Значение смены труда и отдыха для здоровья и успеваемости школьника

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Значение смены труда и отдыха для здоровья и успеваемости школьника

Верходанов А.А. 1
1МАОУ "СОШ№7"
Шустер И.И. 1
1МАОУ "СОШ№7"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Чтоб здоровье сохранить

Организм свой укрепить

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня!

В повседневной жизни школьника очень важно соблюдать режим дня. Чёткий режим дня помогает правильно сбалансировать учебу и отдых, что очень важно для растущего ребёнка и его здоровья.

График помогает школьнику все успевать, воспитывает последовательность /1/. Основное влияние на состояние здоровья школьника оказывают режим питания, количество и качество сна, двигательная активность (прогулки на свежем воздухе, подвижные игры), наличие или отсутствие правильно организованного рабочего места.

По словам учёных, при соблюдении распорядка в организме вырабатываются условные рефлексы: каждая предыдущая деятельность становится сигналом к последующей, это позволяет легко переключаться с одного занятия на другое. Кроме того, так соблюдается баланс между рабочей деятельностью и отдыхом /1/.

Соблюдение правильного распорядка дня поможет сделать обучение более эффективным!

Актуальность темы определена тем, что иммунитет (здоровье), физическое развитие, успеваемость школьника зависит от того как организован его режим дня.

Гипотеза: все современные школьники могут объяснить, что такое режим дня, но практически нет, ни одного ребенка, который полностью его соблюдает.

Объект исследования – смена труда и отдыха (режим дня) школьника.

Предмет исследования – отношение школьников к режиму дня.

Цель исследования – выяснить значение смены труда и отдыха (или соблюдения режима дня) для школьника для поддержания здоровья и успеваемости.

Задачи исследования:

– сформировать представления о смене труда и отдыха, о правильном режиме дня;

– установить проблемы несоблюдения режима дня;

– провести анкетирование школьников и обработку полученных результатов;

– развить интерес к изучаемой теме и воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;

– проанализировать современные «гаджеты» для организации режима дня школьника.

План исследования:

1. Сформирую представления о режиме дня;

2. Установлю проблемы несоблюдения режима дня;

3. Поработаю с литературными источниками;

4. Проведу анкетирование учащихся и статистическую обработку результатов анкетирования;

6. Проанализирую современные «гаджеты» для организации режима дня школьника;

7. Подготовлю буклеты для своих одноклассников о том, как правильно сформировать режим дня и буклет о применении современных гаджетов для контроля своего режима дня.

Содержание:

Каким должен быть режим дня школьника?

Что такое режим дня? Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе /1/.

Режим для школьника важен потому, что он создает рефлексы и воспитывает полезные привычки. Ребенок учится вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи /1/.

Ежедневное выполнение режима дня, кроме сохранения и укрепления здоровья, имеет важное значение для успешного обучения (успеваемости).

Каким должен быть режим дня школьника? Основными элементами режима дня школьника являются /1/:

1. Учебные занятия в школе;

2. Учебные занятия дома;

3. Активный отдых на свежем воздухе;

4. Регулярное и достаточное питание;
5. Полноценный сон;
6. Свободная деятельность по индивидуальному выбору.

Учебные занятия в школе

Рекомендуемая нагрузка на ребенка: в первом классе - 4 урока по 40 минут, и один раз в неделю - 5 уроков (за счет физкультуры). При этом первоклашки могут учиться только в пятидневку и только в первую смену. В середине третьей четверти - дополнительные каникулы.

В 2 - 4 классах - 5 уроков по 45 минут, и один раз в неделю - 6 уроков (за счет физкультуры). В 5-6 классах - 6 уроков по 45 минут, в 7-11 классах - не более 7 уроков. Среда или четверг - облегченный день - "для предупреждения переутомления"/1/.

Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

З анятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет)– не более 60 мин.;

для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин /1/.

Учебные занятия дома

Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Возвращаясь из школы, прежде чем выполнять домашние задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Первоклассникам рекомендуется дневной сон /1/.

Необходимо знать о временных нормах

выполнения домашних заданий:

В 1 классе – 1 час; во 2 классе – 1,5 часа; в 3–4 классах – 2 часа; в 5–6 классах – 2,5 часа; старше 7-го класса – 3 часа /1/.

Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени и важно правильно организовать рабочее место школьника. Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, ощутимо влияет на его успеваемость и на здоровье /1/.

Рабочее место школьника. Рабочее место (рис.1) может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника. При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед, ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались пола. Стул должен иметь невысокую спинку. Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок левша, то наоборот). Правильно должно быть налажено и искусственное освещение.

Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки.

Рис.1 Рабочее место школьника

Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе /1/.

Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников /1/.

Р егулярное и достаточное питание

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении требований: соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов. Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание. У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи.

При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов, что способствует правильному росту и развитию ребенка. Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара /1/.

Физиологически полноценный сон

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии.

Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом:

в 7-10 лет составляет 10-11 часов;

в 11-14 лет составляет 9-10 часов;

в 15-17 лет составляет 9-8 часов /1/.

Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время;

-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и др.);

- не рекомендуется проводить компьютерные игры перед сном.

- сформировать собственные полезные привычки: вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и др.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать /1/.

Свободная деятельность по индивидуальному выбору.

Если ребенок дополнительно занимается в кружках, то эти занятия должны быть ограничены: не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями. А выходные только для отдыха!

Несоблюдение режима дня у ребёнка школьного возраста

К чему же приводит несоблюдение режима дня у ребёнка школьного возраста?

О тсутствие рабочего настроя по утрам.

До занятий ребенку необходимо успеть проснуться, позавтракать, подышать свежим воздухом, взбодриться. Здорово, если перед началом занятий есть возможность почитать конспект и вникнуть в тему. Отсутствие всех этих ритуалов может привести к тому, что мозг окажется не готов к погружению в учёбу, и уроки придётся пересматривать несколько раз.

Н евыполнение домашних работ

О тсутствие режима дня у школьника заставляет ребёнка проводить день хаотично, делать то, что больше хочется в данный момент (или ничего не делать вообще). В итоге времени на выполнение домашнего задания вечером уже не остаётся: школьник откладывает его на завтра. А в итоге образуется «снежный ком», и на выполнение всех накопившихся заданий ребёнку приходится тратить гораздо больше времени: возможно, целый выходной день или даже оба.

Низкая концентрация внимания 

Перед сном школьники часто «зависают» в компьютерах, и это может затягиваться до глубокой ночи. Как следствие, недосып и вялость с утра, потеря концентрации и невнимательность на занятиях. Из-за этого на учёбу уходит больше времени и сил, чем, если бы ученик хорошо отдохнул.

Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов

В анкетировании принимали участие школьники:

1-го класса из разных школ (3 человека); 4-го класса английской школы (12 человек); 8-го класса школы с углубленным изучением математики, физики и информатики (29 человек); 9-го класса гимназии (7 человек).

Д ля анализа отношения школьников к соблюдению режима дня мною была разработана анкета и опрошены школьники (рис.2).

Рис.2 Заполненные анкеты

Содержание анкеты (вопросы), ответы учащихся и выводы по каждому вопросу приведены ниже.

Анализ проведенного анкетирования:

Вопрос 1 Знаете ли Вы, что такое режим дня?

Вывод по вопросу 1:Все школьники знают про режим дня.

Вопрос 2Соблюдаете ли Вы режим дня?

Вывод по вопросу 2: Четвертые классы и старшие школьники соблюдают режим дня частично. Первые классы режим дня соблюдают.

Вопросы 3(20)Планируете ли Вы режим дня?

Вывод по вопросам 3 и 20:Хоть старшеклассники соблюдают режим дня частично, однако стараются его планировать. У младших классов мнение разделились.

В опрос 4 Считаете ли Вы важным соблюдать режим дня?

Вывод по вопросу 4:Все школьники ответили на этот вопрос «да».

В опрос 5 Кто контролирует Ваш режим дня?

Вывод по вопросу 5:Все старшеклассники контролируют режим дня сами.

Вопрос 6 В какое время Вы просыпаетесь?

Вывод по вопросу 6:Все старшеклассники встают утром в промежуток с 6-ти и до 7-ми часов. Первоклассники встают в 7-мь часов. Это можно объяснить первой сменой обучения. Младшие школьники встают в промежуток с 7-ми и до 9-ти часов. Раньше встают те ребята, у которых есть утром дополнительные занятия.

В опрос 7 Высыпаетесь ли Вы ?

Вывод по вопросу 7:Старшеклассники (9 класс) ответили, что они не высыпаются. Среди восьмиклассников больше ребят, которые высыпаются. Среди первоклассников есть ответы не высыпаюсь, скорее – это привыкание к первой смене и школьному режиму. Младшие школьники чаще отвечали, что высыпаются.

Вопрос 8 Вы умываетесь утром? Вопрос 9 Вы чистите зубы утром?

Вывод по вопросам 8,9:Все школьники ответили «Да».

Вопрос 10 Делаете ли Вы утром зарядку?

Вывод по вопросу 10:Все школьники ответили «Нет».

Вопрос 11 Вы завтракаете ?

Вывод по вопросу 11:Почти все школьники утром завтракают

Вопрос 12 Сколько времени уходит на выполнение уроков?

- норма сна для данного возраста.

Вывод по вопросу 12:Первоклассники справляются с уроками в течении часа.

Младшие классы (4 класс) чаще справляются за 2 часа. У восьмиклассников на выполнение домашних заданий уходит от 2 до 4 часов. Девятые классы справляются за 3 - 4 часа.

Вопрос 13 Делаете ли Вы перерывы при выполнении домашних заданий ?

Вывод по вопросу 13:Все школьники делают перерывы.

Вопросы 14, 18 Сколько кружков в день Вы посещаете и в какое время?

Вывод по вопросам 14, 18:У первоклассников одно-два занятие два раза в неделю днем или вечером. Четвертые классы могут быть заняты каждый день по 1 -2 урока. Восьмые классы чаще занимаются по 1 уроку через день. Девятые классы 1 - 2 урока почти каждый день.

Ч ем только дети не занимаются (рис 3): гитара, черлидинг, шахматы, балет, танцы, карате, бильярд и др.

Рис.3

Вопросы 15, 16. В какое время Вы гуляете и сколько времени занимает прогулка?

- норма для данного возраста.

Вывод по вопросам 15, 16:Первоклассники гуляют вечером 1 час. Девятые классы гуляют 1-2 часа. Младшие классы (4 класс) гуляют мало или не гуляют вообще. Среди восьмиклассников чаще попадаются ответы, что гуляют 1 до 2 часа или не гуляют вообще.

Вопрос 17 Сколько времени Вы отдыхаете?

Вывод по вопросу 17: Старшеклассники чаще отвечали, отдыхают более 2 час.

Вопрос 19 Во сколько у Вас ужин?

Вывод по вопросу 19: Младшие классы ужинают с 18:00 до 20:00. Старшеклассники 19:00 до 21:00.

Вопрос 21 Как Вы проводите вечер?

Старшеклассники чаще отвечали, что делают уроки, а в свободное время используют «гаджеты» и общаются с семьей. Редким ответом был – хобби.

Вопрос 22 В какое время Вы ложитесь спать?

Вывод по вопросу 21:Первоклассники ложатся спать в 22:00 часа. Младшие школьники (4 класс) в промежуток с 21:00 до 24:00 часов. Восьмые классы с 22:00 до 24:00 часов. Старшеклассники позже 23:00 часов.

Подводя итоги анкетирования:

Все ребята ответили, что знают про режим дня, и, считают важным его соблюдать. Дети стараются свой режим дня планировать. Хотя соблюдают его частично. Старшеклассники контролируют свой режим дня сами, у младших школьников – родители.

Старшеклассники просыпаются с 6-ти до 7-ми часов, первоклассники в 7 (так как первая смена). Младшие школьники (4 класс) встают в 9-ть, кроме тех ребят, у кого есть утром тренировки.

Все умываются и чистят зубы, но не делают зарядку. Почти все ребята завтракают.

Все ребята выполняют домашнее задание вовремя и делают перерывы.

Если у первоклассников дополнительные занятия 2 раза в неделю, то у старших классов дополнительные занятия почти каждый день. Нагрузка на ребенка с возрастом увеличивается, спортивные занятия чередуются с познавательными. Чем только дети не занимаются: гитара, шахматы, балет, танцы, карате и др. Самым редким ответом был бильярд.

Положенную норму дети не гуляют, но дома дети отдыхают, общаются с семьей, играют на компьютере и других гаджетах. Самым редким ответом был – занятие хобби.

Почти все дети ужинают вовремя. Дети не высыпаются, так ложатся поздно спать.

Современные «гаджеты» для организации режима дня школьника

Сейчас я школьник – когда вырасту, буду руководителем (рис.4). И мне в будущем тоже надо будет соблюдать режим дня (только вместо учебы будут встречи и совещания). Значит, надо, чтобы режим дня был под рукой, как телефон.

Я школьник Я руководитель

Рис.4

Я решил проверить, какие из современных программ контроля режима дня (приложения для телефона) мне подойдут , рис.5 /3/.

Рис.5

Я просмотрел несколько приложений, решил, что более удобное меню для школьника в приложении «School», рис.6. Приложение «School» можно скачать из . Как правильно пользоваться приложением «School», я описал в своем буклете «Режим дня в твоем телефоне».

Рис.6 Приложение «School»

Рис 7 Подготовленные буклеты

Выводы:

В своей работе я написал о смене труда и отдыха, о правильном режиме дня.От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

Установил проблемы несоблюдения режима дня;

Поработал с литературными источниками;

Провел анкетирование учащихся;

Провел статистическую обработку полученных результатов;

Выбрал из предложенных в интернете программ для планирования своего времени – «Приложение School», установил к себе на телефон.

Подготовил буклеты для одноклассников о том, как правильно сформировать режим дня, и, о планировании своего времени с помощью приложения «School».

Буклеты будут представлены на защите данной работы.

Список литературы:

/Электронный ресурс/ Рекомендации по режиму дня школьника (rospotrebnadzor.ru)

«Формирование здорового образа жизни детей и подростков»: традиции и инновации, часть 2., материалы международной НПК, Белгород, 2014 г.

ТОП 10 приложений для тайм-менеджмента и планирования (timeorder.pro)

Просмотров работы: 126