Введение
В любой местности жители гордятся своими именитыми земляками. О них снимают фильмы, пишут книги и даже слагают легенды. Это люди, профессии или род занятий которых связан с наукой, политикой, общественной деятельностью, спортом. Много ли мы знаем о них? Как известно историю делают люди. Историю района делают его знаменитые земляки. Я решила узнать об одном из них. Выбор пал на Гилёва Григория Геннадьевича. Этот человек воспитал ни одного чемпиона России и Европы по вольной борьбе. Среди его именитых спортсменов был и мой папа, Колчанов Роман Андреевич.
Гипотеза – мы предполагаем, что в процессе изучения биографии известного тренера мы найдём факты или события, которые способствовали становлению личности Гилёва Г.Г.
Цель: изучение биографии и тренерской деятельности Григория Геннадьевича Гилёва.
Задачи:
1. Изучить биографию и особенности тренерской деятельности Гилёва Г.Г.
2. Познакомиться с известными воспитанниками Григория Геннадьевича.
Объект: Гилёв Григорий Геннадьевич
Предмет: Спортивные и тренерские достижения Григория Геннадьевича.
Методы исследования: беседа на этапе составления биографии, анализ информации на этапе изучения тренерской деятельности Григория Геннадьевича.
Глава 1
Биография Григория Геннадьевича Гилёва
Мой папа, Колчанов Роман Андреевич вспоминая своё детство, и юношеские годы с восхищением рассказывает о своём тренере по вольной борьбе. Гилёв Григорий Геннадьевич стал для него другом, наставником, коллегой. Мы решили узнать об этом человеке как можно больше, когда живёшь рядом и видишь его, хочется познакомиться с ним.
Цель: изучение биографии и спортивной карьеры Гилёва Григория Геннадьевича.
Определим алгоритм работы:
Поиск информации о биографии Гилёва Г.Г.
Изучение особенностей тренерской работы Григория Геннадьевича.
Для проведения исследования необходимо было организовать встречу с Григорием Геннадьевичем, собрать информацию из местных газет, встретиться с коллегами и методистом ДЮСШ.
1 этап
Поиск информации о биографии Гилёва Г.Г. и его спортивной карьере.
Для достижения поставленной задачи определили для себя следующий порядок работы:
Встреча с Григорием Геннадьевичем, с целью изучения биографии.
Изучение статей в местных газетах.
Посещение ДЮСШ г. Верещагино, с целью знакомства с документами и фотографиями из архива спортивной школы.
После встречи с Гилёвым Григорием Геннадьевичем в ДЮСШ и изучения информации в местных газетах, мы узнали, что Григорий Геннадьевич родился 15 июня 1955 года в городе Верещагино, в самой обычной семье, где было пять братьев. Так как Григорий был второй по старшинству, на нем лежало немало ответственностей, нужно было следить за своей учебой, что бы подавать хороший пример младшим братьям. Григорий помогал маме в огороде, папе, если требовалась помощь в гараже. В детстве он был очень упрямым, и по его рассказам он всегда стоял на своем. Григорий Геннадьевич рассказал нам такую историю: «однажды, он в чем-то провинился, и мама поставила его в угол, и сказала там стоять до того момента, пока не признает свою вину и не извинится. Так вместо того, чтобы признаться в своем проступке, Григорий Геннадьевич стоял в углу до тех пор, пока не уснул».
Но с другой стороны, его упорство помогало ему в учебе. Он довольно хорошо знал иностранный язык, любил математику и географию.
В юношеские годы Григория Геннадьевича, досуговая деятельность в городе Верещагино была очень слабо развита. Спасала местная библиотека, куда он любил убегать за книгами. Особо привлекали его внимание книги и журналы, связанные со спортом. Наверное, это было связанно с тем, что он был самым маленьким, не высокого роста мальчишкой в классе, которого часто обижали, и ему очень хотелось стать сильнее своих ровесников. Ввиду отсутствия спортивных секций в городе, Григорий решил самостоятельно изучать основы физической культуры. Надо сказать, что его вдохновила одна из прочитанных им историй: «проходя по берегу реки, взрослый мужчина увидел плачущего мальчика. На вопрос: « Что случилось?», мальчик ответил, что его обижают соседские мальчишки. Тогда мужчина посоветовал безутешному юноше ежедневно подтягиваться. И если он добросовестно подойдет к этому вопросу, то через месяц к нему уже никто не будет приставать, так как он сможет дать отпор любому хулигану». Как оказалось, обиженным мальчиком был Александр Медведь (трехкратный олимпийский чемпион по вольной борьбе), а проходящий мимо мужчина – его будущий тренер1. Эта история так сильно впечатлила Григория, что он стал самостоятельно заниматься. И надо сказать, что именно с подтягиваний начался его спортивный путь. Через пару лет он добился действительно хороших результатов. В начальной школе маленький Гриша проигрывал своим одноклассникам в соревнованиях по ОФП. Но уже в седьмом классе, он занял первое место на первенстве района по пионерскому четырехборью2. В то время, не было большого разнообразия спортивных снарядов или тренажеров, поэтому его основными помощниками в достижении спортивных результатов стали турник, кеды и желание стать сильнее. Благодаря ежедневным двухчасовым тренировкам, этот упертый юноша стал сильнее всех в школе, и всегда вставал на защиту слабых (Приложение 1).
После восьми классов Григорий Геннадьевич поступил в вечернюю школу3, окончил её и ушёл в армию. Хорошая физическая подготовка, умение организовать свой быт очень помогли в армии. Прослужил два года в отряде офицеров.
После армии Григорий Геннадьевич, где только не работал: и грузчиком, и слесарем и просто рабочим. Приходилось трудно, но в 1975 году произошло событие, которое навсегда предопределило его судьбу – в городе Верещагино открыли детско-юношескую спортивную школу, а в 1976 году Григория Геннадьевича приняли на должность тренера-преподавателя. Первый директор спортивной школы, Сироткин Иван Алексеевич учитель физической культуры, спортсмен, тренер по вольной борьбой увидел в молодом, амбициозном парне хорошую перспективу и дал шанс. И как показала жизнь, он не ошибся. Григорий Геннадьевич набирал в секцию всех желающих, обычно никому не отказывал. Для него главным было увидеть ребёнка на соревнованиях, именно на соревнованиях, по его мнению, уже видно у кого какой характер. Для Григория Геннадьевича это были – бойцовские качества и психологическая устойчивость. Он говорил: «Бывает так, когда набираешь ребят, показываешь приёмы борьбы, некоторые выделяются и быстро улавливают, и у них всё получается, и физические данные и координация прекрасна. А участвуя на соревнованиях таких детей не узнать. Другие, наоборот, у которых с техникой борьбы и физической подготовкой есть проблемы, выходит на соревнования, настраиваются и показывает хорошие результаты».
С первой группой ребят Григорий Геннадьевич занимался ОФП, вместе с ними бегал, играл, тренировался. В свободное время сам занимался вольной борьбой, под руководством Сироткина И.А., который привил любовь к борьбе и стал наставником молодого спортсмена и тренера Гилёва Г.Г. (Приложение 2).
Григорий Геннадьевич вспоминает: «В то время мне нравилось бороться, я впитывал уроки Ивана Алексеевича как «губка». Любил разбираться в технике и тактике борьбы, старался выкладываться на тренировках и запоминать все тонкости тренировочного процесса. Принимал участие в соревнованиях районного, краевого, российского уровня, но из-за отсутствия финансирования, выступать на каких-то крупных соревнованиях не пришлось (Приложение 3). Благодаря тесной работе с Сироткиным И.А. я старался вкладывать в ребят то, что не смог сделать сам».
Проработав несколько лет с детьми, Григорий Геннадьевич понял, что для достижения наивысших результатов его воспитанниками, ему не хватает достаточных знаний. И к 30-ти годам он поступил в Пермский государственный педагогический институт, на факультет физической культуры и спорта. Учиться тогда было совсем не просто, по рассказам Григория Геннадьевича он мог не спать 3 дня, при этом совмещать учебу и тренировки, так как ежедневное занятие спортом вошло в привычку. На удивление в институте Григорий учился хорошо, понимал все темы и практически каждый экзамен сдавал с первого раза. Бывали и трудности, но благодаря своим братьям Григорий Геннадьевич всё-таки получил высшее образование. Так получилось, что из пяти братьев трое занимались борьбой и все прошли через «руки» Сироткина И.А. Примером для них стал Григорий Геннадьевич.
Гилев Сергей Геннадьевич, 05.02.1957 года рождения. Сергей Геннадьевич кандидат в мастера спорта СССР, работал тренером, и преподавателем физической культуры в коррекционной школе г. Верещагино.
Гилев Константин Геннадьевич, родился в сентябре 1961 года. Константин Геннадьевич мастер спорта СССР, завоевал 3-е место на первенстве Союза, победитель различных турниров. После учебы работал в милиции, на сегодняшний день пенсионер МВД.
Дочь Григория Геннадьевича, Ольга Гилёва добилась высоких результатов на уровне Европы и мира. Можно смело говорить, что на Верещагинской земле родилась династия Гилёвых, прославляющих небольшой городок.
Таким образом, можно сделать вывод, что Григорий Геннадьевич с детства отличался упорством, ставил перед собой цели и достигал их. Трудолюбивый, увлечённый, талантливый, активный человек. Считаем, что два события в детстве и юности сыграли огромную роль, в формировании характера Гилёва Г.Г. Это история с Александром Медведь и встреча с Иваном Алексеевичем Сироткиным, именно этот человек стал наставником и примером для Григория Геннадьевича.
2 этап
Рассмотрение особенностей тренерской работы Гилёва Григория Геннадьевича.
Для достижения поставленной задачи определили для себя следующий порядок работы:
Беседа с Григорием Геннадьевичем.
Встреча с коллегами Гилёва Г.Г., с целью изучения его качеств личности, особенностей характера.
Гилев Григорий Геннадьевич - тренер высшей квалификационной категории. В ДЮСШ работает уже 45 лет. За эти годы выпустил не одно поколение ребят, прививая любовь к вольной борьбе. Многим помог определиться в жизни, связать себя со спортом.
Коллеги Гилёва Г.Г. говорят о нём как о человеке, который очень увлечен, своей работой. Постоянно совершенствует своё педагогическое мастерство, через изучение передового опыта в системе физического воспитания, сам делится опытом. Его тренировки проходят интересно, увлекательно. Григорий Геннадьевич ведёт здоровый образ жизни, на улице его можно встретить, когда он бежит или едет на велосипеде. Постоянно выступает на соревнованиях по вольной борьбе. Начинал с юношеской категории, а сейчас выступает среди ветеранов. Имеет хорошее чувство юмора, отзывчив, трудолюбив, требователен.
Григорий Геннадьевич кандидат в мастера спорта СССР, в течение всей профессиональной деятельности Григорий Геннадьевич неоднократно был отмечен грамотами и благодарностями администрации Верещагинского городского округа, имеет знак «Отличник народного просвещения».
На тренировках Григория Геннадьевича царит постоянный дух соперничества и спортивного азарта, который всегда подталкивал юных борцов на новые свершения. Много времени уделяется физической подготовке, спортивным играм, технике и тактике борьбы. Тренер не только объясняет, но и показывает сам, участвует в играх, схватках. Строгий и требовательный в себе, а значит и к другим. Думаем, что именно дисциплина и талант тренера помогают в достижении высоких результатов (Приложение 4).
По рассказам детей, Григорий Геннадьевич всегда уделяет большое внимание общению со своими воспитанниками. Он как воспитатель, который формирует у своих учеников нравственные, волевые качества. Для ребят он авторитет и профессионал (Приложение 5). Через регулярные беседы, которые проходят после каждой тренировки, тренер пытается донести до детей ценность не только здорового образа жизни, но и интеллектуального развития.
Один из его воспитанников вспоминает: «Тренировки Григория Геннадьевича были особенны тем, что он старался воспитать своих учеников не только физически сильными, но и интеллигентными. Так как в его понимании спортсмен - это в первую очередь вежливый, целеустремленный и интеллигентный человек».
Глава 2
Знаменитые воспитанники Гилёва Г.Г.
Об успехах тренера можно судить по высоким результатам его учеников, — например, посчитать, сколько золотых наград чемпионатов России, Европы и мира выиграли спортсмены. Но еще один важный фактор — это воспитанники, которые впоследствии стали тренерами. О деятельности Григория Геннадьевича можно сказать, что высокие результаты есть у его учеников, и есть те, кто решил себя связать с тренерской работой. А это многого стоит!
Поиск информации о воспитанниках, которые добились высоких результатов в вольной борьбе, занимаясь у Гилёва Г.Г., усложнился тем, что многие не живут в г. Верещагино. Григорий Геннадьевич мог рассказать об особенностях тренировочного процесса с каждым своим учеником, достижения. А вот остальную информацию приходилось искать через федерацию вольной борьбы Пермского края, в социальных сетях, архивах ДЮСШ.
Итак, познакомимся со знаменитыми воспитанниками Гилёва Григория Геннадьевича.
Цель данного этапа: изучение информации о воспитанниках Гилёва Г.Г., которые добились высоких результатов в вольной борьбе.
Определим алгоритм работы:
Встреча с Григорием Геннадьевичем, с целью сбора информации о воспитанниках.
Беседа с Колчановой Ольгой Сергеевной, методистом ДЮСШ г. Верещагино для того, чтобы собрать информацию о воспитанниках Григория Геннадьевича.
Поиск информации через социальные сети.
Благодаря своему таланту и пробивному характеру воспитанники Гилёва Г.Г. выезжают на сборы, принимают участие в соревнованиях разного уровня (Приложение 4).
Колчанов Роман Андреевич (Приложение 6), родился 07.02.1977 году в г. Верещагино. В секцию по вольной борьбе пришел в возрасте 10 лет. Первым тренером Романа Андреевича был Тунёв Валерий Иванович, учитель физической культуры школы №2. В дальнейшем тренер у Романа Андреевича поменялся, им стал Гилёв Григорий Геннадьевич. Занимаясь в спортивной школе, Роман Андреевич добился отличных результатов. Многократный чемпион Пермской области, неоднократный победитель и призер Первенства России.
В 1994 году ему было присвоено звание мастера спорта России по вольной борьбе. В 1995 году он стал серебряным призером международного турнира в Канаде.
В 2000 году начал работать тренером в спортивной школе города Верещагино. Совмещая работу, учёбу Роман Андреевич тренировался сам с и добиваться высоких результатов. В 1997 году он стал победителем международного турнира в Калининграде среди молодежи.
В 2004 году поступил в Пермский государственный университет на юридический факультет. В 2007 году успешно его окончил, и небольшой промежуток времени поработал помощникам прокурора. Но любовь к спорту привела его опять на тренерскую работу.
В настоящее время он работает тренером по вольной борьбе вместе с Гилёвым Г.Г. в ДЮСШ г. Верещагино. Вот так, ученик и тренер становятся коллегами, и предаётся опыт, наработанный многими годами. Роман Андреевич продолжает выступать на соревнованиях в своей возрастной категории.
Гилёва Ольга Григорьевна (Приложение 7), родилась 26.01.1987 года в г. Верещагино. Эта маленькая и спортивная девочка начала заниматься вольной борьбой с 6 лет. Любовь к спорту Ольге привил её папа, Гилёв Григорий Геннадьевич, который с раннего детства приводил свою дочку на тренировки. Оля отличалась от своих сверстников целеустремлённостью, трудолюбием. Её не смущало, что вольной борьбой в основном занимаются мальчишки. Она стремилась за ними, а потом начала их выигрывать. Григорий Геннадьевич сумел открыть в своей дочери талант настоящего борца. Под его руководством она становилась многократной чемпионкой Пермской области, неоднократная победительницей и призером Первенства России.
И в 2005 году стала серебряным призером Первенства Европы по вольной борьбе среди кадеток, в Болгарии. После такого успеха Ольге Геннадьевне было присвоено звание мастера спорта России по вольной борьбе. В 2006 году она победитель Первенства Европы по вольной борьбе среди кадеток, Италия. В 2008 году серебряный призер Первенства мира по вольной борьбе среди юниорок, в Литве. Позже она поступала в Московский педагогический университет на факультет физического воспитания. Успешно его окончила. В настоящее время проживает в г. Москве, работает фитнес-тренером, воспитывает дочь.
Григорий Геннадьевич с гордостью рассказывает о своей дочери, её успехах. Очень рад, что она связала свою работу со спортом.
Казымова Алина Александровна (Приложение 8), родилась 06.04.1996 года в г. Верещагино. Начала заниматься вольной борьбой с 6 лет, ходила вместе с братом. Первым тренером Алины был Гилёв Григорий Геннадьевич, который называет Алину ответственной, дисциплинированной, сообразительной, рассудительной девушкой. Все школьные годы Алина Казымова тренировалась под чутким руководством Григория Геннадьевича. Становилась многократной чемпионкой Пермского края, неоднократной победительницей и призером Первенства России по вольной борьбе.
Алина Александровна всегда понимала, к чему стремится, ставила перед собой цели и достигала их. Ей нравилось занимать призовые места, получать медали и призы. Она объехала много городов, участвую в соревнованиях.
После окончания школы поступила в университет имени Лесгафта, Санкт – Петербург. Выступая за такой престижный университет в 2014 году, Алина стала бронзовым призёром Первенства Европы по вольной борьбе среди кадеток, который проходил в Болгарии. Проучившись, год, Алина перевелась в Якутский университет, на второй курс, в связи с тем, что начала выступать за республику Саха. В 2015 году стала победителем Первенства Европы по вольной борьбе среди кадеток, в Македонии. После такого успеха ей было присвоено звание мастера спорта России по вольной борьбе.
В 2019 году Алина Александровна окончила университет, проживает в Якутии. Тренируется, в 2020 году успешно выступила на чемпионате России по вольной борьбе среди женщин, завоевав серебряную медаль. Тренировочный процесс совмещает, работая инструктором по вольной борьбе в центре спортивной подготовки.
О своём первом тренере, Гилёве Г.Г. говорит, что у Григория Геннадьевича настоящий талант «лепить» чемпионов.
Мирошникова Мария Дмитриевна (Приложение 9). В настоящее время обучается в 9 классе 121 школы. Начала заниматься вольной борьбой в возрасте 6 лет.
По мнению Маши, на тренировки она ходит с целью улучшить свою физическую подготовку и технику борьбы.
В 2014 году на первенстве Приволжского федерального округа по вольной борьбе среди кадеток, который проходил г. Ульяновск заняла 1 место. В этом году завоевала 3 место на первенстве России среди кадетов в г. Великий Новгород. В 2018 году Мария стала чемпионкой первенства России среди девушек в Челябинске.
Мирошникова Мария является кандидатом в мастера спорта по вольной борьбе. В 2021 году стала серебряным призёром первенства России по вольной борьбе и чемпионкой Приволжского Федерального округа.
О своих успехах говорит, что хочет добиться большего, и стремится стать олимпийской чемпионкой.
Ежова Анастасия Юрьевна (Приложение 10), родилась 27.10.2006 года в городе Верещагино. Обучается в 9 классе. На секцию по вольной борьбе пришла, потому что ей посоветовала ее подруга Мирошникова Маша. Настя после первой тренировки поняла, что вольная борьба ей очень нравится, и она хочет стать олимпийской чемпионкой вместе с Машей, как сказала Настя: «Ну а куда мне без нее?!».
В 2018 году завоевала 2 место на первенстве ОГФСО «Юность России» по вольной борьбе среди девушек, соревнования проходили в городе Челябинск. В 2019 году стала третьей на Первенстве Пермского края по спортивной борьбе. Бронзовый призёр первенства России среди девушек в 2021 году.
В 2018 году завоевала 2 место на первенстве ОГФСО «Юность России» по вольной борьбе среди девушек, соревнования проходили в городе Челябинск. В 2019 году стала третьей на Первенстве Пермского края по спортивной борьбе. Бронзовый призёр первенства России среди девушек в 2021 году.
Таким образом, можно сделать вывод, что только у хорошего тренера и настоящего профессионала могут быть такие высокие результаты.
Заключение
Григорий Геннадьевич очень разносторонне-развитый человек, с которым интересно поддерживать диалог, и как оказалось, не только на спортивную тематику. Его упорство помогала ему преодолевать различные жизненные трудности и добиваться поставленных целей. Общение с ним было очень ценным, так как я тоже с детства занимаюсь спортом. И как юная спортсменка, я так же, как и он буду ставить перед собой цели, и добиваться их, преодолевая трудности воспитывая характер.
Гилёв Григорий Геннадьевич – это личность, он всегда будет служить образцом для подражания юным спортсменам.
Проанализировав информацию о биографии и воспитанниках Гилёва Г.Г., можно утверждать, что два случая в жизни сыграли важную роль в формировании личности данного человека. Поэтому наша гипотеза нашла своё подтверждение.
Цель нашего исследования достигнута. Нам удалось изучить биографию Григория Геннадьевича, особенности его тренерской работы, которая приносит успех.
Данная исследовательская работа для меня была интересной и полезной, но сложной, так как литературные материалы отсутствуют. Информация, полученная из газет очень мала. Но я приобрела хороший опыт умения общаться с людьми, брать интервью. Практически вся полученная информация в работе – это материалы из личных встреч, бесед с тренерами, переписок в социальных сетях.
Я научилась анализировать и классифицировать собранный материал, приобрела навыки исследовательской деятельности. В дальнейшем хочу поделиться информацией с юными спортсменами, которые занимаются вольной борьбой.
Список литературы
Сайт федерации вольной борьбы Пермского края - http://wrestling59.ru
Официальная группа газеты "Верещагинский вестник" и Верещагинского информационного агентства "ВЕРИНФО" - https://vk.com/ver_vestnik
Электронная версия Верещагинской районной газеты «Заря» - https://vk.com/public71941325
Тематическая спортивная страничка газеты " Заря" - https://vk.com/public71969999
Рендолф Ш.Б. Сто великих спортсменов, М. 2004
Приложение 1
Гилёв Г.Г. в школьные годы
Приложение 2
Григорий Геннадьевич после тренировки
Приложение 3
Гилёв Г.Г. на соревнованиях
Приложение 4
После краевых соревнований, с воспитанниками
Приложение 5
На летних сборах в с. Путино Верещагинского района
Приложение 6
Колчанов Роман Андреевич
Приложение 7
Гилёва Ольга Григорьевна
Приложение 8
Казымова Алина Александровна
Приложение 9
Приложение 10
1Энциклопедия «100 великих спортсменов»
2Соревнования среди пионеров по ОФП
3Вечерняя школа - это школа, в которой учатся взрослые люди, которые по каким – то причинам не смогли получить полное среднее образование