«При имени преподобного Сергия русский человек вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка.»
В.О. Ключевский
Введение
Актуальность исследования
До сих пор люди не перестают обращаться к образу святого Сергия Радонежского. Но почему? Ответить на этот вопрос можно словами В. О. Ключевского: «Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка». Суть идеала, представленного в образе Сергия Радонежского это - общежитие, труд, нестяжание. Их значимость распространяется не только на эпоху Куликовской битвы, но актуальна и в наши дни.
Цель исследования - сравнение образа Сергия Радонежского в отечественной художественной и исторической литературе на примере произведений Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» (художественная литература) и В. О. Ключевского «Сергий Радонежский» (исторический портрет).
Задачи:
1) познакомиться с основными работами по исследуемому вопросу;
2) выявить общее и различное в раскрытии образа Сергия Радонежского в произведениях Зайцева и Ключевского.
Предмет исследования – образ Сергия Радонежского
Объект исследования – произведения «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева и «Сергий Радонежский» В. Ключевского.
Проблема – в чем различие образа Сергия Радонежского в художественной и исторической литературе?
Гипотеза: художественная и историческая литература обращается к образу Сергия Радонежского с целью показать духовно-нравственный подвиг старца и сопоставить его с духовным опытом читателя.
Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована школьниками для повышения уровня культуры, для духовно-нравственного развития.
Методы исследования:
1. Анализ литературы с целью выявления функций образа Сергия Радонежского в художественной и исторической литературе
2. Синтез
3. Сравнение
4. Табличный метод обработки
5. Наблюдение
Обзор литературы
К образу Сергия Радонежского обращались многие историки и художники слова: В. О. Ключевский, Н. С. Борисов, М. Колесова, В. А. Кучкин, Б. Зайцев, И. Шмелев, В. Крупин и другие.
При сопоставлении работ выявилось, что исторические произведения посвящены духовным основам формирования русского государства, и в этом случае историки акцентируют внимание на идее Руси, связывая выражение её с именем преподобного.
В художественной литературе образ преподобного Сергия приобрел значение самостоятельной темы, где решается проблема гражданского долга, освященного идеей Руси.
В данной работе мы решили остановиться на двух произведениях: историческом портрете В. Ключевского «Сергий Радонежский» и повести Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».
Основная часть
Образ Сергия Радонежского в художественной литературе
Произведение Б. К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» было написано в 1925 году в эмиграции. Это жизнеописание самого почитаемого на Руси святого старца. По признанию автора, такая тема «никак не явилась бы автору и не завладела бы им в дореволюционные годы»1. Действительно, именно в годы потрясений могло родиться такое произведение, пронизанное болью автора за свое Отечество.
Воссоздавая факты жизни Сергия, Б. К. Зайцев опирался не столько на древнерусский источник – житие Сергия, написанное его учеником Епифанием, сколько на более позднее жизнеописание, составленное иеромонахом Никоном (Рождественским), и историческое исследование Е. Е. Голубинского.
В книге Зайцева прослеживается стремление к фактической достоверности. Это доказывает включение в текст цитат из летописей и научных исследований, а также наличие примечаний и ссылок на исторические источники. С другой стороны, изображая святого Сергия, Б. К. Зайцев постоянно напоминает, что это реальный живой человек, только отдаленный от нас по времени. Автор пытается воссоздать его психологический и нравственный облик.
Автор стремится достоверно воссоздать ушедшую эпоху (бытовой фон, типические детали).
Образ Сергия Радонежского становится смысловым и художественным центром книги.
Самое важное для Зайцева, что в образе Сергия Радонежского воплощено «глубокое созвучие народу, великая типичность – сочетание в одном рассеянных черт русских»2.
Говоря о детских годах отрока Варфоломея, писатель использует прием оппозиции: природа русской святости противопоставляется западной. В чем же заключается противостояние? Святая Русь соединяет ум и сердце в блаженной кротости, которая может рассматриваться как русская идея. Иначе говоря, русская идея – это глубокая любовь, безмолвное служение Богу и смирение перед волей Божьей, спасение целого мира через подвиг служения ближнему. Западная идея – земная идея, прагматичная.
Антогонистом в произведении выступает западный святой Франциск Ассизский. Сергий почитает своих родителей. В этом выражается соблюдение одной из основных ветхозаветных заповедей. Отец будущего святого, Кирилл, получил в Радонеже поместье, но сам уже, по старости, не мог вести хозяйство. Его заменил сын Стефан. На Варфоломея надежды не было, потому что отрок все больше стремился к уединению, к молитве, к Богу. Тяжелая жизнь еще сильнее укрепляла его в мысли покинуть родной дом и стать иноком.
Автор показывает Варфоломея, до конца не представляющим, от чего и ради чего он решает отказаться в жизни. Перед читателем предстает скромный, погруженный в общение с Богом отрок. Отец, как мог, сдерживал сына от этого шага: «Мы стали стары, немощны; послужить нам некому; у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты стараешься угодить Господу. Но твоя благая часть не отнимется, только послужи нам немного, пока Бог возьмет нас отсюда; вот, проводи нас в могилу, и тогда никто не возбранит тебе»3.
Варфоломей пожалел родителей и остался. Пожертвовал своим влечением к зовущей к себе новой жизни ради родных людей.
Франциск Ассизский ушел из родительского дома, взбунтовавшись против отца, и больше никогда туда не вернулся. Если блаженный из Ассизии отрицал мирское, суетное, несущественное, куда включал не только отношение к родным, но и труд, то Сергий был тружеником. Он постоянно трудился, делая сам всю крестьянскую работу. Трудолюбие Сергия подчеркнуто удачно найденной метафорой: Сергий Радонежский – «плотник – святой», не только построивший себе келью и первую церковь, но и впоследствии не оставлявший своего ремесла. Зайцев в свойственной ему импрессионистической манере предает свои впечатления от облика святого: «В благоуханьи его святости так явствен аромат сосновой стружки»4.
Впечатляет переданный житием эпизод, когда во время голода игумен нанялся на работу к одному из монахов своего монастыря за «решето гнилого хлеба». В этом эпизоде писатель увидел проявление таких качеств личности Сергия, как скромность и подлинное христианское смирение. При этом Зайцев был убежден, что кротость и скромность не тождественны пассивности: иногда эти качества способствуют великим свершениям. Показательна, например, история с игуменством. Сергий отказался стать настоятелем основанного им монастыря, потому что «желание игуменства есть начало и корень властолюбия». Чтобы не прекословить братии, он перенес дело на усмотрение церковной власти, которая «повелела» ему принять игуменство.
Кроме того, Сергий был очень добрым. И эту доброту чувствовали даже звери. Когда Сергий Радонежский жил в лесу один, к его избушке прибился дикий медведь, голодной зимой этот шатун приходил к его домику и с руки брал хлеб. И медведь не набрасывался на него.
Зайцев подчеркивает, что Сергий не был политиком, не стремился к власти, но судьба его сложилась так, что он сыграл важную роль в становлении и укреплении Российского государства. Сергий умел предвидеть, любил Отечество. Именно поэтому он благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом, потому что выступал «за народ, за Россию, за православных». «…Сергий <…> …стоял перед трудным делом: благословения на кровь. Благословил бы на войну, даже национальную — Христос? <…> Если на трагической земле идет трагическое дело, он благословит ту сторону, которую считает правой. Он не за войну, но раз она случилась, за народ и за Россию, за православных. Как наставник и утешитель, он не может оставаться безучастным»5. Итак, эта «хитрая» проблема разворачивается в своем действительном, единственно правильном аспекте — Церковь всегда пребывает с народом. Церковь, как Тело Христово, сама есть народ. Именно о таком ходе размышлений писателя свидетельствует его ответ. Что же дала молодому Московскому государству победа? Почему так важно было тогда на Дону сказать свое слово миру? Отвечая на эти вопросы, писатель так осмысливает великое событие русской истории: «Самая победа — грандиозна, и значение ее — прежде всего моральное: доказано, что мы, мир европейский, христианский, не рабы, а сила и самостоятельность. Народу, победившему на Куликовом поле, уже нельзя было остаться данником татарщины»6.
Чтобы создать характер святого, автор рассказывает о чудесах, совершаемых святым, о его общении с ангелами и Пречистой, об умении исцелять больных и воскрешать мёртвых. Еще при жизни Сергий становится святым. Святому присущи следующие качества: смирение, милосердие, подвижничество, прозорливость, нравственная красота, восприятие жизни как общественное служение. Именно поэтому Сергия считают праведником, образцом нравственных и духовных ценностей.
Образ Сергия Радонежского в историческом портрете
Несколько иначе рассматривает образ Сергия Радонежского В. Ключевский в историческом портрете. Исторический портрет – это воплощение определенной личности в истории, т.е. ее жизнь и деятельность, роль в государственном масштабе.
С первых же страниц произведения историка чувствуется личность автора, отмечающего, что и в наши дни русский народ идет к гробу Преподобного со своими думами и мольбами. Ключевский отмечает, что «имя Преподобного Сергия… светлая черта нашего нравственного содержания»7.
Если Б. Зайцев начинает свою повесть с описания детства Варфоломея, то Ключевского более интересует эпоха, в которую родился герой. Это было время многократных нашествий татар, время панического страха русского народа перед татарским. Здесь же звучит вера автора в силы русского народа: «…он соберет свои растерянные нравственные силы и соберет их в одном великом человеке…»8.
Верный историческим фактам, Ключевский ставит в один ряд 3 личности, которые сыграли большую роль в нравственном и политическом возрождении русской земли в XIV веке. Если Зайцев противопоставляет Сергия Франциску Ассизскому, то Ключевский сопоставляет Сергия Радонежского, инока Алексея, святого Стефана: «Все три св. мужа… делали одно общее дело…. Это дело – укрепление Русского государства»9. Общим было и то, что они были образованными людьми.
Вместе с тем историк отмечает и различия. Во-первых, каждый из них представлял разные части русской земли: Алексий – киевский юг, Стефан – финно-русский север, Сергий – великорусскую середину. Во-вторых, в общее дело каждый вносил свой, неповторимый вклад. С точки зрения Ключевского, вклад Сергия Радонежского состоял в нравственном воспитании народа. При этом начинает это воспитание Преподобный с себя.
В. Ключевский опирается на жизнеописание Епифания, утверждая, что Сергий был великий труженик: «Сергий был для нее (братии) поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным…»10. Вспомним, что и в повести Зайцева особо отмечается трудолюбие героя.
В историческом портрете говорится о системе воспитания: под руководством Сергия «лица не обезличивались», «каждый оставался самим собой», одновременно становясь частью гармоничного целого. Это был результат каждодневной терпеливой работы. Ключевский отмечает и дар убеждения Сергия: «Старец чудный отговорил суровейшего рязанца от войны».
Как и Зайцев, историк отмечает скудные условия жизни братии. Однако, несмотря на бедность и голод, все были дружны, ответственно выполняли работу. И другие люди, видя это, уходили ободренными.
В. Ключевский сравнивает нравы общества XIV века с современными, ссылаясь при этом на Библию: «Царство Божие подобно закваске». Видя скромный подвиг Сергия и его учеников, люди подпитывались внутренней нравственной энергией. Автор исторического портрета использует при этом очень интересную развернутую метафору: «Но ведь и в тесто немного нужно вещества, вызывающего в нем живительное брожение»11.
Характеризуя эпоху XIV века, Ключевский отмечает, что русский народ ощущал потребность в перестройке русской души. Именно этому способствовало важное событие 1380 года. Преподобный Сергий благословил на подвиг Дмитрия Донского.
Другим важным событием, способствующим нравственному возрождению русского народа, Ключевский считает активное строительство русских монастырей: «Преподобный Сергий со своей обителью и своими учениками был образцом и начинателем в этом оживлении монастырской жизни»12.
Таким образом, В. Ключевский связывает с именем Сергия прежде всего нравственное возрождение русского государства, связывая его с идеей Руси.
Вывод
Наблюдения, связанные с сопоставлением образа Сергия Радонежского в художественной и исторической литературе, можно представить в виде следующей таблицы:
Линии сопоставления |
Б. К. Зайцев |
В. О. Ключевский |
Место образа Сергия Радонежского в произведении |
Смысловой и художественный центр произведения |
Образ связан с идеей возрождения нравственности Руси |
Отношение к реальности происходящего |
Стремится к фактической достоверности |
Соблюдает фактическую достоверность |
Детство героя |
Подробно описывает детство |
Больше интересует эпоха, в которую живет Сергий |
Двойники-антогонисты |
Антогонист Франциск Ассизский |
Двойники: инок Алексей, святой Стефан |
Отношение окружающих к Сергию |
Уважение к герою |
Уважение к герою |
Отношение Сергия к окружающим |
Собственным примером, кропотливым, каждодневным трудом воспитывал учеников |
Собственным примером, кропотливым, каждодневным трудом воспитывал учеников |
Качества характера |
Трудолюбие, скромность, смирение, любовь к людям и отечеству |
Трудолюбие, любовь к людям и отечеству |
Значение в жизни общества |
«Учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере» |
«Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка» |
Подводя итоги проделанной работы, мы можем утверждать, что художественная и историческая литература обращается к образу Сергия Радонежского с целью показать духовно-нравственный подвиг старца и сопоставить его с духовным опытом читателя.
Список литературы
Борисов Н.С. «Сергий Радонежский». Издательство: Молодая гвардия, 2003.
Зайцев Б. К. «Преподобный Сергий Радонежский». Издательство: Детская литература, 2013.
Зайцев Б. К. «Светлая Русь». Собрание сочинений в 5 томах. Издательство: Русская книга, 2000.
Ключевский В. О. «Сергий Радонежский: Исторический портрет». Издательство: Эксмо, 2008.
Колесова В.В. «Жизнь и житие Сергия Радонежского». Издательство: Советская Россия, 1991.
Крупин В.Н. «Русские святые». Издательство: Вече, 2006.
1 Б. Зайцев «Святая Русь». Собрание сочинений в 5 томах. Издание: Русская книга, Москва, 2000, с. 356.
2 Зайцев Б. К. «Преподобный Сергий Радонежский». Издательство: Детская литература, 2013, с. 12.
3 Зайцев Б. К. «Преподобный Сергий Радонежский». Издательство: Детская литература, 2013, с. 14.
4 Зайцев Б. К. «Преподобный Сергий Радонежский». Издательство: Детская литература, 2013, с. 12.
5 Зайцев Б. К. «Преподобный Сергий Радонежский». Издательство: Детская литература, 2013, с. 13.
6 Зайцев Б. К. «Преподобный Сергий Радонежский». Издательство: Детская литература, 2013, с. 14.
7 Ключевский В. О. «Исторические портреты». Издательство: Эксмо,2008, с. 212.
8 Ключевский В. О. «Исторические портреты». Издательство: Эксмо,2008, с. 215.
9 Ключевский В. О. «Исторические портреты». Издательство: Эксмо,2008, с. 217.
10 Ключевский В. О. «Исторические портреты». Издательство: Эксмо,2008, с. 213.
11 Ключевский В. О. «Исторические портреты». Издательство: Эксмо,2008, с. 214.
12 Ключевский В. О. «Исторические портреты». Издательство: Эксмо,2008, с. 215.