Главный герой в произведениях художественной литературы сквозь призму времени

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Главный герой в произведениях художественной литературы сквозь призму времени

Брагин Е.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аэрокосмический лицей имени Юрия Васильевича Кондратюка МБОУ АКЛ имени Ю.В.Кондратюкагорода Новосибирска "Аэрокосмический лицей имени Ю.В.Кондратюка" МБОУ АКЛ имени Ю.В.Кондратюка
Панова Л.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аэрокосмический лицей имени Юрия Васильевича Кондратюка МБОУ АКЛ имени Ю.В.Кондратюкагорода Новосибирска "Аэрокосмический лицей имени Ю.В.Кондратюка" МБОУ АКЛ имени Ю.В.Кондратюка
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

1.1 Актуальность

Понятие "главный герой" является основополагающим в литературе. Проследить эволюцию развитие его архетипов сквозь века, понять причины, которые влияют на характер персонажей, считаю актуальным и интересным исследованием.

1.2 Гипотеза

На протяжении всей истории мы можем наблюдать определённую тенденцию: если с самого зарождения литературы её главными героями становились боги/полубоги/сверхлюди, не имеющие физических и нравственных изъянов, то на данный момент героями произведений часто становятся антигерои – морально сломленные люди, неудачники без видимых амбиций и целей существования.

1.3 Цели

Проанализировать мировую и отечественную литературу, выявить нечто общее для разных временных эпох, связанное с характерами главных героев. Выявить причину изменения характера персонажей.

Основная часть

2.1 Античность

Если считать, что литература в самом близком нам понимании зародилась в период античности, в Древней Греции, то это время прекрасно подойдет для начала нашего исследования.

Во всей литературе этого периода прослеживается явная мифологичность. Во всех произведениях присутствует магия, мифические существа и животные, боги и их артефакты. Характерной чертой является то, что простой человек в таких произведениях всегда сравнительно ничтожен. В большинстве мифов Древней Греции и Рима люди часто противопоставляются богам, тем самым принижая людей по сравнению с ними. Героями таких произведений соответственно являются либо непосредственно боги, как, например, в мифе "Рождение Зевса», либо полубоги, как в «Двенадцати подвигах Геракла», либо персонажи, которые номинально ни теми ни другими не являются, но всё же стократно превосходят обычного человека как минимум в физической силе, например, " Илиада"( Ахиллес).

Если в таких произведениях и появляются обычные люди, то они, как правило, ведомы силами свыше, например, в поэме Гомера «Одиссей», где Афина всячески покровительствует и помогает Одиссею. Если же люди напрямую противопоставляются богам, как, например, в мифе "Ящик Пандоры», то человек всегда показан более нетерпеливым, мелочным, явно не равным богу. Божественное вмешательство в жизнь обычных людей вообще считается абсолютной обыденностью в таких книгах, тогда как боги и их потомки в такой помощи не нуждаются. В мифе "Орфей и Эвридика» Орфей, сын Аполлона, приходит в подземное царство сам без чьей-либо помощи, сам усыпляет Цербера, сам очаровывает Аида своей игрой на лире.

2.2 Средневековье

В средневековье поэты и писатели в большинстве своём освободились от влияния античной культуры после её упадка, но тут же попали под влияние церкви.

Главным литературным направлением на всех этапах средневековья был рыцарский эпос. Сказание о бесстрашном и храбром, набожном воине, хотя и не обладающим сверхспособностями, как в античные времена, но всё же разительно отличающимся от обычного человека своей отвагой. Примером такого произведения раннего средневековья (VXI века) может послужить «Беовульф» – героическая поэма в стихах, которая от рыцарского эпоса отличалась только тем, что исполняли её под музыку.

В период зрелого средневековья (XIXIII века) рыцарский эпос обретает полноценное лицо. Главный герой помимо вышеперечисленных качеств становился ещё и рыцарем. Рыцарь – это человек, бесконечно преданный своему феодалу ( главный герой древнейшей старо-французской поэмы «Песнь о Роланде»). Если Беовульф – это народный герой, то Роланд, в первую очередь, подданный своего короля. Впрочем, за исключением этого, характер главного героя не поменялся. В более поздние времена к списку качеств добавляется ещё и возлюбленная рыцаря, как правило, графиня или принцесса ( «Легенда о короле Артуре»).

В позднее же средневековье, в XIIIXIV века, обыкновенному читателю наскучивают выдуманные рыцарские романы и любовные истории, поэтому в тот момент рождается главное произведение поздней литературы – «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера. В нём собраны 22 истории, которыми между собой делятся паломники, представители самых разных сословий. Читатели впервые знакомятся с обычными людьми, а не с бесстрашными рыцарями без изъянов и фанатичной веры.

2.3 Эпоха Возрождения

Литература эпохи возрождения возникла на пепелище литературы средневековья после переосмысления её ценностей. Именно в это время сюжеты произведений начали отделяться от церковных мотивов, меняется и тип главного героя, обладающего до сих пор безукоризненной храбростью и верностью. Впервые появляются произведения, в которых восхваляется человеческая сущность в отрыве от божественной сущности. Человек становится центром Вселенной.

Главные герои становятся более живыми: у них появляются явные моральные изъяны, они отвергают ту рабскую покорность, навязанную церковью. Вместе с этим приходит и широта жанров и образов: трагичность Гамлета и короля Лира, комедийный и пародийный образ Дон Кихота, сатирический образ дураков из поэмы «Корабль дураков» Себастьяна Бранта.

Самое главное отличие главного героя средневековой литературы от героя литературы эпохи возрождения состоит в максимальном разнообразии образов и характеров последних. Мы не можем подвести всех под одну черту и сказать, что они все поголовно смелые, преданные и сильные. Уже имеет место глупость, обман, корысть, непредсказуемость судьбы героя. В конечном итоге главный герой может достичь всех поставленных целей, как Данте в «Божественной комедии», или погибнуть вместе со своей возлюбленной, как Ромео в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта».

2.4 Новое время

Литература нового времени характеризуется полным и окончательным отделением от церкви. В качестве примера можно обратиться к «Фаусту» Гёте. Ангелы не смотря ни на что, в отличии от предыдущих трактовок этой легенды, всё же уносят Фауста в рай.

В этом временном промежутке сложно выделить отдельные произведения, характеризующие всю эпоху. Со времён эпохи Возрождения развилось столь огромное количество жанров, что становится невозможным выделение главенствующего из них, а следовательно общего архетипа характера персонажей и главных героев. Можно лишь перечислить наиболее популярные направления литературы Нового времени: классицизм, сентиментализм, романтизм, барокко, реализм, - и сделать вывод, что огромное число направлений и жанров литературы этого периода способствует выявлению более широкого спектра человеческих пороков у главных персонажей.

2.5 Новейшая история

Главным событием литературы XX века, по моему мнению, является холодная война между СССР и США. Считаю, что этот конфликт сковал писателей, как их когда-то ограничивала церковь. Литературу этого периода можно условно поделить на два главных жанра: социалистический реализм (СССР) и антиутопия (США).

Первый жанр строился на социалистическом, прокоммунистическом взгляде на жизнь и общество. Он старается отобразить реальные исторические события, но через призму революционных идей. Опираясь на принципы партийности и народности, жанр являлся неотъемлемой частью советской пропаганды. Главными героями таких произведений становились борцы за «новую жизнь», «новый порядок». По правилу жанра герой всегда побеждает любых, даже самых коварных, врагов, при этом всегда имея идейный коммунистический стержень.

Второй же жанр был, по большей части, элементом пропаганды западной. В России такие произведения тоже писались, например, антиутопия Е. Замятина «Мы». Но такие произведения в СССР быстро объявлялись «идеологически неблагонадёжными» и изымались из печати. Жанр антиутопии, в отличии от соцреализма, строился на вымышленном, несуществующем мире. Чаще всего это была критика идей коммунизма. Так, в романе «1984»Дж.Оруэлл, который называл себя «демократическим социалистом», критиковал всякий режим, подавляющий свободу. В произведениях - антиутопиях представлялся тоталитарный мир, где у конкретного человека, и главного героя в том числе, нет абсолютно никаких амбиций, и жизнь его, в целом, ничтожна и мелочна, а любые революционные начинания обречены на провал. В центре истории всегда антигерой – человек, лишённый героических черт, специально наделённый лишь отрицательными характеристиками.

Заключение

Проследив путь главного героя в произведениях художественной литературы от античности до наших дней, можно сделать следующие выводы:

1. Если в начале зарождения литературы главными героями произведений могли быть только Боги или сверхлюди, не имеющие физических и нравственных изъянов, то в современной действительности могут быть герои - люди с высокими моральными качествами - и антигерои – люди, морально сломленные, неудачники без видимых амбиций и целей существования.

2. К основным причинам этих изменений можно отнести развитие общества в целом, а также национальную и культурную среду народов, традиции и социально-бытовой уклад иных стран, социальные порядки, общественно-политический строй, технический прогресс, умонастроение отдельных слоёв общества и многое другое.

Список использованных источников:

1. Круглова Т.А. Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественно-коммунистическая: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль; Докторская диссертация; 2005. – 46 с.

2. Ланин Б.А. Литературная антиутопия; Методическое пособие для гуманитарных гимназий и лицеев; НИИОС, 1992. – 101 с.

3. Никола М.И., Попова М.К., Шайтанов И.О. История зарубежной литературы средних веков; Учебник академического бакалавриата; Издательство «Юрайт», 2015. – 451 с.

4. Тихонова О.В. История зарубежной литературы XVII-XVIII в.в.; Учебно—методическое пособие; Издательство ВГУ, 2004. – 19 с.

5. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы эпохи Возрождения; Учебник и практикум академического бакалавриата; 3Изд.; Издательство «Юрайт», 2014. – 699 с.

6. Шевченко Л.И. Древнегреческая литература; Учебно-методическое пособие; Часть 1. Издательство «Самарский университет», 2000. 68 с.

Просмотров работы: 42