Мир фэнтези в современной литературе

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Мир фэнтези в современной литературе

Пацера П.А. 1
1МБОУ СОШ 1
Парфирьева М.В. 1
1МБОУ СОШ 1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Литература богата разнообразными жанрами, так что каждый человек может отыскать соответствующее его вкусам произведение. В широких читательских кругах, помимо классических образцов, очень популярны исторические и приключенческие романы, истории в жанре фантастики и детективы. Эти же жанры представляет множество знаменитых и опытных писателей разных периодов времени, придавая произведениям определенный имидж.

В современной литературе жанровый перечень значительно расширился, у каждого жанра есть свои поклонники и противники. Наиболее неоднозначны оценки произведений в жанре фэнтези, который многие не воспринимают всерьёз и предпочитают оценивать как легкое, развлекательное, не несущее в себе особой смысловой нагрузки чтение, хотя, например, по данным социологических исследований, каждая пятая прочитанная сегодня подростками книга написана в этом жанре. Часть из них удостоилась даже экранизации, что, естественно, помогло популяризировать такие произведения, как, например, «Гарри Поттер» Д.К. Роулинг или «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса.

Тем не менее, стоит отметить такие противоречия, связанные с развитием жанра фэнтези:

- первая заключается в том, что массовое увлечение фэнтези происходит в подростковом возрасте, в силу чего представители этой читательской категории могут сталкиваться с порицанием и даже травлей (в том числе в социальных сетях), исходящей от серьезно настроенных против данного жанра сверстников или более взрослых людей, в том числе со стороны собственных родителей;

- вторая проблема состоит в том, что в наши дни очень многие авторы пробуют свои силы в этом жанре и, соответственно, не получают должного внимания к своему творчеству, теряя возможности реализации писательского потенциала и загоняя себя в рамки иных жанров, которые считаются более «уважаемыми».

Таким образом, данное исследование будет актуально как для аудитории читателей, так и для начинающих авторов, что привлечет внимание заинтересованной аудитории к развивающемуся в современной литературе жанру фэнтези.

Объектом исследования станут основополагающие характеристики жанра фэнтези на примере произведений, появившихся в XXI веке.

Цель:

- рассмотреть основные аспекты и особенности жанра фэнтези, объяснить его практическую ценность для читателя и развития современной литературы.

Задачи:

- рассмотреть термин «фэнтези» в соотнесении с терминами «фантастика» и «научная фантастика» и выявить сходства и отличия терминов;

- изучить произведения малоизвестных авторов жанра фэнтези;

- выявить характерные черты жанра и соотнести их с классической литературой;

- сделать выводы на основе полученной информации.

II. Фэнтези как жанр современной литературы

2.1. Толкование понятия «фэнтези»

Как известно, предпосылки возникновения фэнтези сложились в Англии в конце XIX - начале XX века. Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных этому литературному явлению, его природа всё ещё остаётся во многом неясной, да и термин тоже трактуется по-разному.

Например, Википедия дает такое определение: «Фэнтези – это жанр спекулятивной фантастики, включающий магические элементы, действие которого обычно разворачивается в вымышленной вселенной и иногда вдохновляется мифологией и фольклором». Толковый словарь Кузнецова читаем: «Фэнтези – литературный жанр, в котором герои с невероятными способностями существуют в условной социальной и природной среде».

Ещё одно определение: «Фэнтези – (англ. Fantasy) – разновидность фантастики: произведения, изображающие вымышленные события, в которых главную роль играет иррациональное, мистическое начало, и миры, существование которых нельзя объяснить логически. В фэнтези действуют боги, демоны, добрые и злые волшебники, гномы, великаны, говорящие животные и предметы, мифологические и сказочные существа и т.п. Фэнтези – своеобразное соединение сказки, фантастики и приключенческого рыцарского романа». «Сказочной фантасмагорией вымышленных миров» называет фэнтези писатель Э. Геворкян. Наиболее чёткое определение фэнтези предлагает справочник «Русская фантастика ХХ века в именах и лицах»: «Фэнтези — это своеобразное сращение сказки, фантастики и приключенческого романа в единую («параллельную», «вторичную») художественную реальность с тенденцией к воссозданию, переосмыслению мифического архетипа и формированию нового мира в её границах».

Все данные определения носят скорее описательный характер и дают слишком широкую характеристику тем произведениям, в которых присутствует элемент необъяснимого, мистического, не поддающегося рациональному истолкованию. Тем не менее, именно благодаря сращению указанных выше жанров фэнтези истории прочно закрепились в современной литературе и достойны внимания читателя.

2.2. Особенности мироустройства и роль природы

Фэнтези имеет определенные черты, позволяющие его идентифицировать и выделить в отдельный литературный жанр. Многие считают его ответвлением жанра фантастики, другие – видоизмененным жанром приключенческих историй. В действительности же фэнтези является одновременно и симбиозом нескольких жанров (от ужасов до сказки), и совершенно новым явлением в истории литературы.

Важной особенностью фэнтези истории является ее мир. По мнению литературоведа Хализева В.Е., мир литературного произведения заключается в наличии «мертвой», пассивной и деятельной, личностной стороны. Если рассматривать первую в качестве фона происходящего действа, то, соответственно, вторая сторона будет являть собой персонажей, их особенности и характеры, событийные моменты. Однако природа, в некоторой степени воспринимаемая частью фона, таковой считаться не может, поскольку силы природы в литературных произведениях прошлых столетий не раз выступали в качестве проводника мыслей и чувств действующих героев. Впрочем, обычно этот факт не является достаточным, чтобы читатель воспринимал природу таким же важным действующим лицом, как и прочих персонажей. Возможно, потому, что сам писатель чаще всего не вкладывает в этот аспект значительный смысл. К примеру, помощь таинственных обитателей леса (животных, мифологических существ, растений, которых тоже, как правило, считают составной частью мира, окружающего человека), наделенных разумом, не является элементом традиционной литературы, однако данное явление широко распространено в фэнтези.

Сколько бы ни было произведений, транслирующих идею взаимосвязи человека с природой, ни одно из них, в отличие от фэнтези историй, не демонстрирует данное взаимодействие как полноправное партнерство. Отсюда же вытекает и возможность наличия в качестве персонажей произведения различных рас, действующих наравне с человеческой.

В мире фэнтези присутствуют элементы сверхъестественного, магического, что роднит его с миром сказок и мифов, что дает привязку к историческим событиям реального мира, поскольку мифы и легенды являются частью истории человечества и его культуры.

2.3. Интерпретация «вечных тем»

Вопреки распространенному мнению о том, что фэнтези литература не несет в себе глобального и значимого смысла, в таких произведениях присутствуют «вечные темы», так же как и в классической литературе. «Вечные темы» подразумевают собой нечто актуальное во все времена. Однако именно характеристика «во все времена» определяет и объясняет нестандартные интерпретации. Общество не статично, человек, а вместе с ним и литература, которая является плодом, результатом его творческой деятельности, тоже изменяются под влиянием временных тенденций. Например, основные ценности несколько сотен лет назад разительно отличались от нынешних, точно так же, как отличаются и произведения, написанные в традициях классицизма и романтизма.

«Вечные» же темы, в некоторой степени противореча собственному определению, остаются прежними лишь по своей сути, а форма их, внешняя оболочка, в которую их облекают писатели, претерпевает изменения.

В то же время из-за особенностей исследуемого жанра, включающих в себя нетипичные для человека условия, темы добра и зла, жизни и смерти и так далее адаптируются к новому окружению. И если в классической литературе неким ограничителем в совершении противоестественных поступков духовно развитыми людьми являются устоявшиеся нормы морали, то при наличии у персонажей неких паранормальных, волшебных способностей или в условиях присутствия героя в неком «другом» мире эти нормы искажаются и могут даже стираться.

Приводя конкретный пример произведений, хочется остановить свое внимание на фэнтези трилогии Елены Булгановой «Вечники», в которой явно просматривается тема жизни и смерти. Согласно сюжету данной истории, существует определенный процент людей, которые, находясь на пороге смерти, неожиданно для самих себя получили в качестве особого дара бессмертие. Так появляются герои-вечники. Таким образом, пребывая в обществе обычного человека, бессмертный мог не бояться пострадать от его руки: угрожать вечнику способен лишь такой же, как он сам. А вот обычный человек, проявляя агрессию по отношению к бессмертным, в зависимости от ее силы, вполне мог получить телесные повреждения вплоть до смерти. Естественно, обретя такую безграничную власть над простыми, смертными, людьми, не каждый бессмертный был способен не злоупотреблять ею. Приведем конкретный пример из трилогии Елены Булгановой: главным героям предстояло противостоять вечнику, который воспользовался своей способностью, чтобы создать секту поклонения самому себе. Люди, находившиеся под его влиянием, терпели лишения и жестокость, но при этом искренне верили в слова своего лидера. Еще бы! Ведь он не горел в огне, а каждый нападавший на него мгновенно погибал от сердечного приступа.

В этой идее превосходства одного существа над другими произведение заметно перекликается с идеей «сверхчеловека», отраженной, например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, что Раскольников действительно сомневался в своем праве, отнимать ли жизнь другого человека («Тварь ли я дрожащая или право имею?»), и анализировал свои действия с точки зрения морали, а персонаж «Вечников» воспринимал свою способность как нечто само собой разумеющееся и дающее ему исключительное право вершить судьбы окружающих, различие проявляется еще и в условиях, в которых происходит действо. Получается, что по-разному изображенная тема в двух произведениях совершенно разных эпох поднимает одну и ту же проблему, освещая ее, однако, с различных ракурсов.

Еще об одной актуальной теме – теме добра и зла. Как и в сказках, каждое произведение в жанре фэнтези содержит в себе идею противостояния двух противоположных сторон мироздания. Однако в интерпретации этой темы вновь возникает огромная вариативность. Привычного для сказок торжества добра и низвержения зла, на протяжении всей истории строившего козни, может и не быть. В определенной доле произведений добро оказывается не таким уж светлым и чистым, не таким «добрым». Зло, в свою очередь, не столь отвратительно и порицательно, оно зачастую является порождением несправедливости по отношению к нынешним же злодеям.

Особенную любовь авторов получила идея оборотной стороны каждой из этих категорий: когда праведники и гуманисты переходят грань, считая, что совершают благое дело, при этом, наоборот, делая подопечных несчастными, погрязая в несправедливости; когда злодеи становятся на скользкую дорожку тьмы, пытаясь, вопреки своей ипостаси, спасти жертв заигравшихся гуманистов.

Читатель приходит к пониманию того, что человек на то и человек, поскольку совмещает в себе как частицы добра, так и зла, просто в разных пропорциях. Так, например, в трилогии Екатерины Соболь «Анима», где основной идеей является противостояние двух народов, владеющих противоположной магией, транслируется мысль о том, что мир состоит из полутонов и не существует ничего полностью белого или полностью черного, следовательно, человек не может быть безоговорочно добрым или непреклонно злым. У каждого человека есть чувства и эмоции, двигающие им, порой заставляющие идти против голоса разума, но лишить их этого – значит убить в человеке человека. Именно поэтому между угрозой стать пустышками с холодным сердцем и смертью многие в этой истории выбирали последнее. Они погибали со словами «Нет жизни без любви», выражая свой протест единственным доступным для них способом. Таким необычным, «нереальным» исходом развития сюжета автор пытается донести важную мысль о том, что же такое человек, что ему свойственно и ради чего он живет.

Нет сомнений, что в реальности подобное произойти никак не может, однако нестандартные способы отображения вечных тем, особенно в век усиленного развития технологий и расширения возможностей для творчества, соответственно, дающих человеку способность мыслить шире, представляют собой интересный материал для размышления. Кроме того, человеку с богатой фантазией, наверняка, не раз хотелось представить, как бы поступил он сам в иных условиях – в другой эпохе, в другом мире. И произведения в жанре фэнтези дают такую возможность.

Помимо этого, если читатель является подростком, находящимся на пути становления собственной личности, духовное развитие главного героя или героини, возраст которых обычно составляет 12-17 лет, вполне может положительно влиять на них. Обратим внимание на такую распространенную в фэнтези практику, как «попаданчество». Так называется явление, при котором герой или героиня перемещаются из обычного, реального мира в волшебный, полный удивительных существ и возможностей. Как правило, являясь человеком с еще не совсем устоявшейся психикой, а также при условии нетипичных условий, которые могут как интриговать, так и пугать, главный герой или героиня оказываются перед многочисленными проблемами выбора. Выбора, который подавляет своей значимостью и ответственностью. Так, еще одна интересная практика жанра фэнтези – исключительность главного героя или героини. Мир, в который попадает подросток или в котором живет, находится в опасности, и именно у такого героя, с виду ничем не примечательного, еще почти ребенка, есть уникальные способности, благодаря которым он этот мир может спасти. Зачастую это может быть как выдающаяся версия способностей, которые имеют и другие жители, населяющие волшебный мир, так и пророчество, гарантирующее избранность героя или героини.

Благодаря схожести героя или героини с читателем, груз ответственности за собственное будущее, за настоящее, за поступки в прошлом, груз, ложащийся на плечи школьников, легко ассоциируется с ответственностью, которая настигает персонажа фэнтези истории.

Однако поскольку в книге герой обычно не один, он имеет поддержку наставников и новообретенных друзей, что создает ощущение некой стабильности и опоры, которая не даст упасть в ситуации возможного промаха, и это обеспечивает читателям личное чувство спокойствия. Каждый понимает: если даже в условиях непосредственной опасности какому-то неловкому и неумелому подростку, который должен обязательно всех спасти, пришли на помощь, то и подростку в реальном мире непременно кто-то протянет руку помощи. Особенно важным становится вывод: учитывая, что в таком возрасте многие проблемы кажутся неразрешимыми, чтение подобных произведений и ассоциации с персонажами помогают обрести недостающую уверенность в себе.

Кроме того, оказавшись на пороге новых возможностей, пугающих перспективами и рождающих новые страхи, ни один герой фэнтези истории не будет готов по-настоящему встретиться лицом к лицу со всеми трудностями. Лишь со временем, по ходу развития сюжета, он будет обретать определенный опыт, устойчивее двигаться и лавировать в сложившейся ситуации, словом, расти духовно и физически, поскольку данный жанр сопряжен с приключенческими мотивами, активными действиями и перемещениями.

Следовательно, многих читателей это может мотивировать, сподвигать к действиям, развивать их уверенность в себе. Каждому герою произведения присущи взлеты и падения, так же как и обычному человеку, но история всегда заканчивается хорошо, а все проблемы разрешаются. Конечно, это не может не вдохновлять. И даже если свой прототип читатель найдет не в главном действующем лице, а во второстепенном персонаже, это не помешает, поскольку, как правило, структура произведения имеет системное построение, как и любой роман, так что все персонажи раскроются в достаточной для понимания читателя мере.

Учитывая, что значительная часть сюжета произведений все же происходит в условиях переклички реального и волшебного миров, а главные герои не оторваны от них обоих, важной деталью является отображение отношений подростков с их родителями. Если родители являются обычными, приземленными гражданами, конечно, им непросто поверить удивительному чаду и принять его в новом качестве. Как, например, герою «Инсомнии» Елены Булгановой – мальчику Алеше – приходится столкнуться с недоверием матери и странным поведением отца, которые по-своему пытаются оградить сына от опасностей. Здесь важным становится хрупкое доверие, возникающее между членами семьи и укрепляющееся по мере развития действия. Этот аспект также помогает подросткам, имеющим непростые отношения с родителями, т.к. вселяет надежду, что в итоге сложная ситуация разрешится благоприятно для всех.

2.4. Связь жанров фэнтези и сказки

Еще одним важным аспектом является родство жанра фэнтези со сказкой. И действительно, многие персонажи сказок, как и некоторые их мотивы, нашли себе место в произведениях данного жанра. Те же темы добра и зла, семьи, жизни и смерти, морали находят отражение и в том, и в другом жанре. Определенным сходством можно считать мораль, которая в любом случае содержится в фэнтези и в сказке, однако за счет большого объема и множества сюжетных линий бывает сложно вычленить ее, чего не скажешь о сказках, в которых четко обозначены стороны добра и зла, а также смысл, вложенный автором или народом.

Интересным примером, иллюстрирующим данный аспект, может стать «Страна сказок» Криса Колфера, являющая собой симбиоз сказок Братьев Гримм и богатого воображения молодого писателя. Эта история рассказывает и о том, что происходило после «долго и счастливо», и от том, что было до, то есть, иллюстрируя события вне рамок каждой из сказок. Весьма любопытно, что эпиграфом к первой части произведения являются слова К.С.Льюиса: «Однажды вы станете такими взрослыми, что снова начнете читать сказки». И действительно, сказки обычно относят к читательской категории детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также их родителей, которые их читают или рассказывают своим отпрыскам. Именно на это и рассчитано произведение Криса Колфера: для подростков помладше история будет интересна сюжетом, необычными действиями героев любимых сказок, для подростков постарше слог покажется простоватым и не заинтересует, для взрослых, которые любят сказки, история расцветет новыми красками, отразит массу интересных и философских мыслей.

III. Выводы

Изучив научную литературу, приходим к выводу, что жанр фэнтези, несмотря на свой сравнительно «молодой возраст», является достаточно популярным в силу своей близости к сказочным, мифологическим произведениям, приключенческим романам. Этому жанру совершенно не чуждо обращение к вечным темам добра и зла, поиска смысла жизни, решение проблем в ситуации нравственного выбора.

Проведенный анализ прочитанных произведений начала XX века позволяет выделить следующие основные аргументы в пользу жанра фэнтези с точки зрения ценности для читающего сообщества:

непроизвольное погружение в процесс духовного взросления персонажа, живущего в нереальных условиях, что удовлетворяет фантазию творческого, находящегося в постоянном поиске человека;

возможность «переноса» качеств главного героя на читателя.

С точки зрения литературоведения можно выделить нестандартную интерпретацию вечных тем, особенности, связанные с симбиозом нескольких литературных жанров. Следовательно, отсутствие приятия очевидно непривычного, но все же социально актуального и интересного жанра как одного из новых направлений мировой литературы действительно удручает. Однако темпы развития фэнтези и растущая заинтересованность читателя обеспечат дальнейшее развитие этого современного жанра.

Использованные источники

1.Булганова Е. «Книга воды. Книга огня. Книга земли: романы. – М.: РОСМЭН, 2021. – (Вечники).

2.Булганова Е. Девочка, которая спит: роман. – М.: РОСМЭН, 2019. – (Инсомния).

3. Колфер К. Заклинание желаний: роман; пер. с англ. А.Щербаковой. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – (Страна сказок).

4.Лебедев И.В. «Генезис современного российского фэнтези». – Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова, № 3, 2015.

5.Мошенская Л. «Мир приключений и литература»// Вопросы литературы. – 1982. - № 2.

6.Осипов А.Н. Фантастика от «А» до «Я»: Краткий энциклопедический справочни. - М,: Дограф, 1999.

7.Соболь Е.. «Золотой стриж: роман. – М.: РОСМЭН, 2019. – (Анима).

8.Хализеев В.Е. «Теория литературы». Учебник для студентов высших учебных заведений. – Москва «Высшая школа», 1999.

Просмотров работы: 6