Введение
Увлечение танками началось с раннего детства, с двух лет, после просмотра фильма «Белый тигр». Сначала были просто просмотры фильмов, рисунков, позднее- сборка разных моделей танков. Интерес к танкам привел к чтению энциклопедии о военной технике и посещению музеев. Появился вопрос: «Почему в нашем городе на центральной площади стоит памятник танку?» Так начались поиски информации о танковом корпусе. К тому же, чем больше знаний будет получено о танке, стоящем в центре родного города, о танковом корпусе, тем лучше можно узнать историю родного края и этим поделиться с другими. Было принято решение: выполнить исследовательскую работу на тему: «Мое увлечение - танки».
Цель: сбор информации о танках и об Уральском добровольческом танковом корпусе (УДТК), и сообщение об этом другим обучающимся.
Задачи: узнать больше информации о танках и об УДТК, и поделиться ей с другими;
-посетить библиотеки и музеи в поисках необходимого материала;
- прочитать книги и статьи по данной теме;
-провести анкетирование школьников для выявления знаний о танках и об УДТК;
-выпустить стенгазету, опираясь на полученные знания, и познакомить с полученной информацией обучающихся 3-х и 5-х классов родной школы;
- дополнить коллекцию танков новым экземпляром, показать ребятам процесс сборки новой модели.
Методы исследования: изучение литературных источников; беседа;
анкетирование; выступление; анализ и сравнение; посещение библиотек, музеев; моделирование; экскурсия; издание стенгазеты.
Актуальность данной темы в том, что увлечение (интересное занятие) может развить интеллект, память, мелкую моторику, фантазию, творческие навыки, внимание.
Глава 1. Мое увлечение - танки
1.1. Сбор материала о танках и танковом корпусе.
Знакомство с танками началось с просмотра фильмов «Белый тигр» (Приложение 1), «Жаворонок», «Т-34», «Фронт за линией фронта», «Ярость» и серия документальных фильмов «Оружие победы». В 5 лет папа подарил полную энциклопедию «Военная техника» (Приложение 2, рис.1). Так началось изучение танков: история, строение, виды. Для личного знакомства с боевой техникой были организованы экскурсии в музей Пермской артиллерии (Приложение 2, рис.2), в Кунгурский краеведческий музей (Приложение 2, рис.3 и 4). В городе Кунгур на площади стоит памятник танку (Приложение 2, рис.5). Невозможно интересоваться боевой техникой и не узнать историю памятника танку в своем родном городе. Некоторую информацию удалось найти в Кунгурском краеведческом музее и библиотеках(Приложение 2, рис.6 и 7).Танк — бронированная боевая машина, чаще всего на гусеничном ходу, как правило, с пушечным и дополнительным пулемётным вооружением, обычно во вращающейся полноповоротной башне, предназначенной в основном для стрельбы прямой наводкой .
Разгром немецких войск под Сталинградом 2 февраля 1943 года стало переломной датой в Великой Отечественной войне. На Урале на промышленных предприятиях развернулось массовое патриотическое движение трудящихся за выпуск сверхплановой продукции для оснащения целых соединений Советской Армии под девизом: «Сделаем сверхплановые танки и самоходки, поведем их в бой».
11 марта 1943 года в Советском Союзе появилось уникальное танковое соединение, которому Иосиф Сталин присвоил наименование «Уральский добровольческий танковый корпус». Это было единственное в мире танковое соединение, полностью созданное в годы ВОВ на средства, добровольно собранные жителями. Все боевые машины были построены рабочими после окончания основного рабочего дня. История танкового корпуса началась с газетной заметки. 16 января 1943 года в газете «Уральский рабочий» появилась статья, в которой говорилось о намерениях рабочих выпустить столько техники, чтобы ей можно было укомплектовать танковый корпус. Идея быстро захватила людей. В корпус планировалось набрать 9661 человека, однако заявок поступило более ста тысяч. Набранные добровольцы проходили обучение на базе Киевского танкового училища, которое было эвакуировано в Кунгур в 1941 году. Для размещения бригады решено было занять здание средней школы №11 по ул. Гоголя 21, общей площадью 680 м2 и здание общежития машиностроительного техникума, общей площадью 1115 м2 по ул. Воровского 1. На вооружении 243 танковой бригады находилось 33 танка Т-34, 20 танков Т-70, бронемашины, артиллерийские орудия, минометы, пулеметы, ружья ПТР, автомобили, и т.д. Всего 129 единиц боевой техники, а так же мотострелковый батальон и разнообразные части поддержки и обеспечения. В составе бригады было 1351 человек 1 мая 1943 года с оружием в руках весь личный состав Уральского добровольческого танкового корпуса принял присягу на верность Родине. В июне танковый корпус сосредоточился в Подмосковье в районе Кубинки. Началась напряжённая учёба по изучению материальной части боевой техники и вооружения, по тактической и специальной подготовке. В июле 1943 года корпус в составе 4 танковой армии прибыл в район г. Козельска Калужской области. Отсюда начался героический путь Уральского соединения. На боевом пути корпуса тысячи километров и боевые операции,
в т.ч. Берлинская и Пражская. В конце войны танковый корпус стал именоваться 19 гвардейским Уральско-Львовским Краснознаменным ордена Суворова и Кутузова танковым корпусом. Немцы однажды противопоставили соединению Уральских добровольцев полк «Великая Германия», 18-ю танковую дивизию, оснащённую танками «Тигр» и «Пантера», части СС. До середины августа бригада вела тяжёлые бои с противником. В одном из боёв мотострелки роты во время рукопашной схватки пустили в ход ножи, подаренные Златоустовскими рабочими. После этого боя среди немцев пошёл слух о появлении особой дивизии «Чёрных ножей». Бои на Орловском направлении закончились успешно для наших.
В 1983 г. в честь 40-летия формирования Уральского добровольческого танкового корпуса в Кунгуре был установлен танк Т-34 на площади Победы, а на здании штаба корпуса (бывшая школа № 11) была установлена памятная доска (Приложение 2, рис.8).
1.2. Анкетирование.
В ходе знакомства с различными источниками информации, было получено много новых и интересных знаний. Было принято решение: поделиться полученными знаниями с другими обучающимися школы. Для выявления их знаний на данную тему было проведено первичное анкетирование (Приложение 3), которое, возможно, повысило и заинтересованность. Результаты опроса показали, что практически никто из ребят не знает ничего о танковом корпусе в родном городе и не смогли дать правильный ответ на вопрос: «Почему на центральной городской площади города Кунгура установлен памятник танку?». После анализа результатов анкет, был подобран материал и выпущена стенгазета (Приложение 2, рис.9), на которой кратко обозначены основные данные о танковом корпусе в Кунгуре. Данная наглядность была использована во время проведения классных часов на тему: «Танки. Уральский добровольческий танковый корпус» в третьих и пятом классах родной школы. (Приложение 2, рис. 10, 11). После рассказа о танковом корпусе, дети были удивлены, задавали вопросы, поблагодарили за интересный рассказ (Приложение 2, рис.12), и при повторном анкетировании дали много правильных ответов (Приложение 4), показав не только свои знания, но и заинтересованность узнать ещё больше.
1.3. Моделирование.
С раннего детства моим увлечением было рисование танков (Приложение 2, рис.13, 14 и 15). В семилетнем возрасте, прогуливаясь по магазину «Детский мир», внимание привлекли коробки с картинками танков. В итоге была приобретена первая сборная модель Т- 34-76 масштаба 1:35. Следующая модель была КВ-1. Коллекция постоянно пополняется. В ходе данной работы ребятам были представлены различные модели собранных танков (Приложение 2, рис.16 и 17) и рассказано о долгом и кропотливом процессе сборки. (Приложение 5, видео).
Заключение
В ходе исследовательской работы была проделана большая работа в поисках необходимой информации, пришлось по маленьким частичкам собирать её в библиотеках, музеях, интернете. Для легкости запоминания, восприятия и передачи полученного материала обучающимся школы была создана стенгазета. Было проведено три классных часа. В рамках данной работы был собран очередной экземпляр коллекции танков. Повторное анкетирование школьников показало, что после рассказа о танках и об Уральском добровольческом танковом корпусе, количество правильных ответов существенно увеличилось. Некоторые ребята захотели приобрести модели танков и тоже их собрать.
Увлечение танками и полученная информация о них и об Уральском добровольческом танковом корпусе будет полезна для любого жителя города Кунгура. В дальнейшем будет продолжено пополнение коллекции танков.
Библиографический список
1.Зебзеева А.Г., Зенкова Н.А. Пермский край в Великой Отечественной войне. Энциклопедия/ П.: Пушка, 2020
2. Исаев В.Ю., Захаров А.П. Военная техника: полная энциклопедия/ М.: Эксмо, 2018
3. Неганов С.В. Молотовская танковая бригада и другие пермские воинские части в составе Уральского Добровольческого танкового корпуса: сборник документов/ Пермь, 2018
4. Пермская танковая бригада: сборник воспоминаний/ Пермь, 1962
5.Википедия. Танк [Электронный ресурс] / – URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Танк (дата обращения 01.03.2022)
Приложение 1
Воспоминания мамы
Увлечение танками началось с раннего детства. Тимоше было 2 года. Посмотрели фильм «Белый тигр». Ребенок был очень впечатлён. После чего этот фильм просил включать каждый день (бывало и не по одному разу). Танк называл «тапм».
Вскоре начал сам рисовать танки. Из детского сада приносил рисунки танков каждый день. Из игрушек предпочитал танки, либо поезда. Любимые фильмы –«Белый тигр», «Жаворонок», «Т-34», «Фронт за линией фронта», «Ярость» и серия документальных фильмов «Оружие победы».
Когда Тимофею исполнилось 5 лет, папа подарил энциклопедию «Военная техника». Она и по сей день является самой любимой.
Тимоше было 7 лет, мы прогуливались в магазине «Детский мир»; он увидел коробки с картинками танков. Ребёнок конечно заинтересовался. В итоге купили сборную модель Т-34-76. Она была масштаба 1:35. Папа помогал собирать модель, так как это сложная и кропотливая работа, требующая внимательности и аккуратности.
Когда модель была готова, радости не было предела. Папа поддержал интерес сына. Было решено пополнить коллекцию в том же масштабе. Следующая модель – «КВ-1». Коллекция потихоньку пополняется. Были приобретены «ИС-2», немецкий танк «ТИГР-1», «Т-90», грузовой автомобиль «ГАЗ-АА».
Тимофей благодаря военной энциклопедии знает о своих танках всю необходимую информацию. Также пополняет свои знания, просматривая документальные и художественные фильмы о войне.
Приложение 2
Рис. 1 Военная энциклопедия- любимая книга
Рис. 2 Музей Пермской артиллерии
Рис. 3 В Кунгурском краеведческом музее
Рис. 4 Интересный экспонат музея
Рис. 5 Танк на площади в городе Кунгур
Рис. 6 Работа в библиотеке
Рис. 7 Работа с библиотекарем Атепаевой Л.И.
Рис. 8 Памятная доска на здании штаба корпуса (бывшая школа № 11)
Рис. 9 Стенгазета «Это надо знать»
Рис. 10 Классный час в 5-ом классе
Рис. 11 Классный час в 3-ем классе
Рис. 12 После рассказа о танковом корпусе
Рис. 13 Первые рисунки танка (2 года)
Рис. 14 Рисунок в детском саду «Танк» (3 года)
Рис. 15 Рисунок «Танк» (5 лет)
Рис. 16 Коллекция собранных танков
Рис. 17 Модель танка, собранная в процессе исследовательской работы
Приложение 3.
Анкета
1. В честь какого события в городе Кунгур на городской площади был установлен танк?
2. В каком году в городе Кунгур на городской площади был установлен танк?
3. Назовите воинские части Уральского добровольческого танкового корпуса, сформированные в Молотовской области. На территории каких городов Прикамья они формировались?
4. Опишите вооружение и оснащение бойцов Уральского добровольческого танкового корпуса перед отправлением на фронт в 1943 году?
5. Какой специфический тактический опознавательный знак был в Уральском добровольческом танковом корпусе с 1944 года? Этот знак наносили на танки белой краской.
6. Это орудие, разработанное на Мотовилихинском заводе, фронтовики окрестили ласковым именем «Аннушка», оно во многом определило исход сражения на Курской дуге в 1943 году. Что это за орудие?
7. Когда и где Уральский добровольческий танковый корпус принял «боевое крещение»?
8. С каким событием в истории УДТК связана дата 26 октября 1943 года?
9. Героические танкисты УДТК, совершив бросок от Берлина на юг 9 мая 1945 года, пришли на помощь восставшим жителям столицы одной из восточноевропейских стран. Назовите страну и ее столицу. Какая медаль была учреждена в честь ее освобождения?
10. Сколько бойцов Уральского добровольческого танкового корпуса было удостоено звания Героя Советского Союза?
11. В каких городах сооружены памятники воинам Уральского добровольческого танкового корпуса?
12. В каком городе Прикамья шили гимнастерки, плащ-палатки и кирзовые сапоги?
13. Какой завод Прикамья был основным поставщиком артиллерийских систем для Уральского добровольческого танкового корпуса?
14. Какая продукция для фронта выпускалась на Лысьвенском металлургическом заводе № 700?
15. Что изготовляли для танкистов в Суксуне?
Приложение 4
Диаграмма
Приложение 5
Видеофрагмент « Сбор танка»
https://disk.yandex.ru/i/i6sNrdMSq822NQ