Образ учителя в произведениях русской литературы 20-21 века

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Образ учителя в произведениях русской литературы 20-21 века

Марченко К.К. 1
1МОУ средняя школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов
Верина Н.А. 1
1МОУ средняя школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение. Учитель и общество

Все меняется в этом мире: люди, ценности, требования к жизни и образованию, но роль учителя всегда была и будет огромной и очень важной, ее нельзя переоценить. Учителя день за днем учат нас, таким, казалось бы, простым вещам, формируя в нас самые важные и нужные человеческие качества. Находясь в школе, мы даже не задумываемся, какую роль в нашей жизни играют учителя, и сколько терпения и сил они вкладывают в нас и наше будущее.

Эта профессия является одной из старейших и неспроста: именно учитель помогает формировать личность ребенка и открывает мир новых познаний. Я считаю, что далеко не каждый может быть учителем, потому что в первую очередь - это призвание. Ведь не зря школу часто называют вторым домом, а учителя - второй мамой. От учителя зависит многое: наше восприятие мира, знания и творческие способности, поэтому этот путь такой трудный, важный и ответственный. На каждом этапе развития общества требования к личности меняются, а значит меняются и требования к учителю. Поэтому педагогу нужно идти в ногу со временем.

Неспроста многие авторы в своих произведениях показывают взаимоотношения учителей и учеников, описывают жизнь в школе и за ее пределами. Мы видим учителя с творческим подходом и неординарным мышлением, способного преодолеть любые трудности. Учителя предстают как взрослые и мудрые друзья для своих учеников. Но отношение к учителю остается неоднозначным, поскольку его действия оценивают с разных сторон: ученики, их родители, коллеги, руководство.

В ходе работы мы опирались на произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» и Анны Зеньковой «Григорий без отчества Бабочкин», в эти повестях созданы образы прекрасных педагогов, и рассказано об их  взаимоотношениях с учениками. Авторы берут за основу жизненные истории, поэтому эти книги отражают реальное отношение педагога к ученикам. Поэтому мы определили следующие цель и задачи.

Цель - проследить, как формируется образ учителя в произведениях литературы. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:

Подобрать литературу для анализа, в которых присутствует образ учителя.

Описать ситуации общения - «учитель- ученик».

Проследить роль учителя в жизни учеников, а также отношения к нему общества.

Сделать выводы.

Предметом исследования являются произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» и Анны Зеньковой «Григорий без отчества Бабочкин».

Объектом исследования является образ учителя.

Методы исследования:

Интерпретация художественного текста.

Сравнительно-сопоставительный анализ.

Обобщение.

Социологический опрос.

Гипотеза нашей исследовательской работы заключается в том, что созданные мастерами художественного слова образы педагогов воплощают в себе все изменения, отражают все особенности, происходящие с людьми этой профессии.

Актуальность заключается в том, что мы попытались на примере литературных произведений показать, какие важные и смелые решения порой принимает учитель, преподавая самые главные уроки – Уроки Жизни своим ученикам, не боясь осуждения и непонимания.

Учитель – это тот, кто передает свои знания, учит, поддерживает и наставляет. Он встречается нам не только в школе, но и на протяжении всей жизни. Сначала возникло понятие педагог, от греческого слова «педагогос», где («пейда» - ребенок, а «гогос» - вести). Понятие учитель же появилось после того как общество осознало необходимость организации получения знаний и умений, то есть обучения.

В нашей стране, учитель был значим всегда. В Киевской Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к людям, которые воспитывают молодое поколение.

Первые учителя приобщали детей к религии, прививая им терпеливость, кротость, любовь к близким, и следованию традициям христианства. Важнейшими качествами учителя в этот период являлись – доброта и смирение, что помогало вести учеников по правильному пути, и избавляться от своих пороков - лени и лживости.

«Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни нам дарят нам только жизнь, а другие- добрую жизнь» сказал Аристотель - мыслитель, создавший систему знаний.

Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Ученики в последние года стали более интеллектуально развиты, повысился их потенциал. Учитель же в свою очередь также меняется под стать времени, что оказывает влияния на его отношения с обществом и роль в нем.

2.Основная часть.

2.1Образ учителя в произведениях русской литературы.

Взаимоотношения обучающихся в школе, их поведения и успеваемость во многом зависят от личных качеств учителей. Ярким примером деятельности педагогов являются произведения русской литературы, которые показывают жизнь общества и школы. В образе учителей отражаются духовные поиски самих писателей. В одной из педагогических мудростей говорится: «Скажи мне, какие книжки ты читал в детстве, и я скажу, кем ты станешь, когда вырастешь!»

Литература всегда была отражением общества, его достоинств и недостатков. Поскольку школа постоянно присутствовала в жизни человека, выполняя важные задачи, проблемы образования всегда будут волновать писателей.

Характер учителя, его манера поведения, его внутренний мир всегда будут привлекать читателя. Это может быть человек, обладающий дурными нравами. А может быть очень нравственная и гармоничная личность, несущая в мир свет истины, знания, любви, доброты. Но чаще учителя показаны как положительные герои. Многие писатели отмечают, что настоящему педагогу недостаточно иметь знания только в преподаваемой сфере, а нужно любить свою работу и детей, ведь будущее общества зависит от того, как будет происходить обучение. Поэтому все изображенные педагоги отличаются вниманием к проблемам учеников, ответственностью, отзывчивостью, терпением и добротой. А главные черты учителей в произведениях литературы — самопожертвование, доброта, авторитет учителя в обществе.

От того, какие учителя будут окружать нас во время обучения, зависят не только воспоминания о школе, но и вся наша личность в целом, потому что она формируется именно в подростковом возрасте. В большинстве произведений образ учителя показан через впечатления учеников, а поступки педагогов, которые отдают свои знания и тепло души своим ученикам, сохранены в их памяти.

2.2. Образ учителя в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского».

Рассматривая отношения учителя и общества, мы обратимся к известному произведению В.Г. Распутина «Уроки французского», и рассмотрим послевоенное время, когда стали закладываться основы гуманного отношения между учителем и обучающимися.

Рассказ является автобиографическим, он посвящен педагогу Анастасии Прокопьевне Копыловой, учительнице автора, она является прообразом главной героини. Сам В.Г. Распутин выделяет этот рассказ среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Сюжет рассказа прост: для того чтобы продолжить учебу, пятиклассник вынужден переехать в райцентр, к подруге мамы. Здесь герой, не только тоскует по родному дому, но и страшно голодает. Чтобы поесть, мальчик вынужден играть в «чику» на деньги, если бы об этом узнал директор, то героя могли исключить из школы. Композиция рассказа строится на антитезе: главный герой противопоставлен сверстникам, живущим по другим нравственным принципам, а учительница французского Лидия Михайловна – директору школы, не понимающему и не принимающему ее педагогические методы.

Образ учительницы раскрывается не сразу, но уже в начале повествования герой чувствует непохожесть Лидии Михайловны на всех взрослых людей, которые его окружают: «Аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне».

Главный герой замечает огромную разницу между Лидией Михайловной и директором школы. «Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно. Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Директор же, проводя воспитательные мероприятия, устраивал школьные линейки, где задавал провинившемуся всегда один вопрос: «Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?» - он никогда не вникал в суть и не искал причины, не хотел понять учеников: «Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть поперед директора, и подгонял». Поэтому и ассоциируется он у рассказчика не с человеком, а бездушным обезличенным френчем. Герой-рассказчик отмечает, что директора все очень боялись, потому что он доводил до слёз каждого, кто оказывался в центре дисциплинарной линейки. А в лице Лидии Михайловны «не было видно в ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?».

Оказавшись в доме классной руководительницы, мальчик впервые видит её в обычных условиях, и это его потрясает: «Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, — настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных».

Приглашая мальчика на дополнительные занятия, учительница пробуждает интерес к французскому языку, а значит выполняет основную задачу, но не это оказывается для неё самым главным. Лидия Михайловна единственная пытается помочь голодающему мальчику, прекрасно понимая что сам он никогда и попросит помощи и не примет ее в открытую. Тогда она решается на отчаянный поступок – предлагает своему ученику игру на деньги в «пристенок», не думая о том, что за это ее могли осудить. Впоследствии герой вспоминал: «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш».

Главным в жизни учительница считала не работу, а умение в независимости от ситуации оставаться человеком, поэтому она отступила от общепринятых мер. Так свои уроки французского она превратила в уроки доброты. Главная героиня отнеслась к своему ученику с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность, рассмотрела в нём способности. Лидия Михайловна не побоялась рискнуть своей работой ради ребенка. Разумеется, директор не стал вникать в происходящее и уволил учительницу, расценив её поступок как: «... преступление. Растление. Совращение». Прощаясь с главным героем Лидия Михайловна говорит: «Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому». В этих словах и раскрывается образ учителя.

Для меня Лидия Михайловна — настоящий пример для подражания, потому что для своих учеников она стала не просто учителем, а настоящей мамой, которая очень переживает за своих детей. Идя на такой важный, но в тоже время опасный шаг, она совсем не думала о том, что будет с ней. Помогая мальчику, она рисковала своей репутацией, судьбой и работой, но ничего не могло ее остановить. Это был не просто поступок, это был подвиг. К сожалению, сейчас очень редко встретишь такого искреннего, смелого, благородного человека.

2.3. Образ учителя в произведении Анны Зеньковой «Григорий без отчества Бабочкин»

Недавно была написана книга Анны Зеньковой «Григорий без отчества Бабочкин». Это произведение оставляет много неоднозначных впечатлений. Важную роль в нем играет учительница, хоть она и не является главным героем. Она предлагает ученикам интересное и необычное задание – начать вести аудиодневник, «разбиться на пары и через год обменяться записями». Этот эксперимент объединяет двух казалось бы разных учеников, всеобщего любимчика, подающего большие надежды хоккеиста Германа Бабочкина и неуверенного в себе неудачника Григория Столярова.

Сюжет основан на историях, в которых герои рассказывают о своей жизни. В начале повествования мальчики дают своей учительнице разные характеристики.

Гера признает непохожесть учительницы на других педагогов: «Филологи – они такие… кхмкхм. Как говорит моя бабушка, возвышенные – типа в облаках летают. Но Леокадия эту планку давным-давно взяла».

Гриша, пришедший в класс только в сентябре, не очень доверяет Леокардии, он полагает, что «учителя – они же как зловредные вирусы: всегда выбирают самый слабый организм». По мере развития сюжета влияние учительницы на героев усиливается. И многое в их жизни меняется. Действительно, Леокардия Альбертовна, «как рентген», видит своих учеников и понимает, что Гриша и Гера могут помочь друг другу.

Вся книга насыщена любовью к литературе, которую Леокардия Альбертовна сумела привить ученикам. На ее уроках никогда не бывает скучно, даже самую обычную тему она может подать интересно: «Вкус у нашей Альбертовны прямо как у меня! Выше всяких похвал, называется. И уроки - такие же. Вот так, чтобы вообще неинтересно, - этого у неё никогда не бывает. Даже если только по программе идём. Недавно вон Гоголя обсуждали. Два часа невесомости. Считай, бесплатно в космос слетали!». Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что перед нами настоящий учитель, сумевший сделать так, чтобы дети не просто читали, но и анализировали прочитанное, формировали собственное мнение.

Несмотря на всю успешность Германа, в семье у него не всё идеально: папа ушел, а с мамой отношения не складываются.
А у Григория Столярова еще сложней: родителям он не нужен, а все внимание в семье достается младшей дочери - любимице родителей, в которою они вкладывают все свои силы. Поэтому между детьми складываются непростые отношения: брат одновременно и любит, и ненавидит сестру. Еще сильнее усложняет ситуацию то, что Григорий неосознанно причиняет большой вред сестре, он ее толкает, что приводит к серьезной травме девочки. Но Кристина не выдает брата, сказав, что упала сама. Когда же правда раскрылась, родители были вне себя от ярости и не стали слушать сына. Они были категоричны в своем решении, и не согласились подписать согласия на участие мальчика в конкурсе, сказав лишь «ты сестру угробил, так вот теперь готовься — будешь всю жизнь при ней рабом».

Леокардия Альбертовна не оставляет ученика в трудный момент, она идет к нему домой чтобы поговорить с его родителями. Учительница понимает насколько важно для Григория участие в конкурсе, и не может допустить того, чтобы он упустил свой шанс из-за непреклонной позиции родителей: «Я был рад. И счастлив! Чтобы простой учитель из школы и вот так за меня заступился!»

Учительница берет ответственность не только за класс, но и за каждого ребенка в отдельности. Найдутся ли сегодня педагоги, готовые прийти домой к родителям своего ученика, чтобы помочь, поговорить и убедить принять верное решение? Большинство просто вызовут родителей в школу, позвонят по телефону, отправят сообщение или не будут тратить свое время и вникать в чужие проблемы. Ведь и задание - вести аудиодневники и потом обменяться ими - учительница придумала ради того, чтобы дети могли «научиться признавать чужую точку зрения!»

Уходя из дома Гриши, Леокардия Альбертовна говорит: «Гриша – чудесный и бесконечно талантливый мальчик. Вы его не заслуживаете!». И вот тут педагог делает, быть может, самый важный выбор. Она решает подделать согласие и отправить работу ученика на конкурс. Героиня прекрасно понимает, что в случае победы Гриши обман раскроется, отец ученика не поймет ее, ведь с юридической точки зрения поступок – преступление. Но учительница рискует. Рискует потерять работу, запятнать свою репутацию. Так и происходит – Леокардии приходится уволиться из школы.

Но она не могла поступить иначе, потому что она верит в своих учеников, поддерживает их в трудных ситуациях. Недаром Гриша потом признается: «Лучше родителя, чем Леокадия Альбертовна, у меня никогда не было».

Герман Бабочкин, знающий учительницу давно и ради неё оставшийся в гуманитарном классе, в своем дневнике говорит: «Леокадия, конечно, мой кумир. Насколько она крутая в плане учительствования, настолько же невероятная и как человек. С какой стати она вообще с нами возится – такими оболтусами, если у неё своё дело есть - школа писательского мастерства? Я бы на её месте уже давно бросил изображать Дон Кихота и пошёл бы нормальные деньги зарабатывать».

Леокардия Альбертовна - удивительный учитель и неравнодушный человек, совмещающий в себе много значимых качеств. Смысл заложен даже в имени учительницы: Леокардия происходит от греческого «(λευκος) [leukos] и в переводе означает – «яркая, светлая, чистая».

2.4. Социологический опрос.

Для анализа роли учителя мы провели социологический опрос среди учеников средней школы №8. Была предложена следующая анкета:

Анкета

1. Имеет ли значение, по Вашему мнению, внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников (да/нет)?_____________________________________________

2. Должен ли учитель находить общий язык с каждым учащимся (да/нет)?_________

3. Нужен ли учитель в современном мире?

А) Нет, достаточно онлайн обучения

Б) Да, необходимо живое общение

В) Да, так легче понять материал

4. Каких качеств не хватает современному учителю (не более двух вариантов)?

А) доброты

Б) взаимопонимания с учениками

В) профессионального знания предмета

Г) юмора

Д) терпения

Е) строгости

5. Случалось ли у Вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?

А) постоянно происходит

Б) один раз было

В) такого никогда не было.

Г) иногда бывает

6. Есть ли в Вашей жизни учитель, благодаря которому Вы стали лучше?

А) да

Б ) нет

В) я об этом не задумывался.

7. Какими качествами учитель не должен обладать?

А) грубость

Б) равнодушие к ученикам

В) деление учеников на «любимчиков» и остальных учеников.

Г )ни одним из этих качеств.

8.Как в современном обществе воспринимают учителя?

А) это уважаемая профессия

Б) многие считают учителей неудачниками

В) уважают учителей, но не считают эту профессию престижной

Опрос показал, что для 51.8% опрошенных внешний вид учителя имеет значение, а для 48,2% — нет.

90.4% опрошенных согласились с тем, что учитель должен находить общий язык с каждым учеником, а 9,6% — нет.

В ответах на вопрос нужен ли учитель в современном мире, первое место занимает вариант «Да, необходимо живое общение» (52.2%). На втором месте «Да, так легче понять материал»(40,7%). И последнее место занимает вариант «Нет, достаточно онлайн обучения» (7,1%).

Среди отрицательных и неприемлемых качеств характера педагога, учащиеся поставили на первое место — выделение лучших учеников в классе (31%); на второе место — равнодушие к ученикам (12,4%). на третье место- грубость (7,1%). Этот результат показывает, что учащиеся хотят уважения по отношению к себе и высокого уровня знаний.

Отвечая на вопрос случалось ли у Вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу, первое место занимает вариант — иногда бывает (45,6%), второе место — никогда такого не было (24,6%), третье место—один раз было (10,5%).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что для идеального учителя возраст и пол не имеют значения, но учитель должен опрятно выглядеть, быть образованным, начитанным и эрудированным. Быть добрым, но в то же время требовательным и объективным, одинаково относиться ко всем ученикам, не выделяя «любимчиков».

Имеет большое значение умение педагога занимательно и интересно объяснять материал. Основными качествами, которые необходимы учителю, ученики называют чувство юмора и взаимопонимание. Также они выделяют следующие качества: терпение, упорство и требовательность. При этом педагог должен непрерывно развиваться, увеличивая свои знания. Ведь в первую очередь он становится для детей старшим другом и наставником, к которому они могут обратиться с любой проблемой. От учителя зависит будут ли ученики любить его предмет, какой они запомнят школу и школьное время.

Перед ним стоит важная задача - открыть двери в прекрасный мир знаний. Научить детей не только заучивать информацию, но и мыслить, анализировать. Очень многое в жизни человека зависит от того, кто был его учителем. В каждом из нас, вне зависимости от возраста, живет частичка души, подаренная учителем.

3. Заключение. Выводы

Учитель в проанализированных произведениях показан как человек имеющий авторитет, он воспитывает в учениках индивидуальность, добрые чувства, умение взаимодействовать в коллективе.

Героинь объединяет способность пожертвовать своими интересами ради других.

Они – свет в жизни учеников, которых никто не понимает.

Различием же является то, что у Распутина учитель противопоставляется директору, а у Зеньковой - родителям.

Созданные мастерами художественного слова образы педагогов воплощают в себе все изменения, отражают все особенности, происходящие с людьми этой профессии

Список использованной литературы

Зенькова А.В. «Григорий без отчества Бабочкин» -М.: «КомпасГид», 2020.-336с.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя -М., Издательский центр «Академия», 2002. - 56 с.

Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?- М.: «Педагогика», 1990. – 160с.

Нечаев Л. Ожидание друга, или признания подростка/ Школьные годы. Выпуск 2.- М., «Детская литература», 1990. – 414 с.

Пискунов А.И. «История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века», М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 512с.

Распутин В.Г. Нежданно-негаданно: Повесть и рассказы.- М.: «Детская литература», 2003. – 164с.

http://www.xenoid.ru/soch/rasputin/uroki_francuzskogo_5.php

Интернет-ресурсы. Образ учителя в литературе http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?(11.04.17)

Просмотров работы: 23