Создание календаря подготовки к ЕГЭ по русскому языку

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Создание календаря подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Гадеев И.Р. 1
1МОБУ лицей с.Булгаково
Гадеева Г.Р. 1
1МОБУ лицей с.Булгаково
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человечество в свое время придумало уникальный «инструмент измерения времени» - календарь. Время нельзя измерить линейкой, шагами, локтями или пальцами. Мерку для времени надо было искать в самой природе.

Древний человек долго наблюдал за явлением природы, пока не понял, что самой надёжной мерой является движение Солнца и Луны. Они, как казалось, всходили, двигались по небосклону, и уходили за горизонт, не ускоряя и не замедляя своего «шага». Утро, полдень, вечер, ночь — вот первые приблизительные мерки времени. Они не были точными, но довольно долго удовлетворяли потребностям первобытного человека.

Я решил создать календарь подготовки к ЕГЭ на основе письменных работ своих одноклассников. Важно, чтобы ученики каждый день уделяли подготовке 30–60 минут самостоятельной работы. Каждый месяц посвящен работе над определенным блоком экзаменационных заданий. Это значит, что каждый день ученику необходимо выполнять задания из этого блока. Наряду с основным заданием, рекомендуется задавать дополнительные упражнения на проработку слабых сторон.

Актуальность. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена - серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Календарь поможет распределить правила по русскому языку в течение месяца, чтобы улучшить качество подготовки к экзамену. Такой распорядок имеет больше рекомендательный характер и не обязательно должен строго соблюдаться.

Таким образом, наша цель изучить историю календаря, его развитие до наших дней. Создать свой календарь подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:

Узнать все о возникновении календаря.

Сделать сравнительный анализ письменных работ одноклассников по заданиям ЕГЭ.

Собрать и изучить теоретический материал подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Разработать дизайн своего календаря.

Объектом исследования выступают тестовые задания ЕГЭ по русскому языку.

Предмет исследования – календарь подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Гипотеза если тематические календари созданы напоминать о событиях, нести познавательную, рекомендательную информацию, то содержание календарей должно соответствовать интересам и возрасту читателя.

Методами исследования в работе выступают:

1. Анализ научной литературы.

2. Анализ интернет - ресурсов.

3. Анализ письменных работ учащихся 10 класса.

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемых источников и литературы.

Глава 1. История зарождения календаря и его развитие до наших дней.

В результате анализа опроса одноклассников выяснилось, что 83% совсем не знают, когда был придуман календарь и 17% опрошенных людей ответили, что календарь появился давно. Это доказывает актуальность выбранной мной темы.

Первобытные люди вели счет дням на пластине из кости. Отметки на этой кости регистрируют перемещение Луны по небу.

Народы, жившие на территории Западной Европы, оставили после себя гигантские сооружения из стоящих по кругу каменных глыб - кромлехи. Самому известному кромлеху, Стоунхенджу на юго-западе Англии, уже 4000 лет.

Астрономы выдвинули гипотезу, что Стоунхендж – это доисторический вычислительный механизм, астрономический календарь или астрономический калькулятор т.к. расположение камней имеет непосредственное отношение к движению Солнца, Луны и других планет.

Расположение камней указывает линии восхода и заката солнца и луны к ключевые дни, особенно во время летнего и зимнего солнцестояний. Жрецы могли использовать 30 Y-шахт и 29 Y-шахт как календарь.

На сегодняшний день единой теории, которая объясняла бы загадочное и легендарное прошлое Стоунхенджа, пока нет.

   
 

Самый ранний календарь, о котором сохранилось письменное свидетельство, был изобретен шумерской цивилизацией из Южного Ирака. Приблизительно к 3000 году до нашей эры шумеры придумали сравнительно простой календарь для двух времен года (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней в каждом. Продолжительность месяца регулировалась по наблюдениям за Луной; каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении серпа убывающей Луны. Чтобы компенсировать разницу между сезонным и лунным годом, шумеры просто добавляли лишний месяц, когда возникала такая необходимость.

Нет таких цивилизаций - ни современных, ни древних, у которых бы не было потребности в счете времени.

В огромном множестве древних календарей – лунные календари, самые распространенные. И это естественно, так как для отсчета времени по фазам Луны не нужны ни астрономические приборы, ни специальные астрономические знания - достаточно невооруженного глаза и ясного неба.

Распространенность в древности лунных календарей подтверждается разнообразием соответствующих ископаемых артефактов - фрагментами каменных и керамических лунных календарей цивилизаций Месопотамии, изделиями из кости и изображениями на камнях эпохи неолита, различными мегалитическими сооружениями и пр.

Солнечные календари были у древних египтян и майя.

История европейского календаря начинается в Древнем Египте около четырех тысяч лет до нашей эры. Основанная на земледелии жизнь египтян была привязана к сезонным циклам Нила. Египетские жрецы заметили, что ежегодный разлив великой реки начинался сразу после летнего солнцестояния (ныне - 21-22 июня). И в это же время в предутреннем небе появлялась звезда Сириус после 70-дневного периода ее невидимости. Установив связь между этими явлениями, древние звездочеты на основании вычислений восходов Сириуса научились предсказывать начало нильских разливов, с которых начинался хозяйственный год. 

Египтяне определили год как период между двумя солнцестояниями и посчитали его равным 365 дням. Он состоял из 12 месяцев по 30 дней. 
Последние пять дней года, не входившие ни в один месяц, были праздниками в честь детей бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды.

Майя следили за движением небесных светил с сооружений, похожих на башни современных обсерваторий. А свои наблюдения они излагали в рукописях.

Древние майя создали особые календарные системы, которые были так сложны, что разобраться в них могли лишь посвященные жрецы – астрономы.

   

Календарь древних майя

Во времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь. Он был создан в результате реформы, проведенной в 46 г. до Р.Х. императором Юлием Цезарем и введен с 1 января 45 г. до Р.Х. Верховный жрец, полководец, писатель Гай Юлий Цезарь, прежде чем затеять реформу календаря, побывал в Египте, где ознакомился с египетским солнечным календарем.

В честь этого великого римлянина получил название месяц июль. А сам календарь, преобразованный по велению Цезаря Созигеном, именуется юлианским. Но окончательно календарная реформа была завершена только в 8 г. до Р.Х. во время правления императора Августа. В его честь месяц Секстилис был переименован в Август (Augustus).

По приказу императора начиная с 8 г. до Р.Х. в високосные года прибавляли дополнительный день. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был прибавлен один день за счет февраля, одновременно один день сентября переносился на октябрь и один день ноября  на декабрь.

В 1582 году по указу папы римского Григория XIII произошел переход на новый календарь — григорианский.

Современный календарь берет начало от древнеримского юлианского календаря, который был введен с 1 января 45 года до нашей эры в результате реформы, осуществленной в 46 году до нашей эры Юлием Цезарем. 

В 1582 году жители Рима легли спать 4 октября, а проснулись на следующий день – 15 октября. Счет дней был передвинут на 10 суток вперед, и день после четверга 4 октября предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября. Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII.

Григорианский календарь общепризнан в настоящее время. Интересно заметить, что и он не является абсолютно точным солнечным календарем. Ошибка в один 1 день в нем набегает за 3300 лет. Это, в частности, приводит к тому, что сейчас солнце проходит через точку весеннего равноденствия почти на 3 часа раньше, чем 400 лет назад. Позже были предложены более точные календарные системы, однако они не прижились.

1.2 Что такое календарь?

Вернемся к анкетам моих одноклассников. На вопрос: «Что такое календарь?» 91% учеников ответили, что это лист бумаги на котором написаны месяцы и числа. Некоторые написали, что это очень полезная вещь в доме. В чем-то мои друзья и правы, но разберем этот вопрос подробнее.

 И что же такое календарь?

Календарь – это система счета промежутков времени. Слово «календарь» пришло к нам от древних римлян. Оно произошло от латинских слов "caleo" – провозглашать и "calendarium" – долговая книга. Это связано с тем, что в Древнем Риме начало месяца провозглашалось особо, а первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам. Так, первое января римляне называли «Calendae Januariae».

Разные народы считали время по-разному. В одних календарях в основу положена смена фаз Луны – лунные календари; в других – смена времен года – солнечные; в третьих продолжительность года согласовывалась со сменой времен года, а отсчет месяцев связывался с фазами Луны. Такие календари называются лунно-солнечными.

1.3. Какие бывают календари?

По конструкции различаются КАЛЕНДАРИ отрывные, перекидные, в виде книжного или листового издания (табель - календарь, календарь - карточка, календарь - открытка, календарь - плакат и т. д.). Календарь может быть изданием текстовым и изобразительным (когда основной материал — изображения, чаще всего художественной репродукции).

В ходе своей работы я выяснил, что существуют различные календари:

Православный календарь.

Календарь знаменательных дат и событий.

Календарь народный (народных примет).

Календарь рыболова.

Лунный календарь садовода.

Календарь праздников.

Наиболее часто встречаются календари праздников.

Праздники России.

Можно выделить четыре группы:

Государственные праздники.

В настоящее время в России отмечаются семь государственных праздников. Среди них - как те, что остались от предыдущих исторических периодов, так и те, которые связаны с новейшей историей страны - обретением суверенитета, изменением государственной идеологии. 

Число государственных праздников России не совпадает с числом официальных праздничных нерабочих дней: так, Рождество Христово является выходным днем, не имея при этом статуса государственного праздника.

Профессиональные праздники.

Народные праздники.

Тысячи лет календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался в ритуальных чащах и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Но календарь важен те только буднями, его всегда украшают веселые праздники.

Глава II. Календарь подготовки к ЕГЭ по русскому языку

В ходе своей исследовательской работы я узнал много новых и интересных фактов по истории календаря, и мне пришла интересная мысль – создать свой календарь. Есть календари государственных праздников, есть лунный календарь садовода, календарь народных примет, календарь рыболова и много разных календарей.

Какой календарь создать мне? Хотелось придумать такой календарь, которого нет еще ни у кого, и чтобы он был не просто листком исписанной бумаги, а имел практическое применение в моей жизни. После некоторых размышлений, я придумал!

Получился своеобразный календарь – памятка. Созданный мною календарь я планирую подарить своим сверстникам.

В результате получился календарь (Приложение 1), в котором в хронологическом порядке расположены тестовые задания ЕГЭ по русскому языку. Здесь можно найти информацию как теоретическую, так и практическую. В данном календаре нашли отражение те задания, которые требуют запоминания определенных правил, а также слова, написание которых нужно запомнить.

Месяц

Содержание

 

Январь

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

Средства предложений в тексте.

26. Языковые средства выразительности

 

Февраль

4. Постановка ударения

 

Март

5, 6. Паронимы

 

Апрель

7. Морфологические нормы

 

Май

8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы определения.

 

Июнь

Каникулы.Чтение рассказов

 

Июль

Каникулы. Чтение рассказов

 

Август

Каникулы. Чтение рассказов

 

Сентябрь

9-12. Правописание корней, суффиксов, приставок и окончаний.

 

Октябрь

13-15. Правописание НЕ и НИ. Слитное/дефисное/раздельное написание слов -Н- и

-НН- в суффиксах.

 

Ноябрь

Подготовка к итоговому сочинению.

 

Декабрь

16-21. Пунктуация в СПП, в предложении с однородными членами, в предложениях с обособленными членами.

Этапы создания календаря

Материалы, оборудование, информационные ресурсы:

- компьютер;

- печатная бумага;

- цветной принтер;

- прикладная программа Microsoft PowerPoin;

- фотографии, рисунки выполненные автором в графическом редакторе Paint .

Этапы работы над проектом:

- создание документа Microsoft PowerPoint;

- создание таблиц, их заполнение и оформление (применение стилей);

- вставка рисунков, выполненных ранее в графическом редакторе Paint (оформление применение стилей);

- оформление документа (фон, шрифт, дизайн);

- печать готовой работы;

- соединение при помощи брошюратора.

Заключение.

К услугам календаря люди прибегают ежедневно. Работа и личная жизнь каждого человека – все зависит от определенного календарного плана. Нельзя себе представить современное общество без календаря. В результате работы я выяснил, что практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самым, беречь своё время. Календарь заметно вошел в нашу жизнь, и обратно уже хода нет. Вот, казалось бы, маленькая вещь, а без нее нам невозможно прожить и несколько дней. Работая над проектом, я изучил историю календарей, рассмотрел разнообразие календарей, проанализировал несколько видов календарей. В результате я создал собственный календарь подготовки к ЕГЭ по русскому языку, который, как я думаю, на сегодняшний день очень актуален.

Проанализировав литературу, могу смело утверждать, что:

1) календарь является хитроумным изобретением человечества;

2) гениальность календаря заключается в периодичности повторения циклов движения небесных тел;

3) календарь имеет важное значение в жизни современного человека.

Исследовательская работа вызвала интерес, потому, что:

- в ходе исследования я узнал, что пользоваться календарями люди начали много тысяч лет назад.

- первые календари очень отличались от современных календарей по дизайну, по содержанию.

Но все календари отражали интересы людей своего времени, в них обязательно присутствует определённая система счёта продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Мы решили все поставленные задачи:

Узнать все о возникновении календаря.

Сделать сравнительный анализ письменных работ одноклассников.

3. Выяснить, что такое календарь? Изучить, какие бывают календари?

4. Собрать и изучить теоретический материал подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

5. Разработать дизайн своего календаря.

В своей исследовательской работе мы пришли к выводу о том, что тематические календари были рассчитаны не на спешный взгляд и быстрое прочтение, а на внимательное изучение всех деталей.

Изучив содержание тестовой части ЕГЭ по русскому языку, я постарался создать такой календарь, который стал бы для подростков советчиком в подготовке к ЕГЭ. Наша гипотеза подтвердилась. Значит, если тематические календари созданы напоминать о событиях, нести познавательную, рекомендательную информацию, то содержание календарей должно соответствовать интересам и возрасту читателя.

Я считаю, что моя работа будет полезной для многих ребят, которые готовятся сдавать ЕГЭ по русскому языку.

Список использованной литературы

Беляева Н.В. Готовимся к Единому государственному экзамену. Итоговое сочинение: пособие для учащихся. М.: Русское слово, 2018.

Беляева Н.В., Новикова Л.В., Зинин С.А., Зинина Е.А. Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. От выбора темы к оцениванию по критериям. Методические рекомендации. М.: Национальное образование, 2019.

ЕГЭ. Русский язык: тематический сборник заданий / Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2020. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе)

Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно – методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. — Ростов н/Д. : «Легион - М», 2020.— 192 с. -(Готовимся к ЕГЭ)

Сайт подготовки к ЕГЭ по русскому языку https://rus-ege.sdamgia.ru/?redir=1

Сайт с правилами https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya

Приложение 1

Просмотров работы: 112