Пишу так, как слышу

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Пишу так, как слышу

Акимова А.А. 1
1МБОУ "Гимназия №41"
Илясова Я.С. 1
1МБОУ "Гимназия №41"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково.

Актуальность темы: Влияние разговорной речи оказывает большое влияние на письменную. Особенно это заметно при написание диктантов, где очень сильно влияет восприятие информации на слух. В связи с этим возникает проблема, что большая часть младших школьников пишет, как и слышит. Это может привести к проблеме низкой успеваемости по русскому языку и чтению. Наш класс не стал исключением. Как и другие ребята мы совершаем ошибки при написании слов: «мы пишем, как и слышим». Самые частые ошибки: пропускание мягкого знака или, наоборот, приписывание ненужного: «морков», «кошька»; смягчение согласных там, где этого не нужно: «пю» вместо «пью»; или же неправильная постановка ударения в словах, не все его слышат.

Мне стало известно, что ошибки такого рода связаны с плохим фонематическим слухом. И прочитав в интернете, что такое фонематический слух, и что можно его развить. Я предложила своим одноклассникам поучаствовать в эксперименте, который был направлен на улучшение фонематических навыков.

Цель работы: изучение значения и влияние фонематического слуха младших школьников на письменную речь.

Для достижения цели поставили следующие задачи:

Определить понятие «фонематический слух»;

Подобрать упражнения для развития фонематического слуха младших школьников;

Провести экспериментальную работу для развития фонематического слуха младших школьников;

Проанализировать результаты экспериментального исследования фонематического слуха у младших школьников и сделать выводы.

Объектом исследования является фонематический слух младших школьников.

Гипотеза: развитие фонематического слуха способствует улучшению грамотной письменной речи.

В качестве основных методов исследования применялись: поиск и изучение имеющихся сведений, наблюдение, сравнение, беседа, эксперимент, анализ литературы, анализ результатов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранные упражнения можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения для развития фонематического слуха.

Экспериментальная база: МБОУ «Гимназия № 41» им. Г. И. Красильникова, г. Кемерово, р-н Центральный, пр-т Ленина, д. 62Б. В экспериментальной работе приняли участие 28 обучающихся 2 класса «А».

1. Что такое фонематический слух

Фонематический слух—это умение слышать и различать звуки родного языка.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

узнавать наличие данного звука в слове;

различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем БАНКА-КАБАН, НОС-СОН.

различать слова, отличающиеся только одной фонемой СЫР – СОР, БОЧКА – ПОЧКА.

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции.

Навык чтения формируется только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Если мы хотим, усвоить письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучиться звуковому анализу и синтезу.

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух никак не равен физиологическому. Он связан с речью и способностью человека различать фонемы. Фонематический слух необходим, чтобы понимать смысл сказанного. Так если ребенок начинает искажать звуки, заменять или пропускать их, нужно присмотреться к проблеме внимательнее. В будущем это может повлиять на качество обучения.

Как следствие: возникают трудности на уроках чтения и письма, а затем и на всех остальных уроках. Неуспеваемость в учебе негативно влияет на самооценку: в подсознании закрепляется позиция аутсайдера. Развитием фонематического слуха важно начать заниматься еще в раннем детстве. С малышом нужно говорить нормально: без сюсюканий и коверканья слов. Полезно читать вслух простые стишки, сказки и чистоговорки.

Очевидна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Если фонематический слух развивать планомерно, дети будут гораздо лучше ориентироваться в окончаниях, приставках и однокоренных словах. Развитый фонематический слух позволит владеть голосом — говорить громче или тише, замедлять или ускорять речь, выделять смысловое ударение.

Если понимание обращенной речи нарушено, ребенок может разбирать интонации, различать музыку, но при этом не понимать человеческую речь. Нарушение фонематического слуха у детей проявляется в следующем:

неправильно произносятся отдельные звуки: звонкие заменяются глухими, а шипящие - свистящими («клартира», «каряндаш»);

пропускает или меняет местами буквы в словах («маниша» вместо машины);

смягчает согласные там, где этого не нужно: «пю» вместо «пью»;

неправильная постановка ударения в словах.

Фонематические нарушения со временем могут спровоцировать дислалию (нарушение звукопроизношения, выраженное в искажении, замещении, отсутствии, замене звуков устной речи при сохранении словарного запаса, нормального слуха у ребенка).

2. Экспериментальная работа по развитию фонематического слуха

Экспериментальная работа состояла из трех этапов.

На первом этапе мы выявили, насколько развит фонематический слух младших школьников, второго класса, вовремя, которого была проведена диагностика и получены предварительные результаты. На втором провели программу развития фонематического слуха младших школьников. Были подобраны и проведены упражнения для развития фонематического слуха. На третьем проверили, как влияет данная программа на развитие фонематического слуха младших школьников. Была проведена повторная диагностика, использовавшаяся во время первого этапа.

Было проведено обследование развития фонематического восприятия у второклассников. В эксперименте приняли участие 28 детей в возрасте 8-9 лет.

В нашем эксперименте были использованы задания авторов методик Т.Б. Филичевой. Г.В. Чиркиной, С.Е. Большаковой, Т.А. Ткаченко.

Результаты выполнения заданий фиксировались, а итоги представлены в таблице. Данная методика была использована дважды в октябре и в декабре 2021 года, что позволило нам сравнить результаты до проведения упражнений для развития фонематических способностей.

Методика обследования состояла из 5 заданий. Задания предъявлялись в устной форме (Приложение 1).

Цель всех заданий: выявить состояние фонематического восприятия у детей.

Проводя количественный анализ результатов исследования, за выполнение каждого задания начисляли определённое количество баллов.

Подобный способ оформления позволяет не только зафиксировать результат, но и проследить динамику развития ребёнка в результате проведения эксперимента.

Результаты предварительной диагностики (Приложение 2).

С заданием №1 справились 57% учащихся, соответственно не справились % учеников.

В задании № 2 не допустили ошибки 64% младших школьников, у 36% задание вызвало затруднение.

Верно выполнили задание № 3 68% обучающихся, допустили ошибки – 32%.

При выполнении задания № 4 43% учащихся допустили ошибки.

С заданием №5 справились 68% учеников, соответственно не выполнили задание 32%.

Анализ полученных данных говорит о том, что у большей половины учащихся фонематический слух развит хорошо, но результаты указывают на необходимость дополнительной работы по развитию этой функции. В течение исследования выяснилось, что учащиеся больше всего затрудняются в выполнении упражнений с шипящими согласными, опираются на буквенный образ слова, поэтому мы формирующий эксперимент построили таким образом, чтобы решить возникшие у школьников пробелы.

В связи с этим мы подобрали некоторые упражнения, благодаря, которым можно развивать фонематический слух. Я проводила по 2-3 упражнения во время уроков литературного чтения 3 раза в неделю, в течение двух месяцев (Приложение №3). Также я предлагала повторять данные упражнения дома, чтобы закрепить материал.

В конце декабря мы провели повторную диагностику, в которой использовали такие же задания, как и в начале исследования. Были использованы задания авторов методик Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Е. Большаковой, Т.А. Ткаченко. После чего были получены следующие результаты:

С заданием №1 справились 85% учащихся, соответственно не справились 15% учеников.

В задании № 2 не допустили ошибки 76% младших школьников, у 24% задание вызвало затруднение.

Верно выполнили задание № 3 89% обучающихся, допустили ошибки – 11%.

При выполнении задания № 4 28% учащихся допустили ошибки.

С заданием №5 справились 93% учеников, соответственно не выполнили задание 7%.

Анализируя полученные результаты и сравнивая их с предыдущими, можно сделать вывод, что уровень развития фонематического слуха у учащихся стал выше. Пробелы, которые были выявлены в ходе первой диагностики стали менее заметны. Следовательно, мы можем сделать вывод, что наши занятия по развитию фонематического слуха были полезными, а упражнения были подобраны, верно.

Заключение

Под фонематическим слухом – основным компонентом восприятия речи– понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”а” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, учитель должен тщательно продумывать, как эффективно и доступно довести учебный материал до каждого ученика.

Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза подтвердилась – в этом я убедилась, проводя наблюдения. По мере приближения нашего исследования к завершению я все больше убеждалась, что фонематический слух можно и нужно развивать. Его можно развивать, самостоятельно занимая в день всего 10 – 20 минут.

Исследовать данную тему было очень интересно и познавательно. Я открыла насколько важно развивать фонематический слух ребят моего возраста. Как он влияет на работы связанные с восприятием информации на слух, например, диктант. Ребята стали лучше слышать звуки и перестали их путать, а итоговый диктант за 2 четверть для них оказался легче, грамматических ошибок стало меньше.

В результате своих исследований сделаны следующие выводы: что развитие фонематического слуха возможно, используя несколько несложных упражнений. И что уровень грамотной письменной речи также может зависеть от его развития.

Список используемых источников

1. Богатырева, А. В. Развиваем фонематический слух у детей / А. В. Богатырева, Е.В. Пикина.— [Текст]:непосредственный//Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 25-27

2. Жовницкая О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников —[Текст]: // Начальная школа. – 2001. – №11. – С. 41-46.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. —[Текст]: // Дидактический материал по коррекции письменной речи. - М. Книголюб. - 2008г. – С.14-18

4. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика.– М.—[Текст]: //Высшая школа,1979.–254с.

Приложение №1

Задания первого этапа эксперимента

Задание 1. «Поймай звук».

Инструкция:

а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук[м].

Материал: ряд звуков: м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.

б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м».

Материал: ряд слогов: ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.

в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м».

Материал: ряд слов: мама, кот мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.

Критерии оценки:

1. Правильное выделение звука в ряду звуков–1 балл.

2. Правильное выделение звука в ряду слогов–1 балл.

3. Правильное выделение звука в ряду слов–1 балл.

4. Ошибки при выполнении данного подпункта–0 баллов.

Ошибкой считался пропуск элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.

Результаты выполнения всех заданий суммируются.

Задание 2.«Покажи картинку».

Материал: картинки с изображением пары предметов (коса–коза, ежата – мышата, бочка– почка, дочка– точка, вата – фата, рак–мак, чёлка – щёлка). Инструкция: посмотри, это бочка, это почка (педагог показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка. Покажи, где почка. Покажи, где почка.

Критерии оценки:

1. Правильное выполнение всего задания–1 балл.

2. Не более 3 ошибок–0,5 балла.

3. Более 3 ошибок–0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки, несоответствующей названному слову.

Задание 3. «Повтори, как я скажу».

Инструкция: Послушай. Повтори также.

аиу па–бата–да–тапух–мех–мох

иоу да–тага–ка–гакот–год–ход

уои ва–вяха–ка–кадом–дам–дым

ауи ога–кана–ма-мабак–бык–бок

оуи аха–кама–мя–макопка–кепка-папка

Критерии оценки:

1. Правильное повторение всех рядов–1 балл.

2. Частичное выполнение задания–0,5 балла.

3. Ошибки при повторении всех рядов–0 баллов.

Ошибкой считалось изменение последовательности и количества элементов в ряду, перестановка и замена звуков, слогов, слов.

Задание 4.«Внимательные ушки».

Цель: выявить состояние фонематического восприятия.

Материал: 4 предметные картинки с изображением груши, шапки, раскладушки, сушки.

Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно.

Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.

Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.

Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.

Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.

Критерии оценки:

Правильное выполнение всех заданий – 1 балл.

Ошибки при показе одной–двух картинок–0,5 балла.

Ошибки при показе более двух картинок – 0 баллов.

Ошибкой считался показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова

Задание 5.«Найди ошибку».

Инструкция: Послушай. Правильно ли я сейчас сказала?

1.У Марины болит суп, а в тарелке вкусный зуб.

У Марины болит зуб, а в тарелке вкусный суп.

2.На лугу пасутся козы, выросли на клумбе розы.

На лугу пасутся розы, выросли на клумбе козы.

3.На столе с салатом мышка, в своей норке сидит миска.

На столе с салатом миска, в своей норке сидит мышка.

Критерии оценки:

Правильное определение всех текстов с ошибками –1 балл.

Правильное определение 1-2 текстов с ошибками–0,5 балла.

Другие варианты – 0 баллов.

Приложение №2

Результаты предварительной диагностики

Задание

Количество детей, справившихся с заданием до проведения эксперимента, (%)

«Поймай звук»

57%

«Покажи картинку»

64%

«Повтори, как я скажу»

68%

«Внимательные ушки»

57%

«Найди ошибку»

68%

Приложение №3

Упражнения для развития фонематического слуха

Упражнение 1«Где стучали?». Дети сидят с закрытыми глазами, а педагог или ведущий стучит чем – нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук.

Упражнение 2 «Цепочки слов». Эта игра заключается в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз.

Упражнение 3 «Поймай нужный звук хлопком». Педагог просит ребенка услышав заданный звук хлопнуть в ладоши. Например: слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. То же с любыми другими звуками: Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Упражнение 4 «Угадай слово». Педагог произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных. Например: с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с, р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а.

Упражнение 5 «Произнести по порядку все звуки в слове». Педагог произносит слово, а ребенок по порядку называет все звуки в данном слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м.

Упражнение 6 «Живая азбука». Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

Упражнение 7 «Тихо - громко» Мы катались по горам, пели тут и пели там. Пропевание заданного звука по демонстрации. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется.

Упражнение 8 «Найди слова в слове». На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезанной азбуке и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

Приложение №4

Результаты повторной диагностики

Задание

Количество детей, справившихся с заданием до проведения эксперимента, (%)

«Поймай звук»

85%

«Покажи картинку»

76%

«Повтори, как я скажу»

89%

«Внимательные ушки»

72%

«Найди ошибку»

93%

Просмотров работы: 16