Введение
Этикет (франц. etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающееся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) [Словарь по этике 1975: 387]. Однако внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений. В идеале эти отношения должны быть взаимно доброжелательными. Этикет включает в себя этикет внешнего вида, речевой этикет и этикет поведения.
Под речевым этикетом понимаются выработанные обществом правила речевого поведения. Речевой этикет подразделяют на этикет устного общения и этикет письменного общения. Этикет устного общения включает формулы вежливости и правила ведения разговора (этикет общения), этикет письменного общения - формулы вежливости и правила ведения переписки (этикет переписки). Таким образом, речевой этикет в целом - это часть этикета, связанная с общением людей.
Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека. Умение пользоваться речевым этикетом, то есть уважительно и тактично общаться, позволяет нам комфортно себя чувствовать при взаимодействии с людьми.
Наиболее универсальный прием, при мастерском исполнении которого практически всегда удается расположить к себе собеседника, - это сказать ему хороший комплимент. Речь идет, конечно же, о настоящих комплиментах, но ни в коем случае не о пародиях на них. Что такое комплимент?
Как сказал известный французский писательВиктор Гюго: "Комплимент - это поцелуй сквозь вуаль." Комплименты поднимают настроение не только людям которые их получают, но и людям которые их говорят. С помощью комплиментов можно поднять самооценку человеку или помочь в трудную минуту используя нужные слова.
Комплимент – это элемент общения. С помощью комплимента можно расположить к себе человека.
Но как же построить предложения с комплементами так, чтобы это не звучало как лесть? Давайте научимся говорить комплименты правильно и рассмотрим разные ситуации употребления этого этикетного жанра на примере художественной литературы, в частности в известных сказках и баснях.
Цель проекта: определить понятие и значение комплимента, рассмотреть, как и где они используются.
Задачи:
дать определение понятию "комплимент",
изучить виды комплиментов по тематике и строению,
понять, для чего нужно говорить комплименты,
найти и проанализировать комплименты в художественных произведениях,
провести занятие и анкетирование
Гипотеза: если использовать в речевом этикете комплименты, то можно принести многим людям радость.
Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, ознакомление с кинофильмами и мультфильмами, сравнительный анализ.
Этапы проекта:
1. изучить литературу по теме
2. провести анкетирование и проанализировать его
3. написать работу и подготовить презентацию проекта
Основная часть
Глава 1. Определение понятия комплимент
1.1. Речевые жанры.
В современной лингвистике сформировалось определение речевого жанра: речевой жанр – это разновидность устных и письменных текстов, которые существуют в самых различных сферах общения, воспроизводятся говорящими и пишущими и узнаются по их языковым (вербальным и невербальным) средствам. (Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., эл.рес.).
Современные программы по русскому языку уделяют серьёзное внимание использованию этикетных единиц с учетом их норм в ситуации общения в рамках развития коммуникативной компетенции ( программы Рыбченковой Л.М., Р.И.Альбетковой, В.В.Бабайцевой, М.Т.Барановой, Т.А.Ладыженской, А.И.Власенкова, М.М.Разумовской и др.) . Так, например, в программе Л.М. Рыбченковой представлена следующая система: в 5 классе – «владение наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета»; в 6 классе – «уместное использование этикетной формулы, жестов, мимики в устном общении с учетом речевой ситуации»; в 7 классе – «адекватное реагирование на обращенную устную речь, умение правильно вступать в речевое общение и принимать участие в диалогах различных видов»; в 8-9 классе – «оценивание своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; уместное использование невербальных средств (жестов, мимики)». Но количество речевых жанров, представленных программой, невелико: речевые формулы прощания, просьбы, благодарности рассматриваются, например, в 5 классе с учетом речевой ситуации, условий общения. В 8 классе при изучении структуры предложения учащиеся знакомятся с этикетными формулами смягчения приказов (как разновидности просьбы) и смягчения отказа. О степени овладения речевым этикетом можно судить по наличию в словаре ученика синонимических рядов, формул и выражений речевого этикета, умению адекватно их использовать в соответствии с ситуацией общения. Программный материал требует расширения и дополнения. В рамках программы 6 класса уместно поговорить о комплименте как важнейшей формуле общения, рассмотреть примеры уместного использования и адекватной реакции.
1.2. Речевой жанр "комплимент"
Так что же такое комплимент? Обратимся к толковым словарям.
Комплимент - приятные, лестные слова, сказанные в чей-либо адрес. (Словарь Ефремовой).[2]
Комплимент - любезные, приятные слова, лестный отзыв. (Словарь Ожегова).[1]
Комплимент - лестное замечание в адрес кого-либо, похвала. (Энциклопедический словарь).
Комплимент - любезность, лестные слова, содержащие похвалу. (Словарь Ушакова).
Таким образом, комплимент - это форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения.
Как мы видим, в толковых словарях для определения понятия "комплимент" используется определение "лестный". Прилагательное "лестный" является синонимом прилагательного "приятный" и несёт в себе положительную оценку. Хотя образовано оно от существительного "лесть" лесть → лест + н + ый , которое имеет отрицательную оценку.
Итак, мы должны разграничивать:
лестный - приятный и лесть - льстивый.
Поэтому понятия "комплимент" и "лесть" можно противопоставить друг другу:
- с одной стороны комплимент, как выражение реально существующих достоинств собеседника, целью которого является доставить удовольствие собеседнику,
- с другой стороны лесть, восхваление несуществующих или сильно преувеличенных достоинств собеседника, с целью извлечь выгоду.
Лесть не что иное, как лицемерие, она всегда неуместна, и не лучшим образом характеризует говорящего. "На языке лесть - а в голове месть".
Ярким примером льстивой речи могут послужить слова лисицы из басни И.А. Крылова "Ворона и лисица":
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,−
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Рис.1 (см. Приложение 1)
Лисица сильно преувеличивает достоинства вороны, льстит ей с целью расположить к себе внимание вороны, а потом и вовсе обманным путём завладеть "кусочком сыра".
1.3. Требования к комплиментам
При составлении комплимента нужно учитывать определённые требования:
- комплимент должен укладываться в рамки этикета, то есть человек, говорящий комплимент, должен быть вежливым;
- желательно сосредоточить внимание не на внешних достоинствах собеседника, а на его внутренних, душевных качествах;
- выделить не очевидные, а скрытые достоинства собеседника;
- комплимент должен быть сказан вовремя и к месту. Сказанный вовремя и облеченный в изящную вежливую форму комплимент всегда доставляет удовольствие. Он придает уверенность человеку стеснительному, помогает раскрыться замкнутому, повышает настроение пребывающего в грусти;
- комплимент не должен быть длинным. "Коротко, да ясно, потому и прекрасно"(русская пословица);
- в комплименте следует избегать нравоучительных советов и поучений, например, "Вам так идет это платье, надевайте его почаще";
- следует лишь немного преувеличивать отражаемое в комплименте положительное качество. "Чрезмерная похвала - насмешка."(Г.Р. Державин), "Излишняя похвала – хуже брани" (персидская пословица);
- быть искренним при высказывании комплимента. "Комплимент должен быть правдивее правды." (Хуго Штейнхаус);
- для комплиментов наиболее характерно использование таких тропов как метафора, сравнение, эпитеты и градация, а также использование таких слов, как великолепный, обаятельный, дивный, очаровательный, прелестный, нежный, чудесный, красивый и тому подобные.
Таким образом, комплименты должны быть яркими, умными, обязательно доброжелательными, разнообразными, иначе они просто потеряют свою прелесть и даже будут неприятны.
1.4. Поведение участников диалога, реакция на искренний комплимент
Реагировать на комплимент в диалоге необходимо
- с достоинством и благодарностью;
- комментарии и вопросы (даже в ответ на комплименты двусмысленные, неуместные) лучше оставить при себе;
- не всегда следует на комплимент отвечать комплиментом.Такой обмен любезностями, конечно, приятен, но не всегда уместен. Ещё Иван Андреевич Крылов в своей бессмертной басне о кукушке и петухе подметил неискренность таких комплиментов: "За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он Кукушку." Настоящий комплимент должен идти от души. Если вам сделали комплимент, и вы не находите в говорящем ничего, достойного ответного комплимента, лучше просто радушно поблагодарить, чем в спешке выдумывать неискренние ответные любезности. Комплимент, идущий не от чистого сердца, не будет принят с радостью и не сотворит того чуда, на которое способны искренние слова восхищения.
Вот несколько примеров того, как можно вежливо ответить на комплимент:
Спасибо, Вы очень добры (любезны)!
Спасибо за комплимент.
Очень приятно слышать.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анализ комплиментов, взятых из художественных произведений, мультфильмов, художественных фильмов-сказок
Для того чтобы лучше и нагляднее понять, что такое комплимент, кому и когда говорить комплименты, как строится комплимент, я решила обратиться к любимым мною сказкам-фильмам, мультфильмам, художественным произведениям.
В толковых словарях для определения понятия "комплимент" используется определение "лестный". Прилагательное "лестный" является синонимом прилагательного "приятный" и несёт в себе положительную оценку. Хотя образовано оно от существительного "лесть" лесть → лест + н + ый , которое имеет отрицательную оценку.
Итак, мы должны разграничивать:
лестный - приятный и лесть - льстивый.
Поэтому понятия "комплимент" и "лесть" можно противопоставить друг другу:
- с одной стороны комплимент, как выражение реально существующих достоинств собеседника, целью которого является доставить удовольствие собеседнику,
- с другой стороны лесть, восхваление несуществующих или сильно преувеличенных достоинств собеседника, с целью извлечь выгоду. Лесть не что иное, как лицемерие, она всегда неуместна, и не лучшим образом характеризует говорящего. "На языке лесть - а в голове месть".
Ярким примером льстивой речи могут послужить слова лисицы из басни И.А. Крылова "Ворона и лисица":
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,−
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Рис. 1. (См. Приложение 1)
Лисица сильно преувеличивает достоинства вороны, льстит ей с целью расположить к себе внимание вороны, а потом и вовсе обманным путём завладеть "кусочком сыра".
Очень часто комплименты говорят, восхищаясь чьей то красотой.
Например, в сказке "Дюймовочка"
Птицы – Дюймовочке: "Какая прелестная маленькая девочка!"/
принц эльфов − Дюймовочке: "Ты такая хорошенькая!"
Рис. 2. (См. Приложение 1)
В сказке "Белоснежка"
Видя Белоснежку, гномы воскликнули: " Какой прелестный ребенок!"/ " Какая красивая маленькая девочка!"
Рис. 3. (См. Приложение 2)
В мультике "Три богатыря и Шамаханская царица":
Князь говорит царице: "Вот любуюсь я на тебя, любуюсь, а налюбоваться не могу!"
Рис. 4. (См. Приложение 2)
Все перечисленные выше комплименты прямые и представляют собой восклицательные предложения.
Встречаются комплименты и в просьбе. На мой взгляд, это самый "тонкий" вид комплиментов. Так как, за комплиментом идёт просьба, то слушатель может усомниться в искренности похвальных слов.
Так в "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина Елисей обращается к ветру с просьбой:
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься ничего,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?"
Рис. 5. (См. Приложение 2)
Говоря комплимент, мы можем использовать восклицательную или вопросительную интонацию, употреблять сравнения, эпитеты.
Занятие 5 (См. Приложение 5)
2.2. Анкетирование на предмет использования форм речевого этикета
Я предполагаю, что мои одноклассники знают правила речевого этикета и применяют их в повседневной жизни.
Цель: провести анкетирование одноклассников на предмет использования форм речевого этикета.
В ходе изучения выбранной темы, я провела среди своих одноклассников анкетирование. Было поставлено 3 вопроса и опрошено 29 учеников. Получены следующие результаты:
1. Знаете ли вы, что такое речевой этикет?
Да – 26 чел. (90%)
Нет – 3 чел. (10%)
Диаграмма 1 (См. Приложение 4)
2. Как часто в своей речи вы используете комплименты?
Часто -10 чел. (34%)
Редко – 17 чел. (59%)
Почти никогда – 2 чел. (7%)
Диаграмма 2 (См. Приложение 4)
3. Как вы отвечаете на комплимент?
Говорю ответный комплимент – 9 чел. (31%)
Искренне благодарю – 17 чел. (59%)
Никак не реагирую – 3 чел. (10%)
Диаграмма 3 (См. Приложение 4)
Обработав результаты анкетирования, я пришла к выводу, что у ребят есть понимание понятия «речевой этикет», уместности употребления в определенных этикетных ситуациях.
Заключение
Я проверила свою гипотезу о том, что если научиться говорить комплименты, то можно принести радость многим людям, увидела, что благодаря вовремя сказанному комплименту, можно поднять самооценку человеку неуверенному, растерявшемуся, подарить улыбку грустившему, наполнить радостью сердце отчаявшегося.
Но всегда нужно помнить, что комплимент несёт в себе добро, положительные эмоции, радость общения, поэтому он должен быть очень правдив, искренен и идти от чистого сердца.
Говоря комплимент, мы совершаем волшебство: дарим окружающим нас людям добро и радость. Учитесь видеть в людях хорошее! Учитесь говорить друг другу комплименты!
Заканчиваю свою исследовательскую работу я словами из песни "Пожелание друзьям" Булата Окуджавы:
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты»
Список использованных источников
А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".
Г.Х. Андерсен "Дюймовочка".
Мультфильм "Три богатыря и Шамаханская Царица".
А.А.Акашина, Н.Н. Формановская "Русский речевой этикет. Практикум вежливого речевого общения".
Интернет ресурсы
Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Практикум вежливого речевого общения. – М., 2008г.
Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. – Ростов-на-Дону, 1995г.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983г.
Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя. Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 2006г.
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет. – М., 2004г.
Словари
1. Ожегов С.И. Толковый словарь. http://slovarozhegova.ru/
2. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь. https://gufo.me/dict/efremova
Приложение 1
Рис. 1.
Рис. 2.
Приложение 2
Рис. 3
Рис. 4.
Рис. 5.
Приложение 3
Анкета
1. Знаете ли вы, что такое речевой этикет?
Да Нет
2. Как часто в своей речи вы используете комплименты?
Часто Редко Почти никогда
3. Как вы отвечаете на комплимент?
Говорю ответный комплимент Искренне благодарю Никак не реагирую
Приложение 4
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Приложение 5
Занятие №5.
Комплимент.
Задачи: познакомить учащихся с комплиментом (и другими способами выражения похвалы) как речевым жанром, с откликами на комплимент (содержащими благодарность, выражающими радость); формировать умение говорить комплименты и отвечать на них, установку на правдивую оценку собеседника.
Эпиграф к занятию:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь все это любви счастливые моменты.
(Б. Окуджава).
Ход занятия.
Актуализация знаний.
Начиная урок, учитель хвалит учащихся (за чисто убранный кабинет, вовремя начатый урок, подготовку домашнего задания, создание доброжелательной атмосферы в начале урока и т.п.).
- Что такое комплимент?
Комплимент – это положительная, правдивая, искренняя оценка собеседника, его внешнего вида, манеры общаться, характера. Комплимент помогает нам подбодрить собеседника, создать у него хорошее настроение.
- За что можно хвалить человека? Каким должен быть комплимент?
Хвалить можно и самого человека, его внешность, черты характера, способности, и выполненную им работу, его дом и др. Главное – комплимент должен быть искренним.
2. Анализ текстов.
А). Предварительно подготовленные учащиеся показывают сценки по басням И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух».
Учащиеся анализируют речи героев, делая вывод о том, что человек порой ради корыстной цели прибегает к лести, а это ничего общего не имеет с искренним комплиментом, и радости такая «похвала» умного человеку доставить не может. Часто можно наблюдать и такую картину: человек рассыпается в комплиментах только потому, что услышал в свой адрес такие же льстивые речи.
Б). Сообщение учащегося об истории речевого жанра «Комплимент».
В словаре современного литературного языка слову комплимент дается следующее толкование: «Комплимент – похвала, вызванная стремлением сказать любезность или польстить кому-то». В семантическом словаре: «Комплимент – любезные, приятные слова, лестный отзыв». Но понятие лести несет негативную оценку: «Лесть – лицемерное, угодливое восхваление», поэтому эти понятия, безусловно, разводятся.
Жить это слово начинает ещё в латинском языке. Но в значении, близком к тому, какое имеем сегодня, оно появилось в 17 веке: комплимент – поклон, приветствие.
Широкое распространение искусство комплимента как обязательной формы придворного этикета получило при дворе Людовика Четырнадцатого. В менуэте комплимент считался непременным атрибутом танца и приобрел характер специальной речи, произносимой на его протяжении. Тогда же, в 17 веке, появились и первые письма- комплименты. (просмотр фрагмента из фильма «Три мушкетера»).
В начале 18-го века слово «комплимент» вошло в русский язык и впервые появилось в бумагах Петра Первого.
Правила светской жизни и этикета предписывали произнесение комплимента с целью доставить удовольствие человеку, а не ради извлечения выгоды.
В) Учитель предлагает учащимся провести небольшой конкурс.
Мальчики переодеваются в костюмы рыцарей (мушкетеров) и готовятся дамам своего сердца произнести комплимент. (Учащиеся, конечно, волнуются, и учитель должен помочь в выборе слов, выражений, пока ученики сами не войдут в роль).
Затем иная ситуация: Современные комплименты в устах современного юноши.
Учитель:
- Девочки, какие комплименты вам понравились более
3. Составление диалогов-ситуаций.
А). Комплимент может употребляться в приветствии:
- Здравствуй, доченька!
- Здравствуй, мамочка! Как хорошо, что ты дома! Ты такая у меня заботливая!
-Рада тебя слышать. Спасибо. Садись обедать. Как дела в школе?
Б).Комплимент в просьбе:
- Папа, ты мне в прошлый раз так здорово объяснил решение задачи по алгебре! Помоги, пожалуйста, и сегодня.
- Хорошо. Помогу.
В). Комплимент в благодарности:
- Саша, спасибо тебе за организацию праздника! Ты такая умница! Все продумала, подобрала интересные игры, купила призы. Ничего не упустила!
- Спасибо. Мне приятно слышать такую оценку. Но я готовила праздник не одна, ребята помогали, поэтому все молодцы.
- В каких ещё ситуациях можно употребить комплимент?
(когда прощаешься, споришь, просишь прощения и т.п.)
- Хваля, произнося комплимент, говорит правду, говорите искренно, с интонацией похвалы, одобрения, глядя на того, кого вы хвалите.
4 . Исполнение песни Б.Ш.Окуджавы «Давайте восклицать…»
(аккомпанемент – гитара; слова песни распечатаны заранее)
- Почему автор призывает не бояться комплимента?
(искренний комплимент дарит радость, в любви и дружбе необходимо чаще добрыми словами поддерживать друг друга, помогать друг другу, вселять надежду на успех).
Риторическая задача.
Закончите предложения так, чтобы прозвучал комплимент в адрес человека, которого вы хорошо знаете:
Я хочу… похвалить вас (тебя)….
Мне хочется… сделать вам (тебе) комплимент…
Я должен (должна)… выразить вам (тебе) моё восхищение
Позвольте… ( мое одобрение…)
Разрешите…
- Какие из начальных слов более уместны в официальной обстановке?
6. Введение новых слов с выражением похвалы
. В каких ситуациях мы можем услышать эти выражения? К кому они обращены?
На столах учащихся карточки со значением следующих слов:
Благословение – благодарение, хвала, благодарность.
Восхваление – хвалебная речь, хвалебные слова.
Гимн – хвалебная речь, восхваление.
Дифирамб – преувеличенная, восторженная похвала (книж.)
Осанна – восторженное славословие (устар.)
Панегирик – восторженная, неумеренная похвала. (книж.)
Хвала – высокая похвала. (высок.)
- Что общего и что различает эти слова?
Предполагаемый ответ:
Общее в ядре этих слов – похвала, различия связаны с ситуациями употребления, в оттенках лексических значений, в стилистических нюансах употребления.
- Есть ещё одна грань употребления похвалы – это похвальное слово. Похвальное слово – это развернутая похвала, развернутый комплимент, т.е. монолог, монологическая речь. Похвальное слово можно произносить не только в адрес человека, но и в адрес предметов, явлений, событий, которые заслуживают похвалы.
Давайте обратимся к тексту, который вам хорошо известен. Попробуйте доказать, что перед нами похвальное слово.
Русский язык.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И.С.Тургенев).
Предполагаемый ответ:
По содержанию это стихотворение в прозе, действительно, близко похвальному слову: дается высокая, торжественная характеристика русскому языку, определена значительная роль языка в жизни писателя, в жизни народа. Обращение на ты подчеркивает отношение автора к языку как к кому-то (чему-то) родному, близкому.
7.Самостоятельная работа.
Напишите, а потом произнесите хвалебное слово на выбор:
Своему городу
Своей школе (например, на выпускном балу)
Любимому уголку природы
Любимой книге
8. Слушаем выступления учащихся. Подводим итоги урока.
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Отзывы об уроке.
Мне понравился урок, с удовольствием поучаствовала, было приятно смотреть, получила массу приятных эмоций и воспоминаний.
Ученица 6а класса Кузьменко Валерия
Урок был интересным и познавательным, хочется увидеть еще подобные работы.
Ученица 6а класса Фисенко Екатерина