ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТА ИГОРЯ ЧЕРНУХИНА

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТА ИГОРЯ ЧЕРНУХИНА

Розенауэр А.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Сергиевская средняя общеобразовательная школа"
Серых Т.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Сергиевская средняя общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Четыре года гуси плакали,

Узрев однажды с вышины

Дома, пылавшие, как факелы,

Дымы багровые войны.

Четыре года гуси видели

Внизу на поле - не жнивье,

А танки мертвые, как идолы,

Пришельцев трупы, вороньё…

Четыре года скрежет стали,

До облаков пожар сплошной…

…А гуси

Всё же прилетали,

Как и положено, весной.

И.Чернухин

Для написания этой исследовательской работы мы выбрали тему «Великая Отечественная война в стихотворениях поэта Игоря Чернухина».

Великая Отечественная война не обошла стороной, пожалуй, ни один дом в нашей стране. Коснулась она и моей семьи... Мой дедушка и прадедушка воевали на фронте. Из рассказов бабушки я много узнал о том времени. Например, как они голодали, пекли лепешки из ржаной муки, напополам перемешанной с отрубями.

Мне кажется, что к теме Великой Отечественной войны писатели разных времен и народов будут обращаться еще очень долгое время. А в нашей стране этот отрезок истории всегда будет присутствовать в памяти и наших бабушек, и родителей, и детей, потому что это наша история.

Предметом нашего исследования является творчество поэта Игоря Андреевича Чернухина.

Цель исследовательской работы - привлечь внимание учащихся к творчеству поэтов Белгородской области, способствовать развитию интереса к литературной деятельности земляков.

В ходе исследования ставили перед собой следующие задачи: исследовать творческую деятельность поэта, выяснить, какова роль темы войны в его творчестве. Для достижения цели использовали следующие методы: изучение и анализ газетных публикаций, работа в районной библиотеке, работа с книгами Игоря Чернухина, работа с Интернет-ресурсами.

БИОГРАФИЯ И.А. ЧЕРНУХИНА

Игорь Андреевич Чернухин родился 8 февраля 1930 года в посёлке Томаровка Белгородской области. В начале 1940 года семья переехала жить в поселок Любча Барановичской области Белоруссии, куда отец был направлен на партийную работу, с началом войны эвакуирована на Урал, в село Тюлик. Из эвакуации семья вернулась в Томаровку в 1944 году. В 1948 году окончил среднюю школу в Томаровке, поступил в Харьковский юридический институт. В 1950 году был арестован и осужден по политическим мотивам. Пять с половиной лет пробыл в спецлагерях. Работал в каменных карьерах, на стройках, в сельском хозяйстве. Весной 1956 года был освобожден «за необоснованностью осуждения» и полностью реабилитирован. Вернувшись в Белгород, работал на стройках города.

Первые стихи были опубликованы осенью 1957 года в «Белгородской правде». В 1960-1967 году учился Литературном институте им. Горького. После окончания института работал в газетах, в сфере культуры. В 1975 году создал и до 1990 года возглавлял литературную студию «Современник».

Стихи и проза публиковались в периодических изданиях области и центральных газетах, в журналах «Подъём» (Воронеж), «Прапор» (Харьков), «Советский воин» (Москва), «Дружба» (Москва),  «Роман-газета. XXI век» (Москва) «Наш современник (Москва), «Роман-журнал. XXI век» (Москва), альманахе Светоч» (Белгород), в сборниках «Начало пути» (Белгород, 1958), «Наше время» (Белгород, 1960), «Любовь и мужество» (Белгород, 1962), «Третье поле» (Белгород, 1998).

В 1970-1972 и 1980-1987 годы был ответственным секретарём Белгородского регионального отделения Союза писателей РСФСР, избирался делегатом нескольких съездов Союза писателей СССР и РСФСР.

И.А. Чернухин лауреат премии Белгородского обкома ВЛКСМ, Всероссийской премии «Прохоровское поле», награждён медалью «За заслуги перед землёй Белгородской» 1-й степени.

Член Союза писателей с 1964 года.

Умер 28 апреля 2017 года, похоронен в Белгороде.

В память о нём журналист Владимир Бабин написал: «Поэты не умирают, нет! Формально жизненный путь завершился, но жить Поэт с нами будет всегда в стихах своих и песнях, и в памяти тех, кто любит слово русское и тянется к настоящей Поэзии душой».

ТЕМЕ ВОЙНЫ В СТИХАХ ПОЭТА

Поэтическое наследие И.А. Чернухина – это иллюстрация эволюции образа его лирического героя. Герой его лирики – это патриот России. Любовь лирического героя к Родине чувствуется в каждом стихотворении. Он готов страдать за свою страну, готов терпеть политические катаклизмы, встать с оружием на ее защиту.

Тяжелая политическая атмосфера военного детства и послевоенных лет оставила свой след в мировоззрении поэта, а, следовательно, отразилась и в миросозерцании его лирического героя.

Усиление патриотического характера лирического героя происходит в стихотворениях о Великой Отечественной войне. Особенно ярко патриотический дух отражается в изображении переживаний детей войны.

Яркой иллюстрацией здесь является стихотворение «И я, пожалуй, видел всякое…». Это воспоминание ребенка о страшном 1941-ом: «И я, пожалуй, видел всякое. / И я на трудностях мужал… / В тот год надрывно бабы плакали / По уезжающим мужьям. / А мы, пострелы босоногие, / Стесняясь чувств, стесняясь слов, / Руками маленькими трогали / Шинели новые отцов».

И здесь нам передается скрытая боль героя, в одночасье ставшего взрослым, пусть не физически, но морально: «Мы, дети, мыкаясь по стуже, / Впервые видя смерть и кровь, / В тот год сердцами сводки слушали / Советского информбюро. <…> И, может быть, в тот год тяжелый / Мы научились понимать / И вкус воды, и сладость соли, / И песни те, что пела мать».

Автор показывает нам не просто становление конкретной личности, но формирование целого поколения патриотов, помнящих подвиг своих отцов и дедов: «Не белоручками росли мы, / Навстречу выходя ветрам… / В тот год солдатская Россия / Вручила будущее нам!».

Огромное место в творческом лирическом наследии занимают стихотворения, воплощающие тему Великой Отечественной войны. К ним можно отнести историко-событийные стихотворения («Прохоровка. 12 июля 1943 года», «Белгород. 5 августа 1943 года»), так и лирику воспоминаний участников военных событий («1941», «Четыре года», «Баллада о героическом батальоне», «Хлеб победного года»).

Стихотворение «Прохоровка. 12 июля 1943 года» посвящено событиям знаменитого танкового сражения на Курской дуге. Здесь автор изображает поле уже после битвы: «На Прохоровском направлении / Мертвые танки стоят. / На Прохоровском направлении / Не видно нигде солдат». Масштаб сокрушительного разгрома немецкой армии показан контрастно одинокой фигурой вражеского солдата, портретом поверженного немецкого солдата: «…Шагом нетрезвым / Потупив безумный взгляд, / Бродит между железом / Чужой, / Одинокий солдат».

Войска фашистов дрогнули, и несмотря на то, что немецкому солдату удалось выжить, он осознает то, что силы его страны сломлены, а идеалы – разрушены: «И плачет ариец, как мальчик, / По «мертвой» своей «голове». / Штандарты ее и знамена / Со свастиками во главе / Растопчут потом батальоны / На площади Красной в Москве». Эти строки становятся кульминацией всего стихотворения, говорящие о еще не свершившейся, будущей Победе. Неслучайно в конце Прохоровское поле представляется автором как «Великое поле России, / Победы и славы ее».

Стихотворение «Белгород. 5 августа 1943 года» выстроено аналогично с «Прохоровкой…». Это зарисовка дня, когда Белгород был освобожден Красной армией. Город предстает лежащим в руинах, растерзанным: «Разбит и растерзан до бурой щебенки…» – но все же не побежденный. Победные мгновенья воплощены в, казалось бы, заурядных, бытовых сценах, на разрушенных городских улицах: «Старушка застыла. Глядит в изумленьи,/ Как ладит мальчишка на крайнем дому / Табличку, гласящую: / «Улица Ленина», / И громко читает себе самому». Мы видим возрождение города. Враг разбит, война ушла, а значит, у Белгорода есть будущее. И последние строки предвещают это будущее, начало новой, мирной жизни.

В лирике представлено и видение войны наших современников, и взгляд непосредственных участников военных действий.

Стихотворение «Четыре года» – иллюстрация взгляда современника.

«Четыре года гуси плакали, / Узрев однажды с вышины / Дома, пылавшие, как факелы, / Дымы багровые войны» – такие строки открывают стихотворение. Это начало описаний ужасов войны. И несмотря на то, что автор не вдается в детализацию смерти, потерь, разрушений, читатель не может не почувствовать атмосферу, пронизывающую все стихотворение.

«Баллада о героическом батальоне», написанная в память о батальоне А. Бельгина, получившего звание «Героический» в битве на Курской дуге, представляет собой воспоминания единственного оставшегося в живых участника тех героических событий: «Лог Крутой был действительно крут / В том как порох сухом сорок третьем. / Встал комбат и спросил: / Не пройдут? / – Не пройду! – батальон ответил. / Дыбом черным земля. Сущий ад. / – Слева танки!.. – / орет кто-то, страшно ругаясь, / – Не пройдут! – повторяет упрямо комбат / И гремит по полям сапогами». Повествование о подвиге и героической гибели целого батальона, солдат, отдавших свои жизни за Родину представлено не в бравурном, псевдогероическом тоне, а с позиций суровой, подчас до ужаса жестокой «окопной правды», не приукрашивающей ни в какой степени жизнь на войне: «Лог Крутой весь истерзан, сожжен и изрыт. / Небо рвут непрестанно над ним самолеты. / – Не пройдут! – политрук, поднимаясь, хрипит / И ведет в рукопашную роты. / А на третьи сутки над степью когда / Приутихло все, за полночь низко / Задрожала одна за другою звезда, / Словно свет полевых обелисков. / И над ними поднялся последний солдат, / Весь в земле, полумертвый, с гранатой, / Еле слышно сказал: /- Все в порядке, комбат, / Не прошли!.. / Не пустили ребята. / Все они полегли… Я остался один / Охранять до конца эти наши высоты… / Я, комбат, ничего… / Пустяки, что в груди / Пули жгут… / Подойдет скоро наша пехота».

Сюжетная картина исторических событий, облеченная поэтом в балладную форму, воплощена с невероятной эмоциональной силой. Эффект восприятия усиливает повествование от лица комбата, от лица участника боя, единственного оставшегося в живых.

Художественным достоинством данной баллады является также и то, что автор вводит в рассказ две временные линии: военной время, когда героически сражался и погиб батальон А. Бельгина, и наши дни, когда каждый проезжающий мимо того героического места может остановиться и почтить память героев.

В финальной части стихотворения дается пейзажная зарисовка современного Крутого Лога: «…Лог Крутой – и сегодня по-прежнему крут. / Осторожно, водитель, на спуске. / Постоим здесь с тобою десяток минут / У села незабвенного русского. / Как дышать здесь легко! / Это трав аромат, / Это запах гречихи и хлеба… / Приглядись, здесь, у этих приземистых хат, / Небо выше, просторнее небо». Казалось бы, ничто уже не напоминает о тех страшных событиях, но память о них жива: «Лог Крутой… / Тишина, тишина – / Даже слышно березку на склоне, / Это плачет она, это шепчет она/ Мне балладу о том батальоне». Несомненным новаторством для баллады является и непринужденный разговорный стиль. Автор выстраивает эпизоды как диалог между командиром и его батальоном, а затем – между командиром и последним оставшимся в живых солдатом, что создает эффект достоверности. Мы воочию представляем события, очевидцами которых не были и не могли быть. Также диалоги помогают и эмоциональному восприятию баллады, отражая настроение солдат и командира батальона А. Бельгина.

Патриотическую линию в балладном творчестве И.А.Чернухина продолжает также «Баллада о смерти девочки», рассказ, который ведется от лица ребенка, находившегося в эвакуации и наблюдавшего все ужасы оккупации (вполне возможно, что данная баллада имеет автобиографическую основу).

Лирический герой рассказывает о смерти маленькой девочки: «Утром дождливым, в четыре / В доме эвакуированных / Умер маленький житель – / Смуглая девочка Ира… / Я был разбужен внезапно / Женским коротким криком. / Потом все замолкло, и в доме / Ходики только тикали».

Показана мать умершей девочки, интеллигентная женщина, отдававшую все для своей дочери: «Светало… / В комнате смежной , / Где крик разорвался и сгинул, / Увидел я Иркину маму – / Бледную тетю Полину… / В горло вонзались нервно / Тонкие пальцы руки ее… / Судачили, что до войны она / Пела в театрах Киева. / Ее называли красивой, / И почему-то вздыхали…».

Лирический герой, наметив линию судьбы матери умершего ребенка, рассказывает и о ее жизни в оккупации: «Ходила она в телогрейке / И довоенной шали. / Была эта шаль единственным / Ее украшением печальным. / В нее она кутала Ирку / В нетопленном доме ночами. / Худенькая, как подросток, / Она уставала очень… / Но после работы сразу / Бежала за хлебом в очередь. / А вечером редко, но пела / Она задушевно, печально… <…> Про Днепр и высокое небо, / Про верного и коханого…». Далее нам дано знать о судьбе мужа тети Полины: «А писем ей все-таки не было./ И не было ей переводов / По воинскому аттестату… / Шептались об Иркином папе / Как о погибшем солдате. / Но Иркина мама ни разу/ Не говорила о муже… / Шли с фронта тревожные вести. / С едой становилось все хуже…».

Тем не менее, эта женщина держалась уверенно: «Держалась она уверенно / И никогда не плакала. / На рынке за хлеб и картошку / Меняла последние платья… / Я только однажды видел / В глазах ее темных слезы, / Когда заболела Ирка / В марте туберкулезом…».

Сильная женщина была сломлена. Известие о болезни единственной любимой дочери надорвало ее, а смерть окончательно сломала твердый, уверенно борющийся за выживание дух: «А там на полу бездыханно, / В рубашке одной, босая / Сидела тетя Полина / С распущенными волосами». Впоследствии у лирического героя не осталось более тяжелых воспоминаний, чем то страшное утро, когда умерла маленькая Ирка: «Шумел монотонный дождик. / Мне боязно было и душно… / Я плакал впервые, как взрослый, / Уткнувшись поглубже в подушку. / Я плакал, как плачут мужчины – / Беззвучно, гортанно и трудно… / Я после не помню другого – / Такого тяжелого утра».

В этой балладе представлена история жизни и смерти. Мы увидели здесь все: и довоенное прошлое Иркиной мамы, и фронтовое настоящее мужа, отца семейства, тяготы и лишения жизни в эвакуации, болезнь и смерть ребенка. Также в произведении можно наблюдать и морально-нравственное взросление лирического героя, от лица которого ведется рассказ. Мальчик видит смерть и становится уже не мальчиком, а мужем («Я плакал, как плачут мужчины…»). Смерть становится самым страшным воспоминание о войне («Я после не помню другого – / Такого тяжелого утра»).

Таким образом, И.А. Чернухин трансформирует, наполняет традиционный жанр баллады новым содержанием, осовременивает. Героями его балладного творчества становятся герои Великой Отечественной войны (последний солдат из батальона А. Бельгина в «Балладе о героическом батальоне»), современники поэта, пережившие страшные годы войны (лирический герой из «Баллады о смерти девочки», сама умершая от туберкулеза Ирка и ее мать).

Реальные события современности даются в свете сопоставлений с историческими событиями легендарного исторического прошлого. Исторические повествования (на примере военной лирики) занимают центральное место в раскрытии патриотической линии в творчестве Игоря Андреевича Чернухина. Его произведения неповторимы и легко узнаваемы. Это не просто сюжетные повествования, но повествования о насущном, наболевшем, реальном. Они проникнуты не далекими нашему современнику романтическими мотивами, но историями реальных людей, узнаваемых и типичных представителей нашего времени. И в этом огромный художественный вклад И.А. Чернухина в создание нового жанрового балладного направления в белгородской поэзии рубежа XX – XXI веков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа имеет практическую направленность, т.к позволяет обогатить знания учащихся о ВОВ, о истории нашей области в военный и послевоенные периоды, дает возможность использовать данный материал на уроках литературы, истории, краеведения, на интегрированных уроках литературы и иностранного языка, а также на воспитательных часах или в качестве беседы на литературную тематику; также имеет воспитательный и толерантный аспект – учит формировать у учащихся активную гражданскую и патриотическую позицию (воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, ее культуре).

Наша страна одержала победу над Германией только благодаря смелости народа, его терпению и страданиям. Великая Отечественная война принесла столько горя. Игорь Чернухин своими стихотворениями просит нас не забывать, помнить и знать о тех страшных днях. Скорбные даты каждый раз возвращают нас в те страшные события…

Мне кажется, что к теме войны писатели разных времен и народов будут обращаться еще очень долгое время. А в нашей стране эти страницы истории всегда будет присутствовать и в песнях, и в фильмах, и в стихах… Это наша память.

1.5. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Словарь литературоведческих терминов / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М.: Просвещение, 1774. – 510 с.

2. Чернухин И.А. Берег памяти: стихотворения. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1976. – 70 с.

3. Чернухин И.А. Город надежды: книга стихотворений. – Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2006. – 320 с.

4. Чернухин И.А. «Между прошлым и будущим…»: История одной жизни. – Белгород, 2012.

5. Чернухин И.А. Мозаика века. – Белгород: Крестьянское дело, 2003. – 144 с.

6. Чернухин И.А. Поющая ветка. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1987. – 94 с.

7. Чернухин И.А. Стихотворения. Баллады. Поэмы. – Белгород: Отчий край, 2003. – 444 с.

Просмотров работы: 8