Жанры древнерусской литературы

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Жанры древнерусской литературы

Боков К.М. 1
1МБОУ СОШ № 11 ИГОСК
Березуева О.А. 1
1МБОУ СОШ № 11 ИГОСК
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Древнерусская литература – особый пласт культуры нашего народа. Она имеет свою родословную. Необычная красота, совершенство, духовность произведений пятисотлетней давности и по сей день привлекает взоры современных читателей.

Возникла древнерусская литература в XI веке. Один из её первых памятников был создан в 30-40-е года XI века - " Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона. Между 1037-1050гг. (возможно, 1049). "Слово о Законе и Благодати " Илариона принадлежит к жанру торжественного церковного красноречия. Слово - жанр древнерусской литературы, торжественное поучающее обращение. "Слово" посвящалось разъяснению смысла христианского вероучения и праздников - Благовещение и Воскресение Христово. Иларион прославляет славную Русскую землю и её могущественных князей: Владимира Святославича, крестившего Русь, и его сына Ярослава Мудрого.

Ярким примером политического красноречия является " Слово о полку Игореве". " Слово о полку Игореве" рассказывает о военном походе на половцев в 1185 году. Идея «Слова…» заключалась в политической подоплёке: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведёт к смерти и поражению.

Своеобразие древнерусской книжности обусловлено особым религиозным отношением к слову и языку. Письменность и сама азбука были для православных славян священны.

Основными жанрами древнерусской литературы можно считать слово, (житие святых, князей, мучеников, юродивых), хождение, воинскую повесть и послание.

Самым распространённым жанром в древнерусской литературе были жития святых. Житие - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Древнейшее произведение этого типа - "Житие Феодосия Печерского (1080-е или после 1108) Нестора. В начале жития описываются три попытки Феодосия покинуть материнский дом и посвятить себя Богу. Бог предназначил Феодосию стать одним из основателей Киево-Печерского монастыря. Родная мать противилась воле будущего святого. Только третья попытка ухода от матери оказалась успешной.

Удалившись на Святую землю - в Палестину, Феодосий стал монахом и позднее игуменом (настоятелем) Киево-Печерского монастыря. Так Феодосий свою жизнь посвятил Богу, исполняя тяжёлые работы, проявляя смирение, граничащее с юродством, обличая грехи.

В конце XIV и в начале XV вв. монах Епифаний, прозванный Премудрым, написал два жития - " Житие Стефана Пермского( крестителя и первого епископа в Пермской земле) и "Житие Сергия Радонежского." Эти жития чрезвычайно велики, в них множество цитат из Библии (340 цитат только в "Житии Стефана Пермского")."Сказание о Борисе и Глебе" - шедевр красноречия. Это произведение о мученической смерти за веру в Христа.

В XV-XVIвв. появляются жития легендарного характера с фольклорными сюжетами и мотивами. Такова "Повесть о Петре и Февронии Муромских", написанная Ермолаем Прегрешным в XVI в. Это произведение - эталон преданной любви, верности и мудрости.

Интересными были сочинения древнерусской литературы, написанные в жанре хождения. Хождение - жанр средневековой литературы, форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель. Одним из наиболее читаемых и любимых в Древней Руси хождений было " Хождение игумена Даниила(1106-1107гг.) Игумен Даниил посетил Палестину. В центре повествования - рассказ о Иерусалиме: о расположении города, форме его стен, климате, чудесной урожайности земель. Это хождение стало образцом для древнерусских книжников.

Необычное хождение было создано во второй половине XV в. По форме оно напоминает паломническое путешествие. Это "Хождение за три моря". Путешественник Афанасий Никитин посетил не православную землю, а Индию, где жили иноверцы, исповедующие ислам, буддизм и индуизм. Он отправился в путешествие с целью торговли, а не с религиозными намерениями, как игумен Даниил. Плавание в Индию заняло 6 недель. Эта страна произвела на купца сильнейшее впечатление. Не забывая о торговых делах, путешественник увлёкся этнографическими исследованиями, подробно записывая увиденное в свои дневники: "... Люди ходят все чёрные да нагие..."

Никитин изучал сельскохозяйственную деятельность местных жителей, увидел, что в Индии пашут и сеют пшеницу, рис и горох в сезон дождей. Рассказал Афанасий и о том, как в крепости Джуннар хан хотел обратить Никитина в исламскую веру, дал ему 4 дня на размышление. Это было на Спасов день, на успенский пост. "Господь Бог сжалился на свой честный праздник, не оставил меня, грешного, не дал погибнуть среди неверных". Это и было чудо.

В XIV-XV веках складывается ещё один жанр - воинская повесть. Воинская повесть - это история о борьбе русского воина с иноземным захватчиком. В них описывались битвы между русскими и иноплеменниками. В XV в. была написана воинская повесть " Сказание о Мамаевом побоище", посвящённая победе князя Дмитрия Донского над татарскими войсками Мамая на Куликовом поле (1380г.) Основная тема повести - Божественная предопределенность победы. Перед битвой Дмитрий приходит в Троицкий монастырь к святому Сергию Радонежскому, и тот предрекает тяжёлую победу, благославляя его на битву и отправляя с ним двух воинов - монахов. Пересвета и Осляблю.

Поучение ещё один жанр древнерусской литературы, это разновидность древнерусского красноречия. Поучение - жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образом этого жанра является "Поучение Владимира Мономаха", датируемое 1096 годом. В своём поучении Владимир Мономах даёт советы о том, как следует организовать свою жизнь: помогать нуждающимся, защищать родину, почитать родителей. Это поучение Мономаха обращено к потомкам, оно мудро и высоконравственно: "...Больного посетите. Праху мертвеца поклонитесь, ибо все мы смертны. Не проходите мимо человека, не обратившись к нему с приветом и добрым словом. Не ленитесь ни на что доброе, а особенно не будьте ленивы к церкви..."

Произведения всех жанров древнерусской литературы повествует о вечном - о присутствии святости в земном мире и о могуществе Русской земли.

"Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность её, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следовательно тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа", - писал Ф.М.Достоевский.

Произведения древнерусской литературы и есть тот идеал красоты, та духовная обитель русского народа.

Практика

Я провел опрос среди людей разного возраста. В опросе участвовали ученики 7 классов (13 лет); взрослые (20-25 лет).

Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

14 человек - 7

3 человека - 2

1 человек - 0

Назовите героев произведений древнерусской литературы

11 - Петра и Февронию

5 - Сергий Радонежский

4 - Князь Игорь

2 - Борис и Глеб

Были ли князья - воины причисленные к лику святых?

10 - да

5 - затруднились ответить

Закончить хочу этими словами:

Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу.

И не знали многие о лежащих тут мощах святых страстотерпцев...

Этих святых поставил Бог светить в мире,

Чудесами сиять в великой Русской земле.

( Перевод Д.С. Лихачёва)

" Житие Сергия Радонежского"

...Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыне.

Первый в начинании, но высший мудростью,

Первый челом, но высший трудами...

Он положил начало подвигам, всем другим монахам

Он был примером всем.

Выводы

* В ходе исследования я выяснил, что самым распространённым жанром в древнерусской литературе были жития святых.

* В процессе сравнительного анализа я увидел, что " Сказание о Борисе и Глебе" и " Житие Сергия Радонежского" имеют религиозно- назидательный смысл, а описанные в них истории - предмет для подражания.

* Данным произведениям присуще такое языковое средство как антитеза. Борис и Глеб чужды мыслям о земной славе и могуществе, Святополк же охвачен жаждой безграничной власти.

Борис и Глеб уподоблены праведному Авелю, а их убийца Святополк - Каину, брату и убийце Авеля. В "Житии Сергия Радонежского" использованы словесные повторы, развёрнутые метафоры и сравнения.

Просмотров работы: 543