Дневник как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа: традиции классической литературы и современность (На примере романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и повести Ю.Вяземского «Шут»)

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Дневник как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа: традиции классической литературы и современность (На примере романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и повести Ю.Вяземского «Шут»)

Кондратьева Т.Р. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов г.о. Жуковский Московской области
Верина Н.А. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов г.о. Жуковский Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Материалом для данной исследовательской работы послужил художественный текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и повести Ю.Вяземского «Шут», а также материалы, собранные в процессе изучения соответствующей литературы.

Цель работы заключается в определении особенностей дневника как психологического средства изображения внутреннего мира персонажа и окружающего его мира в 19 и в 20 веке.

При выполнении работы выдвигается рабочая гипотеза: в современной литературе изменились способы создания дневниковых записей, хотя общие принципы изображения внутреннего мира персонажа остались теми же.

Для достижения цели служит постановка следующих задач:

1. собрать материал о дневнике как социокультурном и литературном феномене.

2. изучить и проанализировать собранный материал.

3. исследовать художественное своеобразие и функции дневника в произведении.

4. доказать или опровергнуть рабочую гипотезу. 

Объектом исследования явились роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и повесть Ю.Вяземского «Шут», а также различные научно-популярные статьи по теме исследования.

Предметом исследования в работе выступает каждое произведение в отдельности.

Цель и задачи исследовательской работы определяют основные методы исследования:

1. метод сплошной выборки;

2. наблюдения;

3. аналитический;

4. описательный;

5. сравнительно-сопоставительный;

6. интерпретации художественного текста;

7. обобщение;

8. систематизация.

Методологической и теоретической основой работы послужили художественные тексты М.Ю. Лермонтова и Ю.Вяземского, справочные материалы научно-популярных статей и Интернета.

Актуальность исследования определяется отсутствием в отечественной науке специальных работ, посвященных современным повестям для подростков в сравнении с прозой 19 века. Научная новизна работы в сопоставлении данных произведений и в выявлении роли художественной литературы в жизни подрастающего поколения. Дневник в структуре художественного произведения – явление, достаточно часто встречающееся в русской литературе XIX века, однако сравнительно мало изученное. Исследователей чаще привлекают дневники писательские. Дневники героев, дневник в структуре художественного произведения изучены меньше.

1.     Введение. Дневник как социокультурный и литературный феномен

Дневник в любом его проявлении (дневник писателя, дневник литературного героя) выступает как явление литературы, социума, культуры, истории, эпохи. Дневниковые записи воссоздают как события, так и внутреннее состояние личности, поэтому демонстрируют отдельные знаковые черты социокультурного пространства своей эпохи, помогают прояснить и переосмыслить проблемные области русской культуры, истории, социологии, глубже понять духовный мир современников.

    Автор дневника зачастую даёт творческую и непредвзятую оценку того, что происходит в его душе и мире в целом. Поскольку ведение дневника изначально не предполагает наличия читателя, то ложь и лицемерие в нём выступают сродни самообману, а потому являются маловероятными, в результате дневник, как правило, ведется честно, открыто, непринуждённо, отбор материала осуществляется преимущественно по искреннему желанию и усмотрению его автора. Отсюда вытекает и ценность дневниковых записей, их неоспоримое достоинство и превосходство над другими художественными формами фиксации пережитого или переживаемого.

Нам показалось интересным сравнить и сопоставить современную повесть о подростке, который ведет дневник, описывая события и рефлексируя, с классическим романом первой половины 19 века, частью которого является дневник/журнал героя.

2. Основная часть.

2.1. Принципы наименования дневников литературных героев

В первой половине XIX века внимание к этому способу фиксации «истории жизни» и «истории души» возрастает, а роль дневника становится качественно иной: русские писатели предпринимают первые попытки включения его в свои произведения в качестве фрагмента, который начинает выполнять функции художественного приёма. Этот процесс, когда дневник активно используется в качестве формы художественного повествования, широко представлен в литературе в XIX – XX веков. Таким образом, писатели передают дневниковую форму повествования вымышленному герою ради углублённого исследования «истории души человеческой».

Смысл названия ”Герой нашего времени”

       М. Ю. Лермонтов стремился показать типичного представителя молодёжи начала 19 века и передать трагедию душевной пустоты нового поколения, его пороков.

Благодаря смене рассказчиков мы можем увидеть главного героя произведения не однобоко, с одной точки зрения, а сразу с трёх сторон, и наиболее полно оценить его личность.

Смысл названия  повести Вяземского ”Шут”

        Многим кажется, что шут и клоун - это синонимы, но на самом деле это не так. В средневековье, когда появились и клоуны, и шуты, клоунами были люди низких сословий, способные смешить других своей глупостью. Шуты же были людьми грамотными, обладающими острым умом, быстрой сообразительностью. Обычно шуты иронизировали над насущными проблемами, умели кольнуть в больное место. Главный герой, называющий себя Шутом, ассоциирует себя именно с таким человеком. Он считает себя умнее остальных, ставит себя выше их.

        Шут также олицетворяет новое поколение, только уже нашего времени. Герой показан эгоистичным, всегда уверенным в своей правоте и в том, что он имеет право наказывать неугодных ему людей. Он вершит правосудие, в то время как его жертвы даже не понимают, за что их наказывают.

2.2. Способ включения дневника – сюжетно-композиционный приём

В «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова «Журнал Печорина» достается герою-рассказчику, любознательному странствующему путешественнику (офицеру), который напечатает только отрывки (то, что относится к пребыванию Печорина на Кавказе) из него уже посмертно, оставив при себе еще толстую тетрадь, обещая когда-нибудь и ее представить на суд читателя.

Дневник Шута спустя много лет оказывается в руках самого его автора. Он, подобно офицеру из «Героя нашего времени», предоставляет читателю только отрывки из дневника, при этом дополняя его своими объяснениями описываемых Шутом событий.

2.3. Личность автора дневника и характер записей

Дневник получает большое распространение в литературе XIX века. Данный факт объясняется возросшим интересом писателей к внутреннему миру человека, рефлексии, самоанализу, а это потребовало новых форм: эпистолярных, дневниковых и автобиографических, позволяющих глубже и всестороннее раскрыть духовный мир героя, показать его во всей сложности и противоречивости. В XX веке иным становится отношение к дневнику, а, следовательно, меняется и сам дневник. Дневник становится не только формой внутреннего диалога, но и отражением души его автора и эпохи.

Печорин - неординарный человек, прекрасно манипулирующий людьми. Он считает, что счастье - это насыщенная гордость, поэтому он бешено гоняется за новыми впечатлениями, экстремальными ситуациями, пытаясь развеять скуку и снова доказать своё превосходство над другими людьми. Но в итоге Печорин признается, что не знает, для какой цели он родился, для чего жил. Потому он отдаёт свой Журнал в чужие руки: он не дорожит ни своей жизнью, ни чужими.

Шут тоже всегда стремится оказаться остроумнее, сильнее окружающих. Он искренне считает, что имеет право наказывать. В его искажённом пространстве понимание справедливости своеобразно. Как Печорин с удовлетворением признаёт, что часто становился орудием судьбы, так и Шут самоутверждается, наказывая недостойных.

Разница героев прежде всего в том, что Печорин, рефлексируя и даже осуждая себя, не раскаивается, а повзрослевший Валя, бывший Шут, комментирует произошедшее, доказывая неправоту Шута. Например, он критикует придумывание Шутом прозвищ, показывая этот эпизод в негативном ключе: «В общем, едва ли в классе нашлось хотя бы одно прозвище, к которому Шут, как говорится, не приложил бы руку. Причем делал он это будто невзначай. Подметит в характере или в облике своего одноклассника какую-нибудь типичную для того смешную черточку, как бы случайно обратит на нее внимание коллектива – и готово прозвище. Выходит, что не Шут его придумал, а весь класс вдруг сделал открытие и единодушно пришел к выводу...»

2.4. Психологические мотивировки обращения к дневникам литературных героев

Одиночество – это состояние, свойственное человеку в моменты душевных волнений, дум, размышлений. Тогда он остаётся наедине с самим собой, вступает в диалог, задаётся вечными насущными вопросами, связанными с осмыслением своего места в мире. Внешне такой человек может выглядеть вполне счастливым и успешным: у него есть друзья, близкие, любимое дело, но, если мы заглянем вглубь, то увидим хрупкий мир, направленный на поиск родственной души.

Скука как движущая сила жизненных устремлений, желаний, свершений, но и как стимул к ведению дневниковых записей прослеживается в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 

2.5. Слово героя – важнейшее средство их характеристики

Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, который мы находим на страницах «Журнала Печорина» (”В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге”).

Психологизм: психологизм лежит в основе композиции произведения «Герой нашего времени», на этом приёме построен весь роман. Хронологическая последовательность глав в книге нарушена для того, чтобы лучше понять характер героя, ведь он раскрывается благодаря именно такой последовательности глав. Печорина можно отнести к типу лишнего человека. Он ищет острых ощущений, чего-то, способного избавить его от скуки, но каждый раз его настигает апатия, безразличие к происходящему. Он быстро привыкает к любым изменениям в своей жизни, на его состояние не может повлиять даже предстоящая дуэль. Печорин стремится к высоким идеалам, но, как и любой романтический герой, не может их достигнуть. Реальность для него скучна, он бежит от неё, не может с ней примириться. Григорий эгоистичен. Он не умеет любить, его возлюбленные интересны ему очень недолгое время, каждая девушка, даже самая необычная, довольно быстро ему наскучивает.

Дневник расширяет пространство и время повествования, возникает жизненный фон, предыстория событий, особенно в дневниках, где внешние события представлены больше, чем внутренние искания. Так в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова мы узнаём, что Печорин бывал в С., вёл философские разговоры в офицерском кружке, видим, как герой проводит время. Эту функцию можно обозначить как функцию «расширения сюжетных рамок», поскольку дневник в структуре художественного произведения часто выводит читателя за пределы основного сюжета, параллельно обогащая наши представления о нем, его предыстории и т.д.

Рефлексия.

В современном литературоведении даётся такое истолкование: рефлексия понимается как анализ, точнее самоанализ, а также как размышление о своём внутреннем состоянии» («Словно воспользовавшись сковавшей его болью, все прошлое Шута вдруг наступило на него в мельчайших своих подробностях, жестоких, непоправимых; Шут не думал, что их может быть такое множество, что именно так они выглядят на самом деле и что сам он их когда-то создал, поначалу маленькие и незаметные, пока не накопились, не собрались воедино и не хлынули, кипящие и клейкие, не поползли в горло, не залепили ноздри и глаза. И от этого впихиваемого в него предсмертного понимания боль с каждой секундой становилась все неистовее и нестерпимее.

Ужас обуял Шута. Он помог превозмочь боль, вернул Шуту силы, поднял рывком со скамейки и заставил бежать. Но как бы быстро ни бежал Шут, его все равно настигали и творили над ним тысячи шутовских превращений”)

В ”Шуте” главы так же не имеют хронологического порядка. Они составлены таким образом, чтобы раскрывать героя постепенно. Тем не менее последняя глава является не только концом повести, но и концом жизни Шута. Шут, образ, придуманный Валей, ”погибает”, благодаря чему воскресает сам Валя, наконец сбросивший свою маску.

2.6. Графические особенности дневников литературных героев

К графическим особенностям мы прежде всего относим игру со шрифтом (курсив), паузы, умолчания, пропуски, обозначенные в тексте многоточиями, отточиями и отчерком.

В своём дневнике Печорин активно пользуется курсивом и выделяет им наиболее важные мысли («Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостаёт. Я не видел её! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!»). Также герой использует многоточия, с их помощью он сознательно создаёт паузу в повествовании, чтобы внести в текст некоторую недоговорённость («Это секрет... на бале вы сами догадаетесь»).

В дневнике Шута также встречаются многоточия, призванные подчеркнуть паузу и задуматься над сказанной только что фразой («Существуют рожденный и нерожденный. Нерожденный способен породить рожденного, а тот не может не родиться. Поэтому всегда рождаются…»)

Языковые особенности дневника: в романе каждый герой наделён своими особенностями речи, точно его характеризующими. Речь Печорина отражает его сложную натуру. Она становится поэтичной, когда он говорит о природе, которую очень любит. Любовь к размышлениям Печорина помогают передать афоризмы, встречающиеся в его речи. В романе нет историзмов, присутствует сниженная лексика, чтобы как можно точнее передать действительность, и ирония: ”В одиннадцать часов утра... княгиня Лиговская обыкновенно потеет в Ермоловской ванне”. Описание природы в романе дано реалистично точно, хотя переодически в нём встречаются элементы романтизма: ”бахрома снегов”, ”ветки цветущих черешен смотрят мне в окна”.

Язык в дневнике Шута характеризуется возвышенной и книжной лексикой («И тут слепец прозрел», «Он был из тех, которые дают истощенным и изнуренным насмерть людям, и не бывает случая, чтобы они не оживали»), что показывает Шута как человека задумчивого, рассудительного и смотрящего на всех свысока.

 3. Заключение. Выводы и практическая значимость исследования

Выводы:

Дневник является важным отражением эпохи.

Человек, пытаясь глубже заглянуть в себя, разобраться в своём внутреннем мире ищет новые средства самовыражения.

Дневник является творческим продуктом деятельности людей, при этом решающее значение имеет эпоха и время, в которое он ведется.

Ситуацию конца XX – начала XXI веков характеризует изменение идеологической, социальной, художественной, духовно-нравственной парадигм.

Дневники в современном мире востребованы, их пишут и читают, они активно создаются в Интернете.

Обращение к проблеме дневника очень важно и актуально в современном мире, поскольку внутренний мир одной личности, является источником множества вопросов для другой. И ответить на эти вопросы – значит попытаться раскрыть духовную сторону человека в её полноте и объёме. А если понят один человек, то отчасти понято общество и культура этого общества, поскольку каждая личность – своеобразный духовный атом, социокультурный срез своей эпохи.

4. Список использованных источников и литературы

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» https://www.culture.ru/books/159/geroi-nashego-vremeni

Ю. Вяземский «Шут»

https://mir-knigi.info/books/proza/klassicheskaya-proza/29941-shut-vyazemskii-yurii-pavlovich.html

С.С. Николаичева «Графические особенности повести «Княжна Мэри»

https://www.semanticscholar.org

Сайт litra.ru (сочинение «Язык романа Лермонтова «Герой нашего времени»)

Сайт literaguru.ru (сочинение «Психологизм в романе «Герой нашего времени»)

Просмотров работы: 364