Роль Лебедянских ярмарок в развитии родного города

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Роль Лебедянских ярмарок в развитии родного города

Татаринова С.А. 1
1МБОУ «Гимназия №1 имени Н. И. Борцова» города Лебедянь
Скабелкина Н.И. 1
1МБОУ «Гимназия №1 имени Н. И. Борцова» города Лебедянь
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время особую актуальность имеет необходимость развития ярмарочной деятельности в пространстве городской культуры. Обосновано благотворное влияние ярмарки на социокультурные и экономические изменения в городской среде. Исследование основано на актуальности изучения потенциала ярмарки как социокультурного феномена, который является одновременно как экономическим, так и культурным явлением, поскольку в нём присутствуют функции социального и культурного характера.

Ярмарка - это ежегодно повторяющиеся рыночные мероприятия, проходящие в определенный период времени, где представляются и реализуются товары и услуги фирм-участников одной или нескольких отраслей промышленности, нацеленных на заключение прямых торговых сделок.

Россия долго сохраняла традиционный уклад торговой и промышленной жизни. И главной её чертой были ярмарки. Только они могли дать необходимый импульс экономике страны, где крестьяне составляли большую часть населения, и производство оставалось мелким, а торговля была слабо специализирована. Именно ярмарки давали мелкому производителю право и возможность заключения самостоятельных сделок, свободного выбора партнёра, избавляя его от экономически разорительной зависимости от скупщика и торговца.

Проблема исследования состоит в необходимости раскрыть и охарактеризовать развития ярмарочной деятельности в развитии города.

Гипотеза: ярмарки являются не только местом купли-продажи, но и центром общественной и культурной жизни русского человека.

Цель проекта: сформировать представление об истории ярмарок в России, исследовав роль Лебедянских ярмарок в развитии родного города.

Задачи проекта:

познакомиться с историей появления ярмарок;

проанализировать социальные аспекты ярмарки в пространстве городской культуры;

воссоздать историю ярморочной торговли в г. Лебедянь;

собрать и обработать фотоматериал Лебедянских ярмарок;

проанализировать результаты работы и сделать выводы.

Объект исследования – ярмарки Лебедянского района.

Предмет исследования – роль ярмарок на развитие родного города.

В процессе исследования использованы методы:

эмпирического исследования (наблюдение, сравнение – основа для сравнительно-исторического метода);

общелогические (анализ, обобщение);

биографический;

исторический и логический – взаимосвязанные способы.

Теоретические вопросы исследуемой темы рассмотрены в трудах Трубина Е. Г., Зотова Л. Р., а также труды лебедянцев, таких как Акимов В.В., Кривошеин Н.В, Первицкий Ю. П.. Волынчиков Н. В.

Обзор литературы

Научной разработке темы посвящалась множество литературы, основные источники, использованные в данной работе:Трубина Е.Г. «Город в теории: опыты осмысления пространств». В книге рассматриваются классические и современные теории городов - от классической чикагской школы до сложившейся в последнее десятилетие акторно-сетевой теории. Значимые идеи урбанистической теории воспроизводятся с учетом специфики постсоветских городов и тех сложностей, с которыми сталкиваются исследователи при их изучении.

Зотова Л.Р. «Креативный город: творческие индустрии и развитие городов». Статья посвящена анализу творческих индустрий как инструмента «строительства» креативного города и создания инновационной среды. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что для успешного развития творческого предпринимательства необходима всесторонняя поддержка со стороны государства, как, например, подготовка документа по картированию творческих индустрий, формирование статистики, создание специальной структуры по работе творческих индустрий на федеральном уровне и многое другое.

Акимов В.В. «Лебедянь. От А до Я»В книге описаны различные достопримечательности, явления и события, имевшие место в Лебедяни в XIX – начале ХХ века. В более чем ста небольших статьях рассказывается о храмах, ярмарках, праздниках, жителях и их нравах, об истории телефона, водопровода и кинематографа в Лебедяни. По мере чтения этих небольших заметок читатель представит мозаичную картину города – пеструю и яркую, как и сама Лебедянь.

Кривошеин Н.В., Первицкий Ю.П. «История Лебедянского края (1605-2021). Хронологический справочник» представлено более 1900 важных событий, воссоздающих достаточно полно и разносторонне историю Лебедянского края. Имевшие здесь место военные действия, набеги, смуты, пожары, эпидемии, аномальные природные явления за период с 1605 года по настоящее время даются в хронологической последовательности. Особо отмечены события экономической, политической и культурной жизни. В книге рассказывается о выдающихся земляках и знаменитых гостях города и края.

Волынчиков Н. В. «Лебедянь. Годы, события, люди». лебедянский краевед Николай Васильевич Волынчиков постарался рассказать о прошлом города и района. Для этого он пользовался имевшимися историческими материалами, воспоминаниями старожилов, собственными наблюдениями. Это первая самостоятельная работа краеведа такого формата. В основу книги вошли многие ранние публикации Н.В. Волынчикова в районной газете, объединившие практически весь период существования Лебедяни - от основания до современности.

Экскурс в глубь веков содержит рассказ о возникновении города-крепости, описание тогдашней жизни лебедянцев, полной изнурительного труда, лишений, постоянной угрозы набегов кочевых степняков. В последующих главах описывается Лебедянь и ее жизнь в 18 и 19 веках: чем славился город, какие в нем сохранились памятники старины. На страницах книги рассказывается и о непростом времени коллективизации и борьбы с религией, о годах испытаний периода Великой Отечественной войны, о послевоенном восстановлении экономики.

1. Теоретическая часть

1.1 История появления ярмарок в России

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr — год, markt — рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.

За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.

Они писали в Москву множество челобитных о бесчинствах и беспорядках на ярмарках. Одну из них направил царю в конце XVII века священник из Кашина. На городской ярмарке, по его словам, «в понедельник, в первую неделю Великого поста чинилось великое бесчиние и беззаконие»[5], крестьяне с женами много пили, вели «бои меж себя до кровопролития и во весь день и до полночи», а скоморохи в пост развлекали народ. «Торговым людям торг, а бесчинникам и беззаконникам пьянство и бой и бесовская игра», — возмущался автор челобитной. От государя пришел ответ: он приказывал местному воеводе строже следить за порядком.

К концу XVIII — началу XIX века ярмарки проводили уже по всей стране. Самые масштабные и известные дореволюционные торги —Нижегородская, Ирбитская (на Урале), Пермская, Оренбургская, Барнаульская. Крупные ярмарки в России продолжались долго: от двух недель и до полутора месяцев, купить на них можно было что угодно. Здесь же работали балаганы, артисты развлекали публику песнями и кукольными представлениями. За порядком следила полиция и охрана. В их обязанности входил и надзор за торговыми точками: чтобы не было воровства и хулиганства.

 

Рис. 1 – Ирбитский ярмарочный листок

В XIX веке русские ярмарки играли важную информационную и культурную роль. На них жители разных городов и регионов обменивались новостями, здесь же общались с торговцами из других стран. Во время ярмарок издавались брошюры, путеводители, календари, открытки и даже регулярная пресса. Например, существовал «Ирбитский ярмарочный листок» — газета (рис. 1), которая регулярно выходила в дни торгов с 1863 до 1915 год. В ней публиковали рекламу товаров и лавок, ярмарочные новости, заметки о забавных происшествиях и авторские материалы. «Ирбитский ярмарочный листок» высоко ценили не только читатели, но и профессиональные литераторы. Одним из них был писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк — он сам опубликовал в «Листке» две статьи: «Уральское золотое дно» и «Каменнорезный промысел на Урале».

Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев — веселый Петрушка — стал любимцем публики. Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет».

С середины XIX века в город на время торгов стали приезжать гастролеры: оперные и балетные труппы. Зрителям даже давали оперы «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Фауст» в исполнении звезд итальянской сцены.

 

Рис. 2 – Ирбитский драматический театр имени А.Н. Островского

С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского (рис. 2). Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».

Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной», — писал Мамин-Сибиряк.

1.2 Социальные аспекты ярмарки в пространстве городской культуры

Актуальность исследования ярмарки как социокультурного феномена определяется тем, что это одновременно явление экономическое и культурное, поскольку в нём присутствуют функции социального и культурного характера. Развитие ярмарки связывают, прежде всего, с городской культурой. Современные ярмарки осуществляют функцию поддержания социокультурного пространства города путём сохранения традиций, норм и ценностей. Они способствуют установлению и укреплению коммуникативных и социальных связей.

Городские ярмарки можно отнести к исторически первой форме свободных рынков, на которых были представлены самые разнообразные виды деятельности. Актуальность ярмарки в пространстве городской культуры определяется ее коммуникативной сущностью в процессе социальной, культурной и экономической интеграции. В истории культуры разных народов и государств ярмарка, как правило, существовала без определённого общественного или календарного праздника (земледельческого, промыслового, церковного, государственного). Она организуется по принципу повторяемости и представляет собой торг (рыночная, базарная торговля). В толковом словаре В.В. Даля также указывается, что ярмарка – это торговля в определённое время в определённом месте.

Исследование социально-организационной деятельности ярмарки, как социально-экономического и культурного явления, позволяет рассматривать ее как часть организационной культуры с особыми структурообразующими элементами [10]. Ярмарки организовывались на пересечении торговых путей, мест народных собраний. Однако чаще всего это происходило у стен замка или монастыря во время больших церковных праздников. Свое название ярмарка получала по имени какого-нибудь Святого, храма или престольного праздника. Например, Васильевская, Филипповская, ярмарка Патриарха Модеста, ярмарка Варлаама, Владимировская, Покровская, Рождественская, Введенская, Христорождественская, Троицкая.

Время проведения ярмарки соответствовало праздникам по православному календарю. Двунадесятые («плавающие» по календарю) праздники, которые не имели конкретной даты, тоже присутствовали в названиях ярмарок. Такая периодичность не вызывала путаницы, так как по такому календарю жила вся Россия. Православные названия ярмарок составляли часть историко-культурного пространства всей России. Они отражали круг религиозных представлений, духовный мир и ценности массового сознания русского народа.

Одним из важных социальных аспектов ярмарки является ее социальный и профессиональный состав. Исторически на Руси, это, прежде всего, купечество. Его называют самым активным общественным слоем в Древней Руси, а затем в России. Во-вторых, это сами монастыри, которые принимали активное участие в товарообменной деятельности. В-третьих, крестьянство, которое долго сохраняло традиции языческой культуры. Вчетвертых, ремесленники, бюргерство, которые отражали ценности формирующейся городской культуры. В-пятых, аристократия, которая принимала участие в ярмарках, в большей степени в качестве потребителя ярмарочной продукции, но все же влияла на социокультурный уровень данного явления. Можно сказать, что представители всех социокультурных слоев, так или иначе, участвовали в ярмарках.

Таким образом, ярмарка становилась своеобразной площадкой, где встречались представители разных социальных слоёв и культур, происходил взаимообмен культурными ценностями и элементами, их синтез.

Экономическая культура проявляется в организации и управлении ярмарки. Социокультурные отношения проявляются как на официальном, так и неофициальном уровнях. Важная коммуникативная роль ярмарки характеризуется именно неформальными отношениями. Ярмарка характерна тем, что она собирает разнообразные вещи в определённом месте на короткий срок. Каждая в отдельности вещь – это не только материальный продукт труда, она обладает семантическим содержанием. Ярмарка с ее «миром вещей» – это своеобразный язык культуры. А сами вещи – знаки культуры, которые способствуют ее культурной диффузии, то есть распространению.

Вещь всегда обладает некой культурной информацией, например, географическое название места производства какой-либо вещи говорило о многом («тульское железо», «ивановское полотно», «тамбовская картошка»). Такое географическое имя отражает историю развития, культурные особенности данной территории, информацию об ее неповторимом культурном своеобразии [4].

Для российской культуры прошлых веков была характерна именно синтетическая культура местных промыслов и народных ремёсел. На ярмарках были представлены предметы декоративно-прикладного творчества, которые имели одновременно утилитарное значение и являлись предметом искусства (дымковская игрушка, оренбургские платки, вологодские кружева, хохломские изделия и т. д.).

Культуролог Й. Хейзинга утверждал, что потребность человека жить в красоте вырабатывалась в процессе эволюции: от ритуальности вещи к ее полезности [7]. Ярмарки всегда способствовали развитию традиционных кустарных промыслов. Известно, что с прекращением ярмарочной деятельности останавливалось и развитие того или иного вида декоративного творчества, так как ярмарка обеспечивала сбыт такой продукции.

В результате ярмарочного обмена (торга) между людьми происходит направленная передача информации, то есть осуществляются разнообразные коммуникативные процессы. Такие процессы происходят не только между личностями, но и между большими общностями и группами людей посредством культурных и экономических систем. В этом контексте, вещи как элементы данных систем становятся носителями культуры. Они отражают социально-культурную и экономическую информацию. В таких особенных товарных обменных отношениях проявляется социокультурная значимость ярмарочной вещи. Любая вещь обладает качеством товарности, а сам обмен – это значимая часть социокультурного обмена. В данном контексте товар играет не столько экономическую функцию, сколько не менее важную социокультурную функцию. А именно общение между людьми по поводу удовлетворения культурных потребностей.

Анализируя ярмарку как пространство выставочных вещей, можно сказать, что она несёт большую смысловую нагрузку. Вещь на ярмарке всегда представляется, выставляется для обозрения, продажи. Она находится в одном ряду, например, с исполнителями зрелищных представлений, которые также продают свою работу. В этом плане вещь может рассматриваться как мим-актёр, а сам продавец исполняет роль зазывалы в театр вещей.

Ярмарка характеризуется синтезом различных культур. Это могут быть национальные, этнические, профессиональные, традиционные, городские и сельские культуры. Она создаёт благоприятные условия для распространения культуры. В результате такого взаимодействия культур происходит их взаимообогащение, диалог, преодолевается непонимание, замкнутость смыслов. Исследования выявили, что там, где действовали ярмарки, население в большей степени было подвержено аккультурации. Это способствовало быстрому усвоению норм и ценностей чужих культур. Итак, ярмарочная вещь это, с одной стороны, носитель чужой культуры, а с другой – источник новой информации. Сама ярмарка может рассматриваться как культуросоздающий, информационный центр. Приятие или неприятие вещи чужой (иной) культуры будет зависеть от того, насколько она популярна, известна, полезна.

Социальные аспекты ярмарки связаны не только с определением места и роли ярмарочной вещи как ее структурообразующего элемента, но и с определением роли и места человека в экономической культуре ярмарки. В процессе деятельности человек формируется как культурно-историческое существо, то есть он создаёт социально-культурные смыслы, ценностные ориентиры, модели поведения.

2. Практическая часть

2.1 История ярморочной торговли в г. Лебедянь

 

Рис. 3 – Словарь учреждённых в России ярмарок

Первые упоминания в документах о ярмарочной торговле в Лебедяни относятся к начальной истории города в XVII веке. В «Словаре учреждённых в России ярмарок», вышедшем в 1788 году, говорилось, что на три годовые ярмарки в Лебедянь «…привозят товары из разных городов (рис. 3). Российские купцы – сукна шёлковые и бумажные, материи всякие, а обыватели – скотину, лошадей, съестные припасы и деревянную посуду. Особливо ж славна здешняя ярмарка лошадиным торгом» [8].

 

Рис. 4 – П. Н. Мяснов

Т

Рисунок 4 – П. Н. Мяснов

Рисунок 4 – П. Н. Мяснов

Рисунок 4 – П. Н. Мяснов

ри лебедянские ярмарки начала XIX века были знаменитыми на всю Россию и входили в пятёрку крупнейших в стране: Крещенская (Богоявленская) – в январе, Троицкая – в мае-июне и Покровская – в сентябре. В разные годы рейтинг, как бы сейчас сказали, т

Рисунок 3 – Словарь учреждённых в России ярмарок

ой или иной ярмарки в Лебедяни то повышался, то падал. По разным причинам. А вот Покровская своих лидерских позиций практически никогда не сдавала. И дело

Рисунок 4 – П. Н. Мяснов

не только в её торговом обороте. В 1825 году во время Покровской ярмарки группа молодых помещиков и гвардейских офицеров по инициативе и под руководством П. Н. Мяснова (рис. 4)

Рисунок 4 – П. Н. Мяснов

Рисунок 4 – П. Н. Мяснов

провела конные соревнования. #А уже в следующем году был утверждён устав Лебедянского скакового общества. Ч

Рисунок 4 – П. Н. Мяснов

Рисунок 4 – П. Н. Мяснов

Рисунок 4 – П. Н. Мяснов

Рисунок 4 – П. Н. Мяснов

ерез год после этого в левобережной части г

Рисунок 4 – П. Н. Мяснов

орода обустроили и открыли первый в России регулярный ипподром. На нём Скаковое общество, в которое входил цвет российского дворянства, ежегодно на протяжении трёх десятков лет проводило скачки и бега в дни осенней ярмарки. Это привлекало в сентябре в город многих коннозаводчиков, любителей лошадей и конных соревнований, а также офицеров-ремонтёров из кавалерийских частей. Да и дворянство соседних губерний стремилось в Лебедянь для решения хозяйственных вопросов, за развлечениями и покупками, на которые ярмарка была всегда щедра.

С 1845 года на Покровской ярмарке стала устраиваться выставка «сельских произведений» из Тамбовской и соседних губерний. Главными экспонатами на ней были выращенные в помещичьих и крестьянских хозяйствах лучшие образцы продукции полей, садов и огородов, а также орудия труда, скот, предметы быта. Жители городов и селений показывали изделия разно­образных промыслов. По итогам выставки победителям из дворянского и городских сословий вручались одна малая золотая медаль и три больших серебряных. Шесть малых серебряных медалей предназначались для всех участников, а денежные премии вручались исключительно крестьянам. Имена награждённых публиковались в центральных и губернских периодических изданиях. Записки Лебедянского общества сельского хозяйства.

 

Рис. 5 – Н. П. Шишков

С 1847 года в сентябре в городе стали ежегодно собираться на свои заседания члены образованного Лебедянского общества сельского хозяйства, объединявшего в своих рядах помещиков пяти губерний – Тамбовской, Рязанской, Орловской, Воронежской и Тульской. Инициатором создания Общества и бессменным президентом был данковский помещик Н

Рисунок 5 – Н. П. Шишков

. П. Шишков (рис. 5).Словарь учреждённых в России ярмарок.

На заседаниях Общества обсуждали достижения передовой агрономической науки и обменивались опытом хозяйствования. С 1848 по 1861 год было издано 22 тома «Записок Лебедянского общества сельского хозяйства», представлявших собой по существу летопись деятельности Общества. И, кроме того, они содержали большой и ценный материал по всем отраслям сельского хозяйства применительно к условиям губерний Центральной России. Картина П. Соколова «Конная ярмарка в Лебедяни» (рис. 6).

 

Рис. 6 – Конная ярмарка в Лебедяни

Таким образом, определяющее место в ряду лебедянских ярмарок осенняя Покровская занимала во многом благодаря деятельности Скакового общества и Общества сельского хозяйства. Сама Покровская ярмарка проводилась на специально отведённой для этого территории, располагавшейся между северной частью города за улицей Тульской и пригородными слободами с Троицким монастырем. Ярмарочная площадь представляла огромный прямоугольник в 23 десятины 2375 квадратных саженей (почти 25 га). На ней были построены помещения для торговли, а сама площадь поделена на сектора, в каждом из которых шла купля-продажа определённых товаров. За организацией и порядком, соблюдением правил торговли следил ярмарочный комитет. Он же собирал данные о количестве привезённых и проданных товаров, а также отслеживал цены на них.

В начале XIX века Покровская ярмарка продолжалась две недели, но с ростом торговых оборотов и экономического значения её продолжительность была увеличена до трёх недель. Как правило, в пору своего расцвета она проводилась с 10 сентября и до первых чисел октября. Сигналом для начала торгов служил флаг, который поднимался по решению ярмарочного комитета. Спуск флага означал окончание ярмарки и обязательное прекращение всякой торговли.

В ярмарочные дни в Лебедянь пригоняли огромное количество породистых рысистых лошадей, заводских, возовых, ямских и обычных крестьянских. Их счёт шёл на тысячи. Кроме лошадей приводили в изобилии скот, привозили зерно, муку, мясо, сахар, масло, мыло, воск, табак, чай, кофе, шерстяные, шелковые, бумажные ткани, сукно, кожи, посуду, серебряные изделия, предметы роскоши, бумагу, железо и изделия из него, разнообразные деревянные поделки и многое другое, в том числе сибирские меха. Возами продавались овощи, яблоки и арбузы.

В отдельные годы на саму ярмарку прибывало до 8000 человек, в том числе греки, армяне, персы, калмыки, татары, цыгане, малороссийские и донские казаки, в результате чего население города, по меньшей мере, удваивалось, а то и утраивалось. Поэтому многие лебедянцы, особенно те, кто жил неподалеку от ярмарочной площади, сдавали приезжим свои дома, дворы, конюшни, амбары. А полученные таким образом средства позволяли им жить, не заботясь о хлебе насущном, до следующей ярмарки.

Признаки упадка ярмарочной торговли в Лебедяни стали проявляться уже накануне крестьянской реформы и в первые годы после неё. И сказывалось это не только в уменьшении торговых оборотов, но и в том, что в конце 1850-х годов завершилась деятельность Лебедянского скакового общества, которое перестало проводить скачки и бега. А за ним и Общество сельского хозяйство прекратило свою деятельность в 1862 году.

Во второй половине XIX века время проведении Покровской ярмарки сокращается до двух недель. Но она всё ещё сохраняла значение как важная ярмарка сельскохозяйственной продукции, сырья, ремесленных товаров в Центральном Черноземье. Об этом можно судить как по документам, так и по публикациям в газете «Тамбовские губернские ведомости».

Как правило, сразу после завершения осенней ярмарки, уже в начале октября, кто-либо из её участников или очевидцев присылал корреспонденцию, которая достаточно оперативно публиковалась в неофициальном отделе губернской газеты. Автор делился с читателями собственными впечатлениями. Иногда его оценки были достаточно эмоциональными и весьма субъективными. Но в таких статьях обязательно публиковались статистические данные, как правило, в форме перечня цен на важнейшие товары и объёмы их продаж. Объединяло авторов таких корреспонденций пореформенного периода то, что все они прекрасно видели упадок ярмарочной торговли вообще и снижение значимости Покровской ярмарки в частности, сожалели об этом и даже пытались разобраться в причинах явления.

За жизнь одного поколения лебедянцев во второй половине XIX века Покровская ярмарка, как и две другие, превратилась из весьма значимых, играющих огромную роль в развитии экономики страны в региональные торжища. Катастрофически упали обороты ярмарок. За полвека, с 1851 по 1902 год, в 25 раз в стоимостном выражении снижается количество привезённых товаров на Покровскую ярмарку, а сумма проданных – более чем в 22 раза! И это в условиях, когда цены на товары за столь длительный срок, разумеется, выросли.

Несмотря на тенденцию к падению значения ярмарочной торговли в городе, списывать со счетов ярмарки в Лебедяни оказалось рано. Они продолжали проводиться и вызывали интерес у скупщиков и торговцев сельскохозяйственной продукцией, сырьём, скотом и лошадьми. И во многом именно благодаря торговле лошадьми они продолжали существовать.

1913 год стал для Покровской ярмарки, по всей видимости, последним в смысле должной организации и объёмов торгов, так как в 1914-м началась Первая мировая война, затем революции и Гражданская война. Хотя есть сведения, что сентябрьские Покровские ярмарки проводились и во времена НЭПа при советской власти ещё в середине 1920-х годов.

2.2 Фото-тур Лебедянских ярмарок

 

Рис. 7 – Ярмарка на день города

Любовь к ярмаркам у лебедянцев в крови. Поторговаться, купить, продать – мёдом не корми. Поэтому к походам на рынок горожане относятся как к выходу в свет: надевают лучшие наряды, берут с собой детей и других близких родственников и проходят все ряды и магазины (рис. 7).

Рис. 8 – Продовольственные товары

На ярмарке лебедянцы по доступным ценам могут приобрести мясо свежее и мясные деликатесы, колбасные изделия, сыры, муку, бакалейную группу товаров, хлебобулочные изделия, молочную продукцию, сахар, свежие овощи и фрукты, кондитерские изделия, зерно (рис. 8- 10).

Рис. 9 – Продовольственные товары

Рис. 8 – Продовольственные товары

Рис. 12 – продукция ООО «Агроном сад»

Рис. 10 – Продовольственные товары

Кроме продовольственных товаров можно приобрести различные промышленные товары: одежду, обувь, текстиль, трикотаж, постельное белье, чулочно - носочные изделия, хозяйственные товары.

Рис. 11 –Товары индивидуальных предпринимателей

Рис. 12 – продукция ООО «Агроном сад»

Рис. 11 – Овощи местных индивидуальных предпринимателей

Рис. 11 – Овощи местных индивидуальных предпринимателей

Рис. 11 – Овощи местных индивидуальных предпринимателей

Рис. 11 – Овощи местных индивидуальных предпринимателей

Рис. 11 – Овощи местных индивидуальных предпринимателей

Рис. 12 – продукция ООО «Агроном сад»

Рис. 12 – продукция ООО «Агроном сад»

Рис. 12 – продукция ООО «Агроном сад»

Рис. 12 – продукция ООО «Агроном сад»

Рис. 12 – продукция ООО «Агроном сад»

а ярмарке принимают участие товаропроизводители Лебедянского района: ОАО «Лебедянский сахарный завод» реализовывают сахар; ООО «Лебедянское»

Рис. 12 – продукция ООО «Агроном сад»

и ЗАО «Большие Избищи» предоставляют для личных подворий на корм птицы и скота пшеницу, ячмень. Можно приобрести овощи и фрукты местных индивидуальных предпринимателей (рис. 11, 12)

Рис. 11 – Овощи местных индивидуальных предпринимателей

. Рис. 12 – продукция ООО «Агроном сад»

Рис. 12 – продукция ООО «Агроном сад»

Личные подсобные хозяйства и садоводы-любители Лебедянсого района организовывают продажу живой птицы (кур несушек, цыплят-бройлеров, утят), саженцев садовых деревьев и кустовых роз, многолетних цветов, свежей зелени, продукцию пчеловодства (рис. 13).

Рис. 13 – Тематическая ярмарка саженцев, товаров для сада и огорода

В современной культуре возрождение и развитие ярмарочной деятельности – достаточно актуальная тема. Такая деятельность может способствовать улучшению социокультурной и экономической ситуации в городе, поскольку организация и проведение ярмарки сопровождаются значительными изменениями в городской среде. Развитие местной экономики улучшает инвестиционный климат и открывает возможности для развития эксклюзивных видов культурного досуга, образования, творческих индустрий, науки.

Ярмарка – это культурный ресурс городского пространства. Воспроизводятся (и таким образом сохраняются) традиционные народные ремесла, фольклор, декоративно-прикладное творчество. Кроме того, происходит обновление городского пространства, которое способствует динамике развития городской культуры, развития культурного туризма и т. д.

Выводы

1. Ярмарка - это ежегодно повторяющиеся рыночные мероприятия, проходящие в определенный период времени, где представляются и реализуются товары и услуги фирм-участников одной или нескольких отраслей промышленности, нацеленных на заключение прямых торговых сделок.

2. Городские ярмарки можно отнести к исторически первой форме свободных рынков, на которых были представлены самые разнообразные виды деятельности. Актуальность ярмарки в пространстве городской культуры определяется ее коммуникативной сущностью в процессе социальной, культурной и экономической интеграции.

3. Ярмарка становится механизмом улучшения благосостояния, улучшения социального, психологического, эмоционального самочувствия , это инструмент сохранения исконных сельских традиций, инструмент здорового общения, культурного творчества, возможность вхождения в рыночные отношения жителей города.

4. Роль Лебедянских ярмарок в развитии родного города значительна, они могут способствовать улучшению социокультурной и экономической ситуации. Поскольку организация и проведение ярмарки сопровождаются значительными изменениями в городской среде.

Заключение

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr — год, markt — рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы. За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи.

В XIX веке русские ярмарки играли важную информационную и культурную роль. На них жители разных городов и регионов обменивались новостями, здесь же общались с торговцами из других стран. С середины XIX века в город на время торгов стали приезжать гастролеры: оперные и балетные труппы.

Анализируя ярмарку как пространство выставочных вещей, можно сказать, что она несёт большую смысловую нагрузку. Вещь на ярмарке всегда представляется, выставляется для обозрения, продажи. Она находится в одном ряду, например, с исполнителями зрелищных представлений, которые также продают свою работу.

Социальные аспекты ярмарки связаны не только с определением места и роли ярмарочной вещи как ее структурообразующего элемента, но и с определением роли и места человека в экономической культуре ярмарки. В процессе деятельности человек формируется как культурно-историческое существо, то есть он создаёт социально-культурные смыслы, ценностные ориентиры, модели поведения.

Ярморочная деятельность может способствовать улучшению социокультурной и экономической ситуации в городе, поскольку организация и проведение ярмарки сопровождаются значительными изменениями в городской среде. Развитие местной экономики улучшает инвестиционный климат и открывает возможности для развития эксклюзивных видов культурного досуга, образования, творческих индустрий, науки.

Ярмарка – это культурный ресурс городского пространства. Воспроизводятся (и таким образом сохраняются) традиционные народные ремесла, фольклор, декоративно-прикладное творчество. Кроме того, происходит обновление городского пространства, которое способствует динамике развития городской культуры, развития культурного туризма и т. д.

Список литературы

Акимов В.В. «Лебедянь. От А до Я» Липецк, ООО «ИГ "ИНФОЛ». 2005. – 95 с.

Акимов В.В., Надов К.О. «Лебедянь. От Сенной до Ярмарочной. Исторический фотопутеводитель по центру Лебедяни 1913 года» (Москва). 2014. – 102 с.

Акимов В.В. «Лебедянская палитра». Лебедянь. 2019. – 89 с.

Зотова Л.Р. Креативный город: творческие индустрии и развитие городов // Креативная экономика. 2021. № 11. С. 1465-1490

История ярмарок в России [Электронный ресурс] -https://www.culture.ru/materials/253302/istoriya-yarmarok-v-rossii

Кривошеин Н.В., Первицкий Ю.П. «История Лебедянского края (1605-2021). Хронологический справочник». Липецк. 2022. – 213 с.

Лэндри Ч. Креативный город. М.: Изд. дом «Классика-ХХI». 2019. -399 с.

Первицкий Ю.П. «Не зря мы ворошим прошлое». 2015. – 125 с.

Рунова Е.М. «Исследовательская деятельность на прогулках». Волгоград. 2019. – 354 с.

Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение. 2021. - 520 с.

Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт-Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2020 – 119 с.

Просмотров работы: 64