Знакомая незнакомка

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Знакомая незнакомка

Одокиенко Э.И. 1
1МБОУ СОШ имени М.И.Калинина
Узенбаева В.Р. 1
1МБОУ СОШ имени М.И.Калинина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

На опушке есть избушка,
Там живёт одна старушка.
Уже много-много лет,
И друзей у неё нет.

1. Выбор темы исследования

Маленьких детей, когда они долго не засыпают или не слушаются, иногда взрослые пугают: «Вот не будешь слушаться, прилетит Баба – Яга и утащит тебя далеко – далеко». Я тоже бывало пугала Бабой – Ягой своего братика Романа. Но недавно, его вопрос «Откуда взялась Баба – Яга?» заставил меня задуматься. Вроде и знаю про эту злую и ворчливую старуху, живущую в глухом лесу и совершающую плохие поступки. Справедливости ради, в некоторых сказках, она предстаёт перед нами доброй старушкой, которая помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Но откуда Баба Яга взялась? Существовала ли она на самом деле? На эти вопросы у меня ответов не было. Решила провести своё исследование, которое назвала «Знакомая незнакомка».

Актуальность темы исследования:

Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от гусей-лебедей и многое другое. Самым популярным сказочным персонажем является Баба Яга. А кто она, в сущности? Мне представляется прекрасная возможность рассмотреть персонаж Бабы Яги поближе, разносторонне изучить его. Ответить на многие волнующие вопросы. Этим и объясняется актуальность выбранной мною темы.

2.Цель исследования – узнать происхождение сказочного персонажа

Бабы – Яги.

3.Задачи исследования:

- провести опрос среди учащихся на предмет их знания этого сказочного персонажа;

- изучить этимологию имени Бабы – Яги;

- выяснить происхождение сказочного персонажа;

- определить отношение людей к сказочному образу Бабы – Яги.

4. Объект исследования, предмет исследо­вания

Объект исследования – Интернет, словари, русские народные и авторские сказки.

Предмет исследования образ сказочного персонажа Бабы – Яги.

5. Гипотеза исследования

Я предполагаю, что узнаю о Бабе – Яге много интересного;

могу предположить, что образу сказочного персонажа Бабы – Яги предшествовали реальные события.

6. Методы исследования

- метод опроса – тестирование;

- использование ресурсов сети Интернет и опубликованных источников по данной теме;

- знакомство с русскими народными и авторскими сказками;

- просмотр мультфильмов и кинофильмов для создания образа Бабы Яги.

7. Практическая ценность работы заключается в том, что данный материал можно использовать на уроках литературного чтения и внеклассной работе в качестве дополнительной информации, для получения знаний о сказочных персонажах.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Этимология имени

Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, я читала толковые словари, смотрела Интернет, и вот что у меня получилось.

В толковом словаре И. Ожегова « баба-яга» - это замужняя женщина или бабушка, а также в русских народных сказках – старуха колдунья. [1]

В иллюстрированном словаре Даля даётся толкование «яга, ягавая, ягая» - род ведьмы, злой дух, безобразная старуха. [2]

В книге В.П.Аникина «К мудрости ступенька» я прочитала, что Баба-яга – персонаж славянской мифологии и фольклора славянских народов, старуха – чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. [5]

«Этимологический словарь» Н. М. Шанского объясняет, что слово Яга – восточнославянское, имеет первоначальное значение «неприятная, злая». [4]

В Интернете высказывают различные точки зрения на происхождение этого слова. Например, считают, что слово Яга:

1. Образовано от древнерусского ягать – «кричать, шуметь».

2. Во всех наименованиях Бабы Яги прослеживается очень древний корень, который ученые реконструируют как *jegъ, что означает злой, мерзкий. [12]

3. Имя Бабы Яги связано с названием определённого предмета. В толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой говорится, что «Яга» - это шуба мехом наружу (аналогичное толкование даёт и словарь В.И. Даля). [3]

4. Сочетание Баба-яга возникло путем сращения слов баба (старуха, женщина) и яга (злая; злость, болезнь).

5. Яга – от слова Йога – жрица, владеющая тайнами древних учений. Баба – почетное слово на Руси. Баба – значит опытная, мудрая, ведающая.

6. У малых народов Сибири Яга – Яга значит «первая, одинокая» или «река, несущая в потусторонний мир». [13]

Изучив словарные статьи, я пришла к выводу, что однозначного толкования слова «Яга» нет, но я придерживаюсь версии, что Баба Яга - это сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу, ведьма.

2. Истоки происхождения образа Бабы – Яги

Откуда появилась Баба – Яга? Я выяснила, что существует несколько точек зрения на этот счет.

2.1 Баба – Яга – дальняя родственница славянского языческого божества

Первое письменное упоминание о Бабе-Яге относится к 1591 году. В книге английского дипломата Джильса Флетчера, посетившего Россию, говорится о Бабе-Яге, которая «есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы о будущем». [9]

Но ведь и в славянских культурах фигурируют злые колдуньи, про которых сложили немало сказок и легенд.

У Яги есть прототипы в других странах:

польская Ендза, Ендзина, Еджибаба;

чешская Ежибаба, Езинка;

украинская Яга-вiдьма;

белорусская Яга-баба;

сербская Ега-баба;

словацкая Ежи-баба, Яга-баба, Лежи-баба;

у молдаван – баба Хырка;

у греков ей соответствует Геката — страшная трехликая богиня ночи, колдовства, смерти и охоты;

у германцев — Перхта, Хольда (Хель, Фрау Халлу);

у индийцев — Кали. [8]

Сказочный персонаж Бабы – Яги почти всегда резко негативный, даже пугающий. Например, в мультфильме «Ивашка из Дворца пионеров» Яга с её присказкой «Будешь ты у меня, Ивашка, под простоквашкой!» вообще получилась кровожадной. Возьмём сказку братьев Гримм «Гензель и Гретель». Правда, немецкая Яга в отличие от русской, заманивает детей изящным домиком, изготовленным из аппетитных пряников и сладких леденцов. Но, как и у нашей, у неё плохое зрение: «У ведьм всегда бывают красные глаза, и видят они плохо, но зато у них нюх как у зверей».[6]

Все прототипы Яги живут в лесу, командуют зверями и птицами и сами могут превращаться в разных животных. Так что, вероятнее всего, Баба-Яга – дальняя родственница одного из славянских языческих божеств, которое с принятием христианства стало считаться лесной нечистью.

2.2 Баба – Яга с Востока

Существует теория, что она пришла к нам с Востока. После монгольских набегов татары забирали детей и крепких мужчин (если не убивали их) в плен. Попавший в плен считался умершим, так как он практически никогда не имел возможности вернуться (воскреснуть), и близкие теряли его навсегда. Будто бы в ту пору матери пугали непослушных детей: «Вот придёт бабай-ага (по-тюркски - «старый господин») и заберёт тебя». [13]

Получается, что конструкция бабай-ага превратилась в Бабу Ягу? Возможно.

2.3 Баба – Яга королева племени Центральной Африки

Писатель Григорий Климов в своей книге «Имя моё – легион» пишет, что Баба-Яга из русских сказок жила совсем не в России, а в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов ягга. Поэтому её стали называть королева Ягга. Позже, уже у нас на родине, она превратилась в людоедку Бабу-Ягу. Произошло это превращение так. В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли монахи-миссионеры. В районе бассейна реки Конго появилась португальская колония Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управлял смелый воин Нгола Мбанка. Вместе с ним жила его любимая младшая сестра Нцинга. Но вот сестрёнке тоже захотелось поцарствовать. Она отравила своего брата и объявила себя королевой. В качестве счастливого амулета, дающего власть, любящая сестра повсюду таскала с собой в сумке кости своего брата. Отсюда, наверное, и появилось непонятное выражение «Баба-Яга – костяная нога». [7]

Позднее два монаха-миссионера написали о королеве Ягге целую книгу, в которой описывали не только способ её прихода к власти, но и принятие ею на старости лет христианства. Эта книга будто бы попала в Россию, и здесь из рассказа о негритянке – людоедке получилась сказка о русской Бабе-Яге.

2.4 Страх перед неизведанным

Во всех сказках Баба-Яга живёт только в самых дремучих лесах. Учёные предполагают, что восточнославянские племена, осваивая земли на север и на восток от своих исконных земель, попадали в невиданные прежде леса. Люди воспринимали эти места с тревогой, как враждебные. Мало того, но Баба Яга живет ещё и на болоте. Болота русские люди с древних времен воспринимали с ужасом. Там живет всякая нечисть – лешие, русалки (утопленницы) и Баба Яга, там ядовитые испарения, там трясины. Поэтому Бабу Ягу так боятся. [15]

2.5 Обряд перепекания

Еще одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Отношение к знахаркам было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то чёткого представления о них не было.

У славян существовал обряд «перепекания» для слабых и больных детей. Знахарка клала ребёнка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Этот обряд, немного в искажённом виде, мы встречаем в сказках, где Баба Яга часто похищает детей и стремится изжарить их в печи. [15], (приложение 1).

2.6 Ступа вместо ракеты

Баба Яга – инопланетянка. Специалист по аномальным явлениям Юрий Росциус считает, что люди не могли придумать бабу Ягу, так как их сознание было примитивным, и они описывали только то, что видели. И рассказать об увиденном могли только знакомыми им терминами. Например, у индейцев Америки до сих пор хранится устное предание о сошествии с небес на Землю Огненного Бога на огненной колеснице. А в нём, как считают ученые, отразился всего лишь факт падения Аризонского метеорита около 50 тысяч лет назад. Исследователь пришел к выводу, что Землю в далёком прошлом посетили представители инопланетной цивилизации, среди которых была Баба Яга. Он предлагает доказательства этой версии.

Первое. Русская ступа, как считает учёный, сходна по форме с формами современных ракет, самолетов, торпед. (приложение 2)

Второе. В русских сказках мы встречаем такие строки: «Стоит избушка на курьих ножках, нет у нее ни окон, ни дверей. И лежит там Баба Яга, из угла в угол ноги уперла». По всем описаниям Яга была обычного роста. Но тогда почему ее жилище так мало? Если предположить, что описываются габариты и конструкция некоего космического корабля, служащего временным обиталищем Яги на Земле, тогда легко находят объяснение теснота жилища и отсутствие в нём окон и дверей.

Третье. В сказках Баба Яга описывается настоящим страшилищем. Вероятно, она была просто не похожа на землян. А её внешний вид был обусловлен атмосферой, климатом и другими параметрами жизни на её планете. (приложение 3)

Четвертое. Из сказок: «Она летает за человеческим мясом, варит его и ест». Инопланетянам было бы интересно узнать, из чего мы состоим. Поэтому похищение Бабой Ягой свежих трупов было естественно (может, живых детей она воровала на время, чтобы вставить чип и в будущем сделать их своими «контактёрами»). А её «колдовство» над кипящими котлами – всего лишь описание работы в химической лаборатории по изготовлению скелетов человека. [11], (приложение 4)

2.7 Повелительница мира мёртвых

Живёт Баба Яга в лесу, в глухом и заброшенном месте. Вокруг её избушки – забор из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В некоторых вариантах ворота – рот с острыми зубами. Дом Бабы-Яги всегда изображали стоящим на когтистой лапе. Избушка на курьих ножках в подмосковном музее-усадьбе Абрамцево – настоящее произведение искусства. Она была построена в 1883 году по эскизам художника Виктора Васнецова. (приложение 5)

В реальной жизни в Древней Руси тела покойников предавались огню, а пепел собирали в сосуд, уносили вглубь леса и помещали в так называемый дом мертвых. Прах заносили в дом, а из костей, привязанных к шестам, строили забор – вот, видимо, что послужило прообразом жилища Бабы Яги. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боялись навлечь на себя беду, но иногда в безвыходных ситуациях просили помощи.

Именно к Бабе – Яге приходят герои сказок за помощью. И она помогает и ничего за это не требует. Своих гостей встречает как хлебосольная хозяйка: сначала в баньке помоет, затем накормит, а потом уж и речь о делах ведёт. Но не всякому пришедшему к ней открывает баба Яга путь в царство Кощеево. Если человек добр, силен, умён и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир. В кельтских легендах колдуньи часто вручали героям оружие, а в русских сказках его заменяют волшебные предметы – ковёр – самолёт или клубок-проводник. Однако Яга даёт путнику не только средства «технической поддержки», но и ценную информацию. Она подробно описывает молодцу, с чем ему придётся столкнуться в загробном мире и как эти проблемы решить.

Люди верили, что мертвецы летают на гробах – Баба-яга летала на ступе. Так что Баба-яга это умерший предок, к которой можно обратиться за помощью. [15]

2.8 Прообраз Ягов и Касогов

В «Повести временных лет» содержится упоминание о племенах Ягов и Касогов. Жили они в районе нынешнего Туапсе. Это были кровожадные и свирепые воины, предполагают, что они были людоедами, а построенные на воде жилища на сваях могли послужить прообразом избушки на курьих ножках. [13]

2.9 Огненная женщина

Представьте себе далёкое прошлое славян. Люди начали обрабатывать землю, а чтобы получить поля, нужно было выкорчевать и сжечь деревья. Со всех сторон недружелюбные соседи. Тогда царил матриархат. Во главе племени стояла женщина, которая могла не только учить всех остальных, но и отстоять своё место. Бабой называли женщину, которая уже родила ребёнка. Одно из значений слова «Яга» - огонь. То есть получается, что баба Яга – женщина – огонь или огненная женщина. Я уже говорил, что глагол «ягать» означает – кричать. Это особый крик, в котором концентрировалась очень сильная энергия. Этот крик издавали охотники и роженицы. Исходя из этого, получается, что баба Яга – это женщина, которая знала и умела всё. [12]

2.10 Образ богини- матери или чёртова бабушка?

Учёные считают, что образ Яги – это трансформация древнейшего образа матери-богини, которая повелевает как судьбами мира, так и судьбами людей. Когда люди перешли от охоты к земледелию и скотоводству, мать-богиня стала восприниматься как хозяйка дождя, важнейшего и необходимейшего для посевов – она летает в огненной ступе с бурей, заметает следы огненным помелом (ветром). Она имеет, указывают исследователи славянской мифологии, огненные пальцы и острые железные зубы (это образ разящих молний). Ее длинные груди, которые можно забросить за плечи, – это образы дождевых туч. Ее длинные спутанные, растрепанные волосы – это образ дождя. Она распоряжается и мрачными дождевыми облаками, и громом грозы, и сверкающими молниями. В сказках Яга «охраняет источники живой воды», т.е. дождя.

А некоторые учёные высказывают мнение, что Яга – это чёртова мать или чёртова бабушка. Летает Баба Яга по воздуху, пользуясь ступой в качестве средства передвижения. А ступа – колода – прообраз гроба. Или прообраз копыта, костяной ноги – в этом связь с чёртом, ему приписывается такой фасон ступни, или связь с нечистой силой вообще. По народным легендам и сказкам, она может оборачивать людей в предметы или животных, насылать порчу, лишать жизни. Сама может оборачиваться змеёй, кобылой, коровой, деревом, вихрем, бурей, тучей, горой с пещерой, бесконечной стеной, различными предметами. [13]

Познакомившись со многими версиями, я подтвердила своё предположение, что образу сказочного персонажа Бабы – Яги предшествовали какие – то реальные события. Я сделала вывод, что можно согласиться с той версией, где говорится, что прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса.

ГЛАВА II. ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ БАБА – ЯГА?

В ходе своей исследовательской работы, я провела опрос среди учащихся 6 классов моей школы. В опросе участвовало 78 человек, не только ребята с моего класса, но и учащиеся из параллельных классов. Результаты опроса представлены в виде гистограмм.

На вопрос: «Где живёт Баба – Яга?» (рис.1) - больше всего ответов было про лес (38 чел.) и избушку на курьих ножках. (29 чел.) Девять человек считали, что Баба – Яга живёт на болоте и два человека написали, что она живёт в сказке.

Рисунок 1. Где живёт Баба – Яга?

Что касается характеристики Бабы – Яги, то многие учащиеся (46 чел.) придерживались мнения, что она может быть, как положительным, так и отрицательным персонажем сказки. Опять же два человека считали Бабу – Ягу доброй. (рис. 2)

Рисунок 2. Баба Яга – это добрый, злой или добрый и злой персонаж русских сказок?

 

2 ч.

30 ч.

На вопрос «Откуда Баба – Яга появилась?» было небольшое замешательство. Многие признались, что никогда не думали об этом. Догадки были разного направления. Некоторые ответы меня удивили. Один человек написал, что девушка занимающаяся колдовством превращается в Бабу – Ягу и ещё один человек написал, что это женщина, которая продала свою душу. В диаграмме ответы этих учащихся я объединила в один раздел. Никто из учащихся не предположил такой вариант, что Баба – Яга пришла к нам с Африки. (рис. 3)

Рисунок 3. Откуда Баба – Яга появилась?

 

2 ч.

 

6 ч.

23 ч.

3 ч.

По результатам опроса я выяснила, что ребята недостаточно знают о происхождении Бабы – Яги (как и я в своё время). Наметила себе, что ознакомлю ребят с материалами своего исследования по окончании работы.

ГЛАВА III. ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ К БАБЕ – ЯГЕ

В 2004 году заявку на звание родины Бабы-Яги подало небольшое село Кукобой Первомайского района, что находится на границе Ярославской и Вологодской областей. Там состоялось открытие настоящего музея сказочной бабки, на котором присутствовало местное начальство во главе с губернатором. Замысел селян понятен: Великий Устюг «прописал» у себя Деда-Мороза, Кострома – Снегурочку, а Баба- Яга оставалась бесхозной. (приложение 6)

Некоторые представители православной церкви возмущались: «Власть предержащие покровительствуют обожествлению своих любимых сказочных героев – Бабы-Яги и водяного. Искусственно создаются неоязыческие капища, в которых начинают совершаться псевдорелигиозные обряды. Тысячи людей вовлекаются в поклонение бесу, причиняя страшный вред своим бессмертным душам…»

Однако руководство православной церкви относится к героям русских сказок с юмором. Ведь при всей своей мрачноватой биографии она воспринимается нами как героиня комическая. Лучший способ не бояться зла – сделать его смешным. Именно так играли роль Бабы – Яги Георгий Францевич Милляр (приложение 7) и Татьяна Ивановна Пельтцер (приложение 8) в художественных фильмах «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Кащей Бессмертный», «Конёк-Горбунок», «Марья-искусница», «Золотые Рога», «Там, на неведомых дорожках». Образ Бабы – Яги живёт только в сказках. А сказки будут жить вечно. Следовательно, и бессмертная, ужасная, но комичная бабка, которую любят не только дети, но и взрослые. В общем, с детства и до старости Баба Яга рядом с нами…

Организаторы Музея ссылаются на то, что их Баба Яга – своего рода хранительница народных традиций и устоев. Интересный факт: во владениях Яги начинается «аномальная зона» - у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны. [10]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе своего исследования я прочитала много русских народных и авторских сказок, узнала значение непонятных слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования, познакомилась с версиями происхождения Бабы – Яги, определила отношение людей к образу сказочного персонажа. По сказкам я сделала вывод о сущности образа Бабы – Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Содержание моей исследовательской работы будет интересно при работе над сказками на уроках литературного чтения. Данный материал позволит сделать урок более интересным и разнообразным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова - М., 2010

2. Большой иллюстрированный словарь русского языка В. И. Даль – М.: Астрель, 2009г

3. Толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой

4. «Этимологический словарь» Н. М. Шанского

5. Аникин В. П. «К мудрости ступенька» / В. П. Аникин – М.: Детская литература, 1982г.

6. Братья Гримм «Гензель и Гретель» / - Рипол – Классик, 2012.

7. Климов Г.П. «Имя моё – легион» / - Советская Кубань, 1994.

8. Сказки народов мира / сост. Л.В.Ханбеков. – Минск: Юнацтва, 1985.

9. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/

10. Ильичева А. Баба Яга наша любимая. http://www.nanya.ru

11. Кузина С. Баба Яга была инопланетянкой. http://www.kp.ru

12. Руматович Е. Откуда взялась Баба Яга. http://www.sota.ee

13. http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа

14. http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm - картинки

15. http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7. Георгий Францевич Милляр в роли Бабы - Яги

Приложение 8.

Просмотров работы: 34