Быт и нравы русского дворянства 19 века по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Быт и нравы русского дворянства 19 века по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"

Савина А.С. 1
1МБОУ "СОШ №3 г. Тосно"
Иванова С.Л. 1
1МБОУ "СОШ №3 г. Тосно"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Чтобы понимать смысл поведения живых людей и

литературных героев прошлого, необходимо знать

их культуру: их простую, обычную жизнь, их

привычки, представления о мире…

Лотман Ю.М.

Большое значение в развитии русской национальной культуры и духовной жизни, в развитии общественной мысли и осознании окружающей действительности всегда имела литература. XIX столетие часто называют золотым веком русской истории, русской культуры и русской литературы.

Благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, русская литература стала одной из величайших литератур мира.

Тема «Быт и нравы русского дворянства XIX века» очень обширна и интересна. Произведения А.С. Пушкина знакомят нас с историей нашей страны и позволяют нам прочувствовать, понять атмосферу того далекого от нас времени.

Цель проекта: рассмотреть быт и нравы русского дворянства первой половины XIX века на примере произведения А.С.Пушкина "Дубровский"

Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:

1. Изучить историческую литературу по предмету проектной работы.

2. Познакомиться с бытом, традициями и культурой дворянства первой половины XIX века.

3. Ознакомиться с миром русской усадьбы и её устройством, изучить прототипы барских усадеб в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

4. Сделать выводы об актуальности темы для современного человека.

5. Создать презентацию проектной работы.

6. Выступить с докладом и познакомить учащихся нашей школы с предметом проектной работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. БЫТ И НРАВЫ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА XIX ВЕКА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.С.ПУШКИНА

«ДУБРОВСКИЙ»

1. Что такое дворянство?

«Что такое дворянство? Потомственное сословие народа высшее, то есть награжденное большими преимуществами касательно собственности и частной свободы».

А.С. Пушкин

Русское дворянство – сословие, которое возникло в XII веке на Руси. В то время дворянин — это воин, нередко военачальник. Затем, изменяясь, дворянство продолжило существовать в Русском Царстве и в Русской Империи. С XIV века дворяне стали получать за службу землю: появился класс землевладельцев — помещиков. В первой половине XIX в. дворянство оставалось наивысшим привилегированным сословием.

1.2. Деление дворянства

Несмотря на то что дворянство - это единое сословие, оно разделялось по происхождению и по количеству доходов.

По происхождению дворянство разделялось на:

1. Титулованное. К нему относились графы, бароны, князья.

2. Древнее. Это были представители, предки которых получили такое звание более 100 лет назад.

3. Данное государем.

4. Полученное за заслуги на военной или гражданской службе.

5. Иностранное. Имелись в виду дворяне, получившие это звание за границей и перешедшие на российскую службу.

6. Личное дворянство.

А по количеству доходов на такие разряды как:

1. Низший. К нему относились дворяне, которые имели до 20 крепостных.

2. Средний. Количество крепостных составляло от 21 до 100 человек.

3. Высший. Такие представители сословия имели более 100 крепостных, а уровень их доходов составлял 400-750 рублей. [5]

1.3. Воспитание и образование детей - дворян

Дворянские дети воспитывались согласно идеологии: «Кому много дано, с того много и спросится». Другими словами, своих отпрысков дворяне ориентировали на то, что их положение в обществе обязывает быть образцом нравственности. [1, стр. 74]

Проживали дворянские дети отдельно от родителей. Их спальни находились в другой части дома, как можно дальше от кабинета отца, чтобы не отвлекать того от работы. Детей держали в строгости, показывая, что это они созданы для родителей, а не наоборот.

Основным девизом дворянского воспитания было: «Любить Отечество свое и верою ему служить». И касалось это не только мальчиков, но и благородных девиц. Юные дворяне с малых лет проходили серьезную физическую подготовку, которая воспитывала в них силу и выносливость. Девочки же должны были следить за осанкой и фигурой, что считалось залогом здоровья. В семейной жизни дворянки должны были уметь вести хозяйство и поддерживать уют в доме. [2, стр. 101]

Главной в жизни дворянина была государственная служба, довольно часто военная. В Царскосельском лицее общеобразовательные занятия чередовались с физическими упражнениями. Помимо разнообразных наук, мальчиков обучали фехтованию, верховой езде, гребле и плаванью.

Образование и воспитание  дворянских детей так же, как и жизнь их родителей, зависело от многих причин и прежде всего от имущественного состояния семьи, знатности и, наконец, пола ребенка. Мальчики в большинстве случаев обучались или домашними учителями, или в военно-учебных заведениях. Некоторая часть училась в частных пансионах. Сыновья особо знатных семей имели возможность поступить в привилегированные закрытые заведения - Пажеский корпус и Царскосельский лицей в Петербурге, Ришельевский лицей – в Одессе.

Девочки могли учиться дома или в закрытых институтах благородных девиц: в Петербурге – Смольный и Патриотический, в Москве - Екатерининский.  Во второй четверти XIX в. институты благородных девиц были открыты в Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Одессе, Киеве, Оренбурге и других городах.

Не все дворяне могли позволить себе отправить ребенка в общеобразовательное учреждение, поэтому домашнее обучение было очень популярным.

Основные принципы воспитания дворянских детей:

- честь и достоинство;

- безупречные манеры;

- блестящее образование;

- радушие и гостеприимство;

- умение ладить с окружающими;

- уважение к родителям и старшим;

- стойкость перед лицом испытаний;

- успех и великолепные достижения. [1, стр. 76]

1.4. Образ русского дворянина в романе «Дубровский»

Дворянское общество в романе «Дубровский» представлено несколькими персонажами. Разберём каждого из них.

Кирила Петрович Троекуров – один из центральных персонажей романа. Это богатый и знатный помещик, владевшим огромным имением. У Троекурова есть безграничные связи в высшем обществе: «его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение».

В дворянском обществе Кирила Петрович занимал почётное место. Кирила Петрович Троекуров является выходцем из знатного рода, он отставной генерал-аншеф. Судя из биографии героя, его молодые годы прошли в военных походах. На момент повествования пожилой барин живёт в селе Покровское. Он владеет несколькими поместьями и тремя тысячами крепостных крестьян.

Троекуров — властолюбивый и высокомерный мужчина, он известен своим самодурством и пылким нравом. Для барина не существует такого понятия, как добропорядочность. Он обладает грозным и вспыльчивым характером, а в своих поступках руководствуется лишь желаниями и эмоциями.

Герой не принадлежит к высокообразованным людям, а, наоборот, отличается ограниченностью ума. Барин не знает французского языка и не читает книги. В свободное время он ездит на охоту, устраивает пышные пиры и званые обеды, любит выпить, вкусно поесть и повеселиться.

Дочь свою он «любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением». Отношения с Машей он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирилла Петрович не удосужился даже выслушать.

Таким образов, в образе Троекурова автор показал часть поместного дворянства, ведущую праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, самоуверенность, гордость, самолюбие, надменность, вспыльчивость, мстительность.

Образ другого поместного дворянина, Андрея Гавриловича Дубровского, совсем иной. Андрей Гаврилович – представитель старинного дворянства.

Андрей Дубровский – обедневший дворянин, бывший сослуживец Кирилы Петровича Троекурова. В силу своего положения он вынужден жить в бедности, но при этом он сохраняет достоинство и самоуважение, следует правилам чести и честности. Владеет небольшим поместьем Кистенёвка, всего на семьдесят крепостных душ.

Понятие «честь» не чуждо Андрею Дубровскому. Свое мнение он привык высказывать, не боясь последствий. В Дубровском нет злобы, но есть решительность и справедливость. Он не терпит, когда к тем, кто слабее относятся плохо. Он гордый и независимый, сам решает, как ему жить, не ориентируется на чужое мнение. К окружающим его людям относится уважительно и честно, хотя является суровым и хмурым.

Андрей Дубровский – смелый и прямой человек. Несмотря на то, что Троекуров выше по статусу и богаче него, он не стесняется при нем высказывать свое настоящее мнение, даже если оно не совпадает с мнением собеседника. Именно это и послужило причиной раздора между старыми приятелями. Вследствие конфликта Троекуров отбирает у Дубровского имение, но даже в этой ситуации Дубровский сохраняет честь, хотя серьезно заболевает и умирает от болезни.

Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, который заботился о крестьянах.

Главный герой романа, Владимир Дубровский — также один из представителей русского барства. В Петербурге он ведет беспечную жизнь, получая приличное содержание от отца, потакает своим прихотям. Он расточителен и честолюбив, но позже, когда жизнь его меняется, мы видим, что Владимир унаследовал характер своего отца, его решительность, чувство собственного достоинства, независимость.

Узнав о тяжёлой болезни отца, Владимир сразу же приезжает к нему в имение. Он любит своего родителя и очень боится его потерять. Лишь поэтому он отправляется домой, хотя на родине он не был больше десяти лет.
Главной чертой характера молодого дворянина Дубровского было обострённое чувство справедливости по отношению к тем, кто особенно нуждался в защите, поддержке. Дубровский становится разбойником и наводит страх на всех зажиточных дворян. Казалось бы, А.С.Пушкин прибегает к такому развитию сюжета, чтобы занять воображение читателя. Но это не так. В основе образа Владимира Дубровского и его судьбы - подлинная история, которую хорошо знал писатель (см. Приложение 2)

Ещё одним важным качеством этого персонажа является его способность любить искренне и преданно. Именно тот факт, что Дубровский полюбил Машу, удержал его от мести её отцу. А.С. Пушкин создал персонажа довольно противоречивого: с одной стороны, Владимир — разбойник, а с другой — он обладает такими прекрасными качествами характера как милосердие, доброта, честность, справедливость, готовность прийти на помощь.

Нравственная основа данного типа дворян – честолюбие, верность слову и долгу

Второстепенным персонажем в рассказе является князь Верейский. Это очень богатый помещик, который владеет 3000 крестьян. Эта фигура представляет нам салонный тип дворянства. Навыки такого общения сложились благодаря жизни за границей. Почти всю жизнь князь не видел своей родной деревни.

Возраст князя Верейского - около 50 лет: «...Князю было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее...». Внешне князь выглядит приятным и опрятным мужчиной, но внутри он бессильный и хилый человек, страдающий от подагры.

Князь Верейский любитель роскоши и богатство: «...Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем свою неизгладимую печать…», также он ценитель искусства. Князь имеет пристрастие к английской культуре: «…он любил английские сады и так называемую природу…». Он вечно скучает и нуждается в развлечениях, а общение – способ преодоления скуки.

Вывод: А. С. Пушкин изобразил быт и нравы старинного провинциального дворянства с его моральными и нравственными устоями. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам. На примере образов помещиков писатель представил типы представителей поместного дврянства: Кирила Петрович Троекуров - воплощение праздного образа жизни, необразованности, примитивности мышления, алчности и самолюбия. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.

Владимир Дубровский — также один из представителей русского барства в повести, он тоже типичный представитель своего сословия. Пушкин немного идеализировал своего героя, изобразив его предводителем крестьян-повстанцев и построив отношение к нему крестьян на преданности. Владимир — увлекающаяся, порывистая, страстная натура, способен на исключительные поступки, но он — временный попутчик крестьян, и в борьбе со злоупотреблениями помещичьей властью он защищает не их интересы. Нравственная основа данного типа дворян – честолюбие, верность слову и долгу.

Князь Верейский – носитель культуры салонного общения, навыки которого формировались у него, когда он жил в столице и за границей. Князь – интеллектуал, воспитанный в духе европейского просвещения, обладающий обширным жизненным и культурным кругозором. Перед читателем предстает равнодушный, развращенный самодур в духе Троекурова, только без открытых грубых внешних проявлений. Трезвость, расчетливость, эгоизм князя прикрываются изящно утонченной оболочкой светского лоска, выдержки.

Таким образом, Пушкин создает типичные образы представителей поместного дворянства, и читатель видит, насколько неоднородно это сообщество.

1.5. Дворянские усадьбы как отражение уклада жизни дворян

Характер каждого из героев романа позволяет создать представление о быте дворян XIX века. В романе предоставлены три усадьбы, каждая из них дополняет образ своего хозяина.

Дворянская усадьба – это помещичий дом со строениями, двором и садом. Во второй половине XVIII века возникло множество новых усадеб, все они были разными. Многое зависело от того, для чего усадьба предназначалась. Бывали роскошные, богатые усадьбы в европейском стиле с садами, парками, беседками. Такие усадьбы принадлежали богатым людям и предназначались для праздников, пиров, приёмов. Назывались они увеселительными.

Но большинство усадеб предназначались для постоянного проживания. Это были самые обычные, скромные строения и владели ими помещики со средним достатком. В таких усадьбах помещики жили подолгу. Такой тип назывался доходные усадьбы. [6]

Место для постройки усадьбы выбиралось живописное. Центр усадьбы занимал господский дом. К нему примыкали флигеля – одноэтажные постройки, в которых размещались кухни, кладовые и комнаты прислуги. В отдалении от жилья располагались конюшни, псарни, мастерские. Наиболее прекрасная и значительная часть дворянской усадьбы был парк, в котором строились пруды, оранжереи, аллеи, дорожки, беседки. В крупных усадьбах нередко строилась церковь, иногда зверинцы [3, стр. 232].

Рассмотрим усадьбы помещиков из романа А. С. Пушкина и их прототипы из реальной жизни.

События романа происходят в трёх усадьбах: Кистенёвка – имение Андрея Гавриловича Дубровского, Покровское – усадьба Кирилы Петровича Троекурова, Арбатово – поместье князя Верейского.

Кистенёвка – обыкновенный небогатый домик дворянина: «Дорога шла берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами…», «…При выходе из рощи увидели Кистенёвскую деревянную церковь и кладбище, обнесенное старыми липами…». Всё говорит о бедности хозяина: «Его состояние позволяло ему держать двух гончих и одну свору борзых…». В имении нет дорогих вещей, хозяин не следует европейской моде. Здесь царят добрые отношения между помещиком и его крестьянами, которые преданны своему хозяину. Черты Кистенёвки можно заметить в родовом имении А. С. Пушкина – Михайловском (См. рис. 1).

Михайловское – родовое имение матери поэта. Оно находится в Псковской области. Дом небольшой, скромный, имеет простую планировку. Вокруг растут цветы, устроены дорожки. Состоит из гостиной, столовой, кабинета и нескольких комнат. [7]

Усадьба Покровское соответствует характеру персонажа: «… озеро, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома…». Троекуров всеми силами пытается показать все признаки богатства: каменный дом с бельведером, каменная церковь, огромная библиотека, комната с медведем: «…псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле…тут же находился и лазарет для больных собак…». В Покровском можно увидеть имение Петровское (См. рис. 2).

Петровское – имение двоюродного деда Пушкина, Петра Абрамовича Ганнибала. Усадьба расположена на восточном берегу озера Кучане. Усадьба состоит из большого господского дома, регулярного парка, разбитого на склоне холма, выходящего к берегу озера. [7]

Арбатово – богатое поместье князя Верейского. «…Чистые веселые избы крестьян и каменным господским домом, выстроен во вкусе английских замков. Перед домом расстилается густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками…». Особое внимание привлекает парк с островами, беседками, мраморными статуями, памятниками. Прототип Арбатово – имение Архангельское (См. рис.3).

Усадьба князя Верейского – подмосковное Архангелькое поместье. Её владелец - князь Николай Борисович Юсупов, друг А. С. Пушкина. Усадьба Юсупова отличается от двух предыдущих роскошью и масштабами. Она похожа на царскую резиденцию и построена по европейскому образцу. Усадьба включает в себя дворцы, скульптуры, живопись, редкие книги, парк, состоящий из трёх частей: итальянский парк с террасами, французский парк с оранжереями, английский пейзажный парк.

Вывод: Усадьбы отражали материальные и духовные запросы владельцев. Описание уклада жизни усадьбы помещика - яркая характеристика персонажа, позволяющая разносторонне представить образ героя.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Я провела анкетирование среди учащихся моего класса с целью узнать, как восприняли роман после прочтения мои одноклассники и как они относятся к творчеству А.С. Пушкина. Учащимся было задано четыре вопроса:

Что может помочь современному школьнику представить место действия в произведении?

а) внимательное чтение произведения

б) фильм, снятый по произведению

в) работа воображения

г) обращение к историческим источникам

д) другое

После изучения романа А.С. Пушкина «Дубровский»

а) я легко представляю жизнь и быт геров произведения (без иллюстраций)

б) я нуждаюсь в иллюстрациях, чтобы представить жизнь и быт героев

в) только просмотрев фрагменты фильма, я представляю жизнь и быт героев

Читая роман «Дубровский», школьник

а) может получить сведения исторические, кроме знакомства с сюжетом и героями

б) может получить сведения только о сюжете произведения и его героях

Изучение произведений А.С.Пушкина

а) интересны, увлекательны, познавательны

б) не считаю интересными

в) не считаю познавательными.

68% из числа опрошенных считают, что внимательное чтение произведения помогает представить место действия в произведении. Для 84% учащихся работа воображения позволяет окунуться в мир литературных героев. Фильм, снятый по тому или иному произведению, позволяет 56-ти % респондентов представить место действия сюжета.

58% моих одноклассников после прочтения романа А.С. Пушкина «Дубровский» без иллюстраций представляют жизнь и быт героев. Нуждаются в иллюстрациях 32% опрошенных. Для 10% учащихся художественный фильм по произведению является способом познания быта и уклада литературных героев.

68% опрошенных после прочтения романа получили исторические сведения об эпохе, описанной автором. Сведения только о сюжете и героях получили 32% учащихся.

90% моих одноклассников считают, что творчество А.С. Пушкина интересно и познавательно.

Заключение.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин изображает жизнь провинциальных дворян на примере двух семей: Троекуровых и Дубровских. Он показывает типичную жизнь дворянства того времени. Мы видим воспитание и образование дворянских детей. Сначала мальчики получают домашнее воспитание гувернёрами и учителями-иностранцами, затем покидают родительски дом и отправляются получать знания в учебном заведении. Воспитание и обучение девочек того времени ограничивалось домашним образованием. Обязательна для дворян была военная служба. После завершения службы дворяне увлекаются псовой охотой, устраивают приёмы гостей. Вот такой быт дворянства описан А. С. Пушкиным. Но не только быт, но и нравы этого сословия представлены в романе «Дубровский».Автор показывает, что нравы дворянских семей и отдельных представителей этого сословия могут быть различны. Они отражают этические качества, духовные ценности. Читая описание поведения, чувств, переживаний членов семейства Дубровских, мы искренне начинаем их уважать. Мы видим в их лице дворянство, гордящееся своими заслугами перед государем и способное на искренние чувства. Взглянув на Троекурова, мы, напротив, увидим представителя дворянства, который не считается ни с чьим мнением, может унизить и оскорбить, способен на предательство как своего друга, так и представителя власти. Значение романа очень велико, потому что в нем нашла отражение история нашей страны, культурные традиции.

Вот выводы небольшого исследования по теме:

1.А.С.Пушкин в своем романе подробно и правдиво раскрыл для читателей правдивую реальность жизни дворян начала 19 века. Он показал жестокость, самовластие, "барство дикое"[8] и прекрасную жизнь дворян, основанную на изнурительном труде крестьян.

2.Досуг дворян в романе «Дубровский» очень подробно изображен: ежедневные занятия, развлечения. В каждой главе можно увидеть фрагменты жизни, быта описание усадьб, садов, рощ, различных прилегающих построек, оформление дома того времени - все это помогает читателю создать в воображении образ эпохи.

3.Традиции и уклад жизни дворян также нашли отражение в романе: отношение к крепостным, вопросы воспитания и образования детей.

Изучая вопрос быта и нравов дворянства на примере произведений  А.С. Пушкина, я пришла к выводу, что дворянское воспитание – это не система, не особая методика и не свод каких-­либо правил. Это образ  жизни, стиль поведения, сложное переплетение обычаев, утвержденных народной традицией, религиозных обрядов, философского  вольнодумства, западничества. Новые западные веяния повлияли, в  основном, на такие стороны жизни провинциального дворянства как  изменения в обустройстве усадьбы, стиля одежды, манеры  общения, поведения, в то время как вечные семейные ценности,  домашние обряды, праздники сохранили, в основном, собственно русские  традиции.  Это усваивалось  сознательно и бессознательно путем  привычек и подражания. Это традиции, которые не обсуждают, а  соблюдают . Это находило отражение в литературе, в частности, в  произведениях А.С. Пушкина. Произведения А. С. Пушкина, в частности роман «Дубровский» можно в полной мере назвать историческими, потому 

что в них четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит 

эпохи, нравы и быт русского дворянства. 

4. Анкетирование позволило установить, что произведения А.С.Пушкина, в частности роман "Дубровский", воспринимается не только как увлекательная книга, но и произведение поучительное, позволяющее узнать о жизни русского общества в начале 19 века.

Список литературных и интернет источников

1. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995

2. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. 2-е изд. М., 1987

3. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). СПб, 1994

4. Лаврентьева Е.В., 2007 Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия

5. https://vseznaykavid.ru/sochineniya/dvoryanstvo-v-pervoj-polovine-19-veka-dubrovskij.html

6. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/05/03/byt-i-nravy-russkogo-dvoryanstva-xix-veka-na-primere-povesti-a-s

7. https://school-science.ru/8/10/42738

8. А.С. Пушкин "Деревня" - А.С.Пушкин, собрание сочинений в шести томах, Библиотека "Огонек", М., 1969, т.1, стр.117

Приложение 1

Рис. 1. Имение Михайловское

Рис. 2. Имение Петровское

Рис. 3. Имение Архангельское

Приложение 2

История создания романа «Дубровский»

А.С.Пушкин начал работу над романом в 1832 году. Последняя глава была закончена в 1833 году. Незаконченный роман он решил не выпускать. Роман был опубликован в 1841году после смерти поэта.

В основу произведения легла история, которую Пушкину рассказал его приятель Павел Воинович Нащокин. Один бедный белорусский дворянин Павел Островский несправедливо лишился своего имения. Оставшись без средств для выживания, Островский решил организовать бандитскую шайку. Вместе со своими бывшими крестьянами, он грабил богатых дворян. Но эта история закончилась печально, в конце концов Островского поймали и посадили в тюрьму. Именно там с ним и познакомился друг Пушкина Нащокин.

По приезду домой, Пушкин сразу же приступает к написанию романа «Островский», именно так первоначально называлось произведение. Первая часть была написана за две недели. Затем поэт переименовывает роман в «Зубровский», а уже потом в «Дубровский».

Приложение 3

Анкета

1. Что может помочь современному школьнику представить место действия в произведении? (может быть несколько вариантов ответа)

а) внимательное чтение произведения б)фильм, снятый по произведению

в) работа воображения г) обращение к историческим источникам

д) другое: (напишите)..................................................................................................................

2. После изучения романа А.С.Пушкина "Дубровский"

а) я легко представляю жизнь и быт героев произведения (без иллюстраций)

б) я нуждаюсь в иллюстрациях, чтобы представить жизнь и быт героев

в) только посмотрев фрагменты фильма, я представляю жизнь и быт героев

3. Читая роман "Дубровский", школьник

а) может получить сведения исторические, кроме знакомства с сюжетом и героями

б) может получить сведения только о сюжете произведения и его героях

4. Изучение произведений А.С.Пушкина

а) интересны, увлекательны, познавательны б) не считаю интересными в) не считаю познавательными

Просмотров работы: 21