Словарь окказионализмов В.В. Маяковского (период 1922-1923гг.)

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Словарь окказионализмов В.В. Маяковского (период 1922-1923гг.)

Минбаева А.Р. 1
1МОБУ СОШ д.Шамонино
Закиева Л.М. 1
1МОБУ СОШ д.Шамонино
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. С каждым годом русский язык пополняется все новыми и новыми словами. Творчество гениального поэта Серебряного века Владимира Владимировича Маяковского изобилует новыми слова, которые никто раньше не употреблял. Яркие и смелые слова позволяют читателю глубоко проникать в скрытые смыслы авторского замысла. Растолковать однозначно лексические значения окказионализмов сложно. Возможно, и не стоит делать таких попыток, ведь каждый читатель имеет свой опыт восприятия событий и знаков, и каждое новое слово будет иметь индивидуальную проекцию в сознании читающего. Исследовательский интерес к специфике словотворчества поэта В.В. Маяковского обусловлен тем, как понимают окказионализмы В.В. Маяковского современные молодые люди по прошествии 100 лет? Как привлечь юных читателей к изучению личности и творчества поэта? Для популяризации творчества В.В. Маяковского среди молодежи мы попытались составить словарь окказионализмов и описать некоторые способы их образования.

Цель исследования – изучить понимание молодыми людьми современности окказионализмов В.В. Маяковского (период 1922-1923 гг.) и составить словарь окказионализмов.

Объект исследования – окказиональная лексика В.В. Маяковского (период 1922-1923 гг.).

Предмет исследования – словарь окказиональной лексики В.В. Маяковского (период 1922-1923 гг.).

Гипотеза исследования заключаетсяв том, что способность молодого поколения нашего времени к восприятию массива новых слов позволяет им легко понимать окказионализмы В.В. Маяковского.

Материал для работы - стихотворения В.В. Маяковского 1922-1923 гг.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятий «неология», «неологизм», «окказионализм», «окказиональное словообразование»; определить отличие неологизма от окказионализма.

2. Описать некоторые способы образования неологизмов, окказионализмов.

3. Изучить понимание окказионализмов В.В. Маяковского молодым поколением современности.

4. Создать словарь окказиональной лексики В.В. Маяковского в поэтическом творчестве (период 1922-1923 гг.).

4. Выпустить научно-популярный журнал «MayakOFFsky» о творчестве и биографии В.В. Маяковского.

Основные методы исследования: лингвистический анализ текста (словообразовательный аспект), опрос, анализ продуктов деятельности, качественный анализ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ

1.1 Сущность понятий «неология», «неологизм», «окказионализм», «окказиональное словообразование»

Неология - раздел лингвистики, в котором изучаются активные процессы в лексике и фразеологии.

Неологизм - (др.-греч. νέος — «новый», и λόγος — «слово») — слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее).

Окказионализм - (от лат. occasionalis «случайный» ← occasio) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем, согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.

Окказиональное словообразование - реализуемое в условиях конкретного (обычно единственного) контекста преднамеренное, случайное или ошибочное и, как правило, нарушающее законы словопроизводства, создание новых слов, окказионализмов, не соответствующих общепринятому употреблению.

Окказиональные слова – это слова, которые принадлежат отдельным авторам, и образованные в конкретных условиях речевой коммуникации, и, как правило, противоречащие языковой норме. Их часто называют индивидуальными. Окказиональный (от лат. «случайный»), «неузуальный, несоответствующий общепринятому употреблению, характеризующийся индивидуальным вкусом, обусловленный специфическим контекстом употребления» [О.С. Ахманова, 10].

Если неологизмы образуются в связи с появлением новых понятий или новых реалией, то их относят к общеязыковым. Подавляющее большинство неологизмов относятся к группе общеязыковых. К группе окказионализмов относятся слова, образованные и введённые конкретными писателями и поэтами и употребленные лишь однажды в определенном произведении. Иногда окказионализм создается, если в жизни появляются новые реалии, для наименования которых еще нет средств выражения в языке [М.В. Радченко, 9].

Любой неологизм, появляющийся в русском языке, является новообразованием, созданным по существующим в языке словообразовательным моделям, правилам и законам русского языка. Они обычно быстро перестают восприниматься как новые слова, т.е. неологизмом слово остается до тех пор, пока говорящие ощущают в нем новизну. А окказионализмы, если они не вошли в язык, не стали общеупотребительными, то так и остаются новыми словами [М.А. Пахомова, 8].

В качестве важного признака для отграничения окказиональных слов и неологизмов современные исследователи выделяют принадлежность окказионализмов – речи, а неологизмов – языку. Неологизмы входят в языковую систему как лексические единицы и используются в речи в качестве готового материала, обладающего семантическими и стилистическими свойствами [М.В. Радченко, 9].

1.2. Некоторые способы образования окказионализмов

По мнению Е. А. Земской, выполнить полную классификацию способов образования окказиональных слов не представляется возможным, так как окказионализмы представляют индивидуальное явление [3, с. 191]. Типология этих способов предложена в работах В. П. Изотова и А.В. Панюшкина [4].

А.В. Спиридоновым выделены следующие способы неузуального (окказионального) словообразования: гендиадис, контаминация, виртуальная деривация, интеграция, неморфемное усечение, заменительная деривация, субституция, креация, лексикализация аббревиатур путем соединения с аффиксами, редеривация, срединная неморфемная вставка, ретроскрипция, аугментация и другие (11).

Контаминация – способ, представляющий собой соединение двух узуальных слов, образующих окказионализм, и, хотя часть слова устраняется, она остаётся в том фоне, который служит двойному осмыслению окказионализма. Например, «Американские первопроходимцы покоряют Сибирь (первопроход-цы + проходимцы)», «голоштанный», «дрыгоножество», «белоручница».

Контаминанты могут представлять собой либо замену, либо дополнение каким-либо элементом производящей основы (чаще всего лишь одной буквой): 1) ценизм < цинизм + цена; шокнутый < чокнутый + шок; 2) по-бомжески < по-божески + бомж; векселиться < веселиться + век-сель.

Вариантом контоминации является тмезис является способом словообразования, при котором в узуальное слово вставляется, сегмента, морфемы, слова или словосочетания, например, «Симптом затруднённого отдыхания» (заголовок). Туристическому рынку угрожает новый кризис в газете «Коммерсантъ». 05.03.2020 (2). Часто в качестве аффикса на морфемном шве добавляется частица «не», например, «взаимонепонимание», «словонеохотливый», «руссконеговорящий», «налогонеплательщик».

Субституция представляет собой замену морфем, сегментов слов, компонентов сложного слова, например, «истеричничать», «вырыдаться», «крыша просетилась».

Опишем редеривацию как способ создания слов, при котором новое слово образуется от существующего не в виде производного, а в виде производящего [13, с. 291]. Окказионализмы образуются в процессе отсечения суффиксов (десуффиксация), приставок (депрефиксация) или просто фонем, не обладающих значением, например, «одуванчик - одуван», «столпотворение – столпотворить», «фисташка – фисташ», «неисповедимо – исповедимо» [12].

Рассмотрим окказиональный способ словообразования – голофразис, при котором слово создается на основе соединения предложения или нескольких предложений всех слов предложения или группы предложений [7, 6]. Например, И.А. Ковынева приводит примеры из в творчества Е.А. Евтушенко «будьготовчики», М.И. Цветаевой «Рай-город, пай-город, всяк-свой-пай-берет Зай-город, загодя-закупай-город…» [5].

Словообразование посредством замены морфем (И.С. Улуханов), например, «загримировать – разгримировать» «разминировать – заминировать», «разгипсовать – загипсовать» и т.п. Чаще всего в роли «заменителей» выступают глагольные префиксы раз- и от-, реже за-, с-, у-; замена префикса на указанные префиксы часто осуществляется при образовании глаголов со значением действия, результат которого противоположен результату действия по мотивирующему глаголу. Подобные замены часто используются при образовании окказионализмов В.В. Маяковского.

Выводы по главе I

1. Неологизмы образуются в связи с появлением новых понятий или новых реалий.

2. К группе окказионализмов относятся слова, образованные и введённые конкретными писателями и поэтами и употребленные лишь однажды в определенном произведении. Появление окказионализмов продиктовано тем, что автор ищет слово, наиболее полно передающее сложный литературный образ.

3. Окказионализмы характеризуются следующими признаками: принадлежность к речи, а не к языку, невоспроизводимость (неповторимость), ненормативность, функциональная одноразовость, экспрессивность, индивидуальная принадлежность.

4. Окказионализмы, в отличие от неологизмов, не устаревают, сохраняют необычность, новизну и свежесть независимо от реального времени их создания.

5. Нами были описаны следующие способы образования окказионализмов: контаминация, тмезис, субституция, редеривация, голофразис.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ В.В. МАЯКОВСКОГО

2.1. Практическое изучение понимания окказионализмов В.В. Маяковского молодым поколением современности

Для практического исследования понимания окказионализмов В.В. Маяковского выборку составили молодые люди в возрасте 16-18 лет учащиеся 10-11 классов, имеющие различные увлечения, не связанные с литературой. Для молодых людей нами были разработаны два опросника. Первый опросник «Маяковский? Кто он?», который содержал 10 вопросов касательно фактов биографии и творчества В.В. Маяковского. Полный вариант опросника представлен в Приложении 2. Второй опросник «Что за штука окказионализм?» содержал 4 вопроса о толковании окказионализмов В.В. Маяковского. В Приложении 3 представлены вопросы с вариантами ответов.

Представим качественный анализ полученных ответов.

Большинство испытуемых считают В.В. Маяковского поэтом, однако, некоторые молодые люди считают его лингвистом, были и те, кто считают его певцом, к фольклористам поэта никто не отнес.

На лицо узнают поэта 80% испытуемых, остальные испытуемые увидели В.В. Маяковского на фотографиях с изображением И.А. Бунина и А.А. Блока.

Вопрос о поэтическом течении раннего В.В. Маяковского разделил испытуемых на три лагеря: сторонников футуризма оказалось 50%, символизма – 44%, имажинизма – 6%.

Удивительно было обнаружить, что более 50% испытуемых считают авторство стихотворения «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» принадлежащим В.В. Маяковскому.

«Стихи о советском паспорте» верно отнесли к перу В.В. Маяковского 33% молодых людей, оставшиеся разделили между собой «Русь советская» и «Мама! Глянь-ка из окошка».

Не менее интересные данные получены по вопросу о фильмографии В.В. Маяковского, так 40% испытуемых искренне полагают, что он снимался в фильме «Любовь и голуби»; 33% испытуемых посчитали его героем мультипликационного фильма «Жил-был пёс», оставшаяся часть разделилась на тех, кто неправильно увидел поэта в фильме «… а зори здесь тихие», и правильно увидел – в фильме «Барышня и хулиган».

Лишь 6% испытуемых знают, что на самом деле В.В. Маяковский боялся бактерий. Остальные считают, что он боялся высоты, собак и змей, что не соответствует действительности.

Любопытно то, как испытуемые продолжили строки поэта:

«Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – сейчас и навсегда!» - так ответили 60%;

«Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!» - ответили 20%;

«Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и свечки!» - так ответили 6%.

А более романтичную строчку «Ведь, если звезды зажигают, значит – это кому-нибудь нужно» -- 75% опрошенных продолжили верно. Но и здесь были те, кто продолжил сточки неверно «Ведь, если звезды зажигают, значит – значит – пора ложиться спать» -- выбрали 19% испытуемых. Оставшиеся выбрали вариант «значит – наступила ночь».

Опрошенные путают окказионализмы с синонимами, с архаизмами, с фразеологизмами, с иностранными словами. Например, за окказионализмы приняли архаизм «пава» и фразеологизм «ворона в павлиньих перьях».

Интересно, что окказионализм «прозаседавшиеся», ставший неологизмом, испытуемые связывают со старой мебелью и умными людьми, которые долго думают над важными вопросами.

Некоторые приняли за окказионализм словосочетание «Серп и молот», фразеологизм «Серпом по шее».

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась частично. По результатам опроса мы не можем однозначно утверждать, что молодое поколение легко понимает окказионализмы В.В. Маяковского. Однако, тем не менее, есть и те, кто знает стихи В.В. Маяковского, факты и события из его личной и творческой жизни.

2.2. Словарь окказионализмов В.В. Маяковского

Окказионализмы используют многие писатели и поэты, ярким примером их использования является В.В. Маяковский. Чтобы понять, почему В.В. Маяковский использовал окказионализмы в поэтической речи, необходимо исходить из того, что он работал в рамках кубофутуризма. Кубофутуризм – направление в искусстве 1910-х годов, в котором отражалось стремление соединить принципы кубизма (разложение объекта на составляющие его конструкции) и футуризм (развитие объектов «четвертого измерения», то есть во времени). Подробнее с творческой биографией поэта можно ознакомиться в материалах, представленных в Приложении 1.

Кубофутуристы провозгласили, что новое время требует новых форм. Поэтому поэтический язык также активно обновлялся. В.В. Маяковский расширяет словообразовательные рамки, присущие языку через создание свежего, нетрадиционного, оригинального слова. Именно нарушая нормы словообразования, поэт создает яркий, оригинальный образ.

«Окказиональные новообразования Владимира Маяковского интересны не только своим строением, экспрессивной окраской, но и, несмотря на прошедшие десятилетия, постоянной актуальностью» (А.Ю.Астафьев, 1).

В рамках данного исследования нами были проанализированы следующие стихотворения В.В. Маяковского периода 1922-1923 г.г. «Про это», «Деваться некуда», «Мой май», «Германия», «1- е Мая», «Наше воскресение», «Москва – Кенигсберг», «Бюрократиада», «Баллада о доблестном Эмиле», «Давиду Штеренбергу – В.В. Маяковский», «4-й интернационал», «Пятый интернационал», «Итог», «Телеграмма мусье Пуанкаре и Мильерону», «Марш комсомольца», «Люблю» «Юношей», «Универсальный ответ», «Газетный день», «Разве у вас не чешутся обе лопатки?», «На цепь», «Киноповетрие», «Маяковская галерея. Стиннес», «Коминтерн».

Словарь окказионализмов В.В.Маяковского представлен в виде таблицы – приведен в Приложении 4.

2.3. Научно-популярный журнал «MayakOFFsky» о творчестве и биографии В.В. Маяковского

Научно-популярный журнал о творчестве и биографии В.В. Маяковского «MayakOFFsky» был создан нами для популяризации его творчества среди молодых людей. Для привлечения интереса был выбран формат глянцевого журнала, с яркими иллюстрациями настоящего и прошлого времени, в том числе авторские иллюстрации. Мы ставили задачу – заинтересовать современного читателя, поэтому использовали близкую для молодежи форму подачи материала, в виде артов (рисунков) и сленгового языка. В этот журнал были включены интересные факты из жизни и творчества поэта, которые могли бы заинтересовать юного читателя. Например, мы рассказали о том, что поэт создавал социальную рекламу и серьезно увлекался живописью, о нежном отношении к собакам, о его главном страхе. С полным вариантом журнала «MayakOFFsky» можно ознакомиться в Приложении 5.

Выводы по главе II

1. Для практического исследования понимания окказионализмов В.В. Маяковского мы выбрали молодых людей в возрасте 16-18 лет, имеющих различные увлечения, несвязанные с литературой.

2. По разработанным нами опросникам мы провели опрос, полученные результаты подвергли качественному анализу.

3. По качественному анализу мы сделали выводы о том, что большинство испытуемых считают В.В. Маяковского поэтом, однако, некоторые молодые люди считают его лингвистом, были и те, кто считают его певцом.

4. Не все молодые люди узнают поэта на портретной фотографии, путают с И.А. Буниным и А.А. Блоком.

5. Стихотворение А.А. Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» принимают за творчество В.В. Маяковского.

6. Нынешние молодые люди не разбираются не только в фильмографии В.В. Маяковского, но и в советской фильмографии в общем.

7. Молодые люди путают окказионализмы с синонимами, с архаизмами, с фразеологизмами, с иностранными словами.

8. Словарь окказионализмов В.В.Маяковского и научно-популярный журнал о его творчестве и биографии «MayakOFFsky» были созданы нами для популяризации творчества великого поэта-футуриста в среде молодых людей нашего времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время все больше и больше в русском языке появляются новые слова и словосочетания. Это зависит от развития общества: технического прогресса, культурного и исторического развития, смены социальных и политических условий. Каждая эпоха обогащает язык новыми словами. Следовательно, возникают определенные трудности и необходимость описания этих слов. В связи с этой проблемой, появилась наука неология – изучение неологизмов.

Неологизмы – слова или фразеологические обороты, входящие в язык в связи с ростом культуры и техники, развитием или изменениями в общественных отношениях, изменениями в быту и условиях жизни людей и ощущаемые говорящими как новые.

Наше исследование мы посвятили окказионализмам В.В. Маяковского – поэта, чье словотворчество является уникальным по сей день, как для читателей, так и для многих литературоведов.

Мы предположили, что нынешнее молодое поколение, которое находится в постоянном потоке новых слов, способно понимать словотворчество В.В. Маяковского.

Для проверки гипотезы мы провели опрос среди молодых людей по словотворчеству и личности В.В. Маяковского (период 1922-1923 гг.).

По результатам опроса мы обнаружили, что гипотеза исследования подтвердилась частично. Мы не можем однозначно утверждать, что молодое поколение легко понимает окказионализмы В.В. Маяковского, однако, мы констатируем несомненный интерес молодых людей к творчеству и жизни поэта. Этот интерес подтверждается косвенно через востребованность нашего словаря окказионализмов В.В. Маяковского и научно-популярного журнала «MayakOFFsky» о его творчестве и биографии в среде молодых людей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Астафьев А.Ю. Актуальность окказионализмов В.В. Маяковского // Русская речь. - 2005. - № 6. - С.18-20.

Замальдинов В.Е. Новообразования как продукт лингвокреативной деятельности журналиста // Вестник УЮИ. 2021. №3 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novoobrazovaniya-kak-produkt-lingvokreativnoy-deyatelnosti-zhurnalista (дата обращения: 19.01.2022).

Земская, Е. А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е. А. Земская. – М. : КомКнига, 2005. – 224 с.

Изотов, В. П. Неузуальные способы словообразования: конспекты лекций к спецкурсу [Текст] / В. П. Изотов, В. В. Панюшкин. – Орел : Изд-во ОГУ, 1997. – 40 с.

Ковынева И.А. Голофрастические конструкции в словарях авторских новообразований // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/golofrasticheskie-konstruktsii-v-slovaryah-avtorskih-novoobrazovaniy (дата обращения: 19.01.2022).

Ковынева И.А. Лексикографическая поэтика голофрастических конструкций // Культура и цивилизация. 2017 Том 7 № 1А. С. 371-380.

Ковынева И.А. Русский голофразис как способ образования окказиональных слов // Язык в научной, профессиональной и межкультурной коммуникации: методика преподавания. Курск. КГМУ, 2014 С. 16-20.

Пахомова М. А. Окказиональные слова и словари окказионализмов // Rhema. Рема. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/okkazionalnye-slova-i-slovari-okkazionalizmov (дата обращения: 19.01.2022).

Радченко М.В. Причины и способы появления окказиональных слов в языке прессы // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. №4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-i-sposoby-poyavleniya-okkazionalnyh-slov-v-yazyke-pressy (дата обращения: 19.01.2022).

Словарь лингвистических терминов» О.С. Ахмановой.

Спиридонов А.В. Неузуальные способы образования окказиональной лексики в произведениях В. Аксенова // Вестник СамГУ. 2014. №5 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neuzualnye-sposoby-obrazovaniya-okkazionalnoy-leksiki-v-proizvedeniyah-v-aksenova (дата обращения: 19.01.2022).

Чепурина И.В. Редеривация как способ окказионального словообразования (на материале устной спонтанной речи жителей крыма) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rederivatsiya-kak-sposob-okkazionalnogo-slovoobrazovaniya-na-materiale-ustnoy-spontannoy-rechi-zhiteley-kryma (дата обращения: 19.01.2022).

Шанский, Н. М. Очерки по русскому словообразованию [Текст] / Н. М. Шанский. – Изд. 4–е. – Москва : Ленанд, 2016. – 332 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Краткая творческая биография В.В. Маяковского

Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский— русский советский поэт, футурист. Один из наиболее значимых русских поэтов XX века. Классик советской литературы. Помимо этого, его знают как киносценариста, драматурга, режиссера, актера, художника. Некоторое время работал редактором журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ».

В Москве В.В. Маяковский будучи молодым парнем стал общаться со студентами, увлекающимися революционными идеями. В 1908 году В.В. Маяковский решил стать членом РСДРП. В течении 1908-1909 годов В.В. Маяковского трижды арестовывали, однако по причине несовершеннолетия и отсутствия улик вынуждены были отпускать на свободу.

Во время расследований В.В. Маяковский не мог спокойно находиться в четырёх стенах. Его часто переводили в разные места заключения. В итоге, он оказался в Бутырской тюрьме, где провёл одиннадцать месяцев, и там он принялся за написание стихов.

В 1910 году молодой поэт вышел из заключения и сразу же покинул партию. В.В. Маяковский не сразу начал писать стихи, сначала он собирался стать художником и даже учился живописи. Художница Евгения Ланг, с которой В.В. Маяковский был в дружеских отношениях, порекомендовала ему заняться живописью. Во время обучения в училище живописи, ваяния и зодчества он познакомился с основателями группы футуристов «Гилея» и присоединился к кубофутуристам.

Первым произведением В.В. Маяковского, которое было напечатано, стало стихотворение «Ночь» (1912 год). Тогда же молодой поэт впервые публично выступил в артистическом подвале, который носил название «Бродячая собака».

В.В. Маяковский вместе с членами группы кубофутуристов участвовал в турне по России, где читал лекции и свои стихи. Вскоре появились и положительные отзывы о В.В. Маяковском, но он зачастую рассматривался вне футуристов. М. Горький считал, что среди футуристов В.В. Маяковский являлся единственным настоящим поэтом.

С самого начала своей творческой биографии В.В. Маяковский непрерывно, жадно и настойчиво пытался достучаться до сердец своих потенциальных читателей – «людей с улицы». Его первые шаги в поэзии были связаны с борьбой за этого читателя, и нередко сопровождались улюлюканьем, выкриками и вопросами о том, для кого он пишет, если его не понимают современники. Однако, несмотря на откровенно враждебные выпады, он все-таки сумел найти своего читателя, мечты о котором носил в сердце с юности.

Литературное наследие В.В. Маяковского поистине бесценное. Его отличает ярко выраженный слог, написанный знаменитой «лесенкой», которая стала его «визитной карточкой».

Слава поэта пришла к нему после знакомства с авангардистами, когда первые произведения молодого автора с восторгом встретил Давид Бурлюк – русский и американский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников футуризма, член союза «Председателей земного шара». В.В. Маяковский работал во множестве творческих объединений - «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА». Также писал в газетах «Известия», «Комсомольская правда», в журналы «Новый мир», «Огонек», «Молодая гвардия», «Крокодил», снимал фильмы «Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган», «Как поживаете?», создавал пьесы и ставил по ним спектакли «Баня», «Клоп», «Вчерашний подвиг», «Мистерия-буфф», «Чемпионат всемирной классовой борьбы», «Пьеска про попов, кои не понимают, праздник что такое», «Как кто проводит время, праздники празднуя», «А что, если?», «Владимир Маяковский. Трагедия».

В течение 1926-1927 годов В.В. Маяковский создал 9 киносценариев. «Дети», «Слон и спичка», «Сердце кино», «Любовь Шкафолюбова», «Декабрюхов и Октябрюхов», «Как поживаете?», «История одного нагана», «Товарищ Копытко, или Долой жир!», «Позабудь про камин». Кроме того, в 1927 году поэт возобновил деятельность журнала «ЛЕФ», но спустя год он покинул журнал. Маяковский заявил о своем уходе из журнала в докладе «Левее Лефа». Впоследствии Маяковского спрашивали, почему он «променял» «Леф» на «Комсомольскую правду» (сосредоточился на «газетных» стихах «на случай»). Маяковский отвечал, что «ежедневная газета с миллионами читателей» ему «куда интересней, чем ежемесячный журнал с несколькими тысячами подписчиков», однако многие из лефовцев предполагали, что уход Маяковского был обусловлен личными причинами, в частности конфликтом Лили Брик и Шкловского. В 1929 году В.В. Маяковский основывает группу «РЕФ», но в следующем году выходит из неё и становится членом «РАПП».

Под конец 20-х годов В.В. Маяковский снова обращается к драматургии. Он готовит две пьесы: «Клоп» (1928 год) и «Баня» (1929 год), предназначенные специально для театральной сцены Мейерхольда. В них продумано сочетается сатирическая подача действительности 20-х годов со взглядом в будущее.

Роковой 1930 год начался для величайшего поэта с многочисленных обвинений коллег. В.В. Маяковскому заявили, что он не является истинным «пролетарским писателем», а всего лишь «попутчик». Но, несмотря на критику, весной того года В.В. Маяковский решил подвести итоги своей деятельности, для чего организовал выставку под названием «20 лет работы».

Выставка отображала все многогранные достижения В.В. Маяковского, но принесла сплошные разочарования. Её не посетили ни бывшие коллеги поэта по ЛЕФу, ни высшее партийное руководство. Это был жестокий удар, после которого в душе поэта осталась глубокая рана.

Приложение 2

Опросник «Маяковский? Кто он?»

1. Кем был Владимир Маяковский?

Варианты ответов:

а) лингвист

б) поэт

в) певец

г) фольклорист

2. Выберите фотографию, на которой изображен Владимир Маяковский.

Варианты ответов:

3. К какому поэтическому течению был близок ранний Владимир Маяковский?

Варианты ответов:

а) символизм

б) футуризм

в) имажинизм

4. Продолжите строчку «Ведь если звезды зажигают……»

Варианты ответов:

а) значит – наступила ночь

б) значит – это кому-нибудь нужно

в) значит – пора ложиться спать

5. К какому произведению Владимира Маяковского относятся изображения?

Варианты ответов:

а) «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским, летом на даче»

б) «Левый марш»

в) «Нате!»

г) «Послушайте!»

6. Какой из приведенных ниже произведений принадлежит Владимиру Маяковскому?

Варианты ответов:

а) «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»

б) «Русь советская»

в) «Стихи о советском паспорте»

г) «Мама! Глянь-ка из окошка»

7. Владимир Маяковский снимался в фильме?

Варианты ответов:

а) «Любовь и голуби»

б) «Жил-был пес»

в) «…а зори здесь тихие»

г) «Барышня и хулиган»

8. Владимир Маяковский панически боялся:

Варианты ответов:

а) собак

б) высоты

в) бактерий

г) змей

9. Питомцами Владимира Маяковского были…

Варианты ответов:

а) коты

б) собаки

в) хомяки

г) рыбки

10. Продолжите строчку «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – ….»

Варианты ответов:

а) и солнца!

б) и свечки!

в) сейчас и навсегда!

г) без ответа

Приложение 3

Опросник «Что за штука окказионализм?»

1. Знаете ли вы, что такое окказионализмы?

Варианты ответов:

а) устаревшие слова

б) иностранные слова

в) новые слова

г) слова, схожие по значению

2. Как вы понимаете слово «прозаседавшиеся»?

Варианты ответов:

а) люди, тратящие много своего времени на ненужные заседания

б) люди, которые любят сидеть

в) умные люди, которые долго думают над важными делами

г) обозначение для старой мебели

3. Что из приведенного списка является окказионализмом?

Варианты ответов:

а) испавлинятся

б) павлиний

в) ворона в павлиньих перьях

г) пава

4. Что из приведенного списка является окказионализмом?

Варианты ответов:

а) серпантин

б) серп и молот

в) серпастый, молоткастый

г) как серпом по шее

Приложение 4

СЛОВАРЬ ОККАЗИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ В.В. МАЯКОВСКОГО

(ПЕРИОД 1922-1923 ГГ.)

Приложение 5

Научно-популярный журнал ««MayakOFFsky»

Просмотров работы: 1089