Введение.
Все знают, что такое память и зачем она нужна. Все учили стихи, номера телефонов, буквы, цифры и другие важные для нас вещи. Память активно участвует в нашей жизни, каждый раз, когда нам надо что-то запомнить нам на помощь приходит наша память, поэтому очень важно её развивать и тренировать. Но память не только помогает нам в обычной жизни, она часто нам нужна ещё и в школьное время. Ведь чаще всего нам надо запоминать большое количество информации именно в школе. Нужно учить формулы, теоремы, стихи, определения и многое другое, то есть память участвует ещё больше в жизни школьника. Тогда надо узнать помогает ли память лучше учиться школьникам и как она влияет на процесс обучения, потому что мы тренируем нашу память, для того что бы нам было легче это всё запомнить. Но влияет ли уровень её развития на успешность обучения, связаны ли они вообще между собой. Если подумать, то можно выстроить логическую цепочку: чем лучше развита память, тем быстрее и больше информации можно запомнить, что заметно упростит жизнь школьникам и положительно повлияет на их обучение. В таком случае надо узнать какой вид памяти надо тренировать, для того что бы школьник быстрее запоминал и учил информацию и ему было проще учиться. Для этого нужно будет узнать, какой вид памяти чаще используется при запоминании информации в школе, и понять, как улучшить развитие этого вида памяти.
Актуальность данной темы заключается в том, что учёные на данный момент не могут точно сказать взаимосвязаны ли уровень развития памяти и успешность обучении, в какую сторону идет влияние памяти на успеваемость в учёбе (в лучшую или в худшую); какая память влияет в лучшую сторону, а какая в худшую; на какую память надо обратить больше внимания при её развитии и т.д.
Тема моего проекта: «Зависимость успешности обучения учащихся 10 класса нашей школы от развития разных видов памяти». Я постараюсь узнать, взаимосвязан ли уровень развития памяти с успешностью обучения? Какое влияние оказывает память на успеваемость? Какая память оказывает влияние в лучшую сторону? Какая память оказывает влияние в худшую сторону? Какую память стоит больше развивать, чтобы лучше учиться? Какую память нужно меньше тренировать, чтобы лучше учиться?
Объект моего исследования - память человека.
Предмет исследования – взаимосвязь видов памяти с успешностью обучения.
Цель: определить взаимосвязь между уровнем развития разных видов памяти и успешностью обучения учащихся 10 класса нашей школы.
Задачи:
Изучить виды памяти.
Выявить с помощью анкетирования уровень развита разных видов памяти у учеников 10А класса.
Проанализировать успеваемость учеников 10А класса.
Определить зависимость успеваемости ученика от преобладающего у него вида памяти.
Определить, какие виды памяти влияют на успешность в той или иной сфере обучения.
Предложить рекомендации по тренировке различных видов памяти.
Гипотеза: Предположим, что уровень развития памяти влияет на успешность обучения.
Методы исследования: анкетирование, сравнение, анализ, обобщение.
Научная новизна проекта заключается в том, что рассматривается новая информация о памяти и об её взаимосвязи с успешностью обучения, которая поможет повысить успешность обучения.
Теоретическая значимость заключается в выявлении новой информации, связанной с повышением успеваемости обучения и повышением уровня развития памяти.
Практическая значимость проекта заключается во внедрении новой информации, и её активном использовании с целью улучшения успеваемости обучения.
Характеристика основных источников получения информации:
С сайта «Саморазвитие» я взяла: определение краткосрочной памяти; определение долгосрочной памяти; на какие виды подразделяется долгосрочная память и их определение; определение воспоминания; с чем связана память; что влияет на память и как можно проще запомнить информацию.
Из документа «Психология и педагогика» я взяла: определение памяти; определение образной памяти; пример тестирования зрительной памяти; формулы для расчётов тестирования; определение оперативной памяти; определение объёма; определение точности; определение скорости запоминания; определение длительности сохранения; определение лабильности; определение помехоустойчивости; пример тестирования оперативной памяти; определение кратковременной памяти; пример тестирования слуховой памяти.
Из википедии я взяла: определение памяти; определение обучения; определение обучаемости.
С сайта «Справочник» я взяла: определение обучаемости и от чего она зависит.
С сайта «Psyera» я взяла: определение обучаемости; какие показатели и параметры включает в себя обучаемость; какие качества личности обеспечивают возможность к обучению; когда формируется обучаемость; что лежит в основе обучаемость.
С сайта «Институт современных знаний имени А.М. Широкова» я взяла рекомендации для развития памяти и какую еду надо есть, чтобы улучшить уровень развития памяти.
Теоретический аспект.
Память - обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.[5]
Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации. [3]
Память разделяют на два вида: образная и оперативная.
Узнаем, что такое оперативная память и за что она отвечает.
Образная память – зрительная (связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов), слуховая (запоминание и воспроизведение разнообразных звуков), осязательная, обонятельная, вкусовая, двигательная и тактильная (их роль в основном сводится к
удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанны безопасностью и самосохранением организма). [3]
Для того что бы узнать, как хорошо развита память у учеников 10 А класса надо определить объём зрительной памяти. Как это сделать:
Для определения объёма зрительной памяти надо провести тестирование, например:
Человеку даётся определённая последовательность из 20 цифр, его задача запомнить как можно больше цифр с их порядковыми номерами. На запоминание даётся 40 секунд, после истечения времени он должен записать все цифры с порядковыми номерами, которые он запомнил.
Далее нужно будет узнать продуктивность запоминания, с помощью формулы:
П *100% ,где n – число правильно воспроизведенных чисел
После всех сделанных расчетов составим таблицу:
Эталон |
Качество запоминания |
Количество человек |
91-100 |
отличное |
|
71-90 |
очень хорошее |
|
51-70 |
хорошее |
|
31-50 |
удовлетворительное |
|
11-30 |
плохое |
|
0-10 |
очень плохое |
На основании выполненных тестов вычислим среднюю продуктивность запоминания:
П= , где n- количество участников.
Далее узнаем что такое оперативная память и её основные характеристики:
Оперативная память – это память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. Срок определяется задачей.
Основные характеристики оперативной памяти:
Объем– показатель количества запоминаемого и сохраняемого материала. Измеряется оперативными единицами памяти.
Точность – показатель идентичности воспроизводимого и требуемого материала
Скорость запоминания– характеризует время или число повторений, которое требуется для
запоминания всей необходимой для решения задачи информации.
Длительность сохранения– характеризует то максимальное время, в течение которого предъявляемый материал сохраняется без искажений.
Лабильность– соотношение между запоминанием и забыванием материала.
Помехоустойчивость– устойчивость к действию внешних и внутренних помех.[3]
Для определения объёма оперативной памяти также проведём небольшой тест:
Я называю пять чисел. Задача учеников 10 А класса– постараться их запомнить, затем в уме сложить первое со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму
записать; третье число сложить с четвертым, сумму записать; и наконец, четвертое с пятым и сумму снова записать. Таким образом, у них должно быть получено и записано четыре суммы. Время вычисления и выполнения 15 секунд. После чего я зачитываю следующий ряд чисел. (всего их 10.)
Например: я называю- 25314, то записать на доске -7845
Далее подсчитывается число правильно найденных сумм.
Максимальное их число – 40. Норма взрослого человека – от 30 и выше.[3]
Для удобства составим таблицу со всеми результатами:
Количество участников |
Уровень объёма |
Количество баллов |
… |
Хороший |
30-40 |
… |
Удовлетворительный |
20-30 |
… |
Плохой |
10-20 |
… |
Очень плохой |
0-10 |
Но память так же делят на краткосрочную (кратковременную) и долгосрочную (долговременную).
Узнаем что такое краткосрочная память и как долго она хранит информацию:
Краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще — иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.[1]
Кратковременная память – способ хранения информации в течение короткого промежутка времени после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением. Длительность около 20 с. Сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, наиболее существенные элементы. Нет сознательной установки на запоминание, но есть установка на воспроизведение.
Так же определим объём кратковременной памяти, для этого прибегнем к методу Джекобса:
Исследование проводится на цифровом материале. Испытуемому последовательно предъявляются восемь рядов цифр, содержащих от 3 до 10 элементов. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2–3 с, испытуемый письменно воспроизводит в протоколе элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Исследование повторяется четыре раза (на других числовых рядах).
Объем кратковременной памятиизмеряется числом символов, которые могут быть воспроизведены немедленно после их однократного предъявления.
Далее рассчитаем продуктивность запоминания по формуле:
П *100% ,где n – число правильно воспроизведенных чисел
И среднюю продуктивность запоминания по формуле:
П= , где n- количество участников.[3]
Как эмпирическая характеристика возможностей учащегося к обучению обучаемость включает многие показатели и параметры личности обучаемого.
К ним прежде всего относятся:
Познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления, речи);
Особенности личности — мотивация, характер, эмоциональные проявления;
Отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю.
Важной характеристикой обученности служат качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности.
Обучаемость формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению на сенситивных периодах обучения человека — при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности.
Наиболее существенными качествами личности, обеспечивающими ее возможности к обучению, являются:
Управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т. п.);
Речевые возможности учащегося, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения.
В основе обучаемости лежат:
Уровень развития познавательных процессов субъекта — восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;
Уровень развития его сфер — мотивационно-волевой и эмоциональной;
Развитие производных от них компонентов учебной деятельности— уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.
Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.[2]
Практический аспект.
Для определения уровня развития памяти у учеников 10 А класса 9 школы надо провести тестирования, по результатам которых определим какой вид памяти преобладает у учеников 10 А класса 9 школы.
Определение уровня развития зрительной памяти.
Цель тестирования: определить уровень развития зрительной памяти отдельно взятого ученика и преобладающий уровень данной памяти в 10 классе.
Ход исследования: Задача участников запомнить как можно больше цифр с их порядковыми номерами, после чего воспроизвести всё, что они помнят. На запоминание даётся 40 секунд.
Образец:
1. 43 5. 81 9. 96 13. 86 17. 78
2. 57 6. 72 10. 7 14. 56 18. 61
3. 12 7. 15 11. 37 15. 47 19. 83
4. 33 8. 44 12. 18 16. 6 20. 73
В тестировании участвовало 15 обучающихся 10 А класса.
На основании выполненных тестов высчитаем среднюю продуктивность запоминания:
П *100% , где n – число правильно воспроизведенных чисел
П= , где n- количество участников.
= 19,(54)
Составим таблицу участников:
№ участника |
Качество запоминания |
Продуктивность запоминания |
1 |
Плохое |
15 |
2 |
Плохое |
20 |
3 |
Плохое |
15 |
4 |
Плохое |
15 |
5 |
Плохое |
15 |
6 |
Очень плохое |
10 |
7 |
Удовлетворительное |
35 |
8 |
Очень плохое |
5 |
9 |
Плохое |
15 |
11 |
Очень плохое |
10 |
14 |
Плохое |
15 |
15 |
Удовлетворительное |
35 |
16 |
Плохое |
15 |
19 |
Удовлетворительное |
40 |
20 |
Плохое |
15 |
Результат тестирования: После всех сделанных расчетов составим таблицу:
Эталон |
Качество запоминания |
Количество человек |
91-100 |
отличное |
0 |
71-90 |
очень хорошее |
0 |
51-70 |
хорошее |
0 |
31-50 |
удовлетворительное |
3 |
11-30 |
плохое |
9 |
0-10 |
очень плохое |
3 |
Вывод:
В основном у учеников 10А класса плохо развита зрительная память, но есть ученики, как с удовлетворительным качеством запоминания так и с очень плохим (Приложение 1).
Определение уровня слуховой памяти.
Цель тестирования: определить уровень развития слуховой памяти отдельно взятого ученика и преобладающий уровень данной памяти в 10 классе.
Ход исследования: Участники на слух запоминают ряд чисел (он диктуется 1 раз), после они записывают всё, что запомнили; с каждым разом ряд увеличивается на 1 число, и так до 10 чисел в ряду.
Образец:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 81
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83
В тестировании участвовало 19 обучающихся 10 А класса.
Вычислим продуктивность запоминания слуховой памяти по формуле:
П= , где n-число правильно воспроизведённых чисел
П= , где n- количество участников.
П= 37,6
Составим таблицу участников:
№ участника |
Качество запоминания |
Продуктивность запоминания |
1 |
Плохое |
27 |
2 |
Плохое |
27 |
3 |
Удовлетворительное |
46 |
4 |
Удовлетворительное |
37 |
5 |
Удовлетворительное |
50 |
6 |
Удовлетворительное |
44 |
7 |
Хорошее |
62 |
8 |
Удовлетворительное |
35 |
9 |
Удовлетворительное |
35 |
10 |
Плохое |
29 |
11 |
Удовлетворительное |
31 |
12 |
Удовлетворительное |
33 |
13 |
Удовлетворительное |
48 |
14 |
Плохое |
29 |
16 |
Плохое |
29 |
17 |
Удовлетворительное |
37 |
18 |
Удовлетворительное |
42 |
19 |
Удовлетворительное |
44 |
20 |
Плохое |
29 |
Результат тестирования: После всех сделанных расчетов составим таблицу:
Эталон |
Качество запоминания |
Количество человек |
91-100 |
отличное |
0 |
71-90 |
очень хорошее |
0 |
51-70 |
хорошее |
1 |
31-50 |
удовлетворительное |
12 |
11-30 |
плохое |
6 |
0-10 |
очень плохое |
0 |
Вывод:
В основном у учеников 10А класса удовлетворительно развита слуховая память, но есть ученики как с плохим качеством запоминания, так и с хорошим (Приложение 2).
Определение уровня оперативной памяти.
Цель тестирования: определить уровень развития оперативной памяти отдельно взятого ученика и преобладающий уровень данной памяти в 10 классе.
Ход исследования: участники на слух запоминают пять цифр, затем складывают первую цифру со второй, вторую с третьей, третью с четвёртой и четвёртую с пятой и записывают четыре получившиеся цифры.
Образец:
ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ КЛЮЧ ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ КЛЮЧ
А) 5, 2, 7, 1, 4 7, 9, 8, 5 Е) 4, 2, 3, 1, 5 6, 5, 4, 6
Б) 3, 5, 4, 2, 5 8, 9, 6, 7 Ж) 3, 1, 5, 2, 6 4, 6, 7, 8
В) 7, 1, 4, 3, 2 8, 5, 7, 5 З) 2, 3, 6, 1, 4 5, 9, 7, 5
Г) 2, 6, 2, 5, 3 8, 8, 7, 8 И) 5, 2, 6, 3, 2 7, 8, 9, 5
Д) 4, 3, 6, 1, 7 7, 9, 7,8 К) 3,1, 5, 2, 7 4, 6, 7, 9
В тестировании участвовало 10 учеников 10 А класса.
Подсчитаем число правильно записанных сумм.
Составим таблицу участников:
№ участника |
Уровень объёма |
Продуктивность запоминания |
3 |
Удовлетворительный |
22 |
4 |
Удовлетворительный |
30 |
8 |
Хороший |
32 |
9 |
Удовлетворительный |
30 |
11 |
Удовлетворительный |
30 |
14 |
Хороший |
39 |
17 |
Удовлетворительный |
30 |
18 |
Удовлетворительный |
30 |
19 |
Хороший |
36 |
20 |
Удовлетворительный |
31 |
13
Результат тестирования: После всех сделанных расчетов составим таблицу:
Количество участников |
Уровень объёма |
Количество баллов |
3 |
Хороший |
31-40 |
7 |
Удовлетворительный |
21-30 |
0 |
Плохой |
11-20 |
0 |
Очень плохой |
0-10 |
Вывод:
В основном у учеников 10 А класса удовлетворительный уровень объёма оперативной памяти, но есть ученики и с хорошим уровнем объёма.
Анализ успеваемости обучающихся 10 класса.
Цель исследования: определить успеваемость каждого ученика 10 класса в целом и по отдельно взятым предметам.
Результат исследования:
№ ученика Предмет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Средняя отметка |
Биология |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3,65 |
География |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3,2 |
Английский |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,5 |
||||||||||||
Информатика |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
||||||||||||
История |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,65 |
Литература |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4,1 |
Математика |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,45 |
Обществознание |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,65 |
ОБЖ |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4,25 |
Русский язык |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4,2 |
Родной язык |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
Физика |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3,4 |
Физкультура |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
4,18 |
|||||||||
Химия |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3,35 |
Средняя отметка |
4,57 |
3,71 |
3,58 |
3,45 |
3 |
3,85 |
3,9 |
4,23 |
2,9 |
4,64 |
3,36 |
3,58 |
2,92 |
4,25 |
4,46 |
4,43 |
3,08 |
2,82 |
4 |
3,54 |
3,83 3,71 |
Вывод: В 10А классе лучше всего поддаются обучению такие предметы, как: английский язык, информатика, литература, ОБЖ, русский язык, родной язык и физкультура.
Хуже всего поддаются обучению в 10А классе такие предметы, как: география, физика, химия, математика, биология, история и обществознание.
Сравнение уровня развития памяти и обучаемости у учеников 10 класса.
Цель исследования: определить, от какого вида памяти зависит успеваемость по отдельным предметам, и с каким уровнем развития памяти успеваемость учеников 10 класса выше.
Результат исследования:
№ ученика Предмет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Биология |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
География |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
Английский |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
||||||||||||
Информатика |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
||||||||||||
История |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Литература |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Математика |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Обществознание |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
ОБЖ |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
Русский язык |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Родной язык |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 |
Физика |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
Физкультура |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
|||||||||
Химия |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
Зрительная память |
П |
П |
П |
П |
П |
Оп |
У |
Оп |
П |
- |
Оп |
- |
- |
П |
У |
П |
- |
- |
У |
П |
Слуховая память |
П |
П |
У |
У |
У |
У |
Х |
У |
У |
П |
У |
У |
У |
П |
- |
П |
У |
У |
У |
П |
Оперативная память |
- |
- |
У |
У |
- |
- |
- |
Х |
У |
- |
У |
- |
- |
Х |
- |
- |
У |
У |
Х |
У |
15
Вывод:
Зрительная память отвечает за такие предметы, как: математика, физика, география и русский язык. Слуховая память отвечает за такие предметы, как: химия, физика, обществознание и история.
Оперативная память отвечает за такие предметы, как: математика, физика и история.
Заключение.
Моя гипотеза подтвердилась, уровень развития памяти влияет на успешность обучения.
Итоги:
Я изучила разные виды памяти.
Выявила с помощью анкетирования уровень развития разных видов памяти у учеников 10 А класса.
Я проанализировала уровень успеваемости учеников 10А класса.
Определила зависимость успеваемости ученика от преобладающего у него вида памяти.
Определила, какие виды памяти влияют на успешность в той или иной сфере обучения.
Предложила рекомендации по тренировке различных видов памяти.
Практическая значимость проекта заключается во внедрении новой информации, и её активном использовании с целью улучшения успеваемости обучения. Его можно использовать в разных учебных учреждениях или при проведении обучения на дому.
Перспектива работы на будущее:
Проверить гипотезу на начальных классах.
Изучить ещё больше видов памяти.
Рассказать ученикам о рекомендациях для развития памяти.
Помочь ученикам найти тот вид памяти, который у них более развит, и помочь развить отстающие.
Рекомендации для развития памяти:
Памятью обладают все. Но современный человек использует лишь незначительные возможности своей памяти. Эксперименты показали, что человек никогда и ничего не забывает, он только не умеет извлекать информацию из хранилищ, где она, будучи однажды заложенной, остается навсегда. Таким образом, можно утверждать, что к потере воспоминаний приводит неспособность найти их в памяти или прочесть. Вспомнить что-то - означает установить конкретные связи между 13 миллиардами отдельных нервных ячеек мозга. Таким образом, для нахождения воспоминаний работа
мозга является главной.
Запомните: утомление – главнейший враг хорошей памяти.
Поэтому:
Стремитесь соблюдать режим;
Работайте в меру и активно отдыхайте;
Организуйте нормальное питание и сон.
Список источников и литературы.
[1]- Лепилина Алёна Саморазвитие///Всё о нашей памяти: как устроена память, любопытные факты, упражнения и полезные советы для развития памяти. 2016 https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2016/06/24/vse-o-nashej-pamyati-kak-ustroena-pamyat-lyubopytnye-fakty-uprazhneniya-i-poleznye-sovety-dlya-razvitiya-pamyati/ (дата обращения 09.01.2022)
[2]- Мандель Б.Р.Педагогика///Понимание обучаемости, признаки и показатели обучаемости 2016 https://psyera.ru/ponimanie-obuchaemosti-priznaki-i-pokazateli-obuchaemosti_9646.htm (дата обращения 26.01.2022)
[3]-Федотова Ю.Ю., Чернобай А.Д. Психология и педагогика/// Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти 2005 file:///C:/Downloads/029.pdf (дата обращения15.09.2021)
[4]-Частное учреждение образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова»///Рекомендации по развитию памяти 2018 http://isz.minsk.by/history/spps/zdorove/rekomendatsii-po-razvitiyu-pamyati.php (дата обращения 27.01.2022)
[5]-Память https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C (дата обращения09.01.2022)
[6]-Обучение https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения23.01.2022)
[7]-Обучаемость https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения23.01.2022)
[8]-Психология///От чего зависит обучаемость, поддаётся ли она развитию? 2018 https://spravochnick.ru/vopros/2791/#:~:text (дата обращения23.01.2022)
Приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диаграмма продуктивности запоминания зрательной памяти:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Диаграмма продуктивности запоминания слуховой памяти: