Былина или сказка?

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Былина или сказка?

Короткова М.А. 1
1МБОУ СОШ № 28 округа Муром Владимирской области
Парамонова Н.В. 1
1МБОУ СОШ № 28
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

О днажды у бабушки среди старых советских книг для детей я увидела книгу под названием «Муромские сказки». Книга начиналась с заголовка «Муромский сказочник». Меня это заинтересовало, что же за сказочник такой жил в Муроме? Интересны ли его сказки об Илье Муромце? Чем отличаются они от других сказаний и былин? Могла бы я побыть хоть ненадолго сказочником или сочинителем былин и придумать свою историю о каком-нибудь герое?

Цель моей работы – создать былину собственного сочинения, используя основные особенности данного жанра.

Задачи :

- познакомиться с историей «Муромского сказочника»;

- познакомиться поглубже с фольклорными жанрами, такими, как сказка, былина;

- выявить основные различия и сходства этих жанров;

- попробовать использовать эти жанры в современности, написав произведение о своем герое (моем прапрадеде, попавшем в плен под Сталинградом в 1942 г.).

Гипотеза – предположу, что возможно написать произведение в устаревшем жанре (сказ, былина) о современном событии или герое.

Методы работы – поиск и сбор информации из литературных источников, Интернет-источников, чтение различных произведений рассматриваемых жанров, анализ и выявление общих особенностей, изучение семейного архива с информацией об участниках Великой Отечественной Войны.

Основная часть работы

Сказка как жанр фольклора

Чтобы точно дать определение, что же такое сказка, я обратилась к огромному старинному словарю С.И. Ожегова, хранящемуся у бабушки. В нем написано, что понятие «сказка» имеет несколько значений:

- повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил;

- выдумка, ложь;

- сказка. То же, что чудо.

Тут я вспомнила все сказки, которые когда-то слышала или читала. И поняла, что основное здесь – волшебство, вымысел. Почему же так произошло? Как рождались сказки? Как правило, сказки – это результат устного народного творчества. Из поколения в поколение передавались эти произведения из уст в уста, поэтому так много на свете существует различных сказок. Ведь в древности люди не были образованы, как сейчас, в современном мире, а многие законы науки не были открыты. А если и были известны, то не каждый мог обучаться. Вот и получалось, что то, что не могло объясниться с точки зрения науки, законов природы, объяснялось какими-либо фантастическими силами. Гром при грозе, черные тучи, сильный ветер, вырывающий с корнями деревья, звери в дремучих лесах – все наводило страх на человека, и казалось, что все существует само по себе, имеет свой разум. Поэтому, если вспомнить, все животные в сказках умеют говорить, также разговаривают и растения, предметы (например яблоня, печка, речка в сказке «Гуси-Лебеди»). Получается, что сказки появились на основе древних рассказов о сверхъестественном, волшебном в природе. Но сама сказка появилась позже – с появлением сказочников, которые уже придавали особый смысл и говорили не только об отношениях человека с природой, а о жизни самого человека, его проблемах, отражали основные черты характера, высмеивали пороки и учили чему-либо.

Для нас самыми известными конечно являются русские народные сказки. Но ведь в мире столько стран и народов, у каждого своя история, своя культура и свои сказки. Все также в бабушкиной библиотеке я нашла «Сказки народов мира». Получается сказка – это как памятник, изучив который можно многое узнать о той или иной стране, нации, ведь часто в сказках упоминаются предметы быта, явления природы, обычаи. И пускай события, которые там описываются, это вымысел, представить, как жили люди того времени, все же можно.

Былина, как жанр фольклора

И снова обратимся к словарю С.И. Ожегова. Былина – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях. А в словаре литературоведческих терминов добавлено еще и то, что былина повествует о подвигах богатырей и отражает жизнь Древней Руси 9-13 веков, сочетает историческую основу с большой долей условности и вымысла: указаны точное место и время происходящего, среди действующих лиц названы исторические фигуры (например, киевский князь Владимир Красное Солнышко, но есть и вымышленные персонажи – Соловей-разбойник и др.).

Так вот почему такое сказание называется былиной, потому что это все-таки быль, а не сказка, все-таки что-то было на самом деле, а не придумано людьми.

Основной особенностью написания былин является их напевность, ведь оказывается, что чаще всего их исполняли нараспев под аккомпанемент гуслей. Отсюда следует, что былины не рассказывали, а пели.

Человек, который пел, рассказывал былины, назывался сказителем. Его важной задачей было правильно передать суть короткого текста, не теряя никаких деталей. Сказителем мог быть кто угодно, человек любой профессии. И в тексте из-за этого могли появляться особенности, близкие рассказчику. Например, сказитель-портной мог сравнить отрубленную голову с маленькой пуговицей, отвалившейся от рубахи.

Читая былины, я представляю всю силу и мощь русских богатырей, а картинки представляются яркими. Я задумалась, почему именно так. Но когда внимательно посмотрела текст, поняла, что авторы используют очень много эпитетов, описаний. Например, для устрашения в былине в пересказе Нечаева А.Н. Соловей-разбойник «стал свистать по-соловьему, закричал по-звериному, зашипел злодей по-змеиному». А для восхваления богатырей используются такие слова: «Избавитель ты наш, славный русский богатырь». Еще я заметила, что в таких произведениях необычный порядок слов. На первом месте часто идет сказуемое-глагол: «Прочитал князь Владимир грамоту, затужил, запечалился» или «собрали на крестины гостей со всех волостей, раздернули столы и завели угощенье» и т.д. А все определения идут после главного слова, например, не перехожие калики, а «калики перехожие», не прямоезжею дорогой, а «дорогой прямоезжею» и т.д. Также встречается много повторений.

Таким образом, из былин я могу узнать и исторические события древней Руси, и быт народа тех времен. Но самое главное – это подвиги богатырей, каждый из которых смог чем-то отличиться: Илья-Муромец выколол глаз Соловью-разбойнику, а Добрыня Никитич победил Змея-Горыныча и др.

Различия жанров

Выяснив, что такое сказка и что такое былина, узнав их особенности, я поняла, что чем-то эти два жанра похожи, а чем-то отличаются.

Основные отличия былин от сказок:

- Главными героями былин являются в основном богатыри, в сказках героями могут быть разные персонажи: обычные люди, цари, животные, крестьяне и др.

- Былина все-таки рассказывает о том, что было «по правде», хоть и с долей вымысла. А сказка – это полностью выдуманная история, которая нас чему-то учит. И сюжеты в сказках волшебные, и предметы тоже. А вот в былинах нет почти волшебства, есть преувеличение.

- Главная идея в былинах – это защита родины, отечества, а в сказке могут быть совершенно разные идеи.

- Былины пишутся чаще в стихотворном, торжественном стиле. Сказки же –это разговорный, народный стиль.

Сходства сказки и былины:

- Народное происхождение, результат устного народного творчества. Ведь и былины, и сказки передавались из поколения в поколения в устной форме, и лишь позже собиратели сказок и былин стали их записывать.

- Сюжеты обоих жанров отражают борьбу со злом, победу добра, справедливости, мудрости. Герои сказок и былин избавляют людей от злых героев.

- И в былинах и в сказках часто используется прием преувеличения. Например, об Илье Муромце говорилось, что он выкорчевывал столетние дубы и бросал в реку, отчего она поменяла свое русло. А в сказке «Терешечка» ведьма могла перегрызть ствол дуба, чтоб достать мальчика. Сила и умения явно преувеличены и там, и там.

- Многие былины имеют все-таки сказочный характер, они чем-то напоминают сказку, вот только герой скорее всего действительно существовал на самом деле, или похожий человек. Так, например, до сих пор идут споры, кто же такой Илья Муромец. Но мы, муромляне, считаем, что это уроженец нашего города, а точнее села Карачарово, недалеко от Мурома. Там стоит дом семьи Гущиных, потомков Ильи Муромца, богатыря, причисленного к лику святых, мощи которого хранятся в Киево-Печерской лавре, а частичка – в Муромском Спасо-Преображенском мужском монастыре. И вот какую информацию я нашла:

«В 1988-м году Межведомственная комиссия провела исследование мощей преподобного Илии Муромца, находящихся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Результаты всех поразили:

«Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45–55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой рост считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см».

Более того, обнаруженные множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья и меча лишь подтверждали легенды о том, что Илья был храбрым воином, участником жестоких сражений. Да и причиной смерти героя послужил удар острого орудия (возможно, копья) в грудь, сквозь прикрывавшую ладонь левой руки.»

Получается, что подтверждения тому, что это был реальный человек и жил в то время, славился своей силой, все-таки есть.

Муромский сказочник

В ернемся к нашей книге Муромских сказок. Оказывается наш маленький городок известен своими «большими» личностями. Это и художник Иван Куликов, и изобретатель Владимир Зворыкин, и дедушка Климов, муромский сказочник.

Иван Никитич Климов родился 20 января 1885 года. «Дедушка Климов» так уважительно называли сказочника в народе, родился в селе Битюково Муромского района. Крестьянская семья Климовых была дружная и большая – все восемь детей помогали с раннего детства отцу в поле. А по вечерам, собираясь за общим столом, слушали красочные рассказы отца. Основу грамотности будущий знаменитый сказочник получил в церковно – приходской школе. Но он единственный, кто сумел окончить 3 класса церковноприходской школы. Поэтому считался грамотным среди односельчан.

И дея опубликования сказок Климова принадлежит владимирскому писателю Виктору Светозарову. Он несколько раз приезжал в Муром, встречался с Иваном Никитовичем, подолгу слушал его старинные сказы о девушке Снегурушке, о Василисе Премудрой, Буре – Яге. Сказы Климова заворожили писателя. Владимирский писатель Виктор Светозаров после знакомства со сказителем Климовым прикипел к нему душой на многие годы. Он дословно записывал все, что слышал от пожилого, кряжистого и бородатого любимца детворы. А потом обработанные Светозаровым «Сказки из Мурома» стали выходить в различных книжных издательствах. Ведь его произведения очень интересны, легко читаются, увлекают своим сюжетом и учат добру.

И конечно же, книгу климовских сказок открывает цикл сказок об Илье Муромце. Ну не мог просто, наверное, дедушка Климов не рассказать о нашем знаменитом богатыре!

Но, почему же у Ивана Никитича история про Илью Муромца называется сказкой, а не былиной? Нужно в этом разобраться.

Во-первых, повествование обычное, не торжественное, похожее на рассказ.

Во-вторых, в тексте часто встречается троекратность, цифра три. Например, калики перехожие предлагают Илье выпить из кружки три раза, на печи Илья пролежал тридцать лет и три года, три раза выводил Илья в поле коня прежде, чем ехать в стольный град Киев, конь Илюшин сделал три скока и только после этого скрылся из виду. Этот прием нам хорошо известен в русских народных сказках, когда у героев есть три попытки, когда исполняются три желания, когда место называется тридесятое царство, тридевятое государство, когда у отца обычно три сына и многое другое. Это связано и с религией (святая Троица в христианстве), и с восприятием мира (земля держится на трех китах), и с тем, как человек разделяет свою жизнь на прошлое, настоящее и будущее или на молодость, зрелость и старость.

В-третьих, встречаются в тексте фразы, очень напоминающие сказочные. Например, такие сравнения: «То не сокол на стаю гусей налетает, то Илья Муромец на силу-рать вражескую наезжает».

Волшебства особо не встретить, но есть преувеличение, которое свойственно и для сказок, и для былин. «Принялся он за работу, стал лес таскать. Столько за день набросал бревен и столько земли насыпал, что Ока потекла по старому руслу!» или «Завизжала стрела, запела и ударилась в дерево. Расщепилось дерево на мелкие части» или «Илюшенька взял князя под правую руку, а княгиню по левую». Все это показывает великую силу русского богатыря, чтобы у читателя не оставалось сомнений в мощи Ильи Муромца.  В сказке о "Царевне Лягушке" мы находим такие примеры гиперболы:" ниже плеч буйну голову повесил"; "весь дворец затрясся"; "махнула левой рукой -  сделалось озеро"; "махнула правой рукой - поплыли по воде белые лебеди" и др.

Именно поэтому произведения Ивана Никитича Климова действительно больше похожи на сказки. Основная идея в сказках об Илье Муромце – не столько воспеть патриотизм и отразить политические события, а сколько показать силу добра, справедливости, передать через подвиги главного героя лучшие человеческие качества: бескорыстность, доброту, справедливость. Ведь когда Илья Муромец убивает Кидрила Обжору, князь Владимир одаривает Илью собольей шубой, а «Илья начал бить шубу и приговаривать:

- Не нужна мне царская шуба! Я не боярский сын!»

Это говорит о том, что Илья Муромец совершает свои подвиги не из-за награды, не из-за выгоды, а чтобы спасти мир от зла, помочь людям. Поэтому рассказчик повествует о том, чо все хорошо закончилось. «Князь Владимир стольнокиевский отворил городские ворота, обнял Илью Муромца и просил у него прощения. И устроил князь Владимир пир. И были тут все русские богатыри.

А татарский хан с тех пор дал зарок не ходить больше на Русскую землю!»

История моего прапрадеда

К огда я познакомилась с былинами, у меня возник вопрос: если былина – это произведение, в котором воспевается герой и его подвиги, в котором рассказывается о богатырях, почему сейчас нельзя применить этот жанр и написать о каком-либо другом герое. В преддверии праздника Великой Победы 9 мая мы с мамой делали проект, она рассказала мне про моего прапрадеда, который долгое время считался пропавшим без вести. Никто ничего не знал о нем, кроме того, что он ушел в 1942 году на фронт.

И только не так давно мама со своим братом в интернете нашли информацию, когда стали доступны секретные архивы. Купцов Степан Иванович, 1908 года рождения, ушел на фронт из калужских земель, оставив троих маленьких детей и жену. 10 августа 1942 года он попал в плен к фашистам под Сталинградом. На этот период пришелся самый тяжелый этап Сталинградской битвы – оборонительный.

Сталинградская битва – одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны, положившая начало коренному перелому в ходе войны.

С тепан Купцов был уже не так молод и жил спокойной семейной жизнью , когда его призвали на войну. На фронте он был рядовым. Попав в плен, он погиб от непосильной тяжелой работы. Датой его смерти числится 26 ноября 1942 года. Всего три месяца он смог продержаться, работая на угольных шахтах без еды и отдыха. Находился мой прадед в конлагере в немецком городе Хемере. Шталаг в Хемере историки называют «лагерем смерти».

Хемеровский концлагерь (шталаг VI-A) был основан в октябре 1939 г. В нескольких кирпичных казармах здесь содержали пленников из других стран. Советских военнопленных поселили в чистом поле под открытым небом. Чтобы хоть как-то укрыться от дождя и ветра, люди рыли землянки, пытались устроить какие-то навесы. Первым делом узников заставили строить деревянные бараки. Через 2 месяца, когда бараки были готовы, людей под присмотром охраны и сторожевых собак стали гонять на шахты, где они добывали бурый уголь. Из-за плохого питания и тяжелого труда узники быстро слабели и заболевали.

Вот и мой прапрадед довольно быстро был переведен на облегченные работы и вскоре погиб.

И лишь спустя время из личной карточки пленника мама узнала место захоронения в Хемере. Я очень удивилась, что это огромные могилы, где указан лишь номер: 42-ая полоса, 18-ый участок, могила 161. Просто цифры…ни имен, ни фамилий.

И вот я задумалась. Если, как говорит мама, в день в общие могилы-ямы сгребалось по 140 тел умерших, то чем они не герои? Они отдали свои жизни и не виноваты, что попали в плен, где их ждала суровая участь, не менее страшная, чем в боях. И хуже того, судьба их была неизвестна, и родственники даже не знали, что с ними случилось, где их искать и где их могилы.

Эта история потрясла меня. Я захотела об этом рассказать, как «муромский сказочник», вдруг и мои произведения когда-нибудь опубликуют.

Памятник военнопленным в Хемере.

Мое произведение

В году 1942 летом, где-то под городом Сталинградом шагали люди пленные. Шагали они тесно друг с другом. В толпе этой был мужичок уж больно малый. Шли солдаты с ним рядом и были все выше да шире его. Шел мужичок, вспоминал о детях, доме родном, жене любимой. Трое детей в Калужских землях осталось: дочь старшая да два сына. Шел пленный русский, текли слезы горючие, сжималось сердце доброе.

З абрали в плен кормильца семьи враги немецкие, угнали в края неизвестные. Так и не знал никто, какая участь ждала мужичка того в краю чужом. И не прилетело ни одной вести о нем, и ни одного письма не пришло.

Будут лишь помнить потомки, как он покинул семью. Все поиски его напрасны были! Сгинул где-то без вести. Жена вдовою осталась да дети осиротели. Жили поживали как умели, печалились, что отца нет, что помочь некому детей растить.

Ш ло время небыстрое да годы летели. Спустя чуть больше полвека открылась тайна про мужичка малого. В Шталаге – лагере смерти, на чужбине немецкой трудились пленные в шахтах угольных. А враг фашистский был зол и крепок, никому свободы не даровал. По 140 тел за день сгребалось в ямы. Кто-то дольше жил, кто-то меньше. А тех, кто работать не мог от слабости своей, заживо мертвыми делали. А тех, кто посильней был, нечисть немецкая заставляла ямы копать да мертвых складывать.

Адской работой загнанные, падали пленные замертво. И не было этому конца, пока победу не одержал народ русский в бою с врагом немецким. Вот и мужичок наш несколько месяцев лишь потрудиться успел да зарыт был в могилу общую в городе Химере, что на севере Германии. Не щадила никого та война. А мужичок тот, повоевать не успевший да медалей не видавший – прапрадед мой, Купцов Степан Иванович. Не оставил он потомкам своим награды г еройской, только все равно его помнить будут. Ведь положил свою жизнь, как и многие такие же мужички, чтоб небо мирное над головой своей да солнце ясное мы могли видеть.

Слава всем тем, кто не выжил, слава и тем, кто пришел. А прапрадед так и останется для меня героем той войны.

Заключение.

В ходе моей исследовательской работы я узнала больше о таких фольклорных жанрах, как сказка, былина. Выявила основные сходства и отличия этих жанров, вспомнила былины и сказки, которые я раньше читала.

Также я поближе познакомилась с Муромским сказочником – Иваном Никитичем Климовым, ведь он прославил мой родной город своими сказками. А книга с его произведениями разлетелась по всей стране.

Еще в своей работе я рассказала историю моего прапрадеда, погибшего в плену у фашистов под Сталинградом. Когда мама мне показала его фотографии, рассказала про концлагерь, я решила, что дед моего дедушки Сережи тоже как былинный герой, со своей историей и со своим подвигом. Потому что это страшно, как погибали в войну люди.

Именно поэтому мне захотелось побыть таким же рассказчиком из Мурома, и я написала свое произведение, похожее на былину.

Список использованных источников

И. Климов. Муромские сказки, 1983 г.

https://муром24.рф/stati/7032-135-let-so-dnja-muromskogo-skazochnika-ivana-klimova.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Былины

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказка

https://pristor.ru/sxodstvo-i-razlichie-skazki-i-byliny-osnovnye-otlichiya/

Просмотров работы: 258