Введение
«Инженеры человеческих душ» – не случайно так называют писателей, художников и музыкантов.
Выдающиеся физики увлекались живописью. Например, Леонардо да Винчи совмещал в себе великого учёного и художника, Исаак Ньютон занимался изучением цвета.
Я учусь в детской школе искусств на художественном отделении. С первого класса обучения рисованию меня интересовало, почему при написании учебного натюрморта или при создании графической работы следует придерживаться определённых правил, чтобы рисунок получился удачным, т.е. гармоничным, красивым, передающим мои чувства и эмоции. Когда я начала углубленно заниматься физикой в школе, то поняла, что многие законы живописи связаны с физическими явлениями.
Проблема заключается в отсутствии систематизации знаний о синтезе физики и живописи.
Гипотеза:возможно, что знание физических законов помогает художнику в создании картины.
Цель проекта: выяснить, как физика связана с живописью.
Задачи:
познакомиться с теорией света и цвета;
выяснить, какие сочетания цветов будут наиболее гармонично смотреться в живописной работе;
разобраться в законах, применяемых при создании картины и провести опыты по изучению световых явлений;
сравнить картины известных художников и сделать выводы о значении физических законов в живописи;
создать познавательный буклет «Живописная физика»;
провести мастер-класс по технике пуантилизм среди учеников МАОУ «Гимназия №19».
Объект исследования: живописные полотна.
Предмет исследования: применение физических законов при создании картин.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение, моделирование, эксперимент.
Практическая значимость работы: результаты исследования помогут систематизировать знания о теории цвета в живописи.
Буклет «Живописная физика» с занимательными опытами и увлекательным мастер-классом по созданию открытки в технике пуантилизма может быть использована на уроках по внеурочной деятельности.
Краткий обзор используемой литературы и источников: в данном проекте для погружения в тему были изучены труды учёных о цвете и свете. Также в интернет-источниках (статьи, видео на ютюб-каналах, книга Н. Филимоновой «Опыты по физике для школьников») рассмотрены различные эксперименты и опыты. Использовали теорию из учебников физики Мякишева 10 и 11 классов для обоснования полученных в ходе практики результатов. Во время написания проекта были выяснены законы распространения света и получения цвета, необходимые художникам.
Степень изученности данного вопроса(проблемы): в Интернете я нашла много интересных статей для художников о свете и цвете. Но все данные хотелось обобщить и систематизировать в одном проекте.
Характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы:проанализировав литературу, я выяснила, что гармоничное сочетание цветов и количество света в живописной работе влияют на е привлекательность и красоту. Я открыла для себя необычные техники рисования: пуантилизм (рисование точками) и эбру (рисование на молоке).Рассмотрела и сравнила картины великих художников. С помощью опытов, проведенных в домашних условиях, проверила истинность теоретических сведений о свете и цвете.
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1. Свет с физической точки зрения и его свойства
Оптика – это раздел физики, который изучает физическую природу света, его свойства, закономерности распространения в различных средах, взаимодействие света с веществом, а также способы генерации и регистрации света. Свет имеет двойственную природу.
Английский физик Исаак Ньютонпридерживался корпускулярной теории света, согласно которой свет – это поток частиц, идущих от источника во все стороны (перенос вещества). Голландский механик Христиан Гюйгенс ван Зёйлихем свет – это упругие поперечные волны, распространяющиеся в особой гипотетической среде, эфире, заполняющем всё пространство и проникающем внутрь всех тел.
Во второй половине XIX в. Максвелл предположил, что свет является частным проявлением электромагнитных волн. В итоге победу одержала волновая теория. Видимый свет — это только небольшой диапазон электромагнитных волн с длиной волны от 3,8 • 10-7 до 7,6 • 10-7 м или с частотами от 4,0 • 1014 до 8,0 • 1014 Гц .
1.2. Цвет. Цветоведение
Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.
Цвет – это одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.
1.3. Опыт Исаака Ньютона и дисперсия цвета
Исаак Ньютон провел обычный опыт по дисперсии со стеклянной призмой и заметил разложение света на спектр[3].
Дисперсия (от лат. dispersio — «рассеяние») — разложение света на спектральные цвета при прохождении через оптически плотное вещество вследствие зависимости показателя преломления и скорости света в веществе от частоты (или длины) световой волны(см.Приложение 1, 2).
Направив луч дневного света на призму, он увидел на экране различные цвета радуги. После увиденного на стене (экране) спектра Ньютон выделил из него семь основных цветов. Это были такие цвета, как красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый (каждый охотник желает знать, где сидит фазан).
Обнаруженную радужную полоску И.Ньютон назвал спектром.
Спектр – (от латинского «spectrum» – видение) непрерывный ряд цветных полос, получается путем разложения луча белого света на составные части[2].
И. Ньютон установил также, что можно наоборот, смешав семь цветов спектра, вновь получить белый цвет(см. буклет волчок ньютона). Для этого он поместил на пути разложенного призмой цветного пучка (спектра) двояковыпуклую линзу, которая снова налагает различные цвета один на другой; сходясь, они образуют на экране белое пятно. Если же поместить перед линзой (на пути цветных лучей) узкую непрозрачную полоску, чтобы задержать какую-либо часть спектра, то пятно на экране станет цветным[5].
1.4. Цвет и его изучение
В то время, как Ньютон был заинтересован в научном объяснении цвета, немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Вольфганг фон Гёте[2] создал фундаментальный труд «Теория цвета» (1810 г.) Проведя серию экспериментов, в которых он измерял реакцию глаза на определенные цвета, Гёте создал, пожалуй, самый известный цветовой круг. На круге расположены три основных цвета — пурпурный, желтый и синий — из которых, как он полагал, можно получить все остальные цвета.
1.5. Цветовой круг и свойства цвета
Вопрос гармонии цветов интересовал многих ученых и художников с давних пор. В художественной практике при оценке сочетаемости цветов самым важным фактором является их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные переживания. Невозможно говорить о цветовой гармонии изолированно от эстетических вкусов и взглядов, сложившихся в ту или иную историческую эпоху.
Иоганнес Иттен — швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухауз (нем. Bauhaus), создал удобную модель для работы с цветом, по которой каждый человек, вне зависимости от наличия художественного образования, сможет правильно подбирать и сочетать цвета[3].
Начало конструкции – три основных цвета: красный, синий, желтый. Они расположены в центре круга и образуют равносторонний треугольник. Углы треугольника одновременно являются вершинами шестигранника, оставшиеся части которого заполнены цветами второго порядка, образованными равнозначным смешением двух основных цветов:
красный и желтый при смешивании дают оранжевый;
желтый и синий – зеленый;
синий и красный – фиолетовый.
Шестигранник вписан в круг, поделенный на двенадцать сегментов. Вершины шестигранника, соприкасающиеся с кругом, передают свой цвет сегменту. Таким образом образуются шесть сегментов, где три — это цвета первого порядка, другие три — это цвета второго порядка. Оставшиеся шесть частей круга заполняются равнозначным смешением соседних сегментов и образуют цвета третьего порядка.
При работе с оттенками благоприятно выглядят:
Ахроматические сочетания черного с красным, белым или желтым, белого с синим, красным и черным, серого с синим, красным.
Монохроматические сочетания с использованием тонов одного цвета.
Сочетания контрастов (на круге Иттена их можно найти, применяя схему Х, квадрата или прямоугольника)
1.6. Законы смешения цветов
Смешение цветов – одна из самых главных проблем теории и практики начального этапа обучения живописи.
Есть три основных закона оптического смешения цветов.
1. Главной особенностью любого цветового круга является соотношение противолежащих (относительно центра круга) цветов, которое при их смешении дает ахроматический цвет. Такие цвета называются дополнительными. Это красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.
2. Путем смешения трех основных цветов (красного, желтого и синего) в разных пропорциях можно получить любой цветовой тон «слагательный» оптический эффект.
3. Одинаковые цвета дают одинаковые смеси. Имеются в виду также и те случаи, когда смешиваются цвета одинаковые по цветовому тону, но разные по насыщенности, а также хроматические цвета с ахроматическими – «вычитательный» оптический эффект.
1.7. Оптическое и механическое смешение цветов
В живописи нужный цвет можно получить разными способами(см. Приложение 4). Например, положить краску в чистом виде без смешения с другими или получить необходимый цвет путем смешивания на палитре двух или нескольких красок.
К механическому смешению можно отнести следующие смешения:
Смешение цветов (красок) на палитре, в какой либо посуде кистью, мастихином и прочими приспособлениями.
Наложение друг на друга прозрачных и цветных пластин на светлом фоне или с подсветкой с обратной стороны.
К оптическому смешению относятся:
Наложение друг на друга цветных световых лучей на листе бумаги.
Частая смена двух или более цветов, которые наше зрение не успевает фиксировать (детский волчок).
Разноцветные точки, расположенные рядом, которые на определенном расстоянии, сливаясь в наших глазах, образуют новый цвет. По этому принципу строится живопись художников-пуантилистов (point — франц. точка). Этот прием использовался художниками-пуантилистами, среди которых наиболее известны Жорж Сера, Поль Синьяк, Анри Кросс, Люсьен Писсарро, Камиль Писсарро[4].
1.8. Устройство глаза и восприятие цвета
Благодаря зрительному аппарату (глазу) и мозгу человек способен различать и воспринимать цвета окружающего его мира[8]. Внутренняя оболочка глазного яблока – сетчатка – работает подобно плёнке в фотокамере. Она состоит из миллионов светочувствительных клеток, на которые хрусталик фокусирует изображение. Через нервные окончания эта информация передаётся на зрительный нерв и далее в мозг.
Светочувствительные клетки делятся на палочки и колбочки. Палочки воспринимают световые сигналы и позволяют видеть даже в сумерках, а колбочки различают цвета предметов, но для этого им нужен яркий свет. Колбочки, находящиеся в центре сетчатки, позволяют разглядеть детали, находящиеся прямо перед глазами. О колбочках говорят, что они делятся на красночувствительные, синечувствительные и зеленочувствительные.
На уровне сетчатки мы видим только красный, синий и зеленый диапазоны спектра. И все многообразие цветов, которое у нас в голове возникает, — это результат работы внутреннего фотошопа, который нашему сознанию предоставляет информацию о том, сколько объект отражает синих, зеленых, красных лучей.
1.9. Законы физики в живописи
Мы видим окружающий мир благодаря связи света и нашего зрения[4]. Все объекты, которые излучают собственный свет, — солнце, раскаленные металлы и газы, молния, различные светильники и т. д. — являются первоисточниками света. Свет на окружающие объекты и предметы. Часть лучей поглощается объектами и предметами, а часть отражается. В результате эти объекты и предметы сами становятся источниками отраженного света (такие, например, как луна, земля, наземные предметы, небосвод).
1.10.1.Роль освещения в живописи
По характеру различают три вида освещения:
Направленное освещение от одного источника света вызывает чрезмерный контраст изображения.
Рассеянное освещение создают солнечный свет сквозь облака или туман, электролампа из молочного стекла или в рефлекторе с матированной поверхностью, светильник, перед которым установлен рассеивающий экран. Такое освещение равномерно и одинаково распределяется по всей поверхности объекта, вследствие чего на нем отсутствуют тени, блики и рефлексы. Соответствующими тонами передаются только форма и цвет объекта.
Большую роль играет направление света. Если источник света расположен выше объекта - освещение верхнее, если он ниже - освещение нижнее. Источник света может занимать также заднее, переднее и боковое положение по отношению к объекту. В зависимости от угла, под которым падает свет на поверхность объекта, освещение бывает прямым, когда лучи падают на поверхность объекта под углом больше 45°, и косым, когда лучи падают под меньшим углом.
1.10.2. Свет в живописи
Обилие света, также как и его недостаток, уничтожает объём, форму, иногда и пространство, при этом создавая особенный эмоциональный настрой. Большое количество света в натуре уменьшает количество собственных и падающих теней, снижает контраст в живописи в сторону светлоты.
Малое количество света в постановке лишает её не только объёма и формы, но и цветности (насыщенности). Полное отсутствие света - темнота - убивает всё видимое. Соответственно, чем менее ярко освещена модель, тем меньше в ней видимых характеристик (силуэт, объём, детали, характер и т. д.). Поэтому тёмные сумеречные и ночные изображения редко встречаются в реалистической живописи.
Основные законы отражения света полезно учитывать, оборудуя мастерскую. Достаточное количество освещения критично для любого художника, но многие стараются наполнять мастерские рассеянным светом, используя различные предметы интерьера, такие как светлые занавеси и монотонное светлое покрытие стен.
1.10.3. Тени в живописи
Собственная тень всегда находится на поверхности, противоположной освещённой поверхности предмета, и определяется величиной угла падения лучей света. Линия границы собственной тени проходит в одном случае по ребру граненой поверхности предмета, в другом – по изогнутой образующей. Кроме собственной тени, от самого предмета падает ещё одна – падающая тень. Падающая тень бывает темнее собственной, даже в том случае, когда предмет имеет тёмную окраску. Очертания падающих теней обусловлены характером формы самого предмета и являются, по существу, проекцией самого предмета. Участок падающей тени у самого основания предмета выглядит темнее собственной тени.
1.10.4. Тон в живописи
Слово "тон" происходит от греческого слова "tonos" - напряжение. Под словом "тон" понимается количественная и качественная характеристика света на поверхности того или иного предмета, в зависимости от источника света и окраски самого предмета.
По мере приближения поверхности предмета к источнику света его освещенность будет усиливаться и, наоборот, по мере его удаления - ослабевать. Поэтому свет и тени на переднем плане следует брать всегда контрастнее, чем на заднем, при этом растяжка тонового контраста должна быть планомерной, без резких переходов: от наиболее контрастного на переднем плане до плавно убывающего к заднему плану.
1.10.4. Тёплые и холодные тени
Разница в тепло-холодности делает живопись цветной (полноцветной), контрастной не только по светлоте (а контраст - обязательное условие любого художественного произведения), понятной для восприятия зрителем и реалистичной. Тени при тёплом свете выглядят серо-голубыми, зеленоватыми. Холодный свет окутывает освещённые части предметов лёгкой дымкой голубоватого, холодного серого или нейтрально белого цвета, оставляя тени тёплыми коричневыми, зеленоватыми, красноватыми. Наличие холодных или тёплых теней зависит от времени года, состояния природы.
1.10.5. Контраст
Контраст - это художественный приём в изобразительном искусстве, основывающийся на противопоставлении, разнице, противоположности отдельных частей и характеристик изображения для усиления выразительности произведения в целом. Контрасты в изобразительном искусстве задаются по величине (размеру), цвету, движению, фактуре, силуэту, характеру и т.д.
Белый предмет будет казаться еще более светлым на темном фоне, и наоборот, темнее — на светлом[6]. Этот эффект можно заметить наблюдая за падающим снегом. Пока снег опускается, он кажется темнее на фоне неба, чем когда мы смотри на него, стоя у окна. В помещение темнее, чем на улице, поэтому снег в этом случае будет казаться белее (см. Приложение №3).
Законы зрительского восприятия, которые помогают художникам создавать произведения искусства, основываются на принципе контраста и обусловлены психологией восприятия изображения человеком. Камиль Писсарро, который хотел усилить цвета своих картин, подкрашивал их подрамники цветом, комплементарным тому, что преобладал на картине. Это в самом деле отличный способ создать бо́льшую хроматическую интенсивность.
1.10.6. Рефлексы в живописи
Рефлекс - это отраженный свет от соседних предметов и появляется он в собственной тени предмета. В живописи рефлексы будут цветными, отражающими цвет предметов вокруг, а в графике - это соответственно светлый отблеск в собственной тени.Происходит он из-за того, что соседний предмет также освещён светом и отбрасывает, отражает свой свет на соседние предметы.
1.10.7. Блики
. После того, как свет побывал на поверхности, то после отражения его свойств изменяются. Блик получается, когда источник света зеркально отражается от поверхности предмета.
Наиболее ярким пятном на световой поверхности предмета является блик, вокруг которого присутствует легкая полутень, благодаря чему художник может его выявить. блики будут играть на стыке двух плоскостей, т.е. в точке, где угол падения совпадёт с углом отражения в наших глазах.
1.10.8. Виды отражений
По характеру отражения лучей света поверхности подразделяют на несколько видов.
Зеркальные — это поверхности, которые отражают практически весь лучевой поток под тем же углом к поверхности, не рассеивая его.
Поверхности, отражающие значительную часть лучей в направлении, называются глянцевыми. Этот вид отражения является переходным, образующим ряд ступеней между зеркальными и матовыми поверхностями.
Матовым поверхностям свойственно диффузное, рассеивающее отражение света, которое является результатом некоторой шероховатости их.
Глава 2. Практическая часть
2.1.1. Влияние зрения художника. Картины Репина, написанные им в молодости и в старости
«Пахарь. Л.Н.Толстой на пашне», 1887 год |
«Приготовление к экзамену», 1864 год |
У пожилых людей под старость хрустально-прозрачная среда глаза понемногу желтеет. Значит, многие старики начинают глядеть на мир, как сквозь слабое желтое стекло. А ведь желтое стекло потому и желто, что легко пропускает желтые и красные лучи, а фиолетовые и синие поглощает.
Вывод: со временем острота зрения ухудшается, поэтому картины, написанные художником в пожилом возрасте, становятся более бледного оттенка. Они заметно отличаются от картин, написанных И.Е. Репиным в ранние этапы его творчества.
2.1.2. Значение света и тени в живописи
Дама с горностаем (1489–90) |
Портрет выполнен в технике chiaroscuro, что в переводе означает «светотень». На полотне светлые оттенки нежно-голубого платья с рукавами из красного бархата заметно выделяются на тёмном фоне[1]. |
|
Мона Лиза (1503–06):. |
В портрете «Мона Лиза» применялась техника sfumato, от итал. «дым», с плавными переходами, где не видны мазки кисти. Леонардо да Винчи достиг этого эффекта благодаря большому количеству тонких слоев прозрачной глазури с небольшим добавлением цветовых пигментов |
|
Тайная Вечеря (1495–98): |
голова освещена как бы естественным светом трапезной. Свет и тень, растворяя друг друга в неуловимом движении, придавали лицу Христа особую одухотворенность. |
Верхний свет придаёт объектам некоторую духовность, лёгкость и возвышенность.
Свет снизу вызывает непривычные ассоциации, добавляет изображению загадочности, драматизма.
Традиционный боковой свет как нельзя точно демонстрирует обычный, привычный характер предметов - так они наиболее реалистичны.
Фронтальный свет (в лоб) минимизирует ощущение объёма, делает изображение декоративным[10].
2.1.3. Мастер-класс по пуантилизму «Весенние цветы»
В мастер-классе по пуантилизму приняли учащиеся 4-в класса МАОУ «Гимназия №19».
В первый день весны, 1 марта, на уроке изобразительного искусства был проведен увлекательный мастер-класс по необычной технике – рисованию точками.
Ребята узнали историю появления пуантилизма, основы цветового круга и правила смешивания цветов. Юные художники создали свою неповторимую картину в технике пуантилизма.
Рассказ о пуантилизме |
2. Ребята делают набросок цветов |
3.Акварельные маки |
Работа фломастерами |
Произведения литературы, искусства помогают во многих случаях раскрыть все связи физических явлений, делая восприятие тоньше и шире, позволяют глубже понять их, они учат нас быть внимательными, учат наблюдать, замечать и видеть проявление физики в окружающем мире.
Огромное значение на усиление или ослабление восприятия глазом контрастных цветов имеют такие параметры как расстояние и освещение.
В живописи важно при помощи гармоничного сочетания цветов передать всю гамму своих чувства и выразить своё отношение к изображаемым предметам. В этом художникам помогает цветовой круг.
В живописи пользуются не только механическим смешением красок, но и оптическим смешением цветов. На основе различного смешения цветов были придуманы различные живописные техники: лессировка, пуантилизм, кляксография.
Пуантилизм, или дивизионизм — стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, основанное на оптическом смешении красок. Эта необычная техника рисования интересна и взрослым, и детям.
Усваивая законы распределения света и теней, можно переходить к практическому применению их в рисунках простых геометрических тел с полной тональной проработкой, в единстве с фоном
Количество света имеет значение, особенно в так называемой тональной живописи, где предметы и объекты объёмно написаны и их форма в пространстве выглядит традиционно реалистично.
Список литературы
Винчи Л. Трактат о живописи [Текст] / Винчи Л. Да. Суждения о науке и искусстве – СПб.: издательство Группа «Азбука-классика», 2010.-224 с.
Гёте И.В. Учение о цвете [Текст] /И.В. Гёте.; пер. с нем. Лихтенштадт Владимир . – Москва: издательство «Азбука», 2019. – 256 с.
Йоханесс И. Искусство цвета [Текст] /И. Йоханнес; пер. с англ. Монахова Людмила. – Москва: издательство «Аронов», 2021. – 95 с.
Дюхтинг Х. Сёра(1859-1891). Пуантилизм [Текст]/ Х.Дюхтинг; пер. с нем. Ефремовой Е.В., редактор Котова Ю.Ю.-Москва: издательство «Арт-родник», 2005.-96 с.
Филимонова Н. Опыты по физике для школьников [Текст]/ Н.Филимонова; редактор Жилинская А. – Москва: Эксмо, 2015.-128 с.
Электронные ресурсы
Белый цвет в живописи: [Электронный ресурс]. https://waksoft.susu.ru/2017/11/11/kak-polzovatsya-tsvetovyim-krugom/ (Дата обращения: 11.11.2021).
В.Дубынин «Глаз и фоторецепторы» [Электронный ресурс]. https://postnauka.ru/video/79564 (Дата обращения: 21.02.2022).3. Дисперсия цвета[Электронный ресурс]. https://rosuchebnik.ru/material/dispersiya-sveta-tsvetovoy-disk-nyutona-7587/(Дата обращения: 07.12.2021).
Краснова С.М., Пастухова Т.Н. «Физика и живопись»: [Электронный ресурс]. 2021-2022. Режим доступа: https://clck.ru/dVvY (Дата обращения: 18.09.2021).
Общие сведения о цвете: [Электронный ресурс]. https://poznayka.org/s16791t1.html (Дата обращения: 18.09.2021).
Художникам: Законы распространения света [Электронный ресурс].
http://zen-designer.ru/articles/701-zakony-rasprostraneniya-sveta-khudozhnikam Дата обращения:24.01.2021).
Приложение
Приложение 1. Опыты по дисперсии света
Опыт №1 |
Опыт №2 |
||
Оборудование для опыта |
Прибор по геометрической оптике из школьной лаборатории: Четырёхгранная призма; Фонарик (карманный или телефонный); Экран с щелью; Белый лист бумаги (экран ); См. (Приложение 1: Опыт №1) |
Фонарик (телефонный); Ёмкость с водой; Лист белой бумаги (или стена); Два зеркальца См. (Приложение 1: Опыт №2) |
|
Ход работы |
Луч белого света (от телефонного фонарика), достигая стенки призмы, преломляется на границе двух сред, воздуха и стекла, и раскладывается на составляющие цвета ( см.рис 3). 3.Лучи каждого цвета преломляются под разными углами. 4. На выходе из призмы данный процесс повторяется, и разница между их углами преломления становится ещё больше. 2.На экране, т.е. белом листе бумаги, за призмой появился спектр - радужная полоса. Один край спектра оказался красным, другой - фиолетовым, а цвета внутри спектра непрерывно переходили друг в друга. Так происходит разложение белого цвета на спектр, или дисперсия цвета. |
В ёмкость наливаем воду, кладём на дно зеркало, а второе – приставляем к стенке емкости. Фонариком светим на то зеркало, которое погружено в воду. 3.Необходимо направить свет так, чтобы он попадал на стену или лист бумаги. Угол наклона фонарика можно менять. 4.На стене наблюдаем радугу. |
|
Выводы |
Стеклянная призма является простейшим спектральным прибором - она позволяет исследовать спектральный состав белого света. Но можно и без призмы в домашних условиях создать радугу с помощью зеркала. Как показывает опыт Ньютона, слабее всего преломляется красный свет, а сильнее всего - фиолетовый. Красный свет имеет наименьшую частоту, а фиолетовый – наибольшую частоту в видимом диапазоне Показатель преломления стекла увеличивается с возрастанием частоты света. Показатель преломления есть отношение скорости света в воздухе к скорости света в среде: . Красный свет имеет наибольшую скорость распространения внутри стеклянной призмы наименьшую - фиолетовый. |
Приложение 2
Опыты по дисперсии цвета
Опыт №2 |
|
№ пп |
Фотография |
1 |
|
2. |
|
3. |
Опыт №1 |
|
№ п/п |
Фотография |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
Приложение 3
Белый цвет в живописи
№ п/п |
Художник |
Картина |
Выводы |
1. |
А.К.Саврасов |
«Зимний пейзаж. Москва». |
Зависимость оттенков от освещения: 1) в пасмурную погоду оттенки снега менее насыщены, приближены к серому, могут иметь тёплое звучание; 2) в солнечную погоду оттенки снега, особенно свежего, стремятся к синему цвету; 3) цвет снега так же зависит от цвета освещения и удаленности объектов. |
2. |
К.Моне |
«Снег в Аржантее», 1875 г. |
Большим любителем белой живописи был импрессионист Клод Моне. Он не оставлял без внимания сливающиеся с небом снега на зимней улице («Снег в Аржантее», 1875). Картина получилась именно такой, какой ее видит глаз, с множеством оттенков и переливов на живущих своей жизнью предметах. |
Приложение 4
Законы смешения цветов в изобразительном искусстве
1.Способ мозаичного соединения мелких мазков (оптическое смешение цветов) |
В.Ван Гог «Звёздная ночь» |
2) Способ простой механической смеси красок на палитре |
|
3) Способ лессировки – последовательного наложения нескольких слоев краски один на другой. |
Кисточкивводе,смешиваниекрасок,растеканиекраскипоповерхностибумаги–всёэтоизвестноефизическоеявление–диффузия.
Муниципальноеавтономноеобщеобразовательное
Мастер-класспопуантилизмув4-вклассеМАОУ«Гимназия№19»
учреждение "Гимназия №19"
Исследовательскийпроект
Тема:«Физикаиживопись»
Миасскийгородскойокруг,
2022год
Автор:СвистуноваЮ.А.
10 «а» классМАОУ «Гимназия № 19»Наставник:НизамутдиноваС.Ю.учитель физики и астрономииМАОУ«Гимназия№19»
в
натяжение
поверхностное
молоке.
удерживающие жиры ипротеиныврастворе,иснижает
средства, котороехимические
позволяют
не
которые
молоке(сливках)содержатся
В
жиры,
Опыт№1.Радуга вруке
Живописнаяфизика!
Опыт№3.Смешиваниецветов
Оказывается,белыйсвет
являетсясмесьюсветовых
непрерывнозаполняющих 1.Нарисуйтеокружность 3 скрасной,синейижёлтой диапазонвидимогосветаот иразделитееёна12равных водойи3 пустых. частей красногодофиолетового. |
2.Перекиньтечерез бортики Лучисвета,проходясквозь 2.Заполнитесегменты стакановсалфетки. призмуилизеркало, первичнымицветами преломляясь,образуют Красным, жёлтыми настенерадугу.Это синим |
называетсядисперсией 3.Путёмсмачивания,водаиз цвета. 3.Путёмпоследовательного двухстакановсоединитсяв смешиванияпервичных одинстакан цветовполучитевторичные Витогеобразуютсяоранжевая, |
Опыт№2.Ньютоновыволчки зелёная,фиолетоваявода. 4.Затемсоедините вторичныеиполучите Опытподтверждает Разделитекруг избумаги третичныецвета! правильнуюсхемуработу на7секторови |
раскрасьтеегов7цветов 5.Цветовойкругпомогает цветовогокруга. радуги.художникуудачноподобрать Воткнитевсередину колоритдляживописной спичкуираскрутитекак работы. волчок.Интересноиувлекательно! |
Привращенииглазне способенразличать 6.Цветовойкругиспользуют отдельныецвета,они дизайнерыимодельеры сливаютсявбелый. |
1. Установите6стаканов