Рычаги государственного влияния на экономику России

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Рычаги государственного влияния на экономику России

Лихварева В.К. 1
1МБОУ Школы № 43 г.о. Самара
Артемова Д.Т. 1
1МБОУ Школы № 43 г.о. Самара
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Во всех экономических системах, государство регулирует экономику.

Государственное регулирование экономики — это система экономических, политических, юридических (правовых) мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабилизации и развития (экономического роста) в меняющихся условиях.

Под государственным регулированием экономикой понимаются проводимые экономические действия, направляющие экономические процессы к достижению намеченных целей и задач. В экономической политике находит непосредственное отражение проводимый правительством страны курс.

Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. Наша страна вступает в новый этап развития, в основном исправлены ошибки переходного периода, накоплены возможности и созданы заделы дальнейшего развития экономики, получен значительный денежный капитал, позволяющий реализовать намеченный в стране курс на инновационное развитие. Направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в стране в данный период.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время очень важным является роль государственного управления в различных секторах экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику.

Цель данной работы – Проанализировать основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании экономики в целом и ее отдельных сфер. Определить основные тенденции и направления развития экономики Российской Федерации

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие и цели государственного регулирования экономики;

Изучить методы и инструменты государственного регулирования;

Выявить проблемы, возникшие в российской экономике, и способов их решения государством

Рассмотреть различные аспекты государственного управления, в различных секторах экономики России;

Рассмотреть возможные варианты развития экономики в России и способы влияния на нее государства.

В данной работе используются методы анализа, синтеза, дедукции.

На сегодняшний день данный вопрос остается актуальным и важным, поэтому

предметом исследования является, политика государства проводимая в отношении экономики России.

Объектом исследования выступает государственное регулирование экономики.

Проблема: Поиск баланса между государством и крупным бизнесом в преодолении последствий кризиса.

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики: роль, цель и задачи

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

• создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;

• проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;

• распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.

• развитие научной деятельности;

• контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;

• регулирование отраслевой структуры экономики;

• проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;

• контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;

• производство общественно необходимых благ.

Государственное регулирование экономики представляет собой процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).

Под государственным регулированием экономикой понимаются экономические действия, которые направляют экономические процессы к достижению намеченных целей и задач. В экономической политике отражается проводимый правительством страны курс.

Государственное вмешательство в экономику для реализации его стратегических целей заключается в следующем: (приложение 1 Направления деятельности государства по достижению стратегических целей)

-институциональная политика по изменению функций и связей социальных и финансовых институтов;

- структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, экспортом и импортом, доходами и расходами государства;

- инвестиционная политика по определению масштабов инвестиций, их источников и направлений;

- финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, контроль за использованием средств государственного бюджета;

- региональная политика по социально-экономическому развитию регионов, и их экономической интеграции;

- внешнеэкономическая политика по привлечению иностранного капитала и вывозу его за рубеж, а так же к экспорту товаров и услуг.

Государственная экономическая политика включает в себя: государственную научно-техническую, инновационную, антимонопольную, налоговую политику, а также политику обеспечения национальной экономической безопасности.

Приоритеты государственной экономической политики меняются в зависимости от исторического этапа развития. К приоритетным направлениям можно добавить политику отраслей материального производства и непроизводственной сферы, политику в области приватизации.

На предстоящий период основные цели государственной экономической политики следующие:

- обеспечение стабильной и предсказуемой федеральной налоговой политики и политики бюджетных расходов;

- предсказуемость тарифной политики в области оказания услуг естественным монополиям, установление бюджетных ограничений для органов региональной и муниципальной власти;

- выравнивание социально-экономического развития регионов, а также финансовая поддержка беднейших регионов;

- обеспечение свободного перемещения капитала и рабочей силы на всей территории Российской Федерации;

- создание равных условий для экономического развития субъектов Российской Федерации, а также равных конкурентных условий для предпринимательской деятельности

Для достижения поставленных целей необходимо приведение в соответствии с федеральным законодательством всех нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Создание общероссийской информационной системы мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; использование отраслевых, социальных и федеральных целевых программ для развития инфраструктуры и решения социальных вопросов в экономически слабых регионах;

Функции государства в сфере экономики (экономические задачи государства)

(Приложение 2. Функции государства в сфере экономики)

Обеспечение экономического роста

Производство общественных благ

Защита основ рыночной экономики

Борьба с внешними эффектами

Защита прав собственности

1.2 Основные методы и инструменты государственного управления экономикой

Государство, осуществляя управление социально-экономическими процессами, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Методы и инструменты регулирования представлены в Приложении 3

Приведенные методы и инструментарий государственного регулирования вызывают необходимость их комплексного использования. Взаимосвязь и обусловленность рынков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют использования взаимосвязанного инструментария при воздействии на равновесный экономический рост.

Государственное управление экономикой непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

Методы прямого государственного регулирования

а) правовое регулирование

б) расширение государственного сектора в экономике

в) лицензирование и квотирование отдельных видов деятельности

Косвенные методы регулирования экономики:

а) денежно - кредитная (монетарная) политика (регулирование процентной ставки, операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов)

б) бюджетно-налоговая (фискальная) политика (стимулирующая, сдерживающая)

Особенностью административных средств регулирования экономики является то, что они: - не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

- базируются на силе и авторитете государственной власти;

- включают меры запрещения, разрешения и принуждения:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

- предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

Рассмотрим основные инструменты и их роль в управлении экономикой государством. В целом инструментарий государственного регулирования экономики представлен в Приложении 3.

1.Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, что позволяет получить достоверные знания о том что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику определять совокупность рычагов обеспечивающих ее эффективную реализацию

2.Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

- Общегосударственные программы. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

- Региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики;

- Целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;

- Отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

- Чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними.

3.Бюджетно-налоговая система - один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета.

В соответствии с законом об основах налоговой системы в Российской Федерации взимаются:

- Федеральные налоги и сборы - устанавливаемые Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

- Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К ним относятся: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

- Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в действие нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. К ним относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

4.Денежно-кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен.

В процессе реализации денежно-кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.

К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

- целевое кредитование, которое выражается в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам;

- установление кредитных «потолков» - ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности;

- прямой контроль за установлением уровня процентных ставок связан с установлением Центральным Банком ставки рефинансирования (нормы процента - платы за кредит, выдаваемый ЦБ РФ с коммерческих банков), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном Банке.

Более широко используется косвенные методы денежно - кредитного регулирования:

- регулирование минимальных резервных требований;

- осуществление дисконтной политики (регулирование учётных ставок по кредитам);

- купля - продажа иностранной валюты;

- регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

- изменение курса национальной валюты;

- эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;

- продажа и скупка государственных ценных бумаг.

Инструментарий кредитно-денежной политики

- операции на открытом рынке, т. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;

- политика учетной ставки, т. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;

- изменение норматива обязательных резервов.

Среди инструментов монетарной политики, политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального Банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке. А инструмент изменения норматива обязательных резервов является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.

6.Регулирования валютного курса. Устойчивость и сила национальной валюты ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания экономики и общества.

Валютная политика должна быть направлена на решение следующих задач:

- сглаживание резких краткосрочных колебаний;

- остановка волны чрезмерной спекуляции, вызванной изменением экономической ситуации;

- прекращение тренда на валютном рынке;

- установление целевого значения валютного курса;

- сопротивление валютным колебаниям, в случае когда они превышают определенное допустимое изменение;

- стимулирование начала определенного ценового тренда, оправданного экономической ситуацией.

Последним инструментом регулирования валютного курса является прямая интервенция на валютном рынке. Успех валютных интервенций зависит от их интенсивности, а также от доверия к официальным монетарным органам.

Пример 2 марта решение ЦБ

Глава 2. Государственное регулирование экономики в современной России.

2.1 Государственное регулирование трансформации экономики

Начиная с 2020 г. экономика России начала переход на цифровую платформу. Особую значимость данный фактор приобрел в последнее время, в связи с обострением экономической ситуации в стране, вызванным вспышкой эпидемии Коронавируса в 2020 г. Современные реалии показали, насколько важно уметь вовремя адаптироваться к новым условиям и перестроить форматы работы, что в свою очередь требует высокого уровня организации самих процессов управления экономикой. Но если учитывать поэтапно кризис 2008 г., затем мощное санкционное воздействие, затем ограничения в силу эпидемиологической обстановки в 2020 г. , то в целом наша страна вышла из ряда кризисных ударов более чем достойно.

Однако сейчас перед Российской Федерацией ставится вопрос о дальнейшем поэтапном развитии страны. И здесь особое внимание занимает эффективность государственного управления, от чего в свою очередь зависит успешность и предполагающаяся модернизация экономического пространства страны, и решение социологических проблем, и реализация приоритетных национальных проектов в частности.

Пандемия COVID-19 поставила общество перед лицом новых глобальных проблем, и стала причиной развития некоторых технологических трендов. Например, таких как онлайн-платежи, телемедицина, роботизация.

Данные технологии помогают сократить распространение коронавируса, а бизнесам позволяет поддерживать свою деятельность. Подобные технологии могут помочь обществу стать более гибким и устойчивым к пандемии и другим угрозам. А также играют решающую роль в поддержании функционирования общества в условиях карантина и вынужденной изоляции в период пандемии, и могут оказывать более долгосрочное влияние после окончания COVID-19.

Эксперты команды Digital Trade на основе своего анализа выделили следующие технологические тренды.

1.Онлайн-торговля и роботизированная доставка

2.Электронные и бесконтактные платежи

3.Удаленная работа

4.Дистанционное обучение

5. Телемедицина
6. Онлайн-развлечения
7. Цепь поставок 4.0
8. 3D-печать
9. Роботизация и дроны
10. 5G и информационно-коммуникационные технологии (ICT) [9]

Пандемия COVID-19 продемонстрировала важность цифровизации, которая позволяет бизнесу работать, а обычной жизни — протекать в привычном ключе. Важнейшее значение как для бизнеса, так и для государства в сохранении конкурентоспособности в пост-пандемическом мире будет иметь разработка необходимой инфраструктуры для поддержки цифровизирующегося мира, сохранение актуальности на фоне стремительно развивающихся технологий, а также человекоориентированный подход к управлению развитием технологий.

Суть цифровой экономики:

1. В сфере услуг и рыночных отношениях появляются новые правила и условия.

2. В оборот вводятся виртуальные деньги.

3. Многие предприниматели переводят свой бизнес в интернет.

4. Автоматизация упрощает процесс производства. Сокращаются издержки последнего. [9]

Под цифровой экономикой подразумевается максимальное внедрение новейших инноваций и технологий в хозяйство страны. По прогнозам различных специалистов, цифровизация может обеспечить 30 % роста ВВП РФ к 2030 году. Именно она постепенно становится ключевым фактором развития и роста экономических показателей.

2.2 Инновационная экономическая политика

Для развития отечественной экономики необходима ее ориентация на повышение эффективности капитала через активное внедрение нововведений. Этого можно достичь только в рамках новой экономики, основанной на инвестиционном развитии, реализации долгосрочных стратегических планов государства.

В связи с этим Правительство РФ проводит коренные модернизации в научной сфере, в том числе в Академии наук, в высшей школе, в системе среднего образования, в здравоохранении. Все эти изменения носят стратегический характер и по своей сути закладывают новый инновационный фундамент современной России, на основании которого в ближайшие годы будет формироваться инновационный каркас экономики страны.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года («Инновационная Россия – 2020»), утвержденной Правительством РФ в конце 2011 года, были сформулированы приоритеты развития экономики в направлении ее модернизации на базе ускоренного научно-технического развития. В 2012 году был образован Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации российской экономики и инновационному развитию.

Программы государственной инновационной политики могут отражаться в нормативных документах самого разного уровня в зависимости от целей правового регулирования.

Например, Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» – это нормативно-правовой акт, отражающий в том числе программный уровень государственной инновационной политики в отношении инновационного центра и деятельности, связанной с ним.

Цели и основные направления модернизации и инновационного развития отечественной экономики определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Основных направлениях деятельности Правительства на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 года № 8028п-П13, Стратегии инновационного развития Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642, а также в иных документах.

7 мая 2018 года Президент России Владимир Путин подписал Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В данном указе определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 года. В целях реализации положений указа Правительству РФ поручено совместно с органами государственной власти субъектов РФ разработать и представить национальные проекты (программы) по 12 направлениям: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт. [20]

В настоящее время важным инструментом государственного управления декларируется проектно-ориентированная деятельность государственных и муниципальных органов управления.

Цель внедрения проектного управления – повышение эффективности реализации целей и задач социально-экономического развития. Проектное управление помогает решить следующие задачи:

• обеспечение достижения результатов, запланированных органами исполнительной власти;

• соблюдение и сокращение сроков достижения результатов;

• повышение эффективности использования ресурсов;

• прозрачность, обоснованность и своевременность принимаемых решений в органах власти;

• повышение эффективности внутриведомственного, межведомственного и межуровневого взаимодействия, а также взаимодействия с подрядными организациями.

Профессиональное управление проектами, бесспорно, при эффективном его построении улучшит качественные показатели госуправления, снизит коррупцию, переведет государственные институты в другое качество полезности в общественном сознании.

"29" сентября 2018 г. Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года». Документ подготовлен Минэкономразвития России. Он определяет цели, основные задачи и приоритеты политики Правительства в области научно-технологического и социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

ОНДП направлены на выполнение «майского» Указа Президента России, Послания Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года, Стратегии национальной безопасности РФ и Прогноза социально-экономического развития России на период до 2024 года.

В документе обозначены национальные цели и механизмы их достижения. В ОНДП включены не только 12 национальных проектов, но другие меры, которые позволят добиться максимального эффекта для экономики и повышения качества жизни людей.

В документе отмечается, что в 2016 году удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, составлял только 7,3 процента их общего числа, что недостаточно для ускорения технологического развития российской экономики. К 2024 году удельный вес таких организаций должен увеличиться до 50 процентов.

Далее в документе определяются ключевые действия в данном направлении.

Расширение масштабов инновационной активности организаций будет обеспечиваться за счет реализации следующих мер: снятие регулятивных барьеров, связанных с выходом на рынок инновационной продукции и внедрением новых технологических решений; стимулирование внедрения инновационных технологий и продуктов с учетом растущих требований по ресурсосбережению, минимизации негативного экологического воздействия и обеспечения безопасности продукции; содействие развитию дистанционных образовательных программ в сфере технологических инноваций, технологического менеджмента и управления инновационным развитием; содействие расширению доступа к высокотехнологичному оборудованию; применение механизмов государственной поддержки инжиниринговой деятельности; содействие развитию цифровых сервисов сопровождения инновационной деятельности; реализация программ инновационного развития и стратегий цифровой трансформации ведущих компаний с государственным участием; расширение финансовой поддержки инновационной деятельности через развитие рынка венчурного финансирования; расширение масштабов участия российских организаций в реализации международного трансфера технологий. В сфере науки и технологий будет создана единая сеть научных и научно-образовательных центров мирового уровня, центров компетенции Национальной технологической инициативы, агробиотехнопарков и иных исследовательских центров, участвующих в разработке технологий, продуктов и услуг и выводе их на рынок в кооперации с организациями реального сектора экономики. Будет обновлена приборная база ведущих научных организаций , выполняющих исследования и разработки. [20]

Ключевые программы и проекты, направленные на достижение национальной цели развития Российской Федерации

Достижение указанной цели будет обеспечено в рамках реализации Национальной технологической инициативы, национальных проектов "Наука", "Цифровая экономика Российской Федерации", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Повышение производительности труда и поддержка занятости", "Образование", государственных программ Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, "Развитие образования", "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Энергоэффективность и развитие энергетики".[20]

Глава 3. Перспективы развития экономики

3.1Определение приоритетных направлений совершенствования механизма управления экономикой.

Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщенные задачи, решаемые в ходе государственного регулирования экономики:

• преодоление противоречий, вызванных финансово-экономическим кризисом, и обеспечение вновь устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации;

• осуществление в рамках политики инновационной модернизации эффективной трансформации экономической системы страны с повышением результативности и гибкости ее институтов;

• защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях с учетом новых опасностей, рождаемых неравновесным характером мировой экономической системы.

Перечисленные три главные задачи государственного регулирования тесно между собой переплетаются и дополняют друг друга. В практическом плане на современном этапе они концентрируются вокруг проблемы всесторонней модернизации экономики, позволяющей выйти на устойчивые траектории высокоэффективного социально-экономического развития. Сегодняшняя экономическая политика в стране масштабов России непременно должна быть инновационно ориентированной, что требует особых мер со стороны государства по поддержке науки, образования и инновационного предпринимательства.

Первейшая задача, очевидно, состоит во включении в активное действие сохранившегося научно-технического потенциала страны, с тем чтобы как можно быстрее продвинуться в производстве высокотехнологической продукции и услуг, имеющих перспективы сбыта внутри страны и выдерживающих конкуренцию с импортом за счет географического фактора, более низких издержек производства и сервиса и т.

Произошедшее начиная с 2014 г. в связи с обострением ситуации вокруг Украины резкое осложнение внешнеполитических условий функционирования российской экономики наряду с дополнительными сильными угрозами создает более мощную мотивацию внутри страны для активизации политики научно-инновационного и социально ориентированного экономического развития.

Важным направлением в экономике стала политика импортозамещения в промышленности, сельском хозяйстве и других секторах, и она во все большей степени должна опираться на научно-инновационные факторы. Для этого требуется со стороны государства на деле оказать поддержку отечественной науке, активизировать научно-инженерный потенциал страны. Соответственно должна быть перестроена система высшего и среднего профессионального образования, в которой приоритетное развитие имеют направления обучения в области физики, математики, биологии, других дисциплин естественнонаучного цикла, а также особенно подготовка современных инженеров и техников. Не менее важно восстановить и поднять на новый уровень систему подготовки рабочих кадров для ключевых отраслей народного хозяйства, прежде всего для инновационно ориентированной промышленности.

Новые задачи инновационной модернизации экономики требуют также существенного повышения качества (с упором на результативность) государственного управления развитием экономики. В этом плане огромные перспективы содержит в себе использование проектных методов управления, в особенности в тех сферах, где намечены и начинают осуществляться масштабные научно-технологические программы по модернизации экономики.

Ныне проектное управление все более рассматривается как метод серьезных преобразований и в сфере организации процессов на макроуровне. Главная особенность проектного управления состоит в четком (и заранее) определении цели проекта с обеспечением балансирования между объемными показателями и необходимым качеством, а также ресурсами (деньги, труд, материалы, энергия и др. ), временем осуществления работ и рисками.

Особая сложность переживаемого страной момента состоит в том, что, управляя изменениями, нужно добиваться максимально высоких экономических результатов в рамках традиционно сложившихся управленческих моделей (на базе освоения всего лучшего, накопленного за многие годы истории как внутри страны, так и особенно практикой высокоразвитых стран) и одновременно готовиться к радикальным изменениям в концепциях государственного и корпоративного управления. Таким образом сегодня возникла необходимость перехода страны на новую модель экономического развития.

Данная модель должна сочетать в себе одновременно и устойчивость общего ориентира на последовательное формирование в России высокоэффективной динамичной экономики, вписанной в качестве органического и значимого звена в мировое хозяйство, и также реализацию высокого градуса творческих подходов к реформированию институтов российского общества и перестройке системы управления экономикой с учетом все более жестких вызовов времени.

В свете новых вызовов и условий возрастают роль и задачи по формированию эффективного государственного сектора экономики.

Основные возможности совершенствования различных отраслей следующие:

Повышение уровня жизни граждан.

Восстановление статуса мирового государства.

Выход на уровень высокоиндустриальных стран.

Достижение научного и технического лидерства России в мире.

Переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному типу.

Повышение уровня экономической безопасности страны.

Основные стратегии развития экономики:

Создание сильного научно-технологического комплекса, который обеспечит специализацию страны на рынках высоких технологий.

Диверсификация структуры национальной экономики.

Дальнейшее развитие рыночных отношений, демократии и защита прав и свобод предпринимателей.

Модернизация экономики

Экономическая модернизация подразумевает проведение мероприятий, связанных с преодолением отставания от мирового уровня в различных сферах хозяйства.

Основные направления экономической модернизации в России:

1. Обновление устаревших технологий и материальной базы.

2. Сокращение доли сырьевых отраслей экономики.

3. Усиление наукоемких и высокотехнологичных отраслей, которые являются катализаторами прогресса

Развитие цифровой экономики

Суть цифровой экономики:

1 В сфере услуг и рыночных отношениях появляются новые правила и условия.

В оборот вводятся виртуальные деньги.

Многие предприниматели переводят свой бизнес в интернет.

Автоматизация упрощает процесс производства. Сокращаются издержки последнего.

Под цифровой экономикой подразумевается максимальное внедрение новейших инноваций и технологий в хозяйство страны. По прогнозам различных специалистов, цифровизация может обеспечить 30 % роста ВВП РФ к 2030 году. Именно она постепенно становится ключевым фактором развития и роста экономических показателей.

3.2. Стратегия преодоления кризиса
Российские власти разработали несколько законодательных инициатив, призванных стабилизировать экономику государства. Об этом 9 марта, заявил на заседании кабинета министров премьер-министр России Михаил Мишустин.
К срочным мерам власти вынуждены прибегнуть из-за обширного пакета санкций, введенного другими странами в связи со специальной операцией на Украине.
Среди таких инициатив освобождение граждан с банковскими вкладами на суммы более миллиона рублей от НДФЛ с процентов по ним за 2021–2022 годы. Правительство планирует поддержать строительную отрасль, чтобы не допустить приостановки деятельности рабочих. Сельхозпроизводителям дополнительно выделят 25 млрд рублей на субсидирование льготных кредитов и 2,5 млрд для компенсации части затрат производителям хлеба.
«Кроме заботы о будущем урожае необходимо поддерживать баланс цен на рынке продовольственных товаров, для этого правительство мониторит, как обстоят дела со стоимостью наиболее важных для людей, социально значимых продуктов питания, в том числе с ценами на хлеб, хлебобулочные изделия», — высказался Мишустин на заседании правительства.[22]
Тогда же президент России Владимир Путин подписал пакет законов для проведения нового этапа амнистии капитала в России, который в том числе позволит декларировать наличные деньги и производные финансовые инструменты.
1 марта президент России Владимир Путин подписал указ о введении дополнительных временных экономических мер для обеспечения финансовой стабильности в стране.
Президент РФ подписал пакет законов, разработанных в связи с необходимостью оперативно реагировать на складывающуюся социально-экономическую обстановку, обусловленную санкциями, введенными в отношении отраслей российской экономики (Федеральные законы от 9 марта 2022 г. № 53-ФЗ, № 52-ФЗ, № 51-ФЗ, № 48-ФЗ, № 49-ФЗ и от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ).
8 марта президент России Владимир Путин подписал закон об антикризисных мерах.
Согласно закону, правительство получает возможность проводить дополнительную индексацию страховых пенсий, пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к пенсиям в течение 2022 года. [20] Также прописываются особенности установления в России величины прожиточного минимума и исчисления минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Документом упрощается процедура закупки лекарств и медицинских изделий в стране и вводятся особые правила регистрации лекарств. Правительству дается право оперативно корректировать лицензионные требования фармацевтической деятельности, предусматриваются ограничения на вывоз некоторых лекарств из России.
Отмечается, что правительство сможет скорректировать правила приема в вузы РФ для россиян, вынужденных прервать обучение за рубежом из-за действий иностранных государств.

Ряд положений в законе касается поддержки бизнеса в РФ. Среди них — отмена до конца 2022 года проверки в отношении малого и среднего бизнеса и IT-компаний, а также ввод упрощенных условия и порядок государственных закупок.
А уже 10 марта 2022 года в Государственную Думу был внесен второй правительственный пакет законопроектов с дополнительными мерами поддержки. Инициативы направлены в том числе на поддержку строительной и транспортной отраслей, гостиничного бизнеса и туризма, IT-компаний, а также защиту сбережений граждан.
4 марта Совет Федерации одобрил закон о комплексе мер поддержки граждан и бизнеса в условиях санкций. В частности, документ предполагает получение правительством права изменять разрешительные процедуры и правила лицензирования. Уточняется, что с помощью таких мер власти повысят эффективность государственных закупок услуг и товаров.
28 февраля Центробанк РФ повысил базовую ставку до 20%. В регуляторе подчеркнули, что внешние условия для российской экономики кардинально изменились. Рост ключевой ставки позволит обеспечить увеличение депозитных ставок до уровней, необходимых, чтобы компенсировать
Санкции стран Запада последовали после того, 24 февраля Москва начала операцию по защите мирного населения в Донбассе.
Стратегия и политика импортозамещения в России.
В связи с последними событиями на Украине, вводом странами Евросоюза и США санкцийвышел закон правительства РФ об импортозамещенииМинпромторг 25 февраля 2022 года заявило о готовности России к отказу от продукции запада и развитию отечественного производства. В связи с этим 28 февраля премьер-министр РФ Михаил Мишустин анонсировал план мер против западных санкцийПоскольку главная цель вводимых западом ограничений – нанесение урона по экономики Россииправительство определило своей стратегией налаживание собственных производств в различных отраслях.

Реальный опыт импортозамещения в 2022 году.

Лучшим примером импортозамещения является успех Ростелекома, который во многом перешел на российскую продукцию. Компания приветствует ИТ стартапы и предоставляет свою инфраструктуру для реализации проектов, причем как для ПО, так и для “железа”. Последним примером является победившая в тендере компания «Крок инкорпорейтед», получившая в январе 2022 года право интегрировать в «Ростелекоме» свою систему роботизации бизнес-процессов.

Прогресс в агропроме еще один из наиболее наглядных удачных примеров. Тепличная отрасль является самым быстрорастущим сегментом сельского хозяйства. В 2021 году отечественные агрохолдинги обеспечили поставку 60% помидоров и 94% огурцов на российский рынок, в 2022 году производители намерены увеличить эти показатели. При этом начиная с 2018 года стоимость тепличных помидоров стала ниже импортных, а стоимость огурцов сравнялась с импортными.

Провалом в 2022 году стало приостановление производства и отгрузки российских процессоров «Байкал» и «Эльбрус» из-за прекращения поставок полупроводников крупнейшим производителем TSMC вследствие санкций со стороны Тайваня.

Госкорпорация «Росатом» на платформе цифрового продукта «Логос» впервые реализует полное импортозамещение целого класса ПО – систем математического моделирования и инженерного анализа.

С 1 января 2023 года операторы перейдут на отечественное оборудование для строительства LTE-сетей. Компаниям также необходимо применять российский софт, входящий в реестр одобренного ПО. Разработками базовых станций на российском оборудовании для создания сетей связи 5G/IMT-2020 активно занимаются предприятия Ростеха: «Булат», «Спектр», Концерн «Автоматика», Концерн «Созвездие» и другие.

Импортозамещение по отраслям:

В первую очередь необходимо наладить локальное производство в следующих отраслях экономики:

Промышленное станкостроение (доля импортных станков более 50% в пищевой промышленности и более 60% в нефтедобывающей и тяжелой промышленности),

электронная промышленность (доля импорта 80-90%),

легкая промышленность (доля импорта 70-90%),

медицинская промышленность (доля импорта 70-80%),

тяжелое машиностроение (доля импорта 60-80%),

машиностроение для пищевой промышленности (доля импорта 60-80%).

фармацевтическая отрасль (доля импорта около 50%),

Приоритетами развития являются:

для промышленности – диверсификация производства;

для массовой продукции — обеспечение ценовой конкурентоспособности;

для машиностроения —  обеспечение технологического развития, в том числе завоевание новых рынков. [22]

Позитивный результат импортозамещения
Россия снизила зависимость от импортачто помогло ей уменьшить политические риски;
Рост секторов экономики изза стимулирования спросанаращивания производственных мощностей и модернизации;В ряде отраслей Россия до минимума сократила импорт и обеспечила рынок собственными товарами.
Что еще нужно улучшить
•Нормативная базаПостановления должны быть максимально конкретизированыдолжен 

обеспечиваться контроль за промежуточными результатами;
• ИнфраструктураНеобходимо развивать кластерытехнопаркибизнесинкубаторы

транспортно-логистические комплексы и особые экономические зоны;
• ФинансированиеНеобходимы льготные кредитыгрантысубсидиилизинговые програм

мы;
• МаркетингПравительству необходимо создавать позитивный образ товаров с пометкой «Сделано в России».
Заключение
Безусловно, государственное регулирование — объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
Еще один инструмент государственного регулирования, а также важная составная часть рынка — государственный сектор экономики. При осуществлении государственного регулирования происходит сочетание как прямых, так и косвенных методов.
Основными областями государственного регулирования являются:
1.Уровень жизни населения, состояние социальной сферы, трудовых отношений, занятости;

2.Институциональная среда экономических процессов, структура национального хозяйства - воспроизводственная, технологическая, секторальная, отраслевая, региональная;
3. Экономический цикл и макроэкономическое равновесие, поддержка темпов экономического роста;
4. Денежное обращение, финансы страны, бюджет и межбюджетные отношения;
5. Окружающая среда и экологическое равновесие;
6. Научно-инновационный потенциал страны;
7. Система образования и подготовки кадров;
8. Сбалансированность внешнеэкономических связей.
Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщенные задачи, решаемые в ходе государственного регулирования экономики:
1) преодоление противоречий, вызванных финансово-экономическим кризисом, и обеспечение вновь устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации;
2) осуществление в рамках политики инновационной модернизации эффективной трансформации экономической системы страны с повышением результативности и гибкости ее институтов;
3) защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях с учетом новых опасностей, рождаемых неравновесным характером мировой экономической системы.
Российская экономика постепенно подходила к деглобализации, и изменения в мировой экономике сыграли немалую роль в этом. Кризис 2008 года фактически с отсрочкой ударил по экономике. Политические проблемы 2014 года фактически стали последней каплей, усугубляя структурные проблемы национальной экономики. Деглобализацию можно трактовать, как совокупность процессов, при которых нации и государства сохраняют самостоятельность в политической, экономической и других сферах за счет снижения влияния международных связей на их жизнедеятельность в этих сферах и концентрации на внутринациональной и внутригосударственной деятельности.
В связи с последними событиями на Украиневводом странами Евросоюза и США санкций,
Действия государства на данный момент направлены на структурные изменения в экономике, которые обеспечат диверсификацию экономики и создание условий для выхода на траекторию устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе позволят стабилизировать ее состояние, а также снизить зависимость от мирового рынка. При этом не забывают и про социальную политику, чтобы поддерживать уровень жизни.
Для структурной перестройки модели экономического развития будут использованы инструменты, обеспечивающие улучшение условий ведения бизнеса и регуляторной среды, поддержку малого и среднего предпринимательства, импортозамещения, экспорта несырьевой продукции.
Отдельно стоит отметить, что многие из принципов деглобализации или уже заложены, или начали соблюдаться в России. Возможно не в полной мере, но условие деглобализации для российской экономики выполняется. Необходимость реализации государственного регулирования заключается в нарастании проблем, с которыми и должно справиться государственное регулирование экономики.
В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития предпринимательства.
Президент Российской Федерации Владимир Путин выразил уверенность, что у страны есть все возможности для успешного преодоления кризисных явлений. Об этом он заявили на встрече с инвесторами в своей подмосковной резиденции Ново-Огарево. Разговор проходит на фоне экономической нестабильности в связи с колебания курсов валют и цен на нефть. Накануне в ходе выступления в Госдуме Владимир Путин также выражал уверенность, что Россия сможет достойно пережить период нестабильности и даже укрепит собственную экономику.
Произошедшее начиная с 2014 г. резкое осложнение внешнеполитических условий функционирования российской экономики требует существенного повышения качества государственного управления развитием экономики с упором на ее результативность. С учетом того, что в ходе нынешнего мирового кризиса предельно обнажились фундаментальные противоречия действующей модели глобально-капиталистической экономики, в ходе трансформации системы государственного управления российской экономикой особенно важно проявлять творческий подход, сочетая заимствование лучшего мирового опыта с принципиально новыми подходами, соответствующими формированию новой более эффективной модели хозяйствования.

Список литературы

Книги

Государственное регулирование экономики: Учеб.пособие / сост. Кислинских Юлия Валерьевна. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2016. - 120 с

Государственное стратегическое управление: состояние, перспективы и пути развития. Сборник аналитических материалов фракции Политической партии Справедливая Россия , 2020.- 80с.

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Правительство Р.Ф.

Россия и мир: 2022. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз/ Рук. Проекта-А.А. Дынкин, В.Г. барановский.-М.,: ИМЭМО РАН, 2021.-136с.

Государственное регулирование экономики : учебное пособие /В.Ю. Цибульникова. — Томск : Эль Контент, 2014. — 156 с

Большая актуальная политическая энциклопедия / Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. — М.: Эксмо, 2009. — 412 с.

Экономика. Учебник / под ред. А.С.Булатова. –.Инфра-М,2012. – 896 с.

Статьи

Пути преодоления экономического кризиса. https://vuzlit.com/

Антикризисная политика https://cbr.ru/

Деглобализация как сценарий: маркетинг во фрагментированном мире / Верижников А.В.// Инициативы XXI века. 2011. № 1-2. С. 44-49.

Механизмы государственного регулирования экономики (на примере России и Сингапура) / Бейлин И.Б. // Молодежный научнотехнический вестник. 2016. № 1. С. 38.

12. Санкции в отношении РФ и их последствия / Всяких М., Бакаева А. // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 6. С.143-149.

13. Деглобализация мировой системы / Клепацкий Л. // Журнал «Международная жизнь». 2015. №8. С.25-45. Законодательные акты и постановления органов государственной власти.

Электронные ресурсы

14.Особенности современной экономики России: проблемы и перспективы. https://visasam.ru/emigration/economy/ekonmika-rossii.html

15.О преодолении текущего кризиса и путях развития экономики России.

16.Экономический кризис в России: пути преодоления. https://Studwood/net

17.Министерство финансов РФ. Официальный портал http://minfin.ru/ru/perfomance/index.php

18. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

19. Центральный банк РФ http://www.cbr.ru/

20. Правительство России http://government.ru/

21.Деглобализация: фундаментальные принципы / У. Белло http://www.socialistinfo.ru/roundtable/366.html

22.Министерство экономического развития Российской Федерации https://www.economy.gov.ru/

23. Государственное управление экономикой в современной России https://otherreferats.allbest.ru/

24. Особенности современной экономики России: проблемы и перспективы.

Приложение 1. Направления деятельности государства по достижению стратегических целей

Приложение 2. Функции государства в сфере экономики

Приложение 3. Методы и инструменты регулирования

Приложение 4

Рис. Способы методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры

Просмотров работы: 243