«Золотая пора детства» в творчестве рязанских поэтов

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

«Золотая пора детства» в творчестве рязанских поэтов

Лукашова А.А. 1
1МБОУ Ухоловская средняя школа
Пулина Е.Ю. 1
1МБОУ Ухоловская средняя школа
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I Вступление

Милое, дорогое, незабываемое детство… Особая страна на карте человечества. Детство — это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека. Оно наполнено радостью и теплотой, красотой и любовью. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь», - писал русский педагог В.А.Сухомлинский. [9] Тема детства – сквозная тема русской литературы, тема, равнодушным к которой не оставался, пожалуй, ни один русский писатель, поэт. Л.Н. Толстой «Детство», Н. А. Некрасов «Школьник», «Крестьянские дети», С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», И. А. Бунин «Цифры», М. Горький «Детство»… Это только маленькая толика произведений, посвящённых теме детства. А как же тема детства раскрывается в творчестве наших поэтов-земляков? К сожалению, мы мало что знаем о нём. Исключение составляет поэзия С.А.Есенина. Среди огромного поэтического наследия поэта есть произведения, хранящие память о детстве поэта, о родном доме, о близких людях. Что же представляет собой современная поэзия нашего рязанского края о детстве и для детей? Из чего складывается понятие «детство» в творчестве поэтов-земляков?

Цель исследовательской работы: вместе с поэтами совершить открытие удивительного мира детства на страницах их книг.

Задачи:

изучить литературу по данной теме;

отобрать в сборниках современных рязанских поэтов стихотворения о детях и для детей;

на основе анализа стихотворений выявить основные темы детской поэзии;

сделать обобщающие выводы по теме работы.

Актуальность исследования: несмотря на важность, данная тема остаётся малоизученной. В библиотеках нашего посёлка Ухолово очень мало поэтических сборников поэтов-земляков (часть сборников заказывали в библиотеке имени М. Горького в Рязани), их имена незнакомы многим школьникам. Не хватает и книг, посвящённых изучению творчества современных поэтов родного края, исследований о детской поэзии.

Материал для исследования: стихотворения о детях и для детей из поэтических сборников Е.Ф.Маркина, С.А.Агальцова, В.В. Ломтева Н.Г.Ибрагимова, Н.М.Павловой, С. Крючкова, Д. М. Плоткина.

Методы исследования:

1.Методы теоретического исследования (работа с источниками информации).

2.Методы эмпирического исследования (анализ поэтического текста).

II.Основная часть

1.Специфика детской литературы

Что же такое детская литература? Основной критерий, который позволяет вычленить детскую литературу из «литературы вообще» - «категория читателя-ребёнка». Именно поэтому литературоведы выделяют 3 класса произведений: 1) непосредственно адресованные детям, 2) входящие в круг детского чтения, 3) сочинённые самим детьми. Первая из этих групп чаще всего имеется в виду под понятием «детская литература» - литература, созданная в диалоге с воображаемым ребёнком, настроенная на детское мировосприятие. [14] Основная функция детской литературы, выходящей за рамки художественного творчества, - это формирование у ребёнка целостного образного представления о мире. К. И. Чуковский настаивал на том, что детское произведение должно иметь высшую художественную «пробу» и восприниматься как эстетическая ценность и детьми, и взрослыми. Таким образом, детская литература - это особый способ художественного отражения мира. Функционально она связана с фольклором, с его игровой и мифологической составляющей. Содержание детских произведений обязательно соотносится с психологией ребёнка. Дети ждут счастливой развязки, им необходимо ощущение гармонии в мире. Им нужна книга-единомышленник. Ещё одна особенность детских произведений – наличие двух планов – «взрослого» и «детского», которые образуют единство внутри текста. Свои художественные особенности есть и у каждой группы жанров детской литературы: прозаические, драматургические и лирические. Детская поэзия и лироэпические жанры, во-первых, тяготеют к фольклору, а кроме того, обладают ещё рядом канонических черт, которые прописал К. И. Чуковский в «Заповедях для детских писателей». Детские стихи, по Чуковскому, обязательно «должны быть графичны», то есть легко преображать в картинку; в них должна происходить быстрая смена образов, дополняемая гибким изменением ритма. Важным требованием является «музыкальность». Для детских стихов предпочтительны смежные рифмы, при этом на рифмующихся словах» должна лежать наибольшая тяжесть смысла». « Каждый стих должен быть законченным синтаксическим целым». Детские стихотворения, по мнению Чуковского, не следует перегружать эпитетам: ребёнку интереснее действие, чем описание. Наилучшей признаётся игровая подача поэзии, в том числе имеется и игра звуков. Наконец, Чуковский настоятельно рекомендовал детским поэтам прислушиваться к народным песенкам и стихотворству самих детей. [14]

2. «Золотая пора детства» в творчестве рязанских поэтов.

2.1. Воспоминания поэтов о своём детстве

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…» [10] Эти строки Л.Н.Толстого из повести «Детство» каждому, наверное, знакомы. А Ф. М. Достоевский отмечает: «Нет ничего лучше и здоровее, чем воспоминания, вынесенные из детства. И чем больше таких воспоминаний, тем счастливее человек». Эти высказывания вполне можно отнести и к стихотворениям наших поэтов-земляков, в которых они вспоминают о собственном детстве.

Евгений Фёдорович Маркин родился в деревне Клетино Касимовского района Рязанской области. Именно здесь прошли самые счастливые годы детства и отрочества поэта. Уже с 16 лет Евгений Маркин начал печататься в районных и областных газетах Рязанщины, позже работал корреспондентом газеты «Литературная жизнь».

После окончания школы Евгений Фёдорович поступил в Рязанский педагогический институт, затем - в Литературный институт имени А.М.Горького. Стихи его к этому времени стали постоянно публиковаться в областной печати. Начинается и журналистская деятельность в газете «Рязанский комсомолец», которая позже продолжилась не только в пределах СССР, но и стран ближнего зарубежья.Е.Ф.Маркин выступал в печати и как поэт, и как публицист, и как переводчик. Его поэтические сборники выходили один за другим: «Личное дело», «Звёздный камень», «Лесной ручей», «Стремнина», «Самородок» и другие.

«Стихи о детстве»Е.Ф.Маркина наполнены чувством любви к деревне Клетино, малой родине поэта, к друзьям, с которыми у него сохранились тёплые отношения на протяжении всей жизни:

Я рос долговязым и тонким,

чуждался порою людей,

но помню я детство звонкое

сквозь сизую дымку дней.

В стихотворении поэт пишет о самых обычных занятиях деревенских мальчишек: игры в мяч («мы мяч гоняли до полуночи»), войну («играли в войну в саду»), рыбалка («ловили щурят в пруду»). Но эти воспоминания очень трогательные и личные. Детство он называет «временем дивным», дважды повторяет эпитет «звонкое детство».

В алентин Валентинович Ломтев - художник, музыкант, поэт и композитор. Родился 1964 году и вырос в селе Покровское Ухоловского района. После школы окончил Рязанское училище культуры и Рязанское строительное училище, приобрёл профессии руководитель оркестра народных инструментов и художник – оформитель. Работал директором Покровского Дома культуры, директором центра народной культуры «Истоки», руководил художественной студией Дома творчества и вокально - инструментальной студией «Живой звук» Ухоловской средней школы, был художником завода «Строммашина» и районного ДК. Им написано много песен и стихов о родном крае и любимом рабочем поселке. Издано три сборника стихов: «Лесная сторона», «На трёх холмах», «Без лирики». [15] Стихи Валентина Валентиновича Ломтева очень добрые, понятные, написанные от души:

Стихи – моя стихия.
Стихами я живу.
Хорошие, плохие
Во сне и наяву
Ко мне приходят мысли
И нужные слова.

В своих стихотворениях В.В.Ломтева уделяет особое внимание теме детства. Поэт обращается к детским воспоминаниям, самым незабываемым и волшебным:

Мне вспомнилось детство,

Где всё интересно,

Волшебно.

(«Лапти»)

Я не всё забыл из детства,

Юность в памяти не стёр.

(«Бабкино наследство»)

Во многих стихотворениях он пишет о проведенном в деревне веселом и беззаботном лете:

Но в речке в лаптях безопасно.

На месяц хватило,

Хоть лыко размыло,

Всё ж лето провёл я прекрасно! ………………………… («Лапти»)

В Зеленёвке возле речки

Мы гоняли летом мячик.

(«Пожар»)

А как же проходил день в деревне? Обратимся к стихотворению «День из детства», которое начинается с размышления лирического героя о том, что многое изменилось в селе его детства:

Редко встретишь человека

В обезлюдевших местах.

Речки нет – ручей в кустах,

Вырос лес на бывшем поле.

Сердце героя «грусть щемит до боли», потому что он помнит другую картину:

Пел, мычал, гудел простор,

Всё сливалось в общий хор.

Лирическому герою хочется вернуться в тот «день из детства». Он вспоминает бабушку, свой родной поселок, двор с животными, повседневные дела и быт в детстве.

Бабка мне косу вручала

И работать обучала:

«Ты тогда коси косой,

Если луг блестит росой».

Подходит к концу день, стадо надо гнать в деревню, а на руках у юного подпаска два ягнёнка, которые только появились на свет. В конце стихотворения В.В. Ломтев подводит итоги всего сказанного и утверждает, что именно события того «дня из детства» не дают забыть ему свою малую родину. То, что радовало в детстве, не забывается – это основная мысль стихотворения.

Через годы, через лета,

Я не вспомнил бы про это,

Как в родном краю глухом

Был когда-то пастухом.

С той поры промчались годы,

Стёрлись многие невзгоды,

Но забыть всё до конца

Не даёт мне та овца.

Как и чувство ностальгии

К месту дивному в России,

Что во сне и наяву

Малой родиной зову.

Большинство воспоминаний В.В. Ломтева о детстве связано с летом и друзьями. Все эти стихотворения проникнуты умиротворенно - теплым настроением. Однако есть особое стихотворение «Щенок», отличающееся эмоциональной окраской. В нём автор вспоминает щенка по кличке Дружок, подаренного ему в детстве.

В детстве, помню, щенка подарили!

Я назвал его сразу Дружок.

-Береги, если друг, - говорили,

-Не пускай одного на лужок.

В центре внимания оказывается кража щенка, которая произвела на В. Ломтева самое негативное впечатление. «Как-то утром я вышел из дома, /Заглянул в конуру- никого!» Автор очень сожалеет о потере друга и описывает свои переживания в стихотворении. С помощью этого описания стихотворение приобретает тоскующее и печальное настроение.

Поселилась на сердце досада,

Покатились слезинки из глаз.

Так случилось, что друга украли,

В тот же день почернел белый свет.

Подарили какой-нибудь крале,

У меня теперь праздников нет!

В конце стихотворения В.В. Ломтев призывает: «Не крадите щенков, не крадите! / Детям зла вы в сердца не кладите! / Не лишайте их веры в людей!» Среди произведений В. В. Ломтева есть стихотворения, где он с теплотой вспоминает село Покровское, «красивейший уголок Рязанщины с широкими полями, цветущими лугами, берёзовыми перелесками, густым и таинственным лесом»:

Вокруг простор и синь небес,

Я на просторе жить привык.

Ольховский сад, Покровский лес

И Соловачевский родник.

(«Родина»)

Эх, жалко речка заросла!

Лишь в памяти осталось,

Как половодьем она шла,

И русло промывалось.

(«Речка»)

В стихотворении В.В. Ломтева больший упор делается на описание природы родного края, его полей и рек.

Поселок на Рязанщине наш городского типа.

К нему дороги дальние ведут через поля.

Вокруг сирень, черёмуха, жасмин, шиповник, липа

И ввысь пирамидальные взметнулись тополя.

В посёлок нашем маленьком осокори и клёны,

Но чаще белоствольные во всей своей красе,

Которые Есениным воспеты, и влюбленные

В прически их зелёные теперь, наверно, все.

(«Ухолово»)

С ергей Агальцов – поэт, переводчик, критик, как сказано о нем в антологии «Русская поэзия ХХI век». Автор сборников стихов «Утренний просёлок», «Соловьиная округа», «Шиповник», «Русская печаль», «Лирика», «Луч остатний…». Родился в посёлке Сараи Рязанской области. С 1961 года его второй малой родиной стал рабочий поселок Ухолово. Окончив среднюю школу в р.п. Ухолово, поступил в Рязанский государственный педагогический институт. По окончании института преподавал русский язык и литературу в сельских школах на Дальнем Востоке и на родной Рязанщине в Ухоловском районе. Работал тележурналистом в Туркмении, редактором в издательстве «Современник» в Москве. Стихи С. Агальцова публиковались в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Роман-журнал XXI век», альманахах «Поэзия» и «День поэзии», в «Литературной газете» и многих других изданиях. Стихи Сергея Агальцова включены в антологию «Русская поэзия. XX век» и «Антологию русского лиризма. XX век». Был членом Союза писателей СССР. Член Союза писателей России. Отвечая на вопрос журналиста газеты «Колос» И Щевьёва «У вас есть какие –то яркие воспоминания из детства? », поэт сказал: « Я помню, когда был совсем маленьким, поливал с мамой крошечным ведёрком на огороде огурцы, помидоры. А вечером, когда подходил к роднику, и там уже отражалась луна, хотел её зачерпнуть, но ничего не получалось. В Ухолове мне нравилось играть в футбол, хотелось стать футболистом». [12] Воспоминания о детстве у С. А. Агальцова связаны прежде всего с посёлком Ухолово. Свой родной посёлок С.А.Агальцов называет «край родимый», «детства беспечный уголок». Поэт создаёт образ поселка с помощью описания различных, непримечательных, но дорогих для него мест. Дома, улицы, поля, клуб, базарная площадь, завод - всё это с теплотой и нежностью описано в его стихотворениях.

Городок или посёлок,

Детству он принадлежит.

Мимо поля, мимо ёлок

Светлый путь к нему лежит.

Я стою, и тихо шепчут губы:

Как теперь немыслимо далёк

С площадью базарною и клубом

Детства беспечный городок…

(«Ухолово»)

Мама, мамочка! Так мы называем самого родного и любимого своего человека. Первое слово, которое произносит каждый малыш, - это слово «мама». Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, она переносит все наши беды вместе с нами, она даёт нам жизнь. И в стихах наших поэтов-земляков есть строки посвящённые своим мамам, потому что мама неотделима от детства. Самые нежные стихи Е.Ф. Маркин посвящает маме, Дарье Михайловне Маркиной.

Мне б теперь целовать на щеках твоих ямочки,

Мне б прижаться нежно к морщинкам твоим.

Ты за всё – за всё прости меня, мамочка!

Ты же видишь – я стал совершенно другим!

В стихотворении «Маме моей» поэт ведёт рассказ от первого лица, повествуя о трудной взрослой жизни вдали от матери. Трепетность чувств можем заметить в строчках:

Я запомнил тебя молодой и красивой с удивительными ямочками на щеках.

Он замечает и «сеть морщинок у глаз, и седину на висках». Автор знает, какая это непростая работа – учить детей. Дома – постоянные школьные тетради, заботы о школьных делах:

Я запомнил, как падают сумерки синие, как в окошке тугие снежинки рябят, как сидишь ты при фитильке керосиновом, проверяешь тетради своих ребят.

Мы ощущаем тоску лирического героя по матери, он тяжело переживает разлуку с ней. Теперь он понимает, что многое делал не так, повзрослев, осознаёт свои ошибки, просит простить за них:

Я не грубый теперь и почти не упрямый И поэтому хочется крикнуть мне: - Ты не балуй сестрёнку, пожалуйста, мама, Чтобы в жизни ей было легче Вдвойне.

Есть ещё один человек, с которым неразрывно связаны детские воспоминания, - это бабушка. С. А. Агальцов очень любит свою бабушку, тепло и сердечно о ней пишет. Воспоминания о бабушке остались у автора ещё с детства, он навсегда запомнил привычную картину – «бабушка носит в избушку дрова». Вот что он рассказывает о ней:

Знаю: она в целом свете одна…

Глянь – от земли-то почти не видна.

Завтра поднимется снова чуть свет.

В лес побредёт, помолясь на рассвет…

(«Осень. Тускнеет небес синева…»)

Когда бабушка умирает, С.А.Агальцову становится жаль, что он так много не успел для нее сделать, занимаясь своими делами:

Ну что ж, вернулся –

Под метельным шумом

На деревенском кладбище стою,

Укутала зима январской шубой

Могилу неприметную твою.

Нет, я не плакал

И не сокрушался,

Я непокрытой головой поник,

Мне вспомнилось, как в детстве обещался

Тебе купить лису на воротник.

(«Бабушке»)

С нежностью вспоминает В. В. Ломтев свою бабушку, которая всю жизнь трудилась не покладая рук:

Годы всё ж своё берут.

Непосилен тяжкий труд.

………………………….

Но привычка верх взяла –

Вновь с рассветом за дела!

(«День из детства»)

А вот ещё одна картинка из детства: изба, бабка гремит чугунком у печки, в углу ткацкий станок, за которым «весь день трудилась бабушка», «котёнок бегал за клубком».

И счастье было рядышком.

Чем мог я бабке помогал,

Как внук, старушку радовал…

(«Радужные дорожки»)

2.2. Стихи, посвящённые детям поэтов

В сборниках рязанских поэтов можно найти много стихотворений, которые адресованы их детям. Основное их содержание – воспоминания, добрые пожелания детям, советы, наказы. Поэтические строки С. А. Агальцова, посвящённые сыну Андрею Хрущеву, наполнены грустью и бережно передают воспоминания о нём:

Лианозово – это Андрюшка,

Русый мальчик с игрушкою…

Сын…

Это дней отшумевших отрада,

Забытье для утихшей души.

Это ветхая чья-то ограда,

Соловей полуночный в тиши.

(«Лианозово – это опушка…»)

С.А.Агальцов просит у сына прощения, возможно, за то, что не всё в жизни сложилось так, как хотелось бы:

Мой милый сын!

Прости меня, прости

За то, что наши разошлись пути.

Как больно мне!

Как я повинен в этом!

Мой сын!

Расстались мы, но образ твой

С весёлой, как ромашка, головой

В душе сияет ласковым приветом.

(«Молитва»)

С.А.Агальцов назвал это стихотворение «Молитва» совсем не случайно: он обещает, что «не устанет небеса молить, чтобы твоя звезда тебя хранила»… Есть у Евгения Федоровича Маркина стихи, где особенно чувствуется щемящий мотив, проникновенность. Это мотив отцовства - отцовского счастья, отцовской вины, отцовской ответственности и веры. Сам слишком рано лишившись отца, погибшего на войне, зная его лишь по фотографиям и воспоминаниям близких и знакомых, поэт сделал всё, чтобы не порвалась прочная связь с сыном. Разговор с ним – сначала малышом, затем подростком, юношей - Е. Маркин вёл на протяжении всей жизни.

«Колыбельная сыну издалека» была написана поэтом, когда действительно он находился очень далеко от родных мест. Фольклорный жанр колыбельной песни носит у Е.Ф.Маркина характер напутствия. Поэт вспоминает самый радостный в своей жизни день, когда он впервые взял на руки крохотного сына:

И я горланил, я кричал:

- Мой Ромка! Ромочка! Ромашечка!..

Стихотворение «Сказки» тоже посвящено сыну. Чтобы он вырос справедливым, честным, папа каждый вечер рассказывает ему сказки и часто даже изменяет сюжет, потому что сказка должна иметь счастливый конец:

Да простится мне

странная эта игра:

с чёрной силой,

сынище,

мы всё-таки сладим!

Лишь бы с детства ты верил

в победу добра.

И сжимал кулаки.

И сочувствовал слабым

Автор надеется на сына:

Зато смогу я положиться,

что эти отчие края

мой сын, родившийся в столице,

полюбит так же, как и я!

(«Изба»)

Алина Ломтева, дочь В. В. Ломтева,- профессиональный музыкант. Она окончила Рязанский музыкальный колледж имени А. и Г. Пироговых и Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. «Пятилетняя дочка», «Дед Мороз», «Симбиоз», «Дочке Алине» - эти стихи поэт посвятил своей любимой дочке.

«Когда ж ты вырасти успела?»- задаёт вопрос поэт в начале стихотворения «Дочке Алине». Игры в песочнице, отдых на море, занятия лепкой и рисованием, садик, репетиции в «Деси» - всё это уже в прошлом:

Давно уж вышла из пелёнок

И крепко на ногах стоишь,

Но ты для нас всегда ребёнок,

Большой любимый наш малыш.

Вырастают дочери и сыновья, взрослеют, но для родителей они навсегда остаются детьми. Стихотворение проникнуто отцовской любовью, грустью, теплотой и переживаниями за дочь.

3.Стихотворения для детей

Н урислан Гатауллаевич Ибрагимов - современный поэт и художник, автор-исполнитель. Он родился в 1958 году. Н.Г.Ибрагимов окончил Рязанское художественное училище. В 1993 году вышел его первый поэтический сборник – «Таинство прощаний». Нурислан Гатауллаевич выступает перед зрителями как автор и исполнитель своих стихов и песен.

Во втором сборнике поэта «Полёт над городом» есть раздел «Стихи для дочки», в который входят стихотворения о красоте природы, например, совсем крохотное «Деревце»; шуточное «Радуга»;«Соседки» - о встрече лета с осенью.

Осень с летом – две соседки-

Повстречались в сентябре.

Чудеса на каждой ветке!

Праздник красок на дворе! Особую радость доставляют детишкам зарисовки из жизни животных. Вот мы видим, как воробей оказался хитрей голубей и склевал весь хлеб:

Мы кормили голубей

Хлебом на дорожке,

Но нахальный воробей

Всё склевал до крошки!

Вот какой обжора!

Эй, ловите вора!

(«Воробей»)

Мы поражаемся терпению и упорству кота, сидящего на кухне в ожидании обеда:

Целый день сидел котище

В кухне, ожидая пищи.

Просидел бы целый год –

Вот какой упорный кот!

Я читаю «Стихи для дочки» и представляю себе то плачущего на крыше слона, который не может слезть и льёт слёзы, а от этого идёт дождь («Слон на крыше»), то мне становится до боли жалко «простывшую в тёмном подвале» кошку и «охрипшего в пасмурном небе» ворона («Ворон и кошка».

Нина Михайловна Павлова – современная поэтесса. В 2009 году она выпустила свой седьмой поэтический сборник «Билет в детство». В аннотации говорится, что эта книга предназначена для детей младшего школьного возраста. Автор предлагает в ней юмористические зарисовки поведения ребятишек, свои воспоминания о военном и послевоенном детстве, загадки. Стихи Н.М.Павловой задорные и озорные, очень легко читаются. Один из разделов книги так и называется – «Посмеёмся вместе». Поэтесса приглашает читателей отправиться в путешествие по весёлой стране детства. Но улыбка автора мягкая, это не злая насмешка над поступками и поведением людей. Добрый юмор помогает всем увидеть недостатки и задуматься о том, как их исправить. Открывает книгу стихотворение «Билет в детство». Стихотворение начинается с вопроса: «Что такое наше детство?» И почти всё стихотворение- это ответ на этот вопрос. Детство – пёстрая смесь «всевозможной всячины»:

Там кривляки, задаваки,

Лодыри и забияки.

Свора целая собак.

Не обходится без драк.

Шишки и синяки, беготня на переменке, страдальцы-дневники, секреты у подружки, качели в парке и «капризов килограмм» - всё это счастливое детство, самая чудесная, яркая пора. Н.М.Павлова подчёркивает, что детство- быстротечная пора, оно «на скорости несётся» и очень быстро проходит:

Но оно бежит куда-то,

Лишь вихрастые внучата

Дарят нам на склоне лет

В детство милое билет!

Общение с внуками даёт бабушкам и дедушкам возможность заново открывать мир детства вместе с малышами и получить «в детство милое билет!» В сборнике «Билет в детство» мне понравились стихотворения о птицах и животных: «Кешка» - о попугае Кеше, который подрался со щенком, чтобы показать, кто в доме хозяин; «Кочет Боря» - о петухе-забияке; «Кузя» - о бельчонке-бесенёнке, пострадавшем от налёта ворон. Есть у Н. М. Павловой стихи, в которых высмеиваются самые разные недостатки. Так, герой стихотворения «Степан-американ» - хвастливый зазнайка Стёпа. Он обманывает всех друзей, утверждая, что будто бы летал в Америку и там оделся «просто с головы до пят».

Хвастается и «прикидом,

И что Белый дом видал.

По Манхеттен ходил он,

На Бродвее отдыхал!

В шутливой форме автор не только обличает обманщика, но и говорит о любви к Родине:

Дело в том, что за границей

Много стран других кругом,

Мы ж Россиею гордимся,

Потому что здесь наш дом…

Поэтесса пишет о весёлых моментах, об ошибках, которые мы все совершаем. Например, мы много времени тратим на пустые разговоры по телефону, и об этом говорится в стихотворении «Мобильник». Н.М.Павлова преувеличивает недостатки, чтобы возникло желание избавиться от них. Стихи Н.М. Павловой о том, что было в жизни каждого ребёнка: разбитые коленки, игры с друзьями, веселые случаи на уроках в школе. В сборнике «Билет в детство» и загадки, сочинённые поэтессой. В разделе «Загадки о растениях» можно прочитать загадки о цветах, овощах, фруктах и ягодах, а вместо отгадок даны рисунки. Каждая загадка строится по тем же законам, что и народная: растение нужно отгадать по какому-либо характерному признаку. Обычно такая загадка состоит из четырёх строк, но может из двух или шести:

Абажурчик голубой

Он бывает под дугой.

Звон по полю раздаётся.

Как цветочек тот зовётся?

Поэтесса использует метафоры «абажурчик голубой», чтобы скрыть отгадку за переносным значением слова. А в конце сборника «Билет в детство» Ксюша Читайкина- девочка-талисман Рязанской областной детской библиотеки- предлагает маленьким читателям викторину по детским книжкам.

А. П. Крючков - поэт, драматург, композитор, актер. Родился в г. Завитинске Амурской области в семье военнослужащего. С 1975 по 1981 гг. учился в Свердловском театральном училище, откуда в 1977 году пошел в армию. В 1983 г. переехал с семьей в г. Рязань. Начал писать пьесы. В 1983 году состоялась постановка первой пьесы А. Крючкова «Сказка старого леса» в Рязанском театре кукол, а в 1984 году в Театре юного зрителя была поставлена пьеса «Наш милый птенчик». Андрей Петрович – автор многочисленных песен, басен, стихов, поэм для детей и взрослых, лауреат премии Центрального федерального округа за 2004 год в номинации «Произведения для детей и юношества» за книгу для детей «Собака Ру». В стихотворении «Собака Ру» Андрей Крючков рассказывает о забавном случае из детства лирического героя, когда он думал, что «Собака-точка-Ру… емал…» является породой собаки:

Прошу я брата и сестру:

«Купите мне собаку Ру!»

А те в ответ смеются:

«Они – не продаются!»

Но я же сам от них слыхал:

«Собака-точка-Ру… емал…»

Или вы скажете- я вру,

Что есть собака-точка-Ру?!

Мальчик постоянно пытается выяснить у собаководов, что это за порода.

Я за рукав его беру:

«Где мне найти собаку Ру?»

Он отвечает второпях:

«Собака ру живёт в сетях…»

И понял я сквозь ветер:

Её порода – сеттер!».

Герой всё воспринимает буквально и решает, что речь идёт о рыбацких сетях, а не о сети Интернет. Брат и сестра пытаются объяснить герою, что такое «Собака-точка-Ру… емал…».

«Смотри-ка, забияка,

Вот этот знак – собака…»

И подтвердить просил сестру,

Что буква «а» - собака Ру.

Поняв, как работает Интернет, герой стал злоупотреблять им. Только через какое-то время он вспомнил о бездомном щенке со двора и решил приютить его.

«И вспомнил я, что с давних пор

Не выходил гулять во двор,

Что там от холода продрог

Бездомный маленький щенок…

Я пожалел бедняжку

И взял домой дворняжку…»

Автор призывает читателей больше времени проводить с реальными «братьями нашими меньшими, чем с виртуальными. 16 сентября 2020 года на Межрегиональном фестивале национальной книги «Читающий мир, 20» в Рязанской областной библиотеке имени Горького Д. М. Плоткин представил свою книгу «Сыщик Добрынин. Необычайные приключения капитана уголовного розыска».

Д митрий Плоткин- поэт, член Союза писателей России, кандидат юридических наук. Окончил прокурорско-следственный факультет Харьковского юридического института. Старший советник юстиции. Почётный работник Прокуратуры Российской Федерации. 34 года работал старшим следователем по особо важным делам и руководителем пресс-службы прокуратуры Рязанской области. Участвовал в создании более 20 документальных фильмов о работе правоохранительных органов. Лауреат международного и всероссийских литературных конкурсов, автор сборников стихотворений: «Линия абсурда», «Знак перехода», «Багряный дождь», «Неземная осень». Книга разделена на две части. В первой – стихи для дошкольников, во второй – для читателей младшего школьного возраста. Главный герой книги – капитан полиции Семён Добрынин. Когда я прочитала книгу, то Семён Добрынин напомнил мне Дядю Стёпу милиционера. Только Дядя Стёпа – вымышленный персонаж, а образ Добрынина вобрал в себя лучшие качества реальных полицейских. Добрынин - настоящий профессионал своего дела – в любое время дня и ночи готов прийти на помощь людям. Так, маленькой Наталии из стихотворения «Несносные сандалии» находит пропавшие сандалии:

Семён Добрынин быстро

Нашёл её сандалии

Во дворике у дома,

На кустиках азалии.

В стихотворении «Пожар в небоскрёбе» Семён Добрынин спасает старушку, стоящую на ветхом балконе горящего дома:


Пожар в небоскрёбе! Квартира горит!
На ветхом балконе старушка стоит.
Вот-вот запылает тот самый балкон,
И в ужасе смотрит народ из окон…

Смелый Семён спасает и выручает из беды не только людей, но и животных. Рискуя собственной жизнью, он спускается с перрона на рельсы, чтоб спасти от гибели дворнягу.


…«Быть там, где ты нужен, и там, где опасно!»
На рельсы спускается сыщик бесстрашно.
Собачку он поднял на мокрый перрон,
Чуть-чуть не попал она под вагон…
(«Случай на платформе»)

В стихах «Поймали вора», «Лиходейство», «Ограбление музея» «Клетка для злодеев», «По горячим следам», «Укрощения бизона» сыщик бесстрашно вступает в коварными преступниками – ворами, взяточниками, грабителями, террористами и побеждает их, потому что:

Он с детства усвоил, что были и есть
Святые понятия СОВЕСТЬ и ЧЕСТЬ.
Где службу несут офицеры УГРО –
Всегда торжествуют ЗАКОН и ДОБРО!

(«С кого брать пример»)

Книга «Сыщик Добрынин, я думаю, будет интересна детям, потому что она учит детей добру и стремлению к справедливости.

III.Заключение

В заключение постараюсь сделать основные выводы по теме исследовательской работы:

1) Тема детства – традиционная тема для русской литературы. Рязанские поэты являются продолжателями традиций русской поэзии.

2)Важное место в творчестве поэтов-земляков занимают воспоминания о собственном детстве. «Золотая пора детства» запоминалась светлой, доброй, воспоминания очень тёплые и трогательные.

3)Рязанские поэты посвящают стихотворения и своим собственным детям. Такие стихи содержат пожелания, напутствия. Родители предостерегают детей от плохого, хотят, чтобы сыновья и дочери выросли добрыми и справедливыми.

4)Поэзия для детей адресована ребятам определённого возраста: дошкольного, младшего школьного, среднего школьного и старшего школьного. Она выполняет не только развлекательную роль, но и воспитывает детей: учит любить свой родной дом, близких людей, природу, Родину.

5)На детскую поэзию сильное влияние оказывает детский фольклор, в большей степени - следующие жанры: колыбельная, загадка, сказка.

6)Основные черты поэзии для детей – доброта, мягкий юмор, выразительность, краткость, яркость образов, фантастичность.

Библиография

Агальцов С.А. Соловьиная округа: Стихотворения, статьи, воспоминания / Рязань РИПД «ПервопечатникЪ», 2013.

Агальцов С.А. Русская печаль. – М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2002.

2.Ибрагимов Н.Г. Полёт над городом. Стихи и песни / сост. автора.- Рязань, 1995.

Крючков А. П. Собака Ру: Маленькие поэмы для детей и взрослых. – Рязань, «Старт», 2004

Ломтев В.В. Лесная сторона: сб. стихов / В.Ломтев ; Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования».- Рязань, 2017.

Ломтев В.В. Без лирики: сб.стихов / В.Ломтев, сост. Е.Ломтева ; Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования».- Рязань, 2019.

Маркин, Е. Ф. Отава [Текст]: книга стихотворений /Е.Ф. Маркин.- Рязань: издательство «Пресса», 2006 – 512 с.: ил.

Павлова Н.М. Билет в детство: Стихи для детей младшего школьного возраста. – Рязань: Литера М», 2009

Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. и авт. вступит. очерков С.Соловейчик. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1979.

Толстой Л.Н. Детство. // Собрание сочинений в 12 томах. – Т.1. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. – С.41 – 140.

Чуковский К. И. Сочинения в двух томах. Том I - Москва; издательство «Правда», 1990

Щевьёв И.Поэты не рождаются случайно/Колос.2021 1 октября, с.2-3

Жизнь и творчество Евгения Маркина [Электронный ресурс]: статья. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/587248/zhizn_i_tvorchestvo_evgeniya_markina.–13.10.2018.

https://philology.bsu.by

http://uholovo-lib.ru/lomtev-v-v

Просмотров работы: 268