Введение
С древних времен в местах, где селился человек, вскоре строилась и церковь. Так как для православного человека это было крайне необходимо, потому что церковь являлась не просто архитектурным сооружением, а местом обращения к богу с просьбой или благодарностью за важные дела или события. Она влияла на культуру и быт русских народов, объединяла единой верой во все трудные времена, помогала сплотиться и преодолеть врагов, позволяла оставаться целостным государством.
В моем родном городе Россошь есть храм-колокольня Александра Невского. Это величественное сооружение является украшением нашего города, его визитной карточкой. Россошанские храмы вдохновляют местных художников. Так, на полотнах Добродеева В. В. «Россошь, утро», Литвинова Б.Т. «Сходской базар» можно увидеть храм Александра Невского. Изображение храма есть во всех туристических буклетах, открытках, сувенирах. И это не удивительно. Колокольню издалека видно при въезде в Россошь. Это одна из самых высоких колоколен Воронежской области. Вокруг храма располагается исторический центр города. Церковь Александра Невского входит в храмовый комплекс Свято-Ильинского кафедрального собора Россошанской Епархии. Почти полтора века колокольня украшает и придает особую значимость городу
Актуальность и значимость моего исследования в том, что Президент РФ Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения князя Александра Невского "в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа". 2021 год объявлен Годом Александра Невского. Кроме этого в 2021 году храм Александра Невского в г.Россошь будет отмечать свое 145-тилетие.
Цель работы: изучение истории создания храма Александра Невского, его значения в жизни людей и в жизни города Россошь и Россошанского района в разные исторические периоды.
Задачи:
выяснить значение храма в различные исторические периоды нашей страны;
изучить историю создания храмов города Россошь;
выяснить, какое значение имеет храм для современных жителей города.
Гипотеза: храм Александра Невского имеет важное значение в жизни горожан.
Объект исследования – Храм-колокольня во имя благоверного князя Александра Невского в городе Россошь.
Предмет исследования – значение храма в городе Россошь.
Мы предполагаем, что, работая над этими задачами, нам удастся внести новизну в изучение значимости церкви, получить сведения о жизни жителей Россоши, узнать больше о родном крае, о своей малой родине. Мы надеемся, что наша работа будет иметь практическую значимость и станет частью исторического наследия нашего края, будет дополнена новыми фактами и найдет применение на уроках истории, краеведения, основ православной культуры.
История возникновения слободы Россошь
Изучая историю создания храмов своего города, я начала с истории образования самого города Россошь.
Печатная информация о нашем городе и его храме впервые была опубликована в краеведческом очерке Т.М.Олейникова в журнале «Воронежская старина» в 1916 году. Большую часть исторической информации мы почерпнули именно из этого источника, который теперь взят за основу многих краеведческих работ о Россоши.
Россошь возникла на рубеже XVII – XVIII веков и прежде, чем стать городом, на протяжении двух веков оставалась слободой – поселением черкас Острогожского слободского полка. Названа слобода по притоку реки Черной Калитвы, выше устья которого, казаки поставили первые хаты. Название населенных пунктов по рекам наиболее характерно для этого периода.
Когда же именно возникла Россошь, пока на этот счет можно только строить предположения. 21 октября 1702 года Российское Адмиралтейство своим указом приказало полковнику Острогожского полка Куколю переселять черкас на свободные земли, расположенные около реки Черной Калитвы. Именно после этого указа острогожские переселенцы присмотрели живописные территории для своей новой слободы около места впадения речки Россоши в Черную Калитву.
В тридцатые годы от старожилов этих мест можно было услышать легенду о том, как возникла Россошь. Когда Петр 1 возвращался со своими полками из Азовского похода, он облюбовал для ночлега место у слияния двух речек. Приглянулось оно царю большой тенистой дубравой, чистыми с холодной водой родниками, зеленым луговым раздольем. Утром Петр обратился к солдатам с тем, что грешно оставлять такое «роскошное» место незаселенным и что если среди солдат есть желающие остаться здесь навсегда, то он освободит их от тяжелой и опасной службы в армии. Желающие нашлись, и эти, отпущенные царем солдаты, основали на месте привала слободу, которую назвали «Роскошью». Именно тем словом, которым царь выразил свое первое впечатление об этой местности.
2. История первых церквей слободы Россошь
2.1. Строительство деревянных церквей
Первые храмы на Руси стали строить еще в Х веке. В основном до XX века, вплоть до революции их строили из дерева. Этот строительный материал считали особым, как бы «живым». С древесиной русские люди с давних времен любили и умели работать. Они вкладывали в труд свое душевное тепло и любовь.
Так и первая церковь в Россоши была построена из дерева. Она была лубяная, покрыта липовыми лубьями. Но просуществовала она недолго, не больше 20-30 лет. Со временем увеличивалось население слободы Россошь и близлежащих хуторов, земли которых принадлежали крупнейшему на то время землевладельцу Ивану Ивановичу Тевяшову. Эта построенная церковь оказалась маловместительной для возросшего числа прихожан. Поэтому после смерти И.И. Тевяшова сын его Иван Иванович начал просить о воздвижении в Россоши новой церкви. С этой просьбой о разрешении постройки, он обратился к епископу Воронежскому и Елецкому.
Разрешение было получено. Таким образом, была построена вторая деревянная церковь в Россоши. Она была готова к освящению в 1744 году. Но освящение этой новой церкви в этом же году не случилось. Официальное освящение второй россошанской церкви произошло только спустя 3 года в 1747 году.
Примерно через 20 лет И.И.Тевяшов снова обратился к епископу с просьбой о строительстве в Россоши другой церкви.
Третья церковь строилась семь лет. Строилась она в основном за счет пожертвований прихожан.
В мае 1769 года священник Василий Венецкий, сообщил Епископу Тихону о том, что строительство храма в слободе Россоши закончено, и попросил его освятить ее. 26 мая церковь была освящена.
В формуляре за 1818 год построенная церковь описывалась так: «2-х престольная – престол в честь воздвижения Животворящего Креста Господня освящен в 1779 году; престол во имя Св. Стефана Архиепископа Сурожского, освящен в 1797 году (имя Стефана Сурожского носил помещик Степан Иванович Тевяшов)».
Эта церковь была намного крепче предыдущих церквей. Ее поставили на каменный фундамент и покрыли железной крышей. Возле нее соорудили деревянную колокольню в 1787 году. Крышу ее тоже покрыли железом.
Этот храм прослужил россошанским прихожанам 65 лет.
2.2. Строительство Крестовоздвиженской церкви
После смерти Степана Ивановича Тевяшова, род Тевяшовых прекратился. Единственная дочь Степана Ивановича Евдокия вышла замуж за Дмитрия Васильевича Черткова, сына Василия Алексеевича Черткова, Воронежского Генерал-Губернатора. Все имеющиеся земли перешли к фамилии Чертковых. Все хлопоты о строительстве каменной церкви взял на себя Дмитрий Васильевич Чертков, а после смерти – его сын Генерал-Лейтенант Николай Дмитриевич. Ему после раздела в 1829 году имения досталась Россошь со всеми ее землями.
В сентябре 1820 года утвердили план и фасад храма и подписали его. В грамоте был указан желательный срок строительства храма. Он должен был составить не более 5 лет. Но строительство растянулось на 14 лет.
Причиной длительного строительства мог стать еще не законченный раздел имения Дмитрия Васильевича между тремя сыновьями и двумя дочерями. Так же повлияли тяжелые годы 1831-й и 1832-й. В 1831 году была первая в России вспышка холеры, а в 1832 год был очень голодный. Возможно были и другие причины затяжного строительства храма. Но, все-таки в 1834 году перед самым домом помещика Н.Д. Черткова на просторной ярмарочной площади была построена каменная церковь. Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии за 1884 год сообщает: «Церковь в слободе Россоши…построена стараниями землевладельца генерала-лейтенанта Николая Дмитриевича Черткова при содействии прихожан на месте прежней бывшей деревянной… В россошанской церкви три престола: главный – в честь Воздвижения Животворящего Креста (освящен 15 сентября 1836 года), в правом пределе – Святого Николая-Чудотворца (освящен 17 декабря 1834 года) и в левом – Святого Дмитрия Ростовского (освящен 5 декабря 1843 года)».
В архитектурном плане Крестовоздвиженский храм вполне можно было назвать величественным. Его внешним видом восхищались не только гости города, но и местные жители. Они часто останавливали свой восхищенный взгляд на нем. В том же указателе храмовых празднеств было сказано, что форма храма была почти квадратная; длина внутри 40 аршин, ширина 36 аршин, вышина до кольца в среднем куполе, на котором вист люстра, 41 аршин, вышина же всего храма с крестом на главе 52 аршина. Храм имел пять куполов, средний круглый с такою же крышей, внутри в окружности имеет 40 аршин, по углам купола квадратные, с полукруглыми крышами, значительно выше среднего купола. Они покрыты кровельным железом, окрашены зеленой краской, главы и кресты на них вылощены. Отдельно от церкви построили каменную колокольню, которая по высоте значительно уступала новому храму.
В 1836 году приступили к постройке колокольни. Она была совсем небольшая, двухэтажная, но имела очень высокий шпиль. Благодаря шпилю высота колокольни почти равнялась с высотой храма.
До 1851 года стены Крестовоздвиженского храма внутри белились известью, а алтари красились голубой краской. А уже 1851 году началось расписывание всей церкви, которое и закончилось в 1853 году. В 1879 году было произведено новое расписывание церкви по библейским сюжетам.
19 февраля 1861 года на колокольне производился звон, который призывал крестьян выслушать Манифест Императора Александра II о дарованной помещичьим подданным свободы. Так народ узнал об отмене крепостного права на Руси. Тем самым, для простого необразованного крестьянского народа церковь несла и информационную функцию.
2.3.Строительство колокольни Александра Невского
Каменная колокольня не совсем соответствовала целостности архитектурного ансамбля Крестовоздвиженской церкви. Поэтому более 20 лет спустя это несоответствие между высотой храма и колокольней решили исправить два жителя Россоши: священник Андрей Степанович Соколов и церковный староста Михаил Данилович Жарый. Строилась она в основном на пожертвования прихожан. Новая колокольня обошлась россошанцам около 30 тысяч рублей. Колокольня радует православных людей и украшает наш город и в настоящее время.
Ради этой колокольни пришлось в начале 1861 года священнику Андрею Соколову отправиться в столицу. Целью его визита было обращение к московским святыням и просьба к новому россошанского помещику тайного советника Александру Дмитриевичу Черткову, которому после смерти Николая Дмитриевича Черткова досталась по разделу Россошь, оказать помощь по сооружению колокольни. Отец Андрей нашел Александра Дмитриевича в подмосковном имении Чернево. Помещик радушно принял ходатая. Выслушав просьбу, Александр Дмитриевич послал за архитектором Петром Петровичем Бурениным, которому и поручил выполнить проект колокольни. Пока архитектор работал над проектом, отец Андрей совершил паломничество по святым местам. Расположенным вокруг столицы. Колокольню строил московский подрядчик Грязнов. При строительстве колокольни случился несчастный случай. Один из рабочих упал со второго этажа и разбился насмерть, а когда здание было окончено, звонарь из местных жителей упал с третьего этажа и был поднят без признаков жизни.
После окончания постройки колокольни, отец Андрей приступил к сооружению в нижнем этаже колокольни храма в честь Благоверного Князя Александра Невского, имя которого носил Александр Дмитриевич Чертков. Для этого он неоднократно с преданными ему стариками и своими ученицами-певчими ходил с иконой Немецкой Божьей Матери по всему приходу из хаты в хату, служил молебны и просил, кто сколько мог пожертвовать. Сын умершего Александра Дмитриевича Черткова капитан гвардии, Григорий Александрович Чертков пожертвовал на иконостас семьсот рублей. Престол освящен по распоряжению Архиепископа Серафима местным благочинным протоиереем Георгием Петровым в 1876 году 13 января.
В 1876 году строительство колокольни было окончено. На четырехэтажной, восьмигранной колокольне поднялся позолоченный крест на пятидесяти восьмиметровую высоту. В те времена она была по высоте второй в губернии. Да и в наше время она одна из самых высоких и красивейших колоколен Воронежской области.
В 1883 году церковный староста, один из богатых братьев, которые выкупили чертковское имение, Иван Емельянович Плотицын заказал для колокольни на заводе Самофалова в Воронеже колокол весом в триста три пуда. Этот колокол прослужил россошанцам 12 лет. В один из дней на Святой неделе колокол дал трещину. Пришлось очередному старосте Т.А.Сафонову везти «пострадавшего» в Москву. Там, на заводе, его приняли по 12 рублей за пуд и отлили новый в 350 пудов весом (5600 кг).
Церковь в революционные и военные годы
В революционное время власть вела пропаганду атеизма, а также государственными органами в 1920-е 1930-е осуществлялись массовые аресты и преследование духовенства и религиозных проповедников.
Храмы уничтожались, закрывались по всей стране. Поэтому было запрещено проводить службы и обряды. Старые люди верили в то, что церковь будет в скором времени открыта. Они хранили иконы, в домах устраивали приходы, крестили желающих. Так, в это время, старую Крестовоздвиженскую церковь большевики пытались разрушить. Но это оказалось достаточно сложно. Построена она была на совесть. Кладка старых мастеров никак не поддавалась уничтожению.
В 1937 году по распоряжению новой власти колокол был сброшен с колокольни. Шпиль с крестом срезали в 30-е годы, а в январе 1943 года, во время освобождения Россоши от фашистов, купол колокольни был поврежден артиллерийскими снарядами – нашим бойцам пришлось выбивать огнем засевших на самой верхотуре вражеских пулеметчиков. Но колокольня выстояла! Ведь даже в самые суровые военные годы, в храме Александра Невского велась служба. Молитвы давали духовные силы народу для борьбы с беспощадным врагом.
В советское время стены Крестовоздвиженской церкви использовали как внутренние стены при возведении здания завода прессовых узлов.
Церковь как культурное наследие
Русский народ переживал различные периоды отношения к церкви. От полного неверования, до тесной, единой дружбы с народом.
В 2008 году были проведены работы по ремонту и восстановлению Александро – Невского храма, 11 мая установлен новый крест и купол. 8 декабря 2009 года освящены новые колокола. Новая звонница состоит из 10 колоколов.
В данный момент церковь Александра Невского входит в Храмовый Комплекс Свято-Ильинского кафедрального собора, который является центром Россошанской епархии. В Россоша́нскую епархию на сегодняшний день входят 14 благочиний Богучарского, Верхнемамонского, Воробьёвского, Калачеевского, Каменского, Кантемировского, Ольховатского, Острогожского, Павловского, Петропавловского, Подгоренского, Репьёвского и Россошанского районов Воронежской области.
В личной беседе с отцом Тихоном, настоятелем храма Александра Невского, мы узнали, что ежедневно утром и вечером в храме совершаются богослужения. Прихожане посещают службы, приводят детей, обращаются к священникам за духовными советами. Люди жертвуют вещи и продукты для нуждающихся, отмечают церковные праздники.
На территории храмового комплекса работает воскресная школа «Добро». Воскресная школа — церковно-приходское учебное заведение, которое даёт начальное православное религиозное образование. Школу посещают более 200 детей разного возраста. В школе 10 классов по 10-30 человек в каждом.
Воспитанники воскресной школы – дети прихожан – участвуют во всех праздниках, готовят костюмированные представления, поют песни, читают стихи, участвуют в конкурсах, готовят поделки и сувениры для ярмарок. Взрослые с удовольствием посещают эти мероприятия, устраивают для детей трапезу, дарят подарки.
В Россоши и Россошанском районе в настоящее время действуют 15 храмов. В храмах проходят воскресные службы, обряды. Больше всего прихожан в храмах бывает на праздники Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Преображение.
Заключение
Храм-колокольня Александра Невского стал объектом моего исследования, так как всегда удивлял и восхищал своей величественностью жителей и гостей города, в том числе и нашу семью.
Колокольня Александра Невского вот уже как полтора века радует наш глаз величественностью архитектурного строения, греет душу православного народа. Она является нашим историческим и духовным наследием.
Русская церковь была и есть носителем национальной православной идеи. Она дает нам веру и надежду на лучшее, вселяет на душевный покой, заставляет задуматься о сути и правильности наших действий и желаний.
Целью исследования было изучение значения церкви в городе Россошь в разные исторические периоды. Нам удалось выяснить судьбу храмов в различные периоды истории страны. Мы узнали, что храмы имеют большое значение для современных жителей города и районных сёл. Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры.
Таким образом, моя гипотеза нашла подтверждение - храм имеет важное значение в жизни горожан.
В процессе изучения истории строительства храмов в Россоши, мы узнали, когда был построен первый храм и современные; выяснили, что храм является православным культурно-просветительским центром города.
В ходе работы были проведены интервьюирование прихожан храма, беседы с настоятелем храма Александра Невского, с работниками библиотеки собора, районной библиотеки.
Мое исследование помогло понять, что храмы украшают город, питают людей чудодейственной силой жизни, утешают в минуты слабости и воодушевляют в праздничные дни.
Материалы моей работы представлены в видео-фильме «Храм Александра Невского в городе Россошь» и могут быть полезны учителям начальных классов на классных часах, на уроках краеведения, учителям истории и ОРКСЭ.
Список источников и литературы
Морозов А.Я. Россошь: земли родной начало. Изд. 2-е, исправленное и переработанное,- Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2007.- 384с.
Архимандрит Андрей (Тарасов). Атлас храмов Воронежской и Борисоглебской епархии. Том II.Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2011.-304с.
Олейников Т.М. Краеведческий очерк «Слобода Россошь» в журнале «Воронежская старина» вып. 14, 1916 г. Библиотека Русского географического общества https://elib.rgo.ru/handle/123456789/220723
Малютина Т.П. Родина негромкая моя. №4. Воронеж, 2011.-187с.
Газета «Россошанский курьер», от 4 декабря 2015 г.
Храмы Росошанского благочиния. (http://rosblag.narod.ru/krivonos.html)
Россошь. Церковь Воздвижения Креста Господня. Народный каталог православной архитектуры (www.sobory.ru)
Приложения
К опии страниц из журнала «Воронежская старина» 1916 года
ТевяшевС тепан Иванович (1730-1814) |
Чертков Николай Дмитриевич (1794-1852) |
Крествоздвиженский храм до революции 1917 г.
Крествоздвиженский храм до революции 1917 г.
Ярмарочная площадь г.Россошь
Крестовоздвиженская церковь в Россоши.
Снимок начала 30-х годов XX века
Храм в советское время
Х рам в настоящее время
Добродеев В.В. «Россошь, утро»
Картина Литвинова Б.Т. «Сходской базар»
в межпоселенческой библиотеке им. А.Т.Прасолова
Беседа с настоятелем Александро-Невского храма
иеромонахом Тихоном (Ждановым)
В церковной библиотеке храмового комплекса и в межпоселенческой библиотеке Россошанского муниципального района им. А. Т. Прасолова