ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благоприятная пора для привития чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание школьников – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств.
Поэтому в процессе патриотического воспитания школьников следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края.
Задачи патриотического воспитания подрастающего поколения состоят в том, чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, преданного идеалам демократии и гуманизма. Воспитать чувство любви к Отечеству, своему родному краю, к его героическому прошлому и настоящему, воспитать уважительное отношение к законам и символам Российского государства, к другим народам и государствам.
Экскурсии расширяют кругозор, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства Белгородчины.
У подрастающего поколения наблюдается интерес к активному, познавательному и образовательному отдыху, поэтому туризм подростков имеет ряд ярких отличительных черт, и его можно рассматривать как сегмент молодежной культуры. Он наглядно демонстрирует, что школьники могут быть самостоятельными, организованными и активными.
В связи с этим, на сегодняшний день в мире начали развитие новые формы проведения экскурсий – квест-экскурсии. Использование элементов квеста позволяет проводить экскурсию в игровой форме с загадками и головоломками. Задания в квест-экскурсиях направлены на расширение кругозора, развитие внимания, скорости мышления, памяти, логики. Также экскурсионный квест позволяет узнавать и усваивать информацию по объектам экскурсии, которая благодаря заданиям становится более яркой и интересной. Стоит отметить, что формат квест-экскурсии способствует формированию командного духа, новым знакомствам и интересному времяпровождению.
Цель проекта – изучить специфику патриотического воспитания школьников на современном этапе развития общества, разработать цикл тематических экскурсий (квест-экскурсий) «Я знаю свой город» (не менее 3-х), провести для школьников (общий охват не менее 30 человек) в период с 01.08.2022 г. по 01.06.2023 г. на территории г. Белгорода.
Задачи исследования:
1.Определить роль и место экскурсионной деятельности в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
2. Изучить эффективность экскурсионной деятельности в патриотического воспитания на современном этапе.
3. Разработать цикл экскурсий (квест-экскурсий) «Я знаю свой город».
4. Опубликовать путеводитель «Прогулки по городу Белгороду».
Основные целевые группы, на которые направлен проект:
школьники (возраст 10-15 лет).
Содержание проекта
Реализация данного проекта направлена на воспитание, развитие патриотизма, зарождающееся и формирующееся как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детском возрасте.
Формирование патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально-духовном и нравственном плане. На этом уровне развития личность идентифицирует себя с Родиной. Ее «Я» становится частицей социума, что в реальной действительности и конкретной деятельности проявляется в единение чувств, ценностей, взглядов, норм, идеалов, целей, действий и поступков, интегрирующим моментом, которого выступают высшие интересы общества, активная реализация идеи служения Отечеству.
В соответствии с этим, основными направлениями деятельности будут являться:
– встречи с ветеранами войны и тыла;
– тематические и общешкольные вечера;
– цикл экскурсий (квест-экскурсий) «Я знаю свой город»;
– путеводитель «Прогулки по городу Белгороду»
С целью развития патриотических качеств школьников через сохранение и эффективное использование технологий экскурсионной деятельности, мы предлагаем разработать цикл учебно-тематических экскурсий для школьников г. Белгороду (в перспективе – по Белгородской области «Белогорье: назад в будущее») и разработать путеводитель «Прогулки по городу Белгороду» с целью популяризации подвига советского народа в Великой Отечественной войне, достижений науки, спорта, культуры и другое.
Команда проекта:
1. Белецкая Анна–менеджер проекта, экскурсовод.
2. Белецкая София – информационное сопровождение проекта (продвижение в соц.сетях, разработка буклетов, путеводителя). экскурсовод.
Основные этапы реализации проекта
Проект «Экскурсии по родному краю как условие формирования патриотических качеств у школьников» планируется осуществить в период с 01.08.2022 г. по 01.06.2023 г.
Разработка экскурсий производится с учетом возрастных особенностей участников экскурсии и предполагает поэтапность работы.
Основные этапы для реализации проекта:
1 этап – изучение и сбор исторического, краеведческого материала (01.08.2022 – 01.10.2022).
2 этап – подготовка, разработка экскурсий (квест-экскурсий) и проведение пилотных экскурсий с целью устранения неточностей (01.10.2022 – 01.03.2023).
3 этап – проведение экскурсий для школьников, подведение итогов (01.03.2023 – 01.06.2023).
Механизм реализации проекта
В рамках реализации данного проекта предполагается разработка цикла экскурсий (квест-экскурсий), направленных на патриотическое воспитание школьников:
1. Квест-экскурсия «Гражданский проспект». Маршрут экскурсии: Гражданский проспект – Соборная площадь.
2. Учебно-тематическая экскурсию «Прогулки по старому Белгороду».Маршрут экскурсии: Соборная площадь – Гражданский проспект – ул. Вокзальная – ул. Преображенская – ул. Попова.
3. Тематическая экскурсия «Белгородские улицы, хранящие память героев войн». Маршрут экскурсии: ул. Конева – ул. Шаландина – проспект Ватутина – ул. Апанасенко – ул. Попова – ул. Генерала Лебедя
Смета расходов
№ п/п |
Наименование |
Ед. измерения |
Кол-во |
Цена руб. |
Сумма |
Источник финансирования |
1. |
Портативный усилитель голоса с микрофоном |
штук |
1 |
5000 |
5000 |
Иные средства |
2. |
Радиогид система на 15 экскурсантов SGTR02 |
комплект |
1 |
65500 |
65500 |
Иные средства |
3. |
Внешний жесткий диск. |
штук |
1 |
2950 |
2950 |
Иные средства |
4. |
Печать дидактических цветных материалов (для заданий во время квест-экскурсий) |
штук |
100 |
40 |
4000 |
Иные средства |
3 |
Издание путеводителя «Прогулки по городу Белгороду» |
штук |
5 |
1000 |
5000 |
Иные средства |
Итого: |
82450 |
библиографический список
Алексеева, Н.Д. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности / Н.Д. Алексеева, Е.В. Рябова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2015. – № 1. – С. 14-21.
Гусейнова, А.Г. Особенности проведения квест-экскурсий и их значение // Ресурсы и потенциал региона в формировании культурно-образовательных маршрутов в рамках развития сельского туризма: практическое пособие / А.Г. Гусейнова. – Ярославль : ГОАУ ЯО ИРО «Центр детей и юношества», 2014. – С. 18-22.
Гусейнова, А.Г. Особенности составления и организации квест-экскурсии / А.Г. Гусейнова // Сервис в России и за рубежом. – 2015. – № 5 (61). – С. 185-195.
Капилевич, Л.В. Основы разработки квест-экскурсий / Л.В. Капилевич. – Томск : Изд-во Томского университета, 2017. – 94 с.
Квест 31 регион: история Белгородчины // «НИУ БелГУ, Факультет дошкольного, начального и специального образования педагогического института : [сайт]. – URL: http://fk-ped.bsu.edu.ru/php/140-novosti-fakulteta/kvest-31-region-istoriya-belgorodchiny-kvest-belgorodchiny (дата обращения: 15.03.2022).
Служить Отчизне : список литературы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи / сост. Ю. Ю. Завьялова. – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2005. – 10 с.
Энциклопедия туриста / авторы составители Е.И. Тамм, А.X. Абуков, Ю.Н. Александров. – Москва : Большая Российская энциклопедия. – 1993. – 607 с.