Нейролингвистическое программирование как метод борьбы с загрязнением окружающей среды

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Нейролингвистическое программирование как метод борьбы с загрязнением окружающей среды

Гришина К.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ухоловская средняя школа Рязанской областиМБОУ Ухоловская СШ Рязанской области
Храпова Н.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ухоловская средняя школа Рязанской области МБОУ Ухоловская средняя школа Рязанской области
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Достижения современной психологии, в том числе техники эффективного взаимодействия с людьми, являющиеся составной частью теории нейролингвистического программирования (НЛП), проникли в различные сферы жизни: политику, бизнес, средства массовой информации. Инициаторы подобного воздействия уже сегодня оказывают ощутимое влияние на сознание и подсознание населения, особенно подрастающего поколения через средства массовой информации (СМИ).

Актуальность исследования. Сегодня перед экологией остро стоит проблема внедрения современных достижений психологической науки в борьбу с загрязнением планеты. Решение этой проблемы позволит создать людям комфортные условия для сохранения богатств земли, повысить качество и гарантировать успешность.

В связи с этим, мы поставили следующую цель: теоретически обосновать и разработать техники НЛП как метода борьбы с загрязнением окружающей среды.

Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научную литературу по данной теме.

2. Провести анализ исследований проблемы применения НЛП в процессе сохранения планеты.

3. Теоретически обосновать роль техник НЛП в экологии.

4. Определить направления применения техник НЛП и осуществить их комплексное применение в экологии в исследовательском режиме.

Предмет исследования: техники нейролингвистического программирования как метод борьбы с загрязнением окружающей среды.

Гипотеза исследования: техники НЛП являются методом борьбы с загрязнением планеты.

В процессе работы над проектом были использованы следующие методы исследования:

- теоретические методы: анализ психологических литературных источников по исследуемой проблеме; моделирование изучаемого явления;

- эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, анализ;

- диагностические методы: анкетирование, опрос, тестирование;

- методы обработки данных: количественные и эмпирические критерии достоверности результатов исследования.

Практическая значимость результатов исследования:

- реализация основного предназначения техник НЛП представляет собой определенный вклад в дело охраны природы;

- применение основных направлений техник НЛП в экологии позволяет: повысить качество борьбы с загрязнением планеты и сделать понятия о сохранении природы тезисными;

- полученные результаты можно использовать на внеурочной деятельности по экологии и психологии.

Проектный продукт: страница в социальной сети.

В работе использовали методику С.Ефремцева[1]

Глава 1Обзор литературы

1.1 Что такое НЛП

НЛП — это направление в психотерапии и практической психологии, использующее вербальное и невербальное поведение человека для получения от него желаемого результата. Например, с помощью нейролингвистического программирования родители могут научить ребенка организованности или пунктуальности, учителя - повысить эффективность обучения школьников и студентов, менеджеры - заставить покупателя выбрать определённый продукт. В таком случае используются формы речи, мимика, положения тела и память.

НЛП было разработано в середине двадцатого века Дж. Гриндером и Р. Бэндлером, но сегодня приобрело максимальную популярность.

1.2 Идеи НЛП

Нейролингвистическое программирование – обширная и сложная техника, но в ней можно выделить 3 основные идеи:

Субъективность – основана на понимании того, что у каждого человека есть своя уникальная перспектива окружающего нас мира.

Карты – предполагается, что мир каждого человека имеет свои территории и границы, которые изменяются вместе с личным ростом.

Язык – каждый имеет право перемещать и преобразовывать свои территории и границы с помощью систем управления. Самая мощная система, к которой у нас есть неограниченный доступ – это наш язык.

1.3 Основные черты НЛП

Выделяют следующие основные черты НЛП:

НЛП – это метод, который позволяет добиться конкретных результатов;

НЛП исследует прошлый опыт, не открывая ничего нового

НЛП помогает сделать взаимодействие между людьми более эффективной, изменяя свое поведение и других[2]

1.4 Принципы НЛП

В НЛП существуют принципы, если изучить их даже кратко, уже сложится примерное понимание об этом методе.

Первый принцип: «Любое действие человека движется позитивным намерением, которое в свою очередь может даже не осознаваться».

Второй принцип: «Не существует поражения. Есть только обратная связь».

Третий принцип: «Лучше наличие выбора, чем его отсутствие». НЛП направлено на поиск новых вариантов действий или реакций в разных ситуациях. Для большей эффективности, необходимо иметь гибкость, а не придавать особую значимость силе в проявлениях.

Четвёртый принцип: «Получаемая реакция является смыслом коммуникации».

1.5 Типы восприятия действительности

Важную роль в НЛП занимают типы восприятия действительности. Всего выделяется 3 основных: визуал, аудиал, кинестетик, но также можно встретить ещё и дигиталов (дискретов). Характеристика всех типов представлена в таблице (Приложение 1).

1.6 Техники (методы) НЛП[3]

Некоторые методы и техники можно освоить только после длительной практики, другие используются людьми в повседневной жизни. Они одинаково эффективны. Психика каждого человека состоит из одних и тех же компонентов, что объясняет высокую результативность техник.

1.6.1 Создание комплексных эквивалентов и «мыслевирусов».

Под сложными эквивалентами понимаются факты, объединенные по критерию причинности. Между тем связь эта расплывчата и предполагает догадки, но каждый может строить догадки по-своему. Например:

«Экологи доверяют и используют Fairy, чтобы очистить птиц от загрязнения нефтью». Почему экологи выбирают непременно Fairy? Почему они доверяют? У каждого по этому поводу найдётся собственная логика, подтверждающая связку между Fairyи экологами. Кто-то подумает, что если вы выбираете Fairy, то он полностью безопасен. А кто-то подумает, что Fairy проверяют на животных, и не станет его покупать».

Мыслевирус распространяется из-за того, что в нём находится мотивирующий механизм: чем большая выгода там заложена, тем быстрее и эффективнее идёт распространение.

Слухи, захватывающие идеи, истории, анекдоты и что-то, что заставляет мечтать или ностальгировать – это элементарные мыслевирусы. Фактор эмоционального обмена в общении служит мотивацией для их распространения среди людей. Создайте интерес: «есть что обсудить и что рассказать». Между прочим, вирус мысли сам по себе является вирусом мысли, если рассматривать его как идею.

Примеры:

1) Экологические лозунги

«Чистая природа — здоровая планета», «В капле чистой воды — весь мир. А в море отходов — все человеческие пороки», «За день природу не спасти!».

2) Поговорки

«Хорошо, когда ты отдохнул на природе. Хуже когда природа отдохнула на тебе…»

1.6.2 Двойное воздействие слова

Человеческий мозг воспринимает слова двумя способами:

1) Рационально-логическим (слова воспринимаются в их основном значении).

2) Эмоционально-образным (слова несут в себе скрытый смысл, вызывают ассоциации и оцениваются с позиции «хорошо» и «плохо»).

Используя это в своей речи, можно сформировать у человека позитивное или негативное отношение к окружающей среде.

1.6.3 Мета программы

Это привычные стратегии мышления людей. Они являются привычными цензорами, которые люди применяют ко всему, что видят, слышат, чувствуют в окружающем мире. Они как бы ведут отбор информации, которая будет допущена в сознание личности. То, что не согласуется с метапрограммой, не охватывается его вниманием, не осознается. Благодаря этому люди, сами того не осознавая и не замечая, существуют в довольно ограниченном пространстве.

Виды метапрограмм:

Программа стремления «К» чему-то и «От» чего-то.

Стремление «К» чему-то — это мотивация достижения успеха. Стремление «От» чего-то — мотивация избегания неудачи. Стремящиеся «К» лучше воспринимают те преимущества, которые они получают, делая то или иное действие. А стремящиеся «От» прежде всего оценивают, каких проблем им удастся избежать (чего с ними не случится) с помощью совершение определённого действия.

Примеры:

Сортируя мусор сегодня ты получаешь чистоту вокруг себя завтра.

Сортируя мусор, тебе не придётся чувствовать вонь со свалок.

Выключай свет, чтобы счёт в конце месяца тебя точно порадовал, а природа прошептала спасибо.

Выключай свет, чтобы в конце месяца не увидеть круглую сумму.

Программа «Возможности — действия».

Люди «возможностей» ориентируются на варианты, новизну, открывающиеся перед ними. Они любят пробовать все новое, экспериментировать. Люди «действия» предпочитают четкость, порядок, определенность в действиях. Они не экспериментируют с тем, что и так неплохо работает.

Примеры:

«Новые разработки только у нас. Сортировка мусора теперь стала ещё интереснее и проще!» (для людей «возможностей»).

«Вы можете войти в историю, став участников программы посадки деревьев».(для людей «возможностей»).

«Привычные мусорные баки теперь установлены каждые 10 метров в парке. Чтобы не выбросить мусор в них, нужно потрудиться». (для людей «действий»).

«Сборка мусора будет во вторник в 12:00. Подготовьтесь». (для людей «действий»).

1.6.4 Подстройка[4]

Для направления людей, нам приходится писать тексты. В идеале необходимо подстраиваться под аудиторию, на которую направлены наши действия. Вживаться в их образ, делать упор на их ценности.

Прием использования закона причины и следствия

На всё имеется причина, а она несёт за собой следствие. По масштабам они получаются равны. Этот закон можно использовать, если нам необходимо привести читателя или слушателя к убеждению, что предложенные нами решения и действия будут ему выгодны, при этом не навязывая свою позицию.

Прием выдвижения условия в целях убеждения человека в необходимости определённого действия

При склонении человека к какому-либо действию, необходимо поставить ему условие. Делая предложения, ставим ограничения: во времени, в количестве, в дополнительных услугах и т. п.

Примеры:

«Только до конца недели, вступив в команду по очистке водоёмов, вы получаете бесплатную доставку воды на целый месяц».

«Для первых десяти человек, кто сделает уборку любого загрязнённого места с фото «до» и «после», действует специальное предложение».

Прием трехразовых повторений

Основная мысль в лучшем случае должна повторяться 3 раза. В заголовке, в середине и самом конце. Сделать это нужно не особо заметно, чтобы избежать перебора.

Пример:

Убрать за собой – не сложно. (повторение 1)

Отдыхая в парках, возле водоёмов и на детских площадках, мы часто оставляем за собой остатки нашей деятельности. При условии, что мусорный бак находится в нескольких шагах, выбросить мусор туда совершенно не сложно (повторение 2). Это займёт несколько секунд вашего времени. Если каждый человек будет убирать за собой отходы, места для отдыха станут намного чище. Намного сложнее будет потом убирать гору мусора за всеми, несколько проще следить за собой (повторение 3).

Прием, предусматривающий напоминание о долге

При применении данного приема подразумевается завуалированное, прикрытое, деликатное использование указаний, что клиентам (читателям) положено сделать. К примеру:

«Чтобы достичь такого эффекта вам нужно…» или «Вы должны…, чтобы получить необходимый результат» и т. п.

Прием аргументации

Информация должна подтверждаться посредством приведения фактов (в том числе из личного опыта), аргументов, примеров, экспертных заключений, итогов исследований и т. д.

Глава 2. Исследование

2.1. Методика проведения работы и результаты.

2.1.1. Знания об НЛП разных возрастных категорий.

На странице в социальной сети был проведён опрос среди разных возрастных категорий: 13-17, 18-24, 25-34, 35 и старше. Каждый ответил на поставленный вопрос: «Знаете ли вы о существовании НЛП? И что это такое?» Результаты представлены на диаграмме.

Подростки и молодёжь наиболее активно участвовали в опросе. Было выявлено, что наибольшая доля опрошенных всех возрастов не знают ничего об НЛП. Скорее всего это связано с тем, что говорить о нём стали относительно недавно. Многие блоггеры стали изучать НЛП и открыто рассказывать об этом своей аудитории.

2.1.2 Применение НЛП в экологии. Анализ экологических плакатов и флаеров.

Техники НЛП активно можно применять в экологических плакатах, буклетах и флаерах. Такой вид воздействия подойдёт для людей с визуальным типом восприятия действительности. К сожалению, по запросу в интернете картинок с использованием НЛП оказалось только около 5%, что ничтожно мало. В основном представлены неэффективные плакаты и буклеты, которые не заставляют наш мозг работать. Они все однообразны, типичны и находятся в переизбытке. Глядя на такие плакаты, нам не нужно додумывать, углубляться в суть и проецировать на себя. Да, они несут важную информацию, содержат призыв к действию, но мозг обрабатывает их за считанные секунды и через минуту мы переключимся на другое, забыв о действительно важных словах с плаката.

2.1.3. Создание экологических плакатов с применением НЛП

Чтобы проверить эффективность НЛП в экологических плакатах, мы взяли плакаты из приложения canva в их исходном виде и отредактировали с использованием знаний об НЛП. Всего было 6 плакатов, из которых 2 пары были даны на сравнение.

На страничке в социальной сети и среди учащихся 8-11 классов мы провели социологический опрос («Какой плакат вас привлекает больше и почему»?) (Приложение 2) Результаты сравнения плаката №1 (Исходный плакат из приложения canva) (Приложение 3) и плаката №2 (Отредактированный нами) (Приложение 4) представлены на диаграмме.

Из диаграммы видно, что большая часть (80%) выбрала плакат №2. Причиной тому по результатам опроса стали:

Яркий цвет

Фраза: «совершают покупки с умом»

Стало интересно, что делает новое поколение

Текст занимал больше пространства

Плакат №1выбрали 20 % респондентов. Их внимание привлёк более спокойный цвет.

Результаты сравнения плаката №3 и плаката №4 (Приложение 5-6) представлены на диаграмме. (Исходный плакат №3из приложения canva и плакат №4, отредактированный нами).

Из диаграммы видно, что большая часть (73%) выбрала плакат №.4

Причиной тому по результатам опроса стали:

1) Заметный шрифт (цвет, величина букв)

2) Фраза «Посади дерево ради себя»

Плакат №1 выбрали 14% респондентов. Их зацепил красивый шрифт фразы «Деревья ради и будущего».

2.1.4Экология и бренды

Экология стала трендом современности. Карты восприятия действительности у людей сильно изменились. Экологические проблемы всерьез отражаются на продуктовом спросе: молодое поколение готово идти на личные жертвы и, в частности, платить больше за продукт, если он приносит социальную пользу. В связи с этим ожидания от брендов сильно изменились. Согласно исследованию ConeCommunication[5], 88% аудитории уже не ждет от них рекламы со спецэффектами, навязчивыми мелодиями, эмоциональными сюжетами, а хочет видеть нечто большее: социальную ответственность и непосредственное участие в жизни общества. Таким образом, бренды решили использовать новые карты для достижения результатов. (Приложение №7)

Проверка экологических акций брендов

Для проверки я пошла в магазин H&M, чтобы сдать вещи на переработку. Сделать это оказалось очень просто. Я зарегистрировалась в их официальном приложении H&M в программе лояльности, принесла собранные вещи на кассу и получила бонусы. (Приложение №8)

Социологические опросы

На странице в социальной сети и среди учащихся 8-11 классов был проведён опрос: «Участвовали ли вы в экологических акциях от брендов?» (Приложение №9)

Было опрошено 150 человек. По диаграмме видно, что в экологических акциях от брендов участвует лишь малая часть опрошенных. 27% просто не знают о существовании таких акций. 55% знают, но не участвуют.

Мы поделили участников опроса на 3 группы:

1 группа «Знаю и участвую»

2 группа «Знаю, но не участвую»

3 группа «Не знаю»

В каждой группе был задан уточняющий вопрос, чтобы узнать дополнительную информацию по каждому ответу.

1 группе был задан вопрос: «В каких экологических акциях от брендов вы участвовали и почему?»

Акция компании H&M одна из самых известных, так как постоянно рекламируется и даёт хорошую выгоду. За сдачу одежды и обуви на кассе магазина участники получают ваучер на скидку 10% на 1 вещь в чеке и 1000 баллов в программе лояльности. Максимальное количество ваучеров, которое можно получить за 1 месяц равно 2, и только 2000 баллов. Данная акция действует через приложение H&M. Также данная акция является достаточно удобной. Магазин есть в Рязани, который участники опроса часто посещают. Получение скидки в любимом магазине – двойная радость.

Сдача электроники по программе трейд-ин оказалась самой распространённой. На сегодняшний день электроника есть у почти у каждого человека. Ежегодно телефоны становятся современнее и многие готовы заменять старые устройства на новые. Каждый хотел бы сделать покупку наиболее выгоднее. В этом на помощь приходит программа трейд-ин.

Эко-акция пятёрочки не интересная, но достаточно известная. За каждый 200 рублей в чеке покупатель получает наклейку, собрав необходимое количество, имеет возможность обменять их на эко-товары. Покупки в этом магазине совершает почти каждый. Призы больше интересны старшему поколению, молодёжь обращает на неё меньше внимания.

Среди 2 группы был проведён опрос: «Почему вы не участвуете в таких акциях?» Ответы были следующими:

По результатам можно сделать вывод, что основная причина, что не в каждом городе есть необходимые условия для участия в акциях такого вида. Из-за того, что участники опроса в основном проживают на территории Ухоловского района, где почти нет условий для участия в экологических акциях, большой процент тех, кто знает о таких акциях, но не участвует в них. К приятному удивлению мало оказалось тех, кому неинтересно это. Мы считаем, чтобы повысить результат таких акций, необходимо сделать их общедоступными и проводить во всех городах и посёлках. Каждый человек должен иметь возможность участия, находясь в любом уголке страны.

3 группе был задан вопрос: «Как бы вы хотели узнавать о таких акциях?» Ответы были следующими:

По результатам можно сделать вывод, что информации об экологических акциях должно быть больше в школах и интернете.

2.2Применение техник НЛП на учениках 8-11 классов

2.2.1 Выявление типов восприятия действительности среди учеников 8-11 классов.

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцевапомогает определить тип восприятия: аудиальный, визуальный или кинестетический, чтобы лучше понимать себя и других людей.

Работа органов чувств не происходит в равной мере, у каждого человека есть ведущий, который быстрее и активнее реагирует на происходящее. Люди со сходным типом восприятия лучше понимают друг друга и быстрее находят общий язык. Чтобы избежать недопонимания с собеседником, необходимо знать какой у него тип восприятия, таким образом информацию можно будет донести намного легче, а главное понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия понимают, что их кто-то любит?

Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят
Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются
Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят
Дискрет (дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика

Тест (Приложение 11)

Тестирование прошло 120 человек, обучающихся в 8-11 классах. Результаты тестирования представлены на графике.

2.2.2 Техника «присоединение»

Техника «присоединение» является одной из базовых техник НЛП в продажах и переговорах. Мы предлагаем попробовать использовать её в борьбе с загрязнением окружающей среды. Целью данной техники является добиться расположения оппонента, создать приятную обстановку и доверительное общение. Утверждается, что данный метод подходит для взаимодействия с людьми, находящихся на разных уровнях взаимоотношений. Можно использовать как с малознакомыми людьми, так и с близким человеком.

В процессе общения каждая сторона испытывает напряжение. На подсознательном уровне создаётся недоверие, так как в своём большинстве люди не имеют навыков общения. Это состояние отрицательно сказывается на всех участниках разговора. Переубедить человека становится почти невозможной задачей. Мозг считывает это как опасность, начинает интуитивно защищаться, и даже к конструктивным предложениям относиться критически. Для проведения такого рода разговоров существует этот метод, который состоит из 5 этапов:

Перед встречей необходимо подготовить фактический материал для демонстрации того, в чём нужно убедить. Психологически настроиться на победу.

Второй этап включает в себя использование методов НЛП, чтобы наладить контакт с собеседником или целой группой людей. Можно использовать такие методы, как подстройка, установление раппорта.

На третьем этапе следует настроиться на выявление потребностей людей, чтобы предоставить им всё необходимое, дать то, что они хотели бы получить или рассказать о такой возможности.

На четвертом этапе важно найти факты и доказательства качества, чтобы при возникновении возражений (они скорее всего появятся), устранить их и добиться доверия.

В завершающем этапе играет роль провокация людей на действие, нужно сформировать психологическое удовлетворение от принятого решения, которое вам было необходимо. Этот этап является значимым, так как именно от него зависит дальнейшее развитие ситуации.

Итак, мы поставили цель: убедить учеников сортировать мусор. Используя метод присоединения, мы начали действовать поэтапно.

1) Подготовили игру «Разделяй с Рязанью». Так как в классе обучаются ученики с разными типами восприятия (было выявлено предыдущим тестированием), мы воздействовали на каждый. Для визуалов были подготовлены плакаты (Приложение11-12). Для аудиалов мы подробно рассказывали информацию. Чтобы заполучить внимание кинестетиков, мы делали акцент на чувствах и ощущениях.

2) Далее мы занялись установлением контакта с участниками исследования. Так как работать приходилось с группой людей, мы постарались найти точки соприкосновения наших интересов. Использовали заранее подготовленную речь. Ребята прекрасно отреагировали на неё, таким образом я установила раппорт[11].

3) Выявление потребностей участников стало следующим шагом. Так как в классе была уже достаточно дружеская атмосфера, участники могли открыто о них говорить. В основном ученики хотели, чтобы их не принуждали делать то, чего им не хотелось, другие хотели получать вознаграждение за свои действия, а третьи желали, чтобы сортировка мусора была не сложной в исполнении. В этот момент заверила их в том, что все это возможно, чем ещё больше приблизила себя к успеху.

4) Как и следовало ожидать, некоторые не были согласны с нами. Появились возражения, такие как: «Но по сути вы всё равно заставляете нас это делать», «Для меня это не интересно, есть дела важнее, чем сортировка мусора». Нашей задачей было привести аргументы, устраняющие их. Мы ответили: «Да, возможно вы правы (соглашаемся, чтобы не вызвать отторжение), но всё же если вы примете решение сортировать мусор, вы сделаете это сами, а не мы за вас. Мы лишь предлагаем делать это на ваших условиях, где для вас также имеется много положительного (допускаю вариант, что всё же они не примут решение, которое мне необходимо, а также указываю на их самостоятельность)».

5) Предлагаем поучаствовать в сортировке мусора, где каждый получит за это подарок. В этот момент рассказываю и показываю дополнительно, о фирмах, компаниях, где можно сортировать мусор и также получать за это подарки. Тем самым, закрепляя приятные ощущения от данного действия. В школьной сортировке мусора приняли участие 99% участников игры. (Приложение 13)

Таким образом, технику «присоединение» можно считать рабочей.

2.3Речевая манипуляция иллюзия выбора

Чаще всего мы задаём вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». В этом случае вероятность получить отказ 50%, что достаточно много, когда нам нужно получить положительный ответ. В этом случае можно использовать речевую манипуляцию «иллюзия выбора». Предлагая ученикам экологические акции, в большинстве случаев можно услышать отказ. Если заменить обычное предложение: «В школе проходит «неделя добрых дел», вы бы хотели принять в ней участие?» на «На данный момент могу предложить вам 2 акции: «Неделя добрых дел» и «Спасём природу от пластика» (далее рассказываем суть двух акций)». Во втором случае появляется иллюзия выбора, люди с большей вероятностью примут участие в одной из двух акций. Их решение будет опираться уже не на то, что хотят они или нет, а на то, в какой акции они хотят принять участие больше, почти забывая, что могут отказаться от этого.

Для проверки этой манипуляции мы предложили ученикам принять участие в акции по первому варианту. Данное предложение мы сделали 57 ученикам. В результате 70% сразу отказались, ссылаясь на занятость и плохое самочувствие. Из 30%, кто ответил положительно, действительно приняли участие только 20%. В следующий раз была применена речевая манипуляция и предложение звучали как во 2 варианте. Мы предложили поучаствовать в акциях также 57 ученикам, но результаты на этот раз были гораздо лучше. В двух акциях приняло участие 90%, 3% не смогли по уважительной причине. Только 7% сразу дали отказ.

Таким образом, речевую манипуляцию с иллюзией выбора можно использовать для сохранения окружающей среды.

2.3 Анализ результатов

1.По результатам социологического опроса было выявлено, что наибольшая доля опрошенных всех возрастов не знают ничего об НЛП. Скорее всего, это связано с тем, что говорить о нём стали относительно недавно. Многие блоггеры стали изучать НЛП и открыто рассказывать об этом своей аудитории.

2.Техники НЛП активно можно применять в экологических плакатах, буклетах и флаерах. Они несут важную информацию, содержат призыв к действию, но мозг обрабатывает их за считаные секунды и через минуту мы переключимся на другое, забыв о действительно важных словах с плаката.

3. При создании экологических плакатов, буклетов и флаеров необходимо воздействовать на подсознание, если хотим добиться успеха. В этом случае полученная информация «засядет» в голове, и человек с большей вероятностью совершит нужное нам действие.

4.Экология стала брендом современности. Карты восприятия действительности у людей сильно изменились. Молодёжь хочет видеть нечто большее: социальную ответственность и непосредственное участие в жизни общества. Таким образом, бренды решили использовать новые карты для достижения результатов.

Участвуя в экологической акции в магазине H&M можно сдать вещи на переработку и сделать это очень просто. Необходимо только зарегистрироваться в их официальном приложении H&M в программе лояльности, и принести собранные вещи на кассу и получила бонусы.

5. Самой распространённой акцией оказалась сдача электроники. Телефоны становятся современнее и многие готовы заменять старые устройства на новые. В этом на помощь приходит программа трейд-ин.

6. Чтобы повысить результат таких акций, необходимо сделать их общедоступными и проводить во всех городах и посёлках. Каждый человек должен иметь возможность участия, находясь в любом уголке страны.

7. Чтобы лучше понимать себя и других людей, необходимо знать какой у тебя тип восприятия. Используя методику С. Ефремцева, мы определили тип восприятия у учащихся 8-11 классов.

Проводя игру «Разделяй с Рязанью», мы воздействовали на каждый тип. Для визуалов были подготовлены плакаты. Для аудиалов подробно рассказывали информацию. Чтобы заполучить внимание кинестетиков, делали акцент на чувствах и ощущениях. Благодаря технике «Присоединение» в школьной сортировке мусора поучаствовали 99% участников игры. Таким образом, технику «присоединение» можно считать рабочей.

Глава 3

3.1 Выводы

Итак, проведённые исследования и наблюдения позволили нам сделать следующие выводы:

1. Проанализировав научную литературу, мы познакомились с нейролингвистическим программированием, как методе борьбы с загрязнением окружающей среды.

2. Провели анализ исследований проблемы применения НЛП в процессе сохранения планеты.

3. Теоретически обосновали роль техник НЛП в экологии.

4. Определили направления применения техник НЛП и осуществили их комплексное применение в экологии в исследовательском режиме.

5.Провели анализ полученных данных.

3.2 Заключение

Подводя итоги проекта, можем сделать вывод, что цель, которую мы ставили в начале исследования – достигнута. Гипотеза, которую мы выдвигали, оказалась верна.

Мы считаем, что техники НЛП эффективны в борьбе с загрязнением окружающей среды. Если их начнут стремительно использовать в экологии, то планета станет намного чище.

3.3Перспективы проекта

Значимость данного проекта обусловлена возможностью использования полученных результатов в преподавании дисциплин экологического цикла, психологии, а так же внеурочной деятельности.

3.4Практическая значимость работы

С результатами проведённых исследований и наблюдений мы поделилась на уроках экологии с учащимися 8-11 классов.

Список использованных источников информации

1) http://detsadik50.ucoz.ru/dominirujushhaja_modalnost.pdf

2) https://institutnlp.ru/about/what-is-nlp/

3)https://kartaslov.ru/книги/Маргарита_Акулич_Нейролингвистическое_программирование_в_маркетинге/5#content

4) https://lektsii.org/12-39160.html

5) https://www.conecomm.com/research-blog/2017-csr-study

6) https://zen.yandex.ru/media/id/5c65394c6a982800ada5eaf3/chto-ikea-delaet-v-rossii-dlia-ekologii-5cba5b147222d000b33d79d0

7) https://www.fastcompany.com/90207956/inside-levis-ambitious-plan-to-cut-its-carbon-footprint

8) https://vc.ru/marketing/125813-ekologiya-kak-korporativnyy-trend

9) https://www2.hm.com/ru_ru/zhenshchiny/sustainability/our-products.html

10) https://vc.ru/marketing/81462-brendy-i-ekologiya-tochki-soprikosnoveniya

11) Коридзе Александр НЛП работает?!: Объясняю с точки зрения нейрофизиологии. Простым языком, структурно, с примерами и без воды / Александр Коридзе. — [б. м.] : Издательские решения, 2021. — 102 с.

12)https://www.canva.com/design/DAE03PQ_aq8/share/preview?token=FHtvFRv0c8FDaaHGigybbQ&role=EDITOR&utm_content=DAE03PQ_aq8&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=sharebutton

13)https://www.canva.com/design/DAEyoRWcwFw/F1SVNqP2qVkbdtsKXk79gg/view?utm_content=DAEyoRWcwFw&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=homepage_design_menu

14)https://www.canva.com/design/DAEysCHaoAk/share/preview?token=Y3YVEfZ_zxEXmB2-h7yfew&role=EDITOR&utm_content=DAEysCHaoAk&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=sharebutton

Приложение

Приложение №1

Таблица №1

Отличительные признаки

Визуальный тип

Способ получения информации

Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия

Восприятие окружающего мира

Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка

На что обращают внимание при общении с людьми

На лицо человека, его одежду и внешность

Речь

Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей

Движения глаз

Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза

Память

Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде

Отличительные признаки

Аудиальный тип

Способ получения информации

Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками

Восприятие окружающего мира

Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей

На что обращают внимание при общении с людьми

На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова

Речь

Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди

Движения глаз

Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему

Память

Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки

Отличительные признаки

Кинестетический тип

Способ получения информации

Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении

Восприятие окружающего мира

Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться

На что обращают внимание при общении с людьми

На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается

Речь

Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику

Движения глаз

Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону

Память

Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты

Приложение №2

Фото: Плакаты для сравнения№1, №2

Приложение №3

Плакат №1 из приложения canva[12]

Приложение№4

Плакат №2, отредактированный.

Приложение №5

Плакат №3 из приложения canva[13]

Приложение №6

Плакат №4, отредактированный.

Приложение №7

Бренды с их экологическими введениями.

Компанию ИКЕА можно назвать одной из самых экологичных в России. Она старается сделать аспект своей деятельности более экологичным. С 2015 года ведёт сбор батареек и ламп. К 2021 году планирует отказаться от одноразового пластика в своих товарах для дома, а к 2030 году использовать во всех продуктах только переработанные или возобновляемые материалы. Также компания запустил прием постельного белья вместе с фондом «Второе дыхание». Большая часть отправляется на переработку, а остальное уходит на вторичное использование[6]

Корпорация Юниливер (Unilever) к 2025 году планирует заменить всю свою пластиковую упаковку материалами многоразового использования, которые пригодны для вторичной переработки или компостирования.

Компания Левайс (Levi’s) сэкономила более миллиарда литров воды, начиная с 2011 года. Каким образом? Она снижает количество воды, которое требуется на производство продукции. К 2025 году компания намерена использовать 100 % возобновляемых источников энергии на всех своих объектах, сократить выбросы в этих зданиях на 90 %, по сравнению с результатами Levi's в 2016 году, и в цепочке поставок на 40 % (ни одна компания не делала этого ранее). Два года назад LeviStrauss&Co. начали сотрудничать с фабрикой в Бангладеш, которая шьет для них джинсы, в новом экспериментальном направлении. Его главная цель — сэкономить энергию на всех этапах, от замены лампочек до установки стиральных машин нового поколения. Через год к инициативе присоединились еще пять фабрик, которые находятся в Индии, во Вьетнаме и на Шри-Ланке, и вместе они сократили выбросы углекислого газа в среднем на 20 % и сэкономили 1 миллион долларов.[7] Они также поддерживают борьбу с ВИЧ и участвуют во вторичной переработки материалов.

Google (гугл) в 2017 году достиг цели стопроцентного использования возобновляемой энергии и сегодня является крупнейшей корпорацией-потребителем возобновляемой энергии на планете. Кроме того, Google поддерживает безвредные для окружающей среды средства передвижения, удваивает суммы пожертвований своих сотрудников и оплачивает время, которые они посвящают благотворительности.

Корпорация Lego (Лего) сотрудничает с WorldWildlifeFund (Всемирный фонд дикой природы), (международной неправительственной организацией, работающей в области сохранения дикой природы и уменьшения воздействия человека на окружающую среду), создала Центр Экологичных Материалов, который разрабатывает экологически чистые альтернативы для своего производства и упаковки. В будущем кампании по коммуникации бренда будут не только информировать аудиторию о социальной деятельности компаний, но и привлекать потребителей к общественной деятельности по защите окружающей среды.

Многие проекты уже реализуются: когда летом 2019 года в России произошла экологическая катастрофа, связанная с лесными пожарами в Сибири, многие крупные корпорации в партнерстве с благотворительными организациями создали собственные проекты по сбору средств на восстановление леса, подключая своих клиентов.Сегодня можно с уверенностью сказать, что только совместные усилия общества и социально ответственного бизнеса способны эффективно решать глобальные проблемы, связанные с экологическими и социальными вызовами.[8]

L’Oreal (Лореаль) планирует отказаться от одноразового пластика к 2025 году. У бренда уже вышла линейка по уходу за волосами SourseEssentielle, где бутылки от шампуней можно пополнять заново. Для этого необходимо обратиться в салон L’OrealProfessionnel.Британская компания Lush (Лаш) производит баночки для продуктов только из переработанного сырья. Товары без упаковки составляют половину продукции. Кроме того, в каждый магазин Lush можно принести пустые баночки на переработку, за 5 штук можно получить маску в подарок.

MAC (Мак) запустил акцию Back-to-MAC: взамен шести упаковок от помады, теней или тонального крема можно бесплатно выбрать помаду, блеск для губ или тени для век.Компания H&M (эйч-энд-эм) в своих магазинах принимает на переработку одежду, а взамен даёт скидку на вещи из новой коллекции. Планируется переход к производству из переработанного сырья к 2030 году. У бренда выходят эколинейки одежды[9] , где на каждом изделии указана экологичность товара.[10]

Приложение №8

Фото: Сдача одежды в H&M, г. Рязань.

Приложение № 9

Фото: Тестирование учащихся 8-11 классах

Приложение №10

Тест аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4. Люблю ходить в сауну.
5. В автомашине цвет для меня имеет значение.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Внешнему виду придаю серьезное значение.
9. Мне нравится принимать массаж.
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Люблю читать во время еды.
15. Люблю поговорить по телефону.
16. У меня есть склонность к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После плохого дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобную обувь.
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
34. Люблю слушать, когда говорят.
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая стереоаппаратура.
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядок.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия – это интересно.
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту  аудиал, визуал, кинестетик.

Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :
• 13 и более – высокий;
• 8-12 – средний;
• 7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Приложение №11

Плакат №5

Приложение №12

Плакат №6 [14] 

Приложение №13

Фото: Игра «Разделяй с Рязанью»

Просмотров работы: 65