Орфография в фантиках

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Орфография в фантиках

Ширинкина А.А. 1
1МБОУ "ВОК" СП Школа №1
Шешукова О.В. 1
1МБОУ "ВОК" сп шКОЛА №1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Не секрет, что все без исключения, обожают конфеты. Они дарят нам удовольствие с самого раннего детства. У конфет есть своя визитная карточка- фантик. Часто сладость мы съедаем, а фантик оказывается в урне. Конечно, фантики применяют в декоративно-прикладном творчестве, коллекционируют. Я тоже раньше собирала разные красивые фантики, не обращая особого внимания на того, что на них написано. На уроках русского языка мы часто пишем словарные аудио диктанты. И вот на одном из таких диктантов я услышала сразу несколько слов, которые есть в названиях конфет. Тогда у меня и родилась идея связать фантики с русским языком и доказать, что эти красивые цветные бумажки можно использовать при изучении орфограмм.

Актуальность моей работы заключается в следующем: каждый человек хочет быть успешным, а для этого нужно быть грамотным. Проблема грамотного письма в последнее время является очень острой. Необходимо развивать орфографическую зоркость.

Цель моей исследовательской работы: доказать и показать, что конфетные фантики являются отличным материалом в изучении орфограмм русского языка.

Гипотеза: фантики можно использовать как орфографический материал на уроках русского языка.

Методы исследования:

Изучение научной литературы.

Анализ данных и классификация.

Арифметическая и математическая обработка информации.

Анкетирование.

Фотографирование.

Теоретическая часть.

1.История возникновения фантиков.

Заворачивать конфеты в фантики начали не сразу как появились первые конфеты, но достаточно давно.Первые обертки для конфет появились во второй половине 19 века. Первые конфетные обертки были двуслойные, их изготавливалииз фольги и бумаги. Первым изобретателем фантиков был американский ученый Томас Эдисон. В 1872 году он придумал парафинированную бумагу, которая и стала первой оберткой для сладостей. Российские кондитеры очень быстро подхватили моду заворачивать свои изделия в бумажные обертки. Над дизайном первых российских фантиков работали известные русские художники: Васнецов, Врубель и многие другие. Так фантики стали самым настоящим произведением искусства. На фантиках можно было рассмотреть портреты знаменитых писателей и поэтов, великих людей России того времени. По фантикам уже тогда можно было изучать азбуку и цифры, узнать о разных странах, разгадывать загадки и ребусы, учить стишки и частушки. (Приложение 1)

2.Значение слова фантик в разных источниках.

Почему фантик так назвали? Это слово является уменьшительно- ласкательным к слову «фант». Пришло это слово из немецкого языка, где «pfand» означает «залог». В толковом словаре Ожегова дается такое понятие слова «фантик»-У детей: конфетная обертка как предмет игры. «Современный толковый словарь русского языка Ефремовой: «фантик»- 1. Конфетная обертка. 2.Особым образом свёрнутая конфетная обертка как элемент игры. Интересно то, что происхождение этого слова изначально подразумевает какие- либо действия с этим предметом, игру.

3. Что такое орфограмма.

 Орфограмма (от греч orthos – «правильный» и gramma – «письмо») – это написание в слове, которое определяется правилами орфографии.
          Если давать более упрощенный термин, то орфограмма – это то место в слове, в котором при написании можно допустить ошибку
         Втом случае, если правильное написание слова невозможно проверить, необходимо обратиться к орфографическому словарю.
         Многие ученые по-разному дают определение слову «орфограмма». Например, М.Р. Львов: «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки». Д.Э. Розенталь: «Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил». М.Т. Баранов: «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один может быть принят за правильный».

В нашем учебнике русского языка В.П. Канакиной понятие «орфограмма» вводится и говорится, что «орфограммы» – это буквы, которые пишутся в словах по правилам.

Многие школьники знают такое определение орфограммы - это опасное место в слове, которое прежде, чем написать, необходимо проверить.

III.Практическая часть.

Исследование 1

Анализ учебников «Русский язык» 1-4 классов под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.

Практическую часть своей исследовательской работы я начала с исследования учебников русского языка 1-4 классов.

Целью этого исследования являлось изучение материалов учебников и составление перечня орфограмм, изучаемых в начальной школе.

Вывод: изучив учебники русского языка 1-4 классов у меня получился вот такой перечень орфограмм:

ПЕРЕЧЕНЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И ОРФОГРАММ

1.Заглавная буква в именах собственных.

2.Буквосочетания ЧН,ЧК, ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

3.Правописание словарных слов.

4.Правописание проверяемых безударных гласных.

5.Правописание глухих и звонких согласных.

6.Правописание непроизносимых согласных.

7.Правописание суффиксов.

После составления перечня орфограмм мне необходимо было выяснить, в названиях каких конфет «спрятались» орфограммы.

Исследование 2

Целью второго исследования стал анализ собранных фантиков по видам орфограмм.

Вывод: мною было исследовано около ста фантиков от конфет. Проанализировав названия конфет на обертках, я обнаружила в них орфограммы и отразила это в диаграмме, которая указывает вид орфограммы и количество фантиков на каждую из них. Наибольшее количество названий конфет относится к орфограмме «Безударные гласные, проверяемые ударением» (Приложение 2).

Во время второго исследования мне встретились в названиях конфет не совсем понятные для меня слова, я обратилась к толковому словарю, чтобы найти их значение.

Грильяж- восточная сладость из застывшего сахара с добавлением ореха.

Lusso- в переводе с итальянского языка означает «роскошь».

Джаззи- от слова джаз (направление в музыке).

Глэйс – в переводе с английского языка «гладкий».

Мулатка- девушка, рожденная от белого и черного человека.

Мокко – один из лучших сортов кофе.

Мономах – греческое слово, обозначающее «единоборец».

Таким образом, проводя своё исследование, я узнала значение некоторых слов.

Исследование 3

Продолжая свою исследовательскую работу, я решила провести опрос среди своих одноклассников. Ребятам нужно было ответить на несколько вопросов.

Цель опроса: выявить, обращают ли внимание мои одноклассники на названия конфет. По результатам опроса я составила таблицу, по которой видно, какое количество ребят интересуются названием, когда едят конфеты, замечали или нет когда-нибудь на фантиках орфограммы.

Вывод: конфеты любят все, большинство не обращают внимание на название и оформление конфетной обертки, несколько человек встречали орфограммы на фантиках.(Приложение 3)

Исследование 4

После анкетирования мне пришла в голову мысль проверить ребят, умеют ли они правильно писать названия некоторых конфет. Я обратилась к своему учителю Ольге Вячеславовне, и мы решили на одном из уроков русского языка провести «сладкий» орфографический диктант.

Цель: выявить на сколько орфографически правильно ребята пишут слова-названия конфет, и кто справится с работой лучше.

Вывод: после проведения диктанта мы получили очень интересные данные. Те ребята, которые обращают внимание и рассматривают фантики, справились с работой лучше. (Приложение 4)

IV.Творческий этап.

Все выводы, сделанные в ходе моих исследований, говорят о том, что каждый ученик должен владеть грамотным письмом и видеть орфограмму в слове. Для это мы решили составить «Сладкий орфографический словарь» для учащихся начальной школы и разработать несколько интересных заданий на развитие орфографической зоркости у ребят. (Приложение 5,6).

А еще я узнала, что у конфетного фантика, как у кажого из нас, есть свой день рождения. Отмечается этот праздник 3 января.

V.Заключение

Проведя все запланированные исследования, изучив различную литературу я узнала много интересного из истории фантиков. Выяснила, что фантики с начала своего существования были средством обучения, воспитания, привития чувства вкуса и красоты. В ходе своей работы я пришла к следующим выводам:

1.Названия на фантиках конфет являются источником информации.

2.В них можно найти различные орфограммы русского языка.

3.С фантиками можно играть в игры, чтобы привлечь внимание к правописанию.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Данная работа дала мне возможность углубить знания по русскому языку, проявить свои творческие способности и привлечь своих одноклассников к изучению орфограмм русского языка.

VI.Литература.

1.Учебники русского языка 1-4 класс под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.

2. В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина Малый толковый словарь русского языка.

3.П.А.Грушников Орфографический словарик.

Интернет ресурсы:

https://www.ababilova.com/istoriya-konfetnogo-fantika

http://museum-lesnoy.ru/tajna-konfetnogo-fantika-2

https://stranamasterov.ru/node/335444

Приложение 1.

История фантиков.

Приложение 2.

Анализ учебников.

Анализ фантиков по видам орфограмм.

Приложение 3.

Результаты опроса учащихся 4 Б класса МБОУ «ВОК» СП Школа №1

Вопрос

Кол-во

Любите ли вы конфеты?

23

Обращаете ли вы внимание на название конфет?

10

Обращаете ли вы внимание на орфограммы на фантиках конфет?

5

Приложение 4.

Результаты словарного диктанта.

Приложение 5.

С ладкий орфографический словарь.

(на каждый вид орфограммы отдельные страницы)

Приложение 6.

Задания на развитие орфографической зоркости.

Карточка 1

Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род число и падеж имён существительных:

Морские просторы, орешки для Золушки, шоколадный вечер, серенада ласточки, внуки, конфета на сливках, радость детям, двойной вкус.

Карточка 2

Запишите существительные в три столбика: 1) женского рода, 2) среднего рода, 3) мужского рода.

Яблоко, барбарис, живинка, ириска, Харитошка, коровка, медунок, весна, дворянка, вишня, невидимка, марсианка, полет ласточки.

Карточка 3

Определи склонение имен существительных:

Черешня, туесок, озорница, желе, Василёк, Артёмка, ириска, пилот, яблоко, цветень, дюшес, снежок, удивление, медунок, серенада.

Карточка 4

Образуй с помощью суффиксов новые слова:

Яблоко, весна, ночка, ромашка, груша, барбарис, детям, желе, слива, коровка, вишня.

Карточка 5

Составь предложения из словосочетаний. Подчеркни основу предложения.

Морская звезда, вишня Владимировна, героическая былина, ореховая роща, парящая чайка, мама Женя, дивные края.

Просмотров работы: 32