Кружевоплетение на коклюшках

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Кружевоплетение на коклюшках

Храпочук А.Е. 1
1МАОУ г. Иркутска СОШ N69
Князева Е.В. 1
1ОЦ "Умка"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: Люди всегда любили украшения. Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках.

Проблема – Ручная работа в процессе создания украшения набирает большую популярность, однако плетение на коклюшках мало распространённый вид рукоделия в современном обществе.

Цель – создание браслета из кружева

Предмет – Кружевоплетение на коклюшках

Объект – браслет из кружева

Задачи:

1. Изучение и сбор информации во всех доступных источниках

2. Плетение браслета

3. Рассказать 5Б классу информацию с демонстрацией браслета

Теоретическая часть

История возникновения кружева

Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Именно от второй половины XVI столетия дошли до нас многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах. Сохранились сколки, сделанные на пергаменте в 1557 г. Кружево выплеталось из золотой и серебряной нити. В сочетании с золотым шитьем, парчой, с драгоценными камнями использовалось в дворцовом и церковном обиходе, в быту бояр, дворян, купечества. В этот период в нем ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. Кружево даже продавали на вес.

Традиции золотого и серебряного кружева довольно долго сохранялись на Руси. В Оружейной палате Кремля экспонировалось платье для царского выхода императрицы Екатерины II, сделанное из тончайшего серебряного кружева. Государыня надела его всего 1 раз из- за непомерной тяжести: платье со шлейфом весило более пуда (16 кг).

Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружева поистине народным. Пришедшее из Европы коклюшечное "немецкое" кружево, было расцвечено такой богатой выдумкой, такой оригинальностью, красотой и разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием "Русское кружево".

Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белёв, Кириши. Неповторимым своеобразием отличалась многопарная техника Галича, Схопина, сейчас практически утраченная. В настоящее время люди, мало знакомые с русским кружевом, часто называют его вологодским.

Все кружева изготавливались ими только вручную. Продукция, выходящая за стены фабрик – скатерти, салфетки, одежда, подушки и другие аксессуары – пользовалась на рынке бешеным спросом. Поставлялись российские кружевные изделия и за рубеж.
Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось три основные школы кружевоплетения: Елецкая , Вологодская, и Михайловская

1.2 Основне виды и техники кружевоплетения

Для вологодского кружева типичен орнамент, выплетаемый исключительно полотнянкой. Золотая, серебряная, цветная нити применяется только в решетках. Ритм рисунка спокойный, линии мягкие, округлые.

Елецкому кружеву свойственны легкость и нежность, орнамент выполняется с частым применением сетки на сквозном, прозрачном фоне.

Киришское кружево, наоборот, состоит из прозрачной полотнянки на тяжелом фоне из на сновок.

Рязанское кружево отличается разработкой ярких цветовых композиций и сохранением Михайловского счетного кружева.

Елецкое кружево

Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.

Вологодское кружево распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.

Михайловское кружево

Михайловское кружево плетут в городе Михайлове Рязанской области и окрестных деревнях. Это нарядное и многоцветное кружево, но в отличие от кружева других районов оно более плотное. В нем так же отсутствуют растительные и цветочные мотивы, которые широко распространены во всех остальных регионах России. Изделия изготовлены из натурального льна, отделаны ручным коклюшечным кружевом и ручной вышивкой «крестом»

С 1920 года существует в Москве Российское училище прикладного искусства, ставшее центром кружевоплетения, сохранились центры кружевоплетения в Вологде и Ельце. [прил.1]

Видов техник плетения на коклюшках:

Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка.

Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100.

Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка

Многопарное , т.е. применяется много пар до 300шт и они при плетении соединяются друг с другом без помощи крючка.

Парно сцепное , сочетание приемов парной и сцепной техники плетения [прил. 2]

1.3. Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм. Коклюшки могут быть изготовлены не только из дерева, но и из пластмасс, слоновой кости. Коклюшки могут быть точеные, но их также можно легко изготовить  при помощи перочинного ножа.

Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.

Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.

Также для кружева требуются булавки, лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити

Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулинехлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусиныперья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль. [прил. 3]

1.4. Кружевная тенденция в современном дизайне

Новое в дизайне нередко представляет собой переосмысленное старое. Раньше кружева украшали платья модниц, а мастерицы с талантом к рукоделию пользовались заслуженной славой. Резные и воздушные изделия также служили изысканными аксессуарами для дома. Сегодняшние дизайнеры возвращают кружева в интерьер в новых, непривычных ролях — и дарят рукоделию вторую жизнь.

Кружевные вечерние и свадебные платья выглядят необычайно мило.

Полотна и вставки из кружева пользуются большой популярностью среди дизайнеров. Практически любая вещь, дополненная изящным плетением, выглядит дорого и стильно, и поэтому сразу привлекает к себе внимание. Мастерицы и настоящие мастера декорируют кружевом шкатулки, портьеры, занавески, гардины, шторы, тканевые основы из льна и даже картины. Последний интерьерный тренд – кружевной ловец снов для спальни с перьями по нижнему краю. Кроме того, из кружева делают корзины, чехлы для стульев, абажуры для ламп и подсвечники. Стандартная занавесь или тюль – яркий пример повсеместного использования кружевных узоров на практике. Занавес для домашнего подиума можно сделать из данного материала на заказ или сшить самостоятельно. Во многих культурах скатерти, салфетки и подстаканники делались из кружевных нитей.

2. Практическая работа

2.1 Плетение браслета.

Создание схемы или сколка, это очень непростое занятие, поэтому начинаем с самых простых. Следующий этап — это наматывание нитей плетения на коклюшки, которые при этом соединяются парами. Далее на сколке размещаются булавки, чтобы на них потом можно было наматывать нити. Когда нити и булавки подготовлены, ориентируясь по сколку, кружевница создает необходимый узор.

Само вязание на коклюшках начинается с умения держать их в руках и освоения двух основных приёмов:

Перевить. Это когда две коклюшки в одной руке меняются местами, а нить перекидывается через другую. Такая операция может повторяться до трёх раз.

Сплести. Похожая операция на первую, только перевиваются нити с коклюшками из другой руки, то есть одна или обе коклюшки из левой руки переходит в правую, а из правой в левую.

Прежде чем приступить к плетению кружева, необходимо подготовить коклюшки. В левую руку берем катушку с нитками, в правую руку берем коклюшку. На указательный палец правой руки, я кладу ниточку, кончик прижимаю к коклюшке и несколькими витками фиксирую его на коклюшку. Затем слегка наматывая ниточку, ровными рядами, я наматываю ее на коклюшку. Наматав необходимое количество ниток на коклюшку. Это примерно 2 длины ниток, необходимых для изделия, я обрезаю ниточку. Затем мне нужно нитки с первой коклюшки перематать на вторую коклюшку, чтобы получилась пара.

Для своей работы я начала плести браслет.

В работе используется 6 пар коклюшек. Браслет будет выполнен цветными, тонкими нитями. Готовое изделие я выполнила за 6 часов. Это украшение может служить подарком маме, бабушке, подруге, учителю. [прил. 4]

2.2 Классный час в 5б классе

Целью проведения классного часа, было рассказать одноклассникам о истории возникновения кружева, необходимых материалах для его плетения. Мною было продемонстрировано изделие, которое я выполнила в технике парного плетения.

Одноклассники, в большинстве своем девочки заинтересовались таким видом рукоделия, как плетение на коклюшках, и записались на кружок дополнительного образования. Я считаю, такой вид деятельности развивает усидчивость, внимательность, моторику. В каждое свое изделие я вкладываю душу, каждое изделие уникально.

Заключение

В ходе работы над проектом, я выяснила, что это достаточно редкий и технологически гораздо более сложный метод, требующий использования специальных инструментов и оборудования. Однако именно этот способ создания кружева считается на Руси самым древним.

Традиции кружевоплетения не только бережно сохраняются, но и развиваются. На сегодняшний день кружево не утратило своей популярности.

Умение плести кружево — это искусство, которому может обучиться далеко не каждый, но тот кто проявит большую терпеливость и настойчивость станет настоящим мастером в глазах других! Не пугайтесь трудностей, ведь работы изготовленные подобным образом, выглядят просто потрясающе. И этому можно научиться в нашей школе у Педагога дополнительного образования Яковлевой В.И.

Списка использованных источников и литературы

1. Рожкова. У., Азбука кружевоплетения на коклюшках Город Мастеров. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006г. 155с.,илл..

2. Урываева. И., Кружевоплетение на коклюшках «Дом РДФ, 2001. – 252 с.

3. Фалеева В.А., Русское плетеное кружево Издательство: Ленинград: "Художник РСФСР" Год: 1983 Страниц:336

https://bemaster.market/user/post/pletenie-na-koklushkah-osnovnie-pri-mi-i-tehniki

https://krujevniza-masteriza.ru/obusenie/

Приложение I

Вологодское кружево Елецкое кружево

Михайловское кружево

Виды кружева

Приложение II

Многопарная Парная

Сцепная

Техника плетения кружева

Приложение III

Барабан Коклюшки

Нитки Булавки

Сколок Крючок

Оборудование кружевницы

Приложение IV

Процесс создания браслета

Просмотров работы: 194