ВВЕДЕНИЕ
Проблема соблюдения норм словесного ударения является актуальной в настоящее время. Это связано с тем, что устная речь в жизни большинства людей играет более значительную роль, чем письменная. Мы используем устную речь для общения. Она звучит в учебных заведениях, на собраниях, конференциях, со сцен театров, с экранов кинотеатров, по телевидению и радио. Правильная постановка ударения говорит о высоком уровне образования и речевой культуры человека. Грамотная и убедительная устная речь – это языковая визитная карточка любого человека, независимо от его пола, возраста, профессиональной деятельности [8].
Сегодня проблема изучения орфоэпических норм стоит особенно остро, так как в контрольно-измерительных материалах выпускных работ в 4-м, 9-м, 11-м классах есть задания, требующие правильной постановки ударения в словах.
Гипотеза: возможно, в русском языке существуют эффективные приемы изучения орфоэпических норм.
Цель: изучение орфоэпических норм русского языка.
Задачи:1)изучить литературу по теме исследования; 2) провести анкетирование; 3) проанализировать орфоэпические ошибки; 4) выполнить практическую работу; 5) составить викторину «Омографы»; 6) сделать выводы.
Методы исследования: изучение литературы; поиск информации в сети Интернет; анкетирование; количественный анализ; практическая работа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Анализ литературы
Что такое ударение?
Проанализировав литературу по теме исследования, мы выяснили, что орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») - совокупность правил устной и письменной речи, закреплённых в литературном языке [10].
Ученые трактуют понятие орфоэпии по-разному. Одна группа лингвистов включает в это понятие только нормы произношения звуков и их сочетаний, а также слов. Другая группа рассматривает орфоэпию как совокупность норм и произношения, и ударения [7].
Раздел языкознания, который занимается изучением ударения, называется акцентологией [9].
Акцентологическая норма – это норма постановки ударения в словах (в науке о языке ударение называют «акцентом»).
Словесным ударением называется звуковое выделение одного из слогов слова. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле [14].
В русском языке отсутствует единое для всех слов правило постановки ударения. Норма ударения существует для каждого отдельного слова, и познакомиться с ней можно в специальных справочных изданиях по русскому языку.
Страничка истории
Впервые произносительные нормы русского языка зафиксировал М.В. Ломоносов. До начала XVIII века русская письменность использовала церковнославянскую орфографию, в которой было три вида ударений: 1) острое ударение – ставилось над ударным гласным в начале или середине слова; 2) тупое (тяжелое) ударение – ставилось, если ударная гласная являлась самой последней в слове; 3) облеченное ударение – ставилось во множественном числе, если оно созвучно со словом в единственном числе.
Пётр I, вводя гражданский шрифт, упразднил все надстрочные знаки, в том числе и ударения. Однако вскоре они вернулись в русскую письменность для предотвращения неверного чтения слов, но в более простом виде [5]. Огромный вклад в теорию русской орфоэпии внес Р.И. Аванесов. Он написал руководство по русской орфоэпии - книгу «Русское литературное произношение».
Особенности ударения
Русское словесное ударение имеет ряд особенностей.
Русское ударение является разноместным, т. е. ударение может падать на любой слог. Например: ко́мпас, добы́ча, докуме́нт, медикаме́нты. В этих словах ударение соответственно падает на первый, второй, третий, четвертый слоги. Такое ударение называют ещё свободным.
Во многих других языках ударение является фиксированным, или постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Например, в эстонском, латышском, чешском, финском языках ударным всегда бывает первый слог. В польском, грузинском языках - предпоследний, в армянском, французском языках - последний.
Ударение может быть подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным (берегу́, береже́шь, береже́т, берегу́т - ударение закреплено за окончанием, то́рт, то́рта, то́рту; то́рты, то́ртам - ударение в начале слова). В словах с подвижнымударением происходит перенос ударения с одного слога на другой. В единственном числе ударение падает на основу, а во множественном – на окончание. Например: ба́л-балы́; дире́ктор – директора́; шка́ф-шкафы́. В единственном числе ударение на окончании, а во множественном – на основе: гроза́- гро́зы; земля́ – зе́мли; окно́- о́кна.
Ударение может быть вариативным, может ставиться то на одном, то на другом слоге. Оба варианта соответствуют норме и являются правильными, например: ба́ржа и баржа́, тво́рог и творо́г [14].
В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова): кля́твопреступле́ние, о́колозе́мный, ви́цепрезиде́нт.
Ударение в словах со временем может меняться. Например, Александр Сергеевич Пушкин писал: «музы́ка уж греметь устала». В слове «музы́ка» Пушкин ставит ударение на второй слог в точном соответствии с правилами ударения того времени. Сейчас, ударение в слове музыка ставится на первый слог.. Например, «Льётся му́зыка, му́зыка, му́зыка…» [5].
В начале или середине ХХ в. а словарях можно было встретить слово конку́рс. Это ударение очень легко объясняется, поскольку слово заимствовано из французского языка, где оно действительно звучит concours с ударением для русского уха на последнем слоге. А сейчас мы говорим ко́нкурс.
Функции ударения
Ударение в русском языке обладает смыслоразличительной функцией, т.е. помогает различать слова и формы слов.
Различаетомографы (одинаковые по написанию, но различающиеся местом ударения и значением слова): за́мок - замо́к, му́ка - мука́ и др. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла.
Различает грамматические формы одного и того же слова: но́ги (сущ. в форме им. п. мн. ч.) - ноги́ (сущ. в форме р. п. ед. ч.), во́лос (сущ. в форме им. п. ед.ч.) - воло́с (сущ. в форме р. п. мн. ч.) и др.
Различает некоторые формы разных слов: пи́ща (сущ. в форме им. п. ед. ч.) - пища́ (деепричастие), бе́лка (сущ. в форме им. п. ед. ч.) - белка́ (сущ. белок в форме р. п. ед. ч.) и др.
Различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова. Например, ко́мпас (лит. норма) - компа́с (у моряков); и́скра (лит. норма) - искра́ (у металлургов) [13].
Анкетирование
Ход работы
Следующий этап работы - анкетирование обучающихся.
Цель анкетирования: выявление умения правильно ставить ударение в словах. Текст анкеты представлен в Приложении 1. В анкетировании принимали участие 39 человек в возрасте от 8 до 12 лет. Из них 19 девочек и 20 мальчиков (Рисунок 1).
Рисунок 1. Участники анкетирования
Анкета заполнялась каждым учеником индивидуально на отдельных бланках. Нами были выбраны 16 слов разных частей речи: 3 наречия, 4 глагола, 9 существительных. Учащимся было предложено поставить ударение в словах.
Для оценки ответов использовали балльную систему. При обработке ответов за правильный ответ ставился 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов. Затем подсчитывалась общая сумма баллов за правильные ответы.
Критерии оценивания:
высокий уровень: 12-16 баллов;
средний уровень: 6-11 баллов;
низкий уровень: 0-5 баллов.
Анализ результатов
Результаты анкетирования представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты анкетирования
Высокий уровень выявлен у 10 ребят. У них хорошо развит навык правильной постановки ударения. Средний уровень показали 28 учеников. Выбор места ударения в словах вызвал у них значительные трудности. Низкий уровень у 1 ребенка. Он сделал большое количество ошибок.
Подробный анализ орфоэпических ошибок представлен на Рисунке 3.
Рисунок 3. Анализ орфоэпических ошибок
Больше всего ошибок было допущено в постановке ударений в наречии зави́дно (28 ошибок); в существительном свёкла (17 ошибок), в глаголе балова́ться (31 ошибка). Меньше всего ошибок - в наречии нодо́лго (2 ошибки), в существительных столя́р (1 ошибка) и догово́р (1 ошибка).
Результаты анкетирования показали, что речь большинства наших ровесников не соответствует нормам русского языка с точки зрения правильной постановки словесного ударения. Мы еще раз убедились в актуальности темы исследовательской работы.
Практическая работа
Ход работы
Практическая работа состояла из трех отдельных экспериментов.
Цель экспериментов: выяснить возможность применения разных приёмов запоминания для изучения орфоэпических норм.
Описание: для проведения экспериментов из учебников «Русский язык» для 4, 5 классов [1,6] (из справочного орфоэпического материала) мы собрали копилку из 47 слов. Разделили их на три части. С одной группой слов работали, используя механический прием запоминания, с двумя другими - мнемотехнические приемы (рифмизацию и ассоциативные рисунки).
Чтобы повысить эффективность запоминания, мы использовали интервальные повторения, т. е. информацию, которую запоминали, повторяли через определенные, увеличивающиеся со временем интервалы.
Мы составили следующую схему для повторений: через 1 сутки; через 3 суток; через 1 неделю; через 3 недели; через 1 месяц; через 2 месяца.
Эксперимент № 1. Рифмизация
Рифмизация – это создание рифмованных пар слов и небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
Слова для запоминания: балова́ться, догово́р, жалюзи́, зави́дно, звони́т, катало́г, столя́р, то́рты, ту́фля, краси́вее, свёкла, премирова́ть, сиро́ты, надо́лго, ста́туя.
Ход работы: для того, чтобы запомнить, на каком слоге надо ставить ударение в том или ином слове, мы подбирали к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Дальше из запоминаемого и вспомогательного слова составляли сюжет. Старались, чтобы он был ярким, смешным, необычным (Приложение 2).
Большую часть «стихов-запоминалок» мы нашли, используя Интернет-ресурсы. В некоторые внесли свои изменения. Выучили стихотворения. Повторяли по схеме.
Результаты эксперимента № 1 (Рисунок 3): использование «стихов-запоминалок» заняло меньше времени, было интереснее, дало хороший результат.
Рисунок 3.Рифмизация. Количество правильных ответов
Эксперимент№ 2. Ассоциативные рисунки
Слова для запоминания: дире́ктор – директора́; танцо́вщица; и́скра – и́скры, щаве́ль; за́пер – заперла́ – за́перли; о́жил – о́жили; сва́ты; сре́дства; гербы́; докуме́нт; тво́рог – творо́г; заключи́м; поня́ть – по́нял – поняла́; на́чал – начала́ – на́чали – начался́; звони́т – звоня́т; за́дал – задала́ – за́дали.
Ход работы: для запоминания слов с правильным ударением мы использовали ассоциативные рисунки. Слово писали крупными буквами на отдельных карточках. Вместо гласной, на которую падает ударение, рисовали рисунки, которые подбирали с помощью ассоциаций. Например, в слове звони́т, вместо ударной гласной «и» изображали телефонную трубку и т. д. (Приложение 3).
Вверху карточки изображали звуковую схему слова. На схеме цветом отмечали место ударения в слове: на первый слог, на последний слог, посередине слова[12].Некоторые слова учили парами или тройками (за́пер – заперла́ – за́перли, и́скра – и́скры и т. д.).
Результаты эксперимента № 2 (Рисунок 4): использование ассоциативных рисунков показало хороший результат, но на изготовление карточек ушло большое количество времени.
Рисунок 4. Ассоциативные рисунки. Количество правильных ответов
Эксперимент №3. Механическое запоминание
Механический прием запоминания основан на многократном повторении. Это заучивание наизусть.
Слова для запоминания: кварта́л, облегчи́ть, си́лос, расположи́ть, углуби́ть, упрости́ть, сантиме́тр, пла́нер, вы́здороветь, дефи́с, досу́г, каучу́к, киломе́тр, повтори́ть, положи́ть, цеме́нт.
Ход работы: Каждое слово, четко проговаривая, записали по 10 раз, ставили знак ударения.
Результаты эксперимента №3 (Рисунок 5): этот прием показал достаточно хороший результат, но потребовал много времени и значительных волевых усилий. Очень трудно и скучно произносить и записывать одно и то же слово много раз.
Рисунок 5. Механическое запоминание. Количество правильных ответов.
Вывод. Конечно, единичного эксперимента недостаточно для объективного вывода, но для себя мы решили, что эффективнее и интереснее изучать нормы произношения, используя мнемотехнические приемы запоминания.
Создание викторины «Омографы»
Омографы - слова или формы слов, имеющие одинаковое написание, но разное ударение [3].
Цель викторины: закрепление знаний о словах-омографах.
На первом этапе с помощью орфоэпического словаря были подобраны омографы [2]: бе́лки (животные) – белки́ (микроэлементы); и́рис (цветок) – ири́с (конфета); хло́пок (растение) – хлопо́к (громкий звук); ду́хи (призраки) – духи́ (парфюмерия); о́рган (человеческий) – орга́н (музыкальный инструмент); мука́ (ингредиент для приготовления) – му́ка (мучения); стре́лки (у часов) – стрелки́ (люди с оружием); а́тлас (карта) – атла́с (ткань); кру́жки (посуда) – кружки́ (небольшие круги, секции); гвозди́ки (цветы) – гво́здики (металлические изделия).
Затем с использованием источников сети Интернет и специальной литературы [4,11], были подобраны загадки, связанные с выбранными омографами (Приложение 4).
На втором этапе был разработан интерактивный вариант викторины в программе PowerPoint.
Описание: презентация состоит из десяти слайдов. На каждом слайде изображен компьютер, на экране которого написана загадка. Чтобы ее отгадать, необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой. Например, загадка на Рисунке 6.
Рисунок 6. Презентация «Омографы». Загадка
Для того чтобы оценить правильность выполнения задания, нужно нажать на кнопку «Проверка». В результате появляется отгадка (слова-омографы), а также картинки-иллюстрации. Ударная гласная в словах выделена красным цветом (Рисунок 7).
Рисунок 7. Презентация «Омографы». Отгадка
Викторина была представлена одноклассникам на занятии. Ребята проявили большой интерес и с увлечением выполняли игровые задания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты работы. Цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась: в русском языке существуют эффективные приемы изучения орфоэпических норм.
В ходе работы мы приобрели полезные умения и навыки, научились искать нужную информацию, анализировать собранный материал.
Узнали много интересных сведений об ударении, познакомились с особенностями и функциями ударения.
Провели анкетирование и выявили распространенные ошибки школьников в постановке ударения в словах.
Узнали приёмы, которые можно использовать при изучении орфоэпических норм и запомнили правильное место ударения в 47 словах.
Создали викторину «Омографы».
Убедились, что задача грамотного человека – освоить нормы ударения и уметь применять их на практике.
Данный материал можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе со школьниками. Надеемся, что он будет интересен и для педагогов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И., Кулибаба, Н.В. Ладыженская. – М: Просвещение, 2014.
Борунова С. Н. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. – М.: Рус. яз.,1983. - 703 с.
Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка URL: https://gufo.me/dict/efremova/%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%8B?ysclid=l4tx6hxlsp46752390 (дата обращения 12.03.2022).
Занимательная грамматика URL: https://infourok.ru/zanimatelnaya-grammatika-po-russkomu-yaziku-2423206.html? (дата обращения 15.03.2022).
История изучения и развития русского ударения. URL: https://studbooks.net/1949323/literatura/istoriya_izucheniya_razvitiya_russkogo_udareniya (дата обращения 15.03.2022).
Канакина В. П. Русский язык 4 класс / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.- М.: Просвещение, 2013. - 320 с.
Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 – 9 кл. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.
Мистюк Т. Л. Орфоэпические нормы современного русского языка в научно-методическом аспекте. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2015_12-4_40.pdf (дата обращения 10.03.2022)
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2017. - 320 c.
Орфоэпия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D1%8F (дата обращения 10.06.2022).
Правильное ударение (стишки-запоминалки). URL: http: //zanimatika.narod.ru/Zapominalki_udarenie1.htm?ysclid=l4udmiw4d7179351699 (дата обращения 20.04.2022).
Тимофеев А. С. Орфоэпические минутки на уроках русского языка и чтения в начальной школе / А. С. Тимофеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 45 с.
Функции словесного ударения. URL: https://studbooks.net/2095191/literatura/funktsii_slovesnogo_udareniya (дата обращения 20.04.2022).
Ударение в русском языке. URL: https:/wiki/Ударение_в_русском_языке (дата обращения 20.04.2022).
Приложение 1
Анкета
Сколько Вам лет?............
Укажите Ваш пол:
Ж
М
Замечаете ли Вы ошибки в постановке ударения в речи окружающих?
Да
Нет
Иногда
Хотели бы Вы научиться говорить без ошибок?
Да
Нет
Поставьте ударение в словах:
завидно |
столяр |
красивее |
жалюзи |
надолго |
туфля |
торты |
позвоним |
статуя |
баловаться |
сироты |
клала |
свекла |
премировать |
каталог |
договор |
Приложение 2
Рифмизация
баловАться Дразнить, скакать, смеЯться – Значит баловАться. (И. Агеева) |
тОрты Не налезли шОрты – Долго ели тОрты! |
договОр Чтобы вдруг не вышел спОр, Подпишите договОр. |
тУфля С ударением на «У» Слово тУфля я прочту. |
жалюзИ Солнце. Жарко. ПривезИ Для окошек жалюзИ. (И. Агеева) |
красИвее Чем женщина счастлИвее, Тем выглядит красИвее! |
Есть при всех конфеты – стЫдно! Поделись, ведь нам завИдно! |
свЁкла Наша баба ФЁкла Красная, как свЁкла. |
звонИт У того, кто знаменИт, Телефон весь день звонИт. |
премировАть За труд не надо забывАть Работников премировАть. |
каталОг Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смОг, В ней бывает картотека – Специальный каталОг. |
сирОты Выбраны давно все квоты: получили их сирОты. |
столЯр Красит стены нам малЯр. Полки делает столЯр. |
надОлго Мне запомнится надОлго, как красива река Волга! |
стАтуя МедвЕдица лохматая в лесу стоит как стАтуя. |
Приложение 3
Ассоциативные рисунки
Приложение 4
Омографы
Вот старинный дом огромный: Стены, башни, ров прорыт. Переставишь ударенье — И на двери он висит. (за́мок, замо́к) |
Для строителей подставка, А для кучера сиденье. Но попробуй-ка поставь-ка Нам другое ударенье — Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами. (ко́злы, козлы́) |
Они бывают с мясом и капустой, Пекут ещё их с вишней вкусной, Но повнимательней смотри: Ведь лишь изменишь ударенье — Увидишь лодки в изумленье, Плывут в которых дикари. (пиро́ги, пироги́) |
Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение – И превращаюсь я в конфету. (и́рис, ирис́) |
Все знакомы с нами, Яркими, как пламя, Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. (гво́здики, гвозди́ки) |
Они на стенах и в шкафу, На них я книги поставить могу. Перенесу ударенье — стоят Строй за строем шеренги солдат. (по́лки, полки́) |
Я – сборник карт. Но ударенье Изменит вмиг моё значенье: Захочешь – превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я. (а́тлас, атла́с) |
Мы показываем время, Помогаем очень людям. Переменишь ударенье — И в мишень стрелять мы будем. (cре́лки, стрелки́) |