SMS-сообщения как новый жанр речи

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

SMS-сообщения как новый жанр речи

Куликова В.Ю. 1
1МАОУ "Гимназия №1"
Баева М.В. 1
1МАОУ "Гимназия №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

1 Структурные элементы

1.1 Актуальность

За последние десять лет мобильные телефоны прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас сложней найти человека, у которого нет сотового телефона, чем тех, у кого они есть. Потребность в общении – сложное социально-психологическое явление. В наше время новых технологий оно выходит за привычные рамки простой беседы или письма, общение теперь приобретает все больше виртуальную форму.

1.2 Цель

Определить, можно ли SMS-сообщения отнести к новому речевому жанру, выяснить, засоряют ли SMS-сообщения русский язык

1.3 Задачи проекта

1 История SMS-сообщений и их жанры

2 Выявить основные признаки, по которым можно отнести к речевой деятельности

3 Достоинства и недостатки SMS-технологий

4 Особенности, которые можно выделить в SMS-сообщениях

5 Провести социальный опрос среди сверстников и определить, как часто люди используют SMS-сообщения в качестве средства общения

1.4 Объект исследования

Объектом моего исследования являются SMS-сообщения как новый речевой жанр.

1.5 Предмет исследования

Предмет исследования – SMS-сообщения и их использование в качестве средства общения.

2 Что из себя представляют SMS-сообщения

Мобильный телефон стал неотъемлемой частью современной жизни и доступным техническим средством, с помощью которого осуществляется речевое общение удаленных друг от друга людей.

Аббревиатура SMS переводится с английского языка как "сервис коротких сообщений". Короткие текстовые сообщения – альтернативная форма связи при помощи сотового телефона.

SMS-переписка представляет собой общение личного или делового характера по схеме «один - одному», осуществляемое посредством обмена SMS-сообщениями между двумя сотовыми телефонами.

3 История создания SMS-сообщений

В 1984 году инженерам-изобретателям пришла в голову замечательная идея - создать систему, которая позволяет обмениваться сообщениями, когда телефон абонента находится вне зоны действия сети или попросту выключен. Причём именно новый Цифровой стандарт мобильной связи, позволял им эту идею реализовать. В разработке новой системы передачи сообщений участвовали инженеры ведущих телекоммуникационных компаний, которые завершили проект новой технологии к 1989 году.

Первое в мире SMS-сообщение было отправлено 3 декабря 1992 года в Великобритании, спустя год после появления первой мобильной телефонной сети стандарта GSM в Европе.

И это первое сообщение несло в себе поздравления - С Рождеством!

«Merry Christmas» - "Счастливого Рождества"- так поздравил своих коллег, автор первого в истории человечества СМС, 22-летний британский программист Нил Папуорт, отправив СМС сообщение с персонального компьютера на мобильный телефон компании Vodafone.

4 Основные признаки, по которым можно сказать, что SMS- сообщения относятся к новому речевому жанру

- дистанционность (можно отправить из любой точки планеты на любое расстояние);

- целенаправленность (Стремление к определенной цели, подчиненность (мыслей, действий) одной определенной цели);

- краткость (изложение мыслей с использованием наименьшего количества слов);

- завершённость (полнота; законченность, готовность);

Экстралингвистические признаки данного речевого жанра определяют и его языковые особенности. Так, неформальность общения может подчеркиваться тем, что пишущий пренебрегает некоторыми правилами, а иногда специально делает ошибки. Чтобы максимально приблизить письменный текст к устной речи: Ща приду, тока в магазин заскочу.

5 Преимущества и недостатки SMS-сообщений

SMS переписка имеет несколько преимуществ и недостатков.

Преимущества SMS:

1) Это прежде всего сдержанный разговор. Сокращенный вариант общения. Также SMS полезно если вы не хотите чтобы были слышны шумы вокруг Вас.

2) Это занимает меньше времени, чем бы вы потратили на телефонный звонок.

3) SMS не требует работы на вашем компьютере, как например электронная почта.

4) SMS также удобный способ общения для глухих людей и людей с нарушениями функции общения.

5) SMS хранит Вашу информацию, на тот случай если вы ее набрали в телефоне и хотите отправить позже.

8) SMS можно отправить в одно и то же время нескольким людям из списка Ваших контактов в виде рассылки.

9) Через SMS можно проголосовать на конкурсе или опросе. Получить информацию относительно маршрутов, сеансов кино, погоды, новостей и др.

10) Возможность передачи информации при недоступности адресата

11) возможность редактировать, исправлять, дописывать;

Несмотря на свою популярность, услуги SMS сообщений получили некоторые критические замечания. Вот некоторые из них:

1) Вы должны за это платить. Некоторые компании берут плату не только за исходящие, но и за входящие SMS-сообщения.

2) Доставка сообщений не гарантируется. Вы можете предполагать, что известили нужных людей, а они могут не получить Ваши SMS или получить с большим опозданием. В периоды высокого напряжения, это может занять от нескольких минут или нескольких часов.

3) SMS-переписка недостаточно удобна для осуществления деловой интеракции, поскольку мультимедийные возможности сервиса ограничены. SMS только для передачи текстовых сообщений. SMS не поддерживается передача фотографий, видео или музыкальных файлов.

6 Особенности SMS-сообщений

Устная форма – живой диалог, письменное общение с помощью SMS-сообщений. Последние выделяются в особый жанр письменной разговорной речи, который реализуется как в форме диалога, так и в форме монологического высказывания. Этот речевой жанр стал полноправным компонентом современной языковой культуры.

Экстралингвистические признаки данного речевого жанра определяют и его языковые особенности.

SMS может обладать следующими типами особенностей:

- лексические особенности (Сообщения в чатах проявляют многочисленные лексические признаки, характерные для устной разговорной речи, например, авторы часто используют разговорные, молодежные выражения, а также диалектизмы и англицизмы);

- синтаксические особенности ( 1) употребление односоставных и неполных предложений; 2) преобладание простых предложений; 3) частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений);

- графические особенности (включающие себя особенности используемого алфавита, шрифта, размеров букв, цифр);

- особенности пунктуации (Пунктуация в текстах социальных сетей отличается от пунктуации в печатных текстах. В русском языке точка всегда стоит в конце предложения и выражает законченную мысль. В социальных сетях люди практически не ставят точек, из-за этого уловить законченную мысль становится весьма проблематично: «Занята я буду в пятницу не учусь». Многоточие — своеобразный антоним точки. В многоточии кроются два оттенка — 2 незаконченности и неуверенности; в текстах они могут появляться как вместе, так и порознь, кроме этого, с помощью многоточия обозначают пропуски в тексте. Вопросительный знак тоже противопоставлен вопросительный знак требует ответа);

- орфографические особенности (правильность/неправильность написания с точки зрения нормативной орфографии);

- другие особенности (в том числе использование эмоциональных маркеров смайликов).

Так, неформальность общения может подчеркиваться тем, что пишущий пренебрегает некоторыми правилами, а иногда специально делает ошибки. Чтобы максимально приблизить письменный текст к устной речи: Ща приду, тока в магазин заскочу. Отсутствие возможности интонирования в СМС-общении компенсируется более активным, чем в письменной речи, использованием многоточия, вопросительного и восклицательного знаков: Ты где???? У НАС КАНИКУЛЫ!!!!

Переписывающиеся люди находятся на расстоянии и невидимы друг для друга, поэтому они не имеют возможности сопровождать свои высказывания мимикой и жестами. Этот недостаток компенсируется смайлами, которые создают иллюзию одновременного говорения и действия, что, в свою очередь, создает эффект присутствия, хотя и довольно далекий от реального общения.

Приведем примеры текстовых смайлов, наиболее часто используемых пользователей SMS:

) – улыбка

:( – печаль

;) – подмигивание

:Р – язык

XD – смех

:`( – слёзы

:-* – поцелуй

Как и в других жанрах разговорной речи, в SMS-сообщениях отражается закон экономии речевых средств, что очень наглядно проявляется, например, в разного рода сокращениях, к которым прибегают пишущие, чтобы уменьшить время написания текста: фотик, мэйл, днюха, прив, инет и т.п.

Признаки разговорной речи в SMS-сообщениях:

- неподготовленность

- самопроизвольность

- краткость

- реализуется в формах диалога и монолога

- информативность

- использование речевых штампов

7 Социальный опрос

Проведя социальный опрос, мне удалось узнать следующее:

1 Как часто вы используете SMS-сообщения как средство связи?

94% людей используют SMS-сообщения как средство связи ежедневно

4% используют SMS-сообщения 2-3 раза в неделю

2% не используют SMS-сообщения совсем

2 Часто ли вы пользуетесь текстовыми смайлами?

47% используют смайлы всегда

35% используют только в некоторых случаях

18% не используют смайлы вообще

3 Как часто вы пользуетесь сокращением слов?

60% используют сокращение всегда

40% используют очень редко

10% не используют сокращения совсем

8 Вывод:

Итак, СМС-общение – это свершившийся факт современной жизни, ее неотъемлемая часть. Однако данный жанр вызывает неоднозначное отношение. Одни принимают эту форму общения и не видят разрушающего начала, другие высказывают тревогу за будущее русского языка, опасение, что орфографическая безграмотность станет тотальным явлением нашей действительности.

Просмотров работы: 1565