Введение
На дом задали учить нам стихотворение
И рассказывать его только с выражением!
Вот задача – так задача! Я сижу и чуть не плачу!
Вдруг ребята засмеют?! Выраженье не поймут…
Проблема. На самом деле, в каждом классе найдется лишь несколько учащихся, которые могут красиво, интересно и выразительно прочитать наизусть стихотворение или отрывок из прозы. Большинство ребят предпочитают просто протараторить текст или монотонно проговорить заданное. К тому же, чтение с выражением на уроке часто сопровождают ухмылки и неуместные реплики среди одноклассников. А жаль… Выразительное чтение вызывает интерес к произведению, настраивает на слушание, вызывает эмоциональный отклик. Сама я очень люблю читать и слушать стихи, была неоднократно призером и победителем школьных, районных и городских конкурсов чтецов. Видела интерес, улыбки и восторг зрителей и считаю, что выразительное чтение действительно создает настроение. А значит, способно вызывать позитив и благотворно влиять на эмоции окружающих. Поэтому темой нашего исследования стало «Выразительное чтение улучшает настроение?»
Актуальность темы. Заинтересовавшись, мы обратились к источникам из интернета. Оказывается, проблема выразительного прочтения существует и волнует педагогов, литераторов, психологов, логопедов. Над методиками выразительного чтения работали многие авторы: Горбушина Л.А. «Обучение выразительному чтению» [1], Кубасова О.В. «Выразительное чтение»[2], Найденов Б.С. «Основы методики выразительного чтения»[8]. Что же мешает многим школьникам выразительно прочитать текст даже на уроке? Лично у меня артистически-творческое исполнение вызывает интерес к самому произведению, его исполнителю. Всегда хочется дослушать и узнать финальную часть. Интересно наблюдать за самим чтецом, как он меняет голос, интонацию, характер произведения. Яркое исполнение – это маленький, но настоящий спектакль, требующий своего зрителя. Но, как пишет Шишкова М.И. в своей работе: «На сегодняшний день проблема в том, что интерес к чтению литературных произведений у современных школьников угас. Больше привлекают яркие картинки с телеэкрана, игры на компьютере и развлекательная информация ИКТ. [4.] Поэтому, имея опыт выступлений на конкурсах и фестивалях, попробуем доказать как хорошо читать с выражением, не пряча свои эмоции и правдивое отношение к произведению. А главное, дарить слушателям радость и удовольствие от любого выступления, даже в рамках обычного урока. А значит, в наше время проблема остается актуальной и требует решения.
Гипотеза. Приступая к исследованию, мы выдвинули гипотезу,что грамотное выразительное прочтение литературного произведения вызывает положительные эмоции, увлекает слушателя, пробуждает фантазию, создает хорошее настроение. А умению интересно и выразительно читать вслух может способствовать система приемов и творческих навыков, знание особенностей чтения вслух и способность раскрепощаться во время выступления.
Цель: изучить приемы и упражнения выразительного чтения.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по данной теме;
2. Познакомиться с приемами и техниками, формирующими основы выразительного чтения: интонационная выразительность, логическое ударение, пауза, эмоциональное отношение к произведению;
3. Попытаться повысить интерес и положительное отношение у одноклассников к чтению с выражением;
4. Провести ряд исследований, чтобы выявить уровень понимания учащимися значимости выразительного чтения как одной из основ грамотного чтения;
5. Повысить уровень собственного мастерства по выразительному чтению литературных произведений.
Объект исследования - учащиеся 4-го «Б» класса, участники онлайн конкурса стихов «Чародейка Зима».
Предмет исследования – приемы и упражнения, формирующие выразительное чтение.
Методы исследований:
теоретические: изучение литературы по данной теме;
практические: проведение анкетирования, тестирования, организация конкурса чтецов, анализ.
Практическая значимость состоит в том, что данные этой работы могут быть полезны ученикам, родителям, учителям, проявляющим интерес к выразительному чтению.
Глава 1 Как хорошо уметь читать …выразительно
1.1 Основы выразительного чтения
Что значит уметь читать? По мнению учителя начальных классов Коноваловой И.П., это не только овладение техникой чтения: но и возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена. И это умение необходимо вырабатывать с самого раннего возраста. [9.]
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. В статье логопеда Шишковой М.И. говорится, что выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает следующие компоненты: тон, силу, тембр голоса, ритм речи, паузы, интонацию, логические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, правильным произношением. [4.] Определение терминов и понятий можно найти в трудах Горбушиной Л.А. [1], Кубасовой О.В. [2], Найденова Б.С. [8]. В нашей работе были рассмотрены важные основы как логическое ударение, пауза, интонация.
Логические ударения. Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение.
Например: Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
В некоторых текстах, главное в отдельных произведениях выделено с помощью разрядки и большого отступа перед главными строками и после них. Например:
«... Пишут по чёрному белым,
Перьями пишут и мелом:
“Нам не нужна
Война!..“»
Благодатным материалом для формирования логического ударения являются пословицы и басни, основная мысль (мораль) которых при чтении должна быть обязательно выделена.
К.С. Станиславский, великий театральный деятель, называл логическое ударение «козырем выразительности речи, указательным пальцем», отличающим самое главное слово в предложении или тексте. [8]
Паузы.Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым чтец хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. [1,2]Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении.
К.С. Станиславский говорил актерам: «Учитесь говорить свои мысли и, выразив их, следите за тем, чтобы они доходили до сознания и чувства партнера: для этого нужна небольшая остановка. Только убедившись в этом и договорив глазами то, что не вмещается в слове, продолжайте». [8]
Интонации (повышение и понижение голоса). Интонация позволяет выражать наши мысли чувства. Она бывает двух видов: логическая и эмоционально – экспрессивная. Цель логической интонации – выделить отдельные слова и выражения, которые несут в предложении важную смысловую нагрузку. Эмоционально – экспрессивная интонация помогает передавать свои чувства к явлениям, о которых рассказывает исполнитель.
Таким образом, выразительным называют такое чтение, в процессе которого чтец с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение, а также, свое понимание прочитанного.
Прочитать текст выразительно, значит:
1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;
2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
3) передать эмоциональную окраску, присущую произведению. [4,5]
1.2 Такие важные эмоции!
В области выразительного чтения воображение - это создание образа или представления, которые будут воплощены в звучащем слове. По мнению Б.С. Найденова [8], так происходит в художественном чтении, где некоторые черты, данные в поэтическом тексте, вызывают образ, который опирается на имеющийся опыт.
Когда мы читаем или слушаем литературное произведение, образы в нашем воображении возникают непроизвольно. При этом они бывают в разной степени четкими и точными. Чтец или рассказчик сознательно стремится вызвать в воображении слушателей конкретные и яркие образы. Но это возможно лишь при условии, если сам говорящий или читающий ясно и со всеми подробностями видит (представляет себе) то, о чем повествует.
Чтение, чтобы быть вполне выразительным, должно передавать и чувство. Прямого пути к чувствам нет. Исходя из этого положения, замечательный деятель театра и теоретик актерской игры К. С. Станиславский учил, что «чувству приказать нельзя, а надо его добиваться другими путями...»[8]. Если чтец или рассказчик целенаправленно действует словом, он обязательно заговорит «с чувством». Поэтому, очень важно научиться раскрепощаться во время выступлений. Зажатость сковывает движения, заглушает образ и ставит барьер между выступающим и зрителем. Таким образом, психологическая установка, присутствие эмоций, соответствующих художественному образу произведения, просто необходимы.
1.3 Приемы и упражнения выразительного чтения
Умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Существует большое количество приемов и упражнений для формирования и развития выразительного чтения. Но, следует помнить, что все приемы должны быть в четком взаимодействии друг с другом. Тогда, развивая один навык, совершенствуется другой. Проанализировав статью Лебедевой А.А.[7] и учебно-методическое пособие «Техника звучащего слова» Кочергиной Г.Н.[3], мы выделили некоторые виды приемов и упражнений, которые бы способствовали развитию навыков выразительного чтения:
развитие звуковысотного диапазона голоса;
формирование навыков правильного интонирования;
упражнения на паузацию;
упражнения на четкую и выразительную дикцию;
развитие внешней выразительности.
Более подробно данные группы приемов и упражнений по развитию выразительности чтения представлены в приложении (см. приложение 4).
1.4 Как читать стихи и прозу?
Секреты и советы начинающим чтецам
При разработке данных рекомендация, мы опирались на собственный опыт, полученный во время выступлений, а также на интернет-источник [5,6] и работу Кочергиной Г.Н. [3].
При подготовке определите, на какие слова падает логическое ударение в каждой строке, и при чтении выделяйте эти слова (но без "петушиных выкриков").
Дома почитайте вслух в пустой комнате. Послушайте, как звучит ваш голос. Голос - это удивительный музыкальный инструмент, который должен "работать" при чтении. Многие даже не подозревают, какой удивительный, воздействующий на слушателей тембр голоса дан им от природы.
Читать нужно стоя, просто опустив руки вниз. Не нужно жестикулировать - важно все оттенки при чтении передавать небольшими модуляциями (изменениями) голоса.
Никогда не читайте в шумном классе - обязательно дождитесь тишины.
При чтении не нужно никаких особых эффектов - просто не спешите (обычно именно торопливость - главный недостаток). Дайте прозвучать поэтическому слову - и дайте вашим слушателям это слово услышать, почувствовать.
Перед чтением стихотворения обязательно произнесите имя автора и название стихотворения - этим мы и себя готовим, и настраиваем аудиторию.
Голос надо направить чуть выше голов слушателей, по диагонали класса - будет лучше акустика.
Когда читаете стихотворение, смотрите либо чуть выше голов слушателей, либо на доброе, внимательное лицо в классе.
Не откликайтесь на провокации и смешки аудитории. При чтении нужны внутренняя собранность и в то же время открытость, доверительность интонации - тогда в классе будут вас слушать.
Как произносить смешные строки? Смешное – это всегда хорошо. Но то, как смех может помешать пониманию стиха чтеца, требует вашего внимания! Неопытные чтецы продолжают читать стих, когда публика всё ещё смеётся над какой-нибудь шуткой. В результате дальнейший текст оказывается не воспринятым зрителями. Если вы не будете выдерживать паузы во время смеха, вы невольно приучите зрителей вообще не смеяться. Они будут бояться пропустить слова. Но не затягивайте паузу. Чтоб не потерять темпа, дайте реакции достичь её пика, но продолжайте ещё до того, как смех окончательно утихнет. Попрактикуйтесь на репетициях, разражаясь смехом в тот момент, когда зрители меньше всего его ожидают. Это упражнение приучит выдерживать паузу и навык должен стать автоматическим.
Выразительное чтение стихотворения - это испытание вашего волевого начала. Важно "подчинить себе" слушателей, настроить аудиторию в унисон с настроением вашего чтения.
Не читайте, повернувшись к учителю (как бы одному учителю) - в классе будет шумно, чтение станет невыразительным.
Самое главное в стихотворении - в конце. Не "проглатывайте" последние слова, т.е. не прочитывайте их торопливо, с выражением: "Наконец-то все!" Этим вы испортите все чтение.
При выборе стихотворения помните:
- короткие стихотворения читать намного труднее, чем длинные (не успеваешь себя выразить, "реализовать");
- "сюжетные стихотворения" легче для заучивания;
- т. к. стихотворение - явление очень личное, то бывают такие стихи, про которые можно сказать - "это мое стихотворение" или же "это не мое".
1.5 Мастера выразительного чтения
Искусство выразительного чтения не только доставляет радость, но и становится делом всей жизни. С древних времен история преклоняется перед такими выдающимися личностями как Сократ, Эзоп, Гомер. В России в 50-70-е годы ХХ-го века были популярны литературные чтения, которые собирали полные аудитории. Люди приходили послушать авторов прозаических произведений, поэтов молодых и именитых, просто чтецов. Мастерство чтения почиталось и ценилось. Список всех деятелей выразительного чтения огромен. Но, есть такие мастера, которые прочно вошли в мировую историю.
Ю рий Борисович Левитан – народный диктор СССР (1914 – 1983) Юрий Левитан мечтал стать известным артистом, чтобы афиши повсюду висели и автографы на каждом углу просили. Все решил голос — четкий, поставленный, завораживающий. Не зря же в детстве ребята прозвали Юрия Трубой — его голос был слышен за несколько домов. Первое время Левитан разносил по кабинетам различные бумаги, а по ночам усиленно избавлялся от владимирского говора. Когда Юрию поручили прочесть по радио статью из газеты «Правда», у приемника оказался Сталин. Услышав Левитана, сказал, что текст его доклада должен прочесть диктор из «Правды»… Левитана провели в студию, где он в течение пяти часов читал священный текст, не сделав при этом ни одной ошибки. На следующий день девятнадцатилетний юноша стал главным диктором Советского Союза.
Несмотря на признание, он продолжал серьезно работать над дикцией. Просил кого-нибудь поворачивать лежащий перед ним текст то вправо, то влево, а то и вовсе становился на руки и читал написанное вверх ногами.
В июне 41-го именно Левитан прочел сообщение о начале войны и потом сообщал стране о ситуации на фронтах. Гитлер считал его врагом рейха №1. Сталин значился под№2. Начиная с 70-х годов, диктор почти не выходил в прямой эфир. Левитан стал озвучивать кинохронику, читать закадровые тексты к художественным фильмам, записывать для истории Сообщения Информбюро. [9]
Евтушенко Евгений Александрович (1932-2017) - русский, советский поэт, прозаик, публицист, Е. Евтушенко был редактором многих книг, вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и телепрограммы, организовывал грамзаписи. Поэт выступал с чтением стихов А. Блока, В. Маяковского, А. Твардовского, писал статьи, в том числе для конвертов пластинок (об А. Ахматовой, С. Есенине, Б. Окуджаве, и др.).
Всему творческому пути Евтушенко сопутствовал интерес к кино. В фильме С. Кулиша «Взлет» (1979) поэт снялся в главной роли К. Циолковского. Не менее чем к экрану, поэт творчески привязан и к сцене вначале как автор инсценировок и сценических композиций («На этой тихой улочке», «Хотят ли русские войны» и др.), затем как автор пьес. Некоторые из них становились событиями культурной жизни Москвы. В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года.
Е. Евтушенко владел четырьмя языками. Пол Маккартни вспоминал как-то: "Давно в Гамбурге мне подруга подарила книгу русского поэта Евтушенко и между концертами мы иногда читали её". [9]
Райкин Аркадий Исаакович(1911–1987) – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. А. Райкин ещё в школьные годы занимался в драмкружке и серьёзно увлекался театром. На любительскую сцену он впервые вышел девятилетним мальчиком. В студенческие годы Райкин подрабатывал, выступая на детских праздниках. В 1938 Райкин начинает выступать на эстраде. Как профессиональный конферансье он, заменяя заболевшего артиста, впервые читает свои монологи в ленинградском Саду отдыха.
Артист начал сниматься в кино, хотя мировую славу А. Райкину принесли роли в театре и на эстраде, где он успешно выступал с сатирическими монологами. Особенно известны его номера, где актёр, быстро меняя облик, создавал целую череду образов совершенно разного характера. Почти все миниатюры Райкина отличались остротой, но в то же время, как отмечали советские критики, они всегда были корректны и интеллигентны. [9]
Глава 2 Практическая часть: анализ анкетирования, тестирования, эксперимента
1.Анкетирование. В классе, где я учусь, количество учащихся - 21 человек. Из них только 7 учеников могут интересно и выразительно прочитать вслух литературное произведение. В чем проблема? Мы решили выяснить отношение ребят к выразительному чтению стихотворений и прозы на уроке. Было проведено анкетирование [2] среди одноклассников, в котором приняло участие 18 человек.
Результаты показали, что всем ученикам нравится слушать выразительное чтение других.
Из причин, которые мешают ребятам выступить выразительно, большинство указало на боязнь выглядеть смешно в глазах других -10 человек, стеснительность – 11 человек, боязнь услышать насмешки – 9 человек, страх сцены – 6 человек. И только 8 учеников отметили, что причина в плохо выученном тексте, а 7 человека указали на нежелание выступать вообще (Диаграмма 1). Однако 13 учеников высказали пожелание выступать с чтением перед публикой, а 5 учеников ответили, что не испытывают такого желания. (Диаграмма 2).
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Вывод: Таким образом, я сделала вывод, что дети любят читать и слушать выразительное чтение других, положительно относятся к хорошему эмоциональному прочтению, большинство хотели бы выступать на сцене с чтением. Причина невыразительного чтения имеет скорее психологический характер: многие стесняются, потому что не уверены в своем артистизме, боятся насмешек и глупых замечаний.
2.Тестирование. Насколько мои ровесники понимают и владеют основами выразительного чтения? Мы провели тестирование по методике Кашминой О.Н. [4], по которому определился уровень понимания и овладения учениками 4 «Б» класса следующих навыков: умение выделить логическое ударение, паузу, подобрать характер эмоций по критериям (верно, неверно, частично верно). Результаты показали следующее: (см. таблицу «Результаты тестирования).
Логическое ударение |
Пауза |
Эмоциональный выбор интонации |
||||||
Верно определяют |
Неверно определяют |
Определяют частично (слово и ли неполное предложение) |
Верная расстановка пауз |
Неверная расстановка пауз |
Частичная расстановка пауз |
Верный выбор эмоций |
Неверный выбор эмоций |
Недостаточный выбор эмоций |
13 учащихся |
5 уч-ся |
2 учащихся |
5 уч-ся |
3 учащихся |
12 учащихся |
3 учащихся |
4 уч-ся |
13 уч-ся |
Таблица. Результаты тестирования
Вывод: Тестирование показало, что не все учащиеся владеют умением определять в тексте логическое ударение, расставлять паузы, правильно подбирать эмоциональный характер своей интонации в соответствие со знаками препинания в конце предложения.
3. Проведение конкурса чтецов «Лучший чтец класса!». Так как исследуем, насколько выразительное чтение положительно влияет на позитивные эмоции, то заключительным экспериментом стал конкурс чтецов, организованный нами среди одноклассников. В течение урока участники (16 человек) подготовили небольшие четверостишия (см. приложение3) для выступления перед классом. По результатам был выявлен «Лучший чтец класса!», распределены призовые места, призеры награждены грамотами, был составлен рейтинг выразительно читающих ребят. Шаблон грамоты является авторской разработкой Клыковой Марии (автора научно-исследовательской работы)
Вывод: По мнению всех участников конкурса, выразительное чтение стихотворений – это интересно, увлекательно, создает хорошее настроение, что и подтверждает нашу гипотезу. Нам, как организаторам конкурса, хочется отметить, что ребята повторяют ошибки, а именно: чтение в быстром темпе, не всегда правильно расставленные смысловые акценты и логическое ударение, ошибки в выборе пауз, а чаще, вообще ее отсутствие. Видно было, что ребята волнуются, торопятся, «не видят» зрителя. Но в целом, мои одноклассники ответственно и с интересом отнеслись к конкурсу в классе. Они готовились, репетировали свое выступление, спрашивали совета, как лучше прочесть некоторые строки и самое главное, внимательно слушали выступления друг друга. Многие ребята отметили вслух, что это совсем непросто – читать выразительно перед публикой, очень волнительно, хочется побыстрее рассказать, а когда все позади, понимают свои ошибки и хочется перечитать еще раз стихотворение, но более артистично.
4. Анализ онлайн-конкурса чтецов «Чародейка-Зима». В завершении исследования, было изучено видео и результаты конкурса стихов «Чародейка Зима», проходившего в декабре, где лучшего чтеца выбирали зрители в режиме онлайн. [10.] В конкурсе, который проходил среди 1-6-х классов сибирской школы, приняло участие 62 ученика. Результаты показали: (см. диаграмма 3).
количество просмотров – 3115;
тех, кому понравилось выступление участника –1590;
тех, кому не понравилось –833;
тех, кто посмотрел выступление, но не оставил голоса—692.
Диаграмма 3 Результаты конкурса "Чародейка Зима"
Проанализировав, пришли к выводу, что сам конкурс вызвал большой отклик среди зрителей. Так как количество просмотров значительно превышает количество учащихся школы, следует, что в оценивании приняли участие родители, родственники, друзья, знакомые и посторонние люди. Это может означать, что чтение стихов интересно и детям, и взрослым, увлекательно и популярно. А победило самое выразительное, артистичное и эмоциональное исполнение.
Заключение
Проанализировав научные труды О.В. Кубасовой «Выразительное чтение» [2], Л.А. Горбушиной «Обучение выразительному чтению» [1], Г.Н. Кочергиной «Техника звучащего слова» [3] и интернет-ресурсы, я получила теоретические и практические знания основ выразительного чтения. В дальнейшем, это поможет мне улучшить качество своих выступлений, так как в моих творческих планах продолжать принимать участие в концертах и конкурсах с декламацией стихотворений и прозы.
Результаты анкетирования показали, что проблема выразительного прочтения художественного материала существует, и причины ее имеют больше психологический характер. Ребята испытывают неуверенность в своем артистизме и поэтому стесняются и «зажимаются» во время выступления перед аудиторией. А значит, необходимы разыгрывание творческих ситуаций, частые выступления перед классом, школой.
Анализ выступлений в классе и на школьном конкурсе подтвердил нашу гипотезу, что выразительное чтение создает хорошее настроение, увлекает, пробуждает фантазию и вызывает положительные эмоции. Главное, что ребята часто видят свои ошибки и испытывают желание поработать над своим чтением, добиваться большей артистичности, выразительности и искренности.
Новизна работы в том, что мы не ограничились только сбором и анализом данных о проблемах выразительного чтения в виде опросов, а именно практически через проведение конкурса чтецов в классе проверили и выявили проблему и пользу выразительного чтения.
Результаты исследований показали, что не все ученики владеют основами, на которых держится выразительное чтение. Это означает, что данная проблема на сегодняшний день является актуальной и необходимо систематическое проведение работы по улучшению данного навыка и умения. Поэтому, в исследовательской работе были подробно рассмотрены приемы и упражнения, способствующие выразительному чтению (см. приложение 4).
Нами составлен буклет для чтецов «Секреты и советы начинающим чтецам», где разработали рекомендации тем, кто хочет научиться читать выразительно. Эти рекомендации, как и проведение конкурса чтецов «Лучший чтец класса», стали итоговым продуктом нашей исследовательской деятельности (см.приложение 5).
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык!
Н.Заболоцкий
Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению / Л.А. Горбушина – М.: Просвещение, 1981
Кубасова О.В. Выразительное чтение / О.В. Кубасова – М.: Академия, 1997
Кочергина Г.Н «Техника звучащего слова» учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов педагогического колледжа №2
Кашмина О.Н. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/11/06/metodika-raboty-nad-vyrazitelnym
Рубрика «Стихи» «Готовимся к конкурсу чтецов» с http://veselajashkola.ru/detskie-stixi/gotovimsya-k-konkursu-chtecov-stixi-o-rodine-dlya-shkolnikov/
Лебедева А.А. «Приемы работы по отработке навыка выразительного чтения у альтернативно одаренных детей»http://chel-siao.narod.ru/3/DOCS/08.doc
Б.С.Найденов «Основы методики выразительного чтения» (цитаты К.С.Станиславского) http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie02.html
Коновалова И.П. «Как хорошо уметь читать … выразительно» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/kak-khorosho-umet-chitatvyrazitelno
http://emel1.ru