I.Введение.
Я часто бываю в Ильинском музее. Мне нравятся разные выставки. В разделе о Великой Отечественной войне есть материал и о моем прадеде Дацкевиче Даниле Филипповиче. Во время одной из экскурсий в Казанский районный музей имени Василия Аржиловского я увидела необычный экспонат, на этикетке которого была надпись: «Макет ткацкого станка. Мастер Дацкевич Фёдор Филиппович». (Приложение 1). Как мой прадедушка, только имя Фёдор. Я заинтересовалась: кто это? Однофамилец или родственник? Зачем он сделал макет ткацкого станка? Дома мой дедушка Дацкевич Александр Данилович рассказал, что автор музейного экспоната – это его дядя, родной брат моего прадедушки. Всю жизнь Фёдор Филиппович с семьей прожили в деревне Вакарино Казанского района. В настоящее время живет в селе Казанское. (Приложение 2). Работал Фёдор Филиппович управляющим в совхозе. На подворье семья держала свиней, коров, лошадей, овец, птицу. Обрабатывали большой огород. А в свободное время долгими зимними вечерами на ткацком станке, сконструированном хозяином, том самом станке, макет которого я увидела в музее, женщиныткали дорожки и ковры. Готовые изделия с удовольствием дарили родственникам. Такой ковер был и у моего прадедушки. Мне захотелось подробней узнать о таком интересном увлечении моих предков. Так возникла идея написания творческой работы«Культурное наследие моих прадедов. Вакаринские ковры ».
Актуальность темы:
Народное искусство – это яркое отражение жизни людей, их восприятия окружающего мира. Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества – это сказки, обычаи, народные песни и танцы, художественные промыслы. Основано народное искусство на древних культурных традициях, которые бережно должны передаваться из поколения в поколение.
По инициативе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 2022 год объявлен в России Годом искусства и культурного наследия народов. Поэтому, считаем, что тема нашей работы в настоящее время особенно актуальна.
Цель работы:
Вызвать интерес у сверстников к древнему искусству - ковроткачеству, на примере занятий этим ремеслом моих предков – жителей деревни Вакарино Казанского района.
Задачи:
познакомиться с творческими работами моих прадедов;
обеспечить для сверстников возможность знакомства с национально – культурным наследием жителей нашего края.
Практическая значимость работы состоит в следующем:
пополнить материалы музейного фонда по теме «Ковроткачество в Казанском районе»;
полученные материалы могут быть использованы учителем начальных классов при проведении уроков окружающего мира и во внеклассной деятельности на занятиях кружка «Умелые руки».
Методы работы над проектом:
1. изучение литературы, интернет – материалов;
2. беседа со взрослыми;
3. экскурсии в Ильинский и Казанский районный музеи;
4. практический.
II. Основная часть.
1. Из истории ковроткачества в Тюменском крае.
Ковроткачество – это одно из самых древних ремёсел, освоенных человеком, изготовление декоративных покрытий для украшения стен и пола.
Изначально предназначением ковра было защищать своих владельцев от погодных условий. Постепенно произведения этого вида ремесла становятся предметами искусства и роскоши.
Ковёр — изделие из тяжёлой ворсистой или гладкой ткани, обычно многоцветное, узорчатое, которое использовали для покрытия пола, украшения стен. Были большие ковры настенные, половые, поменьше — сундучные, налавочники. Ковры оберегали все важные места дома, ими украшали жилища, застилали сани, укрывали спины лошадей. Ковры ручной работы дарили молодожёнам на свадьбах. По преданию, такой ковёр служил надёжной защитой жилища и благополучия семьи.
Одним из старейших регионов российского ковроткачества является современная Тюменская область. По мнению историков, производство ковров в нашем крае берет начало в XVI веке.
В XIX веке этот промысел стал особенно популярен в Тобольской губернии. В сёлах жило много ковроделов, шерсть была менее дорогая. Ковры здесь пользовались большим спросом. Сибирские ковроделы были знамениты своими изделиями на всю Российскую империю, о них знали и за границей. Лучшие экземпляры ковров представлялись на всевозможные выставки. Их продавали на ярмарках и торжках.
В то далекое время ковры ткались более, чем в 50-ти деревнях и сёлах Тюменского уезда. Не обошло занятие этим ремеслом и сибирскую деревеньку Вакарино Казанского района, которая расположилась далеко от уездного центра, среди густых лесов и болот.
2. Устройство ковроткацкого станка
Посетив музей, я познакомилась с устройством ткацкого станка. (Приложение 3)
Ковроткацкий станок простейшего типа состоит из вертикальных стоек: боковин и двух перекладин — валов, служащих для натяжения основы. Нижняя перекладина закрепляется в боковинах жёстко, а верхняя свободно ходит в пазах боковин и закрепляется клиньями, которые вкладываются в пазы под верхним валом. Устройство ткацкого станка постоянно совершенствовалось.
Ковры вакаринских мастериц.
Чтобы подробнее узнать, как мои прадеды осваивали ремесло ковроткачества, я обратились к Дацкевичу Фёдору Филипповичу и Галине Фёдоровне Бачаловой (Дацкевич).
Вот что рассказал мне прадедушка Дацкевич Фёдор Филиппович: «Ковры ткали во многих семьях. Кто первым в Вакарино начал заниматься таким рукоделием уже и не помню. Думаю, что пришло к нам это ремесло вместе с нашими предками, переселенцами из Гродненской области Белоруссии. Ткацкий станок изготовил я сам. Его называли кросно. Как готовили нитки? Это трудоемкая работа. После стрижки овец пряли шерсть. Причем шерсть для ковров подходила, только белого цвета, поэтому и овец старались разводить белых. Затем эту пряжу тщательно мыли, сушили, а потом уже только красили. Чтобы нитки получались более ровными по длине, их наматывали на брусок и разрезали».
Галина Фёдоровна Бачалова (Дацкевич) поделилась своими воспоминаниями из детства о семейных занятиях ковроткачеством: «После того, как взрослые приготовят нитки - покрасят, разрежут, мы – дети, раскладывали их по цветам в коробочки, чтобы было удобно брать во время работы. Рисунки копировали с картинок с узорами из журналов, обменивались эскизами с соседями. На изготовление одного ковра уходило от двух недель до месяца. Чтобы быстрее спорилась работа, взрослым помогали дочери. Каждая из нас отвечала за набор одного цвета. Работа затягивала, хотелось быстрее увидеть результат. Поэтому мы с сестрами устраивали соревнование кто больше «пройдет дорожек», при этом не забывали про аккуратность. Соседи отмечали, что наши ковры отличались яркостью цветов. Может потому, что краска была качественнее. За ней родители специально ездили в город Петропавловск».
Прикоснуться к истории мне помогли родственники: Галина Фёдоровна Бачалова (Дацкевич), Любовь Фёдоровна Гордеюк (Дацкевич), Антонина Фёдоровна Прощенко (Дацкевич). Я увидела ковры, сотканные много лет назад вакаринскими умелицами Дацкевич Анастасией Андреевной и Дацкевич Анастасией Ильиничной, которые бережно хранятся в семьях их дочерей.
Орнамент ковров вакаринских мастериц своеобразен. В центре ковра размещено изображение бутонов роз, шиповника, голубых незабудокв окружении листьев, веточек, травинок. Цветы настолько крупные, что занимают почти весь центр ковра, оставляя для каймы небольшую часть. Основными расцветками являются красный, желтый и зелёный с оттенками. Для фона использовался черный цвет. Чёрный фон символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит. Яркие букеты напоминают о красках щедрого лета. Таким образом, наличие чёрного и красного цветов на ковре означает могущество и богатство.
Изображение цветов не всегда было характерно для ковров, которые ткали вакаринские мастерицы. Наиболее ранние узоры, украшающие ковровые изделия — это геометрические фигуры. Чаще всего это были ромбы, многогранники, звезды или геометрические цветы. Геометрические фигуры использовали и для каймы ковра. (Приложение 4).
Среди ковров, которые я увидела у Галины Федоровны, есть один, не похожий на остальные -«Тройка». Этот ковер соткан по образцу маленького коврика, который был привезен из Белоруссии. На переднем плане изображены три коня, в которые запряжены сани. В санях – медведь. Он управляет лошадьми. Одна лошадь покрыта ковром. За санями бежит собачка. На заднем плане вековые сосны и молоденькие елочки. Это настоящее произведение искусства! (Приложение 5).
II.Практическая работа.
Познакомившись с творчеством моих прадедов, я изготовила коврик. Для этого мама мне купила набор для вышивания в ковровой технике. В набор вошли: ковротканная основа, акриловая пряжа двух цветов (синий и желтый), крючок, схема и инструкция.
Прежде чем приступить к работе, я нашла геометрический центр. Для этого основу сложила вчетверо. И с этой ячейки начала вышивать. Чтобы коврик получился аккуратным, стежки на основе закрепляла всегда одинаково – горизонтально.
Заключение.
В результате проведенной работы, я узнала о древнем виде искусства - ковроткачестве, увидела изделия это ремесла моих предков – жителей деревни Вакарино Казанского района, изготовила авторскую работу «Коврик», которой я придала новое современное дыхание.
Таким образом, я считаю, что народное искусство играет важнейшую роль в жизни человека, помогает нам сохранить духовные ценности наших прадедов. Я думаю, что изучать народную культуру, традиции не только интересно, но и очень важно, чтобы не терялась связь поколений.
Список используемой литературы и интернет - ресурсов
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.-4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.-944 стр.
2. https://nashural.ru/projects/malye-goroda/sibirskoe-kovrotkachestvo/
Приложение 1
Макет ткацкого станка, сделанный Дацкевичем Фёдором Филипповичем
и подаренный Казанскому краеведческому музею.
В Казанском краеведческом музее. У макета ткацкого станка.
Приложение 2
Дацкевич Фёдор Филиппович с супругой Анастасией Андреевной, 2011 год
Приложение 3
В Ильинском краеведческом музее. Ткацкий станок.
Приложение 4
Ковры вакаринских мастериц Дацкевич Анастасии Андреевны
и Дацкевич Анастасии Ильиничны
Приложение 5
Ковер «Тройка».
Приложение 6
Авторская работа «Коврик».
Приложение 7
Тезаурус (новые слова)
Наследие - явление духовной жизни, культуры, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений.
Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и передающаяся будущим как что – то ценное и почитаемое.
Ковроткачество – это одно из самых древних ремёсел, освоенных человеком, изготовление декоративных покрытий для украшения стен и пола.
Торжок – торговое место.
Кросно - ткацкий станок.