Приёмы работы со словарными словами

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Приёмы работы со словарными словами

Жданова Т.В. 1Лабушкина Д.С. 1
1МБУ ДО «ДТДиМ»
Кремнева М.И. 1
1МБУ ДО «ДТДиМ»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проблема написания словарных слов (слов с непроверяемым написанием или слов с непроверяемыми орфограммами) является актуальной в настоящее время. Это связано с тем, что таких слов в русском языке огромное количество. Словарные слова нельзя проверить ни одним правилом русского языка. Следовательно, основной путь для усвоения – это запоминание написания. Но как запомнить столько слов? Ведь только в школьном курсе русского языка (1-11 класс) их 825[6]!

Гипотеза: возможно, использование различных приёмов работы будет способствовать прочному запоминанию и усвоению слов с непроверяемыми орфограммами.

Цель: изучение приемов работы со словарными словами.

Задачи: 1)изучить литературу по теме исследования; 2) провести анкетирование; 3) выявить распространенные ошибки школьников при написании словарных слов; 4) выполнить практическую работу; 5) составить кроссворд «Словарные слова»; 5) сделать выводы.

Методы исследования: изучение литературы; поиск информации в сети Интернет; анкетирование; практическая работа.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Анализ литературы

Что такое словарные слова?

Проанализировав литературу по теме исследования, мы выяснили, что орфография – это система правил о написании слов русского языка [8].

Орфографические правила формулируются на основе орфографических принципов.

Существует три основных принципа русской орфографии: фонетический, морфологический и традиционный.

Фонетический принцип - это письмо без правил, «как слышу, так и пишу».

Морфологический принцип отражает письмо по правилам, например: «Пиши безударные гласные так же, как и под ударением, а звонкие и глухие согласные так, как в позиции перед гласными» и т. д.

Традиционный принцип базируется на отражении старых норм письма. Многие слова мы пишем так, как писали сотни лет назад. Именно с традиционным принципом мы сталкиваемся при написании словарных слов [4].

Страничка истории

Все слова, написание которых в русском языке регулируется традиционным принципом, можно разделить на две категории. Первая – это исконно русские слова, которые пришли в современный русский язык из древнерусского языка. К ним относятся, например, существительные топор, собака, калач и др. В древнерусском языке их написание объяснялось языковыми особенностями, но в современный литературный язык эти особенности не перешли, оставив после себя «память» в виде слов, правописание которых нынешними нормами не объяснишь [1].

Вторая категория – это заимствованные слова из разных языков. Часть из них пришла в русский язык в таком виде, в каком мы их знаем, часть со временем изменилась, но в любом случае эти слова не подчиняются правилам правописания. Многие заимствованные слова могут быть проверены на основе языка - источника, например: конфетти, папарацци (от итал. confetti, paparazzi); нюанс, пассажир (от франц. nuance, passager); аппетит, аккуратный (от лат. appetitus, accuratus). Поэтому, знание языков (даже элементарное) значительно облегчает усвоение написания иноязычных слов [1].

Анкетирование

Ход работы

Следующий этап работы - анкетирование обучающихся.

Цель анкетирования: выявить уровень знаний учениками слов с непроверяемыми орфограммами. Текст анкеты представлен в Приложении 1.

В анкетировании принимали участие 34 человек в возрасте от 10 до 13 лет. Из них 23 девочки и 11 мальчиков (Рисунок 1).

Рисунок 1. Участники анкетирования

Анкета заполнялась каждым учеником индивидуально на отдельных бланках. Нами были выбраны 20 слов разных частей речи: существительное – 14 слов; прилагательное – 5 слов; глагол – 1 слово. Учащимся было предложено вставить в слова пропущенные орфограммы.

Для оценки ответов использовали балльную систему. При обработке ответов за правильный ответ ставился 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов. Затем подсчитывалась общая сумма баллов за правильные ответы.

Критерии оценивания:

высокий уровень: 16-20 баллов;

выше среднего: 11-15 баллов;

средний уровень: 6-10 баллов;

низкий уровень: 0-5 баллов.

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты анкетирования.

Высокий уровень показали 10 человек; выше среднего – 18 учеников; средний уровень – у 6 школьников, они испытывали значительные трудности при написании словарных слов. Низкий уровень среди участников анкетирования не выявлен.

Подробный анализ ошибок представлен на Рисунке 3.

Рисунок 3. Анализ ошибок

Больше всего ошибок было допущено в словах: в существительном палисадник (26 ошибок), в прилагательном безыскусный (25 ошибок), в глаголе поскользнуться (24 ошибки). Меньше всего ошибок - в существительном арматура (3 ошибки), в существительном центнер ошибок не выявлено.

Результаты анкетирования показали, что большое число наших ровесников допускают ошибки при написании слов с непроверяемыми орфограммами. Мы еще раз убедились в актуальности темы исследовательской работы.

Практическая работа

Ход работы

Практическая работа состояла из трех отдельных экспериментов.

Цель экспериментов: выявить эффективные приемы запоминания словарных слов.

Описание: для проведения экспериментов из учебников «Русский язык» для 5, 6 классов [2, 3] (из справочного орфографического материала) мы собрали копилку из 30 слов. Разделили их на три части. С одной группой слов работали, используя механический прием запоминания, с двумя другими - мнемотехнические приемы (графические и фонетические ассоциации).

Чтобы повысить эффективность запоминания мы использовали интервальные повторения, т. е. информацию, которую запоминали, повторяли через определенные, увеличивающиеся со временем интервалы.

Мы составили следующую схему для повторений: через 1 сутки; через 3 суток; через 1 неделю; через 3 недели; через 1 месяц; через 2 месяца.

Эксперимент №1. Фонетические ассоциации

Слова для запоминания: аттестат, павильон, сверстник, ровесник, ландшафт, бадминтон, шампиньон, горизонт, велюр, галерея.

Ход работы: для того, чтобы запомнить правильное написание словарного слова, мы с помощью ассоциаций подбирали к словарному слову такие слова, в которых проблемная орфограмма слышится без сомнения. Записывали слова в виде мини-кроссворда. Ассоциативную связь обыгрывали в стихотворении или фразе (Приложение 2).

Например, ассоциации к слову шампиньон: шАмпиньон – Фра́нция; шампИньон – гриб.

Стихотворение: гриб французский шампиньон, серовато-белый он. Повторяли словарные слова по схеме.

Результаты эксперимента № 1 (Рисунок 4): использование фонетических ассоциаций показало хороший результат, но много времени было затрачено на придумывание стихотворений.

Рисунок 4. Фонетические ассоциации

Эксперимент № 2. Графические ассоциации

Слова для запоминания:бассейн, искусство, арматура, состязание, палисадник, физиономия, восклицательный, бирюзовый, искусный, орнамент.

Ход работы: для запоминания словарных слов использовали графические ассоциации [5]. Суть приема заключается в том, что словарное слово писали крупными буквами на отдельных карточках, а непроверяемые орфограммы обыгрывали с помощью ассоциативных рисунков (Приложение 3).

Например, в слове «орнамент», проблемные буквы «о» и «е», украсили с помощью сказочных узоров (Рисунок 5).

Рисунок 5. Прием графических ассоциаций

Результаты эксперимента № 2 (Рисунок 6): использование приема графических ассоциаций было интереснее, заняло меньше времени, дало лучший результат. На первых порах мы вспоминали картинку на карточке, а затем слова легко вспоминались и без придуманного образа.

Рисунок 6. Графические ассоциации

Эксперимент №3. Механическое запоминание

Слова для запоминания: вестибюль, лейтенант, препятствие, безмятежный, племянник, центнер, поскользнуться, безыскусный, состязание, пластмасса.

Механический прием основан на многократном повторении. Это заучивание наизусть.

Ход работы: Каждое слово, четко проговаривая, записали по 10 раз. Ставили в слове ударение, подчеркивали непроверяемые орфограммы.

Результаты эксперимента №3 (Рисунок 7).Этот прием показал достаточно хороший результат, но было затрачено много времени на многократное прописывание слов. Потребовалось приложить значительные волевые усилия, так как слова плохо запоминались и быстро забывались.

Вывод. В ходе практической работы мы пришли к выводу: эффективнее и интереснее изучать правильное написание слов с непроверяемыми орфограммами, используя мнемотехнические приемы.

Составление кроссворда «Словарные слова»

Следующий этап работы – составление кроссворда «Словарные слова» (Приложение 4).

Цель: закрепление написания слов с непроверяемыми орфограммами

Из учебника «Русский язык» [3] отобрали семнадцать слов с непроверяемым написанием: перила, палисадник, лейтенант, бетон, салат, лимон, арматура, гектар, талант, вестибюль, штукатур, сирень, терраса, генерал, орнамент, командир, аккуратный.

Пользуясь толковым словарем С. И. Ожегова [7] составили к каждому слову текстовое определение.

В приложении Excel составили и пронумеровали сетку кроссворда.

Также, в приложении PowerPoint была создана электронная версия кроссворда.

Кроссворд был предложен нашим одноклассникам. Они с большим интересом выполняли задания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты работы. Цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась: использование различных приёмов работы способствует прочному запоминанию и усвоению слов с непроверяемыми орфограммами.

В ходе работы мы научились искать нужную информацию, анализировать собранный материал.

Узнали много новых и интересных сведений о словах с непроверяемыми орфограммами, познакомились с историей появления словарных слов.

Провели анкетирование и выявили распространенные ошибки школьников в словах с непроверяемым написанием.

Узнали приёмы, которые можно использовать при изучении словарных слов и запомнили 30 слов с непроверяемыми орфограммами.

Создали кроссворд «Словарные слова».

Данный материал можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе со школьниками. Надеемся, что он будет интересен и для педагогов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Алиева М. Г. Изучение слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка: бакалаврская работа. - Лесосибирск, 2020 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://lpi.sfu-kras.ru/files/alieva_m.g.pdf?ysclid=l5ainabye8913996632 (дата обращения 12.05.2022).

Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И., Кулибаба, Н.В. Ладыженская. – М: Просвещение, 2014.

Баранов М.Т. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. – М: Просвещение, 2015.

Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. М.: Владос, - 2005.

Матюгин И. Ю. Как запомнить словарные слова / И. Ю. Матюгин, Е. И. Чакаберия, И. К. Рыбникова, Т. Б. Слоненко. – М.: Эйдос, 1997. – 160 с.

Милкина Ю. Е. Изучение заимствованных словарных слов в школе с использованием этимологического анализа / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ratio-natura.ru/sites/default/files/2021-05/izuchenie-zaimstvovannykh-slovarnykh-slov-v-shkole-s-ispolzovaniem-etimologicheskogo-analiza.pdf (дата обращения 20.04.2022).

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2017. - 320 c.

Розенталь Д. Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 384 с.

Приложение 1

Анкета

1.Укажите свой возраст …….

2.Укажите свой пол

женский

мужской

3.Испытываете ли Вы трудности при написании словарных слов?

Да

Нет

Иногда

4.Хотели бы вы узнать эффективные приемы запоминания словарных слов?

Да

Нет

5.Вставьте пропущенные буквы в слова:

б….ейн

в….скл….цат…льный

и….ку….тво

б….р….зовый

….рм….тура

и….ку….ный

в….ст….бюль

бе….м….тежный

л….йт….нант

пл….мя….ик

….рнам….нт

ц….нтн….р

с….ст….зание

п…….к….льзнуться

п….л….садн…к

бе….ску….ный

ф….з….номия

….с….зание

пр….пя…..твие

пл….с….ма….а

Приложение 2

Фонетические ассоциации

                                           
                                           
       

т

                                 
 

а

Т

т

е

с

т

а

т

   

Сдала Таня тесты,

В аттестате оценкам тесно.

     
   

А

е

с

                 
   

н

с

н

                                 
   

я

т

о

                                 
                                           
           

в

                             
           

е

                             
           

р

                             
           

с

                             
 

с

в

е

р

с

т

и

к

                         
           

а

       

Сверстник - верста,

Ровесник - весна.

     
                           
           

в

                             
           

е

                             
           

с

                             
 

р

о

в

е

с

н

и

к

                         
           

а

                             
                                           
   

Ф

                                     
   

р

 

в

                                 
 

п

а

в

и

л

ь

о

н

 

Во Франции есть павильон,

Красивый вид имеет он.

     
   

Н

 

д

               
   

ц

                                     
   

и

                                     
   

я

                                     
                                           
       

Л

   

Ф

                           
       

а

   

и

                           
   

п

 

п

   

н

                           
   

е

 

л

   

л

   

Восхитительный пейзаж

В сказочной Лапландии,

На севере Финляндии.

     
   

й

 

а

   

я

         
   

з

 

н

   

н

         
 

л

а

н

д

ш

а

д

т

                         
   

ж

 

и

   

и

                           
       

я

   

я

                           
                                           
   

в

                                     
   

о

п

             

В Индии есть бадминтон.

Волан подбросил и ушел.

     
   

Л

о

                   
 

б

а

д

м

И

н

т

о

н

       
   

н

б

 

н

                               
     

р

 

д

                               
     

о

 

и

                               
     

с

 

я

                               
     

и

                                   
     

л

                                   
                                           
                     

Поле к небу прикоснулось.

В одну линию сомкнулось.

 
   

п

 

л

             
 

г

о

р

и

з

о

н

т

                         
   

л

 

н

                                 
   

е

 

и

                                 
       

я

                                 
                                           
   

Ф

   

г

                               
   

р

   

р

                               
 

ш

а

м

п

и

н

ь

о

н

Гриб французский шампиньон,

Серовато-белый он.

 
   

Н

   

б

         
   

ц

                                     
   

и

                                     
   

я

                                     
                                           
   

о

                                     
   

д

д

           

Одежда из велюра

Для красивой фигуры.

     
 

в

е

л

ю

р

             
   

ж

я

                 
   

д

                                     
   

а

                                     
       

ч

                                 
       

е

                                 
   

и

 

л

         

В галерее человек долго

искал свой портрет.

     
   

с

д

о

               
   

к

о

в

                                 
 

г

а

л

е

р

е

я

                           
   

л

г

к

                                 
     

о

                                   
                                           
                                           
                                           

Приложение 3

Графические ассоциации

Приложение 4

Кроссворд «Словарные слова»

По горизонтали:

2. Ограждение по краю лестницы, балкона, моста.

6. Небольшой огороженный садик, цветник перед домом.

7. Цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод его с твёрдой ароматной кожурой.

11. Офицерское звание.

13. Единица земельной площади, равная 10 000 кв. м.

15. Строительный материал из вяжущих смесей (цемента, силиката, битума) с водой и заполнителями, твердеющий после укладки.

16. Холодное кушанье из мелко нарезанных овощей, яиц, мяса или рыбы с приправой.

17. Выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.

По вертикали:

1.Крупный садовый кустарник семейства маслиновых с лиловыми, белыми или розовыми душистыми соцветиями.

3. Стальной каркас железобетонных конструкций

4. Живописное, графическое или скульптурное украшение.

5. Начальник воинской части, подразделения, военного корабля, а также военизированной организации, стройотряда.

8. Большое помещение, отделяющее вход от внутренних частей здания, преимущ. общественного

9. Человек, работающий на строительстве чего-л., основная работа которого заключается в том, чтобы покрывать стены, потолки и строительным раствором.

10. Звание или чин высшего командного состава армии, а также лицо, носящее это звание или имеющее соответствующий чин.

12. Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.

14. Исполнительный, соблюдающий во всём порядок.

Ключ

Просмотров работы: 89