Цветовая палитра «Сказок Голубой феи» Лидии Чарской

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Цветовая палитра «Сказок Голубой феи» Лидии Чарской

Карасёва К.А. 1
1МБОУ "СОШ №13" г.Славгород, 2 Б класс
Зимина Ю.Х. 1
1МБОУ "СОШ №13" г.Славгород
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я люблю читать сказки. Мне нравятся русские народные сказки, литературные сказки А. С. Пушкина, Х. К. Андерсена, К. Чуковского. Но больше всего я люблю «Сказки Голубой феи» писательницы Лидии Чарской.

Лидия Алексеевна Чарская (Чурилова) – (1875-1937) одна из известныхдетских писательниц 20 века, чьё имя, бывшее в тени в годы советского периода, вновь привлекает внимание читателей.

Как и многие авторы, Л. Чарская использует в сказках цветовые обозначения, роль которых мы решили рассмотреть. Цветовая палитра – это набор определённых цветов, оттенков.

Цель нашего исследования: выяснить цветовую палитру «Сказок Голубой феи» и её роль в произведении.

Для достижения указанной цели исследования поставлены следующие задачи:

Рассмотреть сказки с точки зрения цветовой палитры.

Определить частотность использования цветов.

Выявить преобладающие цвета в «Сказках Голубой феи».

Для достижения поставленных задач мы использовали метод выборки и сравнительный, а также методмотивного анализа.

Гипотеза исследования: сказочные герои делятся на положительных и отрицательных. Предположим, что цвета, используемые писательницей для характеристики персонажей, тоже имеют положительную и отрицательную семантику.

Объектом исследования являются «Сказки Голубой феи» Лидии Чарской (18 сказок).

Предмет исследования – цветовая палитра «Сказок Голубой феи» Л. Чарской.

Практическая значимость исследования – материалы данной работы можно использовать при изучении русской литературы на предметных курсах и во внеурочной деятельности.

Актуальность данной работы: видение мира в цвете – одно из ярких ощущений, дарованных человеку природой. Цвет играет важную роль в жизни человека, в живописи, литературе. Выяснить, какую эмоциональную нагрузку несёт цвет в художественном произведении, всегда интересно и познавательно.

Новизна исследования заключается в том, что данная тема не получила достаточного внимания в отечественном литературоведении, о Чарской и её творчестве в прессе и критике мало публикаций.

Сроки исследования: октябрь 2021г. – январь 2022 г.

Обзор литературы

Изучив литературу по теме исследования, мы выяснили, что в «Толковом словаре» С. И. Ожегова слово палитра толкуется как многозначное. Палитра в переносном значении толкуется как подбор красочных сочетаний, цветовая гамма. (3, 213).

А. А. Матвеева в работе «Стиль сказочной прозы Лидии Чарской» рассматривает сказки писательницы с точки зрения их стилевых особенностей. Автор описывает стиль сказок Лидии Чарской как явление, родственное культуре Серебряного века.

Литературовед С. А. Новичкова в статье «Колоративная лексика в русском сказочном фольклоре» рассматривает колоративную лексику в русских народных сказках, символику цвета в русском фольклоре.

Основная часть.

Цветовая палитра «Сказок Голубой феи»

Многозначность голубого цвета

Голубой цвет в сказках обозначен уже в заглавии произведения, он сопровождает образ рассказчицы феи. Это цвет мечты и фантазии. Символика голубого цвета двузначна.

В сказке «Герцог над зверями» (4; 84) у герцога Лео голубые глаза, они светились голубыми незабудками, голубой цвет является символом добра: «Лео вскидывал на враждующих свои чудные, голубые глаза, и всё утихало, смирялось и успокаивалось в тот же миг.» Такие же добрые голубые, похожие на незабудки, глаза были у королевны из сказки «Три слезинки королевны», плакавшей при виде чужого горя. (4; 39).

В сказке же «Дуль- Дуль, король без сердца» «точно две голубые прекрасные незабудки были глаза короля», но голубой цвет здесь символизирует зло, потому что у короля не было сердца, он был жесток и беспощаден до тех пор, пока его слуга Иван не помог ему обрести настоящее человеческое сердце. (4; 44).

1.2. Цвета с положительной символикой.

К цветам с положительной символикой относится розовый цвет. Этот цвет символизирует в сказках покой, счастье, гармонию. Так, в сказке «Три слезинки королевны» король и королева, чтобы спасти дочь от смерти, окружают её розовым цветом: «Отец король … приказал выстроить для неё роскошный дворец, весь розовый. Стены, потолки, двери во дворце – всё было выкрашено в розовый цвет. Окна же дворца были плотно завешены розовыми занавесками, и сквозь эти занавески королевна видела всё в розовом цвете: и лес, и долину… Всё было розово и прекрасно.» (4; 30).

Основой психологии розового цвета здесь является любовь и обожание родителей.

В сказке «Волшебный оби» фея рассказывает о том, что у каждой японской девушки из состоятельной семьи непременно должен быть пояс из шёлковой розовой ткани. Розовый цвет является символом счастья и благородства, достатка.

Серебряный цвет – это цвет волшебства, благородства. В сказках он связан с появлением чудесных персонажей, изменяющих судьбы героев. В сказке «Подарок феи» серебряный цвет характеризует главного героя: «Много радостей, много счастья сеял вокруг себя ласковый и мудрый король Серебряная Борода». (4; 86).

В сказке «Король с раскрашенной картинки» «серебряная фея лунного света» является волшебницей, превращающей бумажного короля в живого, а потом в Короля-птицу. (4; 26).

Смех Лианы из сказки «Фея в медвежьей берлоге» был похож на серебряный колокольчик, такой же звонкий, чистый и благородный.

Близким по значению серебряному цвету является белый цвет. Л. Чарская использует его в традициях устного народного творчества, где он ассоциируется с понятием чистого, светлого. В сказках писательницы - это цвет ангелов, божественных волшебниц, цвет абсолютной истины и добродетели.

В сказке «Галина правда» белый цвет служит для обозначения ангелов: «Ждали её прекрасные белые существа, мальчики и девочки с серебряными крылышками за спиной.» (4; 57). В сказке мы видим белые хатки, белые сады, женщину в белой одежде, белый цвет здесь олицетворяет чистоту, правду.

В сказке «Подарок феи» белый цвет характеризует волшебницу Раду: «… стоит в углу его королевской опочивальни белая женщина, вся словно сотканная из солнечных лучей». (4; 88).

В сказке «Царевна Льдинка» мы видим белый дворец, белую пелену, которые являются символами добродетели, истины.

1.3. Цвета с негативной символикой

Золотой цвет в сказках соотносится с семантикой корневой морфемы. В отличие от фольклорной традиции, где данный цвет является символом роскоши, богатства, в «Сказках голубой феи» золотой цвет – это ещё и цвет гибели, слёз и несправедливости.

В сказке «Волшебный оби» героиня Хана обретает любовь и счастье, лишившись золотых нарядов и богатства.

В сказке «Чудесная звёздочка» золотой цвет является символом душевной пустоты, фальши героини Эзольды. Принцесса капризна, избалована, не ценит любовь и дружбу: «Жила в роскошном замке маленькая принцесса, хорошенькая, нарядная, всегда в золотых платьях и драгоценных ожерельях», и требовала «золотую кошку с бирюзовыми глазами». (4; 54).

В сказке «Мельник Нарцисс» золотой цвет является символом роскоши и внутренней пустоты, неискренности: «золотая корона», «балдахин с золотыми кистями».

В сказке «Царевна льдинка» от сияния золотых глаз Солнца растаяла царевна, золотой цвет олицетворяет горе и слёзы.

Чёрный цвет – это цвет горя, печали, несчастья. В сказке «Три слезинки королевны» к героям приходит женщина, одетая в чёрное, и называет себя Судьбой. Она предрекает несчастье. Герой сказки «Король с раскрашенной картинки» путешествует по своему королевству в виде огромной чёрной вещей птицы. Король желал бы изменить судьбу своего народа. Поэтому чёрный цвет – это ещё и цвет судьбы.

В сказке «Дуль-Дуль, король без сердца» мы видим чёрный лес, символизирующий мрак, несчастье для героя. (4; 50).

Серый цвет является не столько цветовым обозначением, сколько эпитетом, характеризующим внутренний мир героя. Серый цвет тождествен образу внешней уродливости, угрюмости, одиночества. Серый цвет сопровождает героя, обделённого судьбой. Так, например, характеризуется герой сказки «Фея в медвежьей берлоге»: «У серого Мишки не было никого. Совсем одинок на белом свете был серый лохматый Мишка.» Серый цвет – символ одиночества. Люди убили жену Мишки, медведицу и трёх его детей, медвежат, а его самого ранили, поэтому Мишка не любил людей, прятался в берлоге, был угрюм и одинок. (4; 24).

Рейтинг цветов в «Сказках Голубой феи»

Использование цветового разнообразия служит автору сказок инструментом для более яркого, эмоционального описания событий, происходящих в сказке. Язык цвета способствует более яркому восприятию характеров героев, их переживаний, мыслей и поступков.

Изучая цветовую палитру, использованную Л. Чарской в «Сказках Голубой феи», мы получили следующие результаты:

В сказках присутствие цвета отмечено 79 раз.

Наиболее часто писательница использует розовый цвет, он встречается 16 раз.

Голубой цвет – второй по частоте упоминания, он встречается в сказках 14 раз.

Немного отстаёт от голубого белый цвет, его присутствие в сказках отмечено 13 раз.

Четвёртое место занимает серебряный цвет. Частота его упоминания -12 раз.

А далее следуют:

Золотой – 11 раз

Чёрный – 10 раз

Серый – 3 раза.

В сказках «Чародей- Голод», «Живая перчатка», «Весёлое царство» присутствие цвета не отмечено.

Заключение

Проанализировав «Сказки Голубой феи» Л. Чарской, мы пришли к выводу: наша гипотеза подтвердилась.

Цветовая палитра «Сказок голубой феи» состоит из семи цветов: розового, голубого, белого, серебряного, золотого, чёрного и серого.

Цветовое разнообразие служит автору инструментом для более яркого описания событий, характеристики внешности героев, их мыслей и поступков.

Розовый, белый и серебряный цвета символизируют добро, истину, счастье, благородство. Золотой, чёрный и серый цвета сопровождают грустные, печальные события в жизни героев, их одиночество, неискренность. Голубой цвет двузначен.

Наиболее часто употребляемым в сказках является розовый цвет, наименее употребителен - серый.

Список использованных источников информации

Матвеева А. А. Стиль сказочной прозы Лидии Чарской. М., 2004 г.

Новичкова С. А. Колоративная лексика в русском сказочном фольклоре. М... 2009 г.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. Под ред. Чл. Корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М., Рус яз., 1986 г.

Чарская Л. А. Сказки голубой феи. М... 1997 г.

Просмотров работы: 157