ВВЕДЕНИЕ
Сибирью называют часть Азии от Урала до горных хребтов побережья Охотского моря, от Северного ледовитого океана до казахских степей Монголии. Сибирь – это часть огромной территории России, которую населяли и населяют народы Древней Сибири. Это неотъемлемая часть истории России, о которой должен знать каждый гражданин Российской Федерации. Мы проживаем в Наукограде Кольцово, который находится рядом с Академгородком. На этой территории проживали древние сибирские народности, в том числе и телеуты, о которых мало информации, что делает нашу тему актуальной.
Объект исследования: народы Древней Сибири.
Предмет исследования: телеуты.
Цель исследования: изучение истории существования сибирского народа - телеутов.
Задачи:
Изучить литературу и другие материалы по теме.
Узнать историю народонаселения Сибири.
Найти и раскрыть историю сибирского народа - телеутов.
Создать национальный костюм телеутов.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
НАРОДЫ ДРЕВНЕЙ СИБИРИ
Сибирь славится своей многонародностью. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.
Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.
Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.
Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.
Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.
Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.
К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.
К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены (коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).
Согласно Конституции РФ, каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.
В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.
Алтайцы. Место их проживания довольно компактно – это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации - Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия – шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.
Ненцы – один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы – кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.
Эвенки – народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса – примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки – народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки – прирожденные охотники и следопыты.
Ханты – коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов – рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков – шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.
Эвены – народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык – тунгусский. Места проживания – Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.
Чукчи – кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия – анимизм. Коренные промыслы – охота и оленеводство.
Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия – шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.
Всего на территории Сибири насчитывается 43 народности, каждая из которых достойна отдельного рассмотрения.
ТЕЛЕУТЫ
Телеуты (самоназвание: теленнет, тадар, байатпачат) — тюркский коренной малочисленный народ в России, ведущий своё происхождение от тюркоязычного кочевого населения юга Западной Сибири. Язык и культура телеутов тесно связаны с языком и культурой алтайцев, этнотерриториальной группой которых они официально считались до 1993 года[2]. Современные телеуты компактно проживают в южных районах Кемеровской области.
Ч исленность в России составляет 2643 человека (2010), из них в Кемеровской области — 2520 чел. Телеуты являются преимущественно сельскими жителями. Около двух тысяч человек живут в сёлах Беково, Челухоево, деревнях Верховская, Шанда, селе Новобачаты на территории Беловского и Гурьевского муниципальных районов. Это так называемые «бачатские телеуты», живущие по рекам Большой и Малый Бачат (бассейн Оби). Также телеуты живут в Новокузнецком муниципальном районе Кемеровской области и Шебалинском муниципальном районе Республики Алтай. До появления Новосибирской ГЭС деревня Телеутская Землица располагалась рядом с Новосибирским Академгородком на месте Центрального пляжа. В деревне проживало около 200 человек, пасли скот, поклонялись березам в священной рощице.
Телеутский язык относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи как отдельный язык или, по другой классификации, является диалектом южно-алтайского (собственно алтайского) языка. В последнем случае он распространён не только в Кемеровской области, но и в Республике Алтай (Шебалинский муниципальный район, вдоль реки Катуни и её притока реки Семы) и Алтайском крае. По официальным данным 2010 года, телеутским языком в России владели 975 человек (около 37 % телеутов). В то же время, практически все телеуты владеют русским языком.
Антропологически телеуты относятся к монголоидной расе центрально-азиатского типа. Но наряду с типичными монголоидными признаками у них во внешности есть европеоидный: светлый оттенок кожи.
Телеуты издавна делились на полукочевых скотоводов и охотников. Скотоводы разводили крупный рогатый скот, баранов и свиней, но в основном занимались коневодством. В каждом роду было свое тавро. Социальный статус телеута зависел от числа голов в табуне.
С XIV века телеуты обрели славу искусных наездников. Они знали много способов, как стреноживать и объезжать самых норовистых лошадей.
Охота нужна была им и для прокорма семей и для уплаты ясака шкурами. Кроме того, телеуты ловили рыбу, собирали ягоды, грибы и орехи.
После объединения с русскими телеуты научились пахать землю и разводить пчел. Телеуты всег Древние верования телеутов смешались с бурханизмом и шаманизмом. Некоторые свои традиции телеуты переняли у других малочисленных северных народов, а также у тюрков, алтайцев и русских.
Традиционная религия телеутов – шаманизм. Шаманы видят Вселенную, как конструктор из сфер. Небо в их представлении состоит из 16 слоев. В каждом обитают свои ульгени (духи). Шаманство у телеутов передавалось по наследству, при этом шаманами могли становиться как мужчины, так и женщины. Шаманы поддерживали культ эмегендеров – охранниц детей и рожениц. Кукол-эменгендеров изготавливали из тряпок, без конечностей. Очертания лица у них обязательно были нечеткие, как будто смытые, вместо глаз - бисеринки. Обрядовых кукол передавали по женской линии.
Моления и обряды телеуты совершали в священных местах. До наших дней известно такое место на горе Шаату («Звенящая») в Шанде. Телеуты считают, что это место обитания духов их предков. Они верили, что если загадать желание и стать в одну из впадин на этой горе, то можно услышать или звон как знак того, что желание сбудется, или гром как предвестник беды.
Как уже было сказано, телеуты преуспели в кузнечном деле и особо почитали кузнецов, которые в телеутской мифологии изображены как повелители огня.
С XIX века началась христианизация телеутов. Большую роль в этом сыграли миссионеры из Алтайской духовной миссии. Они открыли для телеутов первые школы и начали формировать в народе образованное сословие.
Однако принятие христианства не помешало телеутам сохранить их традиционные праздники. Например, Троицу они празднуют вместе с Сомо. В этот весенний праздник у них принято было молиться вместе с шаманом самым уважаемым богам в березовой роще. По окончании праздника каждая семья приносила к своей изгороди «сомо» – символ бога, воплощенный в молодой березке. Шаман камланием освящал берёзовые стволы, после чего к ним привязывали белые и красные полоски материи. Эта традиция сохраняется у телеутов и доныне.
Кроме того, у них очень долго, вплоть до середины XX века сохранялся обычай общего угощения после забоя скота.
У телеутов брак можно было заключить двумя способами: через сватовство и через похищение. До начала XX века телеуты практиковали браки с несовершеннолетними, когда половозрелую девушку выдавали за 12-летнего мальчика. Церемония состояла из куды (сватовства), яраштыка (мирения) и той (пира). Обычно за невесту необходимо было заплатить калым в 2-3 лошади плюс туша барана или кобылы, плюс алкоголь и деньги. Невеста готовила к этому дню приданое, куда входили платья, шубы, домашная утварь и постельные принадлежности. Свадебный наряд шился только из красной материи, а с изнанки обшивался синими лентами, которые символизировали небо. Традиционная шапка для этого торжества называется «киш порук» и украшена синей кистью. Золото, серебро и ткани аналогичных оттенков имели сакральное значение, ведь телеуты верили в покровительницу женщин Маг-ана с серебряными волосами, которая защищает свой народ, вооружённая золотым луком. Верховный бог Бай Ульген, кроме того, обитал на вершине золотой горы и сидел на золотом троне в золотом дворце. Поэтому воротник женских свадебных и просто нарядных платьев расшивали нитями из золота и серебра, а также украшали акчей – металлическими бляшками. Наряды для свадебных торжеств, кроме того, украшали нагрудниками из бересты, обшитыми тканью, бисером, монетами и вышивкой. Эти нагрудники состояли из двух частей, символизирующих женское и мужское начало. Женщины обязательно надевали на свадьбу серебряные серьги, браслеты и накосники с каури, поскольку телеуты верили, что ракушки каури защищают от сглаза. По этой же причине они клали каури в колыбельки детей.
Еще один интересный телеутский ритуал – укладывание новорожденного в колыбельку. Обряд совершался в новолуние, обязательно в присутствии старейшины рода.
Похороны и поминки у телеутов-христиан совершаются по канонам православия. Умерших обычно хоронили через два дня после кончины. В пути на кладбище исполняли сыгыт – плачи. В гроб клали гостинцы для умерших, посуду из дерева с надломанным краем, что-то из любимых вещей усопшего. Умершего обряжали в национальный костюм сообразно времени года. Очень важный момент – наряд лошади, которая везёт гроб. Эту лошадь покрывали коврами, обвивали шалями, вплетали ей в гриву ленты. После похорон самый старший член семьи объезжал на этой лошади всю родню усопшего. Или водил ее в похоронном убранстве по знакомым и родне покойного. Все они должны были покормить эту лошадь овсом, а провожатого напоить чаем и вином. Поминки делали на седьмицу и сороковины. Во время поминок обрядовую лошадь закалывали, мясо её съедали, а убранство раздавали. Иногда лошадь отдавали в бедные семьи. Траур соблюдали три года. В первые 40 дней вдова не выходила из дома. Она распускала косы и носила вывернутую наизнанку одежду с распоротым воротником. Над могилой устанавливали сруб.
Духовная культура телеутов основывается на эпосах, самые известные из которых – о героях: «Алтай Куучун» и «Козийка и Баян-Слу». Эпос исполняют кайчы – сказители, которые аккомпанируют себе на шертме-комысе - струнном инструменте из кожи жеребца.Песни телеутов рассказывают о главных моментах истории народа: о джунгарских войнах, о битвах с китайцами, о вступлении в Россию. Легендарные герои этих песен – Шюню-богатырь, Мамыт-князь и Балык.
Традиционное жилище телеутов называется «аланчык». Это коническая постройка, в которой в качестве каркаса использовались жерди, покрытые корой, берестой и обмазанные глиной. Сверху телеуты натягивали шкуры. Позже кочевые племена телеутов перешли на монгольские юрты. Земляной дом телеуты называют «йер». Зимник – «кышту». Это прямоугольная срубная полуземлянка с плоской или двускатной крышей. В зимнике и йере стены обкладывались дерном и обшивались плетнем. Глинобитная печь по традиции располагалась справа от входа. Вход всегда смотрел на восток. «Йайла» – летнее жилье телеута. Оно срубное, просторное со сторонами длиной от четырёх метров. С XX века йайла используется как хозяйственное помещение. Рядом с домами телеуты строили «мылча» – бани, амбары, загоны для скота, курятники, хлев. Все жилища, кроме йайлы, делились на женскую и мужскую части с соответствующей обстановкой. Люльку ставили на женской половине. Быт телеутов прост. Очаг они устраивали в центре жилища. За ним располагалась специальная подставка «дьаныртык», на которую устанавливали деревянный ящик с резьбой – «кайырчак», в котором размещались хранители рода – деревянные куклы идолов. Лица этим идолам мог вырезать только шаман. Божков кормили раз в год, а все остальное время их берегли и передавали по наследству.
Традиционной прической мужчин была косичка на темени выбритой головы. Девушки носили три и больше косичек (главное, чтобы нечётное число). Замужние женщины – две косы.
Традиционная одежда телеутских женщин – шаровары и туникообразное платье кунек с широкими рукавами и суженными манжетами. Воротник-стойку отделывали декором, как и пояс. Это наряд сакральный, телеуты верили, что он защищает женщину от злых духов и поддерживает её способность к деторождению. На всех элементах одежды, которые соприкасаются с открытой кожей, нашивали красную ткань – символ благодати и деторождения. Мужская одежда телеутов к началу XX века утратила традиционные черты. Сохранились «телен» – кафтан, «сырмал» - стеганый теплый халат, «каптал» - шуба и «чарыки» (обувь из кожи). Праздничные шелковые халаты с накладным нагрудником называются «чиймек» и «очкар». На ногах телеуты носили чарыки или мынту – сапоги из овчины, кожи. Подъем высокого голенища вышивали шелком или шерстью. Головные уборы у мужчин и женщин – конические стёганые материей и да славились изготовлением из кожи арканов, плетей и конской сбруи и бархатом шапки с кистью на макушке. Женщины также носили ситцевые платки.
Охота составляла основу повседневного рациона в периоды между забоем скота. Добытые шкуры пушных зверей использовались в торговле, для выплаты ясака. Охотились на волков, медведей, косуль, лосей, рысей, горностаев, колонков, соболей, маралов, ласок, диких коз. Важное место занимал промысел дичи, мелких животных: зайцев, барсуков, кротов, хорьков, сусликов, куропаток, тетеревов, уток, глухарей, рябчиков, перепелок. Подсобную роль играли собирательство, рыболовство. Рыбу ловили в реках сетями, острогами, неводами, удочками. С приходом и усилением влияния русских переняли основы земледелия, огородничества, пасечного пчеловодства.
Традиционные ремесла делились на мужские и женские. К числу первых относились обработка дерева, кож, металлов. Телеуты славились искусством плетения из кожаных ремешков арканов, плеток, предметов конской сбруи. Особо в народе почитались кузнецы: как покровители огня и металла фигурировали в мифологии, пользовались уважением соплеменников. Традиционные занятия женщин — пошив одежды, вышивка, создание украшений, мозаичных покрывал, тканей, войлока, шнуров из шелковых, шерстяных нитей.
Основу рациона телеутов составляла мясо-молочная пища, преимущественно баранина, конина, дичь. Национальное повседневное блюдо — тутмаш: сваренные с овощами в насыщенном бараньем бульоне куски теста. В пищу использовали все части животных: делали кровяные колбасы, начиняли очищенные кишки субпродуктами с резаным луком, чесноком, специями. Из бараньего и конского молока готовили сыр, сметану, варенец, айран, молочную водку аракы. С XVI столетия распространение получили модернизированные пельмени. В отличие от традиционных русских, телеутские пельмени лепили в форме полумесяца. Размер изделия в разы больше, сродни небольшому чебуреку. Ежегодно кемеровские телеуты отмечают праздник «Пельменек». В этот день стряпают национальные пельмени с начинкой из конины, баранины, картофеля с салом, ходят друг к другу в гости, поют национальные песни, устраивают народные гулянья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы цель исследования - изучение истории существования сибирского народа - телеутов, достигнута.
Задачи решены:
1. Изучена литература и другие материалы по теме.
2. Узнали историю народонаселения Сибири.
3. Нашли и раскрыли историю сибирского народа - телеутов.
4. Создали национальный костюм телеутов.
Мы считаем, что важно знать историю своего родного края. Телеуты – это народ, который проживал и проживает на территории нашего р.п.Кольцово. Многие обряды, культура, условия быта, праздники нам передали телеуты. Мы чувствуем связь с этим народом.
Русский писатель Л.М.Леонов отмечал, что «большой патриотизм начинается с любви к малому – к месту, где ты живешь».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кацюба Д.В. Этнография народов Сибири. Кемерово, 1994.
2. Кимеев В. ст. Телеуты. Шорцы. Ж.География,1998. №4.
3. Зверев В.А. История Сибири. Новосибирск. 1999.
4. Словарь-справочник. Народы России. Имена и судьбы. Какого мыроду-племени. Издательство Академия, М., 2000.
5. Функ Д.А. Бочатскиетелеуты. Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. Москва.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%83%D1%82%D1%8B
2. https://sib-guide.ru/siberia/ar/94?ysclid=l57uxf7345595842552
https://travelask.ru/articles/teleuty-shamanizm-sila-tsveta-i-gigantskie-pelmeni?ysclid=l57v1knz7u676711461
https://nazaccent.ru/nations/teleut/?ysclid=l57v3fe03h938525035