Стресс, его влияние на подростка и способы борьбы с ним

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Стресс, его влияние на подростка и способы борьбы с ним

Балакин А.Н. 1
1МБОУ "СОШ№13" г.Славгорода Алтайского края
Балакина Н.Е. 1
1МБОУ "СОШ№13" г.Славгорода Алтайского края
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в современном мире, нас постоянно окружают различные факторы, приводящие наш организм в состояние шока, то есть стресса.

Причиной этого могут являться перечисленные негативные факторы. Например: человек на учёбе или работе очень сильно утомляется. Так же причиной стресса может быть деятельность в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды так же называется стрессом. Ещё причиной стресса могут быть конфликтные ситуации на работе, в школе, или ссоры с друзьями, семьей, все они тоже отрицательно отражаются на нашем эмоциональном состоянии.

Мы придаем этому термину негативное значение, забывая, что оно означает определенный процесс, движение. То есть само напряжение не может быть ни плохим, ни хорошим. Известный специалист по стрессам Ганс Селье доказал, что малая доза стресса возвращает молодость, жизненные силы, вырабатывает навык справляться со сложными жизненными ситуациями.

В повседневной суете, современные люди слишком часто сталкиваются со стрессом, однако ученые в этой области продвинулись не так далеко. Особое внимание в своей работе я уделю стрессу у подростков.

Объект исследования: учащиеся школы МБОУ «СОШ №13».

Предмет исследования: Воздействие стресса на подростка, способы борьбы с ним.

Цель: Выявить виды стресса, причины его возникновения.

Задачи исследования:

Провести анализ литературных и интернет-источников.

Провести опрос среди учащихся 9-11 классов моей школы.

Составить памятку о профилактике стресса и раздать ученикам МБОУ «СОШ №13».

Гипотеза: Определив причины возникновения стресса, мы можем найти способы борьбы с этим состоянием.

Практическая значимость работы: По результатам проведенного исследования мы планируем выпустить памятку с здоровьесберегающими советами, рекомендациями.

Теоретическая часть

Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение; состояние повышенного напряжения) — совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Стресс подстерегает человека везде: дома, на работе, в общественном транспорте. Когда стрессовые ситуации носят нерегулярный характер, ничего страшного нет. Но, когда состояние стресса длится долго и возникает часто, называется оно дистресс. На фоне этого могут развиться тяжелые заболевания.

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса.

Эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Он оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма.

Дистресс – это патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и на поведение человека. Это тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

В психологической литературе также есть понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости. Они во многом определяют, возникнет ли у человека дистресс в ответ на определенное событие.

Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.

Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей.

Стадии стресса

Разработав теорию стресса, Ганс Селье выделил в нем три стадии.

Первая - стадия тревоги.

Тревога может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита. Фаза тревоги - это мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д.

Вторая стадия – резистентности.

На этом этапе признаки тревоги практически отсутствуют, уровень сопротивляемости организма повышается. Слабое и долгосрочное воздействие стрессора приводит к тому, что этап резистентности заканчивается приспособлением организма и приобретением новых качеств, усилением адаптивности.

Третья стадия - истощение.

Иммунитет снижается, на фоне этого защитные функции ослабевают. Если организм долго находится в состоянии стресса, то неизбежно развиваются нарушения работы иммунной, сердечно-сосудистой системы, пищеварения и других органов.

Причины возникновения стресса

Возникает стрессовое состояние у человека по разным причинам. К основным факторам, провоцирующим неустойчивое состояние, можно отнести две основные группы отношений: личные и рабочие.

К рабочим факторам относятся:

1.Чрезмерная или недостаточная нагрузка;

2.Плохие отношения со сверстниками;

4.Отсутствует взаимопонимание с учителями;

К личностным факторам относятся:

Проблемы и частые ссоры в семье;

Плохое питание;

Нарушение режима сна;

Проблемы с самооценкой;

Сильные позитивные эмоции;

Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе.

Мы видим, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, так и отрицательные. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идёт не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.

Методы защиты от стресса

Нужно научиться управлять стрессом. Люди зачастую борются с последствиями, вместо того чтобы устранить причину стресса: полностью заполняют свой день делами, не давая организму отдохнуть, истощают свой организм или наоборот «забивают» стресс едой. Временное отвлечение не приведет к чему-то хорошему.

Чтобы уберечь нервную систему от разрушительного действия стресса на организм, человеку необходим достаточный сон, рациональная организация труда, общеукрепляющие процедуры. Нужно чаще разговаривать с близкими людьми, делиться своими проблемами. Многие эксперты считают, что поддержка родных и семьи благотворно влияет на нервную систему.

Здоровый образ жизни

Необходимо выстроить правильный режим дня и ночи. Питание должно быть полноценным, пища должна быть свежей, богатой витаминами. Откажитесь от кофе или значительно уменьшите их употребление. Начните свой день с физических упражнений. Эксперты считают, что физическая нагрузка значительно улучшает настроение.

Отдых

Старайтесь больше отдыхать. Рациональный отдых помогает сбрасывать напряжение и восстановиться. Нельзя работать на износ, потому что к физической усталости добавляется психологическая. Если у вас бессонница, просто полежите в темной комнате с закрытыми глазами, подумайте о чем-нибудь приятном.

Увлечения

Когда человек занимается любимым делом, он испытывает радость и удовлетворение. Любое хобби пусть и отнимает время, зато благотворно влияет на психическое состояние человека.

Ароматерапия, танцы, музыка

Ароматерапия является разновидностью альтернативной медицины. Основными инструментами ароматерапии являются эфирные масла. Компоненты эфирных масел могут образоваться в различных частях растений; в дальнейшем они могут распределяться в тканях растения. Эфирные масла при попадании в организм вызывают прилив хорошего настроения и эйфорию, успокаивают нервную систему.

Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней. Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

Статистические данные

По статистике, в США 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% - почти каждый день.

Российские школьники больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости, на втором месте по этому показателю Китай. Тесты и экзамены также вызывают повышенную обеспокоенность и волнение у школьников. Процент таких результатов опроса высок во всех странах: 57% в России, 58% в Японии, 64% в США, 66% в Германии, 73% в Китае. Также по данным исследования, 80% российских школьников знают, что неудачи являются частью процесса обучения. Схожее отношение к неудачам и в других странах: в Германии — 82%, Японии — 83%, США — 86%.

Вследствие постоянных стрессов, почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости. Симптомы этого заболевания: быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность, склонность к одиночеству

По данным ВЦИОМ (Всесоюзный центр исследования общественного мнения) россияне избавляются от стресса следующим образом:

- Телевизор-46%

- Музыка-43%

- Еда-16%

- Медикаменты-15%

- Спорт-12%

- Йога, медитация-2%

Практическая часть

Использование методики

Собственное исследование проводилось у учеников 9-11 классов МБОУ «СОШ №13». Ученикам этих классов был предложен тест на определение уровня стресса, который выявляет критично ли для здоровья состояние нервной системы. В тесте 18 вопросов, ученики должны были выбрать степень согласия от 1 до 3. Тест находится в приложении к работе.

После проведения тестов подсчитываются баллы:

До 24 баллов – Низкий уровень стресса. Вы легко справляетесь с проблемами. К трудностям относитесь рассудительно. Вас можно назвать стрессоустойчивым человеком.

От 25 до 39 баллов – Средний уровень стресса. Вы живете довольно напряженной жизнью, но получаете от этого удовлетворение. Стресс вам пока не угрожает, но старайтесь расслабляться.

От 40 до 54 баллов – Уровень стресса выше среднего. Вы находитесь в постоянном напряжении. Вам необходимо менять образ жизни. Откажитесь от вредных привычек, займитесь любимым делом.

Опрос «Способы снижения тревожности и стресса».

Исследование проводилось у учеников 9 и 11 классов МБОУ «СОШ №13». Ученикам этих классов был предложен тест из 4 вопросов.

I. Испытываете ли вы нервную напряженность, стресс, повышенную тревожность в связи с зачетом и экзаменом? Один ответ.

1) часто – 40%

2) редко – 50%

3) почти никогда – 10%

II. В чем причина вашей тревожности? Возможно несколько ответов.

1) плохо готовлюсь к урокам – 18%

2) плохо даются некоторые предметы, не понимаю материал – 41%

3) учитель недостаточно времени уделяет подготовке к экзаменам – 14%

4) неуверенность в себе – 45%

5) боюсь процедуры сдачи экзамена – 27%

III. Что вы делаете для снижения тревожности? Возможно несколько ответов.

1) использую приёмы саморегуляции, аутотренинг – 23%

2) лучше готовлюсь к урокам, посещаю дополнительные занятия, консультации – 36%

3) применяю лекарственные препараты – 1%

4) переключаюсь на любимые занятия (музыка, танцы, спорт и др.) – 72%

5) обращаюсь за помощью – 1%

IV. К кому вы чаще всего обращаетесь за помощью? Возможно несколько ответов.

1) к родителям и другим родственникам – 59%

2) к друзьям – 68%

3) к педагогу (учитель, тренер, воспитатель) – 18%

4) к психологу – 14%

5) к социальному педагогу – 10%

6) к врачу – 1%

Выводы

Проведенные в последние годы исследования показали, что стрессом охвачены жители всех стран. Страх перед экзаменами затрагивает всех школьников, наибольшее количество - в Китае. Для каждого человека нужен свой, оптимальный уровень волнения и страха, при котором он показывает наилучшие результаты. приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Сложно поддается корректировка реакции на стресс. А вот стрессор корректировать можно.

Проведя исследование, можно сделать вывод, что существуют две формы стресса. На первых двух стадиях стресс носит более благоприятный характер, он может помочь организму лучше адаптироваться. Причины возникновения стресса могут быть абсолютно разные. По данным ВЦИОМ россияне в основном справляются со стрессом с помощью телевизора.

На основании собственного исследования можно сделать вывод, что школьники с 9 по 11 классы подвергаются стрессу. Это может быть из-за подготовки к начинающимся экзаменам.

Борьба со стрессами – это помощь себе, своему здоровью, и чем бережнее вы относитесь к своему здоровью, тем крепче оно у вас будет, и тем приятнее и ярче будет казаться вам жизнь. Чтобы избавиться от стресса не следует забывать об отдыхе, любимом занятии, любимой музыке, которая может улучшить ваше настроение, о свежем воздухе (прогулки с друзьями или семьей).

Список литературы

О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто «Большая книга подросткового психолога», Ростов на Дону «Феникс», 2008 год.

А. В Петровский «Общая психология», Москва, 2013 год.

Селье Г. «Когда стресс не приносит горя». - М., 1992.

Смысл жизни и стресс без дистресса. Теория Ганса Селье (1907-1982)

Гринберг, Дж. Управление стрессом [Текст] / Дж. Гринберг. 7-е изд. СПб. Питер, 2002.

https://cyberleninka.ru/article/n/problema-ctressa-distressa-i-kognitivnye-teorii/viewer

https://psychosphera.ru/files/stress_level.pdf

https://psyfactor.org/lib/selye-stress-distress-2.htm

Просмотров работы: 79