Визуализация как способ развития интереса к чтению школьников

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Визуализация как способ развития интереса к чтению школьников

Пак У.И. 1
1МАОУ "СОШ №9" НГО
Михеева Т.В. 1
1МАОУ "СОШ №9" НГО
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я и мои сверстники часто слышим, что мы – современные дети поколения «Z» - сильно отличаемся от предыдущих. Но, на мой взгляд, дело не в «новых детях», а в том, что очень стремительно меняется информационное пространство, к которому каждый из нас вынужден приспосабливаться. Современные информационные технологии открывают нам новые способы восприятия информации, культуры общения и мышления, в которых главную роль играю не текст, а визуализация. Визуальный ряд позволяет очень быстро переключаться между абсолютно разными смысловыми источниками информации и легко их усваивать. Новые способы восприятия через визуализацию, в первую очередь, формируется у подростков, так как они являются самыми активными пользователями различных медиа-ресурсов. Такое значимое обстоятельство должно иметь отклик и в школьных учебниках, и в способах донесения информации ученикам.

Тема моей научно-исследовательской работы «Визуализация как способ развития интереса к чтению школьников».

Актуальность исследования обусловлена тем, что многие из сверстников не читают художественные произведения, заданные по программе, а вместо этого прослушивают аудиокниги или просматривают кинофильмы. А те, кто читает, часто жалуются на то, что не понимают и не могут проанализировать прочитанное, и зачастую сетуют на малое количество или вообще отсутствие иллюстраций в книгах, которые, по их мнению, могли бы облегчить понимание прочитанного.

Гипотеза: из-за стремительного роста визуального восприятия информации современным школьникам всё труднее понимать и анализировать произведения, в которых преобладает текст.

Цель: изучить способы и техники визуализации книг и предложить формы работы для развития интереса к чтению школьников.

Объект исследования: учащиеся младшего, среднего и старшего подросткового возраста.

Предмет исследования: приёмы и техники визуализации в книжных изданиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить способы и техники визуализации, которые используют современные книжные издательства;

2. провести интервьюирование библиотекарей Центральной детской библиотеки города Находка;

3. провести интервьюирование продавцов книжных магазинов;

4. провести опрос сверстников «Восприятие учащимися произведений школьной программы»;

5. предложить формы работы для развития интереса к чтению.

Способы и техники визуализации книг

Последние несколько десятилетий наблюдается стремительное развитие новых информационных технологий и их широкое использование не только взрослыми, но и подростками. Этот неоспоримый факт привел к тому, что у моих сверстников кардинально изменился способ восприятия информации и преобладает в нем визуализация. С одной стороны, мы приспосабливаемся к новым тенденциям и это говорит о гибкости нашего мышления, но с другой стороны, возникают и проблемы с усвоением литературных произведений, где преобладает текст, а не визуальный ряд. Подросткам, привыкшим читать не вдумываясь, очень тяжело улавливать смысл прочитанного. Теперь книга совершенно не является для подростков основным источником информации. А классические произведения, написанные 150–200 лет, вообще считаются устаревшими.

Но эту ситуацию можно изменить, и для этого предлагаю рассмотреть визуальное восприятие как способ развития интереса к чтению. Итак, что такое «визуализация».

Визуализация в переводе с латинского «visualis» – наглядный, зрительный. Под этим термином подразумевается способ представления информации в виде изображения, цель которого облегчить ее понимание и ускорить процесс восприятия.

Для того чтобы понять, как можно «приблизить» литературу к школьникам, необходимо изучить способы и техники визуализации книг, которые используют книжные издательства на сегодняшний день.

Самым древнейшим способом визуализации является иллюстрация. Данный термин произошёл от латинского «illustrare» – объяснять, освещать. Иллюстрация – изображение, дополняющее и поясняющее повествование книги.

Хочется отметить, что у иллюстрации в книгах есть еще более древний предшественник – иллюминированные рукописи (от латинского «illumino» – украшать, делать ярким). Они датируются XI веком.

С появлением книгопечатания первые иллюстрированные книги в России появились в XIX веке, но ученые утверждают, что справедливо начать их историю с конца XVII века. Так как в 1692 году был создан Карионом Истоминым «Букварь славянских письмен…».

Но роль и функции иллюстрации на протяжении времён менялась. В начале XIX века она была декоративным дополнением и плохо отображала содержание книги. К началу XX века мы видим кардинальные изменения во взаимосвязи иллюстрации и текста. Теперь иллюстрация в книгах стала не просто декоративным дополнением, а неотъемлемой частью текстов, задача которой пояснить, рассказать и помочь более ярко представить прочитанное.

В XXI веке новые способы восприятия информации через визуализацию сделали роль иллюстрации ещё весомее. Она является мощным двигателем торговли. Ведь без нее не обходится ни один рекламный ролик, упаковка продуктов и даже принты на одежде. Сейчас потребительский спрос создаёт новые тренды иллюстраций, включая и книжные. Издательские дома очень тщательно изучают и стремятся соответствовать новым веяниям, для того чтобы книга оставалась неотъемлемой и важной как для взрослых, так и для детей. Поэтому они используют инновационные методы при создании как содержания изданий, так и их форм.

Для более полного исследования я постаралась изучить все возможные инновационные направления таких издательств как: «Самокат», «Эксмо», «Эгмонт Россия», «Росмэн–Пресс», «Бумкнига», «Поляндрия», «Манн, Иванов и Фербер», «Розовый жираф», «Белая ворона». Я рассмотрела книги для школьников младшего, среднего и старшего подросткового возраста. Начать изучение я решила с вопроса «Как изменилась современная подростковая литература?»И вот что на этот вопрос ответила директор издательства «Самокат» журналисту «НОЖ» Светлане Ворошиловой: «…изменилась интонация авторов и темы, на которые они говорят с детьми». В последнее время популярными становятся книжка-картинка, виммельбух и «тихая книга». Книжка-картинка – изобразительное издание, в котором изображение является основным содержанием, а текст выполняет или дополняет функцию иллюстрации. Задачи таких книг – рассказать историю через изображение. Сюжеты в книгах становятся более событийными, в них больше рассказывается о проблемах, которые волнуют сейчас детей, стало больше описаний чувств и переживаний героев. Причем раньше книги-картинки с минимальным количеством текста выпускали только для малышей, то сейчас их выпускают и для школьников, и для взрослых.

Направление, набирающее в книгоиздании всё большую популярность, – комиксы. Это подтверждают, и продавцы магазинов «Книжный дом» и «Светоч», где я провела опрос. Эти издания сочетают в себе две составляющие: литературу и изобразительное искусство. Они рассказывают читателю какую-либо историю, с последовательным рядом иллюстраций и текста, а также рисунков без текста. И если раньше комиксы считались книжками для малышей, то на сегодняшний день аудитория читателей расширилась до подростков и даже взрослого поколения. Важную роль в популярность комиксов сыграл кинематограф, экранизирующий последнее время очень много блокбастеров по их мотивам. Еще один фактор, почему комиксы стали интересны подросткам и взрослым, обусловлен появлением нового направления «графический роман». В тоже время такое издание многим и отличаются от комикса. Во-первых, графический роман является законченным литературным произведением, строящийся по тем же канонам, а комикс имеет вид серийного издания. Во-вторых, графический роман представляет собой книгу чаще всего состоящую из 60 – 120 страниц, а комикс имеет вид журнала и его объём зачастую не больше 30 страниц.

Хотелось бы также отметить, что издательства для визуализации книг современных авторов, а также классической литературы используют не только иллюстрации, но и сноски с комментариями и примечаниями об исторических событиях, об известных деятелях и т.д. С одним из таких произведений у меня была возможность познакомится. Это книга издательства «АСТ» Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Данная книга отличается от предыдущих изданий этого же романа большим количеством комментариев, примечаний и сносок о том времени, в котором происходят события в романе. Благодаря такому способу подачи информации книга меня заинтересовала, я смогла погрузиться в сюжет и узнать очень много интересных фактов.

Ещё один вид популярных книг у подростков – это книги с дополнительной реальностью. На мой взгляд, этот способ «подружить» книгу и электронные гаджеты привел к появлению изданий с дополнительной реальностью - 4–D локации (издательство «Эксмо» Дэна Поблоки «Дом теней»).

Помимо чтения книг мои сверстники «нашли» еще один способ, как познакомиться с литературными произведениями. Он заключается в просмотре экранизаций книг как классических произведений, так и современных авторов. На сегодняшний день киноиндустрия накопила достаточно большое количество различных фильмов, которые позволяют ученикам довольно быстро познакомиться с литературным произведением. Помимо фильмов к этому способу знакомства с книгой можно отнести и спектакли.

Интервью работников Центральной детской и юношеской библиотеки

Когда мне и моим сверстника задают прочитать какое-либо произведение по школьной программе или друзья рекомендуют прочесть издание современных авторов, мы первым делом идём за книгой в библиотеку. Поэтому, для того чтобы более широко раскрыть тему проекта, считаю необходимым начать исследования с интервьюирования работников библиотеки. Интервьюирование я проводила в Центральной детской и юношеской библиотеки (г. Находка, улица Дзержинского, 12). На мои вопросы ответила заведующая библиотеки Бучасова Светлана Юрьевна (Приложение 1.).

Интервью продавцов книжных магазинов города Находка

Я считаю, что в работе, посвящённой чтению книг подростками, просто необходимо провести интервьюирование продавцов магазинов (Приложение 2.). Так как именно эти люди связанны с книжным делом и отслеживают тенденции спроса покупателей на те или иные книги. Поэтому для более полного исследования я взяла интервью у продавцов наиболее крупных книжных магазинов нашего города: магазин «Светоч» (г.Находка, ул.Озёрный бульвар, 10); магазин «Книжный дом» (г.Находка, ул.Гагарина, 8); магазин «Пиши – читай – играй» (г.Находка, ул.Находкинский проспект, 104); магазин «Дом книги» (г.Находка, ул. Спортивная, 2).

Анализ интервью книжных издательств

Изучив материалы, собранные из интервьюирования работников библиотеки и продавцов книжных магазинов, мне стало интересно, что думают о тенденциях в чтении подростков те, кто создает для нас книги. Обратилась с просьбой ответить на вопросы в приложении «Инстаграмм» на официальных страницах издательств: «Белая Ворона» «Самокат», «Бумкнига», «Поляндрия», «Нигма», «Розовый Жираф» (Приложение 3.). К сожалению, не все издательства смогли ответить на мои вопросы. Например, издательство «Бумкнига» ответило: «… боимся, что мы не сможем корректно ответить на ваши вопросы, так как мы издаём исключительно комиксы.». Но тем не менее мне дало ответ издательство «Белая ворона» и «Самокат».

Если рассматривать и анализировать ответы, то можно заметить, что они во многом схожи. Я думаю, что это потому, что у выше перечисленных издательств большая часть книг для детей и подростков устроены так, что иллюстрации преобладают над текстом. Как пояснили в издательстве «Белая Ворона»: «Это не значит, что текста нет совсем или он не значим… Но иллюстрации помогают понять текст и его задумку…Но при этом только текстовые книги популярны среди взрослой аудитории». Я думаю, такой формат изданий выбран именно для детей и подростков, так как у них преобладает визуальный способ восприятия информации.

На вопрос «Появились ли в детской и подростковой литературе новые жанры и формы, связанные с активным развитием визуализации?»представители издательства «Белая Ворона» ответили: «Не думаем, что появляется новый жанр… Комиксы только набирают популярность. Отдельный жанр – графический роман». Ещё более развёрнуто об этом на вопрос ответили в издательстве «Самокат»: «Действительно, в последнее время становятся всё популярнее так называемые «графические романы» и «комиксы». И если раньше комикс традиционно воспринимался как «низкий жанр» или «бульварное чтиво», то сейчас появляется всё больше серьёзных графических романов и комиксов». Над книгами в этих форматах сейчас в издательствах работают в тандеме авторы и ведущие книжные иллюстраторы, проводится внимательная работы редакторов с текстом.

В своей работе выше я рассказывала о том, что познакомилась с классическим литературным произведение издательства «АСТ» Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», которое было выпущено в новом, более визуализированном формате. И мне стало интересно, меняется ли у опрашиваемых издательств формат выпускаемой классической литературы, делается ли он более визуализированным для школьников. В издательстве «Белая Ворона» ответили: «Мы считаем, что классическую литературу часто слишком формализуют. Поэтому мы в качестве эксперимента сделали комикс на основе произведения «Гусар» Пушкина. Мы, конечно, оставили классический текст, но сделали совершенно новую визуализацию. Получилось отлично, читатели оценили. Некоторые не узнавали Пушкина сразу, так как привыкли к его скучной подаче. И были приятно удивлены, когда понимали, что Пушкина может быть читать так весело».

Издательство «Самокат» тоже рассказало, что «Всё больше традиционных текстов переводятся в формат графоманов… есть даже путеводитель по Евгению Онегину, который написал писатель и учитель литературы Алексей Олейников». В книге нет самого романа, а только краткое содержание и выдержки в комиксах. В произведении исторические факты переплетаются с литературными и с комментариями самого А. С. Пушкина. Издание получилось совместной работой писателя Алексей Олейников и иллюстратора Натальи Яскиной.

Изучая ассортимент книг в магазине, а также новые издания, поступающие в фонд библиотеки, я заметила, что наблюдается рост иллюстрированных изданий для детей и подростков. Поэтому я посчитала нужным спросить о причинах такой тенденции непосредственно у издательств. Развёрнутый ответ, который дало «Белая Ворона» выражает мнение обоих издательств «… во-первых, мы живём в эпоху дизайна. А во-вторых, талантливых иллюстраторов становится всё больше. Многие из них совмещают талант художника и писателя и создают уникальные книги».

При этом книги-картинки – издательства не считают новшеством. Как отметили в издательстве «Белая Ворона»: «В целом их становится больше и интерес к ним растёт». Издательство «Самокат» предполагает, что мнение о книгах с большим количеством иллюстраций и о графических романах меняется в лучшую сторону так как мнение о них «…меняют и самые традиционные каналы книг – библиотеки. Наши сотрудники проводят для библиотек очные и онлайн-семинары о комиксах».

Заключительным вопросом было: «Несёт ли иллюстрация какую-либо смысловую нагрузку?» Оба издательства также сошлись во мнениях. Самый развёрнутый ответ предоставило издательство «Белая Ворона»: «Иллюстрация играет огромную роль. Она помогает лучше понять текст, она помогает развивать фантазию. Она помогает читателю строить миры у себя в голове. Она способствует лучшему запоминанию книги. Она может привлечь внимание к деталям. Она может продолжать текстовую историю. И создавать историю только визуально, без текста. Ну и важно отметить, что иллюстрация и обложка часто продают книги, так как в магазине читатель, прежде всего, обращает внимание на что-то яркое и заметное».

Анализ анкетирования школьников младшего, среднего и старшего подросткового возраста

Для того чтобы понять, как воспринимают учащиеся произведения художественной литературы и книги из школьной программы мною было проведено исследование. В анкетировании приняли участие: ученики младшей школы - с 1 по 4 класс(Приложение 4.), ученики средней школы – с 5 по 7 класс; ученики старшей школы – с 9 по 11 класс (Приложение 5.).

Было опрошено 75 учеников младших классов – с 1 по 4 класс. Проведя анкетирование и получив результаты (Приложение 6.) можно сделать вывод, что большинство младших школьников 56% (42 человека) предпочитают прочитать книгу, чем посмотреть фильм по произведению. Я думаю, что такой большой процент обусловлен тем, что в начальной школе еще есть семейное чтение и всё прочитанное обсуждается с родителями. Но несмотря на то, что многие из этой возрастной категории предпочитают читать книги, роль иллюстрации для них оказалась очень важной. Об это говорит высокий процент 83% (62 человека) школьников считающих, что иллюстрации делают книгу интереснее. Книги же в визуализированном формате читают 61% (46 человек) опрошенных, из них комиксы читают 49% (37 человек), а виммельбухи – 12% (9 человек). Из тех, кто читает комиксы и виммельбухи, 58% школьников ответили, что им нравится читать данные произведения и только 3% опрошенных книги в таком формате не понравились. Но высока и доля тех, кто никогда не читали книги в таком формате - 39% (29 человек). Я думаю это объясняется тем что, книги детям младшего возраста выбирают родители, а их предпочтение основывается на личном читательском опыте. При этом книги с большим числом иллюстраций и маленьким количеством текста зачастую не принимаются взрослыми всерьёз.

Из средней школы – с 5 по 7 класс, было опрошено 100 учеников (Приложение7.). Анализ анкет показал, что большинство – 71% учащихся предпочитают чтению художественной литературы просмотр ее экранизации. Так же высок процент - 58 % тех, кто иногда смотрят фильмы, снятые по книгам из школьной программы, но высока и доля (39%) тех, кому никогда не приходилось смотреть фильмы по обязательным для прочтения в школе произведениям. И что радует, всего 3% опрошенных регулярно смотрят экранизации по произведениям. Это говорит о том, что школьники всё же стараются знакомиться с классическими произведениями не только при помощи фильмов, но и находят время для чтения книг.

При этом преобладающее большинство учащихся – 82 % считают, что иллюстрация помогает понять произведение. И этот факт объясняет, что 59% опрошенных читают комиксы, 14% школьников читают графические романы, 5% знакомы с виммельбухами и только 22% не знакомы с изданиями такого формата. То есть из 100% учащихся 78% читают произведения с большим количеством иллюстраций. Издания в таком формате нравятся 75% опрошенным. В анкете учащиеся оставили свои комментарии о том, что именно нравится в данных книгах. И анализируя их ответы я заметила, что хоть и были учащиеся из разных классов (с 5 по 7 класс) но отзывы примерно были схожи. Приведу примеры комментариев, которые наиболее точно отразили мысли учеников в каждом классе (Приложение 9.).

Комментарии подтверждают, что у учеников средней школы преобладает визуальное восприятие информации, поэтому они предпочитают книги с большим количеством иллюстраций.

В старшей школе мною было опрошено 64 человека (Приложение 8.). Из проведенного анкетирования можно сказать, что большинство старшеклассников 64% (41 человек) предпочитают посмотреть фильм по художественному произведению, а не прочесть книгу. 66% (42 человека) опрошенных сообщили, что иногда смотрят экранизации произведений, заданных по школьной программе и 9 % (6 человек) делают это регулярно. И лишь 25% (16 человек) никогда не приходилось смотреть фильм вместо прочтения книги, заданной по школьной программе.

Из анкетирования можно сделать вывод, что старшеклассники придают большую роль визуальному восприятию книги. Об этом говорит тот факт, что 75% (48 человек) опрошенных считают иллюстрацию помощником в понимание произведения. Соответственно эта цифра характеризует предпочтения в выборе книг этой возрастной категории, так как 69% (44 человека) опрошенных читают книги в визуализированном формате и 66% (42 человека) старшеклассников относятся к ним положительно. Из этих 69% с комиксами знакомы 44 % (28 человек), 17% (11 человек) читали графические романы, а виммельбухи 8% (5 человек). Оказались незнакомы с книгами в таком формате 31% (20 человек) респондентов.

Подтверждает мой вывод о том, что наличие большого количества иллюстраций имеет большое значение для подростков этой возрастной категории комментарии которые, оставили школьники в анкете (Приложение 10.).

Итоги анкетирования помогают понять, что подростки разных возрастных категорий читают художественную и заданную по школьной программе литературу. Но также мы можем заметить, что с каждым классом количество прочитанных книг становится всё меньше и всё чаще школьники отдают предпочтение просмотру экранизаций произведений. При этом в любом возрасте подростки придают иллюстрации очень большое значение в понимании сюжета книг. Большинство опрошенных во всех возрастных категориях отдают предпочтения визуализированным изданиям, в первую очередь комиксам и графическим романам.

Рекомендации «Формы работы для развития интереса к чтению»

Проведя интервьюирование работников библиотеки, продавцов магазинов и издательств, а также анкетирование школьников разной возрастной категории, я могу сделать вывод, что на сегодняшний день в чтении подростков происходят очень большие перемены. Об этом говорилось и на онлайн-конференции «Смотрю в книгу» (1–3 февраля 2022 г.), где выступали с докладами представители издательств, писатели и иллюстраторы. Все они говорили об одном и том же: современным детям необходимы визуальные образы для лучшего понимания текста.

Проведённое исследование, а также анализ полученных результатов позволили мне не только сделать выводы, но и создать следующие рекомендации, как «приблизить» художественное произведение к школьникам:

1. Считаю необходимым знакомить подростков с книгами классической литературы, выпускаемыми издательствами в новом, более визуализированном формате. То есть задача преподавателей, библиотекарей и продавцов книжных магазинов не только предлагать для чтения произведения, а именно показывать, какие есть книги в более иллюстрированном формате – комикс, графический роман. Данным произведениям характерна сжатость для динамизма сюжета. Они намного лучше усваиваются подростками и пробуждают интерес к классической литературе. Так классика переходит на новый, современный лад.

2. Чаще использовать мультимедийный способ привлечения к чтению – создание буктрейлеров. Их можно оформить, например: в виде мультфильма по произведению; ряда слайдов с иллюстрациями, фотографиями и цитатами; мини фильма. Цель данного способа - рассказать о книге, заинтриговать читателя, создать мотивацию к прочтению.

3. Следующим способом развития интереса к чтению считаю возможным предложить – написание и иллюстрирования фанфикшенов по произведению. Написание фанфиков довольно популярное занятие у подростков. Мои сверстники пишут фанфикшены по понравившимся книгам, фильмам и подбирают или сами рисуют иллюстрации к ним. Обычно фанфики являются либо предысторией, либо продолжением истории, а также могут быть письмами персонажам. Это направление можно использовать как альтернативу сочинениям по литературным произведениям. То есть фанфикшены могут стать творческой работой школьников с текстом, в процессе которой должно произойти более глубокое погружение в произведение и вызвать стремление самому придумать дальнейшее развитие сюжета книги и сделать, по возможности, собственные иллюстрации к тексту.

4. Еще одним способ формирования интереса к чтению - создание лэпбуков. Данная техника подразумевает создание интерактивной папки, сделанной самим учеником с кармашками, подвижными деталями и вкладышами, содержащая материалы по определенной теме. Это прекрасный метод выполнения работы, в ходе которой школьник закрепит пройденный материал, сможет более глубокого вникнуть в произведение, легче детализирует и систематизирует полученную информацию, а дальнейшее применение папки позволит быстро вспомнить пройденный материал, даты и события.

5. Следующий способ развития интереса к чтению – итнфографика. Это способ представление сложной и большой по объёму информации при помощи понятных, компактных и интересных образов. Предполагается что инфографика будет способствовать более лёгкому усваиванию произведения при помощи визуализации текста (графики, схемы, диаграммы и рисунки). Данная техника может представлять вид тайм-лайна (хронология биографии и событий в произведении). Также инфографика может иметь вид интеллект карты – способ представления информации в форме графической карты.

Я считаю, что эти рекомендации могут помочь приблизить литературные произведения к подросткам и показать, что классическая литература тоже может быть интересной и увлекательной для современного читателя. Но необходимо помнить, что главную роль в знакомстве подростков с книгой должен играть не один человек, а совокупность действий со стороны родителей, учителей, издательств, работников библиотек и продавцов книжных магазинов, а также желание школьников узнавать что-то новое. Вот такие совместные усилия и помогут «приблизить» художественное произведение к школьникам.

Заключение

Свою исследовательскую работу я посвятила изучению способов и техник визуализации книг, для того чтобы понять, что может способствовать развитию интереса к чтению у школьников.

Все поставленные мною задачи в проекте были решены: я собрала информацию о визуализации в книгах, изучила способы и техники визуализации, которые используют современные книжные издательства; провела интервьюирование библиотекарей Центральной детской библиотеки, продавцов книжных магазинов и книжных издательств; провела анкетирование сверстников; предложила формы работы для развития интереса к чтению. Цель проекта достигнута, гипотеза подтверждена. Делаем вывод, что из-за стремительного роста визуального восприятия информации школьникам всё труднее понимать и анализировать классическую литературу, в которой преобладает текст. Сегодня они читают произведения, не вдумываясь. Книга для школьников перестала быть основным источником информации, а смысл прочитанного в ней воспринимается очень тяжело. Это подтверждается результатом анкетирования учащихся. В опросе прияло участие 239 учеников (1 – 11 классы). Из комментариев школьников мы видим, что у них действительно преобладает визуальное восприятие информации, поэтому они предпочитают книги с большим количеством иллюстраций. Аргументируя свой выбор тем, что рисунки помогают лучше усвоить и понять главную мысль, представить главных героев произведения.

На сегодняшний день в чтении подростков происходят очень большие перемены, которые, хотят взрослые того или нет, опираются на новейшие информационные технологии. Мы, современные дети поколения «Z», не становимся менее сообразительными или даже глупыми. Мы просто родились и растем в эпоху динамично развивающихся технологий, впитывая и приспосабливаясь ко всем происходящим изменениям. К сожалению, при этом происходят потери определенных навыков, которые были хорошо развиты у предыдущих поколений. Но надо также отметить, что мои сверстники благодаря иному типу восприятия и культуры мышления, приобрели и новые способности, ориентированные на нетекстовую, образную информацию, позволяющие быстро переключаться между различными источниками информации и усваивать её.

Я уверена, значимость моей работы состоит в том, что она смогла показать, наличие проблем у моих сверстников с восприятием и анализом классических и художественных произведений. Но вместе с тем я предложила способы, как развить интерес к чтению у школьников и смогла показать какая работа над этим вопросом проводится библиотекарями, книжными магазинами и издательствами. Самым эффективным, на мой взгляд, будут лишь совместные усилия по адаптации к новым возможностям, движение взрослых и школьников друг к другу. В противном случае из-за роста темпов изменений, разрыв между подростками и книгой может стать необратимым. Хочу пожелать родителям прислушаться к интересам детей и выбирать для них книги не только из своего читательского опыта, а ребятам всегда стремится узнавать что-то новое и помнить, книга может помочь найти ответы на многие вопросы, а такая поддержка незаменима для каждого человека. Библиотекарям и учителям я хотела бы пожелать всегда стараться идти в ногу со временем и находить новые креативные способы знакомства школьников с произведениями.

Список литературы

1. Аскарова В.Я. Чтение. XXI век: коллективная монография // Челяб. гос. акад. Культуры и искусств. – Челябинск, 2014. – 310 с.

2. Афанасьев В. Примечания разные нужны, примечания разные важны… // Publish. 2002. – www.Publish.ru.

3. Бакулина Н.А. Современные тенденции иллюстрирования художественной литературы/ Н.А. Бакулина, Т.В. Трынова. – Текст: непосредственный // Культурология и искусствоведение: материалы IV Междунар. науч. конф. (г.Казань, 2018 г.). – Казань: Молодой ученый, 2018. – С. 25-28. – URL: https://moluch.ru- conf/artcult/archive/292/14343.

4. Болбаков Р.Г. Мультимедийные образовательные технологии // Управление образованием: теория и практика. 2015.№1 (17).

5. Ворошилова С. Смерть, телесность и гендер вместо «Денискиных рассказов»: что происходит с детской литературой сегодня // НОЖ. 2020.

7. Доброскок Н.Е. Традиции и современные тенденции в развитии книжной иллюстрации в России // Молодой ученый. 2015. №21 (101)

8. Жукова Т.Н. Роль визуализации в школьном образовании // Санкт- Петербургский образовательный вестник. 2016. №1.

9. Козлова А.Ю. Иллюстрирование художественных произведений как средство активации интереса и понимания читающих / А.Ю. Козлова, О.А. Белова. – Текст: непосредственный//Юный ученый. – 2021. - №3 (44). – С. 95-98. – URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2365.

10. Кунин А.И. Комикс в России // Библиография.2013. №4. С. 45-55

11. Миронов В.В. Письменность и книгопечатание как фундамент классической культуры // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. № 1.

12. Попова Т.И., Колесова Д.В. Визуализация информации как тенденция развития современного текста // Медиалингвистика. 2015.

13. Поспелов А. Книжная миниатюра древней Руси // Православие. 2009. - www.Pravoslavie.ru.

14. Ратовски Н. Профессия – иллюстратор. – М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2019. – 336 с.

15. Романичева Е.С. Асонова Е.А. Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное. – М.: Совпадение, 2016. – 200 с.

16. Ромашина Е.Ю. Взаимосвязи текста и визуального ряда в российских школьных учебниках рубежа XIX – XX в. в. // Проблемы образования. 2004. №6. - http://www.pmedu.ru.

17. Материалы Онлайн конференция «Смотрю в книгу», М. 1–3 февраля 2022. - http://bookconf.ru/smotry_v_knigy

Приложение 1.

Интервью работников Центральной детской и юношеской библиотеки

Здравствуйте, уважаемая Бучасова Светлана Юрьевна!

Меня зовут Пак Ульяна. Я ученица 6 класса школы №9 города Находки. Работаю над темой исследовательского проекта «Визуализация как способ развития интереса к чтению у детей». Для более полного исследования мне очень важно Ваше мнение. Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов по данной теме.

1. В настоящее время дети в основном являются визуалами, то есть им интереснее один раз увидеть, чем прочесть. Учитывает ли это библиотека при приобретении новых книг?

2. Появляются ли в библиотечном фонде произведения таких жанров, как комиксы, графические романы, виммельбухи?

3. В эпоху визуализации, чтобы привлечь читателей, изменяются ли способы работы библиотеки?

4. Книги для ребенка выбирают родители или сами дети? С какого возраста, чаще всего, дети начинают уже самостоятельно выбирать книги?

5. Какие книги популярны среди подростков младшего, среднего и старшего возраста?

6. Как вы считаете, подростки сейчас интересуются и читают книги больше или меньше?

Начала я интервью с вопроса: «В настоящее время дети в основном являются визуалами, то есть им интереснее один раз увидеть, чем прочесть. Учитывает ли это библиотека при приобретении новых книг?» Светлана Юрьевна сказала, что, действительно, у детей сейчас развито визуальное восприятие. Поэтому библиотека обязательно учитывает это при приобретении новых книг. Так, для дошкольников и младших школьников приобретаются очень качественные иллюстрированные издания. А также в библиотеке создали подборку книг с иллюстрациями в «3- D» формате, книги с очками в «3-D» формате, периодические издания с QR-кодами и комиксами.

На вопрос «Появляются ли в библиотечном фонде произведения таких жанров, как комиксы, графические романы, виммельбухи?» Мне рассказали, что уже приобрели несколько книг в этом формате. И планируется дальнейшее приобретение книг такого формата.

Библиотека постоянно ищет новые способы привлечь читателей: периодически проводятся различные мероприятия, которые сопровождаются презентациями, видео роликами и звукозаписями; работниками библиотеки разыгрываются театральные постановки по произведениям.

«Книги для ребенка выбирают родители или сами дети? С какого возраста, чаще всего, дети начинают уже самостоятельно выбирать книги?» Мне ответили, что младшим школьникам чаще всего выбирают книги родители. Они делают выбор, исходя из школьной программы и произведений своего детства. Школьники среднего и старшего подросткового возраста самостоятельно делают выбор книг. При этом если подросток много читает, то он знает, какую книгу хочет взять. Но есть и такие школьники, которые мало читают, в основном, произведения школьной программы, им иногда приходится очень сложно сделать выбор. Тогда работник библиотеки помогает подобрать книгу по интересам.

Выбор книг школьников младшего и среднего возраста составляет:

50% - классическая литература, заданная по школьной программе;

30% - фантастические романы и фэнтези;

20% - научно популярная литература.

У старшеклассников 60% выбираемых книг составляет классическая литература, которую задают в школе. В 40% входят книги современной художественной литературы, справочные материалы и фантастические романы.

В заключении я задала вопрос «Как вы считаете , подростки сейчас интересуются и читают книги больше или меньше?» Светлана Юрьевна сказала, что подростки в последние несколько лет стали больше читать и интересоваться книгами. Одной из возможных причин было названо то, что в последние время вышло очень много книг российских и зарубежных авторов в жанре фэнтези и фантастики, комиксов именно для подростков.

Приложение 2.

Интервью продавцов книжных магазинов

Здравствуйте, уважаемые продавцы магазина «… »!

Меня зовут Пак Ульяна. Я ученица 6 класса школы №9 города Находки. Работаю над темой исследовательского проекта «Визуализация как способ развития интереса к чтению у детей». Для более полного исследования мне очень важно Ваше мнение. Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов по данной теме.

1. Книги для ребенка выбирают родители или сами дети? С какого возраста, чаще всего, дети начинают уже самостоятельно выбирать книги?

2. Какие именно книги предпочитают покупать подростки?

3. Как вы считаете, подростки сейчас интересуются и читают книги больше или меньше?

Своё интервью я начала с вопроса «На сегодняшний день книги для ребенка выбирают родители или сами дети?» Во всех книжных магазинах мне сказали, что для младших школьников книги покупают чаще родители либо сами, либо с детьми. Школьники среднего и старшего подросткового возраста уже самостоятельно выбирают книги.

Так же меня заинтересовало, какие именно книги предпочитают покупать подростки. Для младших школьников 40% спроса у родителей составляют издания авторов, которые они читали сами в детстве, а 60% - книги, рекомендуемые учителями по программе. О предпочтениях школьников средней и старшей школы продавцы в магазинах примерно тоже сошлись в ответах. Я рассчитала средние показатели спроса на книги, и вот что у меня получилось. Классическая литература в спросе стоит на первом месте – 45%. Ею интересуются и покупают. На втором месте 35 % спроса составляют фэнтезийные романы. На третьем месте 20 % спроса занимают набирающее всё большую популярность комиксы и графические романы, по мотивам которых сняты популярным среди молодежи блокбастеры.

На мой вопрос «Всегда ли подростки активно интересовались и покупали книги?» в магазинах «Светоч» и «Книжный дом» продавцы отметили, что такая тенденция наблюдается последние два года. Еще пару лет назад подростки средней и старшей школы практически не интересовались книгами. Их спрос составляли лишь книги, заданные по школьной программе.

Приложение 3.

Вопросы интервью книжных издательств

Здравствуйте, уважаемое издательство «…»!

Меня зовут Пак Ульяна. Я ученица 6 класса школы №9 города Находки. Работаю над темой исследовательского проекта «Визуализация как способ развития интереса к чтению у детей». Для более полного исследования мне очень важно Ваше мнение. Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов по данной теме.

1. На сегодняшний день, при издании детских и подростковых книг учитывается ли то, что преобладающим способом восприятия информации детьми и подростками является визуализация?

2.Появились ли в детской и подростковой литературе новые жанры и формы, связанные с активным развитием визуализации?

3. Меняются ли формат подачи классической литературы, делается он более визуализированным, для школьников?

4. Почему становится всё больше иллюстрированных изданий?

5. Как вы считаете, книги-картинки становятся востребованными?

6. Несёт ли иллюстрация какую-либо смысловую нагрузку?

Приложение 4.

Анкета для младших классов (1 – 4 классы)

1. Как вы считаете, интереснее прочитать книгу или посмотреть фильм по произведению?

А. Интереснее прочитать книгу.

Б. Интереснее посмотреть фильм.

2. Как вы считаете, иллюстрации помогают сделать книгу интересней?

А. Да, иллюстрация делает книгу интереснее.

Б. Нет, иллюстрация не помогает.

3. Читали ли вы, когда-нибудь, комиксы или виммельбухи (книги в которых совсем нет текста, а вся история рассказывается иллюстрациями).

А. Да, я читал(а) комиксы.

Б. Да, я читал(а) виммельбух.

В. Нет, ничего из этого мне незнакомо.

4. Если вам приходилось читать комикс или виммельбух, какое впечатление у вас сложилось о произведения?

А. Произведение понравилось.

Б. Произведение не понравилось.

Приложение 5.

Анкета для подростков средней и старшей школы

1. Что вы предпочитаете прочитать книгу или посмотреть фильм по произведению?

А. Предпочитаю прочитать книгу.

Б. Предпочитаю посмотреть фильм.

2. Приходилось ли вам вместо чтения книги из школьной программы смотреть ее экранизацию?

А. Да, регулярно.

Б. Да, иногда.

В. Нет, не приходилось.

3. Как вы считаете было бы проще понять произведение если бы в книге было больше иллюстраций?

А. Да, иллюстрация значительно облегчает понимание текста.

Б. Нет, иллюстрация не может помочь понять произведение.

4. Приходилось ли вам читать произведения в жанре комикс, графический роман или виммельбух (издание в формате совсем без текста, весь сюжет раскрывается читателю через иллюстрации). Ответов может быть несколько.

А. Да, я читал(а) комикс.

Б. Да, я читал(а) графический роман.

В. Да, я читал(а) виммельбух.

Г. Нет, ничего из перечисленного мне не знакомо.

5. Если вам приходилось читать комикс, или виммельбух, какое впечатление у вас сложилось о произведения?

А. Произведение понравилось.

Б. Произведение не понравилось.

6. Чем вам понравилось или не понравилось данное произведение? (Напишите пожалуйста ответ) _______________________________________________________________________

Приложение 6.

Результаты анкетирования учеников младших классов

( 1 – 4 классы)

Приложение 7.

Результаты анкетирования учеников средней школы

( 5 – 7 классы)

Приложение 8.

Результаты анкетирования учеников старшей школы

( 9 – 11 классы)

9 – 11 классы)

Приложение 9.

Примеры комментариев, которые наиболее точно отразили мысли учеников средней школы

«В комиксах необычные рисунки. Было интересно читать», «Мне нравится читать комиксы, потому что в них много картинок».

Это были комментарии учеников 5 класса.

А вот как ответили учащиеся 6 классов: «В комиксе легко понять главную мысль по картинкам», «Книга понравилась из-за большого количества иллюстраций», «Произведение очень быстрое и понятное в прочтении», «В графическом романе проще понять текст».

Седьмые классы также оставили комментарии: «В комиксах через иллюстрации очень хорошо отражена главная мысль», «Картинки объясняют весь сюжет», «Комиксы яркие, понятные и запоминающиеся», «Комиксы легко читать, легко усваивать».

Приложение 10.

Пример примеры комментариев, которые наиболее точно отразили мысли учеников старшей школы

Отзывы учеников 9 класса: «Красивые иллюстрации и захватывающий сюжет», «Понравилась сама необходимость того, что можно не только читать текст, но и понимать его через картинки», «Картинки больше помогают восприятию сюжета».

А вот какие комментарии о произведениях оставили в 10 классе: «Книга понравилась легкостью понимания сюжета», «Иллюстрации приумножают впечатления и чувства», «Наличие иллюстраций помогает лучше погрузиться в текст».

11 класс также написал свои отзывы: «Интересный и захватывающий сюжет. С помощью визуализации всё происходящее понятно», «Текст идёт в дополнение к динамичной картинке», «В историческом произведении очень хорошо передавалась необходимая атмосфера черезиллюстрацию».

Просмотров работы: 18