"Мама, купи!" Или как реклама влияет на детей

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Мама, купи!" Или как реклама влияет на детей

Лосева С.А. 1
1МБОУ Филиал "Лицей №11 г.Челябинска"
Витушкина И.В. 1
1МБОУ Филиал "Лицей №11 г. Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы всем классом очень любим внеурочные занятия «Читающий лицей». Изучая «Первоклассную газету»[2], мы узнаем много интересного из различных сфер жизни. И вот однажды темой урока стал необычный для меня вопрос: «А ты знаешь, как реклама может вводить в заблуждение?». Всем классом мы обсуждали, как появилась реклама, что хорошего и что плохого в ней, какие есть уловки и тайные приёмы, узнали о социальной рекламе. Для меня стало открытием, что любые продукты в рекламе должны выглядеть аппетитно и привлекательно, а для этого используют множество хитростей, например: чтобы еда блестела, она покрывается клеем или лаком; для красивых пузырьков в напитки наливают моющее средство. Шарики мороженого делают из картофельного пюре, а вместо тягучих сиропов используют подкрашенный клей ПВА.

Когда я всё это узнала, меня заинтересовало, неужели взрослые люди используют такие хитрости и в рекламе детских игрушек, которые купить могут только родители? Неужели рекламе удаётся убедить не только детей, но и взрослых. Именно поэтому проблема нашего исследования: какова степень влияния рекламы на современных детей и их родителей.

В социологии изучение рекламы связано с именами исследователей общества потребления, например: Д.Белл, Фромм[3]. Первым из ученых, кто предпринял попытку ввести понятие рекламы в систему социологии, стал немецкий социолог и экономист В. Зомбарт[1]. При этом дети как часть общества находятся в центре внимания зарубежных и российских исследователей Ж. Пиаже, Дж. Гарбарино, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.С. Кона, М.В. Осориной[10]. Также значительное количество публикаций посвящено вопросам изучения влияния рекламы на ребенка: работы А.А. Левицкой [9], В.Л. Музыканта, М. Линдстром, С.А. Омельченко, С.В. Покровской[11].

Сегодня дети - один из наиболее активных субъектов восприятия рекламы и важный объект рекламного воздействия. В этой связи Western Media International в 1998 году провела первое исследование того, как дети «преследуют» своих родителей из-за покупки того или иного продукта. Причем, исследование было направлено не на то, чтобы помочь родителям, а на то, чтобы помочь крупным брендам управлять через детей[13]. Неоспоримый вклад в развитие мирового кидс-маркетинга привнесла корпорация Уолта Диснея, выпустив продукцию с изображением Микки-Мауса. Можно было купить футболку, зубную щетку, тарелку, часы с портретом Микки-Мауса. Так реклама мультипликационных фильмов проникала в каждый дом, и, наоборот, мультфильмы стимулировали продажи фирменной продукции[9].

В рамках нашей работы мы рассматриваем влияние телевизионной рекламы. Известные западные ученые считают, что телевидение в целом - мощный механизм влияния на подсознание людей[17]. Крупнейший в мире авторитет в области исследования влияния телевидения на человека и общество Маршалл Маклюэн писал: «Реклама тогда работает по-настоящему, когда ее не замечают»[4]. Ведь на сегодняшний день реклама по телевидению - это общедоступный источник рекламы для значительной доли населения. По данным статистики телепотребления в России, с января по ноябрь 2020 года 97% респондентов, проживающих в городах с численностью населения более 100 тыс. человек, хотя бы один раз за месяц смотрели телевизор[10].

Согласно данным, изложенным в докладе Федерального агентства по печати РФ, ежедневно к телеэкрану обращаются 63 % самых молодых зрителей и 81 % людей старше 55 лет[14]. Однако доля детского вещания в эфире федеральных каналов составляет от 0,3% до 6% [6]. Поэтому существуют крупнейшие бесплатные каналы для детей, подростков и молодёжи, которые вещают сегодня в России, такие как: Cartoon, Network, Nickelodeon, Disney, 2х2, Детский, Мультимания, Детский мир, Улыбка ребёнка, Радость моя, Карусель[8]. В своем исследовании мы захотели рассмотреть, насколько телевизионная реклама воздействует на рынок потребителей детских игрушек: как количество просмотренных рекламных роликов соотносится с количеством покупок того или иного бренда.

В связи с этим, цель нашей работы: выявить зависимость между количеством покупок детских игрушек и частотой рекламных роликов на семейном телеканале «Дисней». Цель работы подразумевает решение следующих задач:

1. Определить телевизионные каналы с семейным вещанием;

2. Проанализировать количество рекламных сообщений на выбранном телеканале;

3. Исследовать особенности поведения детей и родителей после просмотра рекламных сообщений.

Объектом исследования выступает реклама на детских телеканалах, предметом является телевизионная реклама детских игрушек.

Актуальность настоящего исследования обусловлена растущим интересом общества к детской рекламе. Сегодня маркетинг, ориентированный на детей (кидс-маркетинг), имеет более широкий размах, чем когда- либо. По подсчётам аналитиков, общий объем российского рынка детских товаров и услуг колеблется от четырёх до семи миллиардов долларов[8]. По мнению многих исследователей, современные дети стали самой лакомой аудиторией для маркетологов потому, что они приобрели большую покупательскую способность, а также большее влияние на своих родителей по сравнению с предыдущим поколением. Поэтому в нашей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: основной задачей рекламы на детском телеканале является воздействие на родителей через детей.

Изучение данной темы позволит познакомиться с положительными и отрицательными сторонами рекламы, а также поможет разработать рекомендации для разумного выбора продукции.

Основная часть

Прежде чем приступить к оценке влияния рекламных сообщений на зрителей телеканала мы разработали план исследования, который включает в себя следующие этапы:

1) Определиться с выбором детского телеканала с русским вещанием;

2) Провести количественный анализ рекламных сообщений, транслируемых на телеканале во время наиболее активного просмотра (в прайм-тайм);

3) Разработать анкету для родителей, отражающую степень влияния рекламных сообщений, а также степень участия детей в принятии решений о покупке игрушек;

4) Провести анкетирование среди родителей дошкольников и младших школьников;

5) Рассмотреть и выявить взаимосвязи полученных результатов с помощью таблиц и диаграмм;

6) Разработать брошюру-памятку для родителей и детей с рекомендациями по осознанному выбору игрушек.

Чтобы обосновать эффективность рекламы на телеканале, необходимо было провести социологическое исследование, выявляющее особенности спроса на рекламируемые товары среди детей. Мы выбрали опрос в качестве метода исследования [15]. Нами был сделан выбор в сторону анонимного заочного анкетирования посредством гугл-формы среди родителей дошкольников и школьников, так как это позволяет опросить большое число респондентов за относительно короткое время. Определение выборки избрано неслучайно, ведь, как правило, факт покупки совершают родители, а не их дети. Даже если и покупка совершается без родителей, то на выделенные ими карманные средства для ребенка, из семейного бюджета. Придерживаясь данного положения, нами была разработана анкета, включающая в себя следующие блоки: вопросы по оценке влияния рекламы на ребёнка и родителей; вопросы на выявление покупательского спроса рекламируемых игрушек; общие вопросы.

В рамках нашей работы мы создали гугл-форму и разослали респондентам. Было опрошено 25 человек, среди которых большая часть (88%) состоит в гражданском браке, 4 % живут одни с ребенком, и 8% живут в незарегистрированном браке. Возрастные категории распределились следующим образом: семьи с детьми от 3 до 6 лет (24%), от 7 до 10 лет (72%), от 11 до 14 лет (4%). Среди которых мальчиков - 56%, а девочек - 44%.

Для определения частоты показа рекламных роликов детских игрушек мы остановили свой выбор на семейном телеканале «Disney». Выбор объясняется возрастом зрителей данного телеканала, от 1 года до 45 лет, это помогает рассмотреть степень влияния рекламы не только на детей, но и на родителей. Прежде чем мы обратимся к подсчёту рекламных сообщений, хотелось бы рассмотреть особенности данного телеканала.

Телеканал «Disney» (в международной версии - «Disney Channel») - один из популярных семейных каналов во всем мире. Канал начал вещание 1 июля 2006 года по спутниковым и кабельным сетям. Миссией телеканала является желание соединить в одном пространстве разных детей и разные поколения, формировать общие ценности. В будни эфир состоит из развлекательных мультсериалов, фильмов, передач, мультфильмов, телесериалов. Из анализа программирования канала, проведённого М.С. Мыгаль, следует, что утренний эфир направлен на зрителей от 2 до 7 лет, послеобеденное время отводится подростковой и молодежной аудитории, вечернее время направлено на семейный просмотр[12]. Программная сетка канала также находит своё отражение и в направленности телевизионной рекламы. Канал использует спонсорскую рекламу вначале программы, а также рекламу между передачами. Использование различных видов телевизионной рекламы позволяет воздействовать сильнее на потребителя. Для того чтобы определить, реклама каких брендов игрушек чаще встречается, нам необходимо было провести подсчёт рекламных сообщений между передачами в выходной день в прайм-тайм. Проанализировав полученные данные, мы разделили все просмотренные рекламные сообщения на 3 группы: 1) рекламные ролики утреннего эфира 2) рекламные ролики дневного эфира 3) рекламные ролики вечернего эфира. Рассмотрим подробнее особенности рекламных сообщений каждой группы.

Рисунок 1. Рекламные ролики утреннего эфира

Так, например, в утренние часы (см. Рисунок 1) большая часть рекламы приходится на продвижение товаров бытовой химии (27%), средств по уходу за волосами (21%), а также медиаплатформ, то есть онлайн кинотеатров и интернет-магазинов (15%). Данный факт обусловлен тем, что большая часть рекламных роликов (73%) направлена на женщин, так как именно они принимают решение о покупке. Кроме того, можем предположить, что в утренние часы выходного дня женщины готовят завтрак для семьи и могут включить детские телевизионные передачи фоном для своих детей. В дневное время (см. Рисунок 2) соотношение рекламных сообщений меняется: увеличивается количество рекламы медицинских препаратов до 25 % медиа времени. Рекламе игрушек отводится до 24% рекламного времени, 32% - рекламе интернет магазинов и медиа платформ, в то время как реклама бытовой химии, средств по уходу за волосами и косметике в сумме составляет всего 10%.

Рисунок 2. Рекламные ролики дневного эфира

Таким образом, реклама в дневное время на телеканале «Disney» становится более интересной для детей. Предположим, что изменения в характере рекламных сообщений связаны тем, что в выходные дни дети встают и завтракают позже, чем в будни. Поэтому днём у экранов появляются дети, которым интересна реклама игрушек. Высокая доля рекламы лекарств отражает тот факт, что на данную категорию приходится 12% от общего объема рынка рекламы России и почти четверть ТВ-бюджетов[16].

Вечерние рекламные ролики выходят в прайм-тайм эфирного времени. Прайм-таймом называется временной период, когда число радиослушателей или телезрителей наиболее велико[19]. Именно поэтому в данное время показывают наиболее интересные передачи. Рассмотрим, какие рекламные ролики являются самыми распространёнными в это время (см. Рисунок 3). Самые большие категории - медицинские препараты (38%), медиаплатформы (24%) . Доля вещания рекламы лекарств увеличилась на 20 % по отношению к дневному эфиру. Игрушки занимают 9%, незначительно меньший процент - средства по уходу за волосами (7%), мобильная связь, косметика, пищевые продукты по 5 %.

Рисунок 3. Рекламные ролики вечернего эфира

В результате большая доля рекламы детских игрушек приходится на дневное время. Можно предположить, что дети активно просматривают телепередачи в выходной день именно в это время. Количественный анализ рекламных сообщений показывает, что реклама отражает идею семейного телеканала, где большую часть передач семья просматривает вместе.

Если рассматривать рекламу игрушек (См. Таблица 1), то лидирующие позиции занимает конструктор Лего, кукла Барби и скричеры – в утреннее и дневное время, в вечернее время - конструктор Лего, машинки Hot Wheels, куклы Kindi kids.

Время

Наименование игрушек (количество роликов)

Утро

Конструкторы Лего (2)

Игрушки My little pony (1)

Кукла Barbie игра с модой (1)

Игрушки Screechers wild (1)

День

- Кукла Batman (2)

- Кукла Barbie (5)

- Кукла Kindi Kids(3)

- Игра Elefun (1)

- Конструктор Лего (11)

- Бакуган (1)

- Скричеры (5)

- Стакинг волчок (3)

- GooJitZu динозавры (2)

- Тикеры-токеры от «Лента» (5)

- Машинки Hot Wheels moster truck (3)

- Машинки Spark (3)

Вечер

1. Goo Zit Zu – Dino Power – 1

2. куклы Kindi kids - 2

3. машинки Hot wheels – 2

4. Lego friends - 2

Таблица 1. Количество рекламных роликов игрушек за выходной день

Выяснив наименования наиболее рекламируемых игрушек, мы захотели узнать, что покупается больше всего. Для этого мы провели анкетирование среди родителей. По мнению родителей, больше всего внимание детей привлекает именно телевизионная реклама (72%). Это связано с наличием визуального и аудиального воздействия на телезрителей. Однако при ответе на вопрос «Любит ли Ваш ребенок смотреть рекламу?» мнения разделились. Положительно ответили 32%, отрицательно 32%, 32% родителей не придают значения и 4 % смотрят редко телевизор, поэтому затрудняются ответить. При этом большая часть родителей (40%) отмечает, что ребенок иногда просит купить игрушку сразу после просмотра рекламы. Вопрос о покупке новой игрушки, как правило, связан с предстоящими праздниками (40%). Изучая, каким образом дети пытаются убедить купить ту или иную игрушку, мы отмечаем, что 44% респондентов ответили «другое», 28% говорят, что ребенок показывает преимущества игрушки, используя рекламу, и 20% постоянно говорят, что им нужна данная игрушка. То есть дети не используют капризы в качестве основного инструмента воздействия на родителей. Скорее всего, это связано с возрастной категорией детей нашего исследования, большая часть которых школьники, умеющих договариваться с родителями.

Несмотря на это, большая часть родителей (48%) пытаются уговорить ребёнка не покупать игрушку, 20 % покупают игрушку и продолжают совершать покупки, 16 % не обращают внимания на просьбы, 16% выбрали свой вариант ответа, который предполагает умение договориться с ребёнком. Большинство респондентов (48%) старается опираться на выбор ребенка и считают, что самое главное в игрушках - быть желаемыми (44%). Зарубежные игрушки, по мнению родителей, считаются более интересными для детей (72%). Среди наиболее популярных: игровые конструкторы Лего (64%), игрушечные машинки Hot Wheels (44%), Скричеры Screechers (24%). При этом ребёнок выбирает данные марки, так как видел у своих друзей в школе и детском саду (44%), либо подарили на празднике (24%). Реклама же привлекает 20% опрашиваемых.

Удивительным открытием для нас стало то, что к рекламе относятся нейтрально 36% и отрицательно 38,5%. Никто из родителей не считает, что реклама помогает определиться с выбором. Хотя точного ответа на вопрос об отмене рекламы большинство(57,7%) не смогли дать, 20% хотели бы отменить, и 19,2% не хотели бы этого.

По результатам нашего опроса мы приходим к выводу: несмотря на то, что родители отрицательно относятся к рекламе, они всё же покупают наиболее рекламируемые товары. Связано это с тем, что в большинстве случаев опираются на мнение ребёнка, который наиболее восприимчив к рекламе детских игрушек.

Заключение

Ребёнок испытывает на себе влияние рекламы с самого раннего детства. Данный факт подтвердили результаты нашего исследования:

Во-первых, реклама на детском телеканале «Дисней» отражает особенности семейного телеканала. Мы видим, что рекламные ролики, по большей части, направлены на родителей, а реклама игрушек занимает не самую значительную долю в рекламе детского телеканала. По нашему мнению, это связано с тем, что родители не готовы тратить большую часть финансов на игрушки. Поэтому телеканалу крайне невыгодно рекламировать только детские товары;

Во-вторых, лидирующие позиции среди рекламы игрушек в утреннее и дневное время занимает конструктор «Лего», кукла Барби и скричеры, в вечернее время – конструктор Лего, машинки Hot Wheels, куклы Kindi kids. Можно утверждать, что реклама игрушек одинаково направлена как на мальчиков, так и на девочек;

В-третьих, по результатам социологического опроса родители больше всего покупают игровые наборы «Лего», игрушечные машинки «Hot Wheels», скричеры «Screechers». Что полностью совпадает с большим количеством рекламных роликов на телеканале «Дисней». При этом сами родители к рекламе относятся отрицательно (38,5%). Исходя из всего вышесказанного, мы можем предположить, что реклама действует на родителей опосредованно, через детей. Ведь, по результатам опроса, именно желание ребёнка является самым главным критерием отбора (44%).

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза «основной задачей рекламы на детском телеканале является воздействие на родителей через детей» оказалась истинной и находит подтверждение в нашем исследовании.

 Телевизионная реклама является предметом постоянных споров: дети любят рекламу, но способны отличить её от мультфильмов только после 5 лет. Взрослые обеспокоены количеством рекламы, а маркетологи обвиняют родителей в том, что они сами уступают контроль над детьми телевидению, не проводят достаточно времени со своими детьми, не разговаривают и не играют с ними. Первоначально реклама детских товаров была направлена на «союз с мамой». Рекламисты должны были убедить мам, что продукт полезен и нужен ребенку. Сегодня же нормой стала реклама, напрямую обращенная к ребенку, в изоляции от родителей, а иногда и вопреки их мнению. Мы заинтересовались данной темой, неужели большая часть детей проводит время наедине с телевизором и рекламой, и в следующем исследовании рассмотрим данную гипотезу.

Безусловно, в нашей стране есть закон "О рекламе"[1], который ограничивает размещение рекламы в детских программах. Несмотря на это, судя по результатам нашего исследования, реклама оказывает существенное влияние не только на детей, но и на родителей. Родители отрицательно относятся к рекламе, и большинство считает её ненужной, но количество купленных рекламируемых игрушек говорит об обратном. Конечно, полностью оградить ребёнка от рекламы невозможно, да и стоит ли? А может быть, реклама способна стать полезным для семьи при условии ее грамотного использования? Ведь современная реклама имеет и положительные стороны:

-реклама позволяет финансировать новые телевизионные передачи;

-реклама для детей это также способ познания мира взрослых, моделей поведения;

-реклама позволяет родителям лучше понять предпочтения ребёнка, познакомиться с его интересами.

Что же все-таки делать, если на детей обрушивается бесконечный поток рекламы? После проведенного исследования мы задумались над данным вопросом. Мы согласны с мнением Левицкой А.А., что в треугольнике Дети, Родители, Маркетологи каждая из сторон должна вести себя ответственно. Нужно сосредоточиться не на вопросе «кто виноват?», а на разработке лучшего решения для защиты благополучия детей. При этом родители, учителя могут использовать рекламу как инструмент в развитии детского познания мира. Самое главное - научить ребенка отличать рекламу от детской передачи, а также привить ребенку привычку задумываться над тем, что он/а просит у вас купить.

Основываясь на результатах исследования, мы разработали брошюру для педагогов и родителей: «Вдумчивый подход к любой покупке». Данную брошюру могут использовать воспитатели, учителя и педагоги дополнительного образования как практические рекомендации по формированию сознательного потребления.

список литературы

Печатные источники

1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О рекламе» (с изм. и доп. на 2022 г.). - Москва: Эксмо, 2022.-64 с. - ISBN: 978-5-04-160524-7. - Текст: непосредственный.

2. А ты знаешь, как реклама может вводить в заблуждение? / Автономная некоммерческая организация Центр развития молодёжи. - Екатеринбург: Издательство «Центр Развития Молодежи».- Текст: непосредственный // Первоклассная газета. - 2020. - №21 - С. 81-84.

3. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования.- М.: Academia, 2004 . - 944 с.- ISBN: 5-87444-203-0 - Текст: непосредственный.

4. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - Москва: Издательство «Кучково поле» - 2019.- 464 c .- ISBN: 978-5-9950-0988-7. - Текст: непосредственный.

Электронные источники

5. Головлёва, Е.Л. Реклама - пятая власть? /Е. Л. Головлёва. - Текст: электронный // Власть.-2009.-№11.-С.127-129. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reklama-pyataya-vlast-sotsialnaya-praktikareklamirovaniya-na-primere-frantsii-2-y-poloviny-hh-v/viewer (дата обращения: 05.11.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека cyberleninka.ru.

6. Детское ТВ: место на рынке и потенциал. - Текст: электронный // Кабельщик. Статьи о рынке ТВ и телекоммуникаций. - 2015. - URL: https://www.cableman.ru/article/detskoe-tv-mesto-na-rynke-i-potentsial (дата обращения: 20.09.2021).

7. История социологии рекламной деятельности. - Текст: электронный. - URL: https://helpiks.org/9-13600.html (дата обращения 23.11.2021). - Режим доступа: Сайт helpiks.org.

8. Крылова, Д. Детское телевидение: ребёнок как потребитель телевизионного контента: курсовая работа; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - Текст: электронный. - Москва, 2014. - 17 с. - URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/5ed3f6681db9460001554438.pdf (дата обращения 22.11.2021). - Режим доступа: nauchkor.ru.

9. Левицкая А.А. Ваш ребёнок и реклама: научно-популярное издание / А. А. Левицкая, А. В. Федоров, И. В. Челышева. - Текст: электронный. - М.: МОО «Информация для всех», 2011. - 98 с. - ISBN 978-5-98517-164-8 - URL: http://dissers.ru/books/1/1660-1.php (дата обращения: 16.09.2021).- Режим доступа: Бесплатная электронная библиотека www.dissers.ru.

10. Медиапотребление россиян: мониторинг: аналитический обзор, 2021. - Текст: электронный // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-rossijan-monitoring (дата обращения 20.10.2021). - Режим доступа: https://wciom.ru/.

11. Музыкант В.Л. Детская аудитория в дискурсе рекламной коммуникации: новые реалии/ В.Музыкант. - Текст: электронный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. - Москва, 2013. - 6 с. - ISSN: 2312-9220eISSN: 2312-9247. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-auditoriya-v-diskurse-reklamnoy-kommunikatsii-novye-realii/viewer/ (дата обращения: 20.12.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека cyberleninka.ru.

12. Мыгаль М.С. Программная политика детских каналов в России: особенности распределения телевизионного контента. - Текст: электронный // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. - 2014. - С.223-233. - https://cyberleninka.ru/article/n/programmnaya-politika-detskih-kanalov-v-rossii-osobennosti-raspredeleniya-televizionnogo-kontentav-setke-veschaniya-zhanrovo/viewer (дата обращения 20.01.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека cyberleninka.ru.

13. Непряева А. Влияние рекламы на детей и подростков. - Текст: электронный // Развитие и просвещение. - 2020. - URL: https://mentalsky.ru/vliyanie-reklamy-na-detej-i-podrostkov/ (дата обращения: 21.12.2021).

14. Особенности детской рекламы на ТВ и в печатных СМИ. - Текст: электронный - URL: https://studwood.ru/1798917/marketing/osobennosti_detskoy_reklamy_pechatnyh (дата обращения: 23.12.2021). - Режим доступа: учебные материалы онлайн https://studwood.ru/.

15. Рахманова Ю.В., Методы социологического исследования: учебное пособие / Ю.В. Рахманова. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021.- 124 с. – ISBN 978-5-8064-3010-7. - URL: https://www.herzen.spb.ru/uploads/sanzhimitupovat/files/Метода социологического исследования.pdf / (дата обращения: 21.11.2021). - Режим доступа: Официальный сайт РГПУ им. А. И. Герцена www.herzen.spb.ru - Текст: электронный.

16. Рекламу лекарств в детских телепередачах могут запретить. - 2019. - Текст: электронный. - URL: https://www.sostav.ru/publication/reklamu-lekarstv-v-detskikh-teleperedachakh-mogut-zapretit-37861.html (дата обращения: 09.01.2022). - Режим доступа: Независимый проект брендингового агентства Depot Sostav.ru.

17. ТВ-реклама: эффект, сфера применения, популярные и новые форматы. - 2021. - Текст: электронный. - URL: https://www.sostav.ru/publication/tv-reklama-komu-podkhodit-v-chem-effektivna-populyarnye-i-novye-formaty-49285.htm (дата обращения: 30.01.2022). – Режим доступа: Независимый проект брендингового агентства Depot Sostav.ru.

18. Украинская Е.В. Влияние телевизионной рекламы на общественные ценности / Е. Украинская, В. Украинский. - Текст электронный // Информационная безопасность регионов. - 2016.-№1(22).-С.61-66. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-televizionnoy-reklamy-na-obschestvennye-tsennosti/viewer (дата обращения: 05.12.2021). - Режим доступа: Научная электронная библиотека cyberleninka.ru.

19. Что такое прайм-тайм, значение и особенности слова, области применения. - URL: https://wikiphile.ru/chto-prajm-tajm/ (дата обращения: 14.12.2021). - Режим доступа: https://wikiphile.ru/.

Приложение 1 Анкета «Влияние телевизионной рекламы» с результатами исследования

Уважаемые родители!

Здравствуйте, я ученица 2 «Б» класса. Мы проводим социологическое исследование на тему: «Влияние телевизионной рекламы на детей». Результаты исследования послужат исключительно научным целям. Полученные от Вас сведения останутся анонимными. Пожалуйста, внимательно прочтите поставленные вопросы и выскажите свое мнение. Нам важны любые мнения! Мы заинтересованы в Вашей искренности.

1) Любит ли Ваш ребёнок смотреть рекламу?

а) да – 8 (32 %)

б) нет – 8 (32%)

в) не придаём значения – 8(32%)

г) другое: телевизор смотрит редко 1 (4%)

2) Бывает ли такое, что Ваш ребёнок просит купить игрушку сразу после просмотра рекламы?

а) Да - 9 (36%)

б) нет – 6 (24%)

в) иногда – 10 (40%)

3) По Вашему мнению, реклама каких СМИ влияет больше всего? Расставьте приоритеты с 1 до 6

а) реклама в Интернете - 10 (40%)

б) реклама по телевидению – 18 (72 %)

в) реклама по радио – 0 (0%)

г) реклама в журналах – 1 (4%)

д) реклама в каталогах – 1 (4%)

е) реклама в магазине – 0

ж) другое: реклама в подъездах и лифтах – 1 (4%)

з) другое: реклама в подъездах и лифтах – 1 (4%)

4) Как часто ребёнок требует что-либо купить?

а) с каждым походом в магазин - 2 (8%)

б) как только видит рекламу новой игрушки – 1 (4%)

в) перед праздниками – 10 (40%)

г) Другое: не просит -10 (40%)

д) редко – 1 (4%)

е) другое: не требует, просит иногда - 1 (4%)

ж) намекает, не требует, когда видит рекламу, что ему хотелось бы тоже - 1 (4%)

з) с ребёнком умеем договариваться - 1 (4%)

5) Как Ваш ребёнок старается убедить купить ту или иную игрушку при совместном походе в магазин?

а) капризничает в магазине, не даёт совершать покупки - 2 (8%)

б) постоянно говорит, что ему нужна эта игрушка - 5 (20%)

в) показывает преимущества игрушки, используя рекламу – 7 (28 %)

г) Другое: 11 (44%)

6) Какие игрушки обычно требует ребёнок?

а) конструкторы, лего - 14 (56%)

б) машины – 3 (12%)

в) куклы – 4 (16%)

г) настольные игры – 5 (20%)

д) мягкая игрушка 1 (4%)

е) оружие – 1 (4%)

7) Как Вы реагируете на просьбу или капризы ребёнка в магазине?

а) покупаю нужную игрушку и спокойно продолжаю совершать покупки – 5 (20% )

б) не обращаю на просьбы внимание - 4 (16%)

в) пытаюсь уговорить ребёнка не покупать игрушку – 12 (48%)

г) Другое: 16(%)

- если могу, то покупаю. Если нет, объясняю – 1 (4%)

- умеем договариваться – 1 (4%)

- не капризничает – 1 (4%)

- отвлекаю внимание 1 (4%)

8) Просит ли ребёнок купить постоянно одну и ту же игрушку (например, из какой-либо серии игрушек)?

а) Да – 6 (24%)

б) Нет – 17 (68%)

в) Другое: 8 %

- такое было, когда ему было 5 лет – 1 (4%)

- иногда бывает - 1 (4%)

9) Каким образом Вы выбираете игрушку для Вашего ребёнка?

а) опираюсь только на выбор ребёнка – 12(48%)

б) самостоятельно принимаю решение по выбору той или иной игрушки – 6 (24%)

в) советуюсь с другими родителями, смотрю отзывы покупателей. – 4 (16%)

г) Другое: - 3(12 %)

-опираюсь на желание, но и смотрю сама на соотношение цены и качество – 1 (4%)

- ориентируюсь на своего ребёнка – 1 (4%)

- советуюсь со своим ребёнком – 1 (4%)

10) Что важнее всего в игрушках, по Вашему мнению? (Выберите один ответ)

а) Игрушки должны развивать – 10 (40%)

б) Игрушки должны служить как можно дольше - 0

в) Игрушки должны быть выполнены из безопасных материалов – 4 (16%)

г) Игрушки должны быть желаемыми – 11 (44%)

11) По вашему мнению, марки каких производителей предпочитает Ваш ребёнок?

а) зарубежные - 18 (72%)

б) отечественные – 6 (24%)

в) другое – неважно - 1 (4%)

12) Выберите, пожалуйста, наименования игрушек, которые Вы покупали своим детям за последний год?

а) Игровые наборы Лего - 16 (64%)

б) Куклы Kindi kids - 0

в) игровые наборы Bakugan Battle Brawlers (Бакуган) - 2 (8%)

г) Тянущиеся игрушки Googitzu (Гуджитсу) –2 (8%)

д) Игрушечные машинки и техника Hot wheels - 11 (44%)

е) Куклы Barbie – 2 (8%)

ж) Игрушки My little pony – 2 (8%)

з) Игрушка Batman - 0

и) Игра Elefun - 0

к) Скричеры Screechers – 6 (24%)

л)Легенды Спарка – 0

м) настольные игры – 2 (8%)

н) Другое: - модели машин – 1 (4%)

- наборы для игры во врача, одежда для кукол, слаймы, игровые наборы play do – 1 (4%)

- кукла Бэби Бон, аксессуары - 1 (4%)

- настольные игры, опыты

13) Как Вы считает, почему Ваш ребёнок выбирает данную марку?

а) видел у своих друзей в школе, детском саду – 11(44%)

б) благодаря родным (например, подарили на праздник) – 6 (24%)

в) привлекла внимание реклама – 5 (20%)

г) Другое: - его увлечения – 1 (4%)

- каталоги лего – 1 (4%)

- самому нравится – 1 (4%)

14) Как вы относитесь к рекламе?

а) положительно, помогает определиться с выбором - 0

б) отрицательно, влияет на сознание и поведение ребёнка 16 (64%)

в) нейтрально – 9 (36%)

15) Хотели бы Вы отменить рекламу каких-либо игрушек?

а) да 5 (20%)

б) нет 5 (19,2%)

в) не знаю 15 (57,7%)

16) Если да, укажите, пожалуйста, какие и почему?

- Отменить всю рекламу, надоело

17) Ваше семейное положение?

а) замужем (женат) 22 (88%)

б) в разводе -

в) живу один (-дна) с ребёнком 1 (4%)

с) живём в незарегистрированном браке 2 (8%)

18) Сколько лет Вашему ребёнку?

а) от 3 до 6 лет – 6 (24%)

б) от 7 до 10 лет – 18 (72%)

с) от 11 до 14 лет 1 (4%)

19) Пол Вашего ребёнка

а) Мужской – 14 (56%)

б) Женский – 11 (44%)

в) несколько детей -

Приложение 2 Брошюра «Вдумчивый подход к любой покупке»

Просмотров работы: 165