Сленг

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Сленг

Богомолова С.К. 1
1АНОО "Гимназия "Жуковка"
Ковальчук В.С. 1
1АНОО "Гимназия "Жуковка"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Великий баснописец Древней Греции Эзоп говорил: «А что может быть на свете лучше языка?! При помощи него строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и познаём знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Но также он говорил: «А что может быть на свете хуже языка?! Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Последствием языка можно лицемерить, лгать, обманывать, ссориться. Язык может сделать людей врагами, вызывать войну, он приказывает разрушать города и государства, может вносить в нашу жизнь горе и зло. Так может ли быть что-то хуже языка?!»

По моему мнению, русский язык - самый красивый, многообразный, богатый и в то же время сложный язык во всём мире. В алфавите всего лишь 33 буквы. А сколько слов! Но в настоящее время язык существенно меняется прямо на глазах. В наш язык внедрилось такое понятие, как «сленг». Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Актуальность проблемы заключается в том, что сленг - одно из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия. Не зная данный пласт лексики, невозможно иметь полного представления о языке как о развивающемся явлении.

Цели проекта:

1) выявить причины появления сленга

2) понять, как образуется сленг

Задачи проекта:

1) сформулировать понятие «сленг»;

2) определить, какое место занимает сленг в речи школьников;

3) провести социологический опрос (анкетирование) по отношению к исследуемой проблеме;

4) составить «Словарь сленговой лексики».

Предмет исследования: сленг.

Область исследования: сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.

Объект исследования: устная речь обучающихся Гимназии «Жуковка»

Гипотеза: в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика - сленг, употребление которого связано с желанием выделиться среди людей, быть современными.

II. Основная часть

Что такое сленг?

Чтобы разобраться, что такое сленг, нам нужно вернуться на пару веков назад. Именно тогда впервые заговорили об этой категории применительно к немецкому языку. В Германии уже в XIX вв. стали появляться словари студенческого жаргона. Всего сохранилось 25 источников такого рода. Приблизительно в те же года в английской лексикографии термин «сленг» получил широкое распространение.

В Россию сленг пришел в XX вв. Общее падение нравов во время революций и Гражданской войны резко увеличило долю сленга среди молодежи. По-видимому, именно в это время сленг значительно пополнился воровской лексикой. Вот ее примеры: тискать - воровать, накатить - пожаловаться, лепить горбатого - притворяться, стоять на стреме - сторожить, охранять. В 1940-е года у послевоенной молодежи ярко выраженного сленга было немного. Слова заимствовались из армейского языка. А вот уже начиная с 1970-ых настало время массового изучения иностранных языков. В эти годы к нам пришло молодежное движение хиппи. В русский язык проникло много иностранных (особенно английских) слов. Разумеется, это не могло не сказаться на сленге.

Сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей

Сленг – это речь какой-либо объединённой общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. 

Сленг – это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.  В сленге отражается образ жизни речевого коллектива, который его породил.

Что влияет на появление сленга в речи?

Есть несколько сфер, которые все больше помогают развивать сленг:

А) Компьютерные технологии

Компьютерный сленг — разновидность сленга, используемого как профессиональными (например, IT-специалистами), так и другими пользователями компьютеров. Также его используют как новый стиль общения в интернете.

Например:

Компьютер-комп

Винчестер-винт

Клавиатура-клава

Системный администратор-админ

Б) Современная музыкальная культура.

Во время XX века и начала XXI века появились множества субкультур: хиппи, панк, рейв и т. д. На сегодняшний день существует очень много направлений в музыке. Они переплетаются между собой, создавая новый стиль жизни, где есть обилие своих сленгов.

Также музыкальный сленг есть и у вокалистов. С помощью своего воображения они проводят невероятные параллели, которые становятся общеупотребительными в узких кругах.

Например:

Петь между стульев - неправильно формировать звук

Отоварить – спеть необходимым тембровым наполнением.

В) Иностранные языки

Самым распространенным видом появления сленга являются иностранные языки.

Например:

Анбоксинг-(от англ. Unboxing — распаковка) процесс, записываемый на видео, в котором люди распаковывают посылки.

Байтить- (от англ. Bait — наживка) полностью скопированный стиль, поступок или фраза.

Способы образования сленга.

Пути и способы образования молодежного сленга разнообразны, но все они сводятся к тому, чтобы приспособить слово к действительности и сделать его пригодным для пользования в молодежной среде. Назовем некоторые из способов образования сленга:

1) Калька (полное заимствование)

2) Полукалька (заимствование основы)

3) Перевод

4) Заимствования из других жаргонов

5) Словообразование

1. Калька. Этот способ образования включает в себя заимствования, не освоенные русским языком. При этом слово заимствуется целиком со своим произношением, написанием и значением. Каждый звук в заимствуемом слове замещается соответствующим звуком в русском языке в соответствии с фонетическими законами. Эти слова кажутся иностранными в произношении и написании, они соответствуют всем нормам иностранного, чаще английского языка. Большую роль в использовании таких слов сыграло увлечение молодежью англицизмами. Добавляя в свою речь английские заимствования, молодежь как бы приобщается к американской культуре. перейдя в сленг нашей молодежи, нейтральные английские слова приобретают ироническую разговорную окраску. Label – лабель. бойфренд, мэн, фейс, фэн.

2. Полукалька. При переходе слова из иностранного языка в русский, оно приспосабливается к норам нашей фонетики и грамматики.. Слова этой группы образуется следующим образом: к первоначальной английской основе определенными методами прибавляются словообразовательные модели русского языка. К ним относятся, прежде всего, уменьшительно - ласкательные суффиксы существительных -ик, -к(а), -ок и других, также встречаются суффикс -юк, характерный в русском языке для просторечий. Большое количество слов, являющихся сокращением от различных названий, попало в русский сленг таким путем появились новые слова. ( NortohUtilities – NU - нушка ): application – аппликуха (прикладная программа); diskdrive – дискетник; CD – сидюк; ROM – ромка; CD-ROM – сидиромка; toconnect – коннектиться; toclick – кликать; Executionfile – EXE – экзешник; user’smanual – мануалка.

3. Перевод. Часто сленговая лексика образуется путем перевода иностранного термина. Здесь включается ассоциативное мышление. Возникающие аналогии могут быть самыми разными: по форме предмета или устройства (диск – блин); по принципу работы ( printer - вжикалка ). Когда человек впервые слышит сленговое «фонарь», ему вряд ли станет понятно, о чем идет речь, так как это слово указывает лишь на то, что предмет разговора излучает свет. Слово, вероятно, появилось в сленге благодаря его тенденции к преувеличению, которое создает несоответствие. И из небольшого «светодиода» появился «фонарь».

Возникающие метафоры могут быть самыми разнообразными: disk – блин; adaptercard – плитка; patchfile – заплатка.

4. Заимствования из других жаргонов. ( в частности, из жаргона компьютерных специалистов). Внедрение в жизнь компьютерных технологий находит отражение в повседневной речи. Например, зависнуть, винды, комп, клава, кликать, геймер). Это элементы общения в сети Интернет. Новые слова из закрытого лексикона программистов и разработчиков компьютерной техники стали переходить в разряд общеупотребительных. Русскому компьютерному жаргону приходится не только осваивать элементы чужой лексической и грамматической системы, но и приспосабливать их к написанию. В основном русский компьютерный сленг создается на базе английской лексики, но встречаются также и слова из других языков.

5. Словообразование (окказионализм). (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке законам

Авторские неологизмы можно найти почти у всех классиков русской литературы: широкошумные дубровы (А. Пушкин), звучно-мерные шаги (М. Лермонтов), громокипящий кубок (Ф. Тютчев), удилозакусный (И.Тургенев), светлозмейный (А. Блок), стихокрад (М. Горький), свежеобруганный (Л. Леонов), березь, цветь (С. Есенин), звонкокопытый (А. Фадеев), будетелянин (В. Хлебников). Поэт Василий Каменский написал целое стихотворение… из одного слова: «Рекачкачайка».

Окказионализмы выполняют стилистическую функцию в определенном контексте и обычно не становятся достоянием общего языка. Такие слова, остающиеся в рамках авторской речи, не без основания называют «вечными» неологизмами. Но бывают исключения. Оригинальное словосложение сиюминутный придумал В. Маяковский. Оно долго не входило в языковой оборот, однако постепенно «вступило в свои права», часто употреблялось и было зафиксировано в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (22-е изд. М., 1990) вместе с существительным сиюминутность. Характерным примером извлечения из «запасников» ранее созданных слов может быть сложное слово судьбоносный. Впервые зафиксировано в картотеке словарников в 1973 г. (на страницах журнала «Новый мир»). С недавних пор (примерно с 1985 г.) это слово стало активно употребляться политиками, социологами, журналистами, хотя впервые было употреблено Ф.И. Шаляпиным еще в 1932 г.

Но есть и придуманные конкретными авторами слова, которые сразу же вошли в обиход: промышленность, будущность (придуманы Н.М. Карамзиным); стушеваться (ранее известный в жаргоне чертежников, этот глагол в литературное употребление ввел Ф. М. Достоевский); головотяп, головотяпство (впервые употребил М.Е. Салтыков-Щедрин), нимфетка (придумано В.В. Набоковым).

Помимо вышеперечисленных способов в русском языке существуют слова, которые характерны для разговорного стиля и которые, впрочем, в некотором смысле можно считать подвидами сленга.

Рассмотрим способы образования слов (в т. ч. сленга) в разговорном стиле:

1. Эллипсисы - пропуск звуков и слогов.

Пример: Унирситет (вместо Университет)

2. Стяжения словосочетаний с помощью суффикса «К»

Пример: дистанционка (дистанционное обучение), удаленка (удаленная работа).

3. Слова- дублеты или ситуативные синонимы.

Пример: Дай мне эту хваталку (вместо Прищепку); Подай мне крепыш (вместо Степлер)

4. Новообразования - ситуативные синонимы.

Пример: Дай мне шуршак (вместо Пакет).

Роль языка в формировании человеческой личности

Осознание человеком себя как личности происходит в начале его жизненного пути. Это неотъемлемая часть нашего развития. Главным условием возникновения самосознания и развития является лингвистически обусловленная деятельность человека, способ коммуникации, то есть наша речь. В процессе формирования человека как личности он совершенствует свой навык общения, получая новые знания и необходимую информацию.

Когда слов становиться очень много, люди начинают терять способность понимать их значения.

Язык является наиболее обширным и выразительным средством общения, но не стоит забывать, что во многом этому способствует сленг. Так что же такое язык?

Язык - это не только чуткий показатель интеллектуального и нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший педагог.

Четкое выражение мыслей, точный выбор слов, богатство языка формируют мышление человека и его профессиональные способности во всех сферах человеческой деятельности. Академик Д. С. Лихачев справедливо отмечает, что "неряшливость в одежде - это неуважение к окружающим и к самому себе".

Нужно быть аккуратно и правильно одетым, в стиле, который лучше всего подходит, и в соответствии со своим возрастом. Язык, даже больше, чем одежда, является показателем вкусов человека, его отношения к окружающему миру и к себе.

Практическая часть

П ервый вопрос был предложен опрашиваемым для того, чтобы выяснить их возраст. По результатам можно сделать вывод о том, что школьников, участвующих в нашем опросе, было 73%, старшеклассников – 13%, взрослых людей в моем окружении, которые заинтересованно отвечали на вопросы для моего проекта, было 14%. Таким образом, процент учащихся, принимавших участие в опросе был выше всех.

Второй вопрос был задан для того, чтобы понять, как опрашиваемые относятся к сленгу. На диаграмме мы видим, что 13% относятся к сленгу скорее отрицательно, 33% относятся к сленгу нейтрально и 55% относятся к нему скорее положительно. Таким образом мы можем сделать вывод о том, что большая часть опрашиваемых относится к сленгу хорошо.

Третий вопрос был задан опрашиваемым, чтобы выяснить, как часто они используют сленг. 13% ответили, что сленг не используют вообще, 60%, что используют его время от времени и 27% опрашиваемых ответили, что используют сленг довольно часто. Таким образом, большая часть людей, проходивших тест, сленг используют иногда.

Далее я задала вопрос о том, какие же сленговые слова, опрашиваемые используют чаще всего и выяснила, что чаще других используются следующие слова: «хайп», «изи», «шерить», «камон», «форсить». Но самыми популярными оказались слова «кринж» и «рофл». Их, по статистике, используют более десяти человек. Слова «хайп» и «изи» использует шесть человек, «камон» использует четыре человека, а слова «шерить» и «форсить» менее трех человек.

П ятый вопрос был предложен опрашиваемым для того, чтобы узнать, кто может объяснить, что же такое сленг. Большая часть учащихся ответила, что не могут объяснить это понятие.

Шестой вопрос был дан, чтобы понять, слышут ли опрашиваемые сленговые словечки от взрослых. По результатам опроса оказалось, что 39% никогда не слышали сленг от взрослых, 33% слышут их очень редко и 29% слышут от взрослых сленговые слова довольно часто.

В качестве своей практической работы я провела опрос, чтобы узнать, как люди относятся к сленгу. Оказалось, что большая часть опрашиваемых относится к сленгу положительно и время от времени используют его в своей речи. Но в результате опроса я поняла, что многие не знают, как образуется сленг и как он влияет на нашу жизнь, поэтому для того, чтобы помочь отказаться от сленга, я составила словарь.

Заключение

О богатстве и красоте русского языка красиво и понятно выразился выдающийся отечественный ученый М.В.Ломоносов: «Карл V, Римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом. Но если бы он знал русский язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашел бы в нем и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка».

Язык можно сравнить с живым существом. И как любое живое существо он живет, развивается, но может и погибнуть. И это все зависит от нас самих. А именно от того, как трепетно мы относимся к нему. 

Сленг -  это открытая система ненормативных лексико-фразеологических единиц разговорного просторечного языка, предназначенных для выражения усиленной экспрессии (яркое проявление чувств) и особой оценочной окраски.

Изучив проблему молодежного сленга, можно сделать вывод, что молодежный сленг - это проявление «языковой болезни», присущей нашему поколению. Отвернуться от этого, сделать вид, что этого не существует, можно, но ситуация от этого не изменится и не улучшится. По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы преодолеть её стихию, осознать достоинство и силу родного русского языка.

       Я считаю,  что для развития культуры поведения подростков, своей общей культуры, нашей успешной социализации необходимо подключение рычагов, которые позволят нам, выходящим в новую, взрослую жизнь, стать достойными членами общества. Основным рычагом должно стать самовоспитание, в котором нам всегда помогут наши педагоги.

Список литературы :

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: в 4 т. / В. И. Даль. - М.: Астрель: АСТ, 2002. - 2002. - 1158 с. 

Кронгауз М. И. Русский язык на грани нервного срыва. [Текст] / М.И. Кронгауз – М.: Языки славянских культур, 2007. – 90 с.

Развитие сленга, факторы на это влияющие [Электронный ресурс] : Интернет-конференции Сибирского юридического университета – URL: http://conf.omua.ru/content/razvitie-slenga-faktory-na-eto-vliyayushchie

Розина Р.И. Состояние и тенденции развития общего русского сленга. [Текст] /  Р.И. Розина. – М.: Русский язык, 2000. – 142 с.

https://www.cism-ms.ru/novosti/o-chyem-govoryat-podrostki-kak-sleng-otrazhaet-realnost/

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/5268

https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-slovoobrazovaniya-v-molodezhnom-slenge-russkogo-yazyka .

https://nvspb.ru/2006/03/21/kratkaya_istoriya_russkogo_sle-28050

Приложение

СЛОВАРЬ МОЛОДЁЖНОГО

СЛЕНГА

*Анбоксинг

Распаковка

-а, м., процесс, записываемый на видео, в котором люди раскрывают посылки (как правило используется блогерами). Такие видео стали набирать большую популярность у подростков.

*Баг

Ошибка

- а, м., непредвиденное обстоятельство или результат, который имеет плохие последствия.

*Банить

Блокировать

- ю, -ишь., запрещать человеку в социальных сетях наблюдать за информацией на личной странице, перестать с кем-либо общаться.

*Бинжвочинг

Непрерывный

просмотр

- а, м., смотреть без остановки сериал или серию фильмов. В этот момент человек занят только этим делом.

*Вайб

Атмосфера

- а, м., атмосфера, возникающая при каких- либо обстоятельствах. Это слово используется как в хорошей форме, так и в негативной.

*Гамать

Играть

-ю, - ешь., развлекаться посредством какой- либо игры. Чаще используется в области компьютерных игр.

*Гон

Ложь

-а, м., намеренное искажение действительного положения вещей.

*Девайс

Электронный

предмет

-а, м., любой электронный предмет, чаще относящийся к бытовой технике.

*Днокл

Одноклассник

-а, м., ученик того же класса, в котором кто- либо учится.

*Донатить

Пожертвовать

сумму

- у ,-ишь., (от англ. Donate — жертвовать) жертвовать, чаще используется в онлайн играх, означая перевод бонусов на счет игрока для покупки им игровой валюты.

*Запилить

Опубликовать

- ю, - ишь., опубликовать определенное фото или видео в интернет, с целью получить как можно больше лайков и комментариев.

*Зумер

Человек нового

поколения

-а, м., (производное от boomer, но впереди от поколения «Z») представитель нового поколения, использующий актуальный сленг, новые технологии и одевающийся по моде.

*Ивейтить

Уклоняться

-у, -ишь., (от англ. Еvade — уклоняться) уклоняться, пытаться избежать чего-либо.

*Камон

Да ладно

-(от англ. come on – в сленге значит «да ладно») согласие или побуждение что-то сделать. Либо это слово может использоваться в значение недовольства ситуации или фразы.

*Краудфандинг

Спонсирование

- а, м., (термин из экономической сферы (crowd funding –проект, финансируемый добровольцами) коллективное сотрудничество людей, объединяющих свои ресурсы, для перевода на помощь нуждающимся. Сейчас, подростки часто помогают таким фондам.

*Краш

Особенно

привлекательный

-а, м., (от англ. Crush – в сленге означает любимый человек) человек, к которому/к внешности которого питают симпатию.

*Кринж

Чувство

раздражения

- а, м., (от англ. Cringe — чувствовать раздражение, стыд) слово, употребляемое при чувстве отвращения от увиденного/услышанного.

*Криповый

Пугающий

- ая, -ое., (от англ. Creepy — причудливый) вызывающий чувство страха; пугающий.

*Ламповый

Уютный

- ая, -ое., (от англ. Creepy — причудливый) вызывающий чувство страха; пугающий.

*Лол

Смех

-(lol — от англ. laughing out loud — громко, вслух смеясь) слово, используемое в сетевом общении для выражения смеха.

*ЛД / ЛД

Лучшая подруга/

Лучший друг

- аббревиатура термина лучшая подруга и лучший друг.

*Мем

Смешное

изображение

-а, м., смешная картинка на просторах интернета.

*Мерч

Аксессуар /

одежда

-а, м., лимитированная коллекция одежды с символикой известной личности. Она продаётся на концертах или в специальных магазинах.

*Муд

Настроение

- а, м., (от англ. Mood — настроение) настроение, состояние.

*Мьютить

Выключать /

игнорировать

-у, -ишь., (от англ. Mute – беззвучный режим) активация беззвучного режима на электронном устройстве.

*Нуб

Новичок

-а, м., (от англ. Noob — новичок) новичок в каком-либо деле, неопытный игрок.

*Олд

Осознанный,

много знающий

-а, м., (от англ. Old — старый) «ветераны» неформального движения, то есть субкультуры, независимо от возраста.

*Паль

Подделка

-и, ж., дешёвая подделка какой-либо вещи, которую человек купил не в оригинальном магазине.

*Пруф

Доказательство

-а, м., (от англ. Proof — доказательство) доказательства.

*Рандом

Случайный

выбор

-а, м., случайный выбор чисел или варианта развития событий

*Рил ток

Правдивый

разговор

-(от англ. real talk – действительный разговор)достоверная информация.

*Рофл

Шутка

-а, м., (ROFL – от англ. Rolling On The Floor Laughing)– катание на полу от смеха, шутка.

*Скилл

Навык

-а, м., (от англ. Skill — умение) навык, приобретенный в жизни или в компьютерной игре.

*Слэмиться

Расталкивать

-ю, -им., под музыку толкаться в толпе фанатов на музыкальном концерте.

*Стримить

Вести прямой

эфир

-ю, -ишь., (от англ. Stream – поток, течение) вести прямую трансляцию во время прохождения компьютерной игры. Часто, это происходит в прямом эфире.

*Таргет

Вид рекламы

а,м.,реклама, которая попадает в заранее выбра нную цель.

*Трушно

Честно

-(от англ. True — правда) правдиво.

*Фанфик

Вымышленный

рассказ

-а, м., от англ. Fun fiction — фантастика) произведение, написанное фанатом книги или фильма с целью представить, что бы произошло в той вселенной, про которую идёт речь, если бы в оригинале события сложились иначе.

*Фейк

Ложь

-а, м., (от англ. Fake — ложь) неправдивая, поддельная информация, либо профиль в социальных сетях.

*Фейспалм

Реакция на

глупость

-а, м., (от англ. Face palm — спонтанная реакция на глупое утверждение) онлайн- выражение в виде жеста, с изображением закрытого рукой лица, что является проявлением разочарования, стыда, уныния, раздражения или смущения.

*Фича

Особенность

-и, ж., (от англ. Feature — особенность) полезная функция, фишка.

*Форсить

Продвигать

-ю, -ишь., (от англ. Force — сила) продвигать, навязывать какую-то идею.

*Фолловить

Подписаться

-ю, -ишь., (от англ. Follow – подписаться; следовать за кем-то) подписаться на чью-то социальную сеть и активно следить за этим человеком.

*Френдзона

Дружба

-ы, ж., (от англ. Friend zone – дружеская зона) понятие, означающее дружбу между мужчиной и женщиной, без дальнейших намерений развития отношений.

*Хайп

Скоротечный

успех

-а, м., (от англ. Hype — слава) агрессивная реклама/действия на основе актуальных событий, которые могут повысить активность и количество обсуждений этого человека в интернете, принося ему большую славу.

*Хейтер

Ненавистник

-а, м., (от англ. Hater — ненавистник) человек, высказывающий свое негативное мнение.

*Чекать

Проверять

-ю, -ешь., (от англ. Check — проверять) проверять, смотреть что-либо.

*Чилить

Отдыхать

-ю, -ишь., (от англ. Chill — охлаждать) отдыхать и прохлаждаться, пока другие заняты делом.

*Читер

Обманщик

-а, м., (от англ. Cheat — жульничать) человек, использующий жульнические приемы в компьютерных, настольных играх или в жизни.

*Шеймить

Обижать

-ю, -ишь., (от англ. Shame — стыд) стыдить кого-либо за его внешность.

*Юзать

Использовать

-ю, -ешь., (от англ. Use — использовать) использовать что-либо.

Просмотров работы: 401