Сравнение кукол народов Пермского края

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Сравнение кукол народов Пермского края

Антонова Е.В. 1
1МАОУ "Гимназия № 17" г.Перми
Аксёнова Н.В. 1
1МАОУ "Гимназия № 17" г.Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Я, как и многие девочки, очень люблю играть в кукол. Однажды бабушка моего папы сказала мне, что в ее детстве были совсем другие куклы. Подруга моей мамы, приходя к нам в гости, всегда интересуется моими куклами, и тоже говорит, что в детстве у нее были другие куклы. Бабушка выросла в башкирской деревне, а подруга моей мамы – в Коми-Пермяцком округе. Пермский край – многонациональный, в нем проживает много разных национальностей. Мне стало интересно, а какие куклы были в детстве у моих бабушек, мамы и ее подруг и были ли куклы разных народов похожи между собой? Я решила изучить кукол народов, проживающих в Пермском крае.

Цель исследовательской работы – изучение кукол народов Пермского края.

Предмет исследования: схожесть кукол разных народов

Объект исследования: куклы

На основе цели, предмета и объекта исследования была сформирована гипотеза: «Предположим, что куклы народов Пермского края похожи между собой, так как эти народы живут в тесной взаимосвязи друг другом».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 

Изучить понятие «кукла».

Изучить виды кукол.

Изучить информацию о куклах татарского и башкирского народа.

Изучить информацию о куклах русского народа.

Изучить информацию о куклах коми-пермяцкого народа.

Изучить способы изготовления некоторых кукол.

Изготовить свою куклу на основе полученных знаний о куклах народов Пермского края.

Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что изучая историю кукол народов Пермского края, мы изучаем историю не только кукол, но и края в целом. Мы изучаем историю людей, живущих в нашем крае.

Методы: изучение литературы, изучение материалов, собранных местными краеведами, изучение воспоминаний очевидцев, самостоятельное изготовление различных кукол.

Перспективы: продолжить работу по дальнейшему сбору информации об истории различных кукол и их месте в жизни нашего народа.

Новизна исследования заключается в том, что куклы не изучаются в школе, а интерес к культурному наследию своего народа возрастает.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы расширяют наши знания по истории родного края. Данный материал можно использовать на уроках труда, ИЗО, окружающего мира, а также при проведении внеклассных мероприятий.

Глава 1 Теоретическая часть

Понятие куклы

Определение «кукла» многозначно. Кукла – универсальный предмет в культуре любого народа, обладающий множеством различного рода функций, от детской игрушки до заменителя человека в ритуалах народной медицины, олицетворения духов предков, воплощения демонологических персонажей.

Изучив различные словари, мы пришли к выводу, что понятие «кукла» в них дается почти одинаковое.

В словаре В.И.Даля дается такое определение: «Ку́кла — предмет (фигура) в виде человека или животного, сделанный из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и других материалов» [1, Стр. 412].

В словаре С.И.Ожегова дается такое понятие: «Кукла – 1)детская игрушка в виде фигурки человека. 2) фигура человека или животного в театральном представлении, управляемая из-за ширмы актером. 3) фигура, воспроизводящая человеческое тело» [2, Стр. 313].

Таким образом, мы познакомились с определением «кукла», которое звучит почти одинаково для разных кукол и в нем почти всегда дается указание из чего могут быть изготовлены эти куклы.

Виды кукол

В настоящее время существует множество видов кукол и их классификаций. Чтобы поближе познакомиться с разновидностями кукол, остановимся поближе на некоторых из них:

- куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).

- куклы-домовые (суседко) символизируют благополучие в доме, охраняют жилище от нечистой силы. У домового могут быть: деревянная ложка, чтобы хозяева были всегда сыты; ключ от дома, чтобы мир был дома; мешочек с крупой, чтобы в доме были запасы еды; монетка, чтобы в доме деньги водились.

- куклы-неразлучники обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

- куклы кубышки (травницы) были наполнены душистой лекарственной травой. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

- игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: травы, шишек, глины, древесного угля, мха и ткани. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов.

- обрядовые куклы изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных). Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Некоторых кукол после обряда передавали играть детям.

Изучив какими бывают куклы, мы узнали, что видов кукол огромное множество и используют кукол не только для игры, но и для различных обрядов, оберегов и т.п.

История кукол народов Пермского края

Население Пермского края многонационально. Но так как разные народы живут бок о бок, их быт, привычки очень схожи.

Чаще всего народы Пермского края делали кукол из ткани, дерева, соломы. Для игры в куклы делали также много других предметов: сумочки и мешочки для хранения кукольного имущества, одеяла и подушки, кукольные платки, посуду. Обычно изготовлением кукол занимались взрослые. Мамы с детства приучали своих дочек делать кукол и учили их делать различные предметы одежды для кукол. А. Н. Рейнсон-Правдин писал, что «по игрушкам девочки, по качеству её ранних работ жених судил об умении невесты. Считалось, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет в будущем хорошей хозяйкой и мастерицей» [3, Стр. 123].

История кукол русского населения Пермского края, к сожалению, почти не исследована. Русское население Пермского края куклу называло куклёнок и куклёнка. Татары называли кукол курчак, а у коми-пермяков куклу называли «акань». В переводе «акань» означает «маленькая (игрушечная) сестренка», игрушка или кукла.

Тряпичные куклыбыли самыми распространёнными, ведь ткань — доступный и удобный материал для преобразования и создания разных фигур. Игрушки получались разнообразными по своему размеру, форме, составу деталей и цветовой палитре.

Самым распространенным способом изготовления кукол у всех рассматриваемых нами народов был метод скрутки. То есть брали два куска материи, иногда это были платки или полотенца, один из них скручивали валиком, а вторым повязывали голову кукле, как будто это платок. Если мастерили такую куклу из платков или полотенец, то эту ее можно было быстро разобрать, а вот если делали из ненужных тканей, то такой куклой можно было играть долго.

Также часто кукол делали на щепе. В этом случае брали небольшую плоскую палочку, длиной примерно 20 см, оборачивали ее тканью, а потом делали ей одежду. Некоторым куклам рисовали лицо, а некоторым нет, так как считалось, что если лицо у куклы не нарисовано, то в нее не могут вселиться дурные духи, которые потом могут навредить ребенку.

Некоторые мастерицы делали кукол набивным методом, когда туловище и голова куклы набивались соломой, мхом, куделью. Таким куклам чаще всего пришивали руки и ноги, делали красивые платье.

Летом делали кукол из травы или соломы. В деревне Кашка Куединского района, например, такие куклы свертывали их листа репейника и перевязывали травой: «Из попушок куклу сворачивали и платья шили, перевязывали травой» [4, Стр. 18]. Изготовление кукол из соломы было очень простым, они выполнялись из согнутого пополам пучка соломы. Затем для такой куклы делали одежду. В деревне Красная Горка Куединского района была интересная игра с соломенными куклами: делали несколько таких кукол и играли ими на столе, заставляя плясать, для чего кукол выставляли на столешнице, а под столом в такт ударяли кулаком по столешнице. От равномерных ударов куклы начинали «плясать», ходить по кругу или двигаться хаотично.

Старожилы Коми-Пермяцкого округа также помнят, что некоторые мастера могли изготавливать кукол-марионеток, которые приводились в движение с помощью нитей. Секретом изготовления таких кукол мастера старались не делиться, поэтому их часто называли «колдунами». В некоторых местностях коми-пермяки делали кукол из глины.

У русского, татарского и башкирского народа кукол чаще всего использовали для игры. У коми-пермяцкого народа кукол очень часто использовали в различных обрядах, например на свадьбах и при святочных гаданиях. Во время зимних святок по народному обычаю девушки проводили гадания, ворожили о своей судьбе. В одном из них использовали маленькую куколку. Её вместе с другими предметами (куском хлеба, кольцом, монеткой и другими) прятали под горшки и чугунки. Затем каждая девушка выбирала себе один горшок. По обнаруженной под ним вещи судили о будущем. Кукла означала рождение ребёнка в наступающем году.

Изучив информацию о том, как и из чего делали кукол народы Пермского края, мы пришли к выводу, что куклы народов, проживающих на территории Пермского края, очень похожи между собой, они выполнялись схожими способами, с использованием только натуральных материалов, чаще всего без использования иголки.

Глава 2. Исследовательская часть

2.1. Изготовление куклы русского народа (на щепе)

Вариантов изготовления кукол очень много. Практически в каждой местности были свои особенности в изготовлении кукол. Мы решили остановиться на некоторых из них и самостоятельно изготовить кукол некоторых народов Пермского края.

Для изготовления игровой куклы русского народа мы взяли щепку высотой 26 см, шириной — 5 см, которую обернули белой натуральной тканью на высоту 16 см (16×16). Вверху ткань заложили в складку и зашили. Сзади на середине ткань зашили «косым швом». Подобным образом обернули нижнюю часть щепы тёмной тканью (15×20). Ткань соединили посередине щепы «косым швом». Из лоскута размером 9×10 см изготовили руки-скрутки и закрепили швом «через край» на расстоянии 7 см от верхней части щепки. На куклу сшили рубаху из двух квадратов (12×12), которую закрепили пояском. Изготовили кукле волосы из ниток. Так у нас получилась кукла-мальчик (Приложение № 1).

Получившаяся кукла не похожа на кукол, которыми сейчас играют дети, у куклы не разделены ноги, нет лица, но она нам так понравилась, что мы по такой же технологии изготовили куклу-девочку.

2.2. Изготовление куклы татарского и башкирского народа

Куклу татарского и башкирского народов мы изготавливали по воспоминаниям моей прабабушки Занозиной Зои Васильевны, проживающей в г.Чернушка. Бабушка выросла в башкирской деревне, где в детстве они сами делали точно таких же кукол. Для изготовления куклы мы взяли натуральные ткани: ситец и лён. Из ткани размером 20х20 см. с помощью ваты сформировали голову. На уровне шеи накрутили лоскут ткани 24х30 см и закрепили его крепкой нитью. На куклу надели косынку. Готовую куклу завернули в пелёнку (48×34). Для этого пелёнку положили в виде ромба, согнули её верхнюю часть; уложенную сверху куклу обернули сначала с правой стороны, затем — с левой и, наконец, снизу; концы пелёнки сверху скрепили вязочкой из остатков ткани (Приложение 2).

Куклу по данной технологии изготовить несложно, с этим могут справиться даже дети без помощи взрослых. Изготовленная таким способом кукла стала моей самой любимой! Она настолько приятная, что ее не хочется выпускать из рук.

2.3. Изготовление куклы коми-пермяцкого народа

Существует множество способов изготовления куклы коми-пермяцкого народа, которую называют «акань». Мы решили сделать куклу «акань» вместе с подругой моей мамы Баяндиной Ольгой Леонидовной, по рассказам Марии Ивановны Осиповой, 1968 г. р., родом из деревни Демидово Косинского района [4, Стр. 69]. Кукла выполняется без использования иголки. В ее основе скатка из плотной ткани. Высота куколки в готовом виде 17 см. Верхнюю часть куклы оформили белой тканью. Платок, руки и фартук выполнили из хлопчатобумажных тканей с растительным орнаментом. В области груди куклу перевязали хлопчатобумажным лоскутом (10×18), узел образует грудь куколки. Поверх данной конструкции накинули ткань белого цвета (20×20), которая фиксируется белой нитью в области шеи и подвязывается фартучком Т-образной формы в области талии. Размер фартука 6×6 см, тесёмки фартучка длиной 8 см. На кукле надета косынка, размер нижней части треугольника составляет 22 см.

Способы изготовления кукол «акань» настолько разные, но в то же время простые, что каждый человек может сделать для себя такую куколку. Ее можно сделать простым методом скрутки, без ручек и ножек, а можно сделать кукле и руки, и ноги, и нарядить в красивые одежды. Куклы «акань» любят различные украшения, например бусы, которые мы сделали из натурального дерева.

2.4. Создание своей куклы на основе знаний,

полученных о куклах народов Пермского края

Ознакомившись с огромным разнообразием кукол, которыми играли наши бабушки и прабабушки, нам захотелось объединить все эти куклы в единое и сделать куклу, которой бы мне было интересно играть сейчас. Для изготовления такой куклы мы взяли натуральные ткани: ситец и лен. В основу куклы вместо щепки мы взяли круглую основу высотой 30 см., на нее прикрепили пластиковый шарик и сформировали из него голову. Затем всю эту конструкцию обернули синтепоном, а поверх него белой тканью, которую закрепили косым «швом». Обозначили место талии плотной ниткой. Затем изготовили кукле руки, пришили их на высоте 7 см. от головы. Затем сшили кукле рубаху. Юбку сделали многослойную и закрепили ее методом привязывания и последующего выворачивания ткани. Лицо кукле мы рисовать не стали. Получившаяся кукла мне очень понравилась, и я стала с ней часто играть.

Изготовив самостоятельно кукол некоторых народов Пермского края, мы пришли к выводу, что процесс их изготовления не сложный, понятный даже детям, а полученный результат очень приятный и красивый. У всех народов самым популярным способом изготовления куклы был метод скрутки ткани. Почти всегда кукол делали без использования иголки и только из натуральных материалов. Лица куклам не рисовали, чтобы в них не вселялись злые духи. Но и без нарисованного лица, куклы как будто оживают в наших руках. Играть с такими куклами очень интересно. Можно самим придумать, какие эмоции выражает кукла в тот или иной момент.

3. Заключение

Сравнив в свой работе кукол народов Пермского края, мы пришли к выводу, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования подтвердилась: куклы народов Пермского края были очень похожи друг на друга.

Все народы делали кукол из натуральных тканей, очень часто без применения иголки, используя только нитки для связывания отдельных деталей.

Также мы пришли к выводу, что куклы русского, татарского и башкирского народа чаще всего использовали для игры детей, а вот коми-пермяцкий народ часто использовал кукол не только для игр, но и при каких-либо обрядах.

Почти все народы делали кукол без лица, так как считали, что в такую куклу не могут вселиться злые духи и навредить ребенку или взрослому.

Изготовление кукол своими руками также имеет и практическое значение: дети учатся работать с различными материалами, развиваются мелкая моторика и воображение.

В настоящее время интерес к старинным куклам очень большой, возможно, это связано с тем, что куклы каждого народа несут в себе частичку истории этого народа и тепло сердца того, кто эту куклу сделал.

Передавая историю о куклах из поколения в поколение, мы сохраняем свою историю, которую должен знать каждый человек нашей страны.

Считаю, что практическая значимость моей работы очень большая, ведь я узнала очень много полезной информации и заинтересовалась изучением истории кукол и истории моей родины.

В будущем мне хотелось бы продолжить изучение вопроса о куклах, о различных способах их изготовления, об их нарядах, а также о мастерицах, которые их делали.

Литература и информационные ресурсы

Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. //Москва. Эксмо. 2015.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва. изд. «Русский язык», 1990 г.

Рейсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера//СЭ.1949. № 3).

Традиционная кукла народов Пермского края. Санкт-Петербург, изд. «Маматов», 2014 г.

https://vk.com/club6029383

http://www.hnh.ru/handycraft/2010-08-20-3

http://iamruss.ru/traditsionnye-kukly-russkih-iz-permskogo-kraya/

Приложение № 1

Изготовление куклы русского народа (на щепе)

   
   
   

Приложение № 2

Изготовление куклы татарского и башкирского народа (курчак)

Приложение № 3

Изготовление куклы коми-пермяцкого народа («акань»)

Приложение № 4

Создание своей куклы на основе знаний,

полученных о куклах Пермского края

Просмотров работы: 283