География проекта
Разработанный в ходе реализации проекта путеводитель с серией культурно-познавательных и эколого-туристских маршрутов охватывает северо-восточную часть Тульской области – правобережье реки Оки в пределах двух совре6менных муниципальных образований: город Алексин и Заокский район, включая городские и сельские поселения, рекреационные зоны, лесные и водные угодья.
Цель проекта – разработка путеводителя с серией культурно-познавательных и эколого-туристских маршрутов для школьников и студентов по Алексинскому Поочью в рамках комплекса «Северные ворота земли Тульской» туристско-рекреационного кластера «Тульский феномен».
Задачи проекта в результате
Выявить достопримечательности Алексинского Поочья в результате знакомства с различными литературными источниками и картографическими материалами.
Собрать, проанализировать и обобщить все материалы, накопленные в результате комплексного изучения природно-географических и культурно-исторических особенностей Алексинского и Заокского районов, входящих в комплекс «Северные ворота земли Тульской».
Разработать путеводитель по Алексинскому Поочью с включением местных природных достопримечательностей, памятников культурно-исторического наследия и пр.
Разработать тексты экскурсий и составить экскурсионные маршруты в разных вариантах, адаптированных для групп разной целевой аудитории.
Провести апробацию реальных экскурсионных маршрутов для разной целевой аудитории.
Составить медиа-презентации виртуальных экскурсий и апробировать их на разных целевых аудиториях.
Подготовить и оформить проект (полный и краткий) для размещения в СМИ и на разных сайтах.
Актуальность проекта
В послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 15.01.2020 отмечено, что «… масштабность задач, стоящих перед государством в развитии туризма в качестве одной из приоритетных отраслей экономики, межотраслевой характер туристской индустрии и деятельности, важность туризма в воспитании подрастающего поколения и активной студенческой молодежи на познании историко-культурных ценностей своей Родины – всё это обусловливает то значительное внимание, которое уделяется в РФ вопросам развития культурно-познавательного туризма».
Далее В.В. Путин говорит о том, что «Россия - огромная страна. У каждого региона есть свои особенности. Всё это нужно учитывать… Мы запустили проект "Россия - страна возможностей". Более 3,5 млн. человек стали его участниками. Эта система будет развиваться и дальше. Нужно укреплять учебную, исследовательскую инфраструктуру вузов. Чтобы студенты могли получать знания на малой родине. У нас динамично развивается сеть детских технических кружков и центров. Нужно развивать и другие творческие направления. Проблема гораздо шире.
Современные дети и подростки принадлежат «…к поколению, которому предстоит определять судьбу России в XXI веке. Мы должны сформировать все условия для детей. Каждый ребенок должен иметь возможность получить хорошее образование. Если для подрастающих поколений это станет естественной нравственной нормой, мы сможем гарантировать развитие России как большой и успешной страны».
В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р, предлагается направить усилия регионов для «…сохранения природного и культурного наследия, а также содействия сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов; содействия развитию туристской и обеспечивающей инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммунальной, объектов инженерной защиты территории) на сельских территориях и продвижения их туристских ресурсов на внутреннем и международном туристских рынках».
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года» в п. 5 говорится о том, что «… в сфере образования исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить:
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства)…».
В п. 12 вышеуказанного документа говорится о том, что «… при разработке национальной программы в сфере культуры обратить особое внимание на необходимости:
а) укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов РФ…
д) создания (реконструкции) культурно-досуговых организаций клубного типа на территориях сельских поселений…
к) поддержки добровольческого движения, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов РФ».
Культурно-познавательный и экологический туризм является одним из способов устойчивого развития территории для решения ключевых задач постиндустриального общества. Развитие экологического туризма в Тульской области может способствовать поддержке и сохранению биоразнообразия; укреплению физического здоровья граждан РФ; увеличению занятости населения, проживающего в сельской местности и малых городах; развитию органического сельскохозяйственного производства; развитию рынка экологически безопасной продукции.
Географическое расположение в самом центре России, в 200 км от Москвы, транспортная доступность, наличие уникального культурно-исторического, высокого научно-технического и рекреационно-оздоровительного потенциала, наличие более двух десятков отраслевых брендов позволяют развивать на территории Тульской области практически все виды туризма: культурно-познавательный, религиозный, событийный, деловой, сельский (агротуризм), рекреационный, оздоровительный, экологический, активный, социальный, молодежный, детский, автотуризм, VIP-туризм и другие. При этом наибольшую эстетическую ценность в Тульской области представляют природные ландшафты в Алексинском, Заокском и Ясногорском районах – северной части территории Тульской области, расположенной в правобережье реки Оки.
Из Стратегии развития туризма на территории Тульской области следует, что туризм в регионе, являясь неотъемлемой частью единого туристского пространства России, обладает всеми составляющими, чтобы стать значительным источником дохода в бюджеты всех уровней. Туризм оказывает непосредственное влияние на развитие таких сфер экономической деятельности, как дорожное хозяйство, транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, предпринимательство и потребительский рынок, в том числе услуги торговли, питания, производство сувенирной и иной продукции и другие отрасли.
Важную роль играет развитие туризма в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения Тульской области. Кроме того, туризм – это высокоэффективная технология развития и обучения, одновременно форма организации учебно-воспитательного процесса, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи.
Проект «Алексинское Поочье на фоне исторических перемен», разработанный и реализуемый волонтерами научного общества учащихся «Поиск» под руководством Ихер Т.П., учителя биологии и экологии МБОУ «Пришненская средняя школа № 27» Щекинского района, приглашает всех желающих в увлекательный мир путешествий и приключений, где каждый может познать и по достоинству оценить красоту и величие Приокского края, одного из самых экологически благополучных уголков Тульского старопромышленного региона, испытать собственные силы, существенно расширить свой кругозор и получить уникальные впечатления!
Реальность реализации и социальная значимость проекта
Практическая ценность проекта заключается в разработке путеводителя с серией экскурсионных маршрутов по Алексинскому Поочью как части комплекса «Северные ворота земли Тульской», которые, на наш взгляд, хорошо вписываются в Стратегию развития туризма на территории Тульской области до 2020 года.
В разделе «Перспективы развития туризма в Тульской области», в частности указывается, что «…на основе анализа характера туристских ресурсов Тульской области, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта приоритетными видами туризма в Тульской области на ближайшую перспективу станут: культурно-исторический, эколого-познавательный, рекреационно-оздоровительный, а также специализированный (деловой, событийный и др.). При этом наиболее эффективным методом решения задач, связанных с формированием благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий для развития туризма, является использование программно-целевого, кластерного подхода».
В состав туристско-рекреационного кластера «Тульский феномен» входит ряд туристских комплексов, первый среди которых – «Северные ворота земли Тульской», включающий побережье р. Оки и объекты, прилегающие к музею-заповеднику «Поленово» (на территории Алексинского и Заокского районов).
Туристские маршруты, включающие разнообразные тематические экскурсии, могут быть востребованы учащимися школ, отдыхающих в детских оздоровительных лагерях «Заполярье», «Космос», «Сигнал», в санаториях-курортах «Алексин-Бор», «Строитель», «Мать и дитя», «Шахтер», «Велегож», «Егнышёвка», студенческой молодежью, а также людьми, находящихся на отдыхе в многочисленных ведомственных пансионатах, санаториях-курортах, семейных туристических базах и комплексах, а виртуальные экскурсии могут посетить люди с ограниченными возможностями здоровья.
Экскурсионная группа может передвигаться на автобусе и пешком, делая остановки у наиболее интересных достопримечательностей. Разработанные медиа-презентации экскурсионных маршрутов позволят проводить также заочные (виртуальные) экскурсии по уникальному Приокскому краю.
Новизна проекта
Проект «Алексинское Поочье из глубины веков до наших дней» является авторским, разработанным на основе собственных материалов, собранных пришненскими школьниками в результате собранного в течение ряда лет большого объема материалов по изучению объектов природной среды, памятников культурно-исторического и природного наследия с использованием исследовательских методик, методов бесед, опроса и анкетирования местного населения. Кроме того, в проект включены материалы по широкому спектру изучения краеведческой литературы и архивных материалов, собранных в муниципальных и областной библиотеках, местных и областном архивах.
На основе собранных материалов оформлено более 40 учебно-исследовательских работ и творческих проектов, представленные учащимися Пришненской школы в различных конкурсных мероприятиях областного, всероссийского и международного уровней. Подготовлено около 50 публикаций на бумажных и электронных носителях.
Туристские маршруты и экскурсии разработаны с использованием указанных материалов.
Этапы работы над проектом
Деятельность по разработке маршрута предполагает несколько этапов: подготовительный, практический (основной), аналитический (обобщающий). Каждый из указанных этапов включает пошаговые действия, обеспечивающие результативность работы.
I. Подготовительный этап (2016 – 2018 гг.):
1. Изучение специальной литературы по составлению и проведению экскурсий, анализ опыта создания экскурсионных маршрутов с целью формирования экскурсионной и экологической культуры.
2. Создание информационного ресурса по краеведению, истории, культуре, флоре и фауне Алексинского Поочья.
3. Выявление экскурсионных объектов для создания путеводителя и культурно-познавательных и эколого-туристских маршрутов, а также разработки тематических экскурсий.
4. Определение круга лиц для сотрудничества по созданию намеченных маршрутов.
5. Разработка программы деятельности
II. Основной этап (2018 – 2019 гг.):
Создание творческих групп по направлению проекта и тематике экскурсий.
Обучение экскурсоводов.
Создание веб-сайта «Путеводитель по Алексинскому Поочью» в рамках комплекса «Северные ворота земли Тульской» туристско-рекреационного кластера «Тульский феномен».
Выпуск буклетов и путеводителя по проекту.
Апробация экскурсионных маршрутов на учащихся Пришненской средней школы № 27 Щекинского района.
Апробация тематических экскурсий для школьников, отдыхающих в областном экологическом лагере «Зеленый мир» (на базе ДОЛ «Сигнал»), организованном ГОУ ДО ТО «Областной эколого-биологический центр учащихся».
Апробация туристских маршрутов для школьников, отдыхающий в областном туристическом лагере (на базе санатория-курорта «Алексин-Бор»), организованном ГОУ ДО ТО «Центр краеведения, туризма и экскурсий».
III. Аналитический (с 2021 г.):
Выявление ошибок, недочетов в работе, составление плана коррекции с учетом замечаний посетителей веб-сайта, экскурсантов на маршруте.
Проект считается удачным если:
поступят положительные отзывы о проекте;
у участников проекта возникнет желание к продолжению совместной деятельности;
сложится спрос проведение экскурсионной деятельности в соответствии с проектом.
Целевая аудитория
Разработанный путеводитель, включающий туристские маршруты с набором тематических экскурсий, предусматривает организацию активного культурно-познавательного отдыха для школьников и студенческой молодежи Тульской области. Предлагаемые маршруты насыщены интересными путешествиями, направленными на знакомство экскурсантов с разнообразными памятниками истории и культуры Алексинского уезда (старинными усадьбами и парками, объектами сакральной культуры, православными храмами и целебными источниками и пр.), особо охраняемыми природными территориями и уникальными природными комплексами, жизнью и бытом местного населения из глубины веков до наших дней. Кроме того, к участию в нашем проекте могут приглашаться семьи с детьми, а также небольшие группы местных отдыхающих и гостей региона, желающие познакомиться с историческими и природными достопримечательностями.
При выявлении туристских предпочтений определено, что студенческая и школьная молодежь ориентирована в основном на относительно дешевые путешествия с использованием средств размещения и транспорта эконом-класса.
Расчет стоимости перевозки
Поскольку наш проект является волонтерским, экскурсии для школьников и студентов проводят старшеклассники Пришненской школы на бесплатной основе, стоимость экскурсии будет зависеть от способа передвижения экскурсантов (пешая либо автотранспортная экскурсия).
Стоимость перевозки зависит от вида транспорта, который используется. Транспортное средство может принадлежать турфирме или берется в аренду у транспортного предприятия. Плата за аренду транспортного средства бывает почасовая или покилометровая. Стоимость перевозки одного туриста за время действия аренды рассчитывается по следующей формуле:
Rпер= R ар/N тур.
Где Rар. - полная стоимость аренды транспорта;
Nтур. - количество туристов в группе.
Команда проекта
Данный проект по развитию внутреннего туризма разработан на основе материалов, полученных коллективом учащихся 3 – 10 классов Пришненской средней школы № 27 по результатам проектно-исследовательской деятельности в правобережной долине реки Оки на территории Алексинского городского округа и Заокского района в течение 2015 – 2021 гг.
Симак Матвей, ныне учащийся 10 класса, участвовал в проекте на всех его этапах (начиная с 4 класса).
Административное сопровождение проекта осуществлялось Митяевой Анной Николаевной, директором МБОУ «Пришненская средняя школа № 27».
Научно-методическое и организационное курирование осуществлялось Ихер Татьяной Петровной, учителем биологии и экологии, руководителем научного общества учащихся «Поиск» и школьного лесничества «Тульская дубрава».
Действенную помощь в организации экспедиционных работ и оформлении проекта оказывали Горбачева Ольга Александровна, учитель технологии и Тимохина Елена Витальевна, классный руководитель 10 класса.
Первые результаты реализации проекта (2020-2021 гг.)
Информационный блок:
учебно-исследовательские работы и творческие проекты по краеведению, подготовленные учащимися МБОУ «Пришненская средняя школа № 27», занимали призовые места в конкурсных мероприятиях не только в Тульской области, но и на общероссийском и международном уровнях;
большая часть материалов, собранных пришненскими школьниками по изучению Алексинского Поочья, опубликована в методическом сборнике «Знатоки Алексинского Поочья», вышедшем в свет в 2017 году;
тиражирование нашего проекта осуществлялось путем организации и проведения совместных экспедиций пришненских школьников с учащимися школ соседних районов (Тепло-Огаревского, Дубенского, Одоевского) по изучению уникальных природных комплексов Тульского края в рамках других кластеров, обозначенных в Стратегии развития туризма в Тульской области до 2020 года (летние периоды 2017 – 2021 гг.).
2. Практический блок:
виртуальные экскурсии проведены для учащихся МБОУ «Волчье-Дубравская средняя школа» Тепло-Огаревского района (весна-осень 2019 г.), а также для учащихся МБОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа № 19» Алексинского района (осень 2019 - весна 2020 г.);
подготовлены и летом 2019-2020 гг. апробированы 12 экскурсионных маршрутов с учащимися, отдыхающими в областных летних профильных лагерях: экологическом лагере «Зеленый мир» ГОУ ДО ТО «ОЭБЦУ» и туристическом лагере ГОУ ДО ТО «ЦКТиЭ»;
в течение 2020-2021 учебного года проведено 16 виртуальных экскурсий для учащихся общеобразовательных учреждений Алексинского, Дубенского, Одоевского, Плавского районов, г. Новомосковска, г. Тулы;
в октябре 2020 г. и сентябре 2021 г. в соответствии с Программой ХIV и ХV международных ежегодных Яснополянских экологических форумов «Устойчивое развитие. Рациональное природопользование. Технологии здоровья», организованных российским Центром экологической политики и культуры, Тульской торгово-промышленной палатой и региональным отделением ОНФ, проведено 6 очных экскурсий для их участников (по просьбе Центрального совета Центра экологической политики и культуры России).
Перечень разработанных и реализованных экскурсионных маршрутов
«Поочье культурно-историческое» (знакомство с городом Алексином, со старинными усадьбами и парками, расположенными в правобережной долине Оки);
«Природные жемчужины Поочья» (знакомство с уникальными природными ресурсами правобережной долины Оки, феноменом «окской флоры», реками Окой, Вашаной, Выпрейкой, Скнижкой);
«Поочье заповедное» (знакомство с памятниками природы «Алексин-бор» и «Колюпановский источник блаженной старицы Евфросинии», геологическим памятником природы «Лысая гора», охотничьим заказником «Сотинский»);
«Святая водица из алексинской криницы» (посещение целебных источников в г. Алексине, п. Шипово, с. Колюпаново, с. Красном, д. Егнышёвка, с. Бёхово);
«Алексинских куполов златоглавье: прошлое и настоящее» (знакомство с памятниками православной культуры в г. Алексине, с. Колюпанове, с. Бёхове, а также серией руинированных храмов правобережного Поочья);
«Легенды и были старинной усадьбы в Юдинках» (посещение усадьбы, расположенной рядом с ДОЛ «Сигнал»);
«Выпрейский завод и чугунолитейное производство в Тульском крае» (путешествие вверх по течению р. Выпрейки и знакомство с прошлым и настоящим культуры и быта местного населения) и др.
Блочно-модульным построением маршрутов предусмотрено включение разнообразных тематических экскурсий в зависимости от пожеланий экскурсантов, их возрастных категорий, предпочтений по тематике, времени.
В целый ряд тематических экскурсий и эколого-познавательных маршрутов могут быть включены интерактивные элементы. Например, при посещении участков рек Оки, Вашаны, Выпрейки, Скнижки возможно знакомство с методами гидробиологической оценки качества воды с помощью биоиндикаторов – беспозвоночных животных, обитающих в толще воды и на дне. При посещении родников можно оценить качество подземных вод по ряду физико-химических показателей с помощью полевой экспресс-лаборатории. Изучая растения на лугу или в лесу, можно рассмотреть морфологические особенности листьев или цветков с помощью специального микроскопа, совмещенного с компьютером (ноутбуком). Кроме того, при использовании специального лесотехнического оборудования: мерной вилки и высотомера – можно определить диаметр ствола и высоту дерева и пр.
Перспективы развития проекта
Создание веб-сайта «Путеводитель и экскурсионные маршруты по Алексинскому Поочью»
Обмен опытом работы в сетях Интернет с учащимися из других городов (стран) по тематике проекта.
Расширение целевой аудитории проекта в ходе успешной апробации тематики экскурсий и экскурсионных маршрутов (экологических троп)..
Разработка и выпуск серии буклетов по тематике экскурсий.
Анализ возможности разработки аналогичного проекта по другим комплексам туристско-рекреационного кластера «Тульский феномен».
Ожидаемые результаты
В результате полной успешной реализации проекта:
Предлагаемые туристские маршруты с серией тематических экскурсий поспособствуют воспитанию у детей, подростков, молодежи патриотизма и гордости за свою малую родину и Отчизну, за её уникальные природные и культурно-исторические особенности, формированию коммуникативных компетентностей, раскроют креативные способности экскурсантов.
У туляков и гостей нашего региона всех возрастных групп будет сформирован положительный образ одного из уникальнейших и бесценных уголков малой родины, сердца России.
Посетители сайта региона познакомятся с историческими, культурными и природными достопримечательностями Алексинского Поочья, что будет способствовать увеличению потока туристов.
Виртуальные экскурсии будут востребованы людьми с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги смогут использовать материалы экскурсий в своей учебно-воспитательной деятельности с обучающимися.
Посещение сайта вызовет интерес к истории и традициям нашего народа.
Авторский проект «Алексинское Поочье из глубины веков до наших дней» хорошо согласуется со Стратегией развития туризма в Тульской области до 2020 года, в которой приоритетными видами туризма обозначены культурно-исторический, эколого-познавательный при использовании программно-целевого кластерного подхода, где выделен кластер «Северные ворота земли Тульской».
Проживая в крае с богатым природно-географическим и культурно-историческим наследием, подрастающее поколение туляков, как правило, мало знает о нём. В ходе реализации проекта дети и подростки получат знания о прекрасных местах, не только там где родились, но и о других не менее удивительных уголках земли Тульской, в том числе о Приокском крае, так называемом Алексинском Поочье, как об одном из самых экологически благополучных территорий Тульского региона.
Надеемся, что у обучающихся всех возрастных групп появится интерес к истории и культуре родного района, к его историческому прошлому, появится активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края. Пополнится багаж знаний о природе, материальной и нематериальной культуре многих поколений земляков. В результате появится чувство гордости за свою землю, за неповторимость красот Тульского края. А будет означать, что цель и задачи проекта выполнены.
Проведенные исследования помогли определить достаточные и необходимые характеристики разрабатываемого туристского продукта для выбранных сегментов: ориентация на относительно доступные путешествия с использованием безопасных комфортабельных средств размещения и транспорта. На основе полученных результатов исследования были составлены программы культурно-познавательных и эколого-туристских экскурсий для школьников и студентов Тульской области, позволяющие не только отдохнуть, окунувшись в интереснейшею атмосферу местной природы и культуры, но и получить новые знания из истории и культуры государства.
Большая концентрация культурно-исторических и природных достопримечательностей, наличие насыщенной программы тематических экскурсий и туристских объектов в непосредственной близости к местам проживания позволит туристам интересно и содержательно организовать не только экскурсионную программу, но и свободное время, которое необходимо выделять для самостоятельного осмотра каких-либо достопримечательностей.
Полный текст проекта и описание экскурсий размещены на сайтах:
- ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр» в рамках подготовки проведения финала Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (2018 г.);
- VI, X и XII Международных конкурсов научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке–2018», «Старт в науке–2019» и «Старт в науке–2020», организованных Российской Академией естествознания;
- II Международной конференции учащихся «Научно-творческий форум-2021», организованной Международным объединением преподавателей и учёных.
Возможность тиражирования проекта
Предлагаемое для экскурсионной деятельности культурно-историческое и природно-географическое туристское пространство в северно-западной части Тульского региона насыщено различными дворянскими усадьбами, парками, музеями, православными памятниками культуры, остатками материальной культуры прошлых эпох, сакральными объектами.
Задача культурно-познавательного и экологического туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень человека, познакомиться с природными особенностями той или иной территории во время путешествия, обогатить свою память уникальными нематериальными произведениями, выражающими творчество народа, его язык, обычаи, верования.
Подобный проект является хорошо разработанным туристским маршрутом, сочетающим в себе туризм познавательный, музейный, культурный, эколого-рекреационный и другие. Его вполне можно трансформировать на соседние территории Калужской, Московской и Рязанской областей, имеющие во многом схожие природно-географические и культурно-исторические особенности, поскольку отдельные территории указанных субъектов РФ ранее принадлежали Тульской губернии.
Заключение
Исследования, проведенные в данном проекте, позволили заключить, что сегодня туризм является одним из способов формирования общечеловеческих ценностей, наиболее доступным способом познания, изучения и сохранения исторического, культурного и природного наследия в XXI веке. В современном мире туризм способствует освоению, конструированию и моделированию не только природно-географического и социального пространства, но и культурного. Значительную роль в этом освоении играет так называемая «душа культурно-познавательного туризма» – экскурсия, представляющая собой целенаправленный процесс наглядного познания окружающего мира под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода.
Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народов. Культура и туризм составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимо без получения знаний культурного характера в школе, дома, на работе и, конечно же, во время путешествий.
Подводя итог выше изложенному, можно заключить, что туристическая отрасль потенциально может внести существенный вклад в диверсификацию экономики Тульской области в ее долгосрочной перспективе. В ней может и должно быть создано большое количество рабочих мест и материальных благ. Ведь правильное и успешное развитие внутреннего туризма в российских регионах ведет к успешному развитию внешнего туризма нашей страны.
Рекомендации
Наш проект, направленный на развитие внутреннего туризма в Тульском регионе, имеет поддержку комитета по образованию администрации Щекинского района, а также двух областных учреждений дополнительного образования: ГОУ ДО ТО «Областной эколого-биологический центр учащихся» и «Центр краеведения, туризма и экскурсий», которые выразили готовность использования наших экскурсионных маршрутов в период работы летних профильных лагерей, организуемых в Алексинском или Заокском районах Тульской области.
Список использованных литературных источников
Алексинский городской портал. Достопримечательности. Усадьба в Егнышёвке.
Военно-топографическая карта Российской империи 1846-1863 гг. (масштаб: 3 версты на дюйм, ряд XIII, лист 15).
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. - Т. 4. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- С. 463.
Данные Всероссийской переписи населения 2010 года: таблица 02c. - М.: 2003.
Дунаев М.М., Разумовский Ф.В. В среднем течении Оки. – М.: Искусство, 1982. – 123 c.
Знакомство с Россией, туристический портал. Егнышёвка– родовое имение С.П. Бобрищева-Пушкина.
Знаменитые тульские усадьбы и их владельцы. – М., 2015. – 560 с.
Знатоки Алексинского Поочья: Методический сборник творческих и учебно-исследовательских работ обучающихся областной летней экологической школы / Составитель Т.П. Ихер. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. – 121 с.
Кёппен П.И. Города и селения Тульской губернии в 1857 г. Издано Императорской Академией наук на основании списков Тульской епархии. – СПб., 1858. – 234 с.
Ихер Т.П. «Шуми, шуми, зелёный лес!..»: Учебно-методическое пособие для педагогов и школьников по изучению лесных экосистем / Под общей ред. Н.Е. Шишириной. – Тула: ЗАО «Гриф и К», 2008. – 136 с.
Ихер Т.П. Исследование источников питьевой воды: Методическое пособие для педагогов и школьников. – Тула, ГОУ ДО ТО «ОЭБЦУ», 2012. – 40 с.
Ихер Т.П., Шиширина Н.Е., Тарарина Л.Ф. Экологический мониторинг объектов водной среды: Методическое пособие для педагогов, студентов и школьников. – Тула: ТОЭБЦу, Изд-во Гриф и К, 2003. – 92 с.
Каплан Б.М. Изучение лесной растительности: Методическое пособие. – М.: Лесная страна, 2019. – 136 с.
Князь Львов Г.Е. Воспоминания. – М., 1998.
Край наш Тульский: Путеводитель / Сост. В.В. Куликов. – 2-е изд. – Тула: Издательский дом «Пересвет», 2017. – 640 с.
Красная книга: Особо охраняемые природные территории Тульской области / Сост. Л.Ф. Тарарина, И.С. Шереметьева, А.Ф. Лакомов и др. – Тула: Гриф и К, 2007. – 316 с.
Красная книга Тульской области: Растения и грибы / Под ред. А.В. Щербакова. – Тула: Гриф и К, 2010. – 393 с.
Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части России. – 11-е изд. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2018. – 600 с.
Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. – Тула, 1895.
Мартынов П.М. Историческо-статистическое описание г. Алексина с его уездом // Тульские губернские ведомости. – 1871. – № 61.
Писцовые книги Тульского края. – Часть 1. Алексинский уезд. – Тула, 1914.
Пономарёва В.М. Алексин (страницы истории города и района). – Тула: Издательский дом «Пересвет», 1998. – 147 с.
Попов А. Егнышёвка. - Тула: Изд-во «Гриф и К», 2004. - С. 68—85.
Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек: Учебное пособие для сети общественного экологического мониторинга / Под ред. д.б.н. В.В. Скворцова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: «Крисмас+», 2006. – 176 с.
Приходы Тульской епархии (по данным клировых ведомостей). – Тула, 1915-1916 гг.
Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Тула: Издат дом «Пересвет», 2010. – 568 с.
Рудаков В.Е. Бобрищевы-Пушкины // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах. - Т. 7. – СПб., 1911–1916.
Скворцов В.Э. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2014. – 506 с.
Соборы.ру. Народный каталог православной архитектуры. - Вепри (Вепрея). Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Топографическая карта N-37-51. Алексин. Масштаб 1:100000. Состояние местности на 1989 г. Издание 1993 г.
Харитонов Н.П. Исследуем природу: Учебно-методическое пособие по организации исследовательской деятельности школьников в полевой биологии. – М.: МИОО: Библиотека журнала «Исследователь», 2008. – 192 с.
Чижков А.Б. Тульские усадьбы: Каталог с картой расположения усадеб. - Смоленск, 2011. – 208 с.
Энциклопедия городов и районов Тульской области. – Тула: Издательский дом «Пересвет», 2012. – 431 с.
Фотоприложение 1
Фото 1. Окские дали (Тульская область, Алексинский район) |
Фото 2. Панорама левобережья р. Оки (вид с правого берега) |
Фото 3. Вид на мост через Оку со стороны старого Алексина |
Фотоприложение 2
Фото 4. Вид на старый Алексин с правого берега р. Оки |
|
Фото 5. Вид на ООПТ «Алексин-бор» со стороны 2-го микрорайона города |
|
Фото 6 – 7. Памятник природы «Алексин-бор» на разных участках ООПТ |
Фотоприложение 3
Фото 8. Современный вид храма Успения Божией Матери в пос. Успенском |
Рис. 9. Фрагмент карты Алексинского Поочья с указанием местоположения д. Юдинки |
Фото 10. Фрагмент усадьбы в Юдинках (вид со стороны пруда) |
Фотоприложение 4
Фото 11-12. Общий вид святого места в Егнышёвке |
||
Фото 13-14. Святой источник великомученика и целителя Пантелеймона |
||
Фото 15-16. Купель и дорожка к купели на святом источнике |