I Вступление
Милое, дорогое, незабываемое детство… Особая страна на карте человечества. Детство — это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека. Оно наполнено радостью и теплотой, красотой и любовью. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь», - писал русский педагог В.А.Сухомлинский. [9] Тема детства – сквозная тема русской литературы, тема, равнодушным к которой не оставался, пожалуй, ни один русский писатель, поэт. Л.Н. Толстой «Детство», Н. А. Некрасов «Школьник», «Крестьянские дети», С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», И. А. Бунин «Цифры», М. Горький «Детство»… Это только маленькая толика произведений, посвящённых теме детства. А как же тема детства раскрывается в творчестве наших поэтов-земляков? К сожалению, мы мало что знаем о нём. Исключение составляет поэзия С.А.Есенина. Среди огромного поэтического наследия поэта есть произведения, хранящие память о детстве поэта, о родном доме, о близких людях. Что же представляет собой современная поэзия нашего рязанского края о детстве и для детей? Из чего складывается понятие «детство» в творчестве поэтов-земляков?
Цель исследовательской работы: вместе с поэтами совершить открытие удивительного мира детства на страницах их книг.
Задачи:
изучить литературу по данной теме;
отобрать в сборниках современных рязанских поэтов стихотворения о детях и для детей;
на основе анализа стихотворений выявить основные темы детской поэзии;
сделать обобщающие выводы по теме работы.
Актуальность исследования: несмотря на важность, данная тема остаётся малоизученной. В библиотеках нашего посёлка Ухолово очень мало поэтических сборников поэтов-земляков (часть сборников заказывали в библиотеке имени М. Горького в Рязани), их имена незнакомы многим школьникам. Не хватает и книг, посвящённых изучению творчества современных поэтов родного края, исследований о детской поэзии.
Материал для исследования: стихотворения о детях и для детей из поэтических сборников Е.Ф.Маркина, С.А.Агальцова, В.В. Ломтева Н.Г.Ибрагимова, Н.М.Павловой, С. Крючкова, Д. М. Плоткина.
Методы исследования:
1.Методы теоретического исследования (работа с источниками информации).
2.Методы эмпирического исследования (анализ поэтического текста).
II.Основная часть
1.Специфика детской литературы
Что же такое детская литература? Основной критерий, который позволяет вычленить детскую литературу из «литературы вообще» - «категория читателя-ребёнка». Именно поэтому литературоведы выделяют 3 класса произведений: 1) непосредственно адресованные детям, 2) входящие в круг детского чтения, 3) сочинённые самим детьми. Первая из этих групп чаще всего имеется в виду под понятием «детская литература» - литература, созданная в диалоге с воображаемым ребёнком, настроенная на детское мировосприятие. [14] Основная функция детской литературы, выходящей за рамки художественного творчества, - это формирование у ребёнка целостного образного представления о мире. К. И. Чуковский настаивал на том, что детское произведение должно иметь высшую художественную «пробу» и восприниматься как эстетическая ценность и детьми, и взрослыми. Таким образом, детская литература - это особый способ художественного отражения мира. Функционально она связана с фольклором, с его игровой и мифологической составляющей. Содержание детских произведений обязательно соотносится с психологией ребёнка. Дети ждут счастливой развязки, им необходимо ощущение гармонии в мире. Им нужна книга-единомышленник. Ещё одна особенность детских произведений – наличие двух планов – «взрослого» и «детского», которые образуют единство внутри текста. Свои художественные особенности есть и у каждой группы жанров детской литературы: прозаические, драматургические и лирические. Детская поэзия и лироэпические жанры, во-первых, тяготеют к фольклору, а кроме того, обладают ещё рядом канонических черт, которые прописал К. И. Чуковский в «Заповедях для детских писателей». Детские стихи, по Чуковскому, обязательно «должны быть графичны», то есть легко преображать в картинку; в них должна происходить быстрая смена образов, дополняемая гибким изменением ритма. Важным требованием является «музыкальность». Для детских стихов предпочтительны смежные рифмы, при этом на рифмующихся словах» должна лежать наибольшая тяжесть смысла». « Каждый стих должен быть законченным синтаксическим целым». Детские стихотворения, по мнению Чуковского, не следует перегружать эпитетам: ребёнку интереснее действие, чем описание. Наилучшей признаётся игровая подача поэзии, в том числе имеется и игра звуков. Наконец, Чуковский настоятельно рекомендовал детским поэтам прислушиваться к народным песенкам и стихотворству самих детей. [14]
2. «Золотая пора детства» в творчестве рязанских поэтов.
2.1. Воспоминания поэтов о своём детстве
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…» [10] Эти строки Л.Н.Толстого из повести «Детство» каждому, наверное, знакомы. А Ф. М. Достоевский отмечает: «Нет ничего лучше и здоровее, чем воспоминания, вынесенные из детства. И чем больше таких воспоминаний, тем счастливее человек». Эти высказывания вполне можно отнести и к стихотворениям наших поэтов-земляков, в которых они вспоминают о собственном детстве.
Евгений Фёдорович Маркин родился в деревне Клетино Касимовского района Рязанской области. Именно здесь прошли самые счастливые годы детства и отрочества поэта. Уже с 16 лет Евгений Маркин начал печататься в районных и областных газетах Рязанщины, позже работал корреспондентом газеты «Литературная жизнь».
После окончания школы Евгений Фёдорович поступил в Рязанский педагогический институт, затем - в Литературный институт имени А.М.Горького. Стихи его к этому времени стали постоянно публиковаться в областной печати. Начинается и журналистская деятельность в газете «Рязанский комсомолец», которая позже продолжилась не только в пределах СССР, но и стран ближнего зарубежья.Е.Ф.Маркин выступал в печати и как поэт, и как публицист, и как переводчик. Его поэтические сборники выходили один за другим: «Личное дело», «Звёздный камень», «Лесной ручей», «Стремнина», «Самородок» и другие.
«Стихи о детстве»Е.Ф.Маркина наполнены чувством любви к деревне Клетино, малой родине поэта, к друзьям, с которыми у него сохранились тёплые отношения на протяжении всей жизни:
Я рос долговязым и тонким,
чуждался порою людей,
но помню я детство звонкое
сквозь сизую дымку дней.
В стихотворении поэт пишет о самых обычных занятиях деревенских мальчишек: игры в мяч («мы мяч гоняли до полуночи»), войну («играли в войну в саду»), рыбалка («ловили щурят в пруду»). Но эти воспоминания очень трогательные и личные. Детство он называет «временем дивным», дважды повторяет эпитет «звонкое детство».
В алентин Валентинович Ломтев - художник, музыкант, поэт и композитор. Родился 1964 году и вырос в селе Покровское Ухоловского района. После школы окончил Рязанское училище культуры и Рязанское строительное училище, приобрёл профессии руководитель оркестра народных инструментов и художник – оформитель. Работал директором Покровского Дома культуры, директором центра народной культуры «Истоки», руководил художественной студией Дома творчества и вокально - инструментальной студией «Живой звук» Ухоловской средней школы, был художником завода «Строммашина» и районного ДК. Им написано много песен и стихов о родном крае и любимом рабочем поселке. Издано три сборника стихов: «Лесная сторона», «На трёх холмах», «Без лирики». [15] Стихи Валентина Валентиновича Ломтева очень добрые, понятные, написанные от души:
Стихи – моя стихия.
Стихами я живу.
Хорошие, плохие
Во сне и наяву
Ко мне приходят мысли
И нужные слова.
В своих стихотворениях В.В.Ломтева уделяет особое внимание теме детства. Поэт обращается к детским воспоминаниям, самым незабываемым и волшебным:
Мне вспомнилось детство,
Где всё интересно,
Волшебно.
(«Лапти»)
Я не всё забыл из детства,
Юность в памяти не стёр.
(«Бабкино наследство»)
Во многих стихотворениях он пишет о проведенном в деревне веселом и беззаботном лете:
Но в речке в лаптях безопасно.
На месяц хватило,
Хоть лыко размыло,
Всё ж лето провёл я прекрасно! ………………………… («Лапти»)
В Зеленёвке возле речки
Мы гоняли летом мячик.
(«Пожар»)
А как же проходил день в деревне? Обратимся к стихотворению «День из детства», которое начинается с размышления лирического героя о том, что многое изменилось в селе его детства:
Редко встретишь человека
В обезлюдевших местах.
Речки нет – ручей в кустах,
Вырос лес на бывшем поле.
Сердце героя «грусть щемит до боли», потому что он помнит другую картину:
Пел, мычал, гудел простор,
Всё сливалось в общий хор.
Лирическому герою хочется вернуться в тот «день из детства». Он вспоминает бабушку, свой родной поселок, двор с животными, повседневные дела и быт в детстве.
Бабка мне косу вручала
И работать обучала:
«Ты тогда коси косой,
Если луг блестит росой».
Подходит к концу день, стадо надо гнать в деревню, а на руках у юного подпаска два ягнёнка, которые только появились на свет. В конце стихотворения В.В. Ломтев подводит итоги всего сказанного и утверждает, что именно события того «дня из детства» не дают забыть ему свою малую родину. То, что радовало в детстве, не забывается – это основная мысль стихотворения.
Через годы, через лета,
Я не вспомнил бы про это,
Как в родном краю глухом
Был когда-то пастухом.
С той поры промчались годы,
Стёрлись многие невзгоды,
Но забыть всё до конца
Не даёт мне та овца.
Как и чувство ностальгии
К месту дивному в России,
Что во сне и наяву
Малой родиной зову.
Большинство воспоминаний В.В. Ломтева о детстве связано с летом и друзьями. Все эти стихотворения проникнуты умиротворенно - теплым настроением. Однако есть особое стихотворение «Щенок», отличающееся эмоциональной окраской. В нём автор вспоминает щенка по кличке Дружок, подаренного ему в детстве.
В детстве, помню, щенка подарили!
Я назвал его сразу Дружок.
-Береги, если друг, - говорили,
-Не пускай одного на лужок.
В центре внимания оказывается кража щенка, которая произвела на В. Ломтева самое негативное впечатление. «Как-то утром я вышел из дома, /Заглянул в конуру- никого!» Автор очень сожалеет о потере друга и описывает свои переживания в стихотворении. С помощью этого описания стихотворение приобретает тоскующее и печальное настроение.
Поселилась на сердце досада,
Покатились слезинки из глаз.
Так случилось, что друга украли,
В тот же день почернел белый свет.
Подарили какой-нибудь крале,
У меня теперь праздников нет!
В конце стихотворения В.В. Ломтев призывает: «Не крадите щенков, не крадите! / Детям зла вы в сердца не кладите! / Не лишайте их веры в людей!» Среди произведений В. В. Ломтева есть стихотворения, где он с теплотой вспоминает село Покровское, «красивейший уголок Рязанщины с широкими полями, цветущими лугами, берёзовыми перелесками, густым и таинственным лесом»:
Вокруг простор и синь небес,
Я на просторе жить привык.
Ольховский сад, Покровский лес
И Соловачевский родник.
(«Родина»)
Эх, жалко речка заросла!
Лишь в памяти осталось,
Как половодьем она шла,
И русло промывалось.
(«Речка»)
В стихотворении В.В. Ломтева больший упор делается на описание природы родного края, его полей и рек.
Поселок на Рязанщине наш городского типа.
К нему дороги дальние ведут через поля.
Вокруг сирень, черёмуха, жасмин, шиповник, липа
И ввысь пирамидальные взметнулись тополя.
В посёлок нашем маленьком осокори и клёны,
Но чаще белоствольные во всей своей красе,
Которые Есениным воспеты, и влюбленные
В прически их зелёные теперь, наверно, все.
(«Ухолово»)
С ергей Агальцов – поэт, переводчик, критик, как сказано о нем в антологии «Русская поэзия ХХI век». Автор сборников стихов «Утренний просёлок», «Соловьиная округа», «Шиповник», «Русская печаль», «Лирика», «Луч остатний…». Родился в посёлке Сараи Рязанской области. С 1961 года его второй малой родиной стал рабочий поселок Ухолово. Окончив среднюю школу в р.п. Ухолово, поступил в Рязанский государственный педагогический институт. По окончании института преподавал русский язык и литературу в сельских школах на Дальнем Востоке и на родной Рязанщине в Ухоловском районе. Работал тележурналистом в Туркмении, редактором в издательстве «Современник» в Москве. Стихи С. Агальцова публиковались в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Роман-журнал XXI век», альманахах «Поэзия» и «День поэзии», в «Литературной газете» и многих других изданиях. Стихи Сергея Агальцова включены в антологию «Русская поэзия. XX век» и «Антологию русского лиризма. XX век». Был членом Союза писателей СССР. Член Союза писателей России. Отвечая на вопрос журналиста газеты «Колос» И Щевьёва «У вас есть какие –то яркие воспоминания из детства? », поэт сказал: « Я помню, когда был совсем маленьким, поливал с мамой крошечным ведёрком на огороде огурцы, помидоры. А вечером, когда подходил к роднику, и там уже отражалась луна, хотел её зачерпнуть, но ничего не получалось. В Ухолове мне нравилось играть в футбол, хотелось стать футболистом». [12] Воспоминания о детстве у С. А. Агальцова связаны прежде всего с посёлком Ухолово. Свой родной посёлок С.А.Агальцов называет «край родимый», «детства беспечный уголок». Поэт создаёт образ поселка с помощью описания различных, непримечательных, но дорогих для него мест. Дома, улицы, поля, клуб, базарная площадь, завод - всё это с теплотой и нежностью описано в его стихотворениях.
Городок или посёлок,
Детству он принадлежит.
Мимо поля, мимо ёлок
Светлый путь к нему лежит.
Я стою, и тихо шепчут губы:
Как теперь немыслимо далёк
С площадью базарною и клубом
Детства беспечный городок…
(«Ухолово»)
Мама, мамочка! Так мы называем самого родного и любимого своего человека. Первое слово, которое произносит каждый малыш, - это слово «мама». Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, она переносит все наши беды вместе с нами, она даёт нам жизнь. И в стихах наших поэтов-земляков есть строки посвящённые своим мамам, потому что мама неотделима от детства. Самые нежные стихи Е.Ф. Маркин посвящает маме, Дарье Михайловне Маркиной.
Мне б теперь целовать на щеках твоих ямочки,
Мне б прижаться нежно к морщинкам твоим.
Ты за всё – за всё прости меня, мамочка!
Ты же видишь – я стал совершенно другим!
В стихотворении «Маме моей» поэт ведёт рассказ от первого лица, повествуя о трудной взрослой жизни вдали от матери. Трепетность чувств можем заметить в строчках:
Я запомнил тебя молодой и красивой с удивительными ямочками на щеках.
Он замечает и «сеть морщинок у глаз, и седину на висках». Автор знает, какая это непростая работа – учить детей. Дома – постоянные школьные тетради, заботы о школьных делах:
Я запомнил, как падают сумерки синие, как в окошке тугие снежинки рябят, как сидишь ты при фитильке керосиновом, проверяешь тетради своих ребят.
Мы ощущаем тоску лирического героя по матери, он тяжело переживает разлуку с ней. Теперь он понимает, что многое делал не так, повзрослев, осознаёт свои ошибки, просит простить за них:
Я не грубый теперь и почти не упрямый И поэтому хочется крикнуть мне: - Ты не балуй сестрёнку, пожалуйста, мама, Чтобы в жизни ей было легче Вдвойне.
Есть ещё один человек, с которым неразрывно связаны детские воспоминания, - это бабушка. С. А. Агальцов очень любит свою бабушку, тепло и сердечно о ней пишет. Воспоминания о бабушке остались у автора ещё с детства, он навсегда запомнил привычную картину – «бабушка носит в избушку дрова». Вот что он рассказывает о ней:
Знаю: она в целом свете одна…
Глянь – от земли-то почти не видна.
Завтра поднимется снова чуть свет.
В лес побредёт, помолясь на рассвет…
(«Осень. Тускнеет небес синева…»)
Когда бабушка умирает, С.А.Агальцову становится жаль, что он так много не успел для нее сделать, занимаясь своими делами:
Ну что ж, вернулся –
Под метельным шумом
На деревенском кладбище стою,
Укутала зима январской шубой
Могилу неприметную твою.
Нет, я не плакал
И не сокрушался,
Я непокрытой головой поник,
Мне вспомнилось, как в детстве обещался
Тебе купить лису на воротник.
(«Бабушке»)
С нежностью вспоминает В. В. Ломтев свою бабушку, которая всю жизнь трудилась не покладая рук:
Годы всё ж своё берут.
Непосилен тяжкий труд.
………………………….
Но привычка верх взяла –
Вновь с рассветом за дела!
(«День из детства»)
А вот ещё одна картинка из детства: изба, бабка гремит чугунком у печки, в углу ткацкий станок, за которым «весь день трудилась бабушка», «котёнок бегал за клубком».
И счастье было рядышком.
Чем мог я бабке помогал,
Как внук, старушку радовал…
(«Радужные дорожки»)
2.2. Стихи, посвящённые детям поэтов
В сборниках рязанских поэтов можно найти много стихотворений, которые адресованы их детям. Основное их содержание – воспоминания, добрые пожелания детям, советы, наказы. Поэтические строки С. А. Агальцова, посвящённые сыну Андрею Хрущеву, наполнены грустью и бережно передают воспоминания о нём:
…Лианозово – это Андрюшка,
Русый мальчик с игрушкою…
Сын…
Это дней отшумевших отрада,
Забытье для утихшей души.
Это ветхая чья-то ограда,
Соловей полуночный в тиши.
(«Лианозово – это опушка…»)
С.А.Агальцов просит у сына прощения, возможно, за то, что не всё в жизни сложилось так, как хотелось бы:
Мой милый сын!
Прости меня, прости
За то, что наши разошлись пути.
Как больно мне!
Как я повинен в этом!
Мой сын!
Расстались мы, но образ твой
С весёлой, как ромашка, головой
В душе сияет ласковым приветом.
(«Молитва»)
С.А.Агальцов назвал это стихотворение «Молитва» совсем не случайно: он обещает, что «не устанет небеса молить, чтобы твоя звезда тебя хранила»… Есть у Евгения Федоровича Маркина стихи, где особенно чувствуется щемящий мотив, проникновенность. Это мотив отцовства - отцовского счастья, отцовской вины, отцовской ответственности и веры. Сам слишком рано лишившись отца, погибшего на войне, зная его лишь по фотографиям и воспоминаниям близких и знакомых, поэт сделал всё, чтобы не порвалась прочная связь с сыном. Разговор с ним – сначала малышом, затем подростком, юношей - Е. Маркин вёл на протяжении всей жизни.
«Колыбельная сыну издалека» была написана поэтом, когда действительно он находился очень далеко от родных мест. Фольклорный жанр колыбельной песни носит у Е.Ф.Маркина характер напутствия. Поэт вспоминает самый радостный в своей жизни день, когда он впервые взял на руки крохотного сына:
И я горланил, я кричал:
- Мой Ромка! Ромочка! Ромашечка!..
Стихотворение «Сказки» тоже посвящено сыну. Чтобы он вырос справедливым, честным, папа каждый вечер рассказывает ему сказки и часто даже изменяет сюжет, потому что сказка должна иметь счастливый конец:
Да простится мне
странная эта игра:
с чёрной силой,
сынище,
мы всё-таки сладим!
Лишь бы с детства ты верил
в победу добра.
И сжимал кулаки.
И сочувствовал слабым
Автор надеется на сына:
Зато смогу я положиться,
что эти отчие края
мой сын, родившийся в столице,
полюбит так же, как и я!
(«Изба»)
Алина Ломтева, дочь В. В. Ломтева,- профессиональный музыкант. Она окончила Рязанский музыкальный колледж имени А. и Г. Пироговых и Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. «Пятилетняя дочка», «Дед Мороз», «Симбиоз», «Дочке Алине» - эти стихи поэт посвятил своей любимой дочке.
«Когда ж ты вырасти успела?»- задаёт вопрос поэт в начале стихотворения «Дочке Алине». Игры в песочнице, отдых на море, занятия лепкой и рисованием, садик, репетиции в «Деси» - всё это уже в прошлом:
Давно уж вышла из пелёнок
И крепко на ногах стоишь,
Но ты для нас всегда ребёнок,
Большой любимый наш малыш.
Вырастают дочери и сыновья, взрослеют, но для родителей они навсегда остаются детьми. Стихотворение проникнуто отцовской любовью, грустью, теплотой и переживаниями за дочь.
3.Стихотворения для детей
Н урислан Гатауллаевич Ибрагимов - современный поэт и художник, автор-исполнитель. Он родился в 1958 году. Н.Г.Ибрагимов окончил Рязанское художественное училище. В 1993 году вышел его первый поэтический сборник – «Таинство прощаний». Нурислан Гатауллаевич выступает перед зрителями как автор и исполнитель своих стихов и песен.
Во втором сборнике поэта «Полёт над городом» есть раздел «Стихи для дочки», в который входят стихотворения о красоте природы, например, совсем крохотное «Деревце»; шуточное «Радуга»;«Соседки» - о встрече лета с осенью.
Осень с летом – две соседки-
Повстречались в сентябре.
Чудеса на каждой ветке!
Праздник красок на дворе! Особую радость доставляют детишкам зарисовки из жизни животных. Вот мы видим, как воробей оказался хитрей голубей и склевал весь хлеб:
Мы кормили голубей
Хлебом на дорожке,
Но нахальный воробей
Всё склевал до крошки!
Вот какой обжора!
Эй, ловите вора!
(«Воробей»)
Мы поражаемся терпению и упорству кота, сидящего на кухне в ожидании обеда:
Целый день сидел котище
В кухне, ожидая пищи.
Просидел бы целый год –
Вот какой упорный кот!
Я читаю «Стихи для дочки» и представляю себе то плачущего на крыше слона, который не может слезть и льёт слёзы, а от этого идёт дождь («Слон на крыше»), то мне становится до боли жалко «простывшую в тёмном подвале» кошку и «охрипшего в пасмурном небе» ворона («Ворон и кошка».
Нина Михайловна Павлова – современная поэтесса. В 2009 году она выпустила свой седьмой поэтический сборник «Билет в детство». В аннотации говорится, что эта книга предназначена для детей младшего школьного возраста. Автор предлагает в ней юмористические зарисовки поведения ребятишек, свои воспоминания о военном и послевоенном детстве, загадки. Стихи Н.М.Павловой задорные и озорные, очень легко читаются. Один из разделов книги так и называется – «Посмеёмся вместе». Поэтесса приглашает читателей отправиться в путешествие по весёлой стране детства. Но улыбка автора мягкая, это не злая насмешка над поступками и поведением людей. Добрый юмор помогает всем увидеть недостатки и задуматься о том, как их исправить. Открывает книгу стихотворение «Билет в детство». Стихотворение начинается с вопроса: «Что такое наше детство?» И почти всё стихотворение- это ответ на этот вопрос. Детство – пёстрая смесь «всевозможной всячины»:
Там кривляки, задаваки,
Лодыри и забияки.
Свора целая собак.
Не обходится без драк.
Шишки и синяки, беготня на переменке, страдальцы-дневники, секреты у подружки, качели в парке и «капризов килограмм» - всё это счастливое детство, самая чудесная, яркая пора. Н.М.Павлова подчёркивает, что детство- быстротечная пора, оно «на скорости несётся» и очень быстро проходит:
Но оно бежит куда-то,
Лишь вихрастые внучата
Дарят нам на склоне лет
В детство милое билет!
Общение с внуками даёт бабушкам и дедушкам возможность заново открывать мир детства вместе с малышами и получить «в детство милое билет!» В сборнике «Билет в детство» мне понравились стихотворения о птицах и животных: «Кешка» - о попугае Кеше, который подрался со щенком, чтобы показать, кто в доме хозяин; «Кочет Боря» - о петухе-забияке; «Кузя» - о бельчонке-бесенёнке, пострадавшем от налёта ворон. Есть у Н. М. Павловой стихи, в которых высмеиваются самые разные недостатки. Так, герой стихотворения «Степан-американ» - хвастливый зазнайка Стёпа. Он обманывает всех друзей, утверждая, что будто бы летал в Америку и там оделся «просто с головы до пят».
Хвастается и «прикидом,
И что Белый дом видал.
По Манхеттен ходил он,
На Бродвее отдыхал!
В шутливой форме автор не только обличает обманщика, но и говорит о любви к Родине:
Дело в том, что за границей
Много стран других кругом,
Мы ж Россиею гордимся,
Потому что здесь наш дом…
Поэтесса пишет о весёлых моментах, об ошибках, которые мы все совершаем. Например, мы много времени тратим на пустые разговоры по телефону, и об этом говорится в стихотворении «Мобильник». Н.М.Павлова преувеличивает недостатки, чтобы возникло желание избавиться от них. Стихи Н.М. Павловой о том, что было в жизни каждого ребёнка: разбитые коленки, игры с друзьями, веселые случаи на уроках в школе. В сборнике «Билет в детство» и загадки, сочинённые поэтессой. В разделе «Загадки о растениях» можно прочитать загадки о цветах, овощах, фруктах и ягодах, а вместо отгадок даны рисунки. Каждая загадка строится по тем же законам, что и народная: растение нужно отгадать по какому-либо характерному признаку. Обычно такая загадка состоит из четырёх строк, но может из двух или шести:
Абажурчик голубой
Он бывает под дугой.
Звон по полю раздаётся.
Как цветочек тот зовётся?
Поэтесса использует метафоры «абажурчик голубой», чтобы скрыть отгадку за переносным значением слова. А в конце сборника «Билет в детство» Ксюша Читайкина- девочка-талисман Рязанской областной детской библиотеки- предлагает маленьким читателям викторину по детским книжкам.
А. П. Крючков - поэт, драматург, композитор, актер. Родился в г. Завитинске Амурской области в семье военнослужащего. С 1975 по 1981 гг. учился в Свердловском театральном училище, откуда в 1977 году пошел в армию. В 1983 г. переехал с семьей в г. Рязань. Начал писать пьесы. В 1983 году состоялась постановка первой пьесы А. Крючкова «Сказка старого леса» в Рязанском театре кукол, а в 1984 году в Театре юного зрителя была поставлена пьеса «Наш милый птенчик». Андрей Петрович – автор многочисленных песен, басен, стихов, поэм для детей и взрослых, лауреат премии Центрального федерального округа за 2004 год в номинации «Произведения для детей и юношества» за книгу для детей «Собака Ру». В стихотворении «Собака Ру» Андрей Крючков рассказывает о забавном случае из детства лирического героя, когда он думал, что «Собака-точка-Ру… емал…» является породой собаки:
Прошу я брата и сестру:
«Купите мне собаку Ру!»
А те в ответ смеются:
«Они – не продаются!»
Но я же сам от них слыхал:
«Собака-точка-Ру… емал…»
Или вы скажете- я вру,
Что есть собака-точка-Ру?!
Мальчик постоянно пытается выяснить у собаководов, что это за порода.
Я за рукав его беру:
«Где мне найти собаку Ру?»
Он отвечает второпях:
«Собака ру живёт в сетях…»
И понял я сквозь ветер:
Её порода – сеттер!».
Герой всё воспринимает буквально и решает, что речь идёт о рыбацких сетях, а не о сети Интернет. Брат и сестра пытаются объяснить герою, что такое «Собака-точка-Ру… емал…».
«Смотри-ка, забияка,
Вот этот знак – собака…»
И подтвердить просил сестру,
Что буква «а» - собака Ру.
Поняв, как работает Интернет, герой стал злоупотреблять им. Только через какое-то время он вспомнил о бездомном щенке со двора и решил приютить его.
«И вспомнил я, что с давних пор
Не выходил гулять во двор,
Что там от холода продрог
Бездомный маленький щенок…
Я пожалел бедняжку
И взял домой дворняжку…»
Автор призывает читателей больше времени проводить с реальными «братьями нашими меньшими, чем с виртуальными. 16 сентября 2020 года на Межрегиональном фестивале национальной книги «Читающий мир, 20» в Рязанской областной библиотеке имени Горького Д. М. Плоткин представил свою книгу «Сыщик Добрынин. Необычайные приключения капитана уголовного розыска».
Д митрий Плоткин- поэт, член Союза писателей России, кандидат юридических наук. Окончил прокурорско-следственный факультет Харьковского юридического института. Старший советник юстиции. Почётный работник Прокуратуры Российской Федерации. 34 года работал старшим следователем по особо важным делам и руководителем пресс-службы прокуратуры Рязанской области. Участвовал в создании более 20 документальных фильмов о работе правоохранительных органов. Лауреат международного и всероссийских литературных конкурсов, автор сборников стихотворений: «Линия абсурда», «Знак перехода», «Багряный дождь», «Неземная осень». Книга разделена на две части. В первой – стихи для дошкольников, во второй – для читателей младшего школьного возраста. Главный герой книги – капитан полиции Семён Добрынин. Когда я прочитала книгу, то Семён Добрынин напомнил мне Дядю Стёпу милиционера. Только Дядя Стёпа – вымышленный персонаж, а образ Добрынина вобрал в себя лучшие качества реальных полицейских. Добрынин - настоящий профессионал своего дела – в любое время дня и ночи готов прийти на помощь людям. Так, маленькой Наталии из стихотворения «Несносные сандалии» находит пропавшие сандалии:
Семён Добрынин быстро
Нашёл её сандалии
Во дворике у дома,
На кустиках азалии.
В стихотворении «Пожар в небоскрёбе» Семён Добрынин спасает старушку, стоящую на ветхом балконе горящего дома:
Пожар в небоскрёбе! Квартира горит!
На ветхом балконе старушка стоит.
Вот-вот запылает тот самый балкон,
И в ужасе смотрит народ из окон…
Смелый Семён спасает и выручает из беды не только людей, но и животных. Рискуя собственной жизнью, он спускается с перрона на рельсы, чтоб спасти от гибели дворнягу.
…«Быть там, где ты нужен, и там, где опасно!»
На рельсы спускается сыщик бесстрашно.
Собачку он поднял на мокрый перрон,
Чуть-чуть не попал она под вагон…
(«Случай на платформе»)
В стихах «Поймали вора», «Лиходейство», «Ограбление музея» «Клетка для злодеев», «По горячим следам», «Укрощения бизона» сыщик бесстрашно вступает в коварными преступниками – ворами, взяточниками, грабителями, террористами и побеждает их, потому что:
…Он с детства усвоил, что были и есть
Святые понятия СОВЕСТЬ и ЧЕСТЬ.
Где службу несут офицеры УГРО –
Всегда торжествуют ЗАКОН и ДОБРО!
(«С кого брать пример»)
Книга «Сыщик Добрынин, я думаю, будет интересна детям, потому что она учит детей добру и стремлению к справедливости.
III.Заключение
В заключение постараюсь сделать основные выводы по теме исследовательской работы:
1) Тема детства – традиционная тема для русской литературы. Рязанские поэты являются продолжателями традиций русской поэзии.
2)Важное место в творчестве поэтов-земляков занимают воспоминания о собственном детстве. «Золотая пора детства» запоминалась светлой, доброй, воспоминания очень тёплые и трогательные.
3)Рязанские поэты посвящают стихотворения и своим собственным детям. Такие стихи содержат пожелания, напутствия. Родители предостерегают детей от плохого, хотят, чтобы сыновья и дочери выросли добрыми и справедливыми.
4)Поэзия для детей адресована ребятам определённого возраста: дошкольного, младшего школьного, среднего школьного и старшего школьного. Она выполняет не только развлекательную роль, но и воспитывает детей: учит любить свой родной дом, близких людей, природу, Родину.
5)На детскую поэзию сильное влияние оказывает детский фольклор, в большей степени - следующие жанры: колыбельная, загадка, сказка.
6)Основные черты поэзии для детей – доброта, мягкий юмор, выразительность, краткость, яркость образов, фантастичность.
Библиография
Агальцов С.А. Соловьиная округа: Стихотворения, статьи, воспоминания / Рязань РИПД «ПервопечатникЪ», 2013.
Агальцов С.А. Русская печаль. – М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2002.
2.Ибрагимов Н.Г. Полёт над городом. Стихи и песни / сост. автора.- Рязань, 1995.
Крючков А. П. Собака Ру: Маленькие поэмы для детей и взрослых. – Рязань, «Старт», 2004
Ломтев В.В. Лесная сторона: сб. стихов / В.Ломтев ; Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования».- Рязань, 2017.
Ломтев В.В. Без лирики: сб.стихов / В.Ломтев, сост. Е.Ломтева ; Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования».- Рязань, 2019.
Маркин, Е. Ф. Отава [Текст]: книга стихотворений /Е.Ф. Маркин.- Рязань: издательство «Пресса», 2006 – 512 с.: ил.
Павлова Н.М. Билет в детство: Стихи для детей младшего школьного возраста. – Рязань: Литера М», 2009
Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. и авт. вступит. очерков С.Соловейчик. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1979.
Толстой Л.Н. Детство. // Собрание сочинений в 12 томах. – Т.1. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. – С.41 – 140.
Чуковский К. И. Сочинения в двух томах. Том I - Москва; издательство «Правда», 1990
Щевьёв И.Поэты не рождаются случайно/Колос.2021 1 октября, с.2-3
Жизнь и творчество Евгения Маркина [Электронный ресурс]: статья. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/587248/zhizn_i_tvorchestvo_evgeniya_markina.–13.10.2018.
https://philology.bsu.by
http://uholovo-lib.ru/lomtev-v-v