Ох, эти выразительные средства выразительности

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Ох, эти выразительные средства выразительности

Продан А.С. 1
1Автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Гимназия «Жуковка»
Сытник С.А. 1
1Гимназия "Жуковка"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Данная работа посвящена исследованию существующих в русском языке средств художественной выразительности и методике работы с ними на уроках русского языка, развития речи при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Обоснование выбора: Изобразительно-выразительные средства русского языка многочисленны и разнообразны. До сих пор нет чёткой их классификации. В некоторых учебниках используются разные термины, называющие эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, приемы, средства художественной выразительности. Умение обнаруживать в тексте самые распространённые средства выразительности необходимо и при анализе текста и при выполнении задании ЕГЭ по русскому языку и литературе. Многие испытывают затруднения при выполнении

задания № 26 .

Цель работы – изучить и систематизировать языковые средства выразительности речи, которые предлагаются для анализа в сборниках для подготовки к ЕГЭ , научиться безошибочно выполнять задание №26, и задания, связанные с анализом художественных текстов.

Постановка данной цели обусловила следующие задачи:

1. Изучить и обобщить теоретические сведения по теме проекта;

2. Систематизировать материал по данной теме, используя современные учебные пособия, материалы Интернета;

3. Провести детальный анализ изобразительно-выразительных средств языка, предложенных для анализа в тестах ЕГЭ 2020-22 годов.

4. Составить сводную таблицу средств выразительности;

5. Сделать наглядное пособие для систематизации знаний по теме;

6. создать презентацию то теме для учителей и обучающихся .

Методы: для нахождения средств художественной выразительности я применяла теоретический и эмпирический методы проектной деятельности. Среди теоретических методов ведущее место занимает метод анализа и систематизации.

Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами.

Во-первых, данная тема слабо представлена в учебниках и методических пособиях, а в материале по данной теме остро нуждаются учителя и выпускники при подготовке к ЕГЭ.

Во-вторых, данная тема представляет особый интерес, так как тайны языка до конца постичь невозможно, многие учёные занимаются исследованиями по теме, многие вопросы остаются спорными.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении изобразительно-выразительных средств преподавателями на уроках, внеклассных занятиях, а также при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Продукты проектной деятельности:

1.Презентация материалов проекта.

2.Сводная таблица средств выразительности

3.Наглядное пособие: тропы, приемы, лексические средства,

синтаксические средства. (Приложение №1)

4.Задания по теме ( Приложение №2)

5. Словарь средств выразительности ( Приложение № 3)

6. Презентация для учителей русского языка.

Основная часть

Глава 1.

Выпускники школы обязаны знать, распознавать и использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства языка. В материалах Единого государственного экзамена эти знания пригодятся при выполнении заданий повышенной сложности.

Результаты ЕГЭ показывают, что №26- одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно иметь полное представление об основных языковых средствах художественной изобразительности, знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами. Кроме того, нужно научиться так анализировать текст, чтобы не только обнаруживать эти языковые средства, но и правильно их называть. Знание художественно выразительных средств поможет лучше справиться со сложным заданием С1, в котором предлагается написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. В нём нужно не только высказать свою точку зрения по поводу затронутых в прочитанном тексте проблем, оценить речевое оформление текста, но и использовать яркие приёмы в оформлении своих мыслей, чтобы набрать баллы по критерию «Точность, богатство и выразительность речи выпускника».

Изобразительно-выразительные средства языка.

Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души.

В. Сухомлинский

Задание 26 приносит целых четыре первичных балла, то есть столько же, например, сколько с №9 по №12 вместе взятые. Времени же на решение оно требует гораздо меньше, если уметь пользоваться подсказками, данными в задании. Разберем алгоритм выполнения.

1. Задание представляет собой часть рецензии на текст, размещенный в КИМе между 21 и 22 заданиями.

Рецензия – (от лат. рассмотрение, отзыв о чем-либо) это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения, научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе и т. д.

Поэтому рецензия содержит сведения о художественно-выразительных средствах, использованных в предложенном тексте, а также подсказки, которыми надо уметь пользоваться. Тогда выполнять задание легко.

Все художественные средства делятся на четыре большие группы: тропы ,лексические, синтаксические и приемы. Хотя их все можно условно разделить на две; связанные с лексикой и синтаксисом.

Лексические зависят от значения слова, синтаксические – от построения фразы или предложения, а фонетические – от звучания. Необходимо поделить все термины, указанные в задании, на 4 основные группы и 1 добавочную (если она есть), подписать их и, используя подсказки в рецензии, выбирать уже не из 9 понятий, а 2 или 4. Так вы экономите время и исключаете ошибки.

Для того чтобы выполнять задание быстро, необходимо выучить деление всех средств выразительности на группы.

Проще всего запомнить их в виде таблицы.

Все теоретические пояснения терминов даны в сводной таблице.

Лексика делится на 2 группы: тропы и лексические средства.

Тропы:

Просмотров работы: 10