"Три брата":общее культурное прошлое?

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

"Три брата":общее культурное прошлое?

Быков А.Г. 1
1МАОУ "Мысовская СОШ 56", 6"Б"
Вострикова Е.С. 1
1МАОУ "Мысовская СОШ 56"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Люди привыкли путешествовать заграницу. В наше нелегкое время, очень трудно это сделать. Но если мы оглянемся вокруг, то увидим огромное количество красивых мест, где ни разу не были. Я живу в маленьком городке под названием Бабушкин. Назван мой город был в честь революционера – ленинца Ивана Васильевича Бабушкина, который был расстрелян на станции Мысовая. Мой город имеет богатую историю, но еще и имеет прекрасное местонахождение. С запада на восток, протяженностью 350 километров расстилается древнейший массив планеты, образующий горную страну на юге Байкала, это горный хребет Хамар-Дабана. Мой городок раскинулся у подножия этого хребта.

Мой дедушка очень часто брал меня в лес и рассказывал о знаменитых местах и их легендах. Слушая рассказ своего деда о горах и их названиях, меня очень заинтересовала гора Три брата. Интересно стало узнать, почему именно так называется и чем она знаменита. А есть ли еще в нашей стране горы с таким же названием?

Заинтересовавшись данной темой, я решил найти информацию в интернете и с удивлением обнаружил, что в нашей стране во многих регионах есть горы с названием «Три брата». Тут и появилась гипотеза моего исследования – Значит ли, что общность употребления оронимов (так называются в науке обозначения гор) на разных территориях России является объединяющим фактором культурно-исторического наследия разных народов страны?

Цель моей работы: изучить общность культурно-исторического прошлого на основании легенд о горах с названием «Три брата».

Задачи:

Изучить и сопоставить 4 легенды разных народов России о горах с названием «Три брата».

Разделить легенды на архаичные и бытовые.

Вывести общие закономерности построения легенд о «трех братьях.»

Сделать вывод об общем культурно-историческом прошлом разных народов России.

Методы:

Изучение материалов о горах «Три брата».

Разговор с охотниками.

Проведение опроса.

Использование сети интернет для получения информации.

Данная работа является первым этапом в изучении легенд о родном крае и сопоставлении их с легендами других народов.

Работа имеет теоретическую и практическую значимость, которая будет доказана в ходе исследования, а в дальнейшем и представления работы.

Основная часть:

Для того, чтобы узнать – знает ли наше население о горах «Три брата», я провел небольшой социологический опрос, задав 50 жителям от 15 до 62 лет вопрос:

Слышали ли вы когда-нибудь о горах с названием «Три брата», и знаете ли вы, что они находятся недалеко от нашего населенного пункта?

Получил следующие результаты:

70 процентов не слышали о горах «Три брата» вообще ничего.

20 процентов слышали и знают, что они находятся рядом с нашим населенным пунктом.

10 процентов слышали о горах «Три брата», но не знают о их местоположении.

Интересным стало то, что 20 процентов, знающих о горах «Три брата» это жители 58-62 лет. Один из них нам рассказал, что раньше у выпускников школы была традиция – После выпускного отправляться на несколько дней к этим горам для встречи рассвета. Тема заинтересовала меня еще больше.

Конечно, такое название горы носят не просто так. Про них существует легенда. Эта легенда передается от поколения к поколению. Ее рассказывают охотники и когда она возникла – никто не знает. Я узнал о ней от штатного охотника Янина Виктора, он и предоставил мне личные фотографии, сделанные на горе «Три брата».

Легенда:

Истоки легенды уводят в то время, когда по Кяхтинскому тракту двигались купеческие обозы с товаром в Монголию и Китай. Случалось, что не всегда они добирались до назначенного места, так как подвергались разбойным нападениям местных жителей.

Проживали в Мысовой три брата: Силантий, Гаврила и Федор, которые занимались грабежом обозов. Случилось так, что все трое погибли на таежных тропах в неравной хватке с жандармами. Последним погиб Федор. Рядом с ним находилась его любимая Екатерина. Когда жандармы, заинтересовавшись содержимым тюков, вспомнила о Катерине, ее поблизости не оказалось. И говорят, что часто в таежной глубинке выходит к костру незабываемой красоты женщина, за которой ходит по пятам вороной конь с белой грудью. Немного постоят в отблесках костра и растворяются в ночи.

И оставляют в том месте перед выходом из тайги ягодники или охотники съестные припасы. Иначе не выйдешь. Закрутит на одном месте, будто леший водит.

Погрузившись в легенду, я обратился в сеть интернет и нашел легенды о горах с таким же названием народов Сахалина, Камчатки, Урала.

Легенды Сахалина, Хакасии и Урала:

Первая легенда – народов Урала имеет вполне четкие временные рамки – время хождения Чингисхана на Русь - 13 век. То есть это бытовая легенда, события которой вполне имели место быть в истории нашего государства.

Грудь о грудь сшибались с конниками Чингисхана башкирские всадники, отстаивая свои кочевья и стойбища.

Четырнадцать лет монголы не могли сломить их сопротивление. Сам Урал помогал башкирским воинам, наводя ужас на захватчиков дремучими лесами и мрачными скалами, за которыми на каждом шагу их подстерегала опасность.

И вот стеною однажды встали на пути захватчиков три последних джигита, три брата, спрятав за спиной своих жен и детей. Град стрел обрушили они на врагов, не допуская их близко.

Так и не сумели одолеть их воины Чингисхана, вынуждены были уйти обратно в открытую степь. А братья остались в памяти народа. Три отвесные скалы слились в каменные щиты, над которыми, точно головы в шлемах, видны три остроконечные вершины.  

То есть эта легенда рассказывает не о гибели братьев, а о том, что люди захотели увековечить память о героях противостояния Чингисхану. Однако, есть в этой легенде и то, что сближает ее с местной легендой – это три брата, которые объединены общим делом – в этом случае защитой родины.

Следующая легенда – легенда народов Сахалина.

Жили в одном из поселений три брата, три богатыря, которые славились своей силой и ловкостью. Очень дружно жила семья в маленьком домике, но их счастье всегда омрачалось народным горем. И стал тогда старший брат собираться на поиски волшебных ключей от народного счастья. Взял с собой лук со стрелами и унты. Долго он бродил по крутым горам и равнинам, так и вышел к берегу моря.

Глухое это место было: справа – суровые скалы, слева – бурное море, сверху – синее небо и вокруг – ни души. Уставший странник решил присесть на прибрежный камень и отдохнуть. И тут его внимание привлекла скала, которая уходила далеко в море. Интересно стало старшему брату, и тогда он забрался на эту скалу, где и обнаружил пещеру. Только тогда он понял, что находится у пещеры злобного и беспощадного Дэва. Его сковал страх и ужас, но это не помешало сделать несколько шагов вперед. Вдруг послышался сильный грохот, это возвращался Дэв с охоты. Застонала вокруг земля, обрушился сильный смерч, засверкала молния, и все в одно мгновение стихло. Только осталась с тех пор скала на берегу моря – память о старшем брате. Так расправился страшный Дэв со смельчаком.

Долго в семье ждали старшего брата, но новостей не было. Следом стал собираться в дорогу средний брат. Долго блуждал богатырь в поисках дороги к пещере и вот наконец-то на берегу моря увидел одинокую скалу. С ужасом узнал он в этой скале богатырское сложение старшего брата. Не успел храбрец сделать и шагу, как затряслась земля, из пещеры вылетел могучий Дэв, с силой бросил его на землю и превратил в скалу.

Не дождались родственники и среднего сына. Тогда на поиски волшебных ключей стал собираться младший брат. По следам среднего брата быстро он вышел к берегу моря, где и увидел окаменевшие фигуры братьев. Долго оплакивал он горькими слезами своих братьев, но чуда не случилось. Тогда пошел он к пещере, из которой слышался храп злого Дэва, и вытащил у него из кармана ключи от народного счастья.

Довольный собой, зашагал он быстрыми шагами к своему родному поселению, но не тут-то было. Проснулся свирепый Дэв, догнал его возле окаменевших двух братьев и тоже превратил в скалу. С тех пор так и остались стоять в море три богатыря, три храбреца – скалы Три Брата.

Здесь снова три брата объединены общим делом – здесь защитой собственного дома от голода. Хочу отметить, что эта легенда более архаична, чем предыдущая, здесь присутствует образ дьявола Дэва, который скорее всего является архетипом зла для народов Сахалина. Подобно нашей легенде – три брата погибают и народ вокруг них складывает легенду.

Третья легенда – легенда народов Камчатки.

По легенде скалы «Три брата» являются защитниками бухты и портового города от океанских волнений. В далекие времена, на прибрежные поселения бухты обрушивались природные морские стихии. Взмахом одной своей волны они могли смыть весь поселок с земли. Тогда, жившие в одном из селений трое братьев решили встать на защиту родной земли и вошли в море. Они были настолько сильны и высоки, что море оказалось им лишь по грудь. Стали они стойкой преградой на пути грядущего шторма. Однако не понравилось это морскому богу. Бушевал он своими морскими недрами много дней и ночей, но не удалось ему сломить богатырей. Решил тогда бог превратить их в камень. Застыли братья, шторм тот закончился, а они так и остались стоять на страже и по сей день.

Здесь снова три брата – объединены общим делом. И их гибель заставляет людей сложить легенду о прошлом.

То есть все 4 легенды строятся по принципу общности и неразделимости трех братьев – объединения их каким-то общим делом.

Сакральность или закономерность?

В ходе моего исследования интересным фактом стало то, что именно у народов Зауралья существует легенды о «Трех Братьях» - в Западно-Европейской части России таких легенд нет. На основании этого можно сделать вывод, что образ «Трех братьев» стал архетипическим именно для народов азиатской части России. Скорее всего это связано с самобытностью народов, проживающих на этой территории. Цифра три – является сакральным числом для многих философских течений, считается идеальным числом в геометрии. Но весь сакральный смысл этого числа идет из глубокой древности мифологии, легенд и мифов древней Греции, ведь даже Троянская война началась со спора трех Богинь на олимпе.

Но, а как же Три Богатыря, три сына или Троеперстие в Христианстве – я задался и этим вопросом. Изучив тему, я выяснил, что русская культура – многонациональна и самое главное – дуалистична. То есть здесь, в России легенды и праздники перекликаются с православными, вспомним хотя бы то, что масленицу мы празднуем в церковный праздник «Прощеное воскресение». А цифра 3 является сакральной для многих народов. Складываясь с цифрой 4, образуя цифру 7. 3 мира – верхний, средний и нижний, 4 стороны света. Поэтому, образ трех братьев это образ ничего иного как образ трех единств в человеке – духа, души и тела. Так значит единство общего дела братьев – единство в человеке духа, души и тела. И именно такой человек является каким-то выдающимся защитником или даже умелым разбойником.

То есть, действительно, легенда о «Трех братьях» у каждого народа интерпретируется по-разному, но общим является то, что три брата – это единство, а значит мы можем говорить об архетипическом образе триединства в общем историческом прошлом абсолютно разных народов России, проживающих за Уралом. Гипотеза доказана.

Маршрут?

Помимо изучения легенды меня заинтересовало – будет ли интересен маршрут на место «Три брата» жителям нашего города, ведь, заинтересовавшись легендами, я узнал, что все три рассказанных маршрута являются туристическими и эти легенды рассказываются экскурсоводами туристам. Я обратился к охотникам с просьбой показать местность, опробовать маршрут. Конечно, пока этот маршрут еще не готов для приема туристов и гостей – непроходимые «убитые» дороги, «медвежьи тропы» и многие другие прелести Сибирской тайги.

Но тем не менее наш маршрут удался, и мы уже наметили точки привалов, осмотра красивых мест. Возможно, в скором времени мы сможем восстановить школьную традицию походов выпускников на «Три брата», а может и привлечь туристов-экстрималов на наш маршрут.

Думаю, у нас все получится, но это уже совсем другая история.

Продуктом нашего исследования является буклет с толкованием числа 3 в разных культурах. После представления моего проекта вы сможете ознакомиться с ним.

Вывод:

Культура каждого народа – самобытна. Конечно, разность развития народов – это главный фактор, который и сейчас проявляется в современном мире. Но стоит помнить, что мы все являемся одной большой страной и наше общее прошлое, не важно, базируется ли оно на архетипических образах или строится индивидуально – наше прошлое никто не сможет отнять у нас, а значит мы словно тысячи легенд и о трех Братьях, и о Байкале составляем общее прошлое страны. Мы едины и в этом общем единстве наша сила!

Список литературы:

Лукин Е.В Сказки и легенды народов России / Е.В. Лукин // Изд-во: ОЛМА Медиа Групп, М., 2013. 304 с.

Просмотров работы: 62