Конфликт в произведениях Л. Чарской и А. Алексина

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Конфликт в произведениях Л. Чарской и А. Алексина

Онищенко В.С. 1
1МБОУ "СОШ №13"
Карасева В.И. 1
1МБОУ "СОШ №13"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В истории русской литературы имена Лидии Чарской и Анатолия Алексина не стоят рядом. Они писатели разных эпох, разных творческих направлений. Лидия Чарская (псевдоним Лидии Алексеевны Чуриловой) (1875-1937) – одна из известных детских писательниц 20 века; чьё имя, бывшее в тени в годы советского периода, вновь привлекает внимание читателей. Родилась в Санкт-Петербурге, дебютировала в литературе в 1901 году с повестью «Записки институтки», сразу приобретшей популярность. В течение 16 следующих лет писательница публикует боле ста произведений и становится одним из самых издаваемых детских авторов.

Анатолий Георгиевич Алексин родился в 1924 году в Москве. В годы Великой Отечественной войны работал ответственным секретарём газеты «Крепость обороны» на Урале на строительстве завода. Первая книга появилась в 1950 году, а всего им написано 3 романа, 43 повести, 97 рассказов, по многим его произведениям сняты фильмы. В 1993 году Алексин переехал в Израиль, а в 2017 году его не стало; похоронен в России. Наше исследование – небольшая частичка дани памяти замечательным детским писателям, поднимавшим в своих произведениях актуальные проблемы: формирование личности подростка, отношение ребёнка с миром взрослых.

Движущей силой развития сюжета большинства художественных произведений является конфликт, именно он лежит в основе многих повестей Л. Чарской и А. Алексина. В широком смысле конфликт трактуется как столкновение, противоборство сторон.

Цель данной работы – сопоставить специфику конфликта в художественном мире Л Чарской и А. Алексина.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Определить круг анализируемых произведений;

Найти точки соприкосновения в изображении конфликта героев со взрослыми в творчестве Л. Чарской и А. Алексина;

Определить различные моменты в изображении взаимоотношений героев с миром взрослых в повестях писателей.

Для достижения поставленных задач мы использовали аналитический, сравнительный методы, а также метод мотивного анализа.

Гипотеза исследования: в изображении конфликта в произведениях Л. Чарской и А. Алексина есть общие и различные мотивы.

Объектом настоящего исследования являются произведения Л. Чарской и А. Алексина.

Предмет исследования – образная реализация конфликта в произведениях указанных авторов.

Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы учителями-словесниками на предметных курсах при изучении русской литературы.

Актуальность данной работы состоит в том, что во взрослом мире принято считать, что детство должно быть счастливым. Но в жизни приходится наблюдать ситуации, далёкие от счастья и благополучия. Именно такие моменты изображают Л. Чарская и А. Алексин в своих произведениях. Писатели показывают, как их маленькие герои преодолевают внешние и внутренние кризисы, как переживают конфликтные ситуации, а это всегда современно и поучительно.

Новизна исследования: обратившись к теме исследования, мы обнаружили, что творчество указанных авторов мало освоено критикой и литературоведением. Имя Лидии Чарской долгое время было в тени, в прессе об авторах мало публикаций.

Сроки исследования: ноябрь 2021 г. - январь 2022 г.

I. Основная часть

1.1. Обзор литературы

В ходе работы мы опирались на тексты художественных произведений А. Алексина и Л. Чарской, а также на статьи, монографии, посвящённые их творческим биографиям.

Методологической основой работы является работа М.М. Бахтина «Вопросы литературы и эстетики» и В.А. Аверина «Психология детей и подростков», посвящённые проблеме психологизма и специфике изображения конфликта в художественном произведении. Обзору творчества А. Алексина, его биографии посвящены работы В. Воронова «Анатолий Алексин», В. Кожевникова «Анатолий Алексин и его книги» и Ф. Кузнецова «Главная книга».

С. Николаева в статье «Выстраданная правда» особое внимание уделяет образу подростка в повестях А. Алексина, акцентирует внимание на воспитательной ценности произведений писателя. Анализу взаимоотношений детей и взрослых, проблеме духовного становления личности в повестях «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность», «Домашний совет» и др. посвящены работы В. Воронова «Горизонты таланта», Т. Полозовой «Талант человечности», Г.Н. Левицкой «Восьмиклассники читают повести А. Алексина».

Е.О. Шацкий в работе «Нравственно-эстетическое своеобразие и актуальность творчества Л.А. Чарской» рассматривает произведения Л. Чарской сквозь призму их нравственного влияния на читателей, акцентирует внимание на воспитательном аспекте произведения.

Исследователь творчества Л. Чарской А.С. Матвеева в работе «Стиль сказочной прозы Лидии Чарской» обращается к стилистическому анализу её сказок. Автор описывает стиль сказок Л. Чарской как явление, родственное культуре Серебряного века, при этом обращается к научному осмыслению стилистического своеобразия произведений Л. Чарской.

1.2. Общие моменты в изображении конфликта в произведениях Л. Чарской и А. Алексина

Книги Чарской и Алексина открывают мир ребёнку с позиций ребёнка, давая объяснения поступкам взрослых, сближая два мира. Что значит взрослый в жизни ребёнка? Это человек, который может научить, поддержать, защитить. Но в то же время - это человек, имеющий власть в силу своего положения, и есть взрослые, которые могут употребить свои возможности во благо ребёнку, но есть и те, которые оказываются в плену своих недостатков и слабостей.

1.3. Неразрешённость конфликта между взрослым и ребёнком в произведениях авторов.

В повестях Чарской «Княжна Джаваха» и «Вторая Нина» писательница показывает противостояние между девочками и взрослыми, их бабушками Еленой Борисовной и Анной Борисовной. В обоих случаях одна сторона конфликта – полудикая девочка, на другой – старая аристократка, ставящая превыше всего честь своего рода. Обе Нины импульсивны, очень естественны, с нерушимыми понятиями чести и долга. Честь и долг для них – это часть их натуры. Для обеих старых княгинь честь – это формальный кодекс поведения. Княжны должны быть «благовоспитанными» барышнями. Девочки непременно должны были соблюдать кодекс приличий. Обе княгини ограничивают свободу ребёнка, употребляя власть и насилие. В повестях Чарской такое подавление личности не приводит к повиновению. В повести «Княжна Джаваха» княгиня Елена Борисовна, бабушка Нины, грозит отобрать у неё коня, девочка не усмиряется, а, напротив, готова отстаивать собственную позицию, совершает побег из дома.

В повести «Вторая Нина» бабушка запирает Нину Бек-Израил в башне, принуждает к насильному замужеству, стремясь при этом сохранить внешнюю благопристойность. Нина же готова бежать из ненавистного дома. Обе бабушки являются членами семей, но девочки воспринимают их как личных врагов.

Подавление личности ребёнка не приводит к завершению конфликта. Конфликт ребёнка и взрослого мы видим в повести А. Алексина «Раздел имущества». Повествование в ней ведётся от лица Веры, героини повести. Болезнь Верочки объединяет всех, живущих под одной крышей: родителей, бабушку Анисью Ивановну. Но всё не так просто. Родители приглашают в дом «медицинских светил», которые лечат девочку. Но больше всего выздоровлению Веры помогла бабушка, которая обращалась с ней как со здоровой. Бабушка не только помогла девочке выздороветь, но и воспитала её чуткой, доброй, справедливой. Когда в школе задали сочинение на тему «Главный человек в моей жизни», Вера посвятила его бабушке, что очень возмутило мать девочки, Софью Васильевну. Мать Веры была очень властным человеком, она начинает борьбу за то, чтобы стать главным человеком в жизни дочери. Это приводит к конфликту между Верой и ней, так как девочка убеждается в ужасной несправедливости, которую намерена сделать мать – разъехаться с бабушкой, разделить имущество. И Вера решает стать той частью имущества, которая «по суду отойдёт бабушке» (2; 61). Конфликт между матерью и дочерью возник из-за того, что во имя справедливости девочка восстала против эгоизма матери, её стремления подавить её принципы, желания, неумения и нежелания выслушать, понять. Автор не показывает завершения конфликта.

Л. Чарская и А. Алексин в своих повестях не дают разрешения ни одному из конфликтов. Если одна из сторон (взрослые) не готова к пониманию второй стороны (ребёнка), путь к завершению конфликта оказывается закрытым. Там, где герои не признают свою вину или неправоту, конфликт оказывается неисчерпанным и неразрешённым.

1.4. Недоверие между ребёнком и взрослым – причина конфликта между ними.

В повести «Записки маленькой гимназистки» Л. Чарской мы видим генерала Иконина, главу семейства, в которое после смерти матери попала его племянница Лена. Он добродушный, любящий детей человек. Но когда в доме назревает конфликт Лены с членами его семьи, он не пытается в нём разобраться, а доверяет это другим: жене, гувернантке. Он верит обвинениям в адрес Ленуши, не выслушивая обе стороны: "

- Она немного дика, Нелли. Уж ты извини. Придётся заняться её воспитанием.

- Благодарю покорно! - отвечала та и сделала недовольную гримаску... Мало мне забот со своими! Пойдёт в гимназию, там её и вымуштруют...

- Ну, конечно, конечно, - согласился полный господин."(10; 23).

Невмешательство дяди в ситуацию приводит к обострению конфликта. За его спиной девочку пытаются «муштровать» всеми способами, прибегают даже к розге. Генерал, не выслушав Лену, не доверяя ей, допускает произвол, становится косвенным виновником страданий Ленуши.

В повести «Вторая Нина» Чарская показывает эпизод разговора князя Георгия Джаваха с Ниной. Девочка пытается защитить человека, которого все считают разбойником и бандитом. Князь Георгий не верит Нине и упрекает её во лжи: «Я не верю тебе, Нина, - укоризненно покачивая головой, произнёс он, - ты нарочно говоришь так, чтобы я был снисходительнее к Кериму». (12; 74). Князь умирает, так и не объяснившись с девочкой.

В повести А. Алексина «Сердечная недостаточность» повествование ведётся от лица главной героини, Гали. Причиной конфликта девочки с отчимом Павлушей становится её недоверие к нему. От Гали читатель узнаёт о том, что ей, здоровой, отчим Павлуша отдал путёвку в кардиологический санаторий, которая изначально была предназначена его заместителю Корягину, очень больному человеку. Павлуша уговорил своего заместителя отдать путёвку его падчерице, только что успешно сдавшей экзамены в университет. Делает это он из любви к Гале и её маме. Галя не верит Павлуше. И оказывается права. Его доброта к близким оборачивается чужим горем. В результате его «деятельности» умирает Корягин, хороший человек, отец большого семейства, настоящий самородок. Галя, когда узнаёт об этом, выступает против подлости Павлуши, его доброты за чужой счёт. Итак, недоверие взрослого ребёнку или, наоборот, ребёнка взрослому становится в повестях указанных авторов ещё одной причиной конфликта.

II. Различные моменты в изображении конфликтов в повестях Л. Чарской и А. Алексина

2.1. Покаяние – единственное разрешение конфликта в поэтике повестей Л. Чарской.

Герой повести «Княжна Джаваха» князь Джаваха решает жениться во второй раз, не подозревая, насколько глубоко этим решением он ранит дочь. Нина решается на побег из дома, не догадываясь, какую рану своим поступком она принесёт любящему отцу. Изначально герои не осознают своей вины друг перед другом, но конфликт, стремительно развиваясь, заставляет их многое переоценить. Девочка видит, что причинила отцу незаслуженную боль, а князь – что недостаточно считался с чувствами дочери и поставил на первый план не её счастье, а своё собственное. В итоге князь отказывается от повторного брака, жертвуя возможностью иметь наследника и продолжить род Джаваха, а Нина полностью покоряется воле отца. Покаяние приносят обе стороны. Такое разрешение конфликта подчёркивает, что ребёнок признаёт над собой власть взрослых, но только тогда, когда этот взрослый любит ребёнка и готов идти на встречные жертвы.

В повести «Люда Влассовская» действующими лицами конфликта становятся учитель русского языка Терпимов и институтка Маруся Запольская по прозвищу Краснушка. Конфликт зарождается из-за несовпадения двух мировоззрений – учителя и девочек. Терпимов вызывает к доске ученицу, не приготовившую урока, которая перед этим просила её не спрашивать. Девочки считают это несправедливым и начинают «травлю» учителя. Самым ярым поборником справедливости становится Краснушка. Карой становятся натыканные в стул учителя булавки. Конфликт получает иное развитие, когда становится понятно, что из-за истории с булавками Терпимов может лишиться руки. Краснушка искренне раскаивается в своих действиях, но и учитель переосмысливает свою позицию. Маруся на коленях просит прощения у Терпимова, а учитель извиняется перед ученицами. Полным очищением становится обоюдное раскаяние и признание вины героями. В произведениях Чарской именно дети делают первый шаг к сближению, признавая свои ошибки, но это приводи не к торжеству взрослых, а к ответным признаниям.

Таким образом, раскаяние, покаяние героев как способ разрешения конфликта – момент, отличающий повести Чарской от произведений Алексина.

2.2. Внутриличностный конфликт героя как способ его духовной эволюции в повестях А. Алексина.

Средством изображения духовной эволюции личности ребёнка в повестях А. Алексина является внутриличностный конфликт, т. е. противоречия, происходящие внутри личности, столкновение мотивов и отношений личности.

В повести «А тем временем где-то» (1966 г.) изображена «образцовая» семья Емельяновых, в которой отец и мать больше всего любят чёткость и аккуратность: утренняя зарядка, обязательные прогулки, обязательные посещения родительских собраний в школе их сына Серёжи. Однажды Серёжа вытащил из почтового ящика письмо, адресованное «Сергею Емельянову». Мальчик прочитал письмо и понял, что оно написано не ему, а его отцу, которого звали так же. Так случайно Серёжа стал свидетелем чужой тайны. На конверте был указан адрес, и мальчик навестил адресанта, Нину Георгиевну. От неё он узнал, что когда-то эта женщина была верным и бескорыстным другом его отца. Узнаёт о том, что после войны Нина Георгиевна самоотверженно вылечила отца от последствий контузии, помогла закончить институт. Потом уже отец женился на Серёжиной маме и создал «образцовую» семью. Нина Георгиевна ни в чём не обвиняет Емельянова- старшего, она считает, что «его можно понять», и только два раза за свою жизнь обращается к нему с просьбой о помощи. Но Емельянов-старший не откликается… Для Серёжи это серьёзная драма. Он решает исправить ошибки отца, принять на себя заботу о Нине Георгиевне. Психологически достоверно писатель показывает борьбу в душе героя: «Из моей жизни ушла беспечность, - признаётся мальчик. – Я был уже не таким счастливым, как раньше. Потом, став взрослее, я понял, что беспечное счастье вообще выглядит жестоким и наглым, потому что ещё далеко не все люди на свете счастливы. Мне казалось, что у меня изменилась походка, что я стал двигаться медленнее, словно отяжелев. На самом же деле ходил я всё так же быстро…, немного отяжелела моя голова: я стал чаще задумываться.» (2,; 93). В конце повести мы узнаём о том, что Серёжа отказывается лететь с родителями в отпуск; получив письмо от Нины Георгиевны, он летит к ней на каникулы.

В повести «Раздел имущества» Алексин показывает процесс становления личности ребёнка. Не случайно все события описываются через восприятие героини, девочки Веры. Девочка не совсем здорова, родители очень внимательны к ней, и вначале Вера достаточно пассивно относится в происходящему вокруг неё. Но постепенно она начинает осознавать окружающую её обстановку и активно бороться за справедливость. Впервые Верочка усомнилась в искренности своих родителей, когда заболела тётя Маня, сестра бабушки, и в деревню, куда бабушка и внучка уехали навестить родственницу, пришло письмо от Софьи Васильевны с просьбой не привозить тётю Маню. Письмо опоздало, тётя Маня умерла. Но содержание письма заставило Веру по-иному взглянуть на своих родителей. Если раньше она этого не замечала, то теперь всё изменилось. Мамина фраза «выглядеть всегда красиво» выдала её. За внешней красотой скрывалась фальшь. Оттого Вере больнее принять это, потому что произошло всё неожиданно. И последний случай – когда Вера, написавшая в сочинении на тему «Главный человек в моей жизни» о бабушке, вызвал возмущение матери девочки. Софья Васильевна предлагает разъехаться с бабушкой. Вера написала в записке, что станет частью имущества, которая по суду отойдёт к бабушке. Так девочка протестует против бездушия, фальши родителей, одерживая одну из самых трудных побед – победу над собой.

Заключение

Проанализировав ряд повестей (7) Л. Чарской и А. Алексина, можно сделать следующие выводы:

Неразрешённость конфликта в отношениях ребёнка со взрослыми – аспект, общий для повестей Л. Чарской и А. Алексина.

Одной из причин конфликта в произведениях указанных авторов является недоверие, существующее между детьми и взрослыми.

Единственное решение конфликта в повестях Л. Чарской – это покаяние, признание своей вины обеими сторонами.

В повестях А. Алексина имеет место внутриличностный конфликт как способ духовной эволюции героя.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: в изображении конфликта в произведениях Л. Чарской и А. Алексина есть общие и различные моменты.

Список использованных источников информации

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие – 2-е издание, М., 1988 г.

2. Алексин А.Г. Избранное. М., «Молодая гвардия», 1989 г.

3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., «Художественная литература», 1975 г.

4. Воронов В. Анатолий Алексин. Очерк творчества. М., «Детская литература», 1980 г.

5. Кузнецов Ф. Главная книга. // Беседы о литературе. М., «Детская лит.», 1977 г.

6. Матвеева А.С. Стиль сказочной прозы Лидии Чарской. М., 2004 г.

7. Николаева С.Г. Выстраданная правда: предисловие к сборнику А. Алексина «Избранное», «Молодая гвардия», 1989 г.

8. Полозова Т.А. Талант человечности. М., «Просвещение», 1979 г.

9. Чарская Л.А. Люда Влассовская. М., 1993 г.

10. Чарская Л.А. Записки маленькой гимназистки. М., 2009 г.

11. Чарская Л.А. Княжна Джаваха. Художественная литература, 2020 г.

12. Чарская Л.А. Вторая Нина. М., 1994 г.

13. Шацкий Е.О. Нравственно-эстетическое своеобразие и актуальность творчества Л.А. Чарской. – М., 2010 г.

Просмотров работы: 94