр: Цирульников Глеб
Операторы: Тихомиров Андрей, Дмитриев Максим
Редактор: А. В. Молочкова, учитель русского языка и литературы
Цели: сформировать систему начальных знаний, умений и навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации учащихся.
Задачи:
· воспитывать чувство гордости за школу и за свой город;
· сформировать навыки работы с информацией;
· развить творческие способности учащихся;
Речь репортёра |
В кадре |
|
Добрый день, дорогие лицеисты! Сегодня мы вам расскажем о геологическом музее нашего лицея. Это настоящее достояние школы, ведь именно здесь находятся минералогические экспонаты, хранящие историю нашего замечательного города. А провести репортаж нам помогут юные экскурсоводы из 9 А класса |
Действие происходит в музее. В помещении экскурсоводы, репортёр, оператор. Съёмка репортёра |
|
Итак, начнём наше путешествие с увлекательного мира минералов. Расскажите нашим зрителям, какие ископаемые добывались в наших краях? Есть ли в экспозиции их образцы? |
Экскурсоводы объясняют, рассказывают и показывают. Съёмка экскурсоводов и экспонатов. |
|
Наш город славится, прежде всего добычей и переработкой золота. Скажите, в каком в виде оно добывалось и продолжается ли его добыча сейчас? |
Экскурсоводы объясняют и рассказывают. Съёмка экскурсоводов |
|
Какие ещё интересные экспонаты музея можно отметить? |
Экскурсоводы объясняют, рассказывают и показывают. Съёмка экскурсоводов и экспонатов. |
|
Наш город славится не только драгоценными металлами, но и замечательными людьми. Жители города чтят память Ерофея Маркова и Льва Ивановича Брусницына. Какой вклад они внесли в развитие горнодобывающей промышленности? |
Экскурсоводы объясняют и рассказывают. Съёмка экскурсоводов |
|
Итак, мы побывали в очень интересном музее нашего лицея, экспонаты которого каждый год пополняются и рассказывают об истории нашего края и его богатствах. Подскажите, а как в дальнейшем будет развиваться наш минералогический музей и проводятся ли экскурсии для учащихся нашей школы? |
Экскурсоводы отвечают на вопросы. Съёмка экскурсоводов и репортёра. |
|
Спасибо большое нашим собеседникам за увлекательную экскурсию. Следующий репортаж будет посвящён краеведческому музею нашего лицея. А мы прощаемся с вами до следующего эфира. С вами был Глеб Цирульников. До новых встреч. |
Съёмка экскурсоводов и репортёра. |
§4. Перспективы развития школьной телестудии
Инициатива создания школьного телевидения принадлежит 7 В классу. Ребятам захотелось попробовать свои силы в журналистской деятельности. Именно телевизионное вещание отличается динамичностью и значительной творческой составляющей. Мы изучаем литературу по практической журналистике, выбираем интересные темы и интересных собеседников, пытаемся писать сценарии, продумываем процесс съёмки. Это, безусловно, объединяет нас единой целью – рассказать, чем живёт нас лицей.
Конечно, мы в самом начале пути и много ещё трудностей предстоит преодолеть и многому научиться. В ближайшем будущем мы планируем:
1. Пополнить штат телестудии корреспондентами, репортёрами, редакторами и т.д.
2. Необходимо освоить специальные программы для обработки видеоматериала.
3. Обеспечить телестудию техникой, соответствующей нашей деятельности: фотоаппаратом, видеокамерой, компьютером со специальными программами.
4. Освоить новые жанры телевизионной журналистики.
5. Повышать профессиональные навыки в журналистской деятельности.
6. Сделать выпуски видеоматериалов регулярными для систематического освещения происходящих событий.
7. Подготовить документальное сопровождение школьной телестудии.
Перспективы развития школьного телевидения очень масштабные и, конечно же, они имеют долгосрочный характер реализации. Какие тематические направления предстоит нам изучить и освоить.
Новости страны, города, школы
Творчество школьников
Сюжеты, созданные о школьной жизни
Учебные материалы, для школьных уроков
"Прямой эфир" (Школьные публицистические диспуты)
"Школьный видео архив" (из истории школы)
Мультипликационные фильмы, видеоролики созданные силами учеников
Воспитательные передачи для подростков и молодежи
Просветительские программы
Интеллектуальные игры и конкурсы
Передачи для родителей
Передачи для педагогов. Компьютерные технологии и новые методики преподавания школьных предметов
«Абитуриент» программы для поступающих в ВУЗы.
Телевизионная студия только начинает свою деятельность. Ребята заинтересованы в её дальнейшем активном развитии.
Заключение
Школьное телевидение – это универсальный способ освоения действительности и получения знаний. Телевидение привлекает к себе внимание большого количества школьников. Ребятам интересно разобраться с технической стороной этой деятельности, интересно научиться работать с информацией, интересно решать различные творческие задачи. Телевидение помогает школьникам самореализоваться и получить социальное признание. Школьное телевидение позволяет учиться жить.
Впереди у нас интересный творческий путь освоения новых видов деятельности. Мы планируем осваивать разные направления школьной журналистики.
Школьное телевидение объединяет любознательных, активных, творческих ребят и создает единое информационное пространство, обеспечивающее эффективность взаимодействия всех участников образовательного процесса в современной школе.
В данной работе нами представлен лишь начальный этап создания школьной телестудии. Мы попробовали поработать в двух жанрах: репортаже и интервью. Это очень непростая работа, требующая тщательной подготовки. Но мы поняли, насколько познавательной и творческой является деятельность журналиста. Мы обязательно продолжим развивать деятельность школьной телестудии «Седьмой канал».
Список литературы
1. Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. – М.: Прогресс, 1989. С.85..
2. Котельникова С.А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж // Русский язык в школе. – 1998. - № 1.- С. 9 – 16.
3. Лобанова В.Ю. Работа над сочинениями публицистических жанров. – Тюмень: ТОГИРРО, 2000. – 77 с.
4. Михайлова Т. Творческий видеопроект // Приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». – 2002. - № 9.
5.Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 382 с.
Электронные ресурсы
1. www.tvcom-tv.ru
2. 92tv.ru
3. neuch.org
4. portal.lgo.ru
5. tehnologi.su