Введение.
Питомником называют предприятие или специализированную его часть, предназначенную для выращивания посадочного материала, используемого в дальнейшем для искусственного выращивания насаждений, озеленения городов, населённых пунктов и создания защитных лесных насаждений.
Лесными культурами называют участки леса, созданные посевом или посадкой. Лесные культуры создают для удовлетворения нужд народного хозяйства в древесине, защиты почв от ветровой и водной эрозии, повышения урожайности сельскохозяйственных культур, регулирования водного режима рек, водоёмов, создания благоприятных условий для культурного, здорового отдыха трудящихся и т.п.[3]
В 2018 году возникла необходимость о создании питомника для восстановления древостоя на территории школы и в парке села.
Цель:
вырастить собственный посадочный материал для реализации проектов по озеленению, закладке объектов архитектурного ландшафта населенного пункта.
Задачи проекта:
-изучить особенности развития разнообразных лесных культур.
- обеспечить возрастающей потребности в посадочном материале для проведения лесокультурных и озеленительных работ на территории школы и села;
ознакомиться с агротехникой выращивания посадочного материала деревьев и кустарников в питомнике;
- заложить опыты по всхожести и развитию семян различных пород деревьев и кустарников в условиях средней полосы.
Актуальность в том, что помимо выращивания посадочного материала для своих нужд, мы проводим опытническо- исследовательскую работу.
Мы провели исследовательские работы по размножению катальты семенами и размножение можжевельника черенками (2019-2021гг).
В настоящее время работаем над исследованием выращивания сосны сибирской (кедра) в условиях средней полосы и анализом всхожести и развития семян туи западной, взятых из разных мест произрастания (г. Уфа, Москва, с. Устье).
При выполнении проектно- исследовательской работы использовались источники, которые посвящены вопросам разведения лесов и выращивания посадочного материала некоторых деревьев в условиях любительских лесных питомников. Рассмотрены технологии выращивания саженцев сосны, лиственницы, ели, дуба, березы, вяза и других широко распространенных в России древесных пород.
Эти исследования начаты в 2011 году и продолжаются по настоящее время.
Территория питомника расположена на учебно- опытном участке школы в его юго- западной части и на собственных участках.
Площадь питомника -1 сот (10м X 10м). Почвы питомника - черноземы.
Климат зоны развития черноземных почв характеризуется теплым, довольно сухим летом и умеренно холодной зимой, суровость которой нарастает с запада на восток. В том же направлении увеличивается континентальность климата. Средняя годовая температура +10 С. Продолжительность теплого периода - 100-140 дней.
Среднее годовое количество осадков колеблется в пределах 350-500 мм. Максимальное количество осадков выпадает в первую половину лета. Они часто носят ливневый характер. Поэтому максимальный запас влаги в почве наблюдается весной и в первую половину лета. Небольшое количество осадков, сопровождаемое засухами и суховеями, создает значительные трудности для роста травянистых и древесных растений.
Рельеф лесостепной зоны в общем равнинный. Данному рельефу свойственны различные мелкие блюдцеобразные понижения, овраги, балки, холмы. Среднерусская равнина характеризуются расчленённым рельефом с густой овражно-балочной сетью.
Естественная растительность черноземов из-за их распаханности почти отсутствует. По водоразделам, балкам, речным поймам сохранились отдельные участки леса, которые представлены главным образом дубом, вязом, ясенем, по песчаным террасам рек - сосной и берёзой.
Состав естественной травянистой растительности на протяжении зоны неодинаков. Северные луговые степи представлены степными овсами, степной тимофеевкой, мятликом, костром, клевером, желтой люцерной, образующими сплошную дернины. В разнотравно-ковыльной степи произрастают ковыли, типчак, степной овес, шалфей, клевер.
II.Основная часть.
Методика закладки питомника и посадки деревьев
Для питомника лучше всего использовать хорошо освещенное место с плодородной почвой, на котором весной не застаивается вода. Можно использовать, например, участок огорода. Желательно, чтобы питомник не затемнялся крупными деревьями или строениями - любое затемнение приводит к тому, что молодые деревья медленнее развиваются, и выращивание саженцев занимает большее время. Даже временное затемнение (на несколько часов в день) ухудшает условия роста саженцев. Почва для питомника подойдет практически любая. Желательно, чтобы почва была рыхлая и плодородная; хорошо, если почва супесчаная или легкосуглинистая - тяжелые почвы труднее обрабатывать, саженцы на них развиваются хуже и чаще болеют. Лучше всего использовать участок земли, использовавшийся как огород.[6]
Подготовка почвы
Подготовку почвы лучше всего начинать осенью. Если у вас есть такая возможность, перекопайте осенью участок земли, где вы предполагаете создать питомник. Осенняя перекопка способствует рыхлости почвы, задержанию талой снеговой воды, а главное - способствует тому, чтобы корневища и семена сорных растений погибли.
Весной, после перекопки вскопанную землю необходимо выровнять граблями. Лучше всего производить выравнивание сразу при перекопке. Правильнее всего поступить так: вскопали полосу земли шириной в 80-100см - выровняли ее поверхность граблями, не наступая на вскопанное и так до тех пор, пока весь участок не окажется вскопанным и выровненным.
После этого следует приступить к подготовке гряд. В большинстве случаев делать высокие гряды не нужно - это вызовет только лишнее иссушение земли летом, и вам придется больше усилий тратить на полив. Проще всего просто разметить гряды бечевками, после чего аккуратно протоптать проходы между ними. Стараться делать гряды не очень широкими - 50-70 см шириной, чтобы было удобно ухаживать за растущими деревьями. Проходы же между грядами должны быть достаточной ширины для того, чтобы вам было удобно работать с самими грядами, а также для того, чтобы их можно было вскопать, не повреждая растущие на грядах деревца. Желательно иметь проходы между грядами шириной 40-60см. По всему периметру питомника желательно оставить полосу свободной перекопанной земли шириной в 50- 60см - это будет своего рода полоса препятствий для корневищных сорняков, которые будут пытаться проникнуть на грядки с деревцами. Эту полосу, а также промежутки между грядами, в течение лета будет желательно несколько раз перекопать.[4]
Посев семян
Посев большинства семян желательно производить как можно раньше, для того чтобы всходы деревьев могли наилучшим образом воспользоваться запасами влаги, имеющимися в почве после весеннего снеготаяния. Наиболее подходящий для этого срок в средней полосе России - середина или вторая половина апреля.
Существуют семена, созревающие в середине лета и не способные сохранить всхожесть в течение длительного периода. Из распространенных древесных пород такие семена имеют различные виды вязов, тополя. Эти семена надо сеять летом, по мере их созревания.
Способы и густота посева семян различаются в зависимости от пород деревьев, от того, сколько времени вы собираетесь выращивать сеянцы на одной грядке без пересадки, от почвенных условий, от всхожести семян. Глубина посева семян должна быть минимальной. Мелкие семена - такие, как семена березы, ольхи - должны быть прикрыты почвой на 2-Змм. Более крупные семена - груши, яблони, липы, вяза - следует прикрывать слоем почвы в 3-5 мм. Желуди дуба следует сажать на глубину 2-3 см (при осенней посадке - 3-5 см). На тяжелых почвах глубина посева семян должна быть еще меньше (семена березы и ольхи на тяжелой глинистой почве желательно вообще не прикрывать землей).[7]
Расстояние между строчками и густота посева семян
Сосна сибирская, лиственница, ель, пихта 10-12 см, с посевом 150-200 семян на метр длины строчки.
Дуб 15-25 см, с высадкой не менее 30 желудей на метр длины строчки ( для промышленных лесных питомников рекомендуется 45-75 желудей на метр в зависимости от их качества).
Уход за всходами
После появления всходов необходимо регулярно проводить их прополки от сорняков. Особенно это важно для тех пород деревьев, всходы которых в первые недели жизни очень малы и в наибольшей степени страдают от затенения сорными травами (хвойные породы деревьев). Первая прополка потребуется уже через 2-3 недели после посева семян -в это время на
грядках появятся всходы деревьев. Желательно прополки производить достаточно часто, лучше всего - еженедельно, для того чтобы всходы никогда не испытывали затенения со стороны сорных трав.
После того, как взойдет основная масса семян и всходы достигнут высоты в несколько сантиметров, желательно проредить их до нужной густоты.
Очень важен для успешного роста сеянцев правильный и своевременный полив. Особенно важен частый полив в первые несколько недель после появления всходов деревьев, когда корешки всходов еще слишком мелкие и не достают до глубоких горизонтов почвы.
К осени вы получите на своих рядках молодые деревья разного размера -так называемые сеянцы. Сеянцы лиственных в первый год могут вырасти до высоты в 30-50 см.
Мелкие сеянцы (ели, пихты, а также сосны и лиственницы, если их высота не превышает 7-10 см) лучше всего оставить на том же месте еще на один год. Более крупные сеянцы лучше всего выкопать и пересадить на новое место внутри питомника, в так называемую «школку». Там за один-два года вы сможете вырастить крупные, пригодные уже для посадки на постоянное место, саженцы деревьев.[1]
Как правильно посадить дерево?
Прежде чем сажать дерево, следует правильно выбрать место, чтобы впоследствии оно не мешало другим растениям и не оказалось в тени своих Соседей, вырыть просторную яму. Если вы хотите, чтобы на дереве поселились птицы и полезные насекомые, то лучше для посадки выбрать лиственные породы, которые растут в ваших местах.[5 ]
Наиболее благоприятное время для посадки деревьев - осень, но можно сажать и ранней весной. Глубина ямы для саженца должна быть не менее 50 см, а диаметр - 1м. Опустив саженец в яму и расправив корни, его аккуратно засыпают землей, перемешанной с компостом. Затем обильно поливают саженец, чтобы почва равномерно заполнила пространство между корешками, слегка притаптывают и подвязывают ствол к подпорке - она будет поддерживать дерево в первые годы его жизни.[2]
Этапы работы.
этап. Работа по подготовке площадки для закладки собственного питомника для выращивания посадочного материала различных пород деревьев.
Выбранная площадка расположена на ровном месте с достаточно плодородными почвами, недалеко от здания школы, (есть возможность организовать полив). Обработка почвы включала в себя двукратную копку и боронование.
этап. Разработка организационно-хозяйственного плана питомника, который включает в себя создание следующих отделов:
-посевное отделение для выращивания материала сеянцев древесных пород и кустарников;
-древесная школка для выращивания материала саженцев древесных пород и кустарников;
-дендрологическое отделение, в котором планируется выращивание и изучение ценных пород.
3 этап. Знакомство с основами стратификации семян, способами высевания семян, нормами высева, глубиной их заделки.
Были подготовлены грядки, на которых посеяны семена ореха грецкого, сосны сибирской, дуба черешчатого (семена привезены из г.Уфы, г. Воронежа и с. Устье), барбариса, каштана конского, клена крастнолистного. [Приложение 1].
Произведено черенкование можжевельника казацкого стелющегося. [Приложение 2].
Семена сосны сибирской получены на ВОСЮН и OCX, проводилась их просушка и извлечение, часть семян прошла стратификацию. В ходе работы также осуществлялось исследование всхожести семян клёна краснолистного и заложены два опыта:
1. Всхожесть и развитие семян дуба, взятых с разных мест произрастания, (семена привезены из г. Уфы, Воронежа и с. Устье).
2. Выращивание сосны сибирской (кедр) в нетрадиционных для неё условиях. [Приложение 3].
Для посадочного материала нами выращены саженцы катальпы, тамарикса, грецкого ореха, бархата амурского. [Приложения 4].
Этот посадочный материал высажен на территории школы, парка с. Устье. [Приложения 5]
Работа по закладке питомника только начата и все возможные результаты
еще впереди.
Первичная и статистическая обработка данных
Показатели всходов
№ |
Название породы |
Количество посаженных семян |
Количество проросших семян |
1 |
Дуб (г. Уфа.) |
36 |
24 |
2 |
Дуб ВЛТУ |
36 |
23 |
3 |
Дуб (с. Устье |
36 |
18 |
4 |
Каштан |
32 |
27 |
5 |
Орех грецкий |
11 |
9 |
6 |
Кедр |
36 |
26 |
Показатели роста
Название породы |
Высота всходов |
Количество листьев |
|
Лето (июнь- 20 |
Осенью (октябрь- 20) |
||
Дуб (г. Уфа.) |
7, 5см |
16, 5 см |
7- 8 шт. |
Дуб (ВЛТУ.) |
5, 5 см |
15 см |
4-7 шт. |
Дуб (с. Устье |
5, 5 см |
12 см |
4-7 шт. |
Каштан |
8, 5 см |
23 см |
5 шт. |
Орех грецкий |
7, 0 см |
19 см |
5-7 шт. |
Кедр |
3 см |
11 см |
- |
Заключения.
Выводы:
Начата работа по обеспечению посадочного материала для проведения лесокультурных и озеленительных работ на территории школы и села. Во время работы над проектом познакомились с агротехникой выращивания посадочного материала деревьев и кустарников в питомнике.
Заложены опыты по всхожести и развитию семян различных пород деревьев в условиях средней полосы.
Задачи на будущее:
-изучить влияние на развитие сеянцев различных абиотических и биотических факторов;
-высеять в питомник семена катальпы, туи.
Список использованных источников
1. Александров А. И. Основы лесокультурного проектирования : Учеб. пособие для студентов специальности 2604.00 / А. И. Александров, И. И. Дроздов; М-во образования Рос. Федерации. Моск. гос. ун-т леса. - 2. изд., доп. и перераб. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 1999. - 53 с. : ил.
2. Атрохин В.Г., Солодухин Е.Д. Лесная хрестоматия. – М.: Лесн. Пром-ть, 1988. – 399 с., ил.
3. Вышегородских Н.В., Вышегородских Н.В., Кочетаева Т.Н. Как создать школьное лесничество. Методическое пособие. – Орёл: Труд, 2005. – 95 с.
4. Киселёва Л.Л., Пригоряну О.М. Юному лесоводу: Учебнометодическое пособие. – Орёл: Труд, 1999. – 61 с.
5. Лесные культуры. Учебник под общ. ред. проф. А.Р.Родина. – 2-е изд., испр. и доп. – Федеральное агентство лесного хозяйства, 2009. – 462 с.
6. Маркова И.А. Современные проблемы лесовыращивания (лесокультурное производство): Учебное пособие. – СПб: СПбГЛТА, 2008. – 152 с. 9. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных учебных заведений и дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием, специалистов лесного хозяйства, студентов педагогических вузов и колледжей, школьников / Составитель Каткова О.А. – Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.
7. http://www.activestudy.info/sozdanie-lesnyx-pitomnikov/
Приложение 1.
Посадка семян на территории питомника.
Приложение 2.
Черенкование можжевельника
Приложения 3
Посадка кедра.
Приложения 4
Саженцы бархата амурского, грецкого ореха, катальпы, можжевельника.
Приложения 5
Посадка саженцев на территории с. Устье.