Введение. В работе рассматривается необходимость активного развития правового регулирования в области энергетики, актуальность проблем данного направления совершенствования правовых норм. Анализируются вопросы энергетического права в России: настоящее и будущее.
Актуальность: Энергетика – это одна из базовых отраслей промышленности, ее развитие является обязательным условием развития других отраслей и национальной экономики любого государства в целом. Правовое регулирование энергетики на современном этапе напрямую влияет на её развитие и определяет в том числе потенциал, который энергетика имеет для развития экономики и социальной сферы. Энергетические проекты выступают в качестве «точек роста» и опорных зон при реализации стратегий социально-экономического развития Дальнего Востока, Восточной Сибири, российской Арктической зоны, Крымского полуострова и Калининградской области. В свою очередь развитие указанных регионов придает дополнительный импульс развитию ТЭК, формируя новые центры энергопотребления, в том числе производящие экспортно-ориентированную продукцию.
Цель:рассмотрение правовых проблем в сфере Российской и мировой энергетики.
В рамках выбранной темы выделим направления:
Энергетическое право в России: настоящее и будущее
Правовое регулирование энергетики в мире
Основная часть.
Энергия присутствует во всех сферах нашей жизни, образно говоря, ей пропитана вся наша жизнь, и потребление энергии является обязательным условием существования человечества. Однако, роль энергетики в повседневной жизни начали осознавать только в конце ХХ — начале XXI века, в это же время получило развитие и соответствующее правовое регулирование. Нормы энергетического права регулируют отношения, возникающие в связи с поиском, добычей, переработкой, поставкой, хранением, транспортировкой энергетических ресурсов, проектированием, строительством энергетических объектов, инновационной деятельностью, обеспечением энергетической и промышленной безопасности, а также антитеррористической защищенности. Все эти отношения возникают как на внутреннем рынке, так и при совершении внешнеэкономических сделок.
В стране имеется потенциал энергосбережения, достигающий третьей части текущего энергопотребления, и существуют возможности значительного повышения экономической эффективности энергетических проектов.
Поэтому, в настоящий момент нельзя недооценивать необходимость активного развития правового регулирования в области энергетики, стоит обратить внимание на всевозрастающую актуальность проблем данного направления совершенствования правовых норм.
1. Энергетическое право в России: настоящее и будущее
Значение энергетики для современного мира трудно переоценить. Энергетика – это одна из базовых отраслей промышленности, ее развитие является обязательным условием развития других отраслей и национальной экономики любого государства в целом. Энергетика включает в себя отрасли, снабжающие экономику энергоресурсами: топливные отрасли, электроэнергетика, в том числе, геологоразведка, освоение, производство, переработка и транспортировка источников энергии и непосредственно самой энергии.
Энергия и энергетический ресурс – продукт особой важности, именно имущество, несущее с собой колоссальные доходы для государства и потери. В силу данного обстоятельства, регулирование общественных отношений в данной области крайне важно для любого государства.
Россия располагает крупнейшей ресурсной базой, способной обеспечить нужды страны и рациональный экспорт топлива, по меньшей мере, до середины XXI века.
Производство первичной энергии в России более чем в два раза превышает внутреннее потребление, гарантируя энергетическую безопасность страны.
Ежегодные инвестиции компаний ТЭК в размере более 3,5 трлн руб. являются важным фактором социально-экономического развития страны и дают существенный импульс развитию высокотехнологичных отраслей российской промышленности.
Россия обладает колоссальным опытом в создании и эксплуатации энергетической инфраструктуры и управлении энергоснабжением огромных территорий. Энергосистема России охватывает 11 часовых поясов, включает в себя как централизованные, так и изолированные системы, использует все виды ископаемого топлива, а также объекты атомной энергетики, большой гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии.
Можно выделить с правовой точки зрения следующие основные виды энергоресурсов:
Природные энергетические ресурсы, включающие в себя ресурсы недр, энергию ветра, солнца, энергию воды и т.д.
Производные энергетические ресурсы: добытые полезные ископаемые и продукты их переработки, электрическую и тепловую энергию.
Энергосбережение как «косвенный» энергетический ресурс.
. Комплекс перечисленных выше видов энергетических ресурсов – это основа для определения общественных отношений в области энергетики и, как следствие, правового регулирования отношений в этой сфере. Поэтому правовое регулирование энергосбережения, энергоэффективности и энергобезопасности является важнейшей задачей государства.
Одним из основных законов, регулирующих отношения в энергетической сфере, является Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Он устанавливает правовую базу экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет компетенции органов власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в данной сфере и потребителей электрической энергии.
Отношения в рамках правового регулирования безопасности регулирует Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Данный нормативно-правовой акт устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, кроме объектов атомной энергетики, в целях предупреждения незаконного вмешательства третьих лиц, определяет полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в сфере топливной энергетики, а также права, обязанности и ответственность лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» способствует решению комплекса задач, направленных на использование современных технологий в энергосбережении, в том числе – информационных, и повышении энергетической эффективности.
Возможные конфликтные ситуации в сфере реализации продуктов энергетики регулирует Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». В данном нормативном акте установлена правовая база функционирования розничных рынков электроэнергии и утверждены правила ограничения режима потребления электроэнергии.
Основным нормативным актом Российской Федерации, регулирующим газоэнергетику, является Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Этот закон направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.
В настоящее время в РФ разработана Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. В соответствии с данным документом определена цель энергетической политики России – это максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению её внешнеэкономических позиций. Кроме того, при реализации энергетической политики государства главным средством решения поставленных задач является формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений. Основные механизмы государственного регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса предусматривают:
– меры по созданию эффективной рыночной среды;
– повышение эффективности управления государственной собственностью;
– введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и стимулирующих энергосбережение;
– стимулирование и поддержку стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сферах.
Следует помнить, что любая государственная политика, в любом государстве, в том числе и энергетическая, оформляется в нормах права. Поскольку энергетическая политика проводится через государство и государство воздействует на экономику через право, то право выступает формой выражения соответствующей политики. Основой реализации энергетической политики государства является постоянно развивающаяся нормативно-правовая база. Её совершенствование, как отмечается в Энергетической стратегии России на период до 2030 г., пойдёт по пути дальнейшего формирования законодательства, обеспечивающего стабильность, полноту и непротиворечивость нормативно-правового поля этой важнейшей сферы жизнедеятельности общества. Следует обратить внимание, что процесс формирования энергетического законодательства происходит с учётом особенностей и специфики отдельных подотраслей топливно-энергетического комплекса: электроэнергетики, нефтегазового комплекса, угольной отрасли и т.д. Некоторые общие для всех подотраслей энергетики вопросы регулируются едиными нормативными актами. Так, например, отношения по энергосбережению регулируются единым нормативным актом – Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ (ред. от 27 июля 2010 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В масштабах всей Российской Федерации необходимо руководствоваться Указом от 13.05.2019 N 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации".
Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации — документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором отражены официальные взгляды на обеспечение энергетической безопасности России.
В документе подробно описываются вызовы и угрозы в сфере энергобезопасности, цели, принципы, основные направления и задачи обеспечения энергобезопасности, а также её организационные основы.
При этом чётко указываются новые вызовы, связанные с осложнением международной обстановки.
«Полномасштабному участию РФ в обеспечении международной энергетической безопасности препятствуют меры ограничительного характера, введенные рядом иностранных государств в отношении РФ, в том числе в отношении нефтяной и газовой отраслей её топливно-энергетического комплекса, а также противодействие, оказываемое рядом иностранных государств и международных организаций проектам в сфере энергетики, которые реализуются с участием РФ». Особо отмечается такой существенный фактор, как ограничение доступа российских организаций сферы ТЭК к современным технологиям и оборудованию, а также к привлечению финансирования.[7]
Что касается внутренних вызовов и угроз, то здесь на первых местах названы чрезмерная финансовая нагрузка на организации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в результате увеличения размеров налоговых и таможенных платежей, нерациональное потребление ресурсов, необоснованная монополизация и неравные условия конкуренции[11].
Что касается законодательства о государственном регулировании в топливно-энергетическом комплексе, то следует констатировать, что оно все еще дорабатывается.
2. Правовое регулирование энергетики в мире
Международная правовая система состоит из множества ответвлений – самостоятельных отраслей права, регулирующих определенную сферу правоотношений. Одной из таких сфер является экономическое право, подотраслью которого выступает международное энергетическое право. Энергетическое право все большее развитие приобретает в последнее время, так как оно обеспечивает возможность нормального функционирования многих систем и смежных с ним областей жизни, в том числе влияет на жизнедеятельность человека. В связи с постоянно развивающимся научным и техническим прогрессом, охватывающим все области отношений, сфера энергетики в том числе претерпевает существенные изменения и совершенствуется на всех уровнях. Международное энергетическое право включает в себя множество областей, в число которых входит энергетическая геополитика, энергетическая безопасность, эффективность и рационализация добычи, использования и переработки энергетических ресурсов, взаимодействие с социально-экономической средой и многие другие. Это обусловлено его важностью и актуальностью, особенно в условиях растущей глобализации, охватившей развитые и развивающиеся страны почти всех континентов. Без энергетики мы не можем представить себе современные реалии жизни, поэтому очень важно обеспечить грамотную законодательную регламентацию отрасли на надежном уровне. Для надежного регулирования правоотношений в области энергетики многие государства объединились для создания межправительственных организаций, таких как:
ОПЕК – Организация стран экспортеров нефти
ОАПЕК – Организация арабских стран экспортеров нефти
МЭА – Международное энергетическое агентство
АФРЭК – Африканская комиссия по энергетике
ОЛАДЭ – Латиноамериканская энергетическая организация
Межправительственный совет по нефти и газу и многие другие.
Помимо государственных организаций, существуют также неправительственные некоммерческие образования. Одним из таких является Мировой энергетический совет (МИРЭС). Его основными функциями выступают проведение мирового энергетического конгресса, освещение основных проблем в данной сфере и путей их решения, проведение научных анализов и исследований относительно устойчивого энергетического развития, изучение механизмов и методов воздействия на энергетическую стабильность. Все вышеперечисленные организации, государства, иные коммерческие и некоммерческие образования, а также другие лица являются субъектами энергетических правоотношений. Актуальные проблемы в сфере энергетического права также зачастую становятся темой для обсуждения на саммитах Большой Семерки, где страны-участницы данной международной неофициальной организации определяют направление деятельности в сфере энергетики и дают рекомендации другим государствам.
Международное энергетическое право имеет некоторые правовые источники, регулирующие на мировом уровне отношения в области энергетики, однако их количество очень ограничено на сегодняшний момент. Данными источниками являются, как правило, договоры и соглашения, главным из которых выступает Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) 1994 года. Договор подписали и ратифицировали порядка 50 Европейских и иных государств, заинтересованных в построении единого энергетического пространства и эффективного взаимодействия между собой в области энергетики. Помимо стран, участниками данного договора является ряд международных организаций. ДЭХ включает в себя множество деклараций, протоколов и пониманий (разъяснений конкретных норм).
Положения договора являются обязательными для всех государств, которые его ратифицировали, однако некоторые из них носят диспозитивный характер, оставляя за субъектом право выбора. Они затрагивают основополагающие начала деятельности, реализацию энергетической безопасности, формирование ценовой политики и тарификации, область регулирования естественных монополий и конкурентоспособной среды, взаимоотношения между клиентами, поставщиками, инвесторами и многие другие важные области.
Проблемы и ключевые направления энергетического права
Сегодня перед энергетическим правом, по мнению доктора юридических наук Виктории Романовой, прежде всего, стоят фундаментальные проблемы правового обеспечения (регулирования):
баланс интересов поставщиков и потребителей энергетических ресурсов
доступ к энергетическим сетям
ценообразование в сфере энергетики
защита прав участников энергетических рынков
«Задачи совершенствования правового регулирования в сфере ТЭК можно решить путем проведения работы по унификации на национальном и международном уровнях. Для этого необходимо провести значительное количество правовых исследований. При этом стоит учитывать потребность в профильных специалистах — как для научной, так и для практической деятельности. Энергетические компании нуждаются в профильных кадрах высшей квалификации и в возможности систематического повышения ее сотрудниками», — поясняет Виктория Романова.
Нуждается энергетическое право также в систематизации и установлении определенного свода правил и понятий. Данная отрасль, по мнению специалиста, директора Центра энергетического права СПбГУ Кристины Семенович, является комплексной и требует фундаментального законодательного акта, определяющего правовой энергетический порядок России. Сейчас необходимо выработать четкий, непротиворечивый понятийный аппарат энергетического права. Терминологическая ясность является основой правильного правоприменения и позволит в полной мере связать все подотрасли энергетического права воедино и систематизировать законодательство, уверена Кристина Семенович. Системную проблему в энергетическом праве видит и адвокат Павел Хлюстов. Он отмечает, что юристы сталкиваются с неясностью правовых норм в каждом его сегменте.
Практически любой нормативный акт написан так, что его невозможно однозначно истолковать. Но это еще полбеды. Содержание законов плохо соотносится между собой, создавая неразрешимые противоречия. Отсюда отсутствие предсказуемой правоприменительной практики, коррупционные проявления и произвол контролирующих органов. До тех пор, пока мы не справимся с этой проблемой, самые передовые точечные решения не возымеют должного результата.
Заключение
Проблемы в сфере энергетики в XXI в. приобретают особую значимость как для современной мировой экономики в целом, так и для экономики РФ. Успешное их решение обусловливает необходимость совершенствования законодательного регулирования отношений топливно-энергетического сектора экономики как внутри страны, так и на международном уровне. Насущной является проблема приведения энергетического законодательства в целостную систему. В связи с этим представляется возможным поддержать мнение тех учёных и практиков, которые говорят о необходимости разработки и принятия нового концептуального законодательного акта, в котором бы нашли закрепление отправные положения и принципы правового регулирования отношений в сфере энергетики. В России сегодня действует множество нормативных правовых актов в сфере энергетики. К числу «основных» можно отнести Федеральные законы «О естественных монополиях», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об электроэнергетике», «О газоснабжении в РФ», «Об использовании атомной энергии» и т.д. Анализ содержания специальных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере снабжения отдельными видами энергии и энергоресурсов, показывает, что чаще всего в них говорится о применении договора поставки. В Законе об электроэнергетике больше говорится о применении договоров купли-продажи (именуемых двусторонними договорами купли-продажи), а их участники именуются как поставщик и покупатель, особенно когда речь идёт о договорных отношениях на оптовых рынках электроэнергии; в сфере розничной торговли указывается на возможность заключения договоров купли-продажи, договора поставки, а также не исключается возможность заключения смешанных договоров между поставщиками (за исключением гарантирующих поставщиков) и потребителями. Отношения по электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению, теплоснабжению граждан характеризуются в нормативных актах как отношения по оказанию услуг.
Увеличение роста спроса на энергоносители на внутреннем рынке может дать «новая индустриализация» и/или «новая электрификация» России, в том числе развитие энергоемких и материалоемких промышленных производств в восточных регионах Российской Федерации и на приграничных территориях соседних государств, в первую очередь – государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Китая и других стран АТР.
Недостатки правового регулирования энергосбережения с использованием возобновляемых источников сдерживают рост «зеленой» энергетики. Нуждается в совершенствовании и развитии института юридической ответственности за нарушение обязательств, вытекающих из договоров энергоснабжения и энергосбережения. В настоящее время большинство сфер деятельности энергетического характера, как внутренних, так и внешних отношений с точки зрения законодательства является урегулированным, однако, большинство норм касающихся энергетического права ещё нуждаются в совершенствовании. Так как Развитие многоукладной рыночной экономики в Российской Федерации требует надлежащего законодательного регулирования отношений в сфере энергоснабжения и энергосбережения и энергобезопасности.
Вхождение России во Всемирную Торговую Организацию возложило на нее целый ряд дополнительных обязательств, в том числе и в сфере энергетики. Это обстоятельство потребовало от законодателей трансформировать российское энергетическое законодательство с учетом взятых международных обязательств в сферах энергоснабжения и энергосбережения, имеющих непосредственное отношение к охране окружающей среды и сохранению экологии для будущих поколений. Особо отмечается такой существенный фактор, как ограничение доступа российских организаций сферы ТЭК к современным технологиям и оборудованию, а также к привлечению финансирования, что не способствует обеспечению международной энергетической безопасности и как следствие отсутствию стабильности мировой энергетики и экономики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями.
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) 11 июня 2021 г.
Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 216 “Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации”.
Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (с изменениями и дополнениями)
Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р о разработке Энергетической стратегии России на период до 2030 г.,
Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) (подписан в декабре 1994 года в Лиссабоне и вступил в силу в апреле 1998 года)
Ведомости. www.vedomosti.ru
https://spbu.ru/news-events/universitet-v-smi/ene)rgeticheskoe-pravo-v-rossii-nastoyashchee-i-budushchee
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-v-sfere-energetiki-v-rossiyskoy-federatsii
https://cyberleninka.ru/article/n/o-mezhdunarodnom-energeticheskom-prave-kak-otrasli-mezhdunarodnogo-prava
http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/36009/1/Sazonova_Ponyatie.pdf
https://wiselawyer-ru.turbopages.org/wiselawyer.ru/s/poleznoe/84172-aktualnye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-sfere-ehlektroehnergetiki
https://msal.ru/upload/medialibrary/355/Kafedra_2018_kniga-222.pdf
https://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/sector/energy/laws-regulations