Введение
Не секрет, что все без исключения, обожают конфеты. Они дарят нам удовольствие с самого раннего детства. У конфет есть своя визитная карточка- фантик. Часто сладость мы съедаем, а фантик оказывается в урне. Конечно, фантики применяют в декоративно-прикладном творчестве, коллекционируют. Я тоже раньше собирала разные красивые фантики, не обращая особого внимания на того, что на них написано. На уроках русского языка мы часто пишем словарные аудио диктанты. И вот на одном из таких диктантов я услышала сразу несколько слов, которые есть в названиях конфет. Тогда у меня и родилась идея связать фантики с русским языком и доказать, что эти красивые цветные бумажки можно использовать при изучении орфограмм.
Актуальность моей работы заключается в следующем: каждый человек хочет быть успешным, а для этого нужно быть грамотным. Проблема грамотного письма в последнее время является очень острой. Необходимо развивать орфографическую зоркость.
Цель моей исследовательской работы: доказать и показать, что конфетные фантики являются отличным материалом в изучении орфограмм русского языка.
Гипотеза: фантики можно использовать как орфографический материал на уроках русского языка.
Методы исследования:
Изучение научной литературы.
Анализ данных и классификация.
Арифметическая и математическая обработка информации.
Анкетирование.
Фотографирование.
Теоретическая часть.
1.История возникновения фантиков.
Заворачивать конфеты в фантики начали не сразу как появились первые конфеты, но достаточно давно.Первые обертки для конфет появились во второй половине 19 века. Первые конфетные обертки были двуслойные, их изготавливалииз фольги и бумаги. Первым изобретателем фантиков был американский ученый Томас Эдисон. В 1872 году он придумал парафинированную бумагу, которая и стала первой оберткой для сладостей. Российские кондитеры очень быстро подхватили моду заворачивать свои изделия в бумажные обертки. Над дизайном первых российских фантиков работали известные русские художники: Васнецов, Врубель и многие другие. Так фантики стали самым настоящим произведением искусства. На фантиках можно было рассмотреть портреты знаменитых писателей и поэтов, великих людей России того времени. По фантикам уже тогда можно было изучать азбуку и цифры, узнать о разных странах, разгадывать загадки и ребусы, учить стишки и частушки. (Приложение 1)
2.Значение слова фантик в разных источниках.
Почему фантик так назвали? Это слово является уменьшительно- ласкательным к слову «фант». Пришло это слово из немецкого языка, где «pfand» означает «залог». В толковом словаре Ожегова дается такое понятие слова «фантик»-У детей: конфетная обертка как предмет игры. «Современный толковый словарь русского языка Ефремовой: «фантик»- 1. Конфетная обертка. 2.Особым образом свёрнутая конфетная обертка как элемент игры. Интересно то, что происхождение этого слова изначально подразумевает какие- либо действия с этим предметом, игру.
3. Что такое орфограмма.
Орфограмма (от греч orthos – «правильный» и gramma – «письмо») – это написание в слове, которое определяется правилами орфографии.
Если давать более упрощенный термин, то орфограмма – это то место в слове, в котором при написании можно допустить ошибку
Втом случае, если правильное написание слова невозможно проверить, необходимо обратиться к орфографическому словарю.
Многие ученые по-разному дают определение слову «орфограмма». Например, М.Р. Львов: «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки». Д.Э. Розенталь: «Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил». М.Т. Баранов: «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один может быть принят за правильный».
В нашем учебнике русского языка В.П. Канакиной понятие «орфограмма» вводится и говорится, что «орфограммы» – это буквы, которые пишутся в словах по правилам.
Многие школьники знают такое определение орфограммы - это опасное место в слове, которое прежде, чем написать, необходимо проверить.
III.Практическая часть.
Исследование 1
Анализ учебников «Русский язык» 1-4 классов под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
Практическую часть своей исследовательской работы я начала с исследования учебников русского языка 1-4 классов.
Целью этого исследования являлось изучение материалов учебников и составление перечня орфограмм, изучаемых в начальной школе.
Вывод: изучив учебники русского языка 1-4 классов у меня получился вот такой перечень орфограмм:
ПЕРЕЧЕНЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И ОРФОГРАММ
1.Заглавная буква в именах собственных.
2.Буквосочетания ЧН,ЧК, ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
3.Правописание словарных слов.
4.Правописание проверяемых безударных гласных.
5.Правописание глухих и звонких согласных.
6.Правописание непроизносимых согласных.
7.Правописание суффиксов.
После составления перечня орфограмм мне необходимо было выяснить, в названиях каких конфет «спрятались» орфограммы.
Исследование 2
Целью второго исследования стал анализ собранных фантиков по видам орфограмм.
Вывод: мною было исследовано около ста фантиков от конфет. Проанализировав названия конфет на обертках, я обнаружила в них орфограммы и отразила это в диаграмме, которая указывает вид орфограммы и количество фантиков на каждую из них. Наибольшее количество названий конфет относится к орфограмме «Безударные гласные, проверяемые ударением» (Приложение 2).
Во время второго исследования мне встретились в названиях конфет не совсем понятные для меня слова, я обратилась к толковому словарю, чтобы найти их значение.
Грильяж- восточная сладость из застывшего сахара с добавлением ореха.
Lusso- в переводе с итальянского языка означает «роскошь».
Джаззи- от слова джаз (направление в музыке).
Глэйс – в переводе с английского языка «гладкий».
Мулатка- девушка, рожденная от белого и черного человека.
Мокко – один из лучших сортов кофе.
Мономах – греческое слово, обозначающее «единоборец».
Таким образом, проводя своё исследование, я узнала значение некоторых слов.
Исследование 3
Продолжая свою исследовательскую работу, я решила провести опрос среди своих одноклассников. Ребятам нужно было ответить на несколько вопросов.
Цель опроса: выявить, обращают ли внимание мои одноклассники на названия конфет. По результатам опроса я составила таблицу, по которой видно, какое количество ребят интересуются названием, когда едят конфеты, замечали или нет когда-нибудь на фантиках орфограммы.
Вывод: конфеты любят все, большинство не обращают внимание на название и оформление конфетной обертки, несколько человек встречали орфограммы на фантиках.(Приложение 3)
Исследование 4
После анкетирования мне пришла в голову мысль проверить ребят, умеют ли они правильно писать названия некоторых конфет. Я обратилась к своему учителю Ольге Вячеславовне, и мы решили на одном из уроков русского языка провести «сладкий» орфографический диктант.
Цель: выявить на сколько орфографически правильно ребята пишут слова-названия конфет, и кто справится с работой лучше.
Вывод: после проведения диктанта мы получили очень интересные данные. Те ребята, которые обращают внимание и рассматривают фантики, справились с работой лучше. (Приложение 4)
IV.Творческий этап.
Все выводы, сделанные в ходе моих исследований, говорят о том, что каждый ученик должен владеть грамотным письмом и видеть орфограмму в слове. Для это мы решили составить «Сладкий орфографический словарь» для учащихся начальной школы и разработать несколько интересных заданий на развитие орфографической зоркости у ребят. (Приложение 5,6).
А еще я узнала, что у конфетного фантика, как у кажого из нас, есть свой день рождения. Отмечается этот праздник 3 января.
V.Заключение
Проведя все запланированные исследования, изучив различную литературу я узнала много интересного из истории фантиков. Выяснила, что фантики с начала своего существования были средством обучения, воспитания, привития чувства вкуса и красоты. В ходе своей работы я пришла к следующим выводам:
1.Названия на фантиках конфет являются источником информации.
2.В них можно найти различные орфограммы русского языка.
3.С фантиками можно играть в игры, чтобы привлечь внимание к правописанию.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Данная работа дала мне возможность углубить знания по русскому языку, проявить свои творческие способности и привлечь своих одноклассников к изучению орфограмм русского языка.
VI.Литература.
1.Учебники русского языка 1-4 класс под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
2. В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина Малый толковый словарь русского языка.
3.П.А.Грушников Орфографический словарик.
Интернет ресурсы:
https://www.ababilova.com/istoriya-konfetnogo-fantika
http://museum-lesnoy.ru/tajna-konfetnogo-fantika-2
https://stranamasterov.ru/node/335444
Приложение 1.
История фантиков.
Приложение 2.
Анализ учебников.
Анализ фантиков по видам орфограмм.
Приложение 3.
Результаты опроса учащихся 4 Б класса МБОУ «ВОК» СП Школа №1
Вопрос |
Кол-во |
Любите ли вы конфеты? |
23 |
Обращаете ли вы внимание на название конфет? |
10 |
Обращаете ли вы внимание на орфограммы на фантиках конфет? |
5 |
Приложение 4.
Результаты словарного диктанта.
Приложение 5.
С ладкий орфографический словарь.
(на каждый вид орфограммы отдельные страницы)
Приложение 6.
Задания на развитие орфографической зоркости.
Карточка 1
Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род число и падеж имён существительных:
Морские просторы, орешки для Золушки, шоколадный вечер, серенада ласточки, внуки, конфета на сливках, радость детям, двойной вкус.
Карточка 2
Запишите существительные в три столбика: 1) женского рода, 2) среднего рода, 3) мужского рода.
Яблоко, барбарис, живинка, ириска, Харитошка, коровка, медунок, весна, дворянка, вишня, невидимка, марсианка, полет ласточки.
Карточка 3
Определи склонение имен существительных:
Черешня, туесок, озорница, желе, Василёк, Артёмка, ириска, пилот, яблоко, цветень, дюшес, снежок, удивление, медунок, серенада.
Карточка 4
Образуй с помощью суффиксов новые слова:
Яблоко, весна, ночка, ромашка, груша, барбарис, детям, желе, слива, коровка, вишня.
Карточка 5
Составь предложения из словосочетаний. Подчеркни основу предложения.
Морская звезда, вишня Владимировна, героическая былина, ореховая роща, парящая чайка, мама Женя, дивные края.